» »

Алтарь мира – почитание римской империи. Алтарь Мира – история открытия древнего артефакта Алтарь мира в риме описание

13.12.2019

Символизирует присутствие в повседневной жизни римлян государственных религиозных праздников, которые издавна проводятся с соблюдением традиций. Ритуалы, проводимые еще с античных времен, всегда включали в себя определенные символы. Алтарь Мира, находящийся в Риме, был связан с определенными традициями, которые объединяли людей в то время.

Священные жертвы в честь богов, ритуальные обряды предсказателей и священников – всё это было направлены на поддержание социальной сплоченности общества, на его воспитание и развитие в необходимом направлении властителями. Алтарь Мира был местом проведения общественных пиров и олицетворял все мирные начинания Рима. Датируется найденный Алтарь Мира 9 г. до н.э. Величественное сооружение, созданное при императоре Августе, означало мир, воцарившийся в средиземноморье после многих лет войн и распрей. Мир принес император Август после походов в Испанию и южную Галлию (сейчас это территория Франции). Воздвигнутый по решению Сената памятник символизировал мощь и силу императора, сумевшего принести столь долгожданный мир стране.

Историки считают, что Алтарь Мира в Риме – это часть комплекса монументальных архитектурных сооружений, находившихся в районе Кампо Марцио (Марсово поле) вдоль древней улицы виа Лата (сейчас виа дель Корсо). Недалеко от ритуальных сооружений располагался Мавзолей Августа. Также считается, что огромные солнечные часы (Horologium Augusti) были частью древнего комплекса.

В 10 г. до н.э. в Риме оказались первые два обелиска, привезенные императором Августом. По надписям на этих обелисках можно понять, что они символизируют победу над Египтом и посвящены богу Солнца. Один из них, первоначально помещенный на арене Цирка Максимус, сейчас находится на площади Пьяцца дель Пополо. Второй обелиск также находится сейчас в Риме. Его использовали в качестве указателя для солнечных часов, сейчас он помещен перед Палаццо Монтекарио.

Символическая роль меньшего обелиска была достаточно значительной. 23 сентября – день осеннего равноденствия, император Август считал днем рождения. В этот день тень обелиска касалась Алтаря, указывая тем самым, что Октавиан Август был рожден для восстановления мира в государстве после длительного периода внутренних и внешних потрясений.

Алтарь Мира был возведен в месте, не случайно выбранном древними. Марсово поле всегда ассоциировалось с богом войны Марсом, использовалось для обучения воинов. 4 июля 13г. до н.э., когда Август вернулся с победой из Испании и Галлии, Сенат издал указ о возведении Алтаря Мира. Император Август провозглашался в этом декрете миротворцем и защитником государства. Церемония торжественного освящения состоялась 30 января 9 года до н.э., в день рождения Ливии, жены Августа. Алтарь Мира представлял сооружение из мрамора, которое находилось под открытым небом и имело ритуальное предназначение. Здесь римляне приносили ритуальные жертвоприношения и совершали традиционные обряды.

Алтарь Мира в Риме возвели рядом с Тибром, поэтому он постоянно страдал во время разлива реки. По сохранившимся свидетельствам, даже во II веке нашей эры Алтарь Мира имел уже значительные повреждения – многие части сооружения были сломаны и разобщены. Из года в год выносимый рекой ил и песок поднимали уровень поверхности вокруг Алтаря Мира, сокрыв, в конечном итоге на несколько сотен лет монументальный памятник, со временем подвергшийся забвению.

Чудесное открытие древнего артефакта

Благополучно забыв о сакральном монументе, римляне не пытались его искать. В середине XVI века неожиданно были обнаружены первые фрагменты Алтаря Мира при расчистке грунта под основание Палаццо Фиано, здание, которое и сейчас можно увидеть на via Lucina и via del Corso. В 1536 году во время подготовки к строительству палаццо из земли достали девять мраморных блоков большой величины, украшенных барельефами. Древние блоки сразу же были куплены представителями богатых семей. Несколько купил кардинал Джованни Риччи из Монтепульчано, позже он перевез их в Тоскану, а остальные оказались приобретением семьи Медичи во Флоренции, а также попали в Ватикан и Лувр во Франции.

