» »

В развитии человечества выделяют. Этапы эволюции человека

15.03.2024

Отметим сразу, что в настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный – получило научную разработку в XIX – начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

На заре культурного развития человечества выделяется период каменного века, по длительности в несколько сотен раз превышающий всю последующую историю человечества, а периодизация внутри этого периода осуществляется в соответствии с изменением и усложнением форм каменного инвентаря. Внутри палеолита, как уже говорилось, обычно выделяются эпохи нижнего, среднего и верхнего палеолита, характерный для австралопитеков олдувейский этап, как раз и представляет собою начало нижнепалеолитической эпохи. Именно эта эпоха соотносится в широких хронологических рамках со временем питекантропов, длительность ее громадна, и она сама по себе обнаруживает значительную динамику в формах поселений древнейших коллективов людей и типах изготовляемых ими каменных орудий.

Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют “послепалеолитом” (эпипалеолитом), или “преднеолитом” (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит – 45 - 40 тыс., верхний палеолит – 12 - 10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом. В настоящее время археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде она сохраняет немалое значение.
Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (палеантропологическая - прим. сайт) периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. В западной литературе они различаются как, с одной стороны, преистория, с другой – прото-, пара- или этноистория, под которыми понимаются не только разделы науки, но и изучаемые ими эпохи. Но это – главным образом источниковедческое различение: преистория изучается преимущественно археологически, протоистория – также и с помощью письменных сведений соседствующих с первобытными обществами цивилизаций, т. е. собственно исторически. Между тем выделение тех и других обществ имеет и содержательно-историческое значение. И те и другие относятся к одной общественно-экономической формации, так как критерием принадлежности к формации является способ производства, а не эпоха его существования. Однако они не тождественны по степени самостоятельности своего развития: как правило, первые испытывали меньше сторонних влияний, чем вторые. Поэтому в последнее время многие исследователи различают их как апополитейные первобытные общества (АПО) и синполитейные первобытные общества (СПО).

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л. Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил (“производства средств к жизни”), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Эта периодизация была высоко оценена Ф. Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру. Он обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства – как время производящего хозяйства. Он подчеркнул также качественное своеобразие начального. соответствующего низшей ступени дикости этапа первобытной истории как своего рода формативного периода “человеческого стада”. Такое же качественное своеобразие заключительного этапа первобытной истории, соответствующего высшей ступени варварства, было показано им в особой главе (“Варварство и цивилизация”) его работы “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Недоучет в схеме Моргана принципиальных граней, отделяющих этап зрелости первобытного общества от этапов его становления и упадка, и значительное расширение в дальнейшем фактического материала сделали необходимой разработку новой историко-материалистической периодизации первобытной истории.

Ряд периодизаций был предложен в советской науке в довоенные и особенно в послевоенные годы, но даже наиболее продуманные из них не выдержали проверки временем. В частности, выяснилось, что применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведет к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некоторых цивилизаций еще не знали производственного применения металлов, между тем как часть позднепервобытных племен уже освоила плавку железа. Чтобы выйти из этого противоречия, пришлось бы учитывать уровень не столько абсолютных, сколько относительных производительных сил, а тем самым в конечном счете отказаться от монистического принципа периодизации. Поэтому ученые, и прежде всего этнографы, обратились к тому критерию, на котором основано формационное членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в формах производственных отношений. В связи с этим была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности, что привело к выделению, помимо этапа первобытного человеческого стада, этапов первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

История человечества подразделяется на два основных периода: (I) эру становления человека и общества, время праобщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет тому назад) и (II) эру развития сформировавшегося, готового человеческого общества (от 40-35 тыс. лет тому назад до современности).

Человеческая цивилизация имеет несколько исторических этапов развития. Они весьма условны, различные ученые школы могут трактовать развитие цивилизации по-разному, но, тем не менее, примерное разделение на исторические периоды помогают более четко представить себе путь человеческого общества.

Внутри последней эры отчетливо выделяются две основные эпохи:

1) доклассового (первобытного, примитивного, эгалитарного и т.п.) общества и

2) классового (цивилизованного) общества (от 5 тыс. лет тому назад до наших дней).

В свою очередь в истории человечества с момента возникновения первых цивилизаций сменились эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.), античная (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), средних веков (VI-XV вв.), новая XVI в. - 1917 г.) и новейшая (с 1917 г.).

Период прабщества и праистории (1,6-0,04 млн лет)

Человек выделился из животного мира. Как сейчас твердо установлено, между животными предшественниками человека, с одной стороны, и людьми, какими они являются сейчас (Homo sapiens), с другой, лежит необычайно длительный период становления человека и общества (антропосоциогенеза). Люди, живщие в то время, были людьми еще только формирующимися (пралюдьми).

В основе становления человека и человеческого общества лежал процесс возникновения и развития производственной деятельности, материального производства. Возникновение и развитие производства с необходимостью потребовало не только изменения организма производящих существ, но и возникновения между ними совершенно новых отношений, качественно отличных от тех, что существовали у животных, отношений не биологических, а социальных, т.е. появления человеческого общества. Социальных отношений и общества в животном мире нет. Они присущи только человеку.

Возникновение качественно новых отношений, и тем самым совершенно новых, присущих только человеку стимулов поведения, было абсолютно невозможно без ограничения и подавления, без введения в социальные рамки старых, безраздельно господствующих в животном мире движущих сил поведения - биологических инстинктов. Насущной объективной необходимостью было обуздание и введение в социальные рамки двух эгоистических животных инстинктов - пищевого и полового.

Эпоха первобытного (доклассового) общества (40-6 тыс. лет тому назад)

В развитии доклассового общества последовательно сменились стадии раннего первобытного (первобытно-коммунистического) и позднего первобытного (первобытно-престижного) обществ. Затем наступила эпоха общества переходного от первобытному к классовому, или предклассового.

На стадии предклассового общества существовали формирующийся крестьянско-общинный (пракрестьянско-общинный), формирующийся политарный (протополитарный), нобиларный, доминарный и магнарный способы производства, причем последние два нередко образовывали один единый гибридный способ производства доминомагнарный. Они по отдельности или в разных сочетаниях определяли социально-экономический тип предклассовых социоисторических организмов.

Эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.)

Первое в истории человечества классовое общество было политарным. Оно появилось впервые в конце IV тысячелетия до н.э. в виде двух исторических гнезд: крупного политарного социоисторического организма в долине Нила (Египет) и системы небольших политарных социо-ров в южной Месопотамии (Шумер). Так человеческое общество раскололось на два исторических мира: доклассовый, который превратился в инфериорный, и политарный, ставший супериорным. Дальнейшее развитие пошло по пути, с одной стороны, возникновения новых изолированных исторических гнезд (цивилизации Хараппы в бассейне Инда и Шанской (Иньской) цивилизации в долине Хуанхе), с другой - появления все новых и новых исторических гнезд по соседству с Двуречьем и Египтом и образования огромной системы политарных социоисторических организмов, охватывавшей весь Ближний Восток.

