» »

Введение в экспериментальную психологию. Экспериментальная психология Методика решения психодиагностических задач

12.04.2024

ВОРОНЕЖ 2010

Психология

Курс лекций

ОПД.Ф.03 «Экспериментальная психология»

ст. преп. Сазонова В.Н.


Тема 1. Введение в экспериментальную психологию. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии 3

Тема 2. История развития экспериментальной психологии. 6

Тема 3. Методология экспериментального психологического исследования. 9

Тема 4. Виды и этапы психологического исследования. 19

Тема 5.Общее представление о системе методов в психологии. 27

Тема 6. Неэмпирические методы в экспериментальной психологии. 31

Тема 7. Эмпирические методы в экспериментальной психологии. 38

Тема 8. Психологические особенности эксперимента. 41

Тема 9. Теория психологического эксперимента. 45

Тема 10. Экспериментальные и неэкспериментальные планы.. 53

Тема 11. Корреляционные исследования. 63

Тема 12. Психологическое измерение. Элементы теории психологических измерений. 69

Тема 13. Анализ и представление результатов. 73

Тема 14. Эмпирические методы частнопсихологического значения. 80

Литература. 115


Экспериментальная психология – это самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющую своим главным предметом изучения систему психологических методов, среди которых основное внимание уделяется эмпирическим методам.

Сегодня психологам уже не нужно убеждать специалистов из дру­гих областей знания, что существует такая наука, как психология. Хотя после чте­ния некоторых психологических книг или статей у естественников или математи­ков могут возникнуть обоснованные сомнения на этот счет. Если психология - на­ука, то на психологический метод распространяются все требования к научному методу.

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практич­ность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый, а точнее, научный работник, - это профессионал, который строит своею деятельность, руководствуясь критерием «истинность - ложность».

Кроме того, термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объясне­ние предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, струк­турной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов - теоретическое объяснение действительности.

Однако научное познание не исчерпывается теориями. Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое - теоретическое знание»: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.



Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как человеческая деятельность, прежде всего, характеризуется методом. Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности - такое определение понятия «метод» можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.

Т. Куно выделяет два различных состояния науки, революционную фазу и фазу «нормальной науки»: «Нормальная наука» означает исследование, прочно опирающееся на одно или не­сколько прошлых научных достижений. В наши дни такие достижения излагают­ся, хотя и редко, в их первоначальной форме учебниками - элементарного или по­вышенного типа». С понятием «нормальная наука» связано понятие «парадигма». Парадигма - это общепризнанный эталон, пример научного исследования, вклю­чающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это - правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую па­радигму, заменяя ее новой.

Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В научной психологии проблема становления парадигмы от­ражена в работах В. Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественнонауч­ный эксперимент, психологи конца XIX- начала XXв. перенесли основные требо­вания к экспериментальному методу на почву психологии. И до сих пор, какие бы возражения ни выдвигались критиками против правомерности использования лабо­раторного эксперимента в психологических исследованиях, научные работники про­должают ориентироваться на принципы организации естественнонаучного иссле­дования. На основе этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.

Огромный вклад в развитие научной методологии середины и конца XXв. внесли К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, П. Холтон и ряд других выдающихся фило­софов и ученых. Они основывались на анализе развития нужного знания и реальной деятельности исследователей. Особое влияние на их взгляды оказала революция в естествознании, затронувшая математику, физику, химию, биологию, психологию и другие фундаментальные науки. Изменился сам подход к науке и жизни в науке. В XIXв. ученый, обнаружив факт, закономерность, создав теорию, мог в течение всей жизни защищать свои взгляды от критических нападок и проповедовать их excathedra - наука не очень-то отличалась от философии, - надеясь на истин­ность и неопровержимость своих убеждений. Отсюда - принцип верифицируемости, фактической подтверждаемости теории, выдвинутый О. Контом. В XXв. на про­тяжении жизни одного поколения научные взгляды на реальность порой претерпе­вали кардинальные изменения. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Ученый в течение активной научной жизни мог для объяснения экспериментальных данных, полученных коллегами, выдвигать последовательно ряд теорий, опровергающих одна другую. Чело­век перестал отождествлять себя со своей идеей, «паранойяльная» установка оказа­лась неэффективной и была отвергнута. Теория уже не считалась сверхценностью и превратилась во временный инструмент, который, как резец или фрезу, можно зата­чивать, но в конце концов он подлежит за­мене.

Итак, любая теория есть временное со­оружение и может быть разрушена. Отсю­да - критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя приду­мать соответствующую процедуру, не мо­жет быть научным.

В логике следствие истинного утверждения может быть только истинным, а сре­ди следствий ложного утверждения встречаются как истинные, так и ложные. Каж­дая теория - всего лишь предположение и может быть опровергнута эксперимен­том. К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем - мы можем только предпо­лагать».

С позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззре­ние Поппер и его последователи) эксперимент - это метод опровержения правдо­подобных гипотез. Из логики критического рационализма исходят современная тео­рия статистической проверки гипотез и планирование эксперимента.

Принцип потенциальной опровержимости научной теории Поппер назвал принципом фальсифицируемости.

Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом :

1. Выдвижение гипотезы (гипотез).

2. Планирование исследования.

3. Проведение исследования.

4. Интерпретация данных.

5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).

6. В случае опровержения старой - формулирование новой гипотезы (гипотез).

Эта схема в первую очередь говорит о том, что в структуре научного исследования содержание научного знания является величиной переменной, а метод представляет собой константу.

