» »

"совершенствование образовательного процесса через применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования". Управление образованием: проблемы и основные направления совершенствования Основные направления совершенство

06.03.2024

В современной постиндустриальной экономике высшую ценность приобретает человеческий капитал, вносящий творческое, созидательное начало в производственные и социальные процессы, в жизнедеятельность в целом. Человеческий капитал как носитель целеустремленности, осмысленности экономических действий придает им духовную насыщенность, интеллектуальность. В то же время в нем воплощен энергетический потенциал, характеризующий возможность длительной отдачи, свойственной капиталу, вложенному для получения будущего дохода.

В силу указанных свойств человеческий капитал, формирующий трудовые ресурсы, становится ключевым фактором обеспечения целенаправленности экономической деятельности, ее эффективности и качества, управляемости. В конечном счете, именно квалификация кадрового потенциала, отношение людей к выполняемой ими работе служат главной предпосылкой производительного труда, высокой отдачи, будь то такие сферы приложения трудовых усилий, как материальное производство или социально-культурная среда.

Одним из основных источников формирования и поддержания качеств, необходимых человеческому капиталу страны, правомерно считать систему образования, охватывающую как общее, так и профессиональное образование в их единстве. В условиях техникотехнологического прогресса, инновационного развития образование стало одним из определяющих условий успеха в самых разных областях.

В нынешнем мире образование наряду с наукой относят к главным ценностям и достижениям человечества, ибо оно служит источником знаний, представлений обо всем сущем, способом постижения тайн мироздания, инструментом проводимых преобразований в природе и обществе. Согласно критериям качества жизни, признанным ООН, в число трех таких критериев включается образование, которое наряду с продолжительностью жизни и величиной душевых доходов населения играет определяющую роль в характеристике жизненных достижений. Денежные доходы человека, его имущественное достояние, уровень и качество жизни в возрастающей степени становятся зависящими от образовательного уровня. Образование открывает доступ к трудоустройству, вхождению в культурные слои обществ, обретению статусности.

Российская образовательная система давно известна своими успехами в придании обучению детей, молодежи, взрослого населения всеобщности, доступности. Особенно значительны результаты, достигнутые в подготовке высококвалифицированных математиков, физиков, инженеров. Однако со временем, в период перехода к рыночной системе хозяйствования многие преимущества российской системы образования были утеряны, возникли значительные, трудноразрешимые проблемы. Частично проявившиеся трудности обладают объективной природой, обусловлены естественными причинами расширения образовательной среды, изменчивости структуры образования. В то же время приходится отмечать, что органы управления образованием в России не справились с задачей реформирования образовательной системы при переходе от советского планирования к рыночному регулированию.

В предшествующие годы постсоветского периода российской истории в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами развития образования были предприняты попытки, осуществлены определенные шаги в направлении встраивания российского образования в мировую систему, в частности, по образу и подобию западноевропейской и американской. Однако оказалось, что зарубежный опыт плохо прививается на российской почве, особенно в условиях, когда он воспроизводится по форме, а не по существу и, к тому же, без учета специфики исторического наследия и российского менталитета.

В школьном образовании после установления обязательной «девятилетки» удалось продвинуться от десятилетней к одиннадцатилетней общеобразовательной школе. Однако попытка перейти на следующую ступень общедоступного образования детей и юношества в виде широко распространенной во многих странах мира двенадцатилетней средней школы оказалась неудачной. Несмотря на уже разработанные стандарты, учебные программы и официальное объявление об ожидаемом переходе к «двенадцатилетке», намеченное продление периода школьного обучения было отменено. Судя по всему, сработали бюджетные ограничения, оказалось, что финансовые возможности российского государства не достаточны для обеспечения столь продолжительного периода бесплатного обучения детей в средней школе.

Чрезмерно поспешными, недостаточно продуманными оказались, на наш взгляд, отдельные реформы в области среднего и высшего профессионального образования, коснувшиеся преобразования организационных форм подготовки и переподготовки квалифицированной рабочей силы и специалистов высшей квалификации для удовлетворения нужд разных отраслей экономики, народного хозяйства. По сути, реформирование этой важнейшей части российского образования свелось к воспроизведению распространенных в странах с рыночной экономикой организационно-правовых форм существования и деятельности образовательных учреждений, организаций.

Профессионально-технические училища и техникумы сменили свое название на колледжи; многие высшие учебные заведения, именовавшиеся институтами, превратились в академии и университеты, наряду с государственными вузами появилось множество негосударственных, по сути частных.

Под влиянием перехода к рынку и рыночным методам хозяйствования произошли значительные изменения в структуре подготовки кадров, возобладало безудержное стремление сократить масштабы обучения по инженерно-техническим профессиям в пользу экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, финансистов. Профиль образовательных учреждений перекосился, пришел в несоответствие с реальной структурой хозяйства, производства в России, с потребностями в специалистах, кадрах, рабочей силе отраслей экономики и социальной сферы, системы управления. Отсутствие централизованного, планового распределения выпускников учебных заведений в соответствии с запросами предприятий, организаций, бизнеса породило затруднение в устройстве на работу после завершения процесса обучения.

По нашему мнению, в современной российской действительности наиболее четко прорисовались, обозначились, а частично и обострились, обозначились такие проблемы в сфере общего и профессионального образования, как доступность, структурное совершенство, качество образовательных процессов, сочетание государственного и негосударственного образования, финансирование образовательных программ.

В России имеется значительное количество учебных заведений, способных удовлетворить запросы населения в среднем и высшем образовании. Недостает разве что детских садов, учреждений дошкольного образования, школ в малонаселенных поселках. Но наличие многих учебных заведений еще не означает доступность требуемого, пользующегося спросом работодателей образования для всех желающих учиться и нуждающихся в получении образовательных услуг. При наличии множества школ количество специальных школ, предназначенных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, явно недостаточно, намного ниже потребностей в таких школах.

