» »

Что можно ребенку после наркоза. Наркоз для детей: последствия и противопоказания

12.10.2019

Выпускник вуза системы МВД России должен иметь не только глубокие теоретические знания, но и уметь применять их на практике. Именно поэтому большая роль в учебном процессе отводится практической направленности обучения курсантов и слушателей.

Практическое обучение курсантов и слушателей вносит значительный вклад в формирование профессиональных компетенций будущих сотрудников правоохранительных органов.

Практическое обучение - это, прежде всего, воспитание навыков и умений преломлять теоретические знания на решение практических задач. В рамках практического обучения должны моделироваться различные ситуации профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, отражающих реалии служебной деятельности. Основной целью практического обучения является углубление, закрепление и совершенствование теоретических знаний обучаемых, развитие у них специальных умений и навыков, проверка уровня их профессиональной подготовленности.

Многочисленны попытки разработать систему принципов практического обучения в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

  • - сознательности и активности;
  • - наглядности;
  • - систематичности;
  • - доступности.

Для качественного практического обучения необходимо выполнять следующие требования:

  • - обучать курсантов и слушателей в строгом соответствии с требованиями законов Российской Федерации, уставов, наставлений и руководств, определяющих их профессиональную подготовку;
  • - внедрять в учебный процесс научную организацию труда курсантов и слушателей, помогать им овладевать теорией и практикой научно-организованной деятельности, учить применять продуктивные и экономичные методы работы, анализировать, планировать и прогнозировать свою деятельность;
  • - строго соблюдать дисциплину учебного процесса, гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае наиболее эффективные;
  • - внимательно следить за развитием науки, техники и вооружения, совершенствованием способов их применения, всемерно использовать связь вузов системы МВД со структурными подразделениями силовых министерств и ведомств, в которых предстоит в дальнейшем проходить службу обучающимся;
  • - максимально использовать возможности учебного процесса для моделирования отдельных сторон будущей профессиональной деятельности специалистов;
  • - приближать учебную обстановку к реальной, обучать курсантов и слушателей в условиях контролируемого риска, не допуская упрощений и послаблений .

Основными задачами практического обучения являются:

  • - подготовка квалифицированных кадров для ОВД РФ в соответствии с требованиями современной правоохранительной системы;
  • - обучение курсантов грамотному и умелому применению теоретических знаний в процессе практического обучения;
  • - обучение курсантов умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и боевых задач;
  • - совершенствование навыков курсантов и слушателей по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;
  • - формирование профессионального самосознания курсантов и слушателей, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства и др.

Необходимо отметить многоэтапность практического обучения курсантов и слушателей, предусмотренную рабочими учебными планами.

На каждом этапе практического обучения, в рамках которого необходимо осуществлять тесное сотрудничество с практическими органами МВД, курсанты и слушатели получают необходимый комплекс юридических знаний, в том числе прочно усваивают правовые основы применения практической деятельности полиции в процессе осуществления профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

Можно определить следующие перспективы практического обучения:

  • 1. Организация проведения практических занятий в специализированных лабораториях (аудиториях) и непосредственно в практических подразделениях.
  • 2. Привлечение к участию в учебном процессе наиболее квалифицированных практических работников.
  • 3. Изучение передового опыта работы сотрудников подразделений с целью его распространения и внедрения в учебный процесс.
  • 4. Анализ учебно-методической документации с целью ее усовершенствования, разработка конкретных предложений относительно улучшения качества обучения курсантов и слушателей, совместно с практическими работниками.

Из достаточного разнообразия действенных форм практического обучения к основным формам относятся:

  • 1. Проведение практических занятий и деловых игр по специализированным дисциплинами.
  • 2. Проведение выездных занятий в практических органах внутренних дел.
  • 3. Прохождение стажировок и практик курсантами и слушателями в комплектующих органах внутренних дел.
  • 4. Привлечение практических сотрудников к проведению учебных занятий и консультаций.

В целях успешного функционирования данной системы подготовки заключены договора с базовыми органами внутренних дел (как правило -комплектующие органы внутренних дел МВД России). Осуществляется непосредственное взаимодействие в ходе проведения практики, путем согласования и совместного планирования мероприятий, предусмотренных программой, что позволяет обеспечить непрерывный процесс формирования важнейших профессиональных качеств будущих специалистов органов внутренних дел .

Кратко характеризуя данные формы практического обучения, хотелось бы отметить, что каждая из форм его составляющих имеет важное значение.

Одной из эффективных форм практического обучения курсантов и слушателей является проведение выездных практических занятий в подразделениях ОВД с привлечением сотрудников этих подразделений. В ходе таких занятий курсанты и слушатели имеют возможность общения с практиками, непосредственно применяющими специальные технические средства в повседневной деятельности. Такие занятия, как правило, проходят с неподдельным интересом обучаемых.

Положительным моментом является именно ознакомление курсантов с работой сотрудников органов внутренних дел на реальных примерах решения оперативно-служебных задач стоящих перед службами и подразделениями. Кроме того, у курсантов имеется возможность познакомиться с техническими средствами, которые используются в профессиональной деятельности сотрудников, получить навыки их применения.

В системе профессиональной подготовки курсантов и слушателей практическое обучение играет важнейшую роль. Именно в ходе осуществления практического обучения преподаватели формируют будущего сотрудника органов внутренних дел, который сможет в полной мере выполнять поставленные перед ним задачи достаточно квалифицированно и правильно.

Практическое обучение направлено на решение образовательных задач и привитие учащимся навыков и умений применения теоретических знаний в реальной практической деятельности сотрудника полиции.

Реалии современной жизни и положение дел в системе Министерства внутренних дел приводят к необходимости дальнейшего повышения качества подготовки высококвалифицированных офицерских кадров, способных успешно решать задачи как по выполнению профессиональных задач, обучению и воспитанию подчиненных, так и по управлению вверенными им подразделениями в современной практической деятельности и повседневной жизни.

В этой связи повышается роль практического обучения, его дальнейшее совершенствование.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что тщательная подготовка к проведению практического занятия неизменно повышает уровень подготовки слушателей и курсантов. Так, например, специальная дисциплина «Специальная техника ОВД» носит прикладной характер, поэтому наибольший эффект в изучении данного предмета достигается именно на практических занятиях.

Тема наркоза окружена немалым количеством мифов, и все они довольно пугающие. Родители, сталкиваясь с необходимостью лечения ребенка под наркозом, как правило, волнуются и опасаются негативных последствий. Владислав Краснов, анестезиолог группы медицинских компаний Beauty Line, поможет «Летидору» разобраться, что в 11 самых известных мифах о детском наркозе правда, а что – заблуждение.

Миф 1: ребенок после наркоза не проснется

Это самое страшное последствие, которого боятся мамы и папы. И вполне справедливое для любящего и заботливого родителя. Медицинская статистика, которая математически определяет соотношение удачных и неудачных процедур, есть и в анестезиологии. Определенный процент, хоть и к счастью ничтожно малый, неудач, в том числе фатальных, существует.

Этот процент в современной анестезиологии по данным американской статистики такой: 2 фатальных осложнения на 1 миллион процедур, в Европе он составляет 6 таких осложнений на 1 миллион анестезий.

Осложнения в анестезиологии случаются, как и в любых сферах медицины. Но мизерный процент таковых осложнений – это повод для оптимистичного настроя и у юных пациентов, и у их родителей.

Миф 2: ребенок очнется во время операции

При использовании современных методов анестезии и ее мониторинга можно с долей вероятности, близкой к 100%, гарантировать, что пробуждения пациента во время операции не произойдет.

Современные анестетики и методы контроля за анестезией (например, BIS-технология или энтропийные методы) позволяют четко дозировать препараты и отслеживать ее глубину. Сегодня появились реальные возможности получения обратной связи о глубине анестезии, ее качестве, предполагаемой продолжительности.

Миф 3: анестезиолог «сделает укольчик» и уйдет из операционной

Это в корне неправильное представление о работе анестезиолога. Анестезиолог – квалифицированный специалист, аттестованный и сертифицированный, несущий ответственность за свою работу. Он обязан неотлучно находиться в течение всей операции рядом со своим пациентом.

Главная задача анестезиолога – обеспечение безопасности пациента во время любого хирургического вмешательства.

Он не может «сделать укольчик и уйти», как опасаются родители.

Также глубоко неверно обыденное представление об анестезиологе как о «не совсем докторе». Это врач, медицинский специалист, который, во-первых, обеспечивает анельгезию – то есть отсутствие боли, во-вторых – комфорт пациента в операционной, в-третьих – полную безопасность пациента, в-четвертых – спокойную работу хирурга.

Защита пациента – вот цель анестезиолога.

Миф 4: наркоз разрушает клетки мозга ребенка

Анестезия, наоборот, служит для того, чтобы не разрушались клетки мозга (и не только мозга) во время хирургического вмешательства. Как и любая медицинская процедура, она выполняется по строгим показаниям. Для анестезии таковыми являются хирургические вмешательства, которые без наркоза будут губительны для пациента. Поскольку эти операции весьма болезненны, то, если пациент будет бодрствовать во время их проведения, вред от них будет несравнимо больше, чем от операций, которые проходят при анестезии.

Анестетики, несомненно, влияют на центральную нервную систему – они ее угнетают, вызывая сон. В этом и заключается смысл их применения. Но сегодня, в условиях соблюдения правил приема, мониторинга анестезии с помощью современного оборудования, анестетики довольно безопасны.

Действие препаратов обратимо, а многие из них имеют антидоты, вводя которые врач может незамедлительно прервать действие анестезии.

Миф 5: анестезия вызовет у ребенка аллергию

Это не миф, а справедливое опасение: анестетики, как и любые медицинские препараты и продукты, даже пыльца растений, могут вызвать аллергическую реакцию, предвидеть которую, к сожалению, довольно трудно.

Но у анестезиолога есть навыки, лекарства и технические средства для того, чтобы бороться с последствиями аллергии.

Миф 6: ингаляционный наркоз гораздо вреднее, чем внутривенный

Родители боятся, что аппарат для ингаляционного наркоза повредит рот и горло ребенка. Но когда анестезиолог выбирает метод анестезии (ингаляционная, внутривенная или их комбинация), то исходит из того, что это должно нанести минимальный вред пациенту. Эндотрахеальная трубка, которая вводится в трахею ребенка при анестезии, служит для защиты трахеи от попадания в нее инородных предметов: осколков зубов, слюны, крови, содержимого желудка.

Все инвазивные (вторгающиеся в организм) действия анестезиолога направлены на защиту пациента от возможных осложнений.

Современные методы ингаляционной анестезии предполагают не только интубацию трахеи, то есть помещение в нее трубки, но и применение ларингеальной маски, которая менее травматична.

Миф 7: наркоз вызывает галлюцинации

Это не заблуждение, а вполне справедливое замечание. Многие из современных анестетиков являются галлюциногенными препаратами. Но нивелировать этот эффект способны другие лекарства, которые вводятся в сочетании с анестетиками.

Например, практически всем известный препарат кетамин – прекрасный, надежный, стабильный анестетик, но вызывающий галлюцинации. Поэтому вместе с ним вводится бензодиазепин, который устраняет этот побочный эффект.

Миф 8: наркоз вызывает мгновенное привыкание, и ребенок станет наркоманом

Это миф, причем довольно абсурдный. В современной анестезии применяются препараты, которые не вызывают привыкания.

Более того, врачебные вмешательства, особенно с помощью каких-либо аппаратов, в окружении врачей в специальной одежде, не вызывают у ребенка никаких положительных эмоций и желания повторить этот опыт.

Опасения родителей не имеют оснований.

Для анестезии у детей используются лекарственные препараты, которые отличаются очень коротким сроком действия – не более 20 минут. Они не вызывают у ребенка ни чувства радости, ни эйфории. Напротив, ребенок при использовании этих анестетиков фактически не помнит событий с момента анестезии. Сегодня это золотой стандарт анестезии.

Миф 9: последствия наркоза – ухудшение памяти и внимания, плохое самочувствие – останутся с ребенком надолго

Расстройства психики, внимания, интеллекта и памяти – вот что волнует родителей, когда они задумываются о последствиях наркоза.