Новое знание рождается в форме научного предположения - гипотезы, через призму которой ведется интерпретация данных. А выдвижение гипотезы, построе­ние модели реальности и теории - это процессы интуитивные и творческие. Они находятся за пределами рассмотрения теории научного эксперимента.

Эксперимент, рассматриваемый с этих позиций, является лишь методом отбора, контроля, «выбраковки» недостоверных предположений. Новое знание добывается иными путями: эмпирическое - наблюдением, а теоретическое - путем рацио­нальной обработки интуитивных догадок.

Помимо метода в конструкции научного исследования присутствует еще одна непременная составляющая, а именно - проблема, «рамка», в которую вписаны и гипотеза, и интерпретация, и сам метод.

Поппер неоднократно отмечал, что в ходе развития науки изменяются и гипоте­зы, и теории. С изменением парадигмы пересматривается метод, появляются новые проблемы, но остаются и старые, углубляясь, дифференцируясь с каждым циклом исследования.

Многие ученые склонны классифицировать не «науки» (ибо мало кто знает, что это такое), а проблемы.

Критический рационализм ничего не говорит о том, откуда берется новое зна­ние, но показывает, как умирает старое. В чем-то он схож с синтетической теорией эволюции, которая до сих пор не может объяснить возникновение новых видов, но хорошо прогнозирует процесс их стабилизации и исчезновения.

Итак, парадигма современного естествознания стала основой психологического метода.

Всякий действенный научный метод требует должного "созревания" как самой науки, так и чисто практической, общественной потребности в результатах данной научной деятельности. Последнее является определяющим. Так получилось и с психологией в целом, и с революционизирующим ее методом - экспериментом.

Истории его применения предшествовало многое, в том числе и неоднократная смена взглядов на предмет психологии, на природу психики в целом. До тех пор пока психическое определялось как нечто сугубо внутреннее, для его исследования применялся лишь единственный метод - самонаблюдение (интроспекция). Отрицание самой возможности эксперимента в психологии и соответствующей ему математической обработки результатов долго было своего рода запретом на саму идею психологического эксперимента.

Первыми специалистами, применившими метод эксперимента (вместе с соответствующим математическим аппаратом) к задачам, по существу являющимся психологическими, были естествоиспытатели-астрономы. Толчком для их исследований послужила практическая задача астрономии по фиксации времени прохождения звездой заданного меридиана в специальной сетке телескопа (метод Брэдли). В 1796 г. в Гринвичской обсерватории было обнаружено существенное (0,5-1,0 сек) несовпадение в определении времени разными сотрудниками. В 1816 г. кенигсбергский астроном Бессель сообщает результаты многолетних экспериментов по измерению "времени реакции" человека, т. е. времени, проходящего между моментом предъявления раздражителя и моментом начала ответной реакции человека (так называемая "неустранимая задержка человеческого звена", см. работу № 16 в главе II). При этом были составлены "личные уравнения" -первые удачные формы математической символизации в психологии, отнесенные к перцептивной деятельности человека. Вскоре был создан и первый специализированный прибор для экспериментально-психологических исследований - хроноскоп Гиппа. Так зарождалась экспериментальная психология. Ее первым, основополагающим трудом были "Элементы психофизики" (1860), написанные физиком и физиологом Т. Фехнером.

Значительный вклад в разработку идей эксперимента и измерений в психологии внес Ф. Гальтон, который в 1884 г. организовал первые по-настоящему массовые (статистические) измерения в "антропометрической" лаборатории.

Утверждение, внедрение и разработка метода эксперимента в психологии связаны с открытием в 1879 г. первой лаборатории "физиологической психологии" В. Вундта, где были проведены многочисленные исследования по количественному соотнесению элементарных физиологических и психических процессов.

К 1893 г. в мире было уже 34 специализированных экспериментально-психологических кабинета. Становление экспериментальной психологии в России связано с именами Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанова, В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, Г. И. Россолимо и других.

Дальнейшее развитие экспериментальной психологии шло очень бурно. Не оставался неизменным и сам экспериментальный метод. Он все шире и "тоньше" внедрялся в психологию, в нем все смелее применялся аппарат математики к самым разнообразным и сложным психическим явлениям и процессам.

На рубеже XX в. экспериментальный метод утверждается во всех ведущих отраслях психологии, способствуя перестройке всей науки в целом.

Само по себе экспериментальное исследование (как и любой другой метод) еще не решает серьезных научных задач, оно не является законченным научно-исследовательским процессом. Последний может быть условно разбит на несколько логически взаимосвязанных этапов, которые не являются строго разнесенными во времени, могут меняться местами, занимать большую или меньшую долю в научном процессе:

1. Предшествующее исследование, наблюдение или теоретический анализ обнаруживает некоторые важные факты (или предполагает их наличие), вскрывает противоречия или ставит вопросы, которые должны быть более подробно изучены. Это своего рода этап постановки задачи.

2. Формулируется рабочая научная гипотеза о причине наблюдаемых фактов, об их закономерностях, взаимосвязях.

3. Проводится психологическое исследование в собственном смысле этого слова: эксперимент, наблюдение и т. д. - с целью проверки сформулированной выше гипотезы, причем неподтверждение исходной гипотезы вовсе не означает общей неудачи исследования, отрицательный результат - это начало нового цикла, новой "спирали" научного процесса.

4. Производится обработка, анализ, обсуждение и сопоставление результатов, их научная интерпретация, где ставятся новые задачи, намечаются перспективы следующих этапов научных исследований.

