» »

Литературно-музыкальная композиция по экологии в начальных классах. Фестиваль экологической песни Нежная поэтическая композиция об экологии

16.01.2022

На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро участники забили тревогу за будущее планеты и выразили в двух словах "Биосфера в опасности" От экологической катастрофы человечество отделяет 30-–40 лет. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать – в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, и им предстоит распутывать сложный клубок экологических проблем, от их действий будет зависеть жизнь Планеты. В этом процессе экологическое образование, воспитание и просвещение должны рассматриваться как наиболее приемлемая основа для формирования нового образа жизни, необходимого для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития страны.

Возраст детей: 10–12 лет.

Цели и задачи:

  1. Доставить детям радость, создать праздничную атмосферу.
  2. Показать Землю, как общий дом.
  3. Вызвать стремление беречь, как условие сохранения жизни человечества и всех обитателей.

Оборудование:

  1. Видеосюжеты “Загрязнении окружающей среды”.
  2. Видеосюжет “Красная Книга”.
  3. Творческие работы детей: рисунки, рефераты, кроссворды, визитки.
  4. Оформление кабинета, как уголка природы, музыкальные произведения, плакаты с высказываниями о Земле.

Продолжительность: 40 минут.

Планируемые результаты: ориентация материалов на изучение глобальных экологических проблем, развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Ход праздника

Учитель: В 70-х годах американский сенатор Нельсон предложил отмечать ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ 22 апреля. С 1995 года этот день отмечается и у нас. В нашей школе отмечается традиционно уже 3 год. Поэтому сегодня праздник мне хочется начать словами французского писателя Антуана Сен Экзюпери “Все мы – пассажиры одного корабля по имени Земля”.

(Элементы инсценировки: трамвай с пассажирами)

Ведущий: Был, говорят, где-то случай такой:

Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Ученик 1: Где эта улица?

Ученик 2: Где этот дом?

Ученица: Все перепуталось, все изменилось,

Ученик 1: К счастью такое, лишь в сказке случилось.

Мы рассказали про это нарочно.
Чтобы проверить – знаешь ли точно,
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ты нам ответишь:

Живу я в квартире, номер ее – 24,
Дом на Петелина, рядом- кино,
Все что кругом, мне знакомо давно.

Ведушиий:

Дом на Петелина? Этого мало,
Город (село) назови для начала.

Ученик 1. Поселок Горноправдинск.

Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, это тоже твой дом.

Поселок стоит на широкой реке,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу луга и поля,
Очень красивая наша Земля!

Верно, красива. Но где же она?
В России – это наша страна.

Ведущий: Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

Ученица: Как и все страны – на нашей планете!

Ведущий обращается к классу: Как называется наша планета?

Ответы с места: Земля.

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.

Ученица 1: Для моряка – она берег.

Ученик: Для геолога – твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ.

Ученик: Для солдата – она образ Родины, ее просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его.

Ученица: Для хлебопашца земля – это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которого ждет плодородного хлеба.

Звучит песня “Земля в иллюминаторе”.

Ведущий: Так что же она Земля? Земля всегда увлекала человека, ему хотелось заглянуть: что же там, за зарей, за соседним лугом. Человек всегда стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее, как за высшую святыню и ценность.

Ученик: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью! Какая красивая была мечта и как уродливо исказила ее жизнь.

Ведущий: Человек загнал себя в пороховую бочку, обрел все живое на гибель. “Отравлен хлеб и воздух выпит”. В отношении между природой и человеком наступил кризис. Озабочена вся планета. Интересны результаты социологического опроса, проведенного в Японии. Большинство опрошенных людей готовы пойти на снижение жизненного уровня, если стабильность поддерживается за счет ухудшения состояния экологической среды.

Видеоролик “Экологические проблемы Земли”.

Звучит метроном.

Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги.
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли человек?

Отрывок из песни “Расскажите, птицы”

Ведущий: Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.

  1. Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
  2. Подсчитано, что за день исчезает 100 видов растений и животных.
  3. Сокращается площадь леса на 15 млн. га
  4. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы
  5. За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.
  6. сокращается количество пресной воды.
  7. 60% болезней – это производные от состояния экологического напряжения.
  8. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.

Видеоролик “Красная Книга”.

Ученица: У меня в Руках Красная Книга. Все знают, что в нее заносятся редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Отрывок из песни “Беловежская пуща”.

Ученик читает стихотворение “Царь”.

Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей.
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь, ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы
О, человек, венец природы,
Что без природы твой конец.

Ученик: Земля умирает, если ее убивать, Земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать ей посильные нагрузки, беря от нее, давать ей, нанося раны, лечить. Видеть в ней не временный, а постоянный плацдарм жизнедеятельности.

Ученица читает стих “Заклинание с полюса”.

Ученик: Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая сорванная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще, то что же станет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано, охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха.

Мы заявляем – наше нет:

  1. Любым войнам с природой. Под какими бы лозунгами благого преобразования они не скрывались.
  2. Безграмотному технократизму в природопользовании.
  3. Всему, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.

Ученица: Врачи утверждают – оптимисты реже болеют, а если и болеют, то быстрей выздоравливают. Секрета тут нет. Вспомните сами: как бывалое неприятное болезненное воспоминание с годами куда-то уходит, а светлое, радостное помнится долго и так отчетливо.