Такого рода совокупность социоисторических организмов можно назвать исторической ареной. Ближневосточная историческая арена была в то время единственной. Она являлась центром мирового исторического развития и в этом смысле мировой системой. Мир разделился на политарный центр и периферию, которая была частично первобытной (включая предклассовую), частично классовой, политарной.

Древневосточным обществам был свойствен циклический характер развития. Они возникали, расцветали, а затем приходили в упадок. В ряде случаев происходила гибель цивилизации и возвращение на стадию предклассового общества (Индская и Микенская цивилизации).

Античная эпоха (VIII в. до н.э. - V в. н.э.)

В силу тупиковости темпорального способа развития производительных сил политарное общество было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Новая, более прогрессивная общественно-экономическая формация - античная, рабовладельческая, сер-варная - возникла в результате процесса, который был выше назван ультрасупериоризацией. Возникновение античного общества было следствием всестороннего воздействия ближневосточной мировой системы на бывшие до этого предклассовыми греческие социоисторические организмы. Это влияние давно уже подмечено историками, назвавшими этот процесс ориентализацией.

В результате предклассовые греческие социоры, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протонобило-магнарной, вначале (в VIII в. до н.э.) стали доминомагнарными обществами (Архаическая Греция), а затем превратились в собственно античные, серверные. Так, наряду с двумя прежними историческими мирами (первобытным и политарным) возник новый - античный, который и стал супериорным.

Вслед за греческим историческим гнездом возникли новые исторические гнезда, в которых шло становление серварного (античного) способа производства: этрусское, карфагенское, латинское. Античные социоисторические организмы вместе взятые образовали новую историческую арену - средиземноморскую, к которой и перешла роль центра мирового исторического развития. С возникновением новой мировой системы человечество в целом поднялось на новую стадию исторического развития. Произошла смена мировых эпох: эпоха Древнего Востока сменилась Античной.

В последующем развитии, в IV в. до н.э. ближневосточная и средиземноморская исторические арены вместе взятые образовали социорную суперсистему - центральное историческое пространство (центропространство - прим. сайт), и как следствие, стали его двумя историческими зонами. Средиземноморская зона была историческим центром, ближневосточная - внутренней периферией.

Переход к античному обществу был ознаменован существенным прогрессом производительных сил. Но почти весь рост продуктивности общественного производства был достигнут за счет не столько совершенствования техники, сколько увеличения доли работников в составе населения общества. Это - демографический способ повышения уровня производительных сил. В доиндустриальную эпоху возрастание числа производителей материальных благ внутри социоисторического организма без увеличения в той же пропорции всего его населения могло происходить только одним способом - путем притока извне готовых работников, причем не имеющих право иметь семьи и обзаводиться потомством.

Средние Века (VI-XVвв.)

Подточенная внутренними противоречиями Западная Римская империи рухнула под натиском германцев. Произошло наложение германских предклассовых демосоциальных организмов, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протомилитомагнарной, на обломки западноримского геосоциального организма. В результате на одной и той же территории часть людей жила в составе демосоциальных предклассовых организмов, а другая - в составе наполовину разрушенного классового геосоциального организма.

Такое сосуществование двух качественно отличных социально-экономических и других общественных структур не могло продолжаться слишком долго. Должно было произойти либо разрушение демосоциальных структур и победа геосоциальных, либо распад геосоциальных и торжество демосоциальных, либо, наконец, синтез тех и других. На территории погибшей Западной Римской империи произошло то, что историки называют романо-германским синтезом. В результате его родился новый, более прогрессивный способ производства - феодальный и соответственно новая общественно-экономическая формация.

Новое время (1600-1917 гг.)

На грани XV и XVI вв. на территории Западной Европы начал формироваться капитализм. Западноевропейская феодальная мировая система сменилась западноевропейской же капиталистической системой, которая стала центром всемирно-исторического развития. За средними веками последовало новое время. Капитализм развивался в эту эпоху как вовнутрь, так и вширь.

Первое выразилось в вызревании и утверждении капиталистического уклада, в победе буржуазных социально-политических революций (Нидерландской XVI в., Английской XVII в., Великой Французской XVIII в.). Уже с возникновением городов (X-XII вв.) западноевропейское общество вступило на единственный путь, который способен обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил - роста производительности труда за счет совершенствования техники производства. Технический способ обеспечения роста продуктивности общественного производства не сразу, но возобладал после промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в.

Новейшее время (1917-1991 гг.)

Октябрьская революция 1917 г., которую возглавила партия большевиков, победила. В результате зависимость России от Запада была уничтожена и она вырвалась из периферии. В стране был ликвидирован периферийный капитализм, а тем самым и капитализм вообще. Но вопреки чаяниям и надеждам и руководителей, и участников революции социализм в России не возник: слишком был низок уровень развития производительных сил. В стране сформировалось классовое общество по ряду черт сходное с древним политарным, но отличное от него по своей технической базе. Старое политарное общество было аграрным, новое - индустриальным. Древний политаризм был общественно-экономической формацией, новый - общественно-экономической параформацией.



Геологическая история Земли

Название нашей планеты – Земля – происходит от славянского «зем» – пол, низ. Самым большим отличием Земли от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни, достигшей высоких форм развития.

Геологическую историю Земли делят обычно на два неравных по величинœе этапа: криптозойский (большой интервал времени, лишенный явных остатков скелœетных живых существ), или докембрий, и фанерозойский (дословно – явная жизнь). В совокупности они составляют около 3570 млн. лет. Более раннее время относят к догеологической истории Земли (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Геологические зоны, эры и периоды

В архейскую эпоху были образованы самые древние эндогенные месторождения руд хрома, меди, никеля и золота͵ а также древнейшие метаморфогенные месторождения желœезистых кварцитов и метаморфогенные слюдяные и редкометальные пегматиты. В позднем архее за счет скопления многоклеточных водорослей начали формироваться залежи горючих сланцев.

В протерозойскую эпоху (2600 – 570 млн. лет) в связи с базальтовым магматизмом возникли магматические месторождения руд хрома, желœеза, титана, меди, никеля и платины, а в связи с гранитным магматизмом – залежи руд цветных, редких и благородных металлов. В эту же эпоху были сформированы метаморфогенные месторождения, представленные крупнейшими залежами желœезистых кварцитов типа Кривого Рога и КМА, а также золотоурановых конгломератов.