Экспериментальный метод позволяет:

1) произвольно вызывать интересующий исследователя процесс (явление, состояние, функцию), а не дожидаться случайных проявлений этого процесса в условиях реальной обстановки и деятельности;

2) варьировать в нужных направлениях сами условия протекания и проявления изучаемого процесса, т. е. выделять (подчеркивать или "закреплять") влияния отдельных переменных (факторов), изучать процесс в "чистом" виде и одновременно устанавливать действительные его закономерности, связи и системы взаимозависимостей;

3) производить достаточно строгую количественную дозировку изучаемых процессов и условий их протекания, т. е. переходить к последовательной математической обработке результатов исследования, к законченной математической формализации цельного исследования.

Принято выделять два вида экспериментов в психологии: лабораторный и естественный, предложенный русским психологом А. Ф. Лазурским в 1912 г. Первый проводится в специально оборудованной лаборатории, второй - в естественных для испытуемого условиях. Но различие их заключается отнюдь не в месте проведения эксперимента, оно призвано устранить главную трудность или недостаток лабораторного эксперимента, так как всякий такой эксперимент является искусственным, т. е. деятельность испытуемого протекает в той среде и ситуации, которую создает экспериментатор. При этом не имеют принципиального значения никакие технические усовершенствования эксперимента и лаборатории, никакие (хоть и самые правдоподобные) модели реальной рабочей ситуации и самой "среды обитания" испытуемого. Человек всегда знает, что это не настоящая работа, что это эксперимент, который в любой момент может быть прекращен по требованию испытуемого. В таком случае исследуемый психологом процесс может лишиться очень существенных связей, на самом деле имеющихся в реальной ситуации. Эксперимент всегда в той или иной степени абстрактен, поскольку берет изучаемый процесс лишь в строго определенной системе воздействующих условий. Этот серьезный* недостаток не снимается и путем переориентировки экспериментального подхода из аналитического на синтетический, т. е. при переходе к анализу совместного влияния всех факторов в их жизненной совокупности (последнее характерно, например, для современного эксперимента в инженерной психологии). Отсюда вытекает неустранимая трудность перенесения результатов (выводов и рекомендаций) лабораторного эксперимента на реальную практику, на естественно протекающую психическую деятельность человека, ради которой и проводится всякий лабораторный эксперимент.

Один из путей решения этой методологической проблемы намечен и реализуется в работах Б. М. Теплова * и его школы дифференциальной психофизиологии. Каждое исследуемое психическое свойство многосторонне, оно имеет много проявлений, поэтому при экспериментальном изучении этого свойства необходимо сопоставление различных методик, необходим особый аппарат анализа (факторный или дисперсионный анализ). Затем ставится вопрос о разработке системы "жизненных показателей" исследуемого и измеряемого свойства, т. е. о необходимости объективного и научного толкования проявлений исследуемого психологического свойства в реальной деятельности испытуемого. Жизненные показатели следует рассматривать лишь в совокупности, в сопоставлении, необходимо также знание их интимной, процессуальной стороны, а не одного лишь результативного выражения. Поведение человека зависит от многих свойств нервной системы, т. е. жизненные показатели не однозначны, не стабильны, к тому же в нормальных условиях они приурочены не столько к проявлению изучаемых свойств нервной системы, сколько к жизненным условиям, в которых сложились.

* (См.: Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. )

Естественный эксперимент призван устранить описанный недостаток, по классической схеме он находится между методом лабораторного эксперимента и методом наблюдения. При этом деятельность испытуемого исследуется в ее естественном протекании (условия, задачи, исполнение), а экспериментальному воздействию подвергаются внешние условия, т. е. последние меняются не в своем естественном порядке, а в соответствии с замыслом экспериментатора.

Очень интересным развитием экспериментального метода в психологии является так называемый обучающий эксперимент, который выступает как реализация одного из важнейших методологических принципов психологического исследования, а именно генетического принципа. Обучающий эксперимент предполагает существенную смену позиции исследователя. Это переход от простой (хоть и исследовательской) констатации имеющихся фактов и закономерностей (метод "срезов), от психологического объяснения их нынешней сущности к самому процессу обучения, т. е. к планомерному формированию необходимых психических процессов. Исследуемое явление формируется у испытуемого самим экспериментатором, управляется им извне, исследуется в процессе становления и развития * . Исследователь исходит при этом из четкого знания того, что именно нужно сформировать, каковы должны быть свойства нового психического образования. Согласно этому организуется четкая внешняя система экспериментальных условий, на которые действие опирается и которыми управляется, обеспечивается поэтапный переход формируемого процесса из внешнего, предметного во внутренний, или психологический (процесс интериоризации), обеспечивается отработка интериоризуемого действия по особой системе параметров ** .

* (См.: Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976. )

** (См.: Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. )

Своеобразной модификацией метода эксперимента (в направлении, как бы противоположном обучающему эксперименту) может считаться и метод тестов. Если любой эксперимент по своей методической направленности - это исследование закономерностей, то тест - это преимущественно измерение или испытание наличного уровня (без серьезного анализа системы исходных условий и факторов). Тест дает меру или оценку, намечая тем самым направления дальнейших исследований. Тест - это своеобразное орудие разведки, измерительный инструмент, указывающий место данного испытуемого среди определенного контингента испытуемых. И такая оценка отнесена, как правило, лишь к данному моменту времени.

Тест как измерительный инструмент явился в свое время бесспорным достижением новой психологии, ибо своими короткими, стандартными и подлежащими математической обработке методиками он внес некоторую упорядоченность и научность в стихийный субъективизм и бытовую категоричность суждений человека о самом себе и о других людях. Однако исходная оценочная направленность теста требует не только высокого профессионализма его создателей и интерпретаторов, но также и их высокой нравственной (и по сути своей - классовой) ответственности за судьбы людей, подвергшихся тестированию. Известно, что практика тестирования в условиях капиталистического общества является своеобразным оправданием классового и расового неравенства людей * .