Если в соответствии с Конституцией Российской Федерации бесплатное общее образование в полном объеме обеспечивается государством, то в специальном, среднем и высшем, послевузовском дополнительном образовании наблюдается иная картина. Поле образовательных услуг, оплачиваемых из средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, ограничено ресурсными возможностями этих бюджетов, а в условиях бюджетного дефицита имеет выраженную тенденцию к сокращению, в связи с чем затраты на обучение перекладываются на плечи обучающихся, их родителей, организаций, нуждающихся в специалистах. Хотя государство прилагает заметные усилия в формировании источников финансовой поддержки низкодоходных студентов и способствовании получению образовательных банковских кредитов, финансовая доступность платного образования для многих россиян остается ограниченной и даже снижается.

Как свидетельствует мировая практика, практически ни одно государство не способно обеспечить за счет бюджетных средств профессиональное образование по собственному выбору лиц, желающих его получить. Бюджетные ресурсы России также явно недостаточны для решения подобной задачи. В этих условиях государству следовало бы проводить избирательную, селективную финансовую поддержку претендентов на получение среднего специального и высшего профессионального образования исходя из таких критериев предпочтения, как:

  • - обучение специальностям, профессиям, в которых остро нуждается и в предвидимой перспективе будет испытывать потребность экономика, хозяйство страны, социальная сфера, организации, занятые обслуживанием населения;
  • - вовлечение в образовательный процесс молодежи, лиц трудоспособного возраста, проявивших стремление и способность к продуктивному, результативному обучению, подающих надежды на последующее активное участие в деятельности по полученному образовательному профилю;
  • - предоставление образовательных услуг безработным, лицам, временно лишенным возможности трудоустройства, для которых профессиональное образование открывает дорогу к трудовой занятости, продуктивной, полезной для общества и государства деятельности.

К числу дискуссионных приходится относить любой ответ на вопрос, должно ли государство поддерживать и обеспечивать образование во имя удовлетворения желаний, увлечений претендентов на его получение из чисто личных интересов и побуждений, вне стремления к общественной пользе и выгоде. С одной стороны, устремление к личному культурному развитию в рамках индивидуальных привязанностей к определенной профессии сложно осуждать. С другой стороны, государство не обязано расходовать ресурсы казны на удовлетворение профессиональных прихотей отдельных граждан, не приносящее выраженной общественной пользы, дополнительных поступлений денежных средств в бюджеты разных уровней.

В условиях постиндустриального общества, тяготеющего к инновационному производству, проблема доступности профессионального образования становится тесно связанной с необходимостью обновления устаревших и освоения новых специальностей. Многие авторитеты в области труда и трудовой занятости утверждают, что в наше время работники отдельных профессий в течение трудового периода своей жизни вынуждены трижды менять специальность. В таких случаях потребность в непрерывном образовании возникает не по прихоти, а в силу производственной необходимости.

Концепция непрерывного образования в продолжение всей активной жизни стала общепризнанной, но формы и способы ее практической реализации остаются во многом невыясненными. В противовес этой концепции в России после перехода к рыночным методам хозяйствования были упразднены многие отраслевые институты повышения квалификации, здания и имущество которых переданы в руки высших учебных заведений, обладающих более ярко выраженной рыночной ориентацией, проводящих линию на либерализацию российской экономики и придание ей выраженного рыночного облика.

Принятый в значительно обновленной редакции и существенно расширенный по объему содержания Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» придал свежий импульс развитию дополнительного образования, которое выделено как третий уровень образовательной системы, существующий наравне с общим и высшим образованием. Наряду с послевузовским образованием, повышающим квалификацию и обновляющим знания, дополнительное образование распространяется на обучение в аспирантуре, приобретает характер особой формы обучения, не ограниченной только сдачей кандидатских экзаменов, подготовкой и защитой диссертации. Аспирантура призвана стать одним из центров инициации и осуществления плодотворных научных исследовании в вузе.

Повышенное внимание должно быть уделено задаче совершенствования структуры и повышения качества высшего профессионального образования, что стало самой острой и настоятельной проблемой современной российской образовательной системы, превратилось в стержневое направление ее модернизации. В последние двадцать лет наблюдались разные, иногда противоположные тенденции в части структурных преобразований системы высшего профессионального образования в России. Как уже упоминалось, девяностые годы прошлого века ознаменовались спадом внимания к техническому, инженерному образованию, снижением его роли и удельного веса в пользу так называемого гуманитарного образования, представленного специальностями обществоведческого, юридического, экономического, социологического, педагогического, управленческого профилей. Бизнес, менеджмент, маркетинг, логистика, микроэкономика и макроэкономика, финансы, кредит проникли в образовательные стандарты, учебные планы и программы, основательно потеснив естественные, технические, общеобразовательные предметы вузовского обучения.

Расплодившиеся филиалы столичных вузов создали иллюзию распространения передовых, прогрессивных по содержанию форм обучения на российскую периферию. Мода на новые, якобы исключительно нужные специальности потеснила традиционные физико-математические, технические, естественнонаучные предметы, подлежащие изучению в системе высшего профессионального образования, трансформировала его структуру. В существенной степени выдавленными из среды выпускников вузов оказались проектанты, конструкторы, технологи, как якобы не имеющие прямого отношения к заполонившему Россию всевластному бизнесу, ставшему по своей значимости над производством материальных и духовных ценностей. В то же время предметом глубокого, всестороннего, системного изучения в вузах не стала подлинная прикладная теория предпринимательства и ее привитие на российской почве.

Удар по качеству высшего профессионального образования нанесли не только неудачные, чрезмерно поспешные, непродуманные преобразования в структуре специальностей и изучаемых предметов. Пострадало и собственно качество образования, характеризуемое полнотой и глубиной восприятия, усвоения знаний, умений, навыков, приобретением профессионализма. При наличии заметных продвижений в области информационных технологий и технических средств обучения рост педагогического мастерства, методов эффективного усвоения не проявляется.