В фанерозойскую эпоху (570 млн. лет – современная эпоха) появились и развивались в возрастающих количествах экзогенные месторождения горючих сланцев, угля, нефти и газа, солей, фосфоритов, серы. В подвижных зонах возникли многочисленные эндогенные месторождения руд черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

Наиболее важным событием кайнозойской эры было появление человека. Считается, что древнейший человек появился на земле 1 – 2 млн. лет назад, в эпоху раннего палеолита͵ а человек современного вида (Homo sapiens, человек разумный) – не менее чем 40 тыс. лет назад, а может быть, и больше.

Исследования последних лет показали, что предки ископаемых людей – австралопитеки – появились 5 млн. лет назад в Восточной Африке и около 2,6 млн. лет назад начали примитивно обрабатывать камень (главным образом обивать гальку). Первобытные люди – архантропы – появились тоже в Африке 1,4 – 1,2 млн. лет назад и постепенно распространились в Европе и Азии. Возле их останков обнаружены каменные рубила и скребки. Время существования архантропов – ранний палеолит – закончилось 350–400 тыс. лет назад.

Рисунок 2.2. Эволюция человека.

Их сменили палеоантропы, или неандертальцы , они жили в среднем палеолите (до 35 тыс. лет назад). За ними шли неоантропы , люди современного типа, достигшие успехов в обработке камня. Около 10 тыс. лет назад наступил мезолит, а около 6 тыс. лет назад – неолит. В это время человек уже знал первые металлы – медь и золото. Около 5 тыс. лет появились первые изделия из бронзы (бронзовый век), затем 3 – 2.5 тыс. лет назад наступила эпоха желœеза, которая продолжается и в наше время. Хронология человеческой цивилизации представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Хронология человеческой цивилизации

Читайте также

  • — История развития человека

    Геологическая история Земли Название нашей планеты – Земля – происходит от славянского «зем» – пол, низ. Самым большим отличием Земли от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни, достигшей высоких форм развития. Геологическую… [читать подробенее]

  • Основные этапы развития человека.

    Большинство учёных придерживаются эволюционной теории, которые подтверждаются последними биохимическими и генетическими исследованиями. Предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временном промежутке между 5 млн и 10 млн лет назад.

    В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн лет. Существо было названо «сахелонтроп из Чада» (Sahelantropus tchadeensis).

    Предполагается, что сахелонтроп, как и человек, был прямоходящим. Но некоторые антропологи считают, что это обезьяноподобное существо, а не человекоподобное. Австралопитек (от лат.

    australis –южный и греч. pithekos – обезьяна), живший на территории Африки 4.2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, и по внешнему виду он более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти.

    Объём мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

    Человек умелый (homo habilis), названный так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия труда, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят, а возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

    Человек прямоходящий делал более сложные орудия труда и умел использовать огонь.

    Его мозг по объёму близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.

    В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.

    Полтора столетия назад были обнаружены останки первобытного человека, названного неандертальцем (по названию местности в Германии).

    Объём мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец – прямой предок современного человека, но сейчас учёные склоняются к версии, что он – тупиковая, слепая ветвь эволюции.

    Новый человек разумный, то есть человек современного типа, появился в Африке около 130 тыс.

    (невозможно, и больше) лет назад, за короткое время этот расселился по Азии и Европе: ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами.

    Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры, пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д.

    Человек разумный заселил всю Землю 15-10 тыс.

    лет назад. Постепенно совершенствовались орудия и накапливался его жизненный исторический опыт, человек переходил к производящему хозяйству (земледелию и животноводству). Возникли первые крупные поселения, и во многих районах человечество вступило в эпоху цивилизаций.

    Основные факторы антропогенеза

    Биологические факторы:

    • прямохождение;
    • развитие руки;
    • большой мозг;
    • способность к членораздельной речи.

    Социальные факторы (формы деятельности):

    • труд;
    • коллективная деятельность;
    • мышление;
    • язык и общение;
    • нравственность.

    Считается, что из перечисленных факторов ведущую роль в процессе становления человека сыграл труд, на примере которого чётко проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов.

    Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий труда, строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило их эффективно применять. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к обузданию индивидуализма, заботе о членах племени (система запретов и норм), к необходимости общения (появления речи). Язык способствовал развитию мышления, позволяя выражать всё более абстрактные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами.

    Язык также позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества.

    Таким образом, биологические факторы и формы социальной деятельности тесно взаимосвязаны и зависят друг друга. В целом человека нельзя свести исключительно только к биологическим особенностям, поскольку человека человеком может сделать только общество (подтверждение тому – дети, воспитанные животными).

    Но его нельзя сводить и только к общественным качествам, поскольку для развития человека необходимы биологические предпосылки (развитый мозг, прямохождение и т.д.). Человек живёт одновременно в двух мирах – природном и общественном, являясь биосоциальным существом.

    Определения человека.

    Природа человека — это совокупность особенностей и признаков, отличающих человека от других живых существ. Особые качества человека : разум, способность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль, творчество, духовность, вера, воображение, фантазия, смех, осознание своей смертности и многие, многие другие специфические качества и свойства.

    Эволюция человека

    Когда то Платон дал следующее определение человеку: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

    Сущность человека это основное качество, которое определяет внутреннее содержание человека.

    Различные учёные давали самые разные определения сущности человека, которые видели её в общественной деятельности, разуме, творчестве, игре или вере.

    Существует множество определений понятия «человек».

    Аристотель называл человека животное политическое (zoonpolitikon), подчёркивая, что человек реализует свою сущность только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства).

    Карл Маркс также подчёркивал общественную сущность человека: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.

    В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений».

    Homo sapiens(человек разумный). Это определение усматривающее сущность человека только в разуме, тоже восходит к Аристотелю. В Новое время оно стало общепринятым, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификацией стало стандартным обозначением вида для современного человека.

    В огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логически мыслить и сознавать себя и мир вокруг.

    Homo faber (человек созидающий). Это понятие ввёл нидерландский философ Й. Хейзинге (1872-1945). Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причём его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована.

    Созидание есть основа всей многообразной деятельности совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человек в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий – от каменных скребков до компьютеров – создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь.

    Можно сказать, что современный человек живёт в мире техники и культуры, творцом которого он является.

    Homo ludens (человек играющий). Это понятие также ввёл Й. Хейзинге, полагающий, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека – правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила.

    Homo religiosus (человек религиозный).

    Здесь человек понимается прежде всего как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек – свободное существо, наделённое способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека – движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло – путь, уводящий человека от своей родовой сущности.

    А, например, Эрнест Касирер, называл человека «символическое животное», Эрнест Блох «человек мечтающий», Норберт Винер «человек общающийся», Мартин Хайдеггер «человек скучающий», усматривающие сущность человека в творении символов, способности мечтать, общаться и т.д.

