» »

Рекомендации психолога по сопровождению детей с овз в общеобразовательном учреждении. Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Памятка психологу по сопровождению ребенка с овз

06.03.2024

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом дети с особыми образовательными потребностями могут посещать любое дошкольное образовательное учреждение. Тенденция современного образования идет к инклюзии, то есть не просто к включению детей с ОВЗ в общество, но и адаптации среды к таким детям. Цель инклюзии в дошкольном образовательном учреждении - как можно раньше обеспечить адаптацию ребенка в обществе, социализировать его. Но при этом другая сторона медали такова, что не все родители и педагоги готовы к тому, что особый ребенок будет обучаться и воспитываться в группе с нормально развивающимися детьми.

Тем не менее статистика неутешительная, с каждым годом детей с особыми образовательными потребностями становится все больше.

К детям с ОВЗ относятся дети:

  • с нарушением зрения;
  • с нарушением слуха;
  • с нарушениями речи;
  • с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);
  • с ДЦП и двигательными нарушениями;
  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • со сложными дефектами развития.

Также не стоит забывать и о детях с нарушениями поведения и неустановленными диагнозами, которым также необходим особый подход со стороны педагогов и специалистов.

Рекомендации педагога-психолога для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Часто педагоги испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и развития. А как же остальные дети? И тут в голову педагогу приходит мысль о том, чтобы отправить ребенка в другую группу или в специализированный детский сад, ведь "там ему будет лучше". Они всячески убеждают в этом родителей, администрацию, обращаются к специалистам, с требованием выдать направления на комиссию и т.д.

В первую очередь педагог должен знать, что родители сами вправе решать где будет обучаться и воспитываться их ребенок. И если они выбирают общеобразовательную группу, значит для них важно не только специальное обучение и развитие ребенка (которое, кстати говоря, можно получить и дополнительно в развивающих центрах), но и общение с другими детьми и родителями. Они хотят быть наравне со всеми, хотят чтобы их "особого" малыша принимали и понимали также, как и других детей, чтобы он жил и развивался в обществе. И главная роль в этом, конечно же принадлежит педагогу.

Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе родители нормально развивающихся детей.

В работе с ребенком с ОВЗ педагогу следует учитывать следующие особенности:

  1. Как правило родители "особых" детей готовы к сотрудничеству и взаимодействию с педагогом. Очень важно уже в самом начале обсуждать возникающие проблемы и искать совместные пути их решения. Следует узнать у родителей особенности характера, интересы и предпочтения ребенка. Опираясь на данные, полученные от родителей, педагог может более эффективно строить свою работу с ребенком в условиях детского сада. Важно вести с родителями конструктивный диалог, не оценивать высказывания, а стараться узнать как можно больше важного и полезного о ребенке.
  2. Другой важный момент во взаимодействии с ребенком с ОВЗ - это опора на его сильные стороны. Не стоит видеть в малыше лишь отрицательные черты - это приведет к негативным эмоциям, которые не способствуют развитию малыша и никак не изменят ситуацию к лучшему. Правильней будет сосредоточиться на успехах и достижениях ребенка, пусть небольших, но очень важных для него. Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение за малейшие успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и возможности.
  3. Следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации. Зачастую им требуется больше времени для принятия инструкции взрослого и выполнения заданий, чем другим детям.
  4. Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.

Таким образом, ребенок с ОВЗ в общеобразовательном учреждении сталкивается с множеством трудностей, ему обязательно требуется помощь, поддержка и понимание терпеливого взрослого. И если этим взрослым будет педагог, то можно с уверенностью сказать, что малыш и его родители не останутся один на один со своей проблемой, а сделают еще один важный шаг на пути к гармоничному развитию ребенка.

алена пушкарева
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями.

РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

Специфика развития детей - инвалидов заключается в негативном влиянии на личность ребёнка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затруднённой социальной адаптацией. Это проявляется у большинства детей в повышенной раздражительности, тревожности, неуверенности в себе, подавленности, наличии страхов. Вышеизложенное, свидетельствует о необходимости психологической поддержки и реабилитации детей – инвалидов и детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья ) .

Программа реабилитации – это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Программа составлена с учетом :

Характера ведущей деятельности;

Структуры и степени выраженности нарушения;

Ведущих мотивов и потребностей ребенка;

Целей дошкольного воспитания.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

В коррекционной группе проводится несколько занятий в неделю :

1. Индивидуальные занятия логопеда – 2 занятия .

2. Индивидуальное занятие педагога -психолога – 1 занятие.

3. Групповое занятие педагога -психолога – 1 занятие.

Особое внимание уделяется сбалансированности занятий и свободного времени детей. Дети получают возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде. Между индивидуальными и подгрупповыми занятиями предусмотрены перерывы продолжительностью от 5 до 10 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдение за детьми , оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм.

Цель программы :

Создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы , коррекция недостатков, социальная адаптация.