В ощутимо значимой части студенческой среды возобладал принцип «нужны не знания, а диплом, подтверждающий наличие профессионального образования». Отсюда породилось стремление учиться «чему-нибудь и как-нибудь», без чрезмерных усилий получить вожделенный диплом и благодаря ему устроиться на приличную, высоко оплачиваемую работу, службу. Попытки преподавателей ужесточить систему контроля знаний посредством опросов, тестирования не приводят к ощутимому успеху, опровергаются изощренным искусством студентов приспосабливаться к любым посягательствам раскрыть их приемы имитации владения знаниями. Впрочем, и сами преподаватели предпочитают избегать конфликтных ситуаций и охотно идут на приемлемый компромисс в виде «тройки» в зачетной книжке. Заметим к тому же, что практика исключения нерадивых студентов из вуза за неуспеваемость не получила распространения, не приветствуется руководством и, к тому же, наносит учебному заведению финансовый ущерб в виде снижения доходов, бюджетных ассигнований.

Представляется достаточно очевидным, что нужны более решительные меры и действия, ориентированные на повышение качества российского профессионального образования. Можно надеяться, что улучшению качества будет способствовать наблюдаемое сокращение количества вузов и их филиалов, соединение менее успешных учебных заведений с более успешными, повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Есть основания задуматься над обеспечением качества заочного и вечернего образования, где снижение качества проявляется со всей очевидностью.

Возможно, следует установить и распространить необходимость подтверждения диплома о высшем профессиональном образовании успешной практикой годичной деятельности по полученной специальности и заверять диплом печатью после прохождения такой практики. При отрицательных результатах практического испытания выпускник может получать диплом лишь как свидетельство о незаконченном высшем образовании.

О явно недостаточном качестве профессионального образования во многих российских вузах свидетельствуют не только низкие баллы, получаемые вначале на единых государственных экзаменах, а затем на текущих экзаменах и зачетах. Такой же вывод следует из анализа содержания и результатов защиты курсовых, дипломных, выпускных квалификационных, диссертационных работ.

Современные информационные технологии, применяемая в процессе обучения компьютерная техника, доступ к использованию системы Интернет, наличие множества учебных пособий по самым разным предметам, в том числе официально рекомендованным, дают возможность выполнять итоговые работы на самом высоком уровне. Но для этого необходимо не только обилие информационных источников, дополняющих лекции, семинары, практические занятия. Надо еще и работать над этими источниками, вникать в их содержание, подвергать его критическому анализу, извлекать нужную для избранной темы информацию, формировать собственное суждение об изучаемых объектах, процессах, отношениях.

Увы, многие из стремящихся получить высшее профессиональное образование (а точнее, диплом о наличии такого образования) избирают более легкие способы выполнения курсовых и выпускных работ, прибегая к тупым, непродуманным заимствованиям из одного источника, плагиату, а то и к оплачиваемому заказу на чужое исполнение собственной работы, как принято говорить, «под ключ», то есть целиком. В итоге мы становимся свидетелями успешной защиты внешне приличных, оформленных в соответствии с методическими рекомендациями работ, лишенных подлинного авторства, творческого подхода, собственного мнения.

Нередки случаи, когда вузы из года в год рекомендуют одну и ту же тематику курсовых и выпускных работ, избегая хлопотного, но необходимого периодического пересмотра тем. В итоге у нерадивых студентов возникает трудно преодолимое желание не писать свою собственную новую работу, что требует значительных усилий и затрат времени, а воспроизводить под тем же названием и с тем же содержанием прошлогодние или позапрошлогодние работы. Для видимости исправляется дата выполнения работы, иногда вносятся коррективы в используемые статистические данные, несколько обновляется список использованной литературы.

При умелом воспроизведении прошлых, чужих работ и столь же искусной их защите путем прочтения с листа заранее подготовленного краткого сообщения научный руководитель, рецензенты, комиссия способны обнаружить подделку только путем тщательного изучения работы и пристрастного опроса лица, претендующего на авторство. Ограниченность времени, отводимого преподавателям на изучение курсовых и выпускных работ, наряду с низким уровнем оплаты этого кропотливого труда не создают стимулов, привлекающих к обнаружению фактов нетворческого, запретного использования студентами чужих работ под своим именем.

К числу самых заметных реформ системы российского высшего образования, призванных сблизить организацию образовательного процесса в России и в сложившейся зарубежной практике, правомерно отнести переход от одноуровневой системы получения высшего образования к двухуровневой. Если в прежние годы в итоге завершения образования в вузе выпускники становились специалистами, то ныне высшее образование обретает двухступенчатый характер, разделяется на бакалавриат и магистратуру. Бакалавры достигают только первой, низшей степени высшего образования, тогда как магистры восходят на вторую, более высокую ступень.

Пока трудно судить об итогах затянувшегося на годы перехода к двухуровневой системе обучения в вузах, но очевидно, что этот переход породил долговременные хлопоты и вынудил образовательные учреждения высшей школы в течение длительного времени функционировать в сумбурном смешанном режиме.

Необходимость завершения унаследованного из советского прошлого процесса обучения по учебным планам и программам подготовки специалистов с высшим образованием в сочетании с запуском нового учебного процесса подготовки и выпуска бакалавров, магистров порождает рост и увеличение учебной нагрузки преподавателей вузов, не компенсируемые адекватным увеличением уровня оплаты их труда. В стремлении решить возникшие проблемы переходного периода многие вузы изощряются, формируя смешанные потоки студентов, в которых лекции по одному предмету читаются группам не только разных специальностей, но и разных курсов обучения, что негативным образом проявляется, сказывается на качестве усвоения получаемых знаний, затрудняет их проверку в ходе экзаменов и зачетов. Наносится заметный ущерб и полноте специализации.