    Фридрих Ницше называл человека «больным животным», одчёркивая его безынициативность. Стадность, потребность в подчинении. Историю общества рассматривает как постепенное вырождение человека. Некоторые современные философы говорят об агрессивности человека, которая проявляется в бесконечных войнах преступлениях, его неразумности, которая приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия массового поражения, перенаселению, техногенным катастрофам, а в итоге – к гибели всего человечества.

    «Человек – это безумная обезьяна, которой дали в руки бритву» — С. Лем.

    Определения понятия «человек», взятые из философских словарей.

    Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

    Человек это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе общественного труда.

    Таким образом, природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости сущности человека.

    Ф.М.Достоевский говорил: «Человек есть тайна…».

    Этапы развития человечества таблица

    Ответы:

    Этапы развития человечества. 1) Период: Первобытность, Хронология: 40 тыс.

    лет назад, Краткое содержание: Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства. 2) Период: Древний Мир, Хронология: 4 век до н.э.

    — 5 век н.э., Краткое содержание: Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем. 3) Период: Средние века, Хронология: 5 век н.э. — 15 век н.э., Краткое содержание: Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

    4) Период: Новое время, Хронология: 15 в — начало 20 века, Краткое содержание: Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира. 5) Период: Новейшая история, Хронология: конец 20 века — наши дни, Краткое содержание: державное сопернечиство, изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций.

    Вслед за греческим историческим гнездом возникли новые исторические гнезда, в которых шло становление серварного (античного) способа производства: этрусское, карфагенское, латинское.

    Античные социоисторические организмы вместе взятые образовали новую историческую арену — средиземноморскую, к которой и перешла роль центра мирового исторического развития.

    С возникновением новой мировой системы человечество в целом поднялось на новую стадию исторического развития. Произошла смена мировых эпох: эпоха Древнего Востока сменилась Античной.

    В последующем развитии, в IV в. до н.э. ближневосточная и средиземноморская исторические арены вместе взятые образовали социорную суперсистему — центральное историческое пространство (центропространство), и как следствие, стали его двумя историческими зонами.

    Средиземноморская зона была историческим центром, ближневосточная — внутренней периферией.

    За пределами центрального исторического пространства находилась внешняя периферия, которая делилась на первобытную (включая предклассовую) и политарную. Но в отличие от эпохи Древнего Востока политарная периферия существовала в античное время в виде не изолированных исторических гнезд, а значительного числа исторических арен, между которыми возникали различного рода связи.

    В Старом Свете образовались восточноазиатская, индонезийская, индийская, центральноазиатская арены и, наконец, велико-степная, на просторах которой то возникали, то исчезали кочевые империи. В Новом Свете в I тысячелетии до н.э. сформировались андская и мезоамериканская исторические арены.

    Переход к античному обществу был ознаменован существенным прогрессом производительных сил.

    Но почти весь рост продуктивности общественного производства был достигнут за счет не столько совершенствования техники, сколько увеличения доли работников в составе населения общества. Это — демографический способ повышения уровня производительных сил.

    В доиндустриальную эпоху возрастание числа производителей материальных благ внутри социоисторического организма без увеличения в той же пропорции всего его населения могло происходить только одним способом — путем притока извне готовых работников, причем не имеющих право иметь семьи и обзаводиться потомством.

    Постоянный приток извне работников в состав того или иного социоисторического организма с необходимостью предполагал столь же систематические вырывания их из состава других социоров.

    Всемирная история

    Все это было невозможно без применения прямого насилия. Привлекаемые извне работники могли быть только рабами. Рассматриваемый способ увеличения продуктивности общественного производства состоял в утверждении экзогенного (от греч. экзо — снаружи, вне) рабства. Только постоянный приток рабов извне мог сделать возможным появление самостоятельного способа производства, основанного на труде такого рода зависимых работников.

    Впервые этот способ производства утвердился только в эпоху расцвета античного общества, в связи с чем его и принято называть античным. В главе VI "Основные и неосновные способы производства" он был назван серварным.

    Таким образом, необходимым условием существования античного общества было непрерывное выкачивание человеческих ресурсов из иных социоисторических организмов. И эти иные социоры должны были относиться к типам, отличным от данного, причем предпочтительнее к обществу предклассовому.

    Бытие системы обществ античного типа было невозможно без существования обширной периферии, состоявшей преимущественно из варварских социоисторических организмов.

    Непрерывная экспансия, которая была необходимым условием существования серверных обществ, не могла продолжаться бесконечно. Рано или поздно она становилась невозможной. Демографический способ повышения продуктивности общественного производства, также как и темпоральный, был тупиковым.

    Античное общество, также как и политарное, было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Но если политарный исторический мир продолжал существовать чуть ли не до наших дней и после схода с исторической магистрали в качестве инфериорного, то античный исторический мир исчез навсегда. Но, погибая, античное общество передало эстафету иным обществам.

    Переход человечества на более высокую стадию общественного развития снова произошел путем, который выше был назван формационным сверхвозвышением, или ультрасупериоризацией.

    Эпоха Средних веков (VI-XV вв.).

    Подточенная внутренними противоречиями Западная Римская империи рухнула под натиском германцев. Произошло наложение германских предклассовых демо-социальных организмов, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протомилитомагнарной, на обломки западно-римского геосоциального организма. В результате на одной и той же территории часть людей жила в составе демосоциальных предклассовых организмов, а другая — в составе наполовину разрушенного классового геосоциального организма.

    Такое сосуществование двух качественно отличных социально-экономических и других общественных структур не могло продолжаться слишком долго. Должно было произойти либо разрушение демосоциальных структур и победа геосоциальных, либо распад геосоциальных и торжество демосоциальных, либо, наконец, синтез тех и других.

    На территории погибшей Западной Римской империи произошло то, что историки называют романо-германским синтезом. В результате его родился новый, более прогрессивный способ производства — феодальный и соответственно новая общественно-экономическая формация.

    Возникла западноевропейская феодальная система, которая стала центром всемирно-исторического развития.

    На смену Античной эпохе пришла новая — эпоха Средних веков. Западноевропейская мировая система существовала как одна из зон сохранившегося, но при этом перестроившегося центрального исторического пространства. В это пространство в качестве внутренней периферии входили византийская и ближневосточная зоны.

    Последняя в результате арабских завоеваний VII-VIII вв. значительно увеличилась, включив часть византийской зоны, и превратилась в исламскую зону. Затем началось расширение центрального исторического пространства за счет территории Северной, Центральной и Восточной Европы, заполненной предклассовыми социоисторическими организмами, которые тоже относились к той же проформации, что и германские предклассовые общества, — протомилитомагнарной.

    Эти общества, одни под воздействием Византии, другие — Западной Европы, стали превращаться и превратились в классовые социоисторические организмы.