* (См.: Гуревич К. М. Профессиональня пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. )

На методе тестов сказываются, конечно, и общие трудности психологического эксперимента: проблематичность измерения в психологии, соответствия между экспериментальной и практической деятельностью испытуемых, вариативность проявлений психического и т. д. К тому же во многих тестах вообще не известно, что именно измеряется (например, неоднозначность понятия "коэффициент интеллекта"). Поэтому игнорирование объективных и чисто методологических ограничений и трудностей метода тестов может привести к очень серьезным ошибкам, особенно в случаях профессионально бесконтрольного и массового создания, использования и толкования результатов тестовых методик малоквалифицированными людьми.

Введение

Развитие современной психологической науки характеризуется тем, что накопленные десятилетиями знания находят все большее применение в практике и эта практика постепенно расширяется, охватывая все новые и новые области человеческой деятельности. В отличие от прошедших веков не интересы академической науки, а сама жизнь диктует психологии новые проблемы исследования. Если раньше психология в основном представляла абстрактные знания, добытые в научных лабораториях и излагаемые с кафедр университетов, то в настоящее время быстрыми темпами развиваются прикладные отрасли психологии, где также широкое применение находит эксперимент. Однако такой эксперимент ориентирован не на получение так называемых «чистых» знаний, а на решение жизненных, практических проблем и задач.

Такому состоянию дел соответствует сложившееся разделение развитых отраслей психологии на собственно научные и прикладные. Научные направления ориентированы на получение теоретических знаний, необходимых для общего, принципиального решения проблем, связанных с познанием человека, его психологии и поведения. В прикладных отраслях на научной основе ставятся и решаются практические задачи, связанные с совершенствованием деятельности человека, улучшением его поведения и повышением уровня психологического развития, вырабатываются практические рекомендации. По указанной логике выделяют научно-познавательные и прикладные направления исследований в педагогической психологии, в том числе экспериментально-научную педагогическую психологию и экспериментально-практическую педагогическую психологию наряду с теоретической научной и теоретической прикладной психологией. В научно-познавательных психолого-педагогических исследованиях в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Речь идет, прежде всего, о практике обучения и воспитания детей.

Экспериментальная психология

Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.

Экспериментальная психология - область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных методов это и есть экспериментальная психология .

С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением элементарных психических функций - сенсорных систем человека. Вначале это были первые робкие шаги, которые подвели фундамент под здание экспериментальной психологии, отделив ее от философии и физиологии.

Особенно следует, заметен Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию (международный центр). Из этой лаборатории, получившей впоследствии статус института, вышло целое поколение специалистов по экспериментальной психологии, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений. В первых своих работах Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать их культурно-историческим методом.

Если первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э.Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети.

Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т.д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел).

Гальтон разработал приёмы диагностики способностей, которые положили начало тестированию, методы статистической обработки результатов исследований (в частности, метод исчисления корреляций между переменными), массовое анкетирование.

Кеттел рассматривал личность как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик. Тем самым в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление - дифференциальная психология, предмет которой - индивидуальные различия между людьми и их группами.

Достижения экспериментальной психологии носившей вначале «академический» характер, т.е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т.д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности - от дошкольной педагогики до космонавтики.

Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Развитие теоретических схем и конкретных методик экспериментальной психологии теснейшим образом связано с общим прогрессом теоретического познания, наиболее интенсивно совершающимся на стыках наук - биологических, технических и социальных.

В настоящее время методы экспериментальной психологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности. Прогресс человеческого познания уже немыслим без методик экспериментальной психологии, тестирования, математической и статистической обработки результатов исследований. Успехи экспериментальной психологии основаны на использовании методов различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, - к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом.

Методология экспериментальной психологии основывается на принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

2. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.

3. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.

4. Принцип фальсифицируемости - предложенное К.Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Специфичные для экспериментальной психологии принципы:

Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R - поведение, P - личность, а S - ситуация.

Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта - результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

В следующей главе мы рассмотрим экспериментальный метод в педагогической психологии.

1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. В РАСШИРИТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ: НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ИЗУЧАЮЩАЯ ПРОБЛЕМОЙ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЦЕЛОМ. 2. ВСЯ НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ (ПО В. ВУНДТУ). 3. СИСТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В КОНКРЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (М. В. МЭТЛИН). 4. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (Ф. ДЖ. МАК-ГИГАНА).


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ДРУГИХ ОБЪЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ОБЪЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ - ЭТО ЭКСПЕРИМЕНТ И ДРУГИЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ – ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА И ДРУГИХ ОБЪЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.


ГУСТАВ ТЕОДОР ФЕХНЕР () (, ГРОС - ЗЕРХЕН, БЛИЗ МУСКАУ, – , ЛЕЙПЦИГ), НЕМЕЦКИЙ ФИЗИК, ПСИХОЛОГ, ФИЛОСОФ - ИДЕАЛИСТ, ПИСАТЕЛЬ - САТИРИК (ВЫСТУПАЛ ПОД ИМЕНЕМ ДОКТОРА МИЗЕСА). ЕГО ВЗГЛЯДЫ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА МНОГИХ УЧЁНЫХ И ФИЛОСОФОВ XX ВЕКА, В ТОМ ЧИСЛЕ: ГЕРАРДУСА ХЕЙМАНСА, ЭРНСТА МАХА, ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА, ЗИГМУНДА ФРЕЙДА И СТЕНЛИ ХОЛЛА. ФЕХНЕРА СЧИТАЮТ СОЗДАТЕЛЕМ ФОРМУЛЫ S=KLOGI, КОТОРАЯ ДОКАЗЫВАЕТ НАЛИЧИЕ НАУЧНО ОБОСНОВАННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ТЕЛОМ И ПСИХИКОЙ


ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ () НЕМЕЦКИЙ ФИЗИОЛОГ И ПСИХОЛОГ. ОСНОВАТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕНЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ОСНОВНАЯ ФИГУРА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ОДНАКО, ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ВУНДТА ПРОШЛИ ПОД ЗНАКОМ (ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ), КОТОРУЮ ОН ПОНИМАЛ КАК УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ ВЫСШЕЙ МЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ЭДВАРД ТИТЧЕНЕР (1867–1927) ОТМЕЧАЛ, ЧТО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – НЕ ИСПЫТАНИЕ КАКОЙ - НИБУДЬ СИЛЫ ИЛИ СПОСОБНОСТИ, А РАССЕЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ, АНАЛИЗ ЧАСТИ ПСИХИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА, А ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В САМОНАБЛЮДЕНИИ ПРИ СТАНДАРТНЫХ УСЛОВИЯХ. КАЖДЫЙ ОПЫТ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ УРОКОМ САМОНАБЛЮДЕНИЯ. РАЗВИЛ МОЩНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ, ИМЕНУЕМОЕ « СТРУКТУРАЛИЗМОМ » ИЛИ « СТРУКТУРНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ ».


ГЕРМАН ЭББИНГАУЗ () НЕМЕЦКИЙ ПСИХОЛОГ. ВЫСТУПАЛ ОППОНЕНТОМ В. ДИЛЬТЕЯ. ОСУЩЕСТВИЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ НА ОСНОВЕ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОГОВ (1885). РАЗРАБОТАЛ НЕСКОЛЬКО МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ОТКРЫЛ РЯД ФЕНОМЕНОВ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ, В ЧАСТНОСТИ, " ФАКТОР КРАЯ ", ТО ЕСТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ПЕРВЫХ И ПОСЛЕДНИХ СЛОГОВ РЯДА. ПОСТРОИЛ КРИВЫЕ ЗАУЧИВАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ -, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЭТИ ПРОЦЕССЫ НОСЯТ НЕЛИНЕЙНЫЙ ХАРАКТЕР. ТАКЖЕ ОБНАРУЖИЛ, ЧТО ОСМЫСЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАПОМИНАЕТСЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЕССМЫСЛЕННЫЙ.


ДЖЕЙМС МАККИН КЕТТЕЛ (1860– 1944) РОДИЛСЯ 25 МАЯ 1860 ГОДА В США. В 1880 ГОДУ ОКОНЧИЛ КОЛЛЕДЖ ЛАФАЙЕТТА, В 1886 ГОДУ ПОЛУЧИЛ СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ В ЛЕЙПЦИГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. УЧИЛСЯ ТАКЖЕ В УНИВЕРСИТЕТАХ ПАРИЖА, ЖЕНЕВЫ. РАБОТАЛ АССИСТЕНТОМ ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА В ЛЕЙПЦИГЕ. ЧИТАЛ ЛЕКЦИИ В КЕМБРИДЖСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, В ПЕНСИЛЬВАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ГДЕ ВОЗГЛАВИЛ КАФЕДРУ ПСИХОЛОГИИ. В 1891 ГОДУ КЕТТЕЛЛ ПРИНЯЛ ПРИГЛАШЕНИЕ КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЗАНЯЛ ДОЛЖНОСТЬ ПРОФЕССОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, СТАЛ ДЕКАНОМ ФАКУЛЬТЕТА АНТРОПОЛОГИИ, ПРОФЕССОРОМ ФИЛОСОФИИ И ПРОФЕССОРОМ ПСИХОЛОГИИ. КЕТТЕЛЛ ЗАНИМАЛСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ; РАЗРАБАТЫВАЛ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ.


АЛЬФРЕ́Д БИНЕ́ () ФРАНЦУЗСКИЙ ПСИХОЛОГ, ДОКТОР МЕДИЦИНЫ И ПРАВА ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОЙ ВО ФРАНЦИИ ЛАБОРАТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. СТРЕМИЛСЯ УТВЕРДИТЬ ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ИЗВЕСТЕН, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КАК СОСТАВИТЕЛЬ (СОВМЕСТНО С Т. СИМОНОМ В 1905 ГОДУ) ПЕРВОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ТЕСТА ИНТЕЛЛЕКТА, НАЗЫВАВШЕГОСЯ « ШКАЛА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БИНЕ СИМОНА » (АНАЛОГА СОВРЕМЕННОГО IQ- ТЕСТА). ПОЗДНЕЕ В 1916 ШКАЛА БИНЕ СИМОНА БЫЛА ПЕРЕРАБОТАНА Л. ТЕРМЕНОМ В « ШКАЛУ ИНТЕЛЛЕКТА СТЭНФОРД БИНЕ »


ГЕНРИХ РОРШАХ (1884–1922) ШВЕДСКИЙ ПСИХИАТР. ИЗОБРЕЛ НАЗВАННЫЙ ЕГО ИМЕНЕМ ТЕСТ, СТАВШИЙ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ СРЕДСТВ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРЫ И НЕОСОЗНАВАЕМОЙ МОТИВАЦИИ. Т ЕСТ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПЫТУЕМЫМ НАБОРА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РАЗЛИЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ И ЦВЕТА, ИМЕЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СМЫСЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СКРЫТЫХ УСТАНОВОК, ПОБУЖДЕНИЙ, СВОЙСТВ ХАРАКТЕРА. РАБОТА Р. ДАЛА ИМПУЛЬС РАЗРАБОТКЕ ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ, ПОСКОЛЬКУ ПОЗВОЛИЛА ПОДОЙТИ К РАССМОТРЕНИЮ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛОСТНОСТИ, А НЕ СОВОКУПНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ


ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. ПРЕДПОСЫЛКОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ " ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ " НА РУБЕЖЕ 19 И 20 ВЕКОВ ЯВИЛОСЬ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА, А ТАКЖЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ПИОНЕРОМ РАЗРАБОТКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ БЫЛ Ф. ГАЛЬТОН (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ), КОТОРЫЙ ИЗОБРЁЛ РЯД ПРИЁМОВ И ПРИБОРОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ. В. ШТЕРН (ГЕРМАНИЯ) ВВЁЛ САМЫЙ ТЕРМИН " ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ " (1900). ПЕРВЫМИ КРУПНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ БЫЛИ А. БИНЕ (ФРАНЦИЯ), ДЖ. КЕТТЕЛ (США) И ДРУГИЕ


ФРЕНСИС ГАЛЬТОН () АНГЛИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ГЕОГРАФ, АНТРОПОЛОГ И ПСИХОЛОГ; ОСНОВАТЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОМЕТРИКИ. ГАЛЬТОН. ВВЕЛ В ПСИХОЛОГИЮ И АНТРОПОЛОГИЮ ПОНЯТИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ГАЛЬТОН ВВЕЛ В ПСИХОЛОГИЮ И АНТРОПОЛОГИЮ ПОНЯТИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ


УИЛЬЯМ ЛЬЮИС ШТЕРН () НЕМЕЦКИЙ ПСИХОЛОГ И ФИЛОСОФ, СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПИОНЕРОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. К РОМЕ ТОГО, ОКАЗАЛ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗАРОЖДАЮЩУЮСЯ ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ. СОЗДАТЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА, КОТОРАЯ ПОЗДНЕЕ ЛЕГЛА В ОСНОВУ ИЗВЕСТНОГО ТЕСТА IQ АЛЬФРЕДА БИНЕ. ОТЕЦ НЕМЕЦКОГО ПИСАТЕЛЯ И ФИЛОСОФА ГЮНТЕРА АНДЕРСА. В 1897 ШТЕРН ИЗОБРЁЛ ВАРИАТОР ТОНА, ЧТО ПОЗВОЛИЛО ЕМУ СУЩЕСТВЕННО РАСШИРИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА.


ЗИГМУНД ФРЕЙД () АВСТРИЙСКИЙ ПСИХОЛОГ, ПСИХИАТР И НЕВРОЛОГ, ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ, ПОСТУЛИРУЮЩЕГО ТЕОРИЮ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА ВЫЗВАНЫ МНОГОКОМПЛЕКСНЫМ ВЗАИМООТНОШЕНИЕМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ И СОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ


КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ () швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. В 1912 году Юнг опубликовал «Психологию бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда; два года спустя он ушел в отставку с поста президента Международного психоаналитического общества. В 1921 г. увидела свет работа "Психологические типы", в которой Юнг разделил всех людей на интровертов и экстравертов, а также впервые обосновал свою теорию архетипов


ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СЕЧЕНОВ () РУС. ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ, ОСНОВОПОЛОЖНИК ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ. В РАБОТЕ « РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА » (1863) РАЗРАБОТАЛ УЧЕНИЕ О МОЗГОВЫХ МЕХАНИЗМАХ СОЗНАНИЯ И ВОЛИ; ВЫДВИНУЛ, ОПИРАЯСЬ НА ОТКРЫТИЕ « ЦЕНТРАЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ » – ТОРМОЗНОГО ВЛИЯНИЯ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ НА ПОВЕДЕНИЕ, – ПОЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ВСЕ АКТЫ СОЗНАТЕЛЬНОЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ПО СПОСОБУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ РЕФЛЕКСАМИ; УТВЕРЖДАЛ ПРИНЦИП САМОРЕГУЛЯЦИИ И СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВПЕРВЫЕ ОБОЗНАЧИЛ ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК НЕОБХОДИМОМ РЕГУЛЯТОРЕ ПОВЕДЕНИЯ. УЧЕНИЕ СЕЧЕНОВА ПРОДВИНУЛО ВПЕРЕД РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ; ВОСПРИНЯТОЕ И. П. ПАВЛОВЫМ, В. М. БЕХТЕРЕВЫМ, Л. С. ВЫГОТСКИМ И ИХ УЧЕНИКАМИ, ОНО СТАЛО ОСНОВОЙ СИСТЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА И ЕГО ФУНКЦИЙ.


ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ () АКАДЕМИК, ПРОФЕССОР ФИЗИОЛОГИИ, ЗНАМЕНИТЫЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ, ТВОРЕЦ УЧЕНИЯ ОБ " УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСАХ ". ГЛАВНЫЙ ЕГО ТРУД - " ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ ОПЫТ ОБЪЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) ЖИВОТНЫХ " (СБОРНИК СТАТЕЙ, РЕЧЕЙ, ДОКЛАДОВ) - ВЫШЕЛ В СВЕТ В 1923 Г. И. П. ПАВЛОВ И ЕГО УЧЕНИКИ ВПЕРВЫЕ ДАЛИ ТОЧНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ВЗГЛЯДАМ СЕЧЕНОВА, ОТЦА РУССКОЙ ФИЗИОЛОГИИ. В 1863 Г. СЕЧЕНОВ ВЫПУСТИЛ КНИГУ " РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ", В КОТОРОЙ, ДАЛЕКО ОПЕРЕДИВ ВЗГЛЯДЫ СВОЕГО ВРЕМЕНИ, РАССМАТРИВАЛ ПСИХОЛОГИЮ КАК ЧАСТЬ ФИЗИОЛОГИИ, СВОДЯ НАУКУ О ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ К ИЗУЧЕНИЮ МОТОРНОЙ (МЫШЕЧНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИСХОДЯ ИЗ ИДЕИ СЕЧЕНОВА О РЕФЛЕКТОРНОМ МЕХАНИЗМЕ, КАК ОБ ОБЩЕЙ ОСНОВЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ПАВЛОВ ПРЕДПРИНЯЛ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧИХ ПРИБОРОВ ТЕЛА (МЫШЦ И ЖЕЛЕЗ), РАССМАТРИВАЯ ЕЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ РЕАКЦИЙ НА ВНЕШНИЕ РАЗДРАЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗМОМ В ЦЕЛЯХ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.


БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ () РУССКИЙ ФИЗИОЛОГ, НЕВРОПАТОЛОГ, ПСИХИАТР, ПСИХОЛОГ. ОСНОВАЛ ПЕРВУЮ В РОССИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ (1885), А ЗАТЕМ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (1908) - ПЕРВЫЙ В МИРЕ ЦЕНТР ПО КОМПЛЕКСНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА. ОПИРАЯСЬ НА ВЫДВИНУТУЮ И. М. СЕЧЕНОВЫМ РЕФЛЕКТОРНУЮ КОНЦЕПЦИЮ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗРАБОТАЛ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНУЮ ТЕОРИЮ ПОВЕДЕНИЯ. ВОЗНИКШАЯ В ОППОЗИЦИИ К ТРАДИЦИОННОЙ ИНТРОСПЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ, ТЕОРИЯ Б. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1904), ЗАТЕМ ПСИХОРЕФЛЕКСОЛОГИИ (1910) И, НАКОНЕЦ, РЕФЛЕКСОЛОГИИ (1917). Б. ВНЕС КРУПНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (" ОБЩИЕ ОСНОВЫ РЕФЛЕКСОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ", 1917).


АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ ЛАЗУРСКИЙ () ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬН ОЙ ПСИХОЛОГИИ, АВТОР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ТРУДОВ ПО ХАРАКТЕРОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ, СОЗДАТЕЛЬ И РУКОВОДИТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПРИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ, АВТОР И РАЗРАБОТЧИК МЕТОДА ЕСТЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ. ЛАЗУРСКИЙ ВЫДВИНУЛ КОНЦЕПЦИЮ МНОГОУРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА (" ОЧЕРК НАУКИ О ХАРАКТЕРАХ ", 1909).


ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ РОССОЛИМО () В 1908 ГОДУ Г. И. РОССОЛИМО ПУБЛИКУЕТ ШКАЛУ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ВОШЕДШУЮ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПОД НАЗВАНИЕМ « ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ ». КОНСТРУИРУЯ ТЕСТ, ОН ШЁЛ НЕ ЭМПИРИЧЕСКИМ ПУТЁМ, А РАЗРАБОТАЛ СИСТЕМУ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА. ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ СВОЕГО ТЕСТА АВТОР СЧИТАЛ ВЫРАБОТКУ КРИТЕРИЕВ ОТЛИЧИЯ НОРМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ОТ ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.


В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ПЕДОЛОГИИ И ПСИХОТЕХНИКЕ Х ГОДАХ ПРАКТИКА ТЕСТИРОВАНИЯ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ. ТЕСТЫ ПОЛУЧАЮТ ШИРОЧАЙШЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПЛОДОТВОРНО РАБОТАЮТ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ М. Я. БАСОВ, М. С. БЕРНШТЕЙН, П. П. БЛОНСКИЙ, А. П. БОЛТУНОВ, С. М. ВАСИЛЕВСКИЙ, С. Г. ГЕЛЛЕРШТЕЙН, В. М. КОГАН, Н. Д. ЛЕВИТОВ, А. А. ЛЮБЛИНСКАЯ, Г. И. РОССОЛИМО, И. Н. ШПИЛЬРЕЙН, А. М. ШУБЕРТ И ДРУГИЕ


ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ () Л. С. ВЫГОТСКИЙ ВЫДАЮЩИЙСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГ, ОСТАВИЛ ЯРКИЙ СЛЕД В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ, ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОТОРЫМИ СУБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ДРУГОГО, ФОРМИРУЕТ СОБСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ПСИХОДИАГНОСТИКИ. ОН РАЗРАБОТАЛ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОПОСРЕДОВАННОГО ОБЩЕНИЕМ ОСВОЕНИЯ ИНДИВИДОМ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗНАКИ ЯЗЫКА, СЛУЖАТ СВОЕГО РОДА ОРУДИЯМИ, ОПЕРИРУЯ ОСНОВНЫМИ ЕДИНИЦАМИ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛЫ


АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ ЛУРИЯ () СЛЕДУЯ ИДЕЯМ Л. С. ВЫГОТСКОГО, ЛУРИЯ РАЗРАБАТЫВАЛ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, УЧАСТВОВАЛ В СОЗДАНИИ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НА ЭТОЙ ОСНОВЕ РАЗВИВАЛ ИДЕЮ СИСТЕМНОГО СТРОЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, ИХ ИЗМЕНЧИВОСТИ, ПЛАСТИЧНОСТИ, ПОДЧЕРКИВАЯ ПРИЖИЗНЕННЫЙ ХАРАКТЕР ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИССЛЕДОВАЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННО СТИ И ВОСПИТАНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.