В 1859 году производились работы, связанные с укреплением фундамента Палаццо Фиано, и оказалось, что разрозненные фрагменты античного артефакта до сих пор находятся в земле под зданием. Во время ремонта были обнаружены и извлечены рельеф Энея и глава бога Марса с рельефа Луперкаля. Немецкий историк-искусствовед Фридрих фон Дюн, профессор Гюйдельбергского университета, первым выдвинул предположение, что стоит связать найденные фрагменты с Алтарем Мира, речь о котором вел Октавиан Август в «Res Gestae Divi Augusti» («Деяния божественного Августа»), создавал он это автобиографическое произведение сам.

Однако понадобилось еще 20 лет, чтобы согласиться с выдвинутой гипотезой, уже в 1881 году историки пришли к выводу, что эти фрагменты принадлежат к чтимому древними Алтарю Мира в Риме. После этого было предложено продолжать раскопки и постараться воссоздать величественное сооружение. Работы по восстановлению Алтаря Мира в Риме велись до 1903 года, на поверхности оказались 53 фрагмента Алтаря Мира. Видимо, продолжение раскопок остановила боязнь разрушения здания, находящегося поблизости.

Фрагменты Алтаря Мира, извлеченные при раскопках в начале 1900-х годов

В начале двадцатого века появилась идея – собрать остатки вместе и попробовать реконструировать Алтарь Мира. С таким предложением выступил президент Пьемонтского общества археологии и изящных искусств Орест Маттироло, который тогда подверг серьезному изучению фрагменты древнего сооружения. Но эта идея не получила единогласной положительной поддержки. Наоборот идее даже придали политическую окраску, ведь к власти в 1921 году в Италии пришла фашистская партия, а получивший пост Председателя Совета Бенито Муссолини объявил себя Дуче – преемником древних римских императоров. 10 мая 1936 года он провозгласил Итальянскую империю.

Алтарь Мира Муссолини

Идея возрождения славы Великого Рима не оставляла сторонников фашизма в Италии. Алтарь Мира в Риме должен был символизировать величие фашистского режима. Сам Бенито Муссолини отождествлял себя с Императором Августом и утверждал, что все его действия направлены на продолжение преемственности Римской империи. Важную роль в пропагандистском возрождении играли искусство и архитектура.

Возобновление раскопок

В 1937 году раскопки решили возобновить. Для того, чтобы не было разрушений, были применены последние технологические достижения. Грунт во время раскопок Алтаря Мира замораживали для сохранения прочности, это позволило достать большое количество фрагментов Алтаря Мира, остававшихся в земле. Это было связано с запланированным на 1938 год празднованием юбилея 2000-летия со дня рождения Августа, первого римского императора.

Через год раскопки были завершены, и нужно было сложить все фрагменты, оказавшиеся на поверхности, воедино. Это оказалось самым сложным. Ведь никаких источников, которые могли бы помочь восстановить внешний облик Алтаря Мира в Риме, найдено не было. Ни рисунков, ни чертежей не сохранилось. Помочь могли только две монеты времен Древнего Рима эпох Нерона и Домициана, на которых Алтарь Мира был изображен с двух разных сторон.

Для помощи в процессе восстановления оригинального вида Алтаря Мира в Риме, в феврале 1938 года король Италии Витторио Эммануэле III издал специальный указ, согласно которому при Национальном университете появился отдельный факультет по изучению наследия императора Августа. Итогом работы факультета должно было стать объединение всех найденных фрагментов, даже тех, что оказались в частных коллекциях. Тем не менее, некоторые оригинальные фрагменты, которые по тем или иным причинам невозможно было вернуть, до сих пор остаются в Музеях Ватикана, Музее Лувра и в Галерее Уффици.

После размышлений о месте нахождения будущего восстановленного Алтаря Мира было решено установить его недалеко от полуразрушенного мавзолея Августа. Для подобной реконструкции требовалось снести достаточно много зданий рядом с мавзолеем, масштабным разрушением часто руководил сам Муссолини. Основное руководство над столь грандиозным проектом было поручено архитектору Витторио Баллио Морпурго. Именно ему было доверено возведение ключевого сооружения, пропагандирующего фашизм. В это же время на месте разрушенных зданий возникали новые палаццо, мощные, величественные, с обязательной пропагандистской символикой на фасадах. Эти палаццо можно увидеть и сегодня, если оказаться на Площади императора Августа, в центре которой и находится восстановленный Алтарь Мира.

