» »

Полевая практика по естествознанию готовый дневник. Программа полевой практики

15.12.2023

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания

"У Т В Е Р Ж Д А Ю"

зав. кафедрой ЕМД и МП

_________________________

"____"_______________2006г.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Программа полевой практики

Специальность:

031200 - педагогика и методика начального образования

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: Стационар

КУРСЫ : 1 СЕМЕСТРЫ : 1,2

Рабочая программа составлена:

доц. Бова Э.Ю.

Брянск – 200 6

Объем и сроки полевой практики

Полевая практика по естествознанию на дневном отделении выполняется на 1 курсе.

Сезонная полевая практика – 6 ч.

летняя полевая практика – 18 ч.

Итого : Общий объем полевой практики - 24 ч.

Сезонная полевая практика выполняется в 1 семестре (2 часа), зимняя и весенняя – во 2 семестре (4 часа).

ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

(раздел «Землеведение»)

Осенний период практики. (2 часа)

Литература:

(5) Гл.3; Гл.13 п. 1.

Контрольные вопросы:

1. Устройство школьной географической площадки.

2. Методика ведения метеонаблюдений.

3. Дневник и календарь природы.

Задание на дом:

Ежедневное ведение дневника наблюдений, обобщение данных за каждый месяц.

Зимний период практики. (2 часа)

Литература:

(5) Гл.13 п. 2.

Контрольные вопросы:

    Схема описания снежного шурфа.

2. Описание снежного покрова в роще Соловьи.

Задание на дом:

Описать снежный покров по месту жительства описать в январе и феврале.

Весенний период практики. (2 часа)

Литература:

(5) Гл.13 п. 3; Гл. 2, п. 2; Гл. 4, п. 1.

Контрольные вопросы:

    Причины эрозии почвы.

    Эрозия почвы в роще Соловьи.

    Антропогенное влияние на эрозию

Задание на дом:

Описать овраг по месту жительства.

Летний период практики.

1) Первый день. (6 часов)

Тема: Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест-ности.

Литература:

Контрольные вопросы:

    Способы ориентирования.

    Методика глазомерной съемки местности.

    План парка им. А.К.Толстого, составленный глазомерной съемкой

Задание на дом:

2) Второй день. (6 часов)

Тема: Исследование рельефа горных пород, вод в роще Соловьи

Литература:

(5) Гл.2, п. 4; Гл. 4, п. 2, 3.

Контрольные вопросы:

1. Описание балки в р. Соловьи.

2. Описание обнажений горных пород на равных участках маршрута.

3. Описание долины реки Десны.

4. Поперечный профиль долины р. Десны.

5. Комплексная характеристика природы р. Соловьи.

Задание на дом:

В полевом дневнике оформить записи и зарисовки.

3) Третий день. (6 часов)

Тема: Изучение балко-оврагов Нижний и Верхний Судок. Отчет по полевой практике

Литература:

(5) Гл.2; Гл. 12.

Контрольные вопросы:

1. Барометрическое нивелирование в балко-овраге Верхний Судок.

2 . Описание почвенного разреза.

3. Описание родников "У Лесных сараев", "Белый колодец".

ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРАКТИКЕ

1 . Дневник метеонаблюдений.

2. Полевой дневник.

3. План проведения экскурсии в роще Соловьи или в балко-оврагах Нижний Судок и Верхний Судок с учащимися 3 класса.

ПРОГРАММА МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЙ

1. Организовать постоянные наблюдения по месту жительства каждого студента. Место и время наблюдений остается постоянным. Запись ведется по форме:

Наблюдения \ Дни месяца

и т.д. по календарю

Температура воздуха

Направленность ветра

Облачность (степень и вид)

Другие явления

Условные обозначения

Снег

Ясно

Дождь

Пасмурно

Морось

Переменная облачность

Изморозь

Ветер северный

Гололед

Ветер западный

Роса

Ветер восточный

Туман

Ветер южный

Град

Ветер северо-западный

Гроза

Ветер северо-восточный

Метель

Ветер юго-западный

Поземка

Ветер юго-восточный

В конце месяца подвести краткий итог наблюдений по пунктам:

а) минимальная t воздуха;

б) максимальная t воздуха;

в) средняя t воздуха;

г) роза ветров.