Задачи программы :

Выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья ;

Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей ;

Обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

Оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Реализация программы осуществляется на основе принципов :

1. Принцип гуманизма- веры в возможности ребенка .

2. Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы.

3. Принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы.

4. Принцип реальности предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации .

5. Принцип деятельностного подхода предполагает опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы , позиции и возможностей специалистов .

7. Принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования , образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этап сбора и анализа информации Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно -методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы .

В программе выделены следующие разделы :

Познавательное развитие

Социально-эмоциональное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья , проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) .

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения , воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов , работающих с детьми-инвалидами ; взаимодействие с семьей ребенка и социальными партнерами.

Информационно-просветительская работа предусматривает :

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями воспитания и образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья ;

Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья .

5. Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка.

Предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием детей.

6. Работа с родителями

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей , что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности .

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья .

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум учреждения (ПМПк, который решает задачу взаимодействия специалистов. В службу сопровождения входят специалисты : логопед, педагог-психолог , мед. работник .

В соответствии со сложившейся практикой ребенок с особенностями в развитии проходит процедуру ПМПК где специалисты разрабатывают для него индивидуальный образовательный маршрут, определяют условия, необходимые для успешной адаптации и развития, в том числе и направления психолого- педагогического сопровождения , которые в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ, становятся обязательными к исполнению в ДОУ;

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами : сотрудничество со средствами массовой информации, районной поликлиникой, с общественными объединениями инвалидов, с родительской общественностью.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение определенных условий :

1. Психолого-педагогическое обеспечение .

2. Программно - методическое обеспечение.

3. Кадровое обеспечение

4. Материально - техническое обеспечение

5. Информационное обеспечение

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком – инвалидом планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление нарушений в развитии.

Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического или физического развития и уровень освоения ими образовательного стандарта начального общего образования.

Работа психолога с детьми ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сразу прошу прощения, за использование не корректных слов таких как: инвалиды и дети-инвалиды. В настоящие время проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.

Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей с ОВЗ в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи...

Кроме этого, дети с ОВЗ часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью - тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения . Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной , основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда. Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.

Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать дополнительные стимулы и средства педагогического воздействия, что иногда порождает внутренние противоречия, в виду отсутствия специализированной подготовки.

Таким образом, вторая задача при организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, это обеспечение высококвалифицированными кадрами , повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками, введение в штат узкопрофильных специалистов – специального педагога, дефектолога, медицинского работника.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Поэтому для педагога-психолога школы определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

владеть различными технологиями реабилитации;

формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.

Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционной школы также может использовать арттерапию в реабилитационной деятельности.

Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.

Основными видами арттерапии являются:

Музыкотерапия.

Куклотерапия.

Сказкотерапия

Фольклор.

Иппотерапия – это комплексный многофункциональный метод реабилитации, представляет собой занятия инвалидов верховой ездой на лошадях по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания клиента и задач, для решения которых она используется.

Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации:

Наряду с уже используемой анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации (Приложение)

“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках с логопедами.

Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.

Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ог­раниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объ­ектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения

семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

Психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельно­сти их ребенка;

Консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности дейст­вий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у де­тей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА

Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.

При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка. Это нужно обязательно объяснить детям.

Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

В ходе занятий они используют интерактивные методы работы , которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.
Они рассказывают детям:
– в чем особенности людей с инвалидностью,
– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,
– как и где они могут учиться,
– где и кем могут работать,
– какими видами спорта и творчества могут заниматься,
– также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без инвалидности.

Немалую роль играет то, что именно молодые инвалиды проводят подобные занятия , так дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую. Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними абсолютно другой человек: единственное, чем отличается, инвалид – так это или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения. Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами .

Самое главное – то, что дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал. Именно такая форма общения (интерактивная форма проведения занятий) помогает ломать стереотипы и создавать более или менее комфортные условия для общения. В ходе занятий часто используется наглядный материал – видеозаписи, книги по Брайлю, фотографии, – что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.

Источники:

1. Школа открытая для всех. Пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми – инвалидами, Москва 2003 год

2. www.yandex.ru

3. http://perspektiva-inva.ru/

Педагог психолог МОАУ «СОШ № 69»

Рафикова Валентина Геннадьевна

Приложение

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ

1. Мой жизненный путь

Мои успехи: Мои неудачи:

_______________________ _______________________

2. Моя точка опоры в жизни

Что мне помогает: Что мне мешает:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

3. Оценка качеств человека

Нравятся. Не нравятся.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

4. Что я люблю, и что мне не нравится в моем ребенке

Нравится. Не нравится.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

5. Каково мое отношение к моему ребенку

 Что доставляет мне неприятные ощущения в моем ребенке:

 внешний вид;

 интеллектуальные возможности;

 поведение;

 двигательная неловкость;

 невозможность ходить.