Ученик 1: Протрите глаза! И вы увидите очи любимых, милые личики детей, мозоли отцов, светлые озера, ленты рек, ширину полей и дали водных просторов.

Ученик 2: Прислушайтесь: и сквозь рев транзисторов и моторов вы услышите шелест травы, журчанье ручьев, пение птиц, неповторимую звенящую тишину. Сама природа подталкивает человека к тому, чтобы мы сказали “Нет” – унынию и принимали жизнь ту, которая есть сегодня, как подарок.

Ведущий: Мы надеемся. Что наша встреча и прозвучавшие на ней стихи и песни подарили Вам частицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы с вами в нашем общем доме по имени Земля. И чтобы наша встреча запомнилась вам, мы приготовили вам открытки – сувениры.

Песни на экологическую тему все чаще появляются в массовой музыке. Подобные композиции вряд ли оставят нас равнодушными. В них есть важный смысл, который должен понять каждый житель планеты. В них звучит призыв - «Берегите природу!!! Любите свой дом!!! Заботьтесь об окружающей среде!!!». Трогательность экологических песен наводит лишь на одну мысль - пора что-то менять, иначе совсем скоро серые картинки станут обычной реальностью. Ведь главная цель таких песен - достучаться до человеческих сердец, научить нас относиться к окружающей среде с заботой и любовью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Явенгская школа»

Фестиваль экологической песни

«Природа, музыка и мы»

Левицкая Татьяна Валентиновна,

учитель музыки

П.Пролетарский

2017г

Пояснительная записка

Тема экологического воспитания актуальна не только в Год экологии. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе. Необходимо актуализировать и обсуждать экологические проблемы, воспитывать гражданскую ответственность через эстетическое преподнесение информации об экологических проблемах родного края; создавать ситуации общей заинтересованности в решении экологических проблем страны, например, через участие в фестивале песни экологической направленности. Результатом проведения фестиваля, посвященного экологической тематике, в рамках Года экологии должно быть знание и прежде всего понимание учащихся, что каждый человек может внести свой вклад в улучшение экологической ситуации в мире, а начать нужно с меньшего – с исполнения песни.

Если экологическое воспитание будет проходить средствами музыки, то это поможет научить детей видеть красивое, воспитать любовь к природе, личную ответственность за ее сохранность. Поэтому песни на экологическую тему все чаще появляются в массовой музыке. Подобные композиции вряд ли оставят нас равнодушными. В них есть важный смысл, который должен понять каждый житель планеты. В них звучит призыв - «Берегите природу!!! Любите свой дом!!! Заботьтесь об окружающей среде!!!». Трогательность экологических песен наводит лишь на одну мысль - пора что-то менять, иначе совсем скоро серые картинки станут обычной реальностью. Ведь главная цель таких песен - достучаться до человеческих сердец, научить нас относиться к окружающей среде с заботой и любовью.

Цель: через исполнение песен заинтересовать слушателей проблемами охраны природы и обратить их внимание на возможности их решения.

Задачи : воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды; формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.

22 апреля мы отмечаем малоизвестный, но очень важный праздник – Международный день Земли . Праздник этот носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни. В России этот День отмечается с 1970 года.

Под звуки пения птиц

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живём!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть –

Леса и горы, и моря,

Все называется Земля!

Звучит «Родная песенка» Ю Чичкова

Льется солнышко веселое

Золотыми ручейками

Над садами и над селами,

Над полями и лугами.

Припев:

Здесь идут грибные дождики,

Светят радуги цветные.

Здесь простые подорожники

С детства - самые родные.

Тополиные порошицы

Закружились на опушке,

И рассыпались по рощице

Земляничные веснушки.

Припев.

И опять захороводили

Стайки ласточек над домом,

Чтобы снова спеть о Родине

Колокольчикам знакомым.

Нам тоже небезразлична судьба планеты и поэтому мы собрались сегодня здесь на фестиваль экологической песни. Сегодня мы с вами будем говорить, и петь о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде.

Зачем уничтожаешь, человек,

Тех, кто рядом, кто так необходим,

Задумайся, остановись, недолог век

И наш, и мы об этом говорим!

Звучит песня «Прости, Земля» Л.Дербенева, В.Добрынина (слайд-шоу «Экологические проблемы»)

1.Смотри, вот опять в небесах плывет черный дым над тайгой

День и ночь под рев машин землю так свою крушим,

Словно мы на планете чужой,

Скалу поднял взрыв на дыбы,

ушла вдруг вода из ручья.

Мать-Земля, за часом час,

на руках качая нас,

Разве знать ты могла,

где беда твоя

Припев:

Прости, Земля!

Мы ведь еще растем.

Своих детей прости за все, за все.

Поверь, Земля, люди найдут пути

Спасти тебя, себя спасти.

Ищи хоть две тысячи лет,

лети к самой дальней звезде,

И в немыслимой дали,

мы другой такой Земли

Не найдем никогда и нигде.

Земля то в траве, то в снегу Земля, где в пол-неба заря,

Каждый день и час любой Мы в долгу перед тобой,

Неразумных детей ты прости, Земля

Много теплых слов можно сказать о нашей планете. В народе говорят: «Никого не родила, а все ее матушкой зовут». Земля - общий дом для всех, большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о других живых существах.