Открытие Алтаря Мира в Риме 23 сентября 1938 г

Как и планировалось, 23 сентября 1938 года – к 2000-летию со Дня рождения императора Августа, Алтарь Мира был открыт с имперским размахом. Размещался Алтарь Мира в реликварии, придуманном архитектором Морпурго. Реликварий был создан из красного порфира с белым основанием из травертина.

Вид павильона Витторио Марпурго

Всё, находящееся в реликварии, должно было напоминать о взаимосвязи событий прошлого и настоящего. На стенах крытого павильона находились эпиграфические тексты «Res Gestae Divi Augusti» (Деяния Божественного Августа), изложенные в обработке филолога Энрики Мальковати, Муссолини хотел, чтобы все его действия вызывали ассоциации с деяниями императора Августа.


Когда Италия стала участницей Второй мировой войны, Алтарь Мира в Риме закрыли для посещения. Алтарь был обнесен двухметровой стеной. Огромные витражные окна павильона были демонтированы и убраны для хранения в закрытое помещение района Сан-Лоренцо. 10 мая 1940 года итальянцы стали участниками войны и для спасения реликвии были предприняты все меры. Алтарь Мира завалили мешками с песком, чтобы обеспечить его сохранность. Но 19 июля 1943 года Рим подвергся атаке с воздуха американцами и бомбы попали в место хранения витражей Морпурго, оригиналы были уничтожены, а мешки с песком почти полностью разрушили рельефы, нанесенные во время реставрации 1937-38 годов. Алтарь Мира необходимо было восстанавливать вновь, как и мир вокруг.

1949 год ознаменовал начало возрождения Алтаря Мира в Риме. Высший Совет по древностям и изобразительному искусству организовал конкурс идей, который должен был остановить споры вокруг Алтаря Мира, а также лишить это сооружение сколько-нибудь политической идеи. Алтарь Мира в Риме предлагалось подвергнуть реконструкции и перенести в Академию изящных искусств. Но Римский муниципалитет решил оставить артефакт на прежнем месте, оградив его стеной в 4 метра, тем самым лишить его имперского величия.

Алтарь Мира в Риме до реконструкции 1970 г

В 1970 году было решено провести основательную реконструкцию здания, хранившего Алтарь Мира. Инициатором восстановительных работ стал Ротари-клуб, который провел конкурс проектов и учредил «Премию Ара Пачис», врученную за лучшую идею по восстановлению памятника. Вновь появились витражные окна вместо заложенных оконных проемов. А забор, закрывавший сооружение и затруднявший осмотр артефакта было решено снести. Долгие годы были потрачены на сохранение Алтаря Мира в том виде, который символизировал этот древний памятник. Но Алтарь Мира разрушался из-за перепадов температур, загазованности Рима, несмотря на все попытки его сохранить.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass , которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация .

В 1997 году появилась новая идея американского архитектора Ричарда Майера. Он предполагал возможность строительства нового павильона, отвечающего последним требованиям, в котором Алтарь Мира был бы защищен надлежащим образом.

В 2000 году масштабные работы, связанные с реконструкцией Алтаря Мира, были начаты.

Начало реконструкции 2000 г


От сооружения Витторио Морпурго оставили лишь одну восточную стену с нанесенным на нее в 1938 году эпиграфическим текстом Октавиана Августа «Res Gestae Divi Augusti».

Архитектор Ричард Майера спроектировал новое здание и занялся его воплощением в жизнь.

Новое открытие Алтаря Мира в Риме состоялось в 2006 году, на открытии присутствовал мэр Рима Вальтер Вельтрони, а также представители партии «Fiamma Tricolore». Без политического скандала вновь не обошлось, представители партии обвиняли правительство Рима в том, что было потрачено слишком много средств на восстановление Алтаря Мира, «чтобы осчастливить еще одного иностранного архитектора».

По сохранившимся документальным источникам было известно, что Алтарь Мира во времена Августа был богато украшен. Барельефы, как и все древнеримские статуи, были цветными. После реконструкции было решено применить цифровые технологии, чтобы оживить Алтарь Мира. В результате 22 декабря 2009 года стороны памятника осветили проекторами, наложив цветные изображения на фризы. Эта экспериментальная технология, впервые примененная в истории археологии, открыла для общественности памятник в новом видении, и была использована в дальнейшем для представления прочих археологических объектов Древнего Рима.