 Считаю ли я, что у меня добрый, любящий ребенок:

 не знаю;

 Как проявляется любовь моего ребенка ко мне:

 ласкается;

 целует, обнимает;

 говорит, что любит;

 ему нравится, когда я его ласкаю;

 делает что-то, что мне нравится.

 Когда я раздражаюсь чем-либо в моем ребенке, я:

 могу ударить;

 подавляю свой гнев, но мне самой становится плохо;

 Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:

 снимаю раздражение;

 желание наброситься на него и сделать все по-своему;

 слабость, подавленность;

 чувство собственной беззащитности;

 хочется плакать;

 желание оставить его на некоторое время;

 потребность побыть одной.

 Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок любил меня.

______________________________________________________

Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство “Шом - Пресс”, 1999. – с. 62.

Разделы: Работа с дошкольниками

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Индивидуальная диагностика психического развития.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие - отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи :

  • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
  • коррекция отклонений в психическом развитии;
  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

  • развитие сенсомоторной сферы,
  • развитие речи, развитие мышления,
  • развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленныхв процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

  • развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления:

  • Сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

Развитие речи.

  • развитие речевого общения с окружающими;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

Подготовка к овладению учебной деятельностью:

  • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
  • индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
  • использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
  • обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
  • формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
  • формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интерваловмежду изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
  • использование карандашей и ручек с отягощением;
  • «пассивное» письмо: педагог пишет рукойребенка;
  • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
  • письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
  • письмо по опорным точкам.

В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

Психологическая поддержка и сопровождение детей с ОВЗ


Проблемы моторного, психического и речевого часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе. Выявление отклонений в развитии и раннее начало комплексной помощи позволяют корректировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим все более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка. Об особенностях такого сопровождения в условиях образовательного комплекса рассказывает автор материала.

В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования. Одной из основных функций образовательного стандарта является реализация права каждого ребенка на , в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-образовательную среду.

Понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимы знание новых методик, профессиональной подготовки педагогов, организация развивающей среды, преемственность между детским садом и школой, создание индивидуальной программы, тьютор.


В нашем дошкольном отделении дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками. С раннего возраста попадая в сообщество здоровых сверстников, они продвигаются вместе с ними и достигают более высокого уровня социализации.

Одной из центральных задач в развитии учреждения является формирование у педагога толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов — это прежде всего партнеры.

В инклюзивных детских садах специалисты проводят много времени внутри группы и занятия построены на взаимодействии. Основная идея — наладить социальную жизнь детей. Однако приоритет не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается. Мы формируем толерантность в следующих целевых группах — специалисты, работающие с детьми: педагог-психолог, учитель-логопед, врач-педиатр, медсестра, воспитатели, инструктор по физической культуре, инструктор по бассейну, музыкальный руководитель, родители, дети.

Детский сад посещают дети, которым нужен многогранный, комплексный вид помощи, эта поддержка и оказываются в психологическом сопровождении.

Цель психологического сопровождения — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Задачи психологического сопровождения

— Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.

— Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

— Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения.

— Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, познавательных процессов.

— Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в образовательный процесс.

— Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Основные этапы процесса психологического сопровождения

    Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка. Диагностика особенностей , профилактика отклонений психического развития. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально-психологической карты семьи). Реализация индивидуальной программы и групповых занятий. Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения). Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком. Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 Марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»). Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей. Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Принципы работы с детьми с ОВЗ


Личностно ориентированный подход к детям, родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно-личностный — всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексности — можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с , воспитателем, музыкальным руководителем, родителями. Принцип деятельностного подхода — осуществляется с учетом ведущего ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот , который является личностно значимым для ребенка. Принцип конфиденциальности — вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.

Методы и формы работы с детьми: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия, релаксация, песочная терапия, психогимнастика.

Также семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Формы и методы работы с родителями: анкетирование, консультирование, семинары-практикумы, . Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях. Проведение совместных праздников. Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений. Использование информационных стендов для родителей. Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик». Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке. Организация выставок книг и игрушек. Размещение информации на сайте учреждения; разработка памяток с рекомендациями.

Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ОВЗ, так и детей без подобных ограничений

Преимущества социального характера:

— развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;

— обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;

— развитие толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность.

Преимущества психологического характера:

— исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности.

Преимущества медицинского характера:

— подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;

— исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей».

Преимущества педагогического характера:

— рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

— активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

Ожидаемые результаты:

— повышение профессионального уровня воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

— положительная динамика оздоровления детей с ОВЗ и успешная их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

— создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;

— повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;

— разработка для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.

Мы знаем, как для родителей важно найти людей, которые понимают их проблемы и поддерживают. Наша задача — научить родителей воспринимать ребенка таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его и эмоционально-волевую сферу.

Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и , могут дать положительные результаты — пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и специалистов.

http://www. direktoria. org

© Информационная система «Директория», 2016

© Практика управления ДОУ №1 (36), 2016

Популярное