Доп o лнительно отметить по сезонам:

ОСЕНЬ:

а) начало и конец сезона, выделить подсезоны {первоосенье, золотая осень, предзимье);

б) первый заморозок (определяют в утренние часы по наличию инея или появлению ледяной корки на мелких лужах);

в) появление первого снежного покрова (дата снегопада, то есть образования сплошного снежного покрова хотя бы на несколько часов);

г) первый лед на стоячих водоемах;

д} ледостав на реке (если она есть);

е) образование устойчивого снежного покрова.


ЗИМА :

а) подпериоды (первозимье, глубокая зима, предвесенье);

б) установление снежного покрова;

в) максимальная и минимальная температура;

г) оттепели в течение зимы;

д) случаи метелей, гроз;

е) появление первых проталин;

ж) анализ снежного покрова (по месяцам).

ВЕСНА:

а) разрушение сплошного снежного покрова (когда на ровном месте половина площади освободилась от снега);

б) полное исчезновение снежного покрова (остатки снега в оврагах, канавах, в затененных местах в расчет не принимаются);

в) ледоход на реке (начало, конец);

г) установление мягкопластичного состояния почвы;

д) первая гроза;

е) последний заморозок (фиксируется в утренние часы по наличию изморози на поверхности почвы и различных предметах).

2. Собрать и записать народные приметы, пословицы и поговорки о явлениях в неживой природе.

ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

(раздел «Зоология»)

Осень. (2 часа)

Осенние явления в природе; продолжительность светового дня, дневные и ночные температуры воздуха, осадки, состояние животных осенью.

Беспозвоночные животные, активные осенью. Концентрация наземных и беспозвоночных в местах зимовки.

Особенности жизни позвоночных животных осенью и распределение по местам обитания. Миграции земноводных и рептилий к местам зимовки.

Видовой состав птиц осенью. Птицы оседлые, кочующие и перелетные. Наблюдение стай, мест кормежки, перелета птиц. Изучение следов деятельности млекопитающих (гнезда грызунов, роющая деятельность кротов, норы и т.д.)

Миграция синантропных грызунов в жилища человека и хозяйственных постройки. Концентрация их в стогах, скирдах, ометах.

Зима. (2 часа)

Зимние явления в природе; продолжительность дня и ночи, макси-мальные и минимальные температуры. снеговой покров, ледостав на водоемах, промерзание почвы.

Условия зимовки различных беспозвоночных. Насекомые, активные в зимний период.

Особенности распределения позвоночных животных по местам оби-тания. Приспособления к условиям зимовки. Концентрация около жилья человека.

Птицы. Видовой состав оседлых, кочующих и зимующих. Изучение по внешнему виду и голосам. Суточная активность, места кормежки и ночевок. Питание, способы добывания корма.

Млекопитающие, следы их деятельности: погрыз деревьев и кус-тиков, следы на снегу. Питание, способы добывания корма.

Подкормка птиц.

Весна. (2 часа)

Весенние явления в природе; увеличение продолжительности дня,

повышение ночной и дневной температуры, таяние снега, половодье, пробуждение животных.

Животные весной. Начало активной деятельности беспозвоночных насекомых. Насекомые - опылители.

Особенности жизни позвоночных, распределение их по местам оби-тания.

Нерест рыб.

Выход земноводных и рептилий с мест зимовки. Миграция земноводных к местам размножения. Места икрометания. Развитие головас-тиков.

Птицы весной. Видовой состав. Прилет и пролет птиц. Места массовых скоплений птиц для отдыха и кормежки. Поведение птиц весной; брачные игры, токование, интенсивность пения, образование пар, гнездование.

Млекопитающие. Следы их деятельности, размножение.

Лето. (18 часов)

I. Животный мир антропогенных ландшафтов (поселений человека, полей и садов, огородов).

Видовой состав животных антропогенных ландшафтов. Особенности условий обитания по соседству с человеком и приспособления к ним.

