» »

Проблемы санаторно курортной отрасли. Уполномоченный по правам человека в калужской области

12.10.2019

Опыт отечественной курортологии составляет почти 300 лет, однако в настоящее время объемы и качество санаторно-курортного обслуживания и лечения существенно снизилось за счет уменьшения бюджетных ассигнований на здравоохранение и размеров средств, выделяемых ФСС на эти цели. Так, по данным статистики, с января по сентябрь 2014 года правом на санаторно-курортное лечение воспользовались всего 4,6% инвалидов в возрасте старше 15 лет, никогда не были на санаторно-курортном лечении 61,1% инвалидов, проходили санаторно-курортное лечение более 5 лет назад 22,2%, от 2 до 5 лет назад-9,5% . В тоже время уровень заболеваемости населения растет, с 2002 года по 2014 год количество зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые, выросло на 8661 человек, за период с 1990 по 2014 годы уровень заболеваемости увеличился с 96322 человек до 114989человек, несмотря на развитие медицины. Общая численность инвалидов с 2009 года незначительно сократилась, но в тоже время замечается увеличение количества детей-инвалидов и инвалидов с детства – с 2012 по 2015 год эту категорию пополнили 44428 человек. В сфере травматизма при выполнении трудовых обязанностей ситуация складывается также не лучшим образом, на фоне ухудшения условий труда и сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Льготы на санаторно-курортное лечение установлены законодательством РФ как мера дополнительной медико-социальной помощи населению. Субсидии для льготного пребывания в санатории полагаются определенным группам граждан, признанным нуждающимися в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям.

Основополагающей нормативно-правовой базой, устанавливающей порядок предоставления данного вида субсидий, является:

Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Выдача льготных путевок в санаторий – процесс заявительный. То есть человек сам должен изъявить желание и запросить предоставление путевки. Порой лечащий врач самостоятельно рекомендует прохождение санаторного лечения, но это не является обязательным и достаточным условием.

Для того чтобы получить субсидированную путевку в санаторий нужно чтобы заявитель одновременно отвечал двум требованиям:

Относился к группе лиц, имеющих право на такую субсидию по закону; Имел медицинские показания.

Многие ошибочно принимают такие субсидии за бесплатную путевку в отпуск. На самом деле льготы на санаторно-курортное лечение имеют прямую связь с состоянием здоровья заявителя. Чтобы получить субсидию необходимо получить справку 070/У-04. Врач выдает ее в случае, если придет к выводу о том, что пребывание в санатории действительно необходимо. Кроме того не ранее чем за 2 месяца до отправления на курорт заявитель должен получить курортную карту. Оформляется она у того же врача, что и выдал справку 070/У-04.

Важно помнить, что у формы 070/У-04 есть предельный срок действия – 6 месяцев. По истечению этого периода справку нужно будет оформлять заново.

После получения справки 070/У-04 гражданин должен написать заявление на предоставление субсидии в местном отделении ФСС (Фонда социального страхования), где ему и будет выдана путевка.

С собой в санаторий необходимо привезти следующие документы : Путевку;

Медицинский полис;

Санаторную карту; Паспорт.

В ряде случаев требуется еще заключение медико-социальной экспертизы. Как правило, это касается инвалидов, поскольку некоторые заболевания предполагают противопоказания к санаторно-курортному лечению в лечебно-профилактических учреждениях определенного типа. Кроме того, в некоторых регионах для получения путевки могут попросить предъявить справку о размере пенсии.

В связи с тем, что начиная с 2005 года в России действует система монетизации льгот, для получения бесплатной путевки в санаторий пенсионер должен оформить официальный отказ от предоставления денежной компенсации за этот вид социальной помощи.

Решение о предоставлении путевки или об отказе в ее выдаче должно быть принято в течение 20 рабочих дней с даты приема заявления и прилагаемых к нему документов. Нот получить путевку сразу не удастся – направление в санаторий осуществляется в порядке очереди.

Российское законодательство выделяет два типа лиц, имеющих право на санаторно- курортные субсидии. Право раз в год бесплатно посетить лечебный санаторий имеют:

Инвалиды и участники ВОВ;

Ветераны боевых действий;

Инвалиды 1,2,3 групп и дети инвалиды;

Жители блокадного Ленинграда (необходимо иметь наградной знак); Работники тыла в период ВОВ;

Пострадавшие от радиации в результате катастрофы на ЧАЭС.

Члены семей погибших инвалидов и ветеранов ВОВ.

Наряду с правом бесплатно получить направление в санаторий указанные лица имеют право на:

Бесплатный проезд к санаторию на наземном транспорте. (ЖД транспорт, кроме фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности; Экономический класс авиатранспорта; Водный транспорт; Автомобильный транспорт общего пользования (автобусы и т.д.).

Талон для покупки льготного билета выдается в отделении ФСС вместе с путевкой. В регионах, откуда выезд наземным транспортом невозможен, ФСС оплачивает и авиабилеты.

Для инвалидов 1 группы и детей-инвалидов закон предусматривает право бесплатно взять с собой одного сопровождающего.

Помимо указанных выше социальных групп законодательство РФ также предусматривает: Льготы военным пенсионерам по санаторно-курортному лечению;

Льготы пенсионерам по санаторно-курортному лечению;

Льготы на санаторное лечение ветеранам труда;

Льготы офицерам запаса на санаторно-курортное лечение;

Важно помнить, что санаторий не предусматривает предоставление необходимых лекарственных средств кроме тех, что будут выписаны в самом учреждении. Все необходимые медикаменты необходимо получить по имеющимся рецептам заранее по месту своего жительства.

Приказ Министра обороны РФ от 15 марта 2011 года № 333 "О порядке санаторно- курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" установил порядок и основания предоставления военнослужащим курортно-оздоровительного лечения.

Льготы военным пенсионерам по санаторно-курортному лечению предоставляется также и членам их семей. Оформляется льготная путевка решением Управления санаторно-курортного лечения МО РФ. Чтобы получить субсидию военный пенсионер должен подать заявление непосредственно в Главное военно-медицинское управление МО РФ либо в администрацию санатория. К заявлению необходимо приложить справку по форме 070/У-04, подтверждающую наличие медицинских показаний.

Льготы офицерам запаса на санаторно-курортное лечение предоставляются по аналогичной схеме при условии, что срок службы уволенного в запас офицера в льготном исчислении составляет не менее 20 лет.

Закон «О государственной социальной помощи» предоставляет пенсионерам возможность направления на санаторно-курортное лечение не чаще, чем 1 раз в 2 года. Исключение составляют инвалиды и дети-инвалиды, которым путевки в санаторий предоставляются раз в год, а при наличии особых медицинских показаний – еще чаще.

По закону льготные категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, могут выбрать: получать НСУ в натуральной форме или в денежном эквиваленте, полностью или частично.

Право на получение набора социальных услуг имеют:

инвалиды и участники Великой Отечественной войны; инвалиды и ветераны боевых действий;

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награждённые орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

инвалиды и дети-инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации и другие категории граждан.

Набор социальных услуг включает в себя:

обеспечение необходимыми медикаментами – лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение (СКЛ) для профилактики основных заболеваний;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

С 1 февраля 2016 года стоимость НСУ составляет 995 руб. 23 коп. Распределяется следующим образом:

обеспечение необходимыми медикаментами – 766 руб. 55 коп.;

предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение – 118 руб. 59 коп.;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 110 руб. 09 коп.

Если льготник уже подал заявление с отказом от получения НСУ в натуральной форме и намерен получать денежный эквивалент и в последующие годы, то нет необходимости обращаться в Пенсионный фонд до тех пор, пока решение не изменится.

Если гражданин захочет с 1 января следующего года опять воспользоваться набором социальных услуг или право на их получение появилось у него впервые, то до 1 октября нужно подать заявление Пенсионный фонд.

Важно отметить, что прежне действующее законодательство о медицинской помощи и лечении предусматривало обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение всех работников государственных предприятий с целью профилактики и предотвращения общих и профессиональных заболеваний, для поддержания их нормальной физической активности и работоспособности. Однако переход к рыночным отношениям, с появившимся разнообразием видов предприятий различных форм собственности, кардинально сократил возможность предоставления такого вида оздоровления для работников.

Рассматривая существующие проблемы санаторно-курортного обслуживания в современной России, мы приходим к следующим выводам:

1. Особенно остро потребность в формировании самостоятельного профилактического направления в виде Восстановительной Медицины (далее ВМ) проявилась в России на фоне разразившегося социально-экономического кризиса, затронувшего все сферы жизни общества, в том числе и систему здравоохранения.

Немаловажное значение при этом имели такие факторы, как:

А) нереализованность декларированных ранее приоритетов профилактической медицины;

Б) направленность существующих правовых, экономических, социальных, медицинских институтов управления здоровьем на лечение больных и реабилитацию инвалидов, но не на предупреждение болезни;

В) отсутствие цельной инфраструктуры профилактических медицинских организаций, системы подготовки соответствующих специалистов.

2. В процессе развития ВМ как отрасли медицины, постепенно, исходя из запросов практического здравоохранения и потребности в интеграции различных профилактических технологий, сфера компетенции этого нового направления была расширена от восстановления здоровья у здорового человека до восстановления важнейших функций организма на всех этапах профилактики.

Под восстановительной медициной в настоящее время понимается система научных знаний и практическая деятельность, направленные на восстановление функциональных резервов человека, сниженных в процессе неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности, или в результате болезни - на этапе выздоровления (ремиссии).

3. В качестве самостоятельного раздела ВМ рассматривается курортная медицина, имеющая целью сохранение, восстановление здоровья или медицинскую реабилитацию больных на основе использования целебных природных факторов. Предполагается, что в перспективе курортная медицина должна расширить объем санаторно-курортной помощи - от восстановительного лечения больных и инвалидов до оздоровительных мероприятий.

Объединение понятий восстановительной и курортной медицины преследует цель подчеркнуть их методологическое единство и самостоятельную практическую значимость в таком важном и емком по численности персонала разделе ВМ, как курортная медицина.

4. Установленный сегодня размер денежной выплаты взамен путевки на санаторно- курортное лечение (в размере 118р.59 коп.) является необоснованно низким и не может реально компенсировать необходимое лечение гражданина.

5. Необходимо расширить круг лиц имеющих право на санаторно-курортное лечение, путем предоставления налоговых льгот как организациям, предоставляющим своим работникам путевки, так и медицинским учреждениям, принимающим на лечение этих работников.

Реализация на практике всех перечисленных проектов развития восстановительной медицины, подкрепленная системой социальных, правовых, экономических, морально- этических, культурных акцентов, утверждающих приоритеты профилактической медицины, позволит сделать важный шаг к созданию в России принципиально новой эффективной системы управления динамикой здоровья населения. Данная система, построенная по профилактическому принципу, потребует участия всех государственных, общественных институтов страны и будет способна при этих условиях стать базисной для поддержания и развития отечественного здравоохранения в XXI веке, во исполнение государственной стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020 и последующие годы.

Медико-социальная экспертиза и социальное обслуживание инвалидов. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

2Заболеваемость населения по основным классам болезней в 200-2014гг. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

3 Заболеваемость населения по основным классам болезней в 1990-1998гг. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

4Уровень инвалидности в России. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

6 http://subsidii.net

7: http://www.soiuz.ru/

Литература и нормативно-правовая база

1. Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2010, №49, ст. 6422.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // «Российская газета», №263, 23.11.2011.

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328 (ред. от 01.03.2012) «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2005 №6303) //«Российская газета», №31, 16.02.2005.

4. Приказ Минздрава России от 10.12.2013 №916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 №30804) // «Российская газета» (специальный выпуск), №22/1, 03.02.2014.

5. Основы курортологии, под ред. В. А. Александрова, т. 2, М., 1959 с.

6. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. №178- ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2009.

7. Право социального обеспечения России: учеб. / М.О. Буянова, К.Н. Гусов (и др.); отв. ред. К.Н. Гусов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2012. - 640 с.

8. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М.О. Буянова (и др.); под ред. Ю.П. Орловского. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 539 с.

9. Право социального обеспечения: учеб./М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева – Москва: Кнорус, 2017.

На сегодняшний день система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учётом интересов и возможностей собственника. Независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, санатории России в решении общей задачи составляют единый комплекс, требующий управления и организационно-методического обеспечения.

Отсутствие единой структуры санаторной помощи, сложная экономическая ситуация и особенности налоговой политики отразились на состоянии курортов страны.

Одним из главных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность «дореформенных» отечественных санаторно-оздоровительных услуг, был относительно низкий уровень цен. В результате введения свободных цен при ухудшившемся экономическом положении подавляющего большинства населения, прежде всего и нуждающегося в оздоровлении, ценовая конкурентоспособность была утрачена. Отсутствие действенного государственного контроля за ростом цен, в том числе за ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий, и привело к тому, что санаторно-оздоровительные услуги стали неконкурентоспособными и невостребованными. Относительная стабилизация санаторно-курортного комплекса и его «выживаемость» в начале реформируемого периода достигнуты в значительной мере благодаря в первую очередь осуществляемой государством системе финансирования закупок санаторно-оздоровительных услуг через внебюджетные фонды, которую можно рассматривать как временную меру государственного воздействия на санаторно-курортный рынок.

В период новых экономических отношений, несмотря на рост общей заболеваемости населения, число санаторно-курортных учреждений значительно сократилось .

Даже беглый, поверхностный анализ развития санаторно-курортного комплекса за период проведения реформ свидетельствует о сложности происходящих в нем социально-экономических процессов. Несмотря на наметившиеся после кризиса 1998 года признаки начала стабилизации, такие как постепенное замедление интенсивности спада производства и предоставления санаторно-оздоровительных услуг, состояние санаторно-курортного комплекса продолжает оставаться крайне тяжелым. В немалой степени этому способствует практическая реализация намерений государства сокращать свое присутствие на рынке санаторно-оздоровительных услуг, отказ государства в существенной поддержке санаторно-курортного комплекса как социально-ориентированного хозяйственного сектора. Глубина и масштабы кризиса во многом обусловлены и тем, что до 1992 года санаторно-курортный комплекс обслуживал закрытую экономику и поэтому без существенной реструктуризации оказался недееспособным применительно к характеру и структуре спроса на санаторно-оздоровительные услуги в условиях рынка.

К началу рыночных преобразований основой исторически сложившегося санаторно-курортного комплекса являлись крупные и средние санаторно-курортные организации с высокой степенью концентрации специализированного производства, с разветвленной, централизованной, хорошо отлаженной сетью реализации услуг и их востребованностью. Форсированный характер осуществляемых мер по установлению рыночных отношений, не обеспеченных соответствующей нормативно-правовой базой, эффективным государственным регулированием, включая защиту и поддержку интересов отечественных производителей санаторно-оздоровительных услуг, отсутствие самостоятельного органа исполнительной власти, занимающегося только вопросами санаторно-курортного комплекса, придал этому процессу недопустимо разрушительный характер.

В настоящий момент большинству российских здравниц приходится действовать в условиях олигополического рынка, то есть рынка, состоящего из небольшого числа продавцов, чутко реагирующих на политику ценообразования и маркетинговые стратегии конкурентов. В этих условиях предприятие должно иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары и услуги.

Естественно, что принимать решения об установлении цены на тот или иной продукт только с финансовой точки зрения нельзя. Важно все время иметь в виду, что для достижения максимальных результатов информация о затратах должна использоваться в сочетании с информацией нефинансового характера, в частности, о пристрастиях клиентов, ценах и качестве продукции конкурентов, ассортименте продукции, спросе, тенденциях и даже моде. В этом смысле затраты часто служат фактором ограничения при принятии решений, а не движущей силой.

Ослаб контроль за состоянием курортных ресурсов. Имеют место захват и порча земель курортов и лечебно-оздоровительных местностей, растаскивание и нерациональное использование природных лечебных ресурсов, приводящее к истощению и загрязнению минеральных вод и лечебных грязей и как результат - к утрате лечебной базы курортов.

Для санаторно-курортных учреждений одной из наиболее сложных является проблема эффективности землепользования. В настоящее время вопросы курортного дела в стране вошли в перечень поручений Президента РФ. По итогам заседания президиума Госсовета России (23 июля 2004г.) основное направление в работе курортов сформулировано как вопрос ”разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных санаторно-курортных комплексов, повышение эффективности землепользования и управления собственностью, развитие инфраструктуры курортов, формирование индустрии курортного дела”.

Обеспокоенность многих работников курортной сферы по поводу ”земельного вопроса” не была воспринята разработчиками Земельного кодекса. С 1 января 2006г. закон обязал негосударственные оздоровительные учреждения выкупить земельные участки, переданные им ранее (в Федеральном законе от 23 февраля 1995г. № 26-ФЗ ”О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” прописано, что указанные объекты являются национальным достоянием народов России и требуют особых условий землепользования и защиты).

Сегодня хозяйствующие субъекты должны сделать выбор между получением этими учреждениями земли в бессрочное пользование и ее арендой. Размеры арендных платежей, зависящие от площади территории, расположения здравниц и коэффициента, который могут устанавливать регионы, весьма значительные. Например, в Новомосковске арендная плата, установленная для санатория-профилактория (а площади учреждений этого типа обычно существенно меньше, чем у санаториев), достигает 950 тыс. руб. в год. Подобные расходы непосильны для большинства производственных организаций, поэтому они отказываются от содержания здравниц. В последние годы именно эта сеть понесла самые существенные потери, сократившись в 2,5 раза.

Если настаивать на внесении поправки в земельное законодательство о льготном предоставлении здравницам земельных участков, то следует определиться с нормой земельных ”наделов”. По-видимому, следует уточнить возможное количество ”бесплатной” или ”льготной” земли, а для этого необходимо разработать и легализовать научно обоснованные нормативы типовых площадей под здравницы, расположенные в разных природно-географических условиях и с различным инфраструктурным обеспечением.

Кроме того, в настоящее время в связи с передачей большинства месторождений в пользование и разработку различным акционерным обществам необоснованно резко возросла стоимость природных лечебных факторов (минеральных вод, лечебных грязей и т.д.), отпускаемых для нужд санаторно-курортных учреждений.

Назрела острая необходимость обоснования Концепции развития курортного дела в России, в которой должны быть продуманы все звенья санаторно-курортной системы -- от центрального ведомства до муниципального санатория.

Каковы сегодня главные проблемы санаторно-курортной сферы России, требующие решения?

§ Проблемы качества обслуживания на российских курортах

§ Проблема ценовой политики российских курортов как основной фактор оттока туристов

§ Проблема недостатка сопутствующих услуг.

§ Сегодня отсутствует система государственного управления курортом, нет федерального органа исполнительной власти, которому на правительственном уровне необходимо определять основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха.

В первую очередь существует острая необходимость в принятии федерального закона «Об основах курортного дела в Российской Федерации».

В настоящее время материально-техническая база санаториев устарела на 70%, многие здания нуждаются в срочном ремонте и реконструкции. Положение усугубляется и тем, что до настоящего времени не определена потребность в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости россиян (в том числе в региональном разрезе) и по таким группам населения, как участники ВОВ, инвалиды, дети, жители экологически неблагополучных районов и др. Их санаторно-курортное лечение обеспечивается за счет государственных ассигнований и средств ФСС России. Неопределенность целевой потребности приводит к нерациональному использованию финансовых ресурсов, снижает эффективность лечения.

Несмотря на то что отдельные документы, регламентирующие организацию предоставления санаторно-курортной помощи здравницами Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, приняты после 2000г., базируются они на технологиях советского периода, основанных на 100%-ном бюджетном плановом финансировании. Серьезные проблемы, связанные с санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан, возникли при реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004г. Нерешенным в должной мере остается вопрос об оплате проезда льготников, получивших путевки на санаторно-курортное лечение в учреждения федерального подчинения через территориальные органы исполнительной власти.

Регламентирующие санаторно-курортную помощь населению документы носят долгосрочный характер и не предусматривают перераспределения путевок ни между территориями (даже если таковые оказались невостребованными), ни в течение года. Во многом это обусловлено тем, что территории отчитываются перед санаториями и территориальными зональными управлениями исключительно в конце года, а потому и Росздрав может получить информацию по недоиспользованию или дефициту путевок на территориях лишь в начале следующего года. Этот порядок нуждается в изменении: необходимо сформировать автоматизированную систему сигнальной информации о запросах и выборе путевок в санаторно-курортные учреждения по территориям, а тем категориям граждан, которым санаторно-курортное лечение предоставляется на базе здравниц Росздрава, выдавать путевки через уполномоченные федеральные государственные учреждения.

До настоящего времени законодательно не закреплена ”обязательность” использования санаторно-курортными учреждениями природных лечебных факторов. Нерешенность этого вопроса выхолащивает принципы классической российской курортологии, основанной на включении в процесс оздоровления многообразных отечественных природных лечебных ресурсов, многие из которых уникальны. Речь идет о лицензионных требованиях к санаторно-курортным учреждениям и системам добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению. Соответствующие документы могли бы быть приняты Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Кроме того, использование природных лечебных факторов должно быть закреплено в рамках системы ценообразования на санаторно-курортные услуги.

При прохождении лицензирования санаторно-курортным учреждениям ”негласно” перестали выдавать лицензии на стационарную деятельность, отсекая их тем самым от значимого для них финансового потока страховых денег. Добровольное медицинское страхование в одночасье осталось за бортом. Необходимо сформировать нормативную базу, которая позволит предоставлять санаторно-курортным учреждениям различных форм собственности услуги на страховых принципах при условии, что критериальная оценка таких услуг становится прозрачной и унифицированной.

