» »

284 ук рф. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

18.12.2019

Уголовную ответственность за содействие антироссийским санкциям намерено узаконить Федеральное собрание. Спикеры Госдумы и Совета федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко внесут в парламент в ближайшее время поправки к Уголовному кодексу (УК). Они должны подкрепить другой законопроект, наделяющий правительство правом на введение контрсанкций, который будет принят Госдумой в первом чтении 15 мая. Юристы прогнозируют, что новый вид уголовной ответственности поставит «под очень серьезный удар иностранный бизнес, который ведет дела в России». В оппозиции заявили, что не намерены отказываться от работы по введению на Западе санкций в отношении коррумпированных чиновников.


Законопроект о включении в УК новой статьи 284.2, предусматривающий наказание за содействия санкциям иностранных государств, уже готов и, возможно, будет внесен в Госдуму в понедельник. Его подписали спикеры Совета федерации Валентина Матвиенко и Госдумы - Вячеслав Володин. В соавторах числятся лидеры всех четырех фракций Госдумы, а также оба первых вице-спикера - Александр Жуков («Единая Россия») и Иван Мельников (КПРФ).

В пояснительной записке к проекту его авторы подчеркивают, что новая статья в УК разработана «в целях обеспечения реализации закона "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств"». Этот закон в первом чтении Госдума примет 15 мая. В пятницу совет по законотворчеству при спикере Госдумы одобрил концепцию законопроекта при условии, что ко второму чтению он будет существенно переработан. По словам Александра Жукова, «в проекте постановления Госдумы будет сказано о том, что при доработке проекта ко второму чтению должны быть исключены конкретные товары и отрасли, к которым будут применяться санкции». В постановлении «должно быть сказано, что не должны вводиться запреты на жизненно важные товары, аналоги которых не производятся в РФ или аналоги которых не могут быть закуплены в других странах. Речь идет не только о лекарствах».

Новая статья пополнит главу 29 УК, в которой зафиксированы наказания за «преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», в том числе госизмену, шпионаж, экстремистскую деятельность, вооруженный мятеж. В части 1 статьи 284.2. авторы устанавливают ответственность за «совершение действий (бездействие)» в целях исполнения решения иностранного государства, «если эти действия (бездействие) повлекли ограничение или отказ в совершении гражданами РФ, юрлицами, зарегистрированными в РФ, Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями, а также подконтрольными им лицами обычных хозяйственных операций и сделок». За нарушение нормы предусмотрены штраф до 600 тыс. руб., ограничение свободы до четырех лет, принудительные работы до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок со штрафом 200 тыс. руб.

В Думе утверждают, что такие меры позволят удержать юридических и должностных лиц от разрыва отношений с россиянами, подпавшими под санкции. По словам партнера адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергея Литвиненко, норма написана «неконкретно»: «На практике, если дело дойдет до правоприменения, бремя доказывания соответствия чьих-то конкретных действий именно этой статье, а не иной будет возложено на правоохранительные органы». «Здесь есть риск неправильной квалификации, но, похоже, законодатель учел, что сам факт принятия этой новеллы будет достаточным инструментом для минимизации последствий санкционного режима»,- считает он.

Такая статья УК, «по сути, означает, что если компания, которая, к примеру, является дочерним обществом американской компании, откажется поставлять оборудование в Крым, то ее гендиректор может быть привлечен к уголовной ответственности за отказ от заключения сделки», пояснил “Ъ” управляющий партнер финской юридической фирмы Borenius в России адвокат Андрей Гусев. И если поправки к УК будут приняты, «это может поставить под очень серьезный удар иностранный бизнес, который ведет дела в России», считает господин Гусев. Он отметил, что «российская судебная практика исходит из того, что введение государственного запрета на ввоз продукции из зарубежных государств не является обстоятельством, освобождающим бизнесмена от договорной ответственности». Поэтому такой бизнесмен, «с одной стороны, будет связан санкциями, установленными США или ЕС, а с другой - будет нести риск привлечения к уголовной ответственности за соблюдение таких санкций», пояснил адвокат.

