» »

Михаил черниговский, благоверный князь. Святой благоверный князь михаил черниговский и боярин его феодор Благоверный князь михаил черниговский

23.04.2024

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом (память 4 февраля), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224–1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение – его особое разрешение – ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор . В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1245 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора – он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор († 1246). Замучены были († 1270), († 1318), его сыновья Димитрий († 1325) и Александр († 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде – святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1578 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года – в Архангельский собор Московского Кремля.

Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине ХVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

«Род праведных благословится», – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь – (память 25 сентября) и его внука – (память 20 сентября).

Среди правителей Чернигова выделяется прославленный в лике святых Михаил Всеволодович. Он был великим князем Черниговским с 1224 по 1234 год. Несколько раз приглашался в Новгород. Во время опустошительного нашествия Батыя бежал в Венгрию. Но возвращении на Русь отправился в Орду, где принял мученическую кончину вместе со своим боярином Феодором. Общерусская канонизация Михаил Черниговского состоялась на Макарьевских церковных соборах середины XVI века.

Михаил Всеволодович, князь Черниговский, известный , выдающаяся и просто мужественный человек.

Рождение Святого Михаила Черниговского

Михаил Черниговский родился на излете XII столетия, в 1180-е или 1190-е годы. Его отец — знаменитый князь Всеволод Святославич Чермный, трижды занимавший киевский престол и столько же раз его терявший; мать — дочь польского короля Казимира II Справедливого Мария. В 20—40-е годы XIII века Михаил Черниговский принимал деятельное участие в политической жизни Южной и Северо-Восточной Руси, боролся, как и Всеволод Чермный, за Киев.

Михаил - князь Черниговский

В 1223 году он участвовал в первом сражении русских с монголами на реке Калке. Среди многих князей, павших при Калке, был его дядя Владимир Святославич Черниговский. Смерть дяди позволила Михаилу занять черниговский стол.

Княжение в Киеве и бегство в Венгрию

В 1238 году Михаил добился долгожданной цели — он стал великим князем Киевским. На следующий год по его приказу были убиты послы Батыя, прибывшие в Киев для переговоров. Опасение последствий этого убийства заставило великого князя оставить стольный город и искать политического убежища: Михаил бежал в Венгрию. Все русские владения бывшего великого князя Киевского тут же захватили и разделили меж собою другие князья — раздробленная удельная Русь жила своими порядками.

По возвращении на родину и нескольких лет пребывания здесь в статусе persona non grata Михаил в 1246 году отправился в ставку Батыя. Вероятнее всего, он хотел получить от властелина улуса Джучи ярлык на Черниговскую землю.

Михаил Черниговский едет в Орду


Перед аудиенцией Михаил должен был пройти особый языческий обряд очищения огнем, а также поклониться идолам и солнцу. Князь отказался выполнить обряд, сказав:

«Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу»

Ни угрозы со стороны монголов, ни мольбы свиты подчиниться требованиям не повлияли на решение Михаила. За свой отказ он был предан смерти. Вместе с князем погиб и его верный боярин Феодор, единственный из свиты не только открыто вставший на сторону Михаила, но и укреплявший князя не поддаваться нажиму окружающих.

О стойкости мучеников книжник XVI века Григорий Суздальский писал:

«Вем полнаго благодатей благовернаго великаго князя Михаила Черниговскаго — и мученика и преподобна... и врага посрамивша и мучителево злобуйство обличивша с доблим его болярином Феодором, ради исповеданиа Православныа веры от Владыкы Христа сподобишася приати почести венца нетленныа».

Князя тайно похоронили верные ему приближенные, а позже его останки перенесли в Чернигов. Дата убиения Михаила и Феодора, 20 сентября 1246 года, сохранилась в церковной памяти.

Начало почитания мученика Михаила Черниговского

Местное церковное почитание мучеников было установлено вскоре после их гибели дочерью Михаила Черниговского Марией, вдовой убитого в 1238 году во время монгольского нашествия ростовского князя Василька. Пережившая по вине иноплеменников смерть и отца, и мужа княгиня вместе с сыновьями построила в честь своих близких церковь в Ростове.

«Сказания» о Михаиле и его боярине Феодоре

Через непродолжительное время появился и первый письменный памятник, посвященный мученикам, — краткий вариант «Сказания» о Михаиле и его боярине Феодоре. Историки считают, что возникновение «Сказания» следует датировать до 1271 года. Первый, краткий, вариант лег в основу других повествований о мучениках, включая Житие Михаила Черниговского. Не позже конца XIII века возникла пространная редакция — «Слово новосвятою мученику, Михаила князя русскаго и Феодора воеводы перваго в княжении его», — автором которой был некий священник по имени Андрей.

Как и в первоначальном кратком сказании, так и во всех остальных редакциях этого произведения гибель Михаила и его боярина Феодора трактуется как гибель за христианскую веру. Исследователь древнерусской литературы Л. А. Дмитриев подчеркивал:

«Такое осмысление убийства черниговского князя в Орде в условиях монголо-татарского господства носило характер политического протеста. Благодаря этому рассказ о гибели русского князя, не покорившегося воле „поганых“ и пожертвовавшего своей жизнью за чистоту христианства, приобретал общерусскую патриотическую окраску».

Когда какое-либо смущение и брани или иную какую пагубу видишь, не думай, что это просто проявление непостоянного мира или следствие какого-то случая: но знай, что все это попускается по изволению Всемогущего Бога за грехи наши, дабы согрешающие приходили в чувство исправление. Сначала Бог не сильно нас грешных наказывает, когда же не исправляемая, тогда великие наказания наводит, так же, так в древности на израильтян, на тех, кто не захотел исправляться от веревок Христова. По попущению пасли их жезлом железным, то есть римлянами, по пророчеству Даниила. Малые же казни, которые сначала Господь попускает,- это мятежи, голод, напрасные смерти, междоусобные брани и тому подобное.


Картина «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя» работы В. Смирнова. 1883 г.

Если же ими грешные не уцеломудряются, назюдит немилостивое и тягчайшее нашествие иноплеменных, чтобы люди пришли в чувство ж обратились от путей своих лукавых, как говорит пророк: «Когда убивали их, тогда взыдали Меня». Это можно приложить и к нам, ж ко всей земле Российской. Когда мы благость Всемилостивого Бога злонравием своим прогневали и благоутробие Его премного огорчили, в чувство же придти и уклониться от зла благие дела творить не захотели, тогда весь разгневался на нас Господь яростью и восхотел лютейше наказать наши беззакония казнью.

Попустил придти на нас безбожным и бесчеловечным варварам, которые зовутся татарами, и нечестивейшим и беззаконнейшим яарем их Батыем. В бесчисленном множестве силы своей языческой пришли на Российскую аашу землю, в год от сотворения мира 6746, от звоплощения же Бога Слова - 1238, всю силу гистианских царей и князей сокрушили и потоптали, все города разорили и всю землю гнем и мечом пленили и опустошили. Никто не мог безбожной той силе противостать, ей из-за грехов наших предал нас Бог, сказавший в пророчестве: «Если захотите и послушаете Меня, благую землю наследуете; если же не послушаете Меня, меч вас истребит».

В то время избежавшие меча и пленения христиане укрывались в горах и непроходимых пустынях и видели удивительное: селения, города и деревни опустошенные, там, где дикие звери жили, там люди водворились, укрываясь от варваров. В то время благочестивый и приснопамятный великий князь Киевский и Черниговский Михаил, сын Всеволода Черного, внук Олегов, от юных лет привыкший добродетельно жить, возлюбив Христа, Ему служил от всей души, и светилось в нем душевное незлобие.

Был он кроток и смирен, и ко всем добр, и к нищим весьма милостив. Молитвою же и пощением всегда угождал Богу и всеми добрыми делами украшал свою душу, чтобы была она прекрасным жилищем Бога Творца. Был у него любимый боярин, во всех добродетелях ему подобный, именем Феодор, с ним же он и душу свою за Христа положил, пострадав от скверного Батыя, как мы сейчас расскажем.

Ко благоверному и христолюбивому князю, княжившему в Киеве, прислал злочестивый Батый татар своих соглядатаями в Киев. Те же, увидев величие и красоту города, удивились и, возвратившись, рассказали Батыю о преславном городе Киеве. Батый же направил послов к князю Михаилу в Киев, прельщая его, чтобы он поклонился ему. Великий же князь Михаил уразумел ложь их, поскольку лукавством хотели взять город и опустошить его.

Слышал он и о безбожии варваров, что они всех, кто по своей воле предавался и поклонялся им, немилостивно избивают, повелел послов тех погубить. У ведал же о наступающей великой татарской силе, которое в великом множестве (воинов же было шестьсот тысяч), как саранча, на всю землю Российскую напали и брали крепкие города. И уразумев, что не уцелеть Киеву от приближающихся врагов, бежал в Венгрию с боярином своим Феодором и жил пришлецом в земле чужой, скитаясь и скрываясь от Божьего гнева, последовав словам: «Укрывайтесь до тех пор, пока не пройдет гнев Божий».

После того как оставил он Киев, многие князья пытались возглавить российское великое княжение, но не сумели защитить Киев от Батыя нечестивого, поскольку пришел со всею своею силою и захватил Киев, как и Чернигов, и другие великие и крепкие российские города и княжения. И все опустошил огнем и мечом, в год от сотворения мира 6748, воплощения же Бога Слова - 1240. Тогда преславный и превеликий великого княжения российского престольный город был разорен рукою христоненавистных язычников вконец: и пали сильные от меча агарянских людей, одни были перебиты, другие в плен отведены. Прекрасные Божий церкви осквернены и сожжены. Исполнились слова Давида: «Боже, язычники пришли в наследие Твое, осквернили святой храм Твой, трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела праведных Твоих зверям земным; пролили кровь их, словно воду, и не было того, кто похоронил бы их».

О том, что это сбывается в земле Российской, князь Михаил в странствованиях своих слышал, рыдая неутешно о единоверных своих братьях и об опустении земли своей. Также стало ему известно, что оставшимся в городах людям, а их немного уцелело от меча и плена, повелел нечестивый царь безбоязненно жить, обложив их данью. И многие российские князья, бежавшие в далекие страны и в чужие земли, услышав об этом, возвращались в Россию и, поклонившись царю нечестивому, принимали свои княжения и дани ему давали, проживая в разоренных своих городах.

Так и благочестивый князь Михаил с боярином своим Феодором и со всеми людьми возвратился из странствований, предпочитая дани давать царю нечестивому и в отечестве своем, пусть даже и опустевшем, жить, нежели пришлецом быть в земле чужой. И сначала пришел в Киев и, увидев места святые опустевшими и небу подобную церковь Печерскую разоренной, горько плакал. И ушел в Чернигов. И пока он отдыхал, услышали татары о возвращении его. Пришли посланцы от Батыя и начали звать его, как и прочих князей российских, к царю своему Батыю, говоря: «Нельзя вам жить в земле батыевой, не поклонившись ему. Грядите и поклонитесь, и будьте ему данниками, и тогда в домах своих пребывайте».

Было же от царя того устроено: те из князей российских, которые приходили к нему на поклон, то волхвы и жрецы татарские их брали и проводили через огонь. И если что приносили в дар царю, от всего того по небольшой части брали и бросали в огонь. Проведя через огонь, принуждали идолам поклоняться, Кану и Кусту и солнцу, и после этого царю их представляли. И многие из князей российских из-за страха и ради того, чтобы получить право на княжение, смирялись: проходили через огонь, и идолам поклонялись, и получали от царя то, чего добивались.

Услышал же благочестивый князь Михаил, что многие из князей российских, прельстившись славою мира сего, поклонились идолам, весьма сожалел и возревновал о Господе Боге Своем. И замыслил идти к царю неправедному и лукавнейшему более прежде бывших и дерзновенно перед ним исповедать Христа и кровь свою за Господа пролить. Замыслив это и духом возгоревшись, призвал верного своего советника, боярина Феодора, и рассказал ему о замысле. Он же, будучи благоразумным и верным, похвалил намерение господина своего и обещал ему не отступать от него до кончины, но вместе с ним положить душу свою за Христа.