Для развития курортно-рекреационных услуг, в том числе и санаторно-курортных, следует принципиально изменить работу научно-исследовательских организаций. Планирование научных исследований должно увязываться со спросом на готовую научную продукцию, при этом спрос следует регулировать не только рыночными механизмами ”приобретения” новых технологий, но и системой государственных требований к лицензированию (разрешительная функция), сертификации (оценка качества предоставляемых услуг), аккредитации учреждений (государственное признание). Кроме того, необходим механизм обновления стандартов предоставления медицинских услуг с учетом новых медицинских технологий.

Особое внимание при планировании научно-исследовательских работ в области здравоохранения следует уделить вопросам перехода медицинских учреждений на страховые принципы работы с учетом изменений, обусловленных реформой отрасли. Речь идет о принципиально новом финансовом менеджменте, основывающемся на реализации межбюджетных отношений и работе как с государственным страховщиком, так и со страховыми медицинскими организациями.

В последние годы возникла потребность в укороченных (7, 14, 18 дней) лечебных курсах в здравницах. Их введение обусловлено объективными причинами: с одной стороны, сокращенные отпуска у обеспеченной клиентуры из коммерческих структур, с другой - финансовая несостоятельность большинства граждан, которые не имеют возможности оплатить полный курс лечения. Это требует создания научно обоснованных результативных коротких лечебных курсов, их легализации в соответствующих нормативных актах.

Большинство российских здравниц не имеет в своих штатах специально подготовленных курортологов. Правда, определенные подвижки начались: Министерством образования и науки РФ утверждена соответствующая медицинская специальность, но обучившихся по ней отрасль получит только через шесть лет. В этой связи очевидна необходимость организации системы переобучения медицинского персонала (при медицинских вузах или базовых санаториях). Тем более что руководители санаторно-курортных учреждений осознали актуальность этой проблемы - недаром они стремятся направлять своих специалистов на повышение квалификации в различные учебно-методические центры.

Необходимо наладить информационно-рекламное дело можно только усилиями дееспособного органа управления отраслью, и на федеральном, и на региональном уровне. В структуре этого органа или при нем должен действовать информационный центр, аккумулирующий информацию как по отрасли в целом, так и по отдельным курортам.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2015 года является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи, профилактики заболеваний путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки и технологий.

В рамках реализации мероприятий по модернизации здравоохранения необходимо законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению продолжение совершенствования системы медицинского страхования.

Переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, усиления профилактической направленности здравоохранения, проведения диспансерного наблюдения, оздоровления и коррекции выявленных изменений в состоянии здоровья населения; широкого внедрения ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий; расширения спектра медицинских ус

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены современным диагностическим оборудованием, станции скорой медицинской помощи - санитарным автотранспортом.

Обеспеченность врачами-терапевтами участковыми на 10 тыс. населения увеличится в 2015 с увеличением стоимости родового сертификата на 4 тыс. рублей с учетом направления части этих средств в детские поликлиники, осуществляющие наблюдение за детьми в возрасте до 1 года.

В 2013-2015 годах политика государства будет направлена на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, рациональное использование природно-лечебных ресурсов, проведение структурных преобразований сети санаторно-курортных учреждений с целью улучшения хозяйственной самостоятельности санаторно-курортных организаций. Будет продолжена организация круглогодичного оздоровления детей и пожилых граждан.

Основной задачей по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в 2013-2015 годах будет являться обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

По нашему мнению, именно курортная отрасль способна взять на себя часть задач по укреплению здоровья нации, с которыми не справляется городская медицинская сеть.

Для того чтобы понять состояние дел в сфере санаторно-курортных предприятий Санкт-Петербурга, были проанализированы некоторые статистические данные за несколько последних лет.

В настоящее время в административных границах Санкт-Петербурга расположены 63 курортные организации, имеющие свыше 16000 койко-мест. При этом в государственной собственности находится 61% организаций, в частной - 39%.

По количеству организаций санаторно-курортной сферы в Санкт-Петербурге налицо явная тенденция их уменьшения год от года. Это соответствует общей тенденции по стране.

Таблица 1. Сравнительная динамика основных показателей санаторно-курортного комплекса РФ

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНАТОРНО – КУРОРТНЫМ ЛЕЧЕНИЕМ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ

Введение

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации наше государство является социальным, то есть его политика направлена на созда-ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело-века . В связи с этим одной из важных функций государства является актив-ное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населе-ния. Гражданам в силу возраста, инвалидности, потери кормильца и других случаях, предусмотренных законом, предоставляются меры социальной под-держки в виде социальных пособий, доплат к пенсии, субсидий, жизненно необходимых товаров и социальных услуг, в том числе и путевок на санатор-но-курортное лечение.

Цель данной работы исследовать законодательные и практические ас-пекты проблемы предоставления путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан при наличии медицинских показаний для профилактики основных заболеваний и внести некоторые поправки в законо-дательство Российской Федерации, регулирующее данные правоотношения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:

Изучить Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 18-ФЗ " О государст-венной социальной помощи ";

Исследовать статистические данные о предоставленных путевках и гра-жданах, ожидающих их предоставление, на территории Калужской области;

Ознакомиться с практикой рассмотрения дел по предоставлению сана- торно-курортного лечения льготным категориям граждан в судах общей юрисдикции Калужской области.

1) Право граждан на получение социальной помощи в виде предос-тавления путевок на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178 - ФЗ «(3 государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ), начиная с 2005 года, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) и его исполнительные органы обеспечивают в целях профилактики основных заболеваний путевками на санаторно- курортное лечение граждан льготных категорий, при наггичии у них меди-цинских показаний. Правом на получение такого вида государственной соци-альной помощи обладают: инвалиды войны, участники Великой Отечествен-ной Войны, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды и т.д. (ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ). -

Порядок выполнения работы по предоставлению путевок на санаторно- курортное лечение установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012г. №271н «Об утверждении Административного регламента предоставления ФСС РФ граж-данам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лече-ние, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бес-платного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

В данном Административном регламенте перечислены стандарты, сро-ки, органы, последовательность действий при предоставлении путевок на са- наторно-курортное лечение гражданам, даны исчерпывающие основания для отказа в предоставлении путевок: обращение с заявлением лиц, не относя-щихся к льготным категориям граждан, непредставление заявителем необхо-димых документов, отказ заявителя от государственной услуги полностью

1993г. (с изм. и доп. 30.32 2008) // Российская газета - 2009 -№7.

2 Федеральный закон Российской Федерации №178-ФЗ: принят Гос. Думой 25.06.1999г (в ред. от 02.07.2013г.) // справочно-правовая система «Консультант Плюс»

или в части возможности получения путевки на санаторно-курортное лече-ние, оформление заявителем документов с нарушением требований Россий-ского законодательства/"

Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи осуществляется за счет средств и в объеме, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с действующим Российским законодательством Госу-дарственное учреждение -


  • Перейти в раздел » 2012год

Название работы: Регулирование обеспечения санаторно-курортным лечением по законодательству РФ

Введение 3
1. Общая характеристика санаторно-курортного лечения -
как одной из форм социального обеспечения
5
1.1. Социальное обеспечение - как особый социальный институт государства
5
1.2. Общая характеристика обеспечения санаторно-курортным лечением
7
1.3. Некоторые проблемы, связанные с обеспечением
санаторно-курортным лечением
11
2. Регулирование обеспечения санаторно-курортным лечением по законодательству РФ 13
2.1. Общие положения, регулирующие санаторно-курортное лечение
15
2.2. Специальные положения о санаторно-курортном лечении 18
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Введение: В самом конце ушедшего 2004 года Председатель Правительства Российской Федерации (далее РФ) Михаил Фрадков одобрил комплекс мероприятий, проводимый Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Фондом социального страхования РФ (далее ФСС РФ), с участием заинтересованных органов исполнительной власти и организаций, по реализации ФЗ от 22 августа 122-ФЗ в части обеспечения санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан. В рамках подготовительной работы по реализации ФЗ от 22.08.04г. 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФСС РФ прорабатывается комплекс вопросов по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Миллионы россиян стали свидетелями и участниками процесса радикальных изменений в механизме предоставления ряда льгот. Реформа социальной сферы и здравоохранения вызвала неоднозначное понимание и толкование ее целей и задач. Данные преобразования в сфере социального обеспечения выявили ряд серьезных проблем и волну социальных протестов у граждан нашего государства. Дискуссия, которая сейчас идет в обществе и средствах массовой информации по поводу льготного обеспечения (и в частности, обеспечения льготным санаторно-курортным лечением), касается вопросов, затрагивающих буквально каждого человека, каждую семью.
Все вышесказанное лишний раз подтверждает актуальность выбранной темы данной курсовой работы "Санаторно-курортное лечение - как форма социального обеспечения".
Цель работы: определить значение санаторно-курортного лечения в рамках социального обеспечения. При написании данной работы я попытаюсь выполнить следующие задачи: дать общую характеристику социального обеспечения - как особого социального института государства, рассмотреть как регулируется законодательством обеспечение санаторно-курортным лечением различных категорий льготников, выявить и охарактеризовать самые основные проблемы, связанные с предоставление данного вида социального обеспечения, а также пути их преодоления.
При написании курсовой работы использовались материалы судебной практики, опубликованные в официальных источниках.

Использованная литература: 1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации.- М.: ООО "Издательство АСТ", 2000.- 64 с.
2. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1143; 1999, N 51, ст. 6289; 2000, N 49, ст. 4740; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711).
3. Федеральный закон РФ "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года 178-ФЗ (в ред. п.9 ст.125 Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ)// ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
4. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г.,17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 29, 30 декабря 2001 г.,25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
5. Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
6. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
7. Федеральный закон РФ от 26 ноября 1998 г. 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" // ГАРАНТ- справочная правовая система // Раздел "Законодательство".
8. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (с изменениями от 17 марта, 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
9. Федеральный закон РФ от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"//Собрание законодательства Российской Федерации.- 2000.- N 46.- ст. 4538.
10. Федеральный Закон РФ от 02.01.2000г. N 40-ФЗ "О ветеранах" // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
11. Федеральный Закон РФ от 10 декабря 1995г. 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
12. Закон РФ 4301-1 от 15.01.1993 г. "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
13. Федеральный закон РФ от 09.01.1997г. 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
14. Федеральный закон РФ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"// Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.- N 9.- ст. 713.
15. Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1, ст. 12; N 33, ст. 3348; 2001, N 31, ст. 3173; 2002, N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; 2003, N 46, ст. 4437; 2004, N 18, ст. 1687; N 30, ст. 3089).
16. Федеральный Закон РФ от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
17. Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (в ред. Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5481-1) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
18. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2620).
19. Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 24 "Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам"//Российская газета.- 82 от 20.04.2004.-С.14; 86 от 23.04.2004.-С.11; 88 от 27.04.2004.- С.14.
20. Бюллетень Верховного Суда РФ.-2002.-5.
21. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2002 г.//Бюллетень Верховного Суда РФ.-2004.-7.
22. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под. ред. акад. Б.Н. Топорнина.- М.: Юристъ,1997.-716 с.
23. Краткий курс лекций по праву социального обеспечения// Состав. Кораблина Ю.В.- Москва, 2003. - 105 с.
24. Комментарий к Федеральному Закону 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Бюллетень неправительственных организаций "Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ".- Выпускается Центром развития демократии и прав человека, Институтом прав человека Международным историко-просветительским правозащитным и благотворительным обществом "Мемориал" при поддержке National Endowment for Democracy.- Выпуск 76 (специальный)// Адрес в Интернете:на сайте Центра развития демократии и прав человека по адресу www.demokratia.ru/analyst/reviewlaws/
25. Обзор законодательства// "КонсультантПлюс" от 10.01.2005.
26. Андрей Исаев (Председатель Комитета по труду и социальной политике Государственной думы). Закон о льготах: какая судьба ждет льготников?//Известия, 04.08.2004 г.
27. Федор Смирнов. К единому социальному пространству: первый шаг (Всероссийский семинар-совещание в Белгороде)//Медицинская газета, 56, 23 июля 2004 г.