Все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки – не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны!

Животные живут рядом с нами, радуют нас своим присутствием, приносят нам пользу. А всегда ли мы правильно к ним относимся? 4 октября – День защиты животных. Помните, мы в ответе за тех, кого приручили.

«Не дразните собак» муз. Е.Птичкина - так называется следующая песня.

Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Ни зерна, ни крошек!

И тогда воробьи

Песенкой разбудят.

А царапать и кусать

Вас никто не будет!

Если очень шуметь

Около берлоги,

То придется потом

Уносить вам ноги.

И пчела просто так

Тоже не пристанет.

Ведь ни жалить, ни рычать

Зря никто не станет.

Ни к чему обижать

Бабочку на ветке.

Веселее в лесу

От ее расцветки.

Не пугайте жуков

С длинными усами.

И поверьте, что жуки

Вас не тронут сами!

Если вам по душе

Красота земная,

Берегите ее,

Устали не зная!

Непременно тогда

Станем мы друзьями...

А про кошек и собак

Пойте вместе с нами!

Лес – главное богатство нашей планеты. А в погоне за комфортом мы вырубаем леса. Знаем это и уничтожаем ежегодно огромные площади леса ради наживы, не задумываясь о будущем планеты, о своём будущем. Лесные массивы катастрофически сокращаются. Когда-то леса покрывали огромные пространства планеты. Сейчас их осталось 1/3 часть. Леса ничем не заменить.

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмёт

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,

Песня «Давайте сохраним»! А.Черного

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда и на Земле

Мы сами сохранимся!

Чтобы сохранить природу, человек создаёт заказники, ботанические сады Ежегодно Союз охраны птиц выбирает птицу года. Союз охраны птиц России избрал птицей 2017 года один из видов синицы - буроголовую гаичку-пухляка. При выборе птицы года руководствуются следующими критериями: птица должна быть распространена на всей территории страны (или большей ее части), быть узнаваемой, а также очень важно, чтобы люди могли помочь решать проблемы, стоящие перед этой птицей. Охрана воздуха – одна из главных проблем, которая требует серьёзного решения и непосредственного участия каждого из нас. Чистый воздух, свежий ветер нужен каждому на свете!

Песня «Просьба» А. Пахмутовой

(слайд-шоу)

Раненая птица

В руки не давалась,

Раненая птица

Птицей оставалась...

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится:

На траве кровавой

Вздрагивает птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

И земля без зверей - не земля!

Не земля!

Не земля!

Люди-исполины,

Люди-великаны,

Есть у вас винтовки,

Сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье,

Сила есть навечно -

И должно быть сердце,

Сердце человечье!

Припев.

Люди, человеки,

Страны и народы!

Мы теперь навечно

Должники природы.

Надо с этим долгом

Как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья

Раненая птица!

Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета слились в один. Какого цвета будет такой вертящийся глобус? Конечно, синего, потому что две трети земной поверхности занимает вода. На сегодняшний день довольно остро стоит проблема загрязнения водоемов – озер, рек, морей. Своими неконтролируемыми сбросами отходов, человек нарушает природный режим водных объектов. Для наших предков пресная вода казалась неисчерпаемым ресурсом, однако, в наше время это не так. Уже сейчас, во многих регионах нашей планеты не хватает питьевой воды, а также воды для орошения полей и использования в промышленности. Проблема истощения водных ресурсов стоит крайне остро в свете влияния этих факторов на будущие поколения людей.

Великий труженик водица,

Ну, как же ей не восхититься!

Она плывёт к нам облаками,

Поит снегами и дождями,

И разрушает, и наносит,

И так заботы нашей просит.

Песня «Все это называется природа» Ю Чичкова (слайд-шоу)

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи их видов украшают нашу планету. Люди во все века любили цветы за красоту. Воплощали в цветах свою мечту, наделяли цветы особой прелестью, символикой, сочиняли легенды о них.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все сорвут цветы.

Не останется цветов и не будет красоты!

Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.

В Красную книгу заносят виды растений и животных, которые постоянно или временно растут либо обитают в естественных условиях на определённой территории (преимущественно территории отдельно взятой страны), и находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесённые в Красную книгу подлежат особой охране на всей отдельной взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.

Во время исполнения песни показывается презентация «Красная книга России»

«Красная книга» Музыка и слова О. Газманова

Не увижу никогда тех зверей,

Что на земле исчезли.

В Красной книге навсегда

Силуэты их ушли в бездну.

Никогда чистого неба,

Никогда пеструю зебру,

Никогда стран, где я не был,

Не увижу никогда.

Вслед фламинго я кричу,

Я молю его: "Останься, птица",

Но лишь розовый прибой

Будет в пленке нефтяной биться.

Никогда чистого неба,

Никогда пеструю зебру,

Никогда стран, где я не был,

Не увижу никогда.

Над отравленной рекой

Вдоль течения сизый дым вьется,

А под ним такой покой,

Что не слышно, как река бьется.

Никогда. Страшное слово

Никогда. Реки застыли

Навсегда. В бездну дельфины

Уплывают от меня.

Неужели никогда

Не вернется пеликан в море.

Мне олень лесной кричит:

"Мы же братья, мы одной крови,

Ты и я. Нам друг без друга

Не прожить. Небо застынет

И Земля станет пустыней,

Если нас разъединить".