К числу ключевых условий обеспечения надлежащего качества высшего образования относится сочетание процесса обучения с привлечением студентов к участию в научных исследованиях и разработках, проводимых вузами. Образование вне связи с наукой приобретает догматический, начетнический характер, его результаты не укореняются глубоко в умах учащихся, не превращаются в творческие орудия воздействия людей на окружающий мир. Чтобы знания превращались в умения и навыки, формировали профессионализм, их надо подкреплять исследовательской работой, переводящей обучение из области усвоения в зону собственного творения.

К сожалению, материально-техническая база российских вузов, необходимая для вовлечения студентов в исследования и разработки, научный поиск, а также требующиеся финансовые ресурсы на обеспечение проектно-конструкторских работ, кафедральных научных тем, явно недостаточны. Надлежащие условия наличествуют разве что в российских научно-исследовательских университетах да в отдельных продвинутых вузах, получающих государственные и корпоративные заказы на проведение НИОКР. При всей ограниченности располагаемых средств, расходуемых преимущественным образом на повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава, занятого обучением, выполнением учебных планов, как государственные, так и негосударственные вузы должны находить финансовые и кадровые возможности проведения научных исследований на кафедрах и вовлечения в них пытливых, ищущих студентов.

Пренебрежение научно-исследовательской стороной образовательных процессов заведомо наносит ущерб качеству образования, лишая его инновационных черт, творческих начал. Следует использовать возможность привлечения передовых студентов к участию в межвузовских конкурсах, научных конференциях, написанию внутривузовских учебных пособий, выполнению самостоятельных поисковых работ. Все эти меры представляют вклад в повышение качества высшего профессионального образования.

Ожидается, что новые вехи в развитии российской системы образования будут достигнуты благодаря принятию в 2012г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и утверждению проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на период с 2013 г. по 2020 год. Важнейшие текущие и перспективные задачи подъема российского образования на новый, качественно более высокий, инновационный уровень обозначены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В числе мероприятий по дальнейшему совершенствованию государственной политики, направленных на подготовку квалифицированных специалистов, указаны:

  • - выработка Концепции развития математического образования в России;
  • - проведение мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений для оценки эффективности их работы;
  • - повышение до величины прожиточного минимума размера стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов бакалавриата и подготовки специалистов, имеющих оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;
  • - разработку и проведение комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;
  • - утверждение федеральных государственных образовательных стандартов (полного) общего образования;
  • - переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования;
  • - повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественнонаучным направлениям;
  • - повышение конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно рейтингу;
  • - увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с трех до 25 проектов.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на период с 2013 по 2020 годы поставлена фундаментальная цель, сформулированная как «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимся запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики». Одновременно формула генеральной цели государственной программы включает повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Из целевой установки государственной программы развития российского образования на период до 2020 года вытекают следующие целевые задачи:

  • - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
  • - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
  • - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
  • - создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
  • - обеспечение эффективности системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Для достижения обозначенных программных целей и решения целевых задач предусмотрено финансирование государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» из средств федерального бюджета в объемах:

один триллион 235 миллиардов руб. - на 2013-2015 годы

два триллиона 346 миллиардов руб. - на 2016-2018 годы

один триллион 911 миллиардов руб. - на 2019-2020 годы

Несмотря на столь внушительное намеченное финансирование, понадобится финансовая, материально-техническая поддержка системы образования со стороны региональных и местных бюджетов, бизнеса, населения, общественных, благотворительных фондов. Не менее важное условие успешной реализации долгосрочной программы развития российского образования состоит в ее духовно-интеллектуальной, организационно-информационной поддержке со стороны граждан, общества. Научно-образовательный продукт, формируемый в процессе обучения, необходим всем и каждому. Поэтому развитие образования, повышение его качества представляет важнейшую государственную, общественную задачу.

Приходится также учитывать и то немаловажное обстоятельство, что затянувшийся выход российской экономики из финансово-экономического кризиса и снижение темпов экономического роста в стране сопряжены с риском недополучения финансовых, денежных средств из государственного и муниципальных бюджетов на реализацию программ развития образования. Отсюда вытекает дополнительная задача экономного, рационального, рачительного расходования выделяемых бюджетных средств, поиска путей достижения целей, решения программных задач при условии соблюдения ресурсных ограничений.

Процессы реформирования базового образования поставили ряд новых задач перед работниками системы управления, востребовав новых специальных знаний и навыков, децентрализации структуры управления, ее демократизации, а также информатизации управленческой деятельности. Огромное внимание оказывалось проблемам стратегического менеджмента, развитию и укреплению возможностей в области планирования и управления на региональном и местном уровнях при более четком разделении обязанностей.

В последнее время производится работа по децентрализации управления базовым образованием и упрощение структуры управления. Серьезной реконструкции подвергнут центральный уровень управления. Сокращена численность управленческого аппарата на 30%, произведено устранение дублирования в проведении контроля за деятельностью школ. В ряде регионов упразднены районные отделы образования. Полномочия в таких вопросах как финансирование школ, их материально-техническое обеспечение, комплектование учительскими кадрами переданы от центральных органов местным.

За центральными органами остались проблемы стратегии содержания образования, обеспечения учебными планами, программами и учебниками, а также оценивание деятельности школ. Происходит активизация родительского участия в решении проблем школьного образования. Во-первых, оно выражается в возможности выбора школы, оказания влияния на содержание обучения и преподавания, ответственности за материальное оснащение и финансирование школы. Во-вторых, оно сказывается на опосредствованном влиянии родительской общественности на государственную образовательную политику.

Усилились права родителей в управлении школой. Сегодня более 400 школ имеют Попечительские Советы, в состав которых входят представители местной общественности, родители, спонсоры и т.п. Данные попечительские советы полномочны в решениях финансовых вопросов, материально-технического оснащения школы, организации детского питания, медицинской помощи, а также проблем оказания дополнительных образовательных услуг. Большую помощь оказывают Советы детям из малообеспеченных семей.