Современные анестетики – коротко действующие и при этом весьма хорошо управляемые – выводятся из организма в кратчайшие сроки после их введения.

Миф 10: наркоз всегда можно заменить местной анестезией

Если ребенку предстоит хирургическая операция, которая в силу своей болезненности выполняется под наркозом, отказываться от него – многократно опасней, чем прибегнуть к нему.

Конечно, любая операция может быть проведена при местной анестезии – так и было еще 100 лет назад. Но в этом случае ребенок получает колоссальное количество токсичных местных анестетиков, он видит, что происходит в операционной, понимает потенциальную опасность.

Для еще не сформировавшейся психики такой стресс намного опаснее, чем сон после введения анестетика.

Миф 11: наркоз нельзя давать ребенку до определенного возраста

Тут мнения родителей расходятся: кто-то считает, что наркоз допустим не раньше 10 лет, кто-то и вовсе отодвигает границу приемлемого до 13-14 лет. Но это заблуждение.

Лечение под анестезией в современной медицинской практике проводится в любом возрасте при наличии показаний.

К сожалению, тяжелая болезнь может поразить даже новорожденного ребенка. Если ему предстоит хирургическая операция, во время которой он будет нуждаться в защите, то анестезиолог обеспечит защиту вне зависимости от возраста пациента.

Общая анестезия – это процедура, с помощью которой подавляют вегетативные реакции пациента, отключая его сознание . Несмотря на то, что наркоз применяется очень давно, необходимость его применения, в особенности у детей, вызывает массу страхов и опасений у родителей. В чем опасность общего наркоза для ребенка?

Общая анестезия: так ли необходима

Многие родители уверены, что общая анестезия очень опасна для их ребенка, однако чем именно, точно сказать не могут. Одним из главных страхов является то, что ребенок может не проснуться после операции . Такие случаи действительно зафиксированы, однако происходят крайне редко. Чаще всего обезболивающие не имеют к ним никакого отношения, и смерть наступает в результате самого хирургического вмешательства.

Перед проведением анестезии специалист получает письменное разрешение от родителей. Однако прежде чем отказываться от ее применения, следует хорошо подумать, так как некоторые случаи требуют обязательного использования сложного обезболивания.

Обычно общий наркоз применяют, если необходимо отключить сознание ребенка, оградить его от страха, болевых ощущений и предотвратить стресс, который испытает малыш, присутствуя на собственной операции, что может негативно отразиться на его еще неокрепшей психике.

Прежде чем использовать общую анестезию, специалистом выявляются противопоказания, а также принимается решение: действительно ли есть необходимость в ее проведении.

Глубокий сон, спровоцированный лекарственными препаратами, позволяет врачам проводить продолжительные и сложные операционные вмешательства. Обычно процедуру используют в детской хирургии, когда обезболивание жизненно необходимо , например, при тяжелых врожденных пороках сердца и прочих отклонениях. Однако анестезия – вовсе не такая безобидная процедура.

Подготовка к процедуре

Готовить малыша к предстоящей анестезии разумнее всего за 2-5 дней . Для этого ему назначают снотворные и седативные препараты, которые влияют на процессы метаболизма.

Примерно за полчаса перед наркозом малышу могут ввести атропин, пипольфен или промедол – средства, которые усиливают эффект главных наркозных лекарств и помогают избежать их негативного воздействия.

Перед совершением манипуляции малышу проводят клизму и выводят из мочевого пузыря содержимое. За 4 часа до операции полностью исключают прием пищи и воды, так как во время вмешательства может начаться рвота, при которой рвотные массы могут проникнуть в органы дыхательной системы и стать причиной остановки дыхания. В некоторых случаях делается промывание желудка.

Процедуру совершают при помощи маски или специальной трубкой, которую помещают в трахею . Совместно с кислородом из прибора поступает наркозное лекарство. Кроме того, внутривенно вводятся анестезирующие средства, облегчающие состояние маленького пациента.

Как воздействует наркоз на ребенка

В настоящее время вероятность тяжелых последствий для организма ребенка от анестезии составляет 1-2% . Однако многие родители уверены, что наркоз отрицательно скажется на их малыше.

Из-за особенностей растущего организма данный вид обезболивания у детей протекает несколько по-другому. Чаще всего для анестезии используют клинически проверенные препараты нового поколения, которые разрешены в детской практике . Такие средства имеют минимум побочных эффектов и быстро извлекаются из организма. Именно поэтому влияние наркоза на ребенка, а также какие-либо негативные последствия сводятся к минимуму.

Таким образом, можно сделать прогноз длительности воздействия используемой дозы препарата, и при необходимости повторить наркоз.

В подавляющем большинстве случаев наркоз облегчает состояние больного и может помочь работе хирурга.

Введение в организм оксида азота, так называемого «веселящего газа», приводит к тому, что дети, перенесшие хирургическое вмешательство под общим обезболиванием, чаще всего ничего не помнят.

Диагностика осложнений

Даже если маленький больной хорошо подготовлен перед операцией, это не гарантирует отсутствия осложнений, связанных с наркозом . Именно поэтому специалисты должны знать обо всех возможных негативных эффектах препаратов, распространенных опасных последствиях, вероятных причинах, а также способах их предотвращения и устранения.

Огромную роль играет адекватное и своевременное выявление осложнений, возникших после применения обезболивания. Во время совершения операции, а также после нее анестезиолог должен внимательно контролировать состояние малыша.

Для этого специалист осуществляет учет всех проводимых манипуляций, а также вносит результаты анализов в специальную карту.

В карте должны быть зафиксированы:

  • показатели пульса;
  • частота дыхания;
  • показания температуры;
  • количество перелитой крови и прочие показатели.

Эти данные строго расписываются по часам. Такие меры позволят вовремя выявить какие-либо нарушения и быстро их устранить .

Ранние последствия

Влияние общего наркоза на организм ребенка зависит от индивидуальных особенностей пациента. Чаще всего осложнения, возникающие после возвращения малыша в сознание, мало чем отличаются от реакции на наркоз у взрослых .

Наиболее часто наблюдаются следующие негативные последствия:

  • появление аллергии, анафилаксия, отек Квинке;
  • расстройство работы сердца, аритмия, неполная блокада пучка Гиса;
  • повышенная слабость, сонливость. Чаще всего такие состояния проходят самостоятельно, спустя 1-2 часа;
  • увеличение температуры тела. Считается нормальным явлением, однако если отметка достигнет до 38 °С, существует вероятность инфекционных осложнений. Выявив причину подобного состояния, врачом назначаются антибиотики;
  • тошнота и рвотные позывы. Данные симптомы лечатся использованием противорвотных средств, например, церукалом;
  • головные боли, ощущение тяжести и сдавливания в висках. Обычно не требуют специального лечения, однако при продолжительных болевых симптомах специалист назначает обезболивающие лекарства;
  • болезненные ощущения в послеоперационной ране. Часто встречающееся последствие после операции. Для его устранения могут применяться спазмолитики или анальгезирующие средства;
  • колебание артериального давления. Обычно наблюдается в результате большой кровопотери или после переливания крови;
  • впадение в кому .

Любой препарат, используемый для местного или общего обезболивания, способен токсически действовать на печеночные ткани пациента, и привести к нарушению работы печени.

Побочные действия средств, применяемых для анестезии, зависят от конкретного препарата. Зная обо всех негативных эффектах лекарства, можно избежать множества опасных последствий, одним из которых является поражение печени:

  • Кетамин, нередко применяемый в анестезии, может спровоцировать психомоторное перевозбуждение, судорожные припадки, галлюцинации.
  • Оксибутират натрия. При использовании больших дозировок может вызвать судороги;
  • Сукцинилхолин и препараты на его основе нередко провоцируют брадикардию, которая грозит прекращением деятельности сердца – асистолией;
  • Миорелаксанты, применяемые для общего обезболивания, могут привести к понижению кровяного давления.

К счастью, тяжелые последствия возникают крайне редко.

Поздние осложнения

Даже если хирургическое вмешательство прошло без осложнений, не возникли никакие реакции на применяемые средства, это не означает, что негативного воздействия на детский организм не произошло. Поздние осложнения могут проявиться спустя какое-то время, даже через несколько лет .

К опасным отдаленным последствиям можно отнести:

  • когнитивные нарушения: расстройство запоминания, затруднение логического мышления, сложности с концентрацией на предметах. В этих случаях малышу трудно учиться в школе, он часто отвлекается, не может долго читать книги;
  • синдром дефицита внимания, гиперактивность. Данные расстройства выражаются чрезмерной импульсивностью, склонностью к частым травмам, неусидчивостью;
  • подверженность головным болям, приступам мигрени, которые трудно заглушить обезболивающими;
  • частые головокружения;
  • появление судорожных сокращений в мышцах ног;
  • медленно прогрессирующие патологии печени и почек .

От профессионализма анестезиолога и хирурга нередко зависит безопасность и комфорт осуществления хирургического вмешательства, а также отсутствие каких-либо опасных последствий.

Последствия для малышей 1-3 лет

За счет того, что центральная нервная системы у детей раннего возраста не до конца сформирована, применение общей анестезии может негативно отразиться на их развитии и общем состоянии. Помимо синдрома дефицита внимания, обезболивание может спровоцировать расстройство работы мозга , и привести к следующим осложнениям:

  • Медленное физическое развитие. Лекарства, применяемые в анестезировании, могут нарушить формирование паращитовидной железы, отвечающей за рост малыша. В этих случаях он может отставать в росте, однако впоследствии способен догнать своих сверстников.
  • Нарушение психомоторного развития . Такие детки поздно учатся читать, трудно запоминают цифры, неправильно выговаривают слова, строят предложения.
  • Эпилептические припадки. Данные нарушения встречаются довольно редко, однако установлено несколько случаев появления эпилепсии после проведенных хирургических вмешательств с использованием общего наркоза.

Возможно ли предотвратить осложнения

Нельзя точно сказать, возникнут ли какие-либо последствия после операции у малышей, а также в какое время и как они могут проявиться. Однако уменьшить вероятность появления негативных реакций можно следующими способами:

  • Перед проведением операции детский организм необходимо полностью обследовать , сдав все предписанные врачом анализы.
  • После хирургического вмешательства следует применять средства, улучшающие мозговое кровообращение, а также витаминно-минеральные комплексы, назначенные невропатологом. Чаще всего применяют витамины группы B, пирацетам, кавинтон.
  • Тщательно контролировать состояние малыша. После операции родителям необходимо следить за его развитием даже спустя некоторое время. При появлении каких-либо отклонений стоит лишний раз посетить специалиста, чтобы исключить возможные риски .

Приняв решение о проведении процедуры, специалист сопоставляет необходимость ее совершения с возможным вредом. Даже узнав о вероятных осложнениях, не стоит отказываться от хирургических манипуляций: от этого может зависеть не только здоровье, но и жизнь ребенка. Самое главное – внимательно относиться к его здоровью и не заниматься самолечением.

Операция под общим наркозом у человека любого возраста вызывает беспокойство. Взрослые люди выходят из наркоза по-разному – кто-то отходит от процедуры легко, а кто-то плохо, очень долго восстанавливаясь. Дети, помимо общего нарушения самочувствия, не осознают происходящего и не могут адекватно оценивать ситуацию, поэтому операция под общим наркозом может стать большим стрессом. Родители беспокоятся о том, какие последствия повлечет за собой анестезия, как это отразится на самочувствии и поведении ребенка и какой потребуется уход за детьми после просыпания.

Восстанавительный период после операции под общим наркозом

Немного о наркозе

Современные препараты для наркоза практически не оказывают негативного влияния на ребенка и быстро выводятся из организма, что обеспечивает легкий период восстановления после общего обезболивания. Для наркоза детям в большинстве случаев применяются ингаляционные способы введения анестетика – они всасываются в кровь в минимальной концентрации и выводятся органами дыхания в неизмененном виде.

Помощь малышу после выхода из наркоза

Выход из наркоза происходит под строгим контролем врача-анестезиолога и начинается сразу после прекращения введения анестетика. Специалист внимательно следит за жизненными показателями ребенка, оценивая эффективность дыхательных движений, уровень артериального давления и число сердечных сокращений. Удостоверившись, что состояние пациента стабильно, его переводят в общую палату. Желательно, чтобы в палате ребенка ждали родители – неприятное состояние после наркоза, как правило, пугает детей, и присутствие близкого человека поможет успокоиться. В первые часы после просыпания малыш вялый, заторможенный, его речь может быть невнятная.