Звучат сигналы SOS.

1.Планета наша очень загрязнена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

2. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры.

3. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 1О тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. Кроме этого, в последнее время часто случаются аварии на нефтепромыслах, пожары на кораблях, везущих нефть, в результате миллионы тонн нефти оказываются в воде.

4.Почва образуется очень медленно - для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот ее разрушить можно очень быстро. За последние сто лет на Земле разрушена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. В результате почва оскудела, и урожаи стали значительно хуже.

5. Усиленно идет «облысение» планеты. За последних 100 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.

6.Для многих животных лес - родной дом. А лесов становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Наш мир очень хрупкий и во многом зависит от каждого из нас. От того, как мы научимся любить и ценить тех, кто живет рядом с нами, весь этот мир, будет зависеть наша жизнь, жизнь наших потомков и матери-природы - Земли.

Я обнял глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Я обнял глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Я думаю, что наш концерт найдет свое продолжение в добрых делах и поступках. Вместе мы сила! Поможем же нашей школе, нашему поселку стать чище, уютней.

Песня «Родные места» Ю. Антонова (слайд-шоу)

В родных местах ромашкой пахнет ветер

И до травинки вся земля своя.

В родных местах и солнце ярче светит,

А я люблю свои места родные-

Свои родные милые места!

А я люблю свои места родные-

Свои родные милые места!

В родных местах у неба цвет синее,

В родных местах просторнее луга.

Стволы берёз прямее и стройнее

И разноцветней радуги дуга.

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные-

Свои родные милые места!

А я люблю свои места родные-

Свои родные милые места!

В родных местах на капельках росинок

Горят зари весёлой огоньки,

В родных местах всё лучше и красивей

От звезд ночных до утренней зари.

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные-

Свои родные милые места!

А я люблю свои места родные-

Свои родные милые места!

Литература

  1. youtube.com watch?v=wBAxEFF0LNU
  2. populargif.com watch-wBAxEFF0LNU.html
  3. voopmsk.com

Мы - хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода. Птицам нужен воздух. Животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая

Литературно – музыкальная композиция

«Земля – наш общий дом».

Провела воспитатель: Надейкина С П.

ГКООУРМ «Ширингушская санаторная школа – интернат».

Цели:

Обучающие:

Учить детей быть ответственными за свои поступки;

Формировать культуру поведения в природе;

Обогащать представления об окружающем мире;

Научить детей любить природу, уметь любоваться красотой родного края;

Развивающие:

- развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

- прививать чуткое и бережное отношение к природе;

Воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять ее;

Оборудование:

Выставка картонных фигур, изображение растений, экологические знаки, костюмы, подготовленные вместе с детьми к празднику, фонограмма «Звуки леса», музыка «Летний вальс», музыка песни «Не дразните собак».

Действующие лица: Ведущий, Хозяйка леса, Лягушонок, Хулиган, Чтец 1-6.

Ведущий: Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес – великан, и речка за околицей, и муравейник в парке, нуждаются в нашей защите.

Не ломайте ветки деревьев, не засоряйте речку, не разоряйте муравейники, все нуждается в нашей защите. Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.

Природа – это наши корни, начало нашей жизни.

(Появляется Хозяйка леса. Она в зеленом наряде, на голове – убор из листьев.)

Хозяйка леса: Я Хозяйка лесного царства. Я обладаю волшебной силой и могу сегодня перенести вас не надолго в лето.

Всех на праздник мы зовем,

Мы зовем, мы зовем,

Потанцуем и споем,

Песенку споем.

В синеву, в синеву,

Песенка лети!

Веселей, веселей,

Солнышко свети!

Открывается занавес. Зал оформлен красочно. На сцене плакат «Здравствуй лето!» Картина летнего леса.

Чтец 1.

Очень добрым, очень светлым

Золотистым ясным днем

Мы поедем в гости к лету,

В гости к солнышку пойдем.

Чтец 2 .

Земляникой и цветами

Встретят нас и лес, и луг,

Наши песни вместе с нами

Будут птицы петь вокруг.

Хозяйка леса: Итак, в путь! В гости к лету!

(Дети встают и идут по залу. Звучит фонограмма «Звуки леса»).

Хозяйка леса: Что такое лето?

Это много света.

Это поле, это лес.

Это тысячи чудес!

Это в небе облака.

Это быстрая река.

Это яркие цвета.

Хозяйка леса: Это в мире сто дорог,

Для ребячьих ног.

Звучит музыка «Летний вальс»

Чтец 3.

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

Ястреба парящего над полем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

М. Дудин.

Ведущий: Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на земле после нас.

(Появляется Хулиган.)

Хулиган: Бом – бом – бом!

Начинается погром.

Выезжаем на природу,

Сколько здесь в лесу народу!

Здесь костер и там костер,

Банки, склянки, всякий сор…

(Хозяйка леса увидела лягушонка, который сидел у пенька и грустил.)

Хозяйка леса: Что случилось, лягушонок?

Лягушонок: (вздыхает). Тут недавно были (начинает плакать)…

Они…они…обижали…

Хозяйка леса: Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное, и сами догадались. Очевидно, здесь были те, кто не бережет природу. Но, дорогой лягушонок, я уверена, что эти ребята знают, как вести себя в лесу, в поле, на речке…

Представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу озера перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы, и это наносит им непоправимый вред.