Все чаще можно видеть родителей, представителей местной общественности на различных школьных праздниках не только, как гостей, но и как непосредственных устроителей.

Достижения: демократизация управления образованием; поиск конструктивных подходов к децентрализации управления, передачи значительной части управленческих полномочий на низовые звенья; увеличение доли участия родителей и общественности в управлении школой; изучение порядка распределения функциональных обязанностей как внутри организационных образовательных структур, так и на разных уровнях управления с целью устранения дублирования

Проблемы: отсутствие оптимальной структуры распределения полномочий между различными уровнями управления; недостаточный профессионализм управленческих кадров в решении новых задач; сокращение численности управленческого аппарата производилось без должной оценки и коррекции.

Во многом обозначенные по всем позициям проблемы реализации политики в области развития сектора образования лежат в плоскости рационального распределения полномочий между всеми уровнями управления. В связи с этим рабочей группой на основе проведенного выше анализа государственной политики в области образования и путей ее реализации, выработан ряд предложений по реконструкции системы управления образованием. Основные направления предлагаемых изменений заключаются в следующем:

Расширение прав администрации школы, родительской и ученической общественности в управлении школой путем создания общественных органов управления школой (попечительские советы и общественные фонды поддержки).

Сокращение количества районных и городских органов управления путем их преобразования в межрайонные ресурсные центры образования. Количество ресурсных центров определяется областным уровнем управления на основании демографических и географических факторов и финансовых возможностей по согласованию с центральным органом управления образованием (МОНК).

Усиление властных полномочий областного уровня управления в решении следующих задач: реализация государственных образовательных стандартов; установление регионального компонента учебного плана; проведение текущего оценивания и инспектирования качества преподавания и обучения; организация и проведение обязательной аттестации школ области раз в 5 лет; организация переподготовки и повышения квалификации учителей; мтериально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса.

Усилить стратегические функции центрального органа управления образованием (МОНК) по следующим позициям: формирование стратегических планов реализации государственной политики в области образования; создание нормативно-правовой базы функционирования системы школьного образования; формирование государственных образовательных стандартов (национального базисного учебного плана, перечня действующих программ и учебников); организация разработки учебников, учебно-методической литературы и их издания; организация работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей; создание системы гарантии качества образования через институты лицензирования, аккредитации и аттестации и инспектирования; обеспечение системы тестирования выпускников школ.

Ключевые задачи правления школьным образованием можно разбить на три основные группы и реализовывать их через названный департамент, который можно будет разделить на четыре подразделения: инспектирование, лицензирование, аккредитация и аттестация, развитие человеческих ресурсов; координации деятельности по разработке государственных образовательных стандартов; обеспечение реализации принципа доступа к образованию, в том числе через работу дошкольных и внешкольных учреждений.

Подразделение “Инспектирование, лицензирование аккредитация и аттестация” будет выполнять следующие обязанности: осуществление лицензирования, аккредитации и аттестации всех школ. РУО будут иметь право давать рекомендации МОНК о представлении лицензии образовательному учреждению или ее отзыве в случае, если учреждение не подтвердит свой статус при аккредитации; координация работы Национальной системы инспектирования, которая будет осуществляться через РУО. Политика инспектирования и критерии проведения инспекции будут разрабатываться в Подразделении; установление критериев для изменения типа и статуса школы, и гарантии качества образования согласно стандартам.

Подразделение “Развитие человеческих ресурсов” будет выполнять следующие обязанности: разработка политика развития штата, с учетом проведения подготовки и переподготовки учителей и директоров школ, в тесном взаимодействии с институтом образования.

Подразделение “Государственные образовательные стандарты” будет выполнять следующие обязанности: координация разработки национальных стандартов образования и системы тестирования для выпускников школ; развитие инновационных процессов в образовании, установление международных контактов и связей по проблемам международным образовательных стандартов; определение основных принципов разработки базисного учебного плана, выработка рекомендаций по разработке регионального и школьного компонентов; установление политики производства учебников и графиков опубликования учебников и другой учебной литературой для школ.

Подразделение “Доступ к образованию”: внедрение политики Правительства по вопросу доступа к образованию, обеспечения равных возможностей в получении базового образования для всех детей школьного возраста; предоставление возможностей для получения образования специальным группам детей; взаимодействие с правительственными органами по решению проблем равенства и доступности образования; развитие партнерских связей с дошкольными, внешкольными образовательными учреждениями, а также НПО по решению проблем образования.

Задачами школьных структур управления будут: определение миссии школы по согласованию с РУО. Разработка и внедрение планов развития школы; подбор и распределение учителей и другого персонала; проведение самооценки своей деятельности; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; сбор и эффективное использование потребительских взносов; обеспечение возможности для непрерывного образования населения; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; разработка и отслеживание внедрения новых методов обучения; проведение текущей и итоговой аттестации; поддержание школьных зданий в хорошем состоянии, ремонт зданий и отопительных систем.

За последние несколько лет школы доказали, что при необходимой поддержке могут самостоятельно решать огромное разнообразие задач. Современная мировая тенденция развития школы свидетельствует о том, что школам необходимо предоставлять больше автономии, больше полномочий и свобод. В результате автономизации школы ее руководителям потребуется приобрести больше навыков планирования, организации и управления своими ресурсами, что в свою очередь требует повышения внимания к проблемам рационализации административного штат школы.

Кроме того, школам нужна поддержка местной общественности, и поэтому тесное взаимодействие школы с родительскими комитетами и Попечительскими советами являются важным элементом современного школьного управления.

Основы совершенствования учебного процесса

Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности решения, выте-кающей из анализа полной и достоверной информации о законо-мерностях функционирования целостной системы.

В педагогической литературе последних лет встречаются раз-нообразные трактовки усовершенствования педагогических систем и процессов. Из всех этих трактовок вытекает наиболее полное и общее определение усовершенствования процесса обучения, как такого управления, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучен.

Сегодня, как и в прошлом, особая ответственность за решение проблем взаимоотношений образования с государством, обществом и человеком лежит на Московском университете. Так уж распорядилась история и подтвердила жизнь. Московский университет задуман и создан его основателями М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым как общенациональный, общероссийский. Он никогда не менял своего предназначения и никогда не изменял ему. И сегодня нет оснований поступать иначе.

В России не было и нет другого такого университета. В этом, быть может, его слабость, а быть может, наоборот, сила. Слабость в том, что удары, которые наносились по Московскому университету, еще больнее отзывались на отечественном образовании, высшей школе, на культуре в целом. Отвести или смягчить эти удары было некому. Сила же в том, что Московский университет, защищая себя, защищал одновременно все отечественное образование, высшую школу, культуру, принимая основные тяготы на себя.

Вот почему Московский университет стал не только ведущим национальным центром научного образования и культуры, но и символом российской нравственности, нравственного отношения к государству, обществу, человеку. Все это определяло и определяет линию поведения, содержание и формы действий Московского университета по отношению к реформированию образования и науки на всех его этапах.

Часто говорят о стремлении интегрироваться в мировую цивилизацию. Я лично не считаю, что Россия находится где-то на ее задворках. И тем не менее, коли мы так говорим, то будем руководствоваться словами генерального секретаря ЮНЕСКО Федерико Майора: «Пришло время признать культуру непосредственной вдохновляющей силой развития, отвести ей центральную роль социального регулятора». Луи Пастер, избранный в свое время почетным профессором Московского университета, писал: «На той ступени развития, которой мы достигли и которая обозначается именем «новейшая цивилизация», развитие науки, быть может, еще более необходимо для нравственного благосостояния народа, чем для его материального процветания. Путь в цивилизацию, в будущее страны один - в союзе между наукой и государством». Он понимал это еще 100 лет назад.

Главной, всеопределяющей целью для России на рубеже ХХI в. я считаю восстановление доверия к проводимым дальнейшим реформам образования и науки. Без этого все пойдет впустую. Реформу делают профессора, учителя, учащиеся, но не чиновники. Давно пора понять и принять формулу - не образование для государства, а государство для образования. Нам следует помнить замечательные слова нашего соотечественника: «Одним из отличительных признаков великого народа, - писал профессор Московского университета В. Ключевский, - служит его способность подниматься на ноги после падения». И добавлял, что «общественное возрождение будет совершаемо переработкой слова науки в дело жизни».

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются:

Развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы;

Повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования.

Одним из главных направлений Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет технологическую безопасность. С этой целью совершенствуется государственная инновационная и промышленная политика, определяются в качестве безусловного приоритета инновационного развития национальной экономики фундаментальная и прикладная наука, образование, совершенствуется федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, развивается государственно-частное партнерство в сфере науки и технологий, создаются условия для интеграции науки, образования и промышленности, проводятся системные исследования в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны.

Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.

Решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

Формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;

Создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;

Реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;

Обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.

В целях повышения качества образования, по нашему мнению, следовало бы:

В Законе РФ «Об образовании», в статье 2, наряду с общедоступностью образования и автономностью образовательных учреждений в число основополагающих принципов государственной политики в области образования включить принцип обеспечения получения гражданами качественного образования;

В Положении о Минобрнауки России: вместо общей фразы в п.п. 5.2.8 конкретно записать о полномочии министерства принимать нормативные акты, определяющие конкретные критерии качества образования, как общие для всей сферы образования, так и конкретизированные для каждого типа и вида образовательных учреждений; установить короткий срок и обязательные условия уточнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ с учетом ускорения темпов обновления технологий в отраслях экономики, стремительного развития и расширения доступности открытых информационных систем;

В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) детально раскрыть в пп. 5.1.2 вопрос контроля и надзора за качеством образования в образовательных учреждениях (с учетом предлагаемых выше изменений в Положении о Минобрнауки России).

Другой основной проблемой системы образования является образовавшийся за определенный период дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

У этой проблемы две важные составляющие.

Во-первых, не разработана современная система стимулирования труда работников образовательных учреждений, и прежде всего педагогического персонала, и не установлен на должном уровне минимальный размер оплаты труда педагогических работников.

Медленно, со скрипом продвигается вопрос о введении системы оплаты труда, соответствующей отраслевым особенностям сферы образования, обеспечивающей зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемой работы, количества и качества труда, без ограничения ее максимальным размером (ст. 132 ТК РФ).

Надо более настойчиво практически реализовать утвержденные решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях.

И решать это следует незамедлительно, пока сложилась благоприятная ситуация в течение последних лет с перевыполнением федерального бюджета по доходам, в связи с высокими экспортными ценами на российские энергоносители.

Во-вторых, необходимо кардинально решать проблему поддержания престижа профессии учителя и преподавателя. В этих целях следует обеспечить все без исключения учебные заведения (в городах и сельской местности) современными учебниками и методическими пособиями по обновленным технологиям обучения, необходимой компьютерной техникой; повсеместно провести повышение квалификации и в случае необходимости переподготовку педагогического состава на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов; усилить мотивацию к участию в преобразованиях; создать разнообразные гибкие привлекательные условия для притока в систему образования нового поколения педагогических кадров, которому не сопутствовала бы инерционность, слабая реакция на внешние сигналы о необходимости смены действующих технологий образования; разработать и внедрить эффективные механизмы ротации управленческих кадров, профессионального и карьерного роста в системе образования.

Нужно, чтобы новое поколение учителей и преподавателей с желанием шли на работу в сферу образования, видя в ней перспективу совершенствования профессионального мастерства, применения в своей практике достижений российской и мировой науки и техники, получения в зависимости от результатов своего труда и педагогического коллектива морального и материального удовлетворения.