Алтарь мира – уникальное в своём роде строение, созданное в 13 году до нашей эры. Располагался он у реки Тибр на Марсовом поле. Изначальное его предназначение – мемориальный алтарь. С помощью него 30 января и 30 марта весталками и жрецами совершались торжественные жертвоприношения. Его построили в честь побед императора Августа, которые ознаменовали окончание гражданской войны. Но это строение было создано не только чтобы почтить Августа, но и в честь богини мира Пакс.

До Августа римляне не поклонялись такой богине. Он сам ввёл её почитание, богиня Пакс стала как бы символом его политики, направленной на налаживание мира в стране. Её изображали в облике прекрасной женщины с веткой оливы и рогом изобилия в руках.

Алтарь мира выполнен в типичном стиле для того времени. Главными его элементами с художественной точки зрения являются мраморные стены с барельефами. Их основной сюжет – почитание и возвеличивание римской цивилизации.

Как выглядит Алтарь?

Алтарь мира представляет собой четырёхугольное здание. Входы находятся на востоке и западе. Внутри расположен непосредственно сам алтарь. Он окружён со всех сторон ступенями и украшен фризом. Фриз состоит из трёх ярусов. Верхний выполнен в растительном стиле, ниже – с тематикой моря. Фриз с внешней стороны двухчастный и разделён геометрическим орнаментом, нижняя часть, как и внутри, украшена пышными элементами растений.

Стороны алтаря

Алтарь мира на каждой из своих сторон имеет удивительно красивый барельеф с изображениями, которые до сих пор обсуждают философы и историки.

На северной и южной стороне Алтаря изображены жертвенные процессии. Во главе стоит император Август. Дальше за ним идут жрецы, его семья, сенаторы и аристократия Рима. И даже сейчас, спустя тысячи лет, можно сполна прочувствовать мастерство скульпторов тех времён: на барельефах видно очень точное сходство.

На западной стороне находятся две богини, покровительствовавшие Риму. Первая – богиня земли Теллус, она считалась покровительницей плодородия и изобилия. На руках она держит двух младенцев. Одного кормит грудью, а второй сидит у неё на коленях. Композицию дополняют многочисленные цветы и обильный урожай, символизирующие плодородие города. Ещё это означало и заботу императора о благополучии своего народа. Изображение второй богини, которая считалась богиней Рома, почти не сохранилось до наших дней. Только по очертаниям можно догадываться, что она сидела на троне, сделанном из копий и мечей. В руках у неё был образ богини Виктории. По всей видимости, это означало мир, достигнутый путём войны.

Восточную сторону отвели под историю становления Рима. В сюжете барельефа показаны истории Ромула, Рема и Энея, совершающего жертвы Пенатам.

Все картины выполнены в стиле классицизма и подражают произведениям искусства классической Древней Греции.

Многогранность изображений памятника даёт туристам хорошую возможность поближе ознакомиться с устройством, политикой и настроениями Древнего Рима. Люди, жившие в то время, видели в Августе спасителя и надеялись на установление им гармонии и мира.

Повреждения и реконструкция Алтаря мира

В VI веке река Тибр вышла из берегов и залила ближнее пространство, полностью скрыв Алтарь мира. Воды отступили только в XVI веке, сильно испортив памятник. Впервые останки обнаружили рядом с Палаццо Фиано во второй половине XVI века. К сожалению, некоторые элементы уцелели лишь частично. Восстановление Алтаря было начато по приказу Бенито Муссолини.

Раскопки и реставрацию начали только в XIX веке . Позже исследования показали, что Алтарь плохо защищён. Охранное здание для Алтаря мира в Риме сделал архитектор Витторио Морпурго в 1938 году. Но потом, спустя полвека, оно пришло в негодность и начало угрожать целостности исторического памятника. В связи с этим в 2006 году был построен современный музейный комплекс, открытие которого приурочили ко дню основания города. Кроме Алтаря мира комплекс включает в себя аудитории и выставочные залы.