    Но если на территории Западной Европы произошла ультрасупериоризация и появилась новая формация — феодальная, то здесь имел место процесс, который выше был назван литерализацией.

    В результате его возникли две близкие общественно-экономические параформации, которые, не вдаваясь в подробности, можно условно охарактеризовать как парафеодальные (от греч.

    пара — возле, около): к одной относились социоры Северной Европы, к другой — Центральной и Восточной. Возникли две новые периферийные зоны центрального исторического пространства: североевропейская и центрально-восточноевропейская, в состав которой вошла и Русь. Во внешней периферии продолжали существовать первобытные общества и те же самые политарные исторические арены, что и в античную эпоху.

    В результате монгольского завоевания (XIII в.) Северо-Западная Русь и Северо-Восточная Русь, вместе взятые, оказались вырванными из центрального исторического пространства.

    Центрально-восточноевропейская зона сузилась до центрально-европейской. После избавления от татаро-монгольского ига (XV в.) Северная Русь, получившая в последующем название России, вернулась в центральное историческое пространство, но уже в качестве особой ее периферийной зоны — российской, которая в последующем превратилась в евразийскую.

    Новое время (1600-1917 гг.).

    На грани XV и XVI вв. на территории Западной Европы начал формироваться капитализм. Западноевропейская феодальная мировая система сменилась западноевропейской же капиталистической системой, которая стала центром всемирно-исторического развития. За Средними веками последовало Новое время. Капитализм развивался в эту эпоху как вовнутрь, так и вширь.

    Первое выразилось в вызревании и утверждении капиталистического уклада, в победе буржуазных социально-политических революций (Нидерландской XVI в., Английской XVII в., Великой Французской XVIII в.).

    Уже с возникновением городов (Х-ХII вв.) западноевропейское общество вступило на единственный путь, который был способен обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил — роста производительности труда за счет совершенствования техники производства.

    Технический способ обеспечения роста продуктивности общественного производства окончательно возобладал после промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в.

    Капитализм возник в результате закономерного развития предшествовавшего ему общества только в одном месте земного шара — в Западной Европе. В результате человечество разделилось на два основных исторических мира: мир капиталистический и мир некапиталистический, включавший в себя первобытные (в том числе предклассовые), политарные и парафеодальные общества.

    Наряду с развитием капитализма вглубь шло его развитие вширь.

    Капиталистическая мировая система постепенно втянула в орбиту своего влияния все народы и страны. Центральное историческое пространство превратилось во всемирное историческое пространство (миропространство). Вместе с формированием всемирного исторического пространства шло распространение капитализма по всему миру, становление всемирного капиталистического рынка.

    Весь мир стал превращаться в капиталистический. Для всех социо-исторических организмов, отставших в своем развитии, независимо от того, на какой стадии эволюции они задержались: первобытной, политарной или парафеодальной, стал возможным только один путь развития — к капитализму.

    ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
    перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

    Виталий Ашер

    История человечества как результат развития желаний

    Размышляя над разгадкой цели человеческого бытия, ученые, философы выдвигали разные противоречивые гипотезы, и все же остается неразрешимой проблема – развивается ли человечество по некой программе или его путь стихиен и не имеет конечной цели.

    Существуют несколько подходов к интерпретации исторического процесса.

    Историю рассматривают как последовательность событий , династий, войн и законодательств. В таком виде историю, как правило, преподают в школах.

    Широко известен марксистский экономический подход, согласно которому ход истории определяется способом производства товаров.

    Способ производства влечет за собой изменение социальных институтов страны – ее идеологии, этики, морали.

    Зигмунд Фрейд основал метод, который объясняет историю как результат подавления подсознательных импульсов. Подход увязывает формы культуры, как производные от успеха управления импульсов.

    О.Шпенглер и А.Тойнби рассматривают схемы развития цивилизации.

    Длительность жизни цивилизации, по их мнению, зависит от тех идей и идеалов, на которых она основана. Такое постижение истории стремится вскрыть внутренние источники развития социумов, пытаясь обнаружить присущие им черты.

    Прогресс науки и технические достижения не привели человечество к уверенности в своем будущем. Напротив, наша жизнь наполнена предчувствием катастрофы, мы осознаем экологическую опасность, грозящую планете. В этой противоречивости существования скрывается нечто загадочное, некая тайна предназначения человека, когда рост эгоистического желания встает на пути его безграничного стремления к совершенствованию бытия и творческому росту.

    Он, овладевающий законами природы, расширивший границы познания вселенной, тщетно пытается понять смысл своего существования.

    В современном мире заметнее проявляются противоречивые свойства натуры человека, многогранность его натуры.

    Логическая обработка, обобщение фактического материала наблюдений и эмпирических исследований позволяет проникнуть в глубину содержания, выявить закономерность развития. В своем описании исторического процесса мы попытались использовать макро-антропологический подход на основе науки каббала. Этот подход к изучению взаимодействия системы «человек-природа» в настоящее время приобретает большое значение, как междисциплинарное средство изучения целостных явлений природы, общества, группы и личности.

    Можно сказать, что предметом нашего исследования является изучение и описание наиболее эффективных форм взаимодействия людей в обществе, которые бы самым оптимальным образом способствовали процессу естественного развития человека, природы и общества, приводили к созданию условий для формирования и развития оптимальной формы сосуществования внешних и внутренних сил развития природы.

    Новые тенденции в понимании исторического процесса

    Человечество развивается постепенно, и силой его развития является растущий в нем эгоизм.

    Если бы в людях не развивался эгоизм, прошлое поколение ничем не отличалось бы от настоящего, подобно тому, как мы наблюдаем это у животных. Эгоистическое желание является сущностной природой творения на всех его уровнях – это единственное, что было создано в акте сотворения мироздания. Мы назвали его «желанием получать наслаждение» или «эгоизмом».

    Эгоистическое желание эволюционирует только в человеке, тогда как во всех остальных частях творения (неживой, растительной, животной) оно неизменно.

    Именно возрастающие желания получения новых наслаждений и нахождение способов их удовлетворения и определяют уровень развития цивилизации и всего того, что мы называем словом «прогресс». Благодаря тому, что в нас постоянно растут желания, человечество движется вперед. Эгоизм развивается вдоль временной оси постепенно и беспрестанно: он увеличивается количественно, и по мере роста обращается в качественно иные желания.

    Макро-антропология разделяет весь комплекс человеческих желаний на пять уровней, каждый из которых развивает именно свой вид наслаждения:

    первичные желания – телесные (пища, кров, продолжение рода);

    2. стремление к богатству;

    3. стремление к почету, власти и славе;

    4. жажда знаний;

    5. духовный уровень – стремление постичь смысл жизни, замысел творения.