Необходимо в этих целях внимательно следить также за выделением и использованием соответствующей материально-технической базы учреждений системы образования, в полной мере обеспечивающей эффективное применение новых технологий обучения. Все это будет способствовать созданию оптимальных, демократических условий смены поколений учителей и преподавателей.

Еще одной основной проблемой является повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Решение этой актуальной проблемы возможно при последовательном продвижении по следующим направлениям:

1. Во-первых, следует законодательно закреплять и фактически реализовать условия для повышения экономической и финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Причем такая самостоятельность должна иметь многообразие и зависеть от организационно-правовой формы образовательных учреждений, их уставных целей и задач, направленности и объемов образовательной и финансовой деятельности, уровня квалификации управленческих и педагогических кадров, введения в штат менеджеров, их подготовленности выполнять эффективно функции в достаточно сложных условиях действия рыночных отношений в экономике.

2. Во-вторых, возрастает роль и значение попечительского совета, члены которого призваны активно изыскивать внебюджетные источники финансирования образовательного учреждения и участвовать в контроле за целевым и эффективным использованием таких средств! Следовательно, надо придавать особое внимание подбору членов попечительского совета. К тому же некоторые из них сами могут быть меценатами и спонсорами данного образовательного учреждения.

3. В-третьих, требуется законодательно определить механизм привлечения и стимулирования частных инвесторов в систему образования как на территории России, так и из-за рубежа, включая организации, действующие по программам, одобренным ООН, различные международные гуманитарные фонды.

4. В-четвертых, особое значение необходимо придавать вопросу создания условий для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу. Во многом это зависит от совершенствования законодательства, инвестиционной деятельности Правительства России, федеральных органов исполнительной власти, таких как Минэкономразвития, Минфин, Минимущество, Минобрнауки и его Федерального агентства по образованию.

5. В-пятых, следует практически решить вопрос о безусловном обеспечении большей прозрачности процессов экономической, финансовой и хозяйственной деятельности системы образования в целом и каждого образовательного учреждения. Причем прозрачной эта деятельность должна быть не только для учредителей, собственников имущества, инвесторов, но и для членов коллектива, работающих в образовательном учреждении, и образованных им общественных организаций, представляющих их интересы и защищающих их права. Требуется отработать и законодательно утвердить перечень полномочий каждого из названных участников этого процесса, формы публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования.

Решение проблемы повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, как видим, во многом связано с потребностью повышения качества управления как отдельным образовательным учреждения, так и системой образования в целом по России, в каждом ее регионе и муниципальном образовании.

В числе основных проблем развития системы образования необходимо упомянуть и потребность модернизации финансово-экономического механизма в сфере образования.

В ходе совершенствования бюджетного процесса следовало бы активизировать разработку и внедрение современных инструментов финансирования образования.

Актуальным становится переход к повсеместному применению на практике принципа управления и финансирования по результатам.

Но эффективно применять в системе образования данный принцип можно лишь при условии централизованного определения четкого перечня индикаторов результативности и детально научно обоснованной методики их определения раздельно для каждого вида и типа образовательных учреждений, а также для реализации в России федеральных и региональных целевых образовательных программ.

При этом необходимо детально разработать и использовать различные инструменты финансово-экономического механизма в области образования. Они должны являться обязательными составными частями единой системы и применяться в оптимальном сочетании в каждом конкретном случае и с учетом специфики территорий и целевой постановки задачи на определенный период.

Таким инструментом может быть, например, нормативно-подушевое финансовое нормирование и на его основе бюджетное финансирование.

Для решения подобной задачи требуется внести существенные изменения в первую очередь в законодательную базу, а затем и в подзаконные акты.

Так, в Бюджетном кодексе РФ в раздел III «Расходы бюджетов» следовало бы включить вопрос о нормативно-подушевом финансовом нормировании и обязательном применении при бюджетном финансировании законодательно утвержденных таких норм.

В Законе РФ «Об образовании» в главе III «Управление системой образования» полагаю возможным дополнительно включить в число подлежащих ведению соответствующих органов власти вопросы не только общих принципов финансирования образовательных услуг, но и разработку, утверждение в пределах своей компетенции норм подушевого бюджетного финансирования образования по каждому виду и типу образовательных учреждений, а также по федеральным и региональным целевым образовательным программам.

Лекция 6.

2. Пути совершенствования системы школьного образования.

3. Совершенствование системы высшего образования

1. Пути развития дошкольного образования.

Государство в сфере образования выполняет три основных функции управления:

1) регулирование всей сферы образования;

2) выступает как учредитель;

3) руководит через региональные министерства сферой образования в субъектах РФ.

Какова главная цель органов власти в сфере образования? Для федеральных органов власти – сделать эту сферу конкурентоспособной на мировм рынке образования. Для региональных– сделать сферу образования конкурентоспособной на российском рынке образования. Для муниципальных– сделать сферу образования конкурентоспособной на региональном рынке образования.

Критерии эффективности: Степень соответствия индикаторов образовательных услуг России, региона, мунициипального образования показателям доступности и качества на мировом образовательном рынке.

Рассмотрим деятельность органов власти в сфере образования на примере системы дошкольного воспитания . В марте 1992 г. Европейский совет разработал рекомендации для стран - членов ЕС, согласно которым они должны были создавать и поощрять инициативы, позволяющие мужчинам и женщинам за счет доступности услуг по уходу за детьми сочетать занятость на рынке труда и воспитание детей. В 2002 г., 10 лет спустя, во время Барселонского саммита были сформулированы более четкие цели в сфере услуг по уходу за детьми. Учитывая особенности спроса на уход за детьми в каждой отдельной стране, страны ЕС поставили целью ликвидировать причины, тормозящие женскую активность на рынке труда. К 2010 г. была поставлена задача обеспечить охват домохозяйств услугами по уходу за детьми на уровне 90% для детей от 3-х лет до школьного возраста и 33% для детей младше 3-х лет.

(для сравнения в России – 60 и 20 %) .

Что несет в обобщенном виде опыт ЕС по развитию дошкольного воспитания?

2. Признание равенства всех форм ухода за детьми (ясли; детские сады; группы продленного дня; групп, организовааных родителями; института нянь);

3. Активное субсидирование всех форм дошкольного образования из государственного, регионального и муниципального бюджетов;

4. Сочетание бесплатности дошкольного воспитания детей 3-6 лет в ряде стран (Голандия, Франция), с системой субсидий для малоимущих семей при оплате стоимости всех форм ухода за детьми; оплата услуг исходя из принципа социальной справедливости ;

5. Невысокий норматив наполняемости групп либо максимально допустимого количества детей на одного воспитателя;

6. Высокие требования к квалификации работников дошкольного воспитания: как правило, профильное высшее образование; наличие сертификатов различных курсов о повышении профессионального уровня;

7. Унификация образовательных и развивающих программ;

8. Признание системы дошкольного воспитания самостоятельной формой общего образования (а не стадией подготовки к школе);

9. Обязательность проверок со стороны независимых специализированных служб.

10. Постоянная связь населения и органов власти по вопросам работы системы дошкольного воспитания. Формы связи: социологические опросы, наличие специальных электронных сайтов обратной связи в муниципальных администрациях, законодательное право обращений граждан в органы власти всех уровней.

Необходимость использования позитивного социального опыта стран ЕС в нашей стране нашло отражение в Концепции -2020.

Вышеприведенный материал позволяет ввести следующую систему индикаторов эффективности развития дошкольного воспитания:

1. Для органов власти :

Процент охвата детей до 3-х лет и от 3 до 6 лет институциональными услугами всех видов дошкольного воспитания;

Средняя стоимость одного места в водимых в строй учреждениях дошкольного воспитания;

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Отзывы родителей о работе учреждений дошкольного воспитания - степень удовлетворения родителей оказываемой социальной услугой.

2. Для индивида, общества:

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Цена вопроса-стоимость подобной социальной услуги,

Прозрачность очереди,

Уровень заболеваемости детей, посещающих д/у,

Соответствие дошкольных учреждений нормативным стандартам (наполняемость, площадь на одного ребенка и т.п.)

Качество питания детей,

Уровень безопасности детей,

Оценка качества образовательных программ

Возможность выбора любого вида ухода за детьми (ясли, детские сады, группы продленного дня, групп, организованных родителями, института нянь),

Возможность свободного обмена места в дошкольных учреждениях в связи с переменой места жительства.

Анализ динамики изменений вышеприведенных критериев позволяет сделать вывод о тенденциях развития системы дошкольного воспитания.



В общей сумме расходов государства в РФ на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, школы-интернаты - 8%, среднее специальное образование - 10,5%, высшее образование - 11,5%.

Как же конкретно обстоит дело с состоянием учреждений дошкольного воспитания в Свердловской области? В целях решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области и обеспечения общедоступного дошкольного образования Постановлением Правительства Свердловской области от 09.06.2010 г. № 894–ПП была принята областная государственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 годы.

Основной задачей реализации Программы было поставлено полное удовлетворение потребности детей Свердловской области (в возрасте от 1,5 до 7 лет) в местах в дошкольных образовательных учреждениях. Всего за период реализации Программы планировалось ввести дополнительно 49,2 тыс. мест в дошкольных учреждениях Свердловской области. По итогам реализации первого года программы (2010 г.) было введено 14 602 дополнительных места в дошкольных образовательных учреждениях в Свердловской области. Из них за счет регулирования предельной наполняемости в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области введено 13 432 дополнительных места;за счет строительства новых 8 дошкольных образовательных учреждений – 1 170 дополнительных места. Анализ приведенного документа позволяет выделить еще один критерий эффективности развития системы дошкольных учреждений: сотношение четырех основных форм роста мест в дошкольных образовательных учреждениях: строительство новых дошкольных учреждений; реконструкция старых; ; возвращение дошкольных учреждений отданных в аренду . К сожалению, по итогам 2010 г. 92% прироста мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области пришлось на регулирование предельной наполняемости , т.е. на увеличение числа детей в группах и только 8 % – на новые дошкольные учреждения.

Обратим внимание крайне нерациональное сотношение затрат на строительство новых дошкольных учреждений и полученных результатов. По оценке министра экономики Свердловской области Е.Сафрыгина затраты на одно место в детских садах в области в четыре раза выше (!) , чем в соседней Челябинской области. (Российская газета.2012 .22 марта. с.16). Результатом анализа выявленных проблем стало принятие Постановления Свердловской области от 14 декабря 2011 г. N 1708-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 09.06.2010 N 894-ПП «Об областной государственной целевой программе «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 гг.». В Постановлении сделан акцент на увеличение прироста мест в ДОУ за 2010-2014 гг. с 49, 2 тыс. до 52 063, в том числе: 20073 – за счет строительства новых д/у и реконструкции старых; 17238 – за счет возвращения д/у отданных в аренду, 14042- за счет регулирования наполняемости групп, 710 - за счет создания дошкольных групп при общеобразовательные учреждениях.

При этом стоимость строительства одного места не должна превышать 650 тысяч рублей . В случае превышения этой стоимости, разница оплачивается за счет средств местного бюджета или внебюджетных средств.

Подведем итог: меры, принятые органами региональной власти, позволяют всем муниципальным образованиям (а не только бездефицитным) приступить к решению задачи удовлетворения потребности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в местах в детских дошкольных образовательных учреждениях. Однако, во-первых, показатели охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (65 % в 2011 г.) существенно ниже и европейских стандартов, и планки недавнего советского прошлого. Во-вторых, речь идет только о количественных показателях. Проблемы качества дошкольного воспитания, системы ДОУ вцелом вынесены за рамки существующих областных программ.

Популярное