Музей Алтарь мира – строение прямоугольной формы из стекла и бетона. Один из самых ценных памятников времени правления Августа сейчас хорошо защищён от выхлопных газов, пыли, изменений температуры и влажности. При проектировке комплекса использовали передовые технологии, которые направлены на сохранение памятника от разрушения. Его проектировала американская студия Ричарда Мейера.

Время работы

Алтарь мира работает каждый день с 9:00 до 19:00, кроме понедельника. Билет для взрослого стоит 10,50 евро, льготный и для римских граждан – 8,50. Аудиогид обойдётся вам в 4 евро.

Как доехать?

Музей Алтарь мира расположен на улице Lungotevere in Augusta. Доехать до него можно на метро: вам нужно будет сесть на линии A и сойти на станциях Lepanto или Spagna.

Вам также может понравиться:

(лат. Ara Pacis Augustae) - уникальный исторический памятник, установленный в 13 году до нашей эры в качестве мемориального алтаря (торжественные жертвоприношения совершались 30 января и 30 марта). Достопримечательность воздвигли в честь богини мира Пакс и военных побед императора Августа, положивших конец гражданской войне, в которую была втянута вся Римская империя после убийства Юлия Цезаря.

Содержание
содержание:

Отметим, что в древнейшие времена римляне не знали богиню мира Пакс, её почитание было инициировано лично Августом в рамках его политики, направленной на нормализацию жизни гражданского общества в послевоенный период. Новую богиню изображали молодой женщиной с оливковой ветвью и рогом изобилия.

Мемориальный алтарь являлся типичным сооружением для подобных церемоний своего времени. Главный художественный интерес представляют мраморные стены, украшенные скульптурными барельефами, сюжеты которых подчинены идее всеобщего поклонения и признания величия римской цивилизации.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Архитектурное описание

Северная и южная сторона Алтаря Мира изображают жертвенную процессию, во главе которой выступает император Август (в качестве Великого понтифика). За ним следуют жрецы, семья Августа, сенаторы, патриции и важные граждане Рима. Даже спустя две тысячи лет, наблюдая барельефы в современном состоянии, можно говорить о высоком мастерстве скульпторов, которые добились портретного сходства всех присутствующих. Особенно хорошо изображены радостные дети, улыбающиеся и переговаривающиеся друг с другом.


Западная сторона представляет двух богинь, которые покровительствовали Риму. Первой из них является богиня земли Теллус, покровительница плодородия и изобилия. Теллус увековечена с двумя младенцами на руках, одного из них она кормит грудью, а другой сидит у неё на коленях. Цветы, богатый урожай и фигуры девушек, олицетворявших земные стихии, дополняют композицию. Символизируя благополучие города, эти барельефы служили напоминанием неустанной заботы императора о своём народе. Изображение второй богини на западной стороне, которой выступала богиня Рома , почти не сохранилось, но судя по всему, она восседала на троне из копий и мечей поверженных врагов, держа в руках образ богини победы Виктории, символизируя мир, достигнутый оружием.

Восточная сторона демонстрирует исторические сюжеты становления Римского государства - историю Ромула и Рема, а также Энея, приносящего жертвы Пенатам.

Таким образом, Алтарь Мира, являясь важным памятником античности, даёт возможность каждому туристу получить некоторое представление об устройстве, культуре и традициях римского общества.

В VI веке, после падения Рима (476 год), река Тибр вышла из берегов и полностью затопила Алтарь Мира. Только в XVI веке, когда вода отступила, были обнаружены отдельные сохранившиеся скульптурные элементы и рельефы сооружения.

К планомерным раскопкам и реконструкции приступили в XIX веке. В 1938 году архитектор Витторио Морпурго создал специальное охранное здание для античного памятника. Спустя 50 лет, строение пришло в негодность, стало разрушаться и угрожало сохранности Алтаря Мира. Поэтому в 2006 для достопримечательности построили новый современный музейный комплекс, приурочив его открытие к празднованию дня основания Рима. Здание архитектора Ричарда Майера, из стекла и белого травертина, включает в себя не только помещение с алтарём, но и аудитории, и выставочные залы.

Алтарь Мира – алтарь в Риме, посвященный богине мира. Монумент был сделан по поручению римского сената в 13 году до н.э. в честь возвращения императора Августа из трехлетней поездки по Римской Испании и Галлии. Освящен в 9 году до н.э. во время празднования мира, принесенного Августом Римской империи в результате многочисленных военных побед.