Перед вами экологические знаки. Подумайте, что же означает каждый знак, и дайте им названия.

(Хозяйка леса показывает знаки, дети дают им названия.)

Хозяйка леса (обращается к лягушонку). Вот видишь, эти ребята настоящие друзья природы. И я думаю, что они знают, какую пользу приносят людям обитатели леса.

Чтец 1 .Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то значит одна сова спасет в год одну тонну хлеба!

Чтец 2. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она сможет съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Чтец 3 . Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

Чтец 4. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.

Чтец 5. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.

Чтец 6. За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду до 400 раз.

Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж, то она растянется на километр.

(Дети рассказывают, лягушонок внимательно слушает и заметно оживляется.)

Лягушонок: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, муравьев и нас, лягушек.

Ведущий: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка-маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природа сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Хозяйка леса: Ребята, вы должны быть настоящими друзьями природы. Часто, особенно в последнее время, мы слышим слова: «Земля - наш общий дом», «Берегите братьев наших меньших». Как приятно, когда дети знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц, муравьев.

Чтец 1 . Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее принес.

Грузчик маленького роста,

Муравейник далеко,

А бревно нести непросто,

Очень даже нелегко.

Под большой столетней елью,

Стройка весело идет.

Здесь работает артелью,

Дружный маленький народ.

Вырос дом на новом месте,

Новоселы нынче там.

Хорошо трудиться вместе

Даже малым муравьям.

Хозяйка леса: Ребята, если вы увидите муравьиную дорожку,- не топчите ее, не мешайте муравьям трудиться. Не зря их называют санитарами леса.

(Хозяйка леса подходит к выставке картин цветов.)

А вот и самое красивое место в моих владениях – цветочная поляна. Нравится?

Дети: Нравится!

Хозяйка леса: Посмотрите, сколько здесь цветов.

А вы их, ребята, знаете? Угадайте, какой это цветок. Найдите его на поляне.

На лугу и в поле

Мы его встречаем,

Лепесточки белые

Мы на нем считаем,

Сердцевинка желтая

У цветка того,

Будто крошка солнышка

Забралась в него.

(Ромашка.)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож.

(Василек.)

Четыре ярко – красных

Блестящих лепестка

И зернышки в коробочке

У этого цветка,

За зернышками этими

Ты бегал в огород,

На грядке в огороде

Такой цветок растет.

(Мак.)

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречается с тобой.

Звонким названьем он наделен,

Посмотришь – подходит названье это.

Но никогда нам не слышится звон

Из голубого лесного букета.

(Колокольчик.)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка!

(Одуванчик.)

Хозяйка леса: А сейчас проведем конкурс «Цветик-семицветик»

Чтец 2. У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить!

Чтец 3 . Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Чтец 4. Лишь на ней одной увидишь.

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлено.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Хозяйка леса: Мы - хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода. Птицам нужен воздух. Животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь!

Чтец 5. Нас много, ребята!

Везде, где живем,

Деревья посадим,

Сады разведем!

Чтец 6. Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!

В заключении звучит песня «Не дразните собак».

Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Ни зерна, ни крошек!

И тогда воробьи

Песенкой разбудят.

А царапать и кусать

Вас никто не будет!/ 2 раза.

Если очень шуметь

Около берлоги,

То придется потом

Уносить вам ноги.

И пчела просто так

Тоже не пристанет.

Ведь ни жалить, ни рычать

Зря никто не станет/ 2 раза.

Ни к чему обижать

Бабочку на ветке

Веселее в лесу

От ее расцветки.

Не пугайте жуков

С длинными усами

И поверьте, что жуки

Вас не тронут сами./ 2 раза.

Если вам по душе

Красота земная,

Берегите ее,

Устали не зная!

Непременно тогда

Станем мы друзьями…

А про кошек и собак

Пойте вместе с нами!/ 2 раза.


Сценарий музыкально – литературной композиции

«Природа – наш дом»

Цель: Формирование у юных жителей страны экологической культуры и

активной жизненной позиции по отношению к глобальной

программе, стоящей перед человечеством.

Оформление: на заднике «Природа – наш дом», плакаты «Всё живое погибло в огне…», экологические запретные знаки. Фонограммы песен «Лесной марш», «Песня на мотив Красной Шапочки», «Песня на мотив «Пусть всегда будет солнце», костюм Берёзки, детские рисунки

Ведущий. Лес - это кладезь природы. Недаром часто говорят: дары леса. Действительно, лес нам дарит очень много прекрасного.

Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят из травы. Они приглашают полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый лесной воздух.

Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду, употреблять в пищу чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится всё сложнее и сложнее.

Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда?

Это и небо у тебя над головой, и земля у нас под ногами и воздух, без которого мы не можем жить.

Это богатый мир растений и удивительный мир животных.

Это наша родная природа с её лугами и полями, лесами и реками, горами и морями.

Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, и пересесть из него нам некуда».

Чтец 1 . Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С цветами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Чтец 2. Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В удивительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напрополую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Чтец 3. Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников

Разграбить всё богатство

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Чтец 4. Не зная в речке брода,-

Нет смысла рисковать,

Чтоб стать царём природы-

Тут мало много знать.

О, люди – человеки,

Мы в мире не одни,

Какие были реки!-

И что теперь они?

Да что ж мы онемели?

Те реки обмелели,

А мы ещё их вспять…

Коль ты за дело браться-

На Бога не вали-

Рискуем сами, братцы,

Остаться на мели.

И присно, и вовеки

Рассудок сохрани:

Пускай текут все реки-

Куда хотят они…

Чтец 5 . И поля, и деревья, и речки,

Красоту свою прячут от нас,

И как кони боятся уздечки.

Так боятся они наших глаз.

Ветер шепчет деревьям тревожно:

«Берегитесь, идёт человек!»

И смолкают они осторожно,

Словно так и молчали вовек…

Затихает берёз нежный шёпот,

И манящее пение лип,

И печальный до слёз ивы ропот-

Остаются лишь шелест и скрип!

Пожалейте, родные, простите!

В прежний мир нас впустите опять,

И усталой душе помогите,

Дерзкий ум - наконец обуздать.

Ведущий. Но не каждый из нас по – настоящему любит и бережёт природу. Послушаем рассказ Берёзки.

(обучающаяся одета в форме берёзки)

Я берёзка белая,

Я в лесу жила.

К вам сюда пришла.

Про мою обиду

Про мою беду

С самого начала

Речь я поведу.

Я шумела весело

Летом и весной.

Пели надо мной.

Приходили люди

В жаркий летний день,

Под моими ветками

Находили тень.

Радовались, глядя

На мою листву.

Радовались люди

Что и я живу.

Но житью хорошему

Вдруг настал конец:

В лес пришёл однажды

Мальчик-сорванец.

Он изрезал ножиком

Всю мою кору,

Было очень больно мне,

Думала-умру.

Он не успокоился-

Он поджёг меня!

Корчились листочки,

Сохли от огня…

Вы ему напомните,

Сорванцу тому,

Про берёзку стройную,

В пламени, в дыму…

Ведь берёзка каждая

Тоже хочет жить,

С ветерком шептаться,

С ручейком дружить.

Ведь берёзку каждую

Следует беречь.

Ну, зачем берёзку

Резать или жечь?

Чтец 6. Всё так изранено в лесу, как

после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

ни ели, ни сосны.

Берёзку ножиком пырнул

какой – то живоглот.

Мне кажется, из – под коры, моя

слеза течёт.

От этой чёрствости людской

болит душа моя.

Под искалеченным дубком

не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжён

кощунственной рукой.

Мне и кажется, горит не он,

а дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

как в дни большой беды.

Хмельного ухарства следы

беспечности следы.

Уйдут, обидев красоту,

смутив лесной уют.

И не услышат за спиной,

что листья слёзы льют.

Ведущий. Человек сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне, восторгаться гармонией природы.

Кто из нас не любит гулять в лесу? Как приятно бродить в лесу осенью, разбрасывая ногами опавшие разноцветные листья, летом – собирать грибы, ягоды, а весной – вдыхать аромат цветущих растений. Уже сейчас нам нужно быть разумными жителями нашей планеты Земля. Помните, что человек - только малая частица огромного мира. Нам необходимо бережно относиться к окружающему миру, бережно относиться к самим себе и будущим жителям Земли.

И сегодня мы с вами много слышим об экологии. Оно понятно и взрослым и детям. Посмотрите вокруг себя. На вытоптанные газоны, поломанные деревья и кусты, бросают мусор. Это то, что мы прибавляем изо дня в день нашим экологическим проблемам.

А как жить в нашем общем доме, не вредя ему и себе?

(Дети показывают запретные экологические знаки читают правила…)

Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо.

Листья участвуют в дыхании растения. Они выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.

2. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4. Не подходи близко к гнездам птиц! Не разоряй птичьи гнёзда!

5. В лесу старайся ходить по тропинкам. Не шуми в лесу!

6. Не повреждай кору деревьев! Это очень вредит деревьям: через ранку вытекает сок, могут проникнуть микробы. Не собирай берёзовый сок!

Ведущий. Что же мы должны делать для охраны природы?

Все : Нас много, ребята!

Везде, где живём,

Деревья посадим,

Сады разведём.

Чтец 7. Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

Как поле – с плугом,

Как ветер – с морем,

Трава с дождями,

Как солнце

Со всеми нами!..

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!..

Давайте будем

Беречь планету

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

Чтец 8. Ранним утром

В лес весенний выйду я,

Что за чудо –

Дерево в цвету!

Я боюсь, что правнук,

Мне завидуя,

Не застанет эту красоту.

Я боюсь, что

Жертвою прогресса

Станет нежный белоснежный цвет,

Что потомки не увидят леса.

На планете через сотню лет.

На душе от этих дум тревожно:

Над тобою, жизнь, -

Домолов меч!

Неужели, люди, невозможно

Лес – цветущий правнукам сберечь?

Чтец 9. Лес топорщится,

и степь клубится,

Жара изводит

и снега блестят,

Богаты мы!..

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш

на считанных озёрах,

И считанные рыбы ждут в реке.

И восковые считанные зёрна

неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин

ухает из тьмы.

Неужто, внуки

лишь по Красной книге

узнают,

Как богаты были мы?

Чтец 10. Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля -

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой – на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами

Песня «Лесной марш»

Муз. Ю Чичкова Сл. П.Синявского

1.Нам птицы просигналили подъём.

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую берёзку сбережём

В лесах любимой родины.

Припев: Мы сами написали в лесной зелёной книжке,

О том, что у леса надёжные друзья

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я!

2. Мелькают наших песен огоньки,

Шагаем мы лесами перелесками,

Под кедрами красавицы тайги,

Под соснами полесскими.

Припев.

3. Нам солнце улыбнётся веселей,

И каждый день нам радостным покажется,

Когда пройдут по всей родной земле

Отряды наших саженцев.

Припев.

4. И добрые волшебники – леса

Похожи на поэтов и художников.

Природа дарит людям чудеса, А мы её помощники.

Припев.

Чтец 11. Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом -

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давайте докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Чтец 12. Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц –

Не небо!

А море без рыб –

Не море!

И земля без зверей –

Не Земля!

Чтец 13. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы…

Чтец 14. Мы растём, растём, растём!

Всё о мире узнаём

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим и пташек,

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеёк не залужим!

Песня на мотив « Красной Шапочки»

Если б только – только – только

Если б только все земляне

Всё живое берегли,

То возможно – можно – можно – можно,

То, наверно – верно – верно – верно,

Книги Красной точно – точно

Никогда б не завели!

Припев:

А – а. Здравствуйте, горы вот такой вышины!

А - а. Здравствуйте, реки вот такой ширины!

А - а. Крокодилы, бегемоты,

А – а. Обезьяны, кашалоты,

А – а. И зелёный попугай!

А – а. И зелёный попугай!

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще.

И пускай в лесу тенистом,
Слышен гомон птичьих стай,

И запомни – помни – помни,

Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помогай!

Припев тот же

Чтец 15. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в океане вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же любить её всегда!

Песня на мотив «Пусть всегда будет солнце»

Пусть всегда будут реки!

Пусть всегда будет рыба!

Пусть всегда будет море!

А в пустыне - верблюд!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы!

Пусть всегда будут звери,

А у дома цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети.

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

Ведущий. Помните! Человек – только малая частица огромного мира, который находится во взаимосвязи и зависит от экологического равновесия, устанавливаемого и поддерживаемого природой. Бережно относясь к окружающему миру, вы тем самым бережно относитесь к самим себе и будущим жителям земли. Берегите себя!

1 Литературно-музыкальная композиция по экологии "Земля –наш общий дом"

Казахстан,Актюбинская область,Каргалинский район

Первомайская начальная школа

Учитель начальных классов

Байдавлетова Сауле Хабдошовна

Цель и задачи: сформировать у учащихся экологическую культуру, так как это является решающим фактором в гармонизации отношений общества и природы; с помощью нестандартных форм привить экологические умения и навыки, сначала на уровне эмоций, а затем логически сформулировать знания и организовать поисковую деятельность; развивать творческие способности учащихся, умение держаться перед аудиторией, выражать чувства, мысли в стихах, театральных постановках; воспитывать у младших школьников чувство любви к природе.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись шебета птиц, шелеста листвы, шум волн.

Учитель: Вслушайтесь, в музыку природы! Как она прекрасна! Наша планета земля с высоты космической орбиты кажется маленькой, хрупкой и очень красивой. Летит Земля с восхода до восхода, из года в год со скоростью мгновений. Единая с шестью материками и с выводками разных островов, спеленатая планета мягко облаками, овеянная тысячью ветров.

Ребята, планета Земля серьезно заболела, ее природа в опасности. Земля, как израненная птица, кричит и просит нас о помощи.

Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала....Грудь моя покрыта

Рубцами ран-живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то чтоя имела и имею,

Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю,

И, сотрясая твердь землетресеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли.....

Очнитесь люди! Призовите стараны,

Чтобы меня от гибели спасли!

Учитель: Сегодня мы, люди, дети своего времени, задумываемся, размышляем о нашем сегодняшнем дне, о наших делах, заботах, радостях, надеждах, проблемах.

На фоне нарастающей музыки, которая затем постепенно затихает, звучат слова:

Океан седой гремит набатно; он таит обиду в глубине, черные раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги, и судьба Земли у них в руках, но темнееют темные ожоги у земного шара на боках.

Мы давно освоили планету, широко шагает этот век, на Земле уж белых пятен нету. Черные сотрешь ли, человек?

Учитель: Да, печальную эстафету примает от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово «ЭКОЛОГИЯ» сегодня. Известно, что сейчас люди страдают от болезней, загрязненной воды, воздуха, почвы. А ведь это наши с вами близкие. Всем ясно, что без развития промышленности не обойтисьно такой ли ценой нужны нам горькие эти блага? Оправданы ли будут построенные сверхгиганты, если вокруг себя они творят пустыню, разрушают природу, лишают человека самой поэзии жизни, счастья дышать, любить.