Проект поправок к УК связан «с напряженной внешнеполитической ситуацией», заявил “Ъ” председатель МКА «Солдаткин, Зеленая и партнеры» Дмитрий Солдаткин. Исходя из буквального толкования части 1 новой статьи, «должны наступить общественно опасные последствия таких действий, необходимо установить и причинно-следственную связь между действием и наступлением общественно опасных последствий», напомнил юрист. По его мнению, это «будет сложно доказуемым», так как понятие «обычная хозяйственная операция» в законопроекте дано «чрезмерно оценочно и размыто».

Часть 2 проектируемой статьи 284.2 коснется тех, кто, по версии правоохранителей, способствовал введению санкций против россиян. Она предполагает санкции за совершение «гражданином РФ умышленных действий, способствующих введению иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц».

Судя по тексту поправки к УК РФ, гражданин может помочь иностранцам даже «посредством предоставления рекомендаций и передачи сведений, которые привели» или даже «могут привести» к введению санкций. За такие действия россиянам будет грозить штраф до 500 тыс. руб., ограничение свободы до трех лет, арест до полугода или лишение свободы до трех лет со штрафом до 200 тыс. руб.

Дмитрий Солдаткин считает, что появлению такой ответственности в УК способствовал «допинг-скандал с участием бывшего руководителя ФГУП "Антидопинговый центр" Григория Родченкова, который обвинялся в передаче США допинг-пробы якобы наших спортсменов», что привело к отстранению олимпийской сборной России от Игр.

Оппозиционеры сочли, что новая норма направлена в первую очередь против них. Лидер партии ПАРНАС Михаил Касьянов, который еще в 2015 году призывал Запад к введению персональных санкций , назвал законопроект «позорищем». «Это попытка заткнуть рот российской оппозиции,- сказал “Ъ” господин Касьянов.- Любое выступление перед зарубежной общественностью может быть интерпретировано как рекомендация ввести санкции. Фактически это прямая борьба с инакомыслием». Заместитель председателя движения «Открытая Россия» Владимир Кара-Мурза-младший, который продвижением «законов Магнитского» занимается с 2010 года, сказал “Ъ”, что возможная уголовная ответственность его не остановит. Он сообщил, что «законы Магнитского» уже приняты в шести странах, а Великобритания приняла 1 мая . «24 апреля я выступал там на слушаниях в парламенте, в комиссии по правам человека, как раз по этому поводу. На этой неделе встречался с парламентариями из Австралии и ЮАР, обсуждали подготовку законопроектов в этих странах. Через две недели буду выступать на слушаниях в парламенте Дании о принятии "закона Магнитского"»,- сообщил оппозиционер. По мнению господина Кара-Мурзы, власть «путает отечество с превосходительством, называя "антироссийскими мерами" санкции в отношении коррумпированных чиновников». «Борис Немцов, который сейчас бы попал под действие этой статьи, поскольку сыграл ключевую роль в принятии "закона Магнитского" в США, называл его "самым пророссийским законом, когда-либо принятым за рубежом", поскольку он направлен против тех, кто нарушает права граждан и ворует деньги российских налогоплательщиков»,- добавил господин Кара-Мурза.

Не исключено, что и оппозиция сможет воспользоваться новой статьей УК в своих целях. Часть 2, согласно законопроекту, предусматривает наказание «за совершение гражданином РФ умышленных действий, способствующих введению» санкций иностранным государством. А партия «Яблоко», к примеру, во всех программных документах заявляет, что к антироссийским санкциям привела внешняя политика самой российской власти.

В каком виде законопроект о поправках к УК будет внесен официально, станет известно в понедельник.

Виктор Хамраев, Максим Иванов, Екатерина Гробман, Мария-Луиза Тирмастэ

Полный текст ст. 284 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 284 УК РФ.

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 284 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной - основы конституционного строя и безопасности государства, дополнительный - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне и их защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации и регулируемые установленными правилами;
2) объективная сторона: действие или бездействие, характеризующееся как нарушение установленных правил, послужившее причиной утраты документов или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, и наступления тяжких последствий;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее оформленный установленным порядком допуск к государственной тайне и доступ к конкретным материальным носителям (документам или предметам, сведения о которых составляют государственную тайну), которые могут быть утрачены;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в форме неосторожности. Если обвиняемый нарушая правила обращения с документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, предвидит возможность утраты и наступления тяжких последствий, но рассчитывает на их предотвращение, то преступление совершается по легкомыслию. Если виновный не предвидит наступления тяжких последствий и утраты, но должен был и мог их предвидеть, то преступление совершается по небрежности.