Насекомые - опылители с/х культур. Насекомые - вредители с/х

Земноводные и пресмыкающиеся антропогенных ландшафтов.

Их биология и значение.

Птицы антропогенных ландшафтов. Видовой состав, биология и значение. Привлечение птиц и их охрана.

Млекопитающие. Видовой состав, биология, значение. Меры борьбы вредными грызунами.

II. Животный мир водоемов и побережий, лугов, болот.

Беспозвоночные животные водоемов и побережий. Видовой состав условия обитания и приспособление организмов к водной среде. 3на-ние в биоценозе.

Земноводные водоемов. Водоем - среда размножения земноводных. Птицы водоемов, болот, лугов, их адаптивные особенности, практическое значение.

Млекопитающие водоемов. Видовой состав. Особенности организации и биологии, полуводных млекопитающим, их практическое значение.

Промысловые птицы и млекопитающие водоемов и побережий, лугов, болот, их охрана и рациональное использование.

III. Животный мир леса.

Беспозвоночные животные лесных ландшафтов. Видовой состав, биология, значение.

Земноводные и пресмыкающиеся леса. Видовой состав, биология, значение. Меры охраны рептилий.

Птицы леса. Приспособление птиц к обитанию в лесу. Размещение в различных участках леса (опушки, поляны, просеки, сплошной лес). Значение птиц.

Млекопитающие леса. Видовой состав, особенности биологии, значение. Промысловые птицы и млекопитающие леса. Методы увеличения численности и рационального использования. 0храна животных леса.

литература

    Лавров Н.П. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных с заданиями на межсессионный период. – М.: Просвещение, 1974

    Банников А.Г и др. Определитель земноводных пресмыкающихся фауны СССР. – М., 1977

    Бене Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых околоводных пространств СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей – М., 1983

    Бене Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов и гор СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей. – М., 1981 Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975

    Благосланов К. Л. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983

    Нехлюдова А.С и др. Полевая практика по природоведению. – М.: Просвещение, 1986

    Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975

    Плавильщиков Н. Н. Юному энтомологу. – М., 1958

    Покровский С.В. Календарь природы. – М, 1958

    Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – Л, 1956

ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

(раздел «Ботаника»)

Осень. (2 часа)

Осенние явления в природе: продолжительность светового дня, дневные и ночные температуры воздуха, осадки.

Состояние растений осенью. Осеннее цветение растений. Плодоношение и способы распространения плодов и семян. Листопад. Осенняя окраска листьев. Состояние растений различных местообитаний.

Зима. (2 часа)

Зимние явления в природе: продолжительность дня и ночи, максимальные и минимальные температуры. Снеговой покров, ледостав на водоемах, промерзание почвы.

Состояние растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии (формы кроны, расположение и типы побегов, кора, почки). Вечнозеленые деревья, кустарники и кустарнички.

Зимнезеленые травянистые растения леса, сада, поля, луга. Условия их перезимовки.

Распространение плодов и семян растений зимой. Растения как пища для животных зимой.

Весна. (2 часа)

Весенние явления в природе: увеличение продолжительности дня, повышение дневных и ночных температур, таяние снега, появление проталин, половодье.

Состояние растений весной. Весеннее пробуждение растений в различных условиях (лес, луг, болото). Сокодвижение у деревьев (клен, береза). Набухание и развертывание почек у деревьев и кустарников. Цветение и опыление первоцветов, приспособление к различным способам перекрестного опыления. Прорастание семян, развитие проростков.

Лето. (3 дня – 18 часов)

1) Растения леса

Видовой и возрастной состав леса. Ярусное строение лесного сообщества, сомкнутость крон, высота деревьев.

Подлесок. Подрост древесных деревьев и кустарников.

Травянистые растения леса. Высшие споровые растения. Охраняемые, ядовитые, лекарственные, медоносные и другие растения.

Съедобные и ядовитые грибы.

Отмершие листья и другие элементы опада.

2) Растения луга

Луга пойменные и материковые. Растения луга по группам: злаки, бобовые, осоки, разнотравье.

Луг как покосное и пастбищное угодье.

Особенности экологических условий произрастания растений в открытых луговых ландшафтах.

Приспособление растений к различным условиям пойменных и суходольных лугов.

Меры по охране лугов и уходу за ними.

3) Растения болот

Верховые и низинные болота.

Условия жизни растений на болотах: избыточная влажность, недостаток кислорода, плохая теплопроводность, недостаток основных элементов минерального питания. Приспособленность растений к экологическим условиям болота.

Сфагновые мхи. Образование болот.

Л И Т Е Р А Т У Р А

ОСНОВНАЯ

1. Банников А.Г. и др. Определитель земноводных и пресмыкающих-ся фауны СССР. – М., 1977.

2. Беме Р.Л., Кузнецов А.А.. Птицы лесов и гор СССР. Полевой оп-ределитель. Пособие для учителей. – М., 1981.

3. Беме Р.Л., Кузнецов А.А.. Птицы открытых и околоводных прост-ранств СССР. Полевой определитель. – М., 1983.

4. Бова Э.Ю. Полевая практика по естествознанию. Методические рекомендации. – Брянск, 2003.

5. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М., 1976.

6. Нехлюдова Н.С. и др. Полевая практика по природоведению. – М.: Просвещение, 1986.

7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. – Минск, 1987.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Афанасьев Т.В. и др. Почвы СССР. – М.: Мысль, 1979.

2. Благослонов К.Н. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983.

3. Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое, будущее. – М.: Просвещение, 1976.

4. Воронцев-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М., Наука, 1980.

5. Галант Т.Г., Гурвич Е.И. Практические занятия по землеведению и краеведению. – М., Просвещение, 1988.

6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М., Просвещение, 1985.

естествознания и экономики Кафедра зоологии, ...

  • ПРОГРАММЫ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ГЕОЛОГИИ И МИНЕРАЛЬНЫМ РЕСУРСАМ " ВОСПИТАНИЕ ГЕОЛОГИЕЙ" (Региональная) Оглавление

    Программа

    И целевые элементы. В программе четко прослеживаются репродуктивный и творческий... детей, имеющих склонность к естествознанию , особенно к неорганической части мира... 18 4 2 """" 12 к геологической экскурсии 1 Полевая практика 1 0 дней 60 . - 60 по 6 ...

  • ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ 2012 год

    Программа

    Применение ГИС при обработке данных полевых практик . Науч. рук. – доц... Е.В. Громов. Секция КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Руководитель - ст. преп. ... курс). Эффективность применения экспериментальной программы упражнений в повышении скоростно- ...

  • Учебно-полевая практика по предмету

    «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»

    Для студентов факультета подготовки учителей начальных

    классов)

    Составитель: Осолодкова Е.В.

    Челябинск 2012 г.

    Учебно-полевая практика по предмету «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических университетов факультетов подготовки учителей начальных классов. – Челябинск; Издательство «Цицеро», 2012. – 76 с.

    В учебно-методическом пособии изложены технологии проведения занятий с растениями непосредственно в природных условиях по шести темам; описана техника, способы сбора и наблюдений над растениями. Приведены формы описания растений и растительных сообществ. Приводятся методические рекомендации к проведению экскурсий, фенологических наблюдений.

    Рецензенты:

    В.И.Павлова, доктор биологических наук, профессор;

    А.И.Семкина, кандидат биологических наук, доцент

    ISBN 978-5-91283-206-2

    © Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2011


    Введение

    Полевая практика по естествознанию в вузах и других учебных заведениях имеет целью улучшить качество профессиональной подготовки учителей начальных классов по естествознанию. Она направлена на то, чтобы углубить и расширить знания, полученные в процессе изучения теоретических курсов, приобщению студентов к общественно - полезному труду. Она способствует формированию экологического мировоззрения и эстетическому воспитанию учащихся. В процессе полевой практики особое внимание уделяется вопросам охраны природы. Их значение особенно возрастает в ХХІ веке, когда исключительную важность приобретает деятельность по спасению природы от разрушительного воздействия человека. В период проведения полевой практики по естествознанию у студентов вырабатываются умения и навыки проведения наблюдений и экскурсий с младшими школьниками в природу.

    Практика по естествознанию способствует развитию у студентов наблюдательности, умения ориентироваться в природе, способствует повышению интереса к ботанике и обеспечивает более эффективное ее усвоение.

    Основные формы работы на полевой практике:

    а) экскурсии с преподавателем;

    б) обработка собранного материала;

    в) самостоятельные наблюдения по выбранной теме.

    Полевая практика является одним из наиболее важных видов учебной работы студентов. Экскурсии в природу не могут быть заменены никакой другой формой обучения: они всегда методически индивидуальны и практически почти неповторимы. Успех любой экскурсии зависит от подготовки к ней. Подготовить экскурсию – это значит определить тему, разработать маршрут, запастись необходимым оборудованием. Порядок проведения экскурсий может быть выбран преподавателем произвольно: в зависимости от расписания практики, местных природных условий он может меняться. Хорошие результаты дает предварительное ознакомление по книгам (определителям растений) с основными видами растений, которые могут оказаться на выбранном маршруте. Основное внимание уделяется правилам поведения в природе. Главное из них - не причинять вреда природе. На экскурсии нельзя ничего срывать, ломать, нельзя шуметь, пугать зверей и птиц. При работе в природе студенты должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенно внимательными следует быть к редким и исчезающим видам растений.

    Экскурсии обычно предшествует инструктаж, проводимый преподавателем, в ходе которого студенты знакомятся с правилами поведения, кратким содержанием темы, необходимым оборудованием, а также с планами обработки материала экскурсии, для того чтобы быть готовым к проведению самостоятельных наблюдений. На экскурсии преподаватель раскрывает основное содержание темы; его рассказ и демонстрация растительных объектов сочетаются с выполнением студентами конкретных заданий, которые дают им возможность самостоятельно и правильно ответить на контрольные вопросы преподавателя. К объяснению отдельных вопросов темы могут быть привлечены студенты, заранее подготовившие материал с помощью преподавателя. Такой прием способствует развитию компетенций у будущих учителей.

    На экскурсиях студенты знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики (флорой) и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов, осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.

    Программа по полевой практике содержит в основном материал по летним экскурсиям, но только в сочетании с сезонными экскурсиями – осенью, зимой, весной – можно изучить основные природные комплексы, особенности их растительного и животного мира.



    Необходимым условием успешной работы является ведение записей и зарисовок в полевом дневнике. Проводить записи необходимо на месте работы, во время экскурсии и самостоятельных наблюдений. Для этого нужна записная книжка с гнездом для простого карандаша, которым делаются все записи и зарисовки. Затем все записи из полевой книжки переносятся в специальную тетрадь - чистовой дневник, где полевые наблюдения дополняются данными из литературных источников.

    Обработка собранного на экскурсиях материала включает записи и зарисовки, а также фотографирование объектов во время наблюдения на экскурсии.

    Индивидуальное самостоятельное задание студенты выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.).

    Для выполнения самостоятельного задания требуется работа с литературой, изготовление рисунков, ведение записей. При выполнении самостоятельной работы студент может использовать литературу по описанию природы района полевой практики, выпускаемую местными издательствами.

    Полевая практика по ботанике рассчитана на четыре учебных дня для студентов дневного отделения и на один день для студентов заочного отделения.


    Программа полевой практики по
    биологии растений:

    1. Введение

    Правила ведения отчетной документации (дневник, флористическая тетрадь и т.д.). Сбор и лабораторная обработка растений. Методика сбора и сушки растений, методика биоморфологического описания, фенологических наблюдений над растениями. Понятие о жизненных формах и экологических группах. Практическое значение различных групп растений.

    Зарипова Танзиля Валиахметовна
    Должность: преподаватель
    Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский педагогический колледж"
    Населённый пункт: Ульяновская область, город Ульяновск
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: "Программа полевой практики"
    Дата публикации: 15.10.2016
    Раздел: среднее профессиональное

    Министерство образования и науки Ульяновской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «
    Ульяновский педагогический колледж»

    ПРОГРАММА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ

    ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

    МДК 01.05. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВНИЯ

    И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
    основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО Специальность
    44.02.02. Преподавание в начальных классах

    Ульяновск 2015г
    Пояснительная записка
    Программа полевой практики по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 44.02.02. Преподавание в начальных классах. В системе профессиональной подготовки учителя начальной школы педагогическая практика занимает свое особое место. Главное назначение полевой практики – соединить теоретическую подготовку, которую будущий учитель получает по дисциплинам подготовки, с практической деятельностью учителя начальной школы. «Полевая практика» по естествознанию с методикой преподавания и экологическому воспитанию– составная часть подготовки учителя начальных классов. В процессе работы во время полевой практики студенты колледжа углубляют и расширяют знания по естествознанию, методике преподавания естествознания, а так же приобретают базовые знания по основам сельского хозяйства, т.к., работая в школе, учителя обязательно ведут опытническую работу на пришкольном участке. В ходе изучения природы у студентов формируется диалектико-материалистическое мировоззрение: природа рассматривается как единое целое, студенты учатся понимать и объяснять явления природы, устанавливать между ними взаимосвязи, выявлять закономерности. Практика расширяет кругозор студентов, способствует их всестороннему развитию. В процессе выявления причинно-следственных связей в явлениях природы у студентов развивается мышление. Практика способствует выработке у студентов таких моральных качеств как коллективизм, дисциплинированность, бережное отношение к природе. В ходе практики формируются следующие общие и профессиональные компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риск и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. 2
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ПК 4.2. Создавать на участке колледжа предметно – развивающую среду. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Неоценима роль практики в профессиональной подготовке студентов. Все содержание практики, формы и методы проведения ее отвечают задачам 3

    План проведения комплексной полевой практики

    Наименование тем практики

    Количество часов
    Макс. нагрузка Инфор.- метод. работа Прак. работа Самост. работа 1 Инструктаж. Наблюдения за солнцем, погодой. Экскурсия в окрестностях колледжа. Ориентирование на местности с помощью компаса и местных признаков. Составление плана местности. Практическая работа на участке. 1 7 1 2 3 2 2 Наблюдения за солнцем, погодой. Экскурсия в Краеведческий музей. Описание растений и животных нашего края. Практическая работа на участке. 9 3 3 3 3 Экскурсия «Формы поверхности нашего края». Знакомство с работой учителя начальных классов на пришкольном участке в отделе начальных классов. Практическая работа на участке. 8 2 4 2 4 Экскурсия на Черное озеро. Описание растений и животных водоема. 9 2 4 3 5 Экскурсия на гидрометеостанцию. 8 3 3 2 6 Экскурсия на реку Волгу. Подведение итогов практики 7 1 2 1 3 2
    ВСЕГО:

    14
    4

    1 занятие – 6ч
    1. Инструктаж. Содержание, задачи, порядок проведения комплексной полевой практики. 2. Приборы, используемые при наблюдениях за погодой: барометр, барограф, психрометр, осадкомерное ведро, гномон. Наблюдение за длиной тени по гномону в 9, 12, 15часов. 3. Наблюдения за погодой: осадками, облачностью, температурой, направлением ветра; их фиксация. 4. Экскурсия в окрестности колледжа с целью изучения влияния погодных условий на рост и развитие растений. 5. Ориентирование на местности с помощью компаса и местных признаков. Составление плана местности. 6. Работа на участке педагогического колледжа (посадка, полив, прополка цветочно- декоративных культур).
    2 занятие – 6ч
    1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики. 2. Экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство с экспонатами музея. 3. Знакомство с травами, деревьями, кустарниками, растущими в нашем крае. Знакомство с животными, которые обитают в нашем крае, и которые могут встретиться учащимся начальных классов на экскурсиях на луг, в лес, к водоему. Описание данных животных и растений в дневниках практики. 4. Сбор травянистых растений для гербария. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
    3 занятие – 6ч
    1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики. 2. Экскурсия «Формы поверхности нашего края. Знакомство с рельефом и формами поверхности нашего края: равниной, горами, холмом, оврагом. Описание данных форм поверхности в дневниках практики. 5
    3. Изучение теоретического материала об организации участка начальных классов на школьном учебно-опытном участке. 4. Знакомство с агротехникой основных культур, используемых при постановке опытов. Знакомство с особенностями оборудования, используемого при постановке опытов. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
    4 занятие – 6ч
    1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики. 3. Экскурсия на Черное озеро Изучение растительного и животного мира озера. Наблюдение антропогенного воздействия на водоем. 4. Составление конспекта экскурсии в дневниках практики. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
    5занятие – 6ч
    1. Экскурсия на гидрометеостанцию. Знакомство с приборами, которыми оборудована станция, с методами работы с ними. 2. Знакомство с историей создания гидрометеостанции в г. Ульяновске. 3. Составление конспекта экскурсии в дневниках практики. 4. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
    6занятие – 6ч
    1. Экскурсия на реку Волга. Наблюдение антропогенного воздействия на водоем. 2. Оформление гербарных листов с травянистыми растениями. 3. Подведение итогов наблюдений за солнцем и погодой. Оформление дневников комплексной полевой практики. 4. Зачетные вопросы. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур). 6

    Литература
    1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие. –М.: ВЛАДОС, 2011. 2. Герасимов, В.П. Животный мир нашей Родины / В.П.Герасимов. – М.: Просвещение, 2011. – 208с. 3. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. – М.: Академия, 2010. 4. Козина Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Козина. − М.: Академия, 2009. 5. Колесников, Е.В. Основы сельскохозяйственных знаний / Под редакцией доктора с/х наук Е.В.Колесникова. – М.: Просвещение, 2011. – 257с. 6. Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины / В.В.Петров. – М.: Просвещение, 2009. – 201с. 7. Петросова, Г.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Г.А.Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов - М.: Академия, 2010. – 176с. 8. Петросова, Г.А. Естествознание и основы экологии. - / Г.А.Петросова, В.П. Голов, В.И.Сивоглазов, Е.К. Страуд. - М.: Просвещение, 2009. – 30 7

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

    ГОУ ВПО ЛНР «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

    ОП «КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

    ДНЕВНИК

    УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ

    ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

    Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

    Квалификация: специалист среднего звена

    Студентки 2го курса,

    специальность 44.02.02

    «Преподавание в начальных

    классах» (ФИО)_______________________

    _______________________

    __________________________________

    Руководитель практики

    Цель: формирование системы знаний о природе, о закономерностях взаимодействия в системе человек-природа-общество; формирование практических навыков исследования природы

    Полевая практика по естествознанию по специальности «Преподавание в начальных классах» выполняется на 2 курсе.

    Особенности практики.

    Полевая практика является завершающим этапом основного курса «Естествознание», проходит во 2-м семестре. На полевой практике необходимо познакомить студентов с основными видами животных биотопов степной зоны.

    Практика складывается из следующих основных форм работы: экскурсий, самостоятельной работы студентов и отчетности.

    Проводить ее необходимо на территориях, где соседствуют различные естественные и антропогенные ландшафты: леса или лесопарки, болота, водоемы, сельскохозяйственные поля, населенные пункты, и одновременно хорошо сохранились разнообразные биотопы.

    График учебно-полевой практики по естествознанию

    Дата Тема изучения Вид деятельности Роспись преподавателя
    04.06 Предмет и задачи учебно-полевой практики. Инструктаж по технике безопасности. Беседа
    04.06 Приобретение навыков и умений при про хождении полевой практики. Заполнение дневника, наблюдения за погодой. Беседа
    05.06 Элементы астрономии Земля-планета Солнечной системы Лекция
    05.06 Суточное вращение Земли. Смена дня и ночи. Практическая работа
    06.06 Годовое вращение Земли. Смена времен года. Пояса времени.
    06.06 Элементы географии Понятие о горизонте и его свойствах. Лекция
    07.06 Практическая работа
    07.06 План местности. Чтение плана местности.
    07.06
    07.06 Ориентирование на местности.
    08.06 Ориентирование по компасу, солнцу.
    08.06 Ориентирование по местным признакам.
    08.06 Составление плана местности.
    08.06 Азимут, движение по азимуту.
    11.06 Движение по азимуту. Практическая работа
    11.06 Предшественники компаса. Самостоятельная работа
    11.06 История возникновения календаря. Самостоятельная работа
    11.06 Занимательные моменты при изучении данной темы. Самостоятельная работа
    12.06 Карты, их классификация. Лекция
    12.06 Географическое положение Луганского края. Границы и рельеф края. Практическая работа
    12.06 Литосфера. Рельеф Луганской области Практическая работа
    12.06 Литосфера. Полезные ископаемые. Практическая работа
    13.06 Гидросфера Реки и озёра Луганщины. Практическая работа
    13.06 Минеральные источники края. Самостоятельная работа
    13.06 Элементы живой природы. Морфология растений. Лекции
    13.06 Основы фитоценологии Лес как растительное сообщество Природные парки и памятники природы. Растения, используемые в озеленении парка.
    14.06 Зоология беспозвоночных животных Разнообразие внешнего строения насекомых Лекция
    14.06 Зоология позвоночных животных Разнообразие позвоночных животных Лекция
    14.06 Методика изготовления коллекции насекомых Практическая работа
    16.04. Особо охраняемые природные территории Луганщины. Заочная экскурсия по Луганской области
    15.06 Зачетное занятие


    План работы.

    1.Цели и задачи полевой практики.

    2. Инструкция по технике безопасности

    3. Разделы полевой практики

    3.1. Метеорологические наблюдения

    1. Цель: закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении теоретического курса дисциплины «Естествознание».

    Задачи:

    По разделу «Естествознание»:

    Знакомство студентов с особенностями строения Солнечной системы и планеты Земля, ориентирования на местности, с основными типами рельефа, горных пород и ландшафтами окрестностей г. Луганска.

    1.По разделу «Ботаника»:

    1. Закрепить знания по морфологии, систематике и экологии растений..

    2. Приобрести навыки коллекционирования, определения и описания растений.

    3. Приобрести навыки полевых наблюдений,

    4. Познакомиться с разнообразием жизненных форм и экологическими группами растений в районе проведения практики,

    5.Установить взаимосвязь растительных организмов с условиями окружающей среды (на конкретных примерах) в районе проведения практики,

    6.Выявить набор фитоценозов района практики; на примере конкретного сообщества изучить его основные показатели (флористический состав, структуру, обилие, фенологические фазы, жизненность),

    7.Выяснить, как и в какой мере сообщества растений влияют на окружающую среду и как антропогенные воздействия влияют на растительные сообщества.

    По разделу «Зоология»:

    Изучение наиболее распространенных видов животных окрестностей г.Луганска, основных эколого-фаунистических комплексов животных разных биотопов, их взаимосвязи с условиями среды обитания и общие закономерности распределения животного населения по биотопам. Дать начальные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы в полевых условиях, обучить студентов правилам наблюдения за животными, различать отдельных представителей животных по голосам и повадкам и вести дневник наблюдений.

    Инструкция по технике безопасности при прохождении учебно-полевой практики

    1. Переходить автомобильные и железнодорожные магистрали следует только по специально оборудованным пешеходным мостам и переходам, соблюдая все меры предосторожности.

    2. Строго запрещено отлучаться от группы без разрешения преподавателя.

    4. Во время экскурсии необходимо периодически осматривать свою одежду и удалять клещей.

    5. Не следует находиться на открытом солнце без головного убора.

    6. При первых признаках недомогания сообщить об этом преподавателю.

    9. Строго запрещено употребление спиртных напитков.

    10. Форма одежды должна соответствовать погодным условиям (в случае дождя иметь при себе зонт или дождевик, а также запас сухой одежды и обуви).

    11. Иметь при себе средства для оказания первой медицинской помощи: бинт, лейкопластырь, антисептики (йод, раствор бриллиантового зеленого), лекарства от головной и сердечной боли, от повышенного артериального давления, нашатырь, препараты против аллергии.

    . Наблюдения за погодой

    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND .
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $ исследование $ развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    " исследование и разработка"

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    # исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.

    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    " исследование разработка"~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

    Популярное