Бернард Шоу, известный драматург, писал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»

Ученик: Прости, Земля, прости, мы, люди так тебя обидели. Груз совести за это нам нести, на многое смотрели и... не видели. (Звучит спокойная музыка. Постепенно на сцене спротивоположных концов появляются ученики)

Ученики : -Это было 250 лет тому назад....Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали «морскими коровами» Эти доверчивые, медлительные животные не боялись людей, близко подплывали к их лодкам, а люди безжалостно убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, а затем не стало вообще. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

В одной стране жили необыкновенно красивые птицы-странствующие голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Их было так много, что люди просто палками, цепями, ружьями ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекратилась до тех пор, пока на земле не осталось ни одного голубя.(музыка затихает)

Эти рассказы можно было бы продолжать до бесконечности, ведь каждые восемь месяцев на планете навсегда исчезает один вид живых существ. Задумайтесь навсегда! Заменить или восстановить эту утрату невозможно, сотни видов растений и животных занесены в Красную книгу. Задумайтесь, может именно вам предстоит сохранить их! Может, именно вы сделаете так, чтобы страничек в этой книге становилось все меньше и меньше, а разнообразие природы продолжало увеличиваться.

Ученики: -Охраняется Красною книгой столько редких животных и птиц, чиобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты, охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.

И тревога за жизнь неустанна, чтоб не сгинуть в космической мгле, исчерпаемы все океаны, исчерпаемо все на Земле.

Мы леса и поля обижаем, стонут реки от горьких обид, и себя мы прощаем, и себя мы прощаем, а грядущее нас не простит.

Учитель: Прекрасен мир живой природы, а мы часть его. Давайте же сообща беречь и умножать ее богатства.

У природы живые краски, миллионы лучистых соцветий, для чего же чудеса из сказки, если в жизни их можно встретить? Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра и нежный разговор цветов.

В небе радуга-дуга-опустилась на луга. В поле солнышко играет-оживилось все кругом. И цветы в росе сияют тихим ласковым огнем.

Ученики- «цветы» поют «Песенку цветов», а затем каждый из учеников представляет свой цветок в стихотворной форме.

Мак: Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку, подсушить меня скорее своим пламенем лучей. Ну ичто ж, яне тужу, рад насыпать я семян и в ладошку, и в карман.

Ландыш: Родился ландыш в майский день, и лес его хранит. Мне кажется, его задень-он тихо зазвенит. И этот звон услышыит луг, и птицы и цветы....Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты.

Незабудка : Незабудка раскрывает синий глаз, и росинка в нем сияет, как алмаз.

Василек: Как чиста в поле рожь, василек едва найдешь. Всем бы я цветок хорош, но зачем же портить рожь? Ой, пойду –ка лучше в сад, и обрадую ребят

Ромашка: Ромашка, излучая свет, на солнышко похожая, бежит везде за нами вслед, своя, а не прихожая. До поздней осени на нас бросает взгляды, смелые, ее веселый желтый глаз, через ресницы белые.

Колокольчик: Я -лиловый колокольчик-расту в тени лесной, я просеке сосновой киваю головой.

Все вместе: Собрались мы и весело заводим хоровод, поем мы вместе песенку, полянка вся цветет.

Учитель: Сколько радости при виде цветов! Сколько нежности в сердце. Сколько искренних восклицаний! А бывает и так....

Ученики: Сорвал цветок и бросил тут же, беспечно придавил ногой. Стоишь и ни о чем не тужижь и машинально рвешь другой.

Да как ты можешь? Как ты смеешь? Он цвел сейчас.... Он был живой.... Дышал, глядя на небо смело, тянулся к солнцу головой.

Он верил дружбе человечьей, не знал жестокости руки, тебе доверчиво навстречу свои приподнял лепестки.

И он тебе, и всем кто рядом, кто на него не бросил взгляд, подарит красоту и радость-все-все, чем полон и богат.

Учитель: Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. Часто большое начинается с малого. Нам кажется, если человек привыкнет бережно относиться и к сине-розовой медунице, и к ветке черемухи, и малой букашке, и к беззащитному птенцу, то добрее будет обращаться и с людьми живущими рядом с ним.(Звучит песня «Зеленый мир») А сейчас давайте посмотримчто же происходит в наших водоемах (инсценировка )

Учитель: Что же происходит с рыбой в реках?

Бежит река сверкает, струится и журчит. Зарю встречая птицы кружатся у ракит.

Шебечут над волною, их песенка звонка: «Ой, небо голубое! Ой, реченька-река!» К реке спешили животные чтобы напиться, дети-чтобы искупаться, рыбаки-наловить рыбы. Все любили эту реку... Но вот однажды стала она разноцветной: серой, желтой, красной,черной.

Плачет малая речонка, одолел реченку страх

Стала речка тонкой-тонкой

Обмелела на глазах. Собрались все обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А, ты, почему желтая как лимон?

Желтая рыбка: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но вот пошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего в нем, только не было? и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь... А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса...Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела и зеленела... Вот и стала фиолетовой, еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка? Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди своих сородичей я таких не видела.

Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка. Как и вы, только почернела от нефти.

Желтая рыбка : Что же нам делать, как дальше жить, как очистить речку?

Учитель: Ребята, что надо сделать, чтобы помочь рыбкам? (демонстрируются экологические знаки) .

Рыбки: Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою!

Учитель: Весь мир борется за спасение планеты. Президент нашей страны предложил программу «Казхстан-2030» Там говорится: « Природные ресурсы Казахстана являются огромным богатством. Наша задача- беречь их и правильно ими рапоряжаться. Это тот самый «золотой ключик», который позволит нам открыть дверь к процветанию и независимости» Чтобы спасти планету Земля, необходимо всем вместе, взрослым и детям, в корне изменить отношение к природе! (Звучит песня «Мир похож на цветной луг»)