Девочка в палате после операции

При применении современных препаратов период их выведения длится не более 2 часов. На этом этапе могут беспокоить такие неприятные симптомы, как тошнота, рвота, головокружение, боль в области оперативного вмешательства, повышенная температура. Каждый из этих симптомов можно облегчить, приняв определенные меры.

  • Тошнота и рвота – частый побочный эффект общего обезболивания. Замечено, что вероятность возникновения рвоты связана с кровопотерей – при обширных кровотечениях пациента рвет в очень редких случаях. При тошноте ребенку не рекомендуется кушать первые 6-10 часов после операции, жидкость можно принимать в небольших количествах, чтобы не спровоцировать новый приступ рвоты. Как правило, облегчение наступает через несколько часов после выхода из наркоза. В том случае, когда состояние ребенка значительно ухудшилось и рвота не приносит облегчения, можно попросить медсестру сделать укол противорвотного препарата.
  • Головокружение и слабость – естественная реакция организма на наркоз в первые часы после пробуждения. Для восстановления требуется некоторое время, и будет лучше, если ребенок поспит несколько часов. В том случае, если по тем или иным причинам сон невозможен, можно отвлечь малыша мультиками, любимой игрушкой, интересной книгой или сказкой.
  • Дрожь – это следствие нарушения терморегуляции. Рекомендуется заранее побеспокоиться о теплом одеяле, которое поможет ребенку согреться.
  • Повышение температуры – как правило, наблюдается в первые сутки после операции. Такая реакция организма считается нормальной в том случае, когда значения не превышают субфебрильных цифр. Повышенная температура через несколько дней после операции наталкивает на мысль о развитии осложнений и требует проведения дополнительного обследования.

Медсестра измеряет девочке температуру после операции

Самое большое влияние общая анестезия оказывает на малышей до года. У грудных детей выработан четкий режим питания и сна, который сбивается после наркоза – дети могут путать день и ночь, бодрствуя в ночные часы. В этом случае поможет только терпение – через несколько дней или недель малыш самостоятельно вернется к привычному для него режиму.

В редких случаях родители наблюдают, что их ребенок «впал в детство», то есть начал совершать поступки, не характерные для его возраста. Можно не переживать по этому поводу, скорее всего это временное явление и пройдет самостоятельно.

Некоторые дети после операции с применением общего обезболивания плохо спят, капризничают, отказываются от еды. Помочь ребенку заснуть могут некоторые ритуалы, которые следует выполнять каждый день перед сном. Это может быть стакан теплого молока, интересные сказки или расслабляющий массаж. Следует ограничить просмотр телевизора – частая смена картинок провоцирует возбуждение нервной системы, даже самые привычные безобидные мультфильмы могут усиливать нарушения сна.

Питание ребенка после наркоза

Если малыш себя хорошо чувствует, хорошо спит, его не беспокоят повышенная температура, тошнота или рвота, то врачи советуют как можно скорее возвращаться к обычной жизни. Ранняя активация пациента способствует быстрому восстановлению и профилактике развития послеоперационных осложнений. Через 5-6 часов врачи могут разрешить вашему ребенку кушать. Пища должна быть легкая – это может быть овощной суп, кисель с сухариками или тостами, каши на воде. Грудные дети получают материнскую грудь или молочные смеси.

В отсутствие рвоты быстро восстановиться поможет обильное питье. Больше всего подходит чистая негазированная вода, компоты, морсы, чаи. Соки и сладкие газированные напитки не рекомендованы для частого питья, так как содержат большое количество сахара.

Правильная психологическая подготовка, присутствие близких людей и соблюдение всех рекомендаций врача поможет ребенку легче пережить послеоперационный период. Детский организм обладает способностью к быстрому восстановлению, и уже через несколько дней малыш будет чувствовать себя гораздо лучше, чем в первые сутки после операции.

Популярное