    Эти уровни последовательно проявляются в человеке в течение тысяч лет и образуют стадии развития человечества.

    Первичные желания называются также «животными желаниями», поскольку они присущи и животным. Даже находясь в полной изоляции, человек испытывает голод и половое влечение.

    Желания богатства, власти и знаний – это уже «человеческие желания», так как возникают под влиянием социальной среды, и для их удовлетворения человек должен находиться в обществе себе подобных, что позволяет формировать классы и всевозможные иерархические структуры.

    В свете данной концепции обзор таких сфер человеческой деятельности, как культура, образование, наука и технология, подводит нас к выводу о том, что именно развивающийся в человеке эгоизм породил все наши идеи, изобретения и новшества.

    В сущности, они представляют собой лишь «технические инструменты», «средства обслуживания», созданные человеком исключительно для того, чтобы удовлетворять потребности, возникающие под давлением желания получать .

    Рамки развития

    Все развитие человечества подобно развитию одного человека, проходящего этапы детства, юношества и зрелости – когда он уже действительно использует изначально заложенный в себе потенциал.

    Разберем характерные отличия каждого из трех этапов.

    Прежде всего, следует помнить, что развитие человечества базируется на развитии и актуализации внутренних потребностей , т.е.

    на росте эго. Чем больше эго, тем больше потребности, что является стимулом развития интеллекта и способности более глубокого восприятия окружающей реальности.

    Рассмотрим коротко этапы развития истории. Даты здесь даны приблизительно, только чтобы очертить основные этапы:

    1 .Первичные желания( 4500 – 1200 гг. до н. э.)

    4500–2400 до н. э. Цивилизация Шумер и Акад

    2000–1200 до н. э. Вавилонская империя.

    Эпоха патриархов

    На протяжении первого периода человечество в целом было погружено исключительно в насущные телесные желания. Более развитые человеческие желания, устремленные к власти, почестям и знаниям, раскрывались лишь у одиночек. Поэтому достигнутое на данном этапе развитие представляет собой запас накопленных впечатлений от трудностей существования и не более. На протяжении веков человечество развивалось неосознанно.

    В конце этого периода родился Авраам – первый, кто постиг интегральную картину природы.

    Его достижение символизирует переход к следующему этапу развития.

    2 . Стремление к богатству (1200 г. до н. э. – 200 г. н. э.)

    1200–600 Ассирийская империя. Основание Израиля

    500–300 Персидская империя

    400–300 Македонская империя

    100 до н.э.–200 н.э.

    Всемирная история

    Римская империя. Зарождение христианства

    На протяжении второго периода растет мощь эгоизма , в результате чего человечество поэтапно обретает структуру народов и государств. Пик этого развития приходится на время, когда расцветают и рушатся великие империи – Греция и Рим, а мир захлестывают войны.

    Стремление к почету, власти и славе (200-1500)

    200–600 упадок цивилизации

    600–1000 Мусульманская империя

    800–1100 мрачный период средневековья

    1100–1300 Крестовые походы

    1300–1500 Возрождение

    Новые идеи не появляются на пустом месте. Они взрастают только на хорошо подготовленной интеллектуальной почве. Достижения научной мысли, утраченные во времена упадка греческой цивилизации, получили возрождение в 12-15 веках благодаря работам Авраама Бар Хия, Ибн Латифа, Раймонда Луллия, Иммануэля Бонфиса, Пико дела Мирандола.

    В это время были переведены на латынь с иврита, греческого и арабского важные научные сочинения.

    Ибн Литиф и Луллий пытались представить единую систему наук.

    В период с 1320 до 1520 год Италия стала центром гуманистического обновления. Леонардо да Винчи, Беллини, Петрарка, Боккаччо, Тициан, Микеланджело и другие оказались способны воплотить новые стремления общества.

    Возрождение освободило людей от старых представлений о мире, заставляло их думать по-другому и менять установленный порядок вещей.

    На рубеже этих этапов зарождается бурный рост науки.

    4. Жажда знаний (1500–1995)

    1500–1700 Реформация. Наука и техника

    1700–1800 Рост индустрии

    1800–1900 Промышленная революция

    1900–2000 Мировые войны

    Этот период характеризуется ускоренным развитием желания знаний. Революционные труды Спинозы и Рене Декарта способствовали рождению современной науки.

    Именно в это время появляется реформатор религии Мартин Лютер, критический мыслитель, идеи которого взволновали Европу того времени.

    Новое мировоззрение было благотворно для развития классической механики и техники.

    Открытия следовали одно за другим, так что практически за два последних столетия окружающий нас материальный мир изменился до неузнаваемости. Однако технический прогресс не привел к желаемому решению проблем глобального социума.

    5.Духовный уровень (1995–)

    Приблизительно с 1995 года в человечестве начала проявляться потребность в духовном наполнении. Духовная потребность – это не религиозное понятие.

    Это необходимость поддержания равновесия с природой. А поскольку природа альтруистична, а человек нет, то возникает несоответствие, которое человек чувствует как страдания.

    Выход на вершину пирамиды – это не конец развития, а начало нового мира. Это переход системы на следующий этаж, где вектор сил в человеке меняется и открываются такие возможности, о которых он и не подозревал. Т.е. человечество, реализовавшее последнюю потребность, не переходит в состояние, в котором исчезают крупные потребности.

    Наоборот, реализовав последнюю эгоистическую потребность, оно переходит в состояние непрерывной реализации первой альтруистической потребности.

    Поиск Лекций

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Общепринятым стало деление исторического пути человечества на:

    1. Первобытную эпоху;

    2. Историю Древнего мира;

    3. История Cpeдних веков;

    Новое время (Новая история);)

    5. Новейшее время Новейшая история).

    Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн.

    лет. На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа (около 40-30 тыс. лет назад), постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.

    Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения государств (IV-ІІІ тыс. до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение).

    Open Library — открытая библиотека учебной информации

    Рacцвет рабовладельческий строй достиг в период античности (І тыс. до н.э. — начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима .

    В последние годы определенную известность приобрели попытки математика Д.Т.

    Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историками многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты.

    Эпоху Средневековья определяют временными рамками V–XVII вв.

    І-й период эпохи (V-XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений - утверждение сословного строя в Европе (каждое сословие имеет свои права и обязанности).

    Характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

    ІІ-й период (середина ХI — конец XV в.) - становление крупных феодальных государств и рост значения городов - центров ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

    ІІІ-й период (XV — середина XVII в.) - раннее Hoвое время, начало разложения феодального строя.

    Характерно создание колониальных империй, развитие ТДО, распространение мануфактурное производство, усложнение социальной структуры общества, вступающей в противоречие с сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют новый этап дyховной жизни.

    В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютные монархии.

    Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» ( Э. Тоффлер) не разгpаничиваются , они рассматриваются как «тpaдиционное общество», основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики была земля, натуральное и полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство.

    Во всех этих странах жизнь была организована вокpyг деревенского поселения, существовали простое разделение труда и четко определенные касты и классы: знать, священники, воины, рабы или крепостные и авторитарный характер власти.

    Исключения из описанных выше правил рассматриваются как особые варианты единственнoгo феномена - аграрной цивилизации.

    Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения промышленной капиталистической цивилизации.

    І-й период (с середины XVII в.) - время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.).

    Большое значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением веры в силу разума.

    ІІ-й период наступает после Великой французской революции (1789-1794). Промышленный переворот , начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений.

    Это время быстрого роста колониальных империй, мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.

    ІІІ-й период (с конца XIX - начало ХХ в.) - замедляется бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий.

    Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Время мировых кризисов перепроизводства и роста социальных противоречий в промышленных странах.

    Обострение борьбы за передел мира.

    Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Показателем представлялась І-я мировая война 1914-1918 гг. и революция 1917 г. в России.

    Периодизация и термин Новейшая история относятся к числу спорных в современной науке. Для советских историков и философов революция 1917 г. знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нaступление Новейшегo времени.

    Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpeмя» подразумевали период, связанный с историей современности ХХ в.

    В рамках истории Новейшего времени выделяется ІІ основных периода.

    І-й период (первая половина ХХ в.) - раннее Новейшее время - процесс углубления кризиса индустриальной цивилизации (Великий кризис 1929-1932гг.) поставил на гpaнь краха экономику развитых стран.

    Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко ІІ-й мировой войне 1939-1945 гг. Рушится колониальная система европейских держав.

    Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью человечеству.

    ІІ-й период (вторая половина - конец ХХ в.) - качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира.

    С распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального тpyда.

    В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. На международной арене идут интеграционные процессы, создание единых экономических пространств (западноевропейское, североамериканское), развитие процессов глобализации экономической жизни и создание общемировой системы информационных коммуникаций.

    Вопросы для самопроверки:

    Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

    2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.

    3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?

    ©2015-2018 poisk-ru.ru
    Все права принадлежать их авторам.

    Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков. Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в схеме.

    Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)

    По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.

    Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .

    Австралопитеки

    Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см 3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

    Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

    Человек умелый

    Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см 3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

    Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

    Человек прямоходящий

    Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

    Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

    Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

    Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

    Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы ; древние люди, или палеоантропы ; современные люди, или неоантропы .

    Архантропы

    Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см 3 .

    Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

    Палеоантропы

    Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см 3 .

    Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

    Неоантропы и человек разумный

    Неандертальцев сменили люди современного типа - кроманьонцы - или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.

    Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).

    Возникновение кроманьонцев - завершающий этап формирования человека современного типа . На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.

    Человеческие рассы

    Ныне живущее человечество распадается на ряд групп, называемых расами.
    Человеческие расы
    - это исторически сложившиеся территориальные общности людей, обладающие единством происхождения и сходством морфологических признаков, а также наследственными физическими признаками: строением лица, пропорциями тела, цветом кожи, формой и цветом волос.

    По этим признакам современное человечество делится на три основные расы: европеоидную , негроидную и монголоидную . Каждая из них имеет свои морфологические особенности, но все это внешние, второстепенные признаки.

    Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас, что опровергает утверждения идеологов-расистов о «высших» нациях и расах.

    Дети негров, воспитанные вместе с европейцами, не уступали им по уму и одаренности. Известно, что центры цивилизации 3-2 тыс. лет до нашей эры были в Азии и Африке, а Европа в это время пребывала в состоянии варварства. Следовательно, уровень культуры зависит не от биологических особенностей, а от общественно-экономических условий, в которых живут народы.

    Таким образом, утверждения реакционных ученых о превосходстве одних рас и неполноценности других беспочвенны и лженаучны. Они созданы для оправдания захватнических войн, грабежа колоний н расовой дискриминации.

    Расы человека нельзя смешивать с такими социальными объединениями, как народность и нация, которые образовались не по биологическому принципу, а на основе устойчивости обшей речи, территории, экономической и культурной жизни, образовавшихся исторически.

    Человек в истории своего развития вышел из подчинения биологическим законам естественного отбора, его приспособление к жизни в разных условиях происходит путем активной их переделки. Однако эти условия в какой-то мере все же оказывают определенное влияние на организм человека.

    Результаты такого влияния видны на ряде примеров: в особенностях пищеварительных процессов у оленеводов Заполярья, потребляющих много мяса, у жителей Юго-Восточной Азии, пищевой рацион которых состоит в основном из риса; в увеличенном количестве эритроцитов в крови горцев по сравнению с кровью обитателей равнин; в пигментации кожи жителей тропиков, отличающих их от белизны покровов северян и т. д.

    После завершения формирования современного человека действие естественного отбора не прекратилось полностью. В результате этого в ряде регионов земного шара у человека выработалась устойчивость к некоторым заболеваниям. Так, у европейцев корь протекает намного легче, чем у народов Полинезии, которые столкнулись с этой инфекцией только после колонизации их островов переселенцами из Европы.

    В Центральной Азии у человека редко встречается группа крови 0, но выше частотность группы В. Выяснилось, что это связано с эпидемией чумы, имевшей место в прошлом. Все эти факты доказывают, что в человеческом обществе существует биологический отбор, на основе чего сформировались человеческие расы, народности, нации. Но все возрастающая независимость человека от окружающей среды почти приостановила биологическую эволюцию.

    Эволюционная теория развития человека, предложенная английским ученым Ч. Дарвином, стала настоящей сенсацией в научном мире. До этих пор весь мир пребывал в полной уверенности, что человек является божьим творением. Дарвинистская теория, в отличие других версий происхождения человека, смогла наглядно объяснить, как происходила его эволюция.

    Теория эволюции Ч. Дарвина

    Человечество давно пыталось разгадать тайну своего появления на планете, однако единственный ответ находился только в религии, согласно которой человек есть проявление Божьего замысла.

    Подобное объяснение устраивало людей до тех пор, пока не начали активно развиваться и расширяться научные познания. Ученые долго бились над разгадкой происхождения человека, однако это удалось лишь британскому естествоиспытателю Чарльзу Дарвину.

    Рис. 1. Чарльз Дарвин.

    Его революционная для тех времен теория, согласно которой человек произошел от приматов, вызвала настоящий диссонанс в обществе. Далеко не все ученые, не говоря уже о простых обывателях, хотели видеть в числе своих древних предков обезьян.