Отметим, что нарушение правил обращения с документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, предполагает осознание субъектом факта нарушения правил и, соответственно, ознакомление с этими правилами перед получением доступа к секретам. Причем, ознакомление должно подтверждаться собственноручной подписью допускаемого к сведениям, составляющим государственную тайну, в конкретных нормативных документах (учетных формах, свидетельствующих о выдаче) как открытого, так и закрытого характера.

Если субъект осознанно нарушает правила обращения с документами, в результате чего сведения, составляющие государственную тайну становятся достоянием третьих лиц, то его действия должны квалифицироваться по ст. 283 УК РФ как разглашение государственной тайны.

Преступление, предусмотренное настоящей статьей считается оконченным с момента когда документы или предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, вышли из законного владения обвиняемого лица и наступили тяжкие последствия такого неосторожного обращения с ними.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";
2) ФЗ "О федеральной службе безопасности";
3) Закон РФ "О государственной тайне";
4) Указ Президента РФ от 30.11.95 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне";
5) Указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны";
6) распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне";
7) постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне";
8) постановление Правительства РФ от 22.08.98 N 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне";
9) постановление Правительства РФ от 02.08.97 N 973 "Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям";
10) постановление Правительства РФ от 04.09.95 N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности";
3. Судебная практика. Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 24.09.2010 N 19-Г10-13.

  • 12) Заражение венерической болезнью. Заражение вич-инфекцией.
  • 13) Незаконное производство аборта. Неоказание помощи больному. Оставление в опасности. Незаконное производство аборта (ст. 123 ук).
  • Оставление в опасности (ст. 125 ук)..
  • 14) Общая характеристика преступлений против свободы, чести и достоинства
  • Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности.
  • Вопрос14 2
  • 16) Клевета. Оскорбление.
  • 1.. Изнасилование (ст. 131)
  • 2. Насильственные действия сексуального характера (ст. 132 ук)
  • 4. Понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 ук)
  • 5. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста (ст. 134 ук)
  • 6. Развратные действия (ст. 135)
  • 20) Общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Их виды.
  • Глава VII. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина -1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • Глава VII. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина -1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • Вопрос 20 2
  • 25) Общая характеристика и виды преступлений против собственности.
  • 26) Общая характеристика хищений.
  • Кража (ст. 158 у к).
  • Грабеж (ст. 161 ук).
  • Разбой (ст. 162 ук).
  • 31) Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности. Их виды.
  • 34) Понятие и общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Их виды.
  • 40) Понятие, общая характеристика и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.
  • Часть 2 ст. 228 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные в особо крупном размере.
  • Незаконное распространение порнографических материалов или предметов
  • 43) Понятие, общая характеристика и виды экологических преступлений.
  • 44) Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Загрязнение вод. Порча земли.
  • Нарушение правил охраны и использования недр
  • 50) Общая характеристика и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
  • 51) Государственная измена. Шпионаж.
  • Насильственный захват власти или насильственное удержание власти.
  • Вооруженный мятеж.
  • 53) Разглашение государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Разглашение государственной тайны (ст. 283 ук рф).
  • Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 ук рф).
  • 54)Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
  • 57) Общая характеристика и виды преступлений против правосудия.
  • 60) Общая характеристика и виды преступлений против порядка управления.
  • Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
  • 63) Понятие, общая характеристика и виды преступлений против военной службы.
  • 64) Общая характеристика и виды преступлений против мира и безопасности человечества.
  • 66) Геноцид. Экоцид. Наемничество.
  • Часть 2 ст. 359 предусматривает два квалифицирующих при-
  • Часть 3 ст. 359 ук содержит самостоятельный состав преступления, связанный с наемничеством.
  • Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 ук рф).

    Непосредственный объект - общественные отношения, характеризующие установленные правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.

    Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну; б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну. К документам, содержащим государственную тайну, относятся носители соответствующей информации (текстовые, графические, электронные и др.); к предметам, сведения о которых составляют государственную тайну, - различные изделия, материалы (например, отдельные экземпляры оборудования и аппаратуры).