Алтарь Мира состоит из небольшого алтаря в центре и четырех окружающих его стен. Вдоль стен расположены двухуровневые бордюры, на которых видны изображения мира и процветания как результата превосходства Рима. Помимо этого, алтарь должен был напоминать римлянам о достижениях династии Юлиев-Клавдиев.

Алтарь Мира стоял в пределах изящного мраморного ограждения, на котором были изображены сцены традиционных римских добродетелей, а также сам император с супругой во время совершения жертвоприношений. Здесь же изображены мужчины, женщины и дети, обращающиеся к богам, - интересно, что изображение детей в то время было новшеством, если не сказать – беспрецедентным явлением. И сегодня Алтарь Мира считается шедевром, самым известным скульптурным произведением эпохи Августа. Две трети верхних сцен на монументе заняты изображениями священнослужителей, а на оставшемся пространстве расположились фигуры из римской мифологии – Ромул, Рем, король Нума, Эней и др. Вероятно, Август считал себя потомком Энея, поэтому выбор фигур был определен. В нижней части монумента изображены сцены природы.

Изначально Алтарь Мира располагался на северных окраинах Рима – он стоял на северо-восточном углу Марсова поля, территории, которую Август превратил в своеобразный музей под открытым небом. Во 2-м веке н.э. алтарь обнесли защитной стеной, и он постепенно оказался погруженным в слой земли. Первые фрагменты монумента были обнаружены в 1568 году под зданием Палаццо Киджи – они были помещены на хранение на Виллу Медичи, в Ватикан, а также галереи Уффици и Лувра. В 1859 году еще одни фрагменты были найдены на той же территории под зданием Театра Олимпия, которое было частью Палаццо Перетти. Полвека спустя, уже после того, как обнаруженные фрагменты были идентифицированы как часть Алтаря Мира, в Министерство народного образования был направлен запрос на проведение дальнейших раскопок. Разрешение было получено, но когда половина монумента была уже откопана, а 53 фрагмента тщательно изучены, раскопки пришлось остановить. Только в 1937 году, к 2000-летней годовщине со дня рождения Августа, было решено возобновить работы с применением последних технологий. А в 1938 году по приказу Бенито Муссолини для защиты Алтаря Мира было построено специальное здание рядом с Мавзолеем Августа – это была попытка дуче создать тематический парк Древнего Рима во славу фашистской Италии.

Сегодня на месте здания, возведенного по приказу Муссолини, стоит новое строение, спроектированное американским архитектором Ричардом Мейером. Оно было открыто в 2006 году. Мэрия Рима планирует создать пешеходную зону вдоль берега Тибра, ведущего к монументу.

На улице Рипетта между берегом Тибра и церковью Сан-Карло аль Корсо, расположена площадь , окруженная со всех сторон монументальными зданиями начала 20 века.

Однако истинным украшением площади служит так называемый Алтарь Мира, построенный императором Августом в 13 году до н.э. в честь военных побед императора. Август хотел видеть себя не полководцем победителем, а скорее миротворцем, который установил мир в римских провинциях.

После возвращения из и Галлии в император писал в своем отчете о ходе военных действий в сенат: “Когда я после успешных военных походов вернулся в Рим при консульстве , то сенат решил возвести на Марсовом поле в честь этого событии алтарь Августова Мира”.

Сам Алтарь состоит из собственно алтаря и ограждающих алтарь стен. Он украшен рельефами, которые изображают жертвенные процессии с участием Августа и его семьи. Сам Август увенчан лавровым венком победителя. К сожалению, сегодня от фигуры императора остались только голова и часть туловища.

Фото Алтарь мира

Эти рельефные изображения ценны еще и тем, что на них изображено семейство императора. Позади Августа в процессии принимает участие его зять Агриппа, а далее следует жена Августа Ливия со своим сыном Тиберием.

Весьма интересен порядок процессии. Агриппа следует за Августом не случайно. Именно он в тот момент был наследником императора. Однако Ливия путем многочисленных интриг сумела таки добиться императорского трона для Тиберия, который был приемным сыном Августа.

Фото Алтарь мира рельеф северной стороны


Популярное