Год: 2012.

Введение

Выбор темы данной курсовой работы «Санаторно-курортные лечения: понятие, значение и правовое регулирование» связан с большой актуальностью в настоящее время. Значение данной работы заключается в том, что с перехода СССР, а затем и России к рыночным экономическим отношениям, произошел перелом в экономической системе страны, стали появляться новые элементы в различных сферах жизнедеятельности, конечно же, это коснулось и сферы услуг. Тема «Санаторно-курортные лечения: понятие, значение и правовое регулирование» очень обширна, в этой области возникают противоречия социального, экономического, ресурсного, экологического, а главное - гражданско-правового характера.
Санаторно-курортное дело, которым занимаются многие учреждения в России является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, которое позволяет целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию.
Организация санаторно-курортной помощи основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности.
Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, в том числе не имеющих аналогов в мире, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса.
Федеральный закон от 23.02.95г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Санаторно-курортное лечение сочетает в себе множество функций:
- профилактическое оздоровление населения;
- реабилитацию больных;
- анимационно-досуговую деятельность.
Профилактическое оздоровление населения в санаторно-курортной практике осуществляется с использованием двух основных форм:
- компенсаторно-расширенного восстановления физических сил человека, осуществляемого в ежедневном лечении в санаториях-профилакториях;
- расширенного восстановления физических сил и здоровья в процессе санаторного лечения в отпускной период.
Благотворное влияние курортного лечения обусловлено действием на больного всей окружающей обстановки. Во время пребывания на курорте на человека, помимо свойственных данной местности лечебных средств (минеральные источники, климат, грязи), влияют и другие условия: отдых, перемена обстановки, лечебное питание, а также определенный режим, являющийся основой лечения и отдыха.
Комплексные оздоровительно- профилактические мероприятия, как показывают результаты исследований, улучшают состояние здоровья граждан в 1,7 раза. Использование лечебных факторов санаторно-природного комплекса и современных малозатратных медицинских технологий на их основе повышает эффективность оздоровления и реабилитации граждан на 25-30%, снижая на 10-15% издержки на лечение в условиях поликлиник и стационаров.
В курсовой работе необходимо достичь следующей цели - дать анализ лечебно-профилактической деятельности курортных учреждений.
Необходимо решить ряд следующих задач:
- дать понятие санаторно-курортного лечения;
- рассмотреть значение санаторно-курортного лечения;
- изучить правовое регулирование санаторно-курортные лечения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе рассматривается понятие санаторно-курортного лечения и некоторые проблемы, связанные с обеспечением санаторно-курортным лечением
Во второй главе содержится правовое регулирование санаторно-курортного лечения
При написании работы были исследованы нормативные акты, регулирующие в данной отрасли.
Большую роль при написании данной работы сыграли труды ученых, таких как: Бударина А.А., Березовский Д.П., Мисник Н.Н., Кузнецова Е.В. Генералов А.В., Ерофеев Ю.Б. Подкопаев М.В. и другие.

Глава 1. Понятие и значение санаторно-курортного лечения

Сфера обслуживания по предоставлению санаторно-курортного лечения представляет собой широкий и объемный институт. Данное понятие охватывает сферу производства как материальных, так и нематериальных благ. Сфера обслуживания выражена в совокупности разнообразных отраслей хозяйствования, каждая из которых осуществляет свою деятельность с помощью предоставления определенных услуг, тем самым, удовлетворяя потребности граждан.
Общий признак санаторно-курортного лечения заключается оказание медицинской помощи, лечений, проведение консультаций и так далее 1 . Гражданский Кодекс Российской Федерации уделяет услугам как самостоятельному объекту гражданского права значительное место. Возмездным началам оказания услуг посвящена глава 39 Гражданского кодекса.
Общеизвестно, что здоровье населения является наиболее зримым показателем социального благополучия, нормального функционирования общества, важнейшей предпосылкой обеспечения безопасности любой страны.
В соответствии со статьёй 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, конституциями и иными законодательными актами субъектов Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
При этом следует отметить, что для системы социального обеспечения характерным является то, что в этой сфере действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, входящих в эту сферу. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Тем не менее, «в качестве кодификационного акта в области социального обеспечения в Российской Федерации можно рассматривать Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи. Указанный документ определяет основные принципы охраны здоровья граждан, обязанности государственных органов и медицинских учреждений: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья».
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Санаторно-курортное лечение также служит делу охраны здоровья граждан и тесно связано с медицинской помощью.
Санаторно-курортное лечение является эффективной формой оздоровления населения, в том числе и льготных категорий. Однако оно является самостоятельным видом социального обеспечения и предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой». Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Среди различных видов компенсационных выплат различают, например, денежные выплаты отдельным категориям инвалидов на санаторно-курортное лечение 2 .
Порядок предоставления льготного санаторно-курортного лечения и финансирования соответствующих расходов регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Организация работы по обеспечению санаторно- курортным лечением льготной категории граждан возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации и обусловлена:
1) наличием у Фонда разветвленной централизованной структуры в субъектах Российской Федерации;
2) эффективно функционирующей Единой информационной системой ЕИСС «Соцстрах, позволяющей оперативно передавать и получать и обрабатывать необходимую информацию в рамках системы Фонда на территории всей страны;
3) большим опытом работы по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих граждан и членов их семей, а также граждан, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд Социального Страхования Российской Федерации утвержден перечень санаторно-курортных учреждений, на его основе сформирована информационная база с учетом профиля лечения, организационно-правовой формы, количества койко-мест, степени загруженности в здравницах. Фонд Социального Страхования Российской Федерации отрабатывается модель отбора здравниц на конкурсной основе. В конкурсе могут принять участие санаторно-курортные учреждения Российской Федерации.
В целях эффективного решения задач санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан ведется разработка автоматизированной информационной системы (АИС). На основе информации, полученной из Регистра лиц, имеющих право на получение единых денежных выплат, а также данных органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, органов Медико-социальной экспертизы, лечебно-профилактических учреждений предполагается ведение персонифицированного регистра льготных категорий граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение.
Фонд может взять на себя гораздо большее число льготных категорий, которые претендуют на санаторно-курортное лечение. Фонд имеет хорошо отработанную эффективную информационную систему, которая может послужить для решения более широкого круга проблем.
В соответствии с часть 3 статьи 13 Федерального Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» санаторно-курортные организации, специализирующиеся на лечении граждан, имеющих льготы, установленные Правительством Российской Федерации, по санаторно-курортному обслуживанию, с учетом объемов оказанных услуг приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям, подведомственным органам местного самоуправления.
Согласно статьи 15 этого Федерального Закона санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке 3 . Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

1.1. Некоторые проблемы, связанные с обеспечением санаторно-курортным лечением

В данном пункте хотелось бы кратко осветить некоторые проблемы, существующие в настоящее время в сфере социального обеспечения. «С 1 января 2005 года 30 миллионов льготников имели право на пользование социальным пакетом и на получение ежемесячных денежных выплат. Зачем, понадобилось отменять привычную для всех систему льгот? В чем суть закона? Удалось ли в нем в правильном соотношении заменить натуральные льготы на денежные выплаты? Ответы на эти и другие вопросы покажет время. Реформа льготного социального обеспечения будет поэтапной. В 2005 году для всех льготников сохраняли бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд в транспорте в виде социальных услуг. Начиная с 2006 года им было предоставлено право выбора. Сохранить за собой эти услуги, или взять деньгами. Герои СССР, России, социалистического труда, полные кавалеры орденов Славы и трудовой Славы из данного закона выведены. Наиболее ресурсоемкие льготы, в том числе санаторно-курортное лечение сохраняются в натуральном виде».
«В общественном сознании сегодня присутствует страх перед преобразованиями в системе социального обеспечения. Трудно даются первые шаги реформы в условиях крайне низкого уровня доверия общества к власти, причины которого хорошо известны. Многие очень болезненно воспринимают замену льгот денежными выплатами. Вернуть доверие людей можно только тогда, когда они почувствуют, что они лучше обеспечиваются санаторно-курортным лечением, лекарствами и так далее.
По мнению министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Михаила Зурабова, «проблемы, обсуждаемые сегодня, чрезвычайно важны и актуальны, они будут стоять перед социальной сферой в ближайшие месяцы и годы. Самые сложные задачи, стоящие перед властью, носят абсолютно технологический характер 4 . Так необходимо будет организовать на совершенно другом качественном уровне санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан. В модернизации нуждается сама система санаторно-курортного обслуживания, которая в последние годы переживала отнюдь не лучшие времена. И дополнительное направление в 2004 году 10 млрд. руб. на развитие санаторно-курортной сети - это новый этап ее развития. Органы социального обеспечения собираются выкупать путевки на тот период, который никогда не пользовался спросом, что должно привести к заметному снижению стоимости путевок на остальные сезоны, когда граждане вынуждены полностью или частично оплачивать их за свой счет.
Необходимо нормально финансировать транспортные расходы льготных категорий населения, это позволит замедлить рост тарифов, а возможно, и целиком его остановить. Ведь инфляция имеет совершенно понятные экономические формы. Если не оплачена услуга, если не загружена санаторно-курортная сеть, то экономика неизбежно заставит повысить тарифы, чтобы компенсировать убытки. За все надо платить, и государство должно заплатить за это так, чтобы человек выиграл. Это касается как льготников, так и тех, кто оплачивает услуги за счет своей заработной платы. Поэтому суть правительственного подхода к обеспечению льготных категорий граждан состоит в существенно большем выделении финансовых средств, оно не собирается отменить привычную для людей систему льгот, а изменить и существенно улучшить механизм их финансирования».

Глава 2. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения

В настоящее время в Российской Федерации изменены механизмы организации и финансирования санаторно-курортного лечения застрахованных работающих граждан в связи с необходимостью санаторного долечивания непосредственно после стационарного лечения заболеваний, а также оздоровления детей застрахованных граждан при направлении их в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия 5 .
До 2010 года на эти цели выделялись средства обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей являлась страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования.
и т.д.................

Популярное