2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКА – СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕЗУЛЬТАТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НОВОЕ ЗНАНИЕ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕЧАЮЩЕЕ КРИТЕРИЮ ИСТИННОСТИ И ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ МЕТОДОМ. КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ (НАУЧНОСТИ) ЗНАНИЯ: - ЛЮБАЯ ТЕОРИЯ ЕСТЬ ВРЕМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ РАЗРУШЕНА. - НАУЧНЫМ ПРИЗНАЕТСЯ ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТО В ПРОЦЕССЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ. - ЗНАНИЕ, ДЛЯ ОПРОВЕРЖЕНИЯ КОТОРОГО НЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОЦЕДУРЫ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАУЧНЫМ.


ТЕОРИЯ - ЭТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТА ЭКСПЕРИМЕНТОМ ЭКСПЕРИМЕНТ – МЕТОД ОПРОВЕРЖЕНИЯ ПРАВДОПОДОБНЫХ ГИПОТЕЗ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: 1. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТИ - - ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПРОВЕРЖИМОСТЬ ТЕОРИИ; - АБСОЛЮТНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕОРИИ ВСЕГДА ОКОНЧАТЕЛЬНО. 2. ПРИНЦИП ВЕРИФИЦИРУЕМОСТИ – ЛЮБАЯ ГИПОТЕЗА МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТА ВПОСЛЕДСТВИИ (ОТНОСИТЕЛЬНА)


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ФИКСИРОВАННУЮ СИСТЕМУ СРЕДСТВ, ПРИЕМОВ И ПРОЦЕДУР, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПОЛУЧАТЬ ДОСТОВЕРНОЕ И НАДЕЖНОЕ ЗНАНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ. ОН ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ТОМ ФАКТЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕК РЕАЛИЗУЕТ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМЕ АКТИВНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ, ИГРЫ И ДР.), КОТОРАЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ. АНАЛИЗИРУЯ АКТИВНОСТЬ, СООТНОСЯ ЕЕ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ЧЕЛОВЕКОМ КАК СУБЪЕКТОМ, С ДРУГОЙ – С СИТУАЦИЕЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА, БЕЗ КОТОРЫХ НАБЛЮДАЕМАЯ АКТИВНОСТЬ БЫЛА БЫ НЕВОЗМОЖНА.


СОСТОЯНИЯ (ФАЗЫ) НАУКИ (ПО Т. КУНУ): 1. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФАЗА (ЛОМКА ПАРАДИГМЫ). 2. « НОРМАЛЬНАЯ НАУКА » - ПРАВИЛА И СТАНДАРТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЯТЫЕ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ, ДО ОЧЕРЕДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ЛОМАЮЩЕЙ СТАРУЮ ПАРАДИГМУ. ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ (ГИПОТЕЗ). ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИЛИ НЕОПРОВЕРЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ. (ФОРМУЛИРОВКА НОВОЙ ГИПОТЕЗЫ).


ВИДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ (БЕЗ УЧЕТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА). 2. ПРИКЛАДНЫЕ (ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ). 3. МОНОДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ. 4. ОДНОФАКТОРНЫЕ (АНАЛИТИЧЕСКИЕ) – ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННОГО АСПЕКТА. 5. ПОИСКОВЫЕ (ВОПРОСЫ, РАНЕЕ НЕ РЕШАЕМЫЕ). 6. КРИТИЧЕСКИЕ (ОПРОВЕРЖЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ТЕОРИИ, ВЫБОР ИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ГИПОТЕЗ). 7. ВОСПРОИЗВОДЯЩИЕ.


ВИДЫ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ 1. АКСИОМАТИЧЕСКИЕ (НА ОСНОВЕ АКСИОМ, НЕДОКАЗАННЫХ В РАМКАХ ТЕОРИИ) И ГИПОТЕТИКО - ДЕДУКТИВНЫЕ (НА ОСНОВЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ - ГИПОТЕЗ). 2. КАЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ (БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АППАРАТА). 3. ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ТЕОРИИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АППАРАТА).


ГИПОТЕЗА – НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ПОКА НЕ ПОДТВЕРЖДЕНО И НЕ ОПРОВЕРГНУТО. - МОЖЕТ ОТВЕРГАТЬСЯ, НО НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНО ПРИНЯТОЙ; - ОТКРЫТА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОВЕРКИ. I. ВИДЫ ГИПОТЕЗ (ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ): 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЕ; ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛЕДСТВИЙ ТЕОРИИ). 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ (ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ / ОПРОВЕРЖЕНИЯ ТЕОРИЙ). 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ (БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО К ТЕОРИИ; ДЛЯ ДАННОГО КОНКРЕТНОГО СЛУЧАЯ).


II. ВИДЫ ГИПОТЕЗ (ПО СОДЕРЖАНИЮ) 1. О НАЛИЧИИ ЯВЛЕНИЯ (СУЩЕСТВУЕТ ЛИ?). 2. О НАЛИЧИИ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ (КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ). 3. О НАЛИЧИИ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ГИПОТЕЗЫ: - ОСНОВНЫЕ (1-2) И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ. - ГИПОТЕЗА О РАЗЛИЧИИ (Н 1). - ГИПОТЕЗА О СХОДСТВЕ (Н 0).


ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЪЕКТИВНЫ, ИНВАРИАНТНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА, ТИПА ОБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ИДЕАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНО. ИДЕАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖНО ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАТЬ РЕАЛЬНОМУ. НАУЧНЫЙ МЕТОД ДОЛЖЕН ДАВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ, МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЖЕННЫЙ К ИДЕАЛЬНОМУ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВАЛИДНОСТИ.