» »

Примерное положение об оплате труда работников фгбу сферы здравоохранения, подведомственных фано — российская газета. Положение об оплате труда работников здравоохранения Приказ об оплате труда работников здравоохранения

29.03.2024

44776 0

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда, Это одна из самых трудноразрешимых проблем в экономике любой отрасли, поскольку она не только экономическая, но и, прежде всего, социальная, политическая.

Оплата труда — главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. При этом одна из вечных проблем — в какой сумме компенсировать затраты труда работающего, чтобы заработная плата не только возмещала трудовые затраты работника, но и стимулировала его интерес к качественному и производительному труду.

Две главные составляющие, которые определяют размер заработной платы работников здравоохранения: первая — форма оплаты труда, вторая — общая сумма денежных средств, которыми располагает организация здравоохранения для оплаты труда своих работников. Каждая организация здравоохранения ежегодно, ежеквартально, ежемесячно формирует фонд оплаты труда исходя из имеющихся в наличии и планируемых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений.

Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляющие: первая — фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая — средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения. В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями организации здравоохранения, а в рамках подразделений — между сотрудниками с учетом квалификационных групп и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.

Фонд оплаты труда — суммарные денежные средства организации здравоохранения, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, доплаты работникам, а также компенсирующие выплаты.

На первом этапе планирования фонда оплаты труда определяется число должностей медицинского персонала. Причем здесь возможно дна подхода: первый — в соответствии со штатными нормативами, которые в настоящее время носят рекомендательный характер, второй — исходя из объема работы организации здравоохранения и ее подразделений. На практике, как правило, встречается сочетание того и другого подходов.

Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии с типовыми штатами, утвержденными для данного типа организаций с учетом особенностей и объема работы. На основании штатного расписания составляются тарификационные списки должностей работников, которые служат основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения.

Наименование должностей из числа врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала должно соответствовать Номенклатуре специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, которая утверждается МЗиСР Российской Федерации.

Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работ-пиков определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющем порядок оплаты соответствующих должностей.

Основные формы оплаты труда медицинских работников:
. повременная;
. сдельная;
. контрактная.

При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от объема выполненной работы.

Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема выполненной работы за определенный период времени (чаще — за месяц).

Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, который измеряется объемом выполненной работы.

Однако в здравоохранении трудно измерить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчислении. К тому же если выполненная работа носит коллективный характер, то приходится либо выделять долю объема работ, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ).

Контрактная форма оплаты труда позволяет достаточно объективно учесть объем и качество выполненной работы. В настоящее время данная форма считается наиболее прогрессивной.

С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе здравоохранения. Введение данной системы позволит отказаться от ранее существовавшего директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения (на основе Единой тарифной сетки) и учитывать специфику медицинского труда.

Новая система оплаты труда предусматривает следующие составляющие, которые будут учитываться при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника:
. базовый оклад;
. компенсационные выплаты;
. стимулирующие выплаты.

Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) — минимальный должностной оклад работника государственного или муниципального учреждения, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Профессиональная квалификационная группа устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранением.

Компенсационные выплаты — доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).

Стимулирующие выплаты — доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).

Механизм реализации этой системы оплаты труда состоит в заключении трудовых договоров с каждым работником организации здравоохранения.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Регистрационный N 35520

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52, ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы здравоохранения, подведомственных Федеральному агентству научных организаций.

2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным учреждениям сферы здравоохранения, подведомственным Федеральному агентству научных организаций, привести до 1 января 2015 года системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением, утвержденным настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель М. Котюков

Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы здравоохранения, подведомственных Федеральному агентству научных организаций

I. Общие положения

1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы здравоохранения, подведомственных Федеральному агентству научных организаций (далее соответственно - Положение, учреждения), разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52, ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373), с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. N 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений" (признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 01/8393-АВ) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284; Российская газета, 2014, N 118).

2. Настоящее Положение регулирует порядок оплаты труда работников учреждения за счет всех источников финансирования.

3. Система оплаты труда работников учреждений устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. При утверждении положения об оплате труда работников учреждения необходимо учитывать мнение представительного органа работников. Размеры окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда учреждения.

4. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором.

5. Определение размеров заработной платы осуществляется в соответствии с системой оплаты труда работников учреждений как по основным должностям, так и по должностям, занимаемым в порядке совместительства. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

6. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 270; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3405; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49, ст. 6918) (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации).

7. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с настоящим Положением не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой в соответствии с ранее применяемой системой оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

8. Фиксированный размер оклада (должностного оклада), размеры и условия установления выплат компенсационного и стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к трудовому договору).

II. Порядок и условия оплаты труда работников учреждения

9. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:

единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

государственных гарантий по оплате труда;

перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях;

перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

настоящего Положения;

рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением комиссии;

мнения представительного органа работников;

систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы);

плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 130; N 45, ст. 5863; 2014, N 19, ст. 2468).

10. Размеры окладов (должностных окладов) работников учреждений, занимающих должности специалистов и служащих, рекомендуется устанавливать на основе отнесения занимаемых ими должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ).

11. В случае если должности служащих, включенные в ПКГ, не структурированы по квалификационным уровням, то размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются по ПКГ.

Минимальные размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам / квалификационным уровням приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.

12. Оклады (должностные оклады) заместителей руководителей (начальников) структурных подразделений учреждения, за исключением оклада (должностного оклада) заместителей главного бухгалтера, рекомендуется устанавливать на 10 - 20% ниже окладов (должностных окладов) руководителей (начальников) соответствующих структурных подразделений.

13. Размеры окладов (должностных окладов) работников учреждений, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих, рекомендуется устанавливать в зависимости от разряда выполняемых работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Минимальные размеры окладов (должностных окладов) по разрядам выполняемых работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.

14. Оплата труда научных работников учреждений сферы здравоохранения производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений сферы научных исследований и разработок.

15. Оплата труда педагогических работников учреждений сферы здравоохранения производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений сферы образования.

16. С учетом условий труда работникам учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой III настоящего Положения.

17. Работникам учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера, предусмотренные главой IV настоящего Положения.

III. Порядок и условия установления выплат компенсационного характера

18. С учетом условий труда и норм законодательства Российской Федерации работникам учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера.

19. В соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный N 11081), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 738н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13145) и от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284), работникам учреждений могут быть осуществлены следующие выплаты компенсационного характера:

а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

г) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

20. Оплата труда работников учреждений, занятых на работах с вредными, опасными и особыми условиями труда, производится в повышенном размере по результатам специальной оценки условий труда. Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, то повышение оплаты труда не производится.

Размер выплаты компенсационного характера определяется путем умножения оклада (должностного оклада) на соответствующий процент.

21. В районах с особыми климатическими условиями к заработной плате работников учреждений применяются:

а) районные коэффициенты;

б) коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях;

в) коэффициенты за работу в высокогорных районах;

г) процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условия их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. При совмещении должностей (профессий), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работникам учреждений устанавливается доплата по соглашению сторон.

23. Повышение оплаты труда за работу в ночное время производится работникам учреждений за каждый час работы в ночное время в соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3640).

Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время.

Расчет повышения оплаты труда за работу в ночное время определяется путем деления оклада (должностного оклада) работника учреждения на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от продолжительности рабочей недели, устанавливаемой работнику.

Размер повышения оплаты труда за работу в ночное время работникам учреждений устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

24. Оплата сверхурочной работы, оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни работникам учреждений устанавливается в соответствии со статьями 152 и 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

25. Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливается в размере и порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст. 4083; 2008, N 23, ст. 2727; 2012, N 12, ст. 1410; 2013, N 13, ст. 1559).

IV. Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера

26. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный N 11080), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 739н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13146) и от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714), работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

27. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. Рекомендуемый объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет средств федерального бюджета.

28. Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда, сформированного из всех источников.

29. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Максимальными размерами выплаты стимулирующего характера не ограничены.

30. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладу за квалификационную категорию, наличие почетного звания приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.

Повышающие коэффициенты к окладу за квалификационную категорию, наличие почетного звания суммируются по каждому из оснований.

Повышающий коэффициент к окладу за наличие почетного звания применяется только по основной работе.

При наличии у работника двух почетных званий "Народный врач" и "Заслуженный врач" упомянутый коэффициент применяется по одному из оснований.

Размер выплаты за качество выполняемых работ определяется путем умножения оклада (должностного оклада) на соответствующий коэффициент.

31.1. Для медицинских и фармацевтических работников учреждений:

перевыполнение отраслевых норм нагрузки;

участие в федеральных и отраслевых программах;

удовлетворенность населения качеством медицинской помощи;

качественное выполнение стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, соблюдение клинических рекомендаций, протоколов лечения больных;

применение в практической работе новых медицинских технологий;

осуществляемое по поручению руководства учреждения наставничество и педагогическую деятельность;

оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи.

31.2. Для работников учреждений, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих:

особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения);

выполнение особо важных и срочных работ.

32. При установлении выплат стимулирующего характера работникам учитывается:

успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;

инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

участие работника в выполнении важных работ, мероприятий.

33. Конкретный размер стимулирующей выплаты может определяться как в процентах к окладу (должностному окладу) работника, так и в абсолютном размере.

V. Условия оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей, главного бухгалтера

34. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1958).

35. Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется Федеральным агентством научных организаций в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре, либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.

36. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений приказами руководителей по соответствующим учреждениям.

37. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений выплачиваются по решению Федерального агентства научных организаций с учетом достижения показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.

38. Руководителям учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III настоящего Положения в зависимости от условий их труда.

39. Заместители руководителей учреждений и главные бухгалтера имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV настоящего Положения в зависимости от условий их труда.

Размер и порядок оплаты труда человеку является неотъемлемым составляющим любого трудового договора. Иногда денежные выплаты состоят не просто из конкретной суммы, а складываются из нескольких параметров. В этом случае размер оплаты целесообразно прописать не в тексте самого договора, а в специальном локальном акте.

Размер оплаты труда медицинских работников бюджетных организаций детально регулируется нормативными актами. В связи с этим положение о системе оплаты труда работникам здравоохранения имеет свою специфику по сравнению с аналогичными положениями коммерческих фирм. Об особенностях положения об оплате труда в учреждении здравоохранения речь пойдет в настоящей статье.

Нормативная основа положения по оплате труда работников здравоохранения 2016

По общему правилу положение, регламентирующее порядок и условия выплат сотрудником, принимается работодателем на основе действующего законодательства. Однако, учитывая, что в государственных организациях медицинские работники получают финансирование из бюджета, их зарплата четко регулируется органами власти. В 2008 году произошла обширная реформа в области оплаты труда работников бюджетной сферы. Произошел переход к принципиально новой системе оплаты труда. Рассмотрим основные нормативные акты, регулирующие положение об оплате труда в государственных учреждениях здравоохранения.

  1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год. Данный документ представляет собой рекомендации по установлению систем оплаты труда работников-бюджетников и призван создать единый подход к регулированию зарплаты всех сотрудников бюджетной сферы. Этот нормативный акт служит своеобразным ориентиром для принятия специализированных законов, регламентирующих оплату труда в конкретной сфере.
  2. Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н содержит примерные положения об оплате труда работников бюджетной сферы.
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 и Приказ от 31.03.2008 № 149н устанавливают квалификационные группы должностей работников в сфере здравоохранения.
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.08.2008 N 463н содержит размеры минимальных окладов по каждой из должности.
  5. Приказ Минздрава России от 31.10.2014 N 696н – ведомственный акт, устанавливающий детальный порядок и условия оплаты труда работников организаций здравоохранения, которые подведомственны непосредственно Минздраву.
  6. Акты субъектов, устанавливающие особенности оплаты труда работников здравоохранения в конкретном регионе. Примером такого акта может служить Постановление Правительства Московской области от 03.07.2007 N 483/23.

Что нужно знать кадровику о положении по оплате труда работников здравоохранения?

В каждой бюджетной организации должно быть принято свое положение об оплате труда в учреждении здравоохранения. Как правило, его разработка ложится на плечи кадровика. В связи с этим кадровому сотруднику необходимо детально изучить нормы трудового права, ведомственные и местные акты по данному вопросу, чтобы не нарушить закон.

Структура положения об оплате труда

Положение об оплате труда обычно состоит из следующих разделов:

1. Общие положения. Этот раздел включает цели и задачи принятия положения, круг лиц, на которых распространяется данный акт, сроки и способы выплаты зарплаты, правила предоставления сотрудникам расчетного листка, перечень лиц, ответственных в данной организации за выплату зарплаты.

2. Системы оплаты труда – прописываются категории сотрудником, которым начисляются различными способами денежное вознаграждение. В положении об оплате труда работников учреждений здравоохранении категории устанавливаются в зависимости от принадлежности должности к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Например, размер оклада у врача 1 и 2 квалификационного уровня должен отличаться.

3. Нормирование труда. В данном разделе необходимо указать, каким образом учитывается выполнение норм в плане документооборота. При этом надо учитывать нормы трудового законодательства, устанавливающие, что для медицинских работников устанавливается рабочая неделя не более 39 часов.

4. Основная зарплата. Нужно прописать размер тарифных расценок, а также сделать ссылку на штатное расписание бюджетной организации. Непосредственно сам размер окладов по каждой должности устанавливается руководителем

5. Оплата труда в особых условиях. В этом разделе указываются надбавки, компенсации, например, за дежурство в ночное время, выход в нерабочий день, за работу в особых климатических условиях и другие.

6. Надбавки за выполнение дополнительных обязанностей таких, как совмещение профессий, за замену отсутствующего сотрудника, ученую степень.

7. Поощрение за труд . В данном разделе необходимо прописать все применяемые премии, а также условия и порядок выплат стимулирующего характера.

8. Социальные льготы, гарантии и выплаты. Например, медицинская страховка или порядок предоставление материальной помощи работнику.

9. Индексация зарплаты – периодичность индексации, ее порядок и сроки.

10. Ответственность работодателя.

11. Заключительные положения. Здесь устанавливается срок действия положения об оплате труда, порядок его утверждения и внесения изменений.

Пример оформления положения об оплате труда

Порядок ознакомления с положением об оплате труда работников учреждений здравоохранения

Кроме правильного содержания, чрезвычайно важно соблюсти формальные требования, касательно ознакомления работников здравоохранения с условиями оплаты труда. До подписания трудового договора с бюджетником, необходимо под роспись ознакомить его с правилами оплаты труда. Если это сделано не было, то организация здравоохранения может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового права.

Особенности положения об оплате труда в здравоохранении

Оплата труда медиков складывается из трех составляющих:

  • базовый оклад, умноженный на коэффициент по квалификационному уровню;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты.

Стимулирующие выплаты бывают 4 видов:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

С введением на законодательном уровне эффективных контрактов в бюджетной сфере значительно выросла доля стимулирующих выплат. При этом размер данных выплат зависит не только от работы самого медика, но и от эффективности деятельности в целом учреждения и его непосредственного руководителя.

Оплата труда медикам в ночное время и сверхурочно

Специфика работы медицинских сотрудников заключается в обилии работы в ночное и сверхурочное время. Поэтому особое внимание при разработке положения об оплате труда работников здравоохранения необходимо уделить данным условиям.

В соответствии со ст. 154 ТК РФ предусмотрена повышенная плата за ночные часы. Минимальные размеры повышения оплаты за ночную работу установлены в следующем пределе - с 22 часов до 6 часов - 20% от часовой тарифной ставки.

Сверхурочная работа также должна оплачиваться дополнительно:

  • за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере,
  • за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Сверхурочная работа может быть компенсирована дополнительным временем отдыха.

Конкретные размеры компенсаций за сверхурочную работу и ночную работу устанавливаются бюджетной организации в положении об оплате труда, но они не могут быть меньше тех гарантий, которые установлены законом.

Положение об оплате труда работников учреждений здравоохранения – обязательный кадровый и финансовый документ в каждой медицинской организации. В нем указываются все условия, сроки и порядок денежных выплат, причитающихся медикам за выполняемую работу. Положение о системе оплаты труда работникам здравоохранения представляет собой локальный акт, принимаемый непосредственно организацией с учетом всех норм, указанных в законе. Оплата труда медицинских работников складывается из нескольких составляющих, большая из которой приходится на стимулирующие выплаты.

И зменения в системе оплаты труда работников государственных учреждений, в т. ч. учреждений здравоохранения, начались семь лет назад (1 декабря 2008 г.) с признания утратившими силу следующих нормативных актов:

  • постановления Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (в связи с изданием постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов…»);
  • приказа Минздрава России от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития России от 28.10.2008 № 598н «О признании утратившими силу некоторых актов…»).

В дальнейшем в связи с переходом на новую систему оплаты труда было принято множество нормативных актов, регулирующих различные аспекты формирования заработной платы работников и руководителей государственных учреждений. Необходимо обратить внимание на то, что большая часть работы по совершенствованию системы оплаты труда была передана для регулирования субъектам РФ и соответствующим государственным органам управления по видам экономической деятельности.

Основополагающие документы, регулирующие оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений

Основополагающими в части регулирования оплаты труда, несомненно, являются нормы ТК РФ. Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Соответствующий порядок определен постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений).

Ведомственные приказы в сфере здравоохранения

В сфере здравоохранения следует руководствоваться ведомственными приказами: приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений» и приказом Минздрава России от 31.10.2014 № 696н «Об утверждении Положения об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, по виду экономической деятельности „Здравоохранение и предоставление социальных услуг“».

В государственных учреждениях субъектов РФ системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.

Соответствующий порядок установлен распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р <Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы>, приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» (далее - приказ № 167н).

Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Профессиональные квалификационные группы - это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. На этот счет существует приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, а приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2008 № 149н - профессиональные квалификационные группы должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Приказом Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н утверждены Методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются локальными нормативными актами.

Также хотелось бы обратить внимание на ряд дополнительных действующих нормативных актов, применяющихся при оценке эффективности работы конкретных сотрудников:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 № 325 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача)»;
  • приказ Минздравсоцразвития России от 19.04.2007 № 282 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового»;
  • приказ Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 № 326 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности медицинской сестры врача общей практики (семейного врача)».

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Для федеральных государственных учреждений применяются следующие приказы:

1) приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»;

2) приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»;

3) приказ Минздрава России от 11.07.2013 № 451 «О целевых показателях эффективности деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и критериях оценки эффективности и результативности деятельности их руководителей, условиях премирования руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации»;

4) приказ Минздравсоцразвития России от 18.05.2011 № 404н «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Для региональных учреждений действуют:

1) приказ Минздрава России от 28.06.2013 № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников» (далее - приказ № 421);

2) приказ Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 72 Закона об охране здоровья, медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, у них есть право на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также с конкретными результатами деятельности.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Так, решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 (протокол № 11) утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (далее - Единые рекомендации - 2015).

Обратим внимание на основополагающие моменты:

  • размеры и условия оплаты труда, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не должны ухудшать размеры и условия, установленные ТК РФ, законами и иными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда;
  • максимальный размер зарплаты не должен быть ограничен;
  • нормы труда для работников можно пересматривать по мере совершенствования или внедрения новой техники, новых технологий, при проведении мероприятий по повышению эффективности труда.

Особенно следует остановиться на пп. 26–27 Единых рекомендаций - 2015. Согласно п. 26 должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10–30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Предельное соотношение заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров предлагается устанавливать путем определения соотношения средней заработной платы заместителей руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

В п. 27 указывается, что выплаты компенсационного характера устанавливаются заместителям руководителей и главным бухгалтерам учреждений в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений рекомендуется устанавливать с учетом целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых руководителям учреждений.

Другое важное положение содержится в подп. «в» п. 39 Единых рекомендаций - 2015: «В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях рекомендуется провести работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, направленных на внедрение новых подходов к оплате труда работников, сбалансировав структуру заработной платы работников таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55–60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, за квалификационную категорию, 10–15% структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.

Механизм формирования заработной платы работников учреждений здравоохранения

Поскольку детально останавливаться на приведенных нами нормативных актах и проводить их подробный анализ целесообразно лишь на уровне конкретных учреждений здравоохранения с учетом действующих нормативных актов субъектов РФ, далее в таблице кратко рассмотрим, каким образом формируется заработная плата работников учреждений здравоохранения.

Оплата труда - составляющие
Должностной оклад = базовый оклад x повышающий коэффициент по квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы Компенсационные выплаты: а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями: - районный коэффициент; - коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях; - коэффициент за работу в высокогорных районах; - надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; Стимулирующие выплаты: а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы: - надбавка за интенсивность труда; - премия за высокие результаты работы; - премия за выполнение особо важных и ответственных работ; б) выплаты за качество выполняемых работ: - надбавка за наличие квалификационной категории; - премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;
в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: - доплата за совмещение профессий (должностей); - доплата за расширение зон обслуживания; - доплата за увеличение объема работы; - доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; - доплата за выполнение работ различной квалификации; - доплата за работу в ночное время; г) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами в) выплаты за стаж работы, выслугу лет: - надбавка за выслугу лет; - надбавка за стаж непрерывной работы; - надбавка за стаж работы; г) премиальные выплаты по итогам работы: - премия по итогам работы за месяц; - премия по итогам работы за квартал; - премия по итогам работы за год

Перечень компенсационных и стимулирующих выплат приведен согласно письму Минздрава России от 04.09.2014 № 16–3/10/2–6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников».

В письме сказано, что при отнесении в системах оплаты труда выплат к выплатам компенсационного характера и выплатам стимулирующего характера следует руководствоваться п. 11 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (утв. приказом № 167н).

Выплаты стимулирующего характера начисляются с учетом показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников, которые устанавливаются с учетом положений приказа №  421.

Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами.

Документы, принимаемые на региональном уровне (на примере г. Москвы)

В процессе перехода на новую систему оплаты труда в рамках применения указанных выше нормативных актов на региональном уровне принимаются документы, непосредственно регламентирующие новую систему оплаты труда в учреждениях по видам экономической деятельности. В качестве примера рассмотрим правовое регулирование оплаты труда работников в учреждениях здравоохранения г. Москвы. Порядок формирования заработной платы для всех учреждений города определен следующими нормативными актами:

  • постановлением правительства Москвы от 28.05.2012 № 241-ПП «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее - постановление № 241-ПП);
  • приказом департамента здравоохранения г. Москвы от 09.06.2012 №  531 «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее - приказ № 531);
  • постановлением правительства Москвы от 24.10.2014 № 619-ПП «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее - постановление № 619-ПП);
  • приказом департамента здравоохранения г. Москвы от 31.12.2014 №  1139 «О мероприятиях по переходу на новую систему оплаты труда работников учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения города Москвы».

Обращаем внимание на то, что постановления правительства Москвы от 19.07.2005 № 523-ПП и от 28.12.2010 № 1088-ПП утратили силу с 1 марта 2015 г. в связи с принятием постановления правительства Москвы от 29.10.2014 № 640-ПП.

Действие постановления № 619-ПП в части введения новой системы оплаты труда работников в срок до 1 марта 2015 г. согласно п. 7.2 этого постановления не распространяется на государственные учреждения г. Москвы, осуществившие введение систем оплаты труда в соответствии с постановлением № 241-ПП.

Хотелось бы обратить внимание на нестыковку ряда положений постановления № 619-ПП и приказа № 531. Например, в п. 10 Положения о новых системах оплаты труда работников (утв. постановлением №   619-ПП) установлено, что размер должностного оклада заместителей руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливается на 10–30% ниже размера должностного оклада руководителя учреждения (п. 10).

Та же норма содержится в п. 4.5 приказа № 531. Однако постановлением в п. 11 введена дополнительная зависимость размера оплаты труда заместителей не только от должностного оклада руководителя, но и от размера его средней заработной платы: предельный уровень средней заработной платы заместителей руководителя государственного казенного и государственного бюджетного учреждений устанавливается руководителем на 10–30% ниже предельного уровня средней заработной платы руководителя.

Считаем, что исходя из юридической силы сравниваемых нормативных актов надлежит руководствоваться постановлением № 619-ПП, при этом учреждениям необходимо дополнить соответствующий раздел Положения об оплате труда указанной нормой. Если на практике средняя зарплата заместителей выходит за рамки 10-30-процентного снижения относительно средней зарплаты руководителя, при этом должностной оклад на 10–30% ниже размера оклада руководителя, следует пересмотреть размер и условия начисления компенсационных и стимулирующих выплат заместителям.

В настоящее время большинство учреждений здравоохранения г. Москвы применяют приказ № 531, принятый во исполнение постановления № 241-ПП. В самом постановлении № 241-ПП не содержится конкретных положений о порядке исчисления оплаты труда. С другой стороны, вступает в силу постановление № 619-ПП, которое содержит ряд конкретных норм о новой системе оплаты труда. В целом это постановление перекликается с уже используемой системой оплаты труда, за исключением введенной зависимости размера средней зарплаты заместителей от средней зарплаты руководителя. На первый взгляд это кажется несущественным. Однако на практике может получиться, что средняя заработная плата заместителя, имеющего оклад на 10–30% ниже оклада руководителя, по итогам года с учетом начисленных стимулирующих выплат будет ниже заработной платы руководителя всего на 3–5%. А в организациях с вредными условиями труда с учетом начисленных компенсационных выплат она может оказаться даже выше.

Итак, с практической точки зрения новая система оплаты труда сложна в применении и слабо доступна пониманию рядового персонала. Однако при грамотном подходе и детальной проработке она дает администрации организации возможность более полно и адекватно оценить качество работы каждого сотрудника.

Популярное