    Однако теория Дарвина предъявляла немало весомых доказательств. Человека слишком многое связывало с животным миром: строение скелета, нервная система, органы пищеварения, кровообращения и дыхания. Наибольшее же сходство у людей было с приматами.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Важнейшей предпосылкой для «очеловечивания» приматов стало использование естественных предметов в качестве орудия труда для защиты от врагов или охоты на диких зверей.

    Рис. 2. Примитивные орудия труда.

    Основные этапы эволюции человека

    Процесс эволюционного развития человечества, начиная от приматов и заканчивая современным человеком, занял несколько миллионов лет. Всего выделяют пять основных этапов эволюции человека, каждый из которых имеет свои отличительные характеристики.

    В основе всех эволюционных процессов действует важнейший закон природы - естественный отбор, благодаря которому вид получает возможность как можно лучше адаптироваться к условиям окружающей среды.

    Рис. 3. Первобытное общество.

    Таблица «Этапы эволюции человека»

    Этапы эволюции человека

    Особенности строения

    Образ жизни

    Орудия труда

    Человекообразные обезьяны – австралопитеки

    Рост 120-140 см. Объем черепа - 500-600 куб. см, прямохождение

    Не сооружали постоянных жилищ, не пользовались огнем, образ жизни – стадный

    Палки и камни

    Древнейшие люди - Человек умный

    Объем мозга – 680 куб. см,

    Не умели пользоваться огнем

    Орудия труда в виде камней с заостренными краями

    Древнейшие люди - Человек прямоходящий (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)

    Рост 170 см. Объем мозга – 900-110 куб. см. Стопа имеет свод, правая рука лучше развита, постоянное прямохождение, изменение челюстного аппарата, появление изгибов позвоночника

    Поддерживали огонь, строили жилища, совместно охотились. Имелись зачатки членораздельной речи

    Различные орудия из камня, среди которых самое главное - каменное рубило

    Древние люди – неандертальцы

    Рост 156 см. Объем мозга - 1400 куб. см. Есть зачаток подбородочного выступа, развитая кисть, сводчатая стопа, высокий свод черепа, не столь массивная нижняя челюсть

    Могли сооружать жилища, добывать и поддерживать огонь. Проживание в группах по 50-100 человек.

    Орудия труда самые разные: скребла, остроконечники из камня, кости и дерева

    Первые современные люди – кроманьонцы

    Рост 180 см, объем мозга - 1600 куб. см. Внешний облик присущ современному человеку

    Развитая речь, появились зачатки религии и искусства, умение изготавливать одежду. Проживание в поселениях в составе родовой общине. Осваивание земледелия и скотоводства

    Для изготовления орудий труда использовали самый разнообразный материал: дерево, кости, камни, рога. Из них изготавливали копья, дротики, ножи, скребла

    Что мы узнали?

    При изучении темы «Таблица «Этапы эволюции человека»» по программе 11 класса мы узнали, какая теория указывает на происхождение человека от приматов, и через какие ступени эволюции пришлось пройти человеку, чтобы дойти до вершины своего развития.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 245.

    В данной статье пойдет речь об основных этапах всемирной истории: с древнейших времен и до нашего времени. Мы рассмотрим кратко основные черты каждого этапа и обозначим события\причины, ознаменовавшие переход к следующему этапу развития.

    Эпохи развития человечества: общая структура

    Учеными принято выделять пять основных этапов в развитии человечества, причем переход от одного к другому ознаменовывался кардинальными изменениями в структуре человеческого общества.

    1. Первобытное общество (Палеолит, Мезолит, Неолит)
    2. Древний мир
    3. Средние века
    4. Новое время
    5. Новейшее время

    Первобытное общество: палеолит, мезолит, неолит

    Палеолит - древнекаменный век, самый длительный этап. Границами этапа считается использование первобытных каменных орудий (около 2,5 млн.лет назад) и до начала земледелия (примерно 10 тыс лет до н.э.). Люди жили в основном собирательством и охотой.

    Мезолит - средний каменный век, от 10 тыс. лет до н.э до 6 тыс лет до н.э. Охватывает период от последнего ледникового периода до момента повышения уровня мирового океана. В это время каменные инструменты становятся меньше, что делает область их применения шире. Активнее развивается рыбалка, предположительно в это время происходило одомашнивание собаки в качестве помощника на охоте

    Неолит - новый каменный век не имеет четких временных границ, так как разные культуры проходили этот этап в разное время. Характеризуется переходом от собирательства к производству, т.е. земледелию и охоте, заканчивается неолит началом обработки металла, т.е. началом железного века.

    Древний мир

    Это период между первобытным обществом и средними веками в Европе. Хотя к периоду древнего мира можно отнести цивилизации, в которых зародилась письменность, например, шумерской, а это около 5,5 тыс лет до н.э., обычно под термином «древний мир» или «классическая древность», понимают древнюю греческую и римскую историю, что примерно с 770-х годов до н.э до примерно 476 года нашей эры (год падения Римской Империи).

    Древний мир славен своими цивилизациями - Египет , Месопотамия, Индия, Персидская Империя, Арабский Халифат, Китайская Империя, Монгольская империя.

    Главными особенностями древнего мира является резкий скачок культуры, связанный в первую очередь с развитием земледелия, образование городов, армии, торговли. Если в первобытном обществе существовали культы, и божества, то во времена Древнего мира развивается религия и зарождаются философские течения.

    Средние века или Средневековье

    Относительно временных рамок, ученые расходятся во мнении, так как окончание этого периода в Европе не означало его окончания во всем мире. Поэтому принято считать, что средневековье длилось примерно с 5 века (распад Римской империи) н.э до 15-16 или даже до 18 века (технологический прорыва)

    Отличительными особенностями периода является развитие торговли, законотворчества, стабильным развитием технологий, усиление влияния городов. В это же время происходит переход от рабовладельчества к феодализму. Развиваются науки, усиливается власть религии , что приводит к крестовым походам и другим войнам на основе вероисповедания.

    Новое время

    Переход к новому времени характеризуется качественным скачком, который совершило человечество в области технологий. Благодаря этому рывку аграрные цивилизации, благосостояние которых строилось на наличии большой территории, позволявшей запасаться провизией, переходят к промышленности, к принципиально новым условиям жизни и потребления. В это время возвышается Европа, ставшая источником этого технологического прорыва, развивается гуманистическое отношение к миру, происходит активный подъем в науке и искусстве .

    Новейшее время

    К новейшем времени относят период с 1918 года, т.е. с Первой мировой войны. Период характеризуется возрастающими темпами глобализации , возрастании роли информации в жизни общества, двумя мировыми войнами и множеством революций. В целом новейшее время характеризуется как этап, в котором отдельные государства осознают свое глобальное влияние и общепланетарный масштаб существования. На первый план выходят не только интересы отдельных стран и правителей, но и общемировое существование.

    Возможно, вам так же будут интересны другие статьи