    Объективную сторону преступления характеризуют такие действия, как нарушение правил обращения с документами. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде утраты документа и наступления тяжких последствий, а также причинная связь между нарушением правил обращения с документами или предметами и утратой документов или предметов и тяжкими последствиями.

    Под утратой следует понимать выход документа или предмета из владения данного лица помимо воли этого лица, но в результате нарушения им установленных правил обращения с документами или предметами.

    Если утрата не повлекла тяжких последствий, состава данного преступления не будет.

    Преступление считается оконченным с момента утраты документа и наступления тяжких последствий.

    Субъективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины. При совершении преступления по легкомыслию виновный, нарушая правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, предвидит возможность их утраты и наступления тяжких последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При совершении преступления по небрежности виновный не предвидит возможности утраты документов, хотя должен был и мог ее предвидеть.

    Субъект преступления специальный: лицо, достигшее возраста 16 лет, имеющее доступ к государственной тайне. В Законе РФ «О государственной тайне» выделяются: а) доступ к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений; б) доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

    Таким образом, ответственность несет лицо, имеющее надлежащим образом оформленный допуск к государственной тайне, которому документы, содержащие государственную тайну, или предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, были доверены или стали известны по службе или работе.

    54)Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

    Общая характеристика преступлений против государственной власти

    Видовой объект - нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.

    Объективная сторона состоит в совершении действий (бездействий) указанных в диспозиции соответствующих статей. Такие деяния совершаются вопреки интересам службы, т.е. находятся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован названный выше орган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на должностное лицо. Совершение должностным лицом противоправных действий, не связанных с выполнением им своих служебных обязанностей, не образует состава должностного преступления и при наличии к тому оснований может быть квалифицировано по другим статьям УК. Способы и формы совершения того или иного должностного преступления могут быть различными. Однако объединяет их то обстоятельство, что они находятся в противоречии с интересами службы.

    Ряд составов престулений (ст. 285, 286, 288, 293 УК) по конструкции - материальные, и для признания преступления оконченным требуется наступление последствий. Остальные преступления имеют формальную конструкцию.

    Субъект преступлений, предусмотренных ст. ст. 285-287, 289, 290, 292 и 293 УК: специальный - должностное лицо, определение которого дано в п. 1 примечания к ст. 285 УК. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

    Понятие представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК. Это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

    С точки зрения субъективной стороны все преступления данной главы (кроме ст. 293 УК) могут быть совершены только умышленно. местного самоуправления

    Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

    1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

    наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

    наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

    1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -

    Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

    Информация об изменениях:Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 285.2 внесены изменения

    1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, -

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    2. То же деяние, совершенное:

    а) группой лиц по предварительному сговору;

    б) в особо крупном размере, -

    наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    См. текст части в предыдущей редакции

    1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, -

    наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Информация об изменениях:Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 285.3 внесены изменения

    2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -

    наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

    55) Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий. Халатность.

    В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект – права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

    Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

    Объективная сторона преступления – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

    Злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

    При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

    Субъективная сторона выражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

    Субъект – специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

    Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

    Объективная сторона – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

    При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочий следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

    Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

    Субъект – должностное лицо.

    Статья 285 УК РФ (“Злоупотребление должностными полномочиями”) относит к преступлениям использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

    За совершение данного деяния указанной статьей предусмотрены различные наказания: штраф (100–200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или величина заработной платы или иного дохода виновного за 1–2 месяца); лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет; арест (содержание в условиях строгой изоляции в так называемых “арестных домах”) на срок от 4 до 6 месяцев, лишение свободы на срок до 4 лет.

    При этом, если деяние свершено лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, размеры наказаний увеличиваются: штраф 500–800 МРОТ; заработная плата или иной доход за период 5–8 месяцев; лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

    В случае наступления тяжких последствий злоупотребления должностными полномочиями наказание предусмотрено только в виде лишения свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

    Не менее серьезно законодатель относится и к преступному превышению должностных полномочий. Статья 286 УК РФ устанавливает, что таковым будет являться совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

    В качестве наказания за данное деяние ч. 1 ст. 286 УК РФ предусматривает такие же виды и размеры наказаний, как и ч. 1 ст. 285 УК РФ.

    Так же как и при злоупотреблении должностными полномочиями, ответственность усиливается, а следовательно, увеличивается и размер наказания (в такой же степени, как и в ст. 285 УК РФ), в случае совершения деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Однако ч. 3 ст. 286 УК РФ предусматривает ответственность за превышения полномочий: совершенные с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; с причинением тяжких последствий. И наказание в данных обстоятельствах предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

    Из сказанного следует, что ст. 285 и 286 УК РФ законодатель придает важное значение в борьбе с проявлениями коррупции, и охраняемые этими статьями интересы общества и государства требуют угрозы серьезных наказаний в случаях их нарушения. Обращает на себя внимание и схожесть ст. 285 и 286 УК РФ как по изложению диспозиции статей, так и по определению размеров наказаний за совершение указанных деяний.

    Действительно, на первый взгляд, описания преступного деяния в статьях различаются лишь несколькими словами. Однако смысловое и практическое различие намного больше, чем это может показаться на первый взгляд.

    Сотрудник милиции злоупотребляет своими служебными полномочиями, когда в нерабочее время и не по служебной необходимости проходит бесплатно на концерт, в кино, предъявляя служебное удостоверение.

    Но в случае же задержания сотрудником милиции лица по подозрению в совершении преступления на срок более 72 ч без соответствующей санкции органов прокуратуры (в скором времени этот срок уменьшится до 48 ч и для дальнейшего содержания человека под стражей понадобится санкция суда, как это предусмотрено Конституцией РФ), налицо превышение им своих полномочий.

    Статья 293. Халатность

    1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

    наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

    2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, -

    наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

    наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

    организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности Диспозицией статьи предусмотрена ответственность за руководство деятельностью на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее

    Ст. 284 УК РФ против русских. на других она не располагается!

    Зачем госдума уничтожает русский народ и культуру?

    Мы, русские, дуркуем и балуем, Когда, хватая снег похмельным ртом, К любому черту лезем с поцелуем, Отхаркиваясь кровушкой потом.

    Живет народ, ведом судьбою хмурой, За отческий уклад и образ свой, Доверчиво расплачиваясь шкурой, Хотя гораздо чаще – головой.

    Мы русские. Мы с нехристью любою Ломаем братски скудный каравай, И в благодарность слышим над собою Всего два слова: «надо!» и «давай!» Быть русским – не отрада, но отрава, С неизводимой грустью на челе Платя издревле – щедро и кроваво – За то, что на своей живешь земле.

    Статья 284 УК РФ. Утрата документов, содержащих государственную тайну

    Приговором суда осуждено лицо за преступление, предусмотренное ч.3 ст.30 ч.1 ст.291 УК РФ, за которое назначено наказание в виде штрафа.

    Уголовный кодекс РФ

    Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, являются различные изделия и материалы, например отдельные экземпляры или модели техники, приборов, вооружения.

    3. Объективная сторона преступления характеризуется: а) нарушением установленных правил обращения с указанными документами и предметами и б) их утратой и наступлением тяжких последствий вследствие указанных нарушений.

    4. Правила обращения с указанными документами и предметами регулируются Законом РФ «О государственной тайне» 1993 г.

    Кодексы РФ

    наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    СТ 284 УК РФ .

    Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил
    обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения
    о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и
    наступление тяжких последствий, -
    наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех
    до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать
    определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
    такового.

    Комментарий к Ст. 284 Уголовного кодекса

    1. Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну (официальные документы, содержащие необходимые реквизиты, в том числе гриф секретности); б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (образцы технических устройств, оружия, ракетного топлива и т.д.).

    2. Объективная сторона выражается в форме действия или бездействия: нарушении правил обращения с указанными документами и предметами (например, вынос указанных документов или предметов, их оставление в незакрытом сейфе). Правила обращения с такого рода документами и предметами обычно устанавливаются ведомственными правовыми актами.

    3. Преступление признается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий в виде утраты соответствующих документов или предметов и, как следствие, наступления тяжких последствий. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом нарушения конкретных правил и наступившими общественно опасными последствиями. Утрата означает выход соответствующего документа или предмета из владения лица, потеря фактического контроля над ними, в результате чего они могли стать достоянием третьих лиц. Понятие тяжких последствий оценочное; к ним может относиться как утечка секретной информации, так и сам факт утраты единственного экземпляра документа.

    4. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

    5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее допуск к государственной тайне.

    Популярное