И посовещавшись, утвердились в намерении идти и умереть за исповедание Иисуса Христа. Восстав же, пошли к отцу своему духовному Иоанну, желая ему рассказать о решении своем. И придя к нему, сказал князь: «Хочу, отче, идти к царю, как и все князья российские» Духовник же, услышав это тяжкое слово и глубоко вздохнув, сказал: «Многие туда пошли и души свои погубили, сотворив волю цареву и поклонившись огню и солнцу и прочим идолам. И ты, если хочешь, иди с миром, но только молю тебя, не усердствуй перед ними, не делай того, что они сделали ради временного княжения: не проходи сквозь огонь нечестивых, и мерзким богам их не поклоняйся. Один у нас Бог - Иисус Христос. И пусть ничто не войдет в уста твои из идоложертвенных яств, да не погубишь души своей». Князь же с боярином отвечали: «Хотим мы за Христа пролить кровь свою, положить за Него души наши, да станем мы для Него благоприятной жертвой».

Услышав это, возрадовался Иоанн духом и, посмотрев на них с радостью, сказал: «Если это исполните, блаженны будете и в этом последнем роде мучениками наречетесь». Поучив же их Евангелию и от иных книг, причастил Божественных Тайн тела и крови Владычного п. И благословив их, отпустил с миром, сказав: «Господь Бог да укрепит вас и да пошлет вам дар Святого Духа, чтобы быть вам крепкими в вере и дерзновенными во исповедании имени Христа и мужественными в страданиях. И да причтет вас Царь Небесный к лику первых святых мучеников». И пошли они домой.

Приготовившись же в путь, мир подав домашним своим, пошли спешно, молясь Богу и распаляясь сердечною к Нему любовью и желая венца мученического, как стремится олень на источники водные. И когда пришли они к безбожному царю Батыю, то возвестили ему о пришествии их. И призвал царь жрецов и волхвов своих. И повелел им, чтобы провели Черниговского князя по обычаю сквозь огонь, чтобы принудили кланяться идолам, а после представить перед ним. Пришли же волхвы к князю и сказали ему: «Зовет тебя великий царь». И взяв его, повели. Последовал же за ним, как за своим господином, боярин Феодор. Достигли же места, где по обеим сторонам пылал огонь, а посредине приготовлен путь, по которому прошли многие,- этим же путем хотели и князя Михаила провести. Тогда князь сказал: «Не подобает христианину сквозь этот огонь идти, который нечестивые почитают как бога. А я христианин - не пойду сквозь огонь, не поклонюсь никакой твари, но поклоняюсь Троице - Отцу и Сыну и Святому Духу, Единому в Троице Богу, создателю неба и земли».

Услышав эти слова, жрецы и волхвы исполнились стыда и ярости, оставили его и поспешили возвестить об этом царю. В это же время приступили к святому князю Михаилу другие российские князья, пришедшие с ним на поклонение к царю. Был среди них князь Борис Ростовский. Они жалели его и беспокоились, боясь, что и на них царский гнев распространится. Все советовали Михаилу исполнить волю царскую. «Да не погибнем,- говорили,- и мы с тобою. Притворись и сотвори то, что повелено. Поклонись огню и солнцу, так избавишься от царской ярости и лютой смерти. Когда же с миром возвратишься восвояси, сделаешь, как хочешь. И не будет мучить тебя Бог, не прогневается на тебя за это, знает, что не по своей воле ты все это сделал. А если духовник твой сочтет это грехом, то мы все покаяние на себя возьмем, только послушай нас, пройди сквозь огонь, поклонись богам татарским да себя и нас от гнева царского и от горькой смерти освободишь и много доброго земле твоей исходатайствуешь».

Все это говорили со многими слезами. Блаженный боярин Феодор, слушая их слова, пребывал в великой печали, страшась, как бы не склонился князь к советам их и не отпал от веры. Приступив к нему, начал вспоминать обещание его и слова духовника и сказал: «Помни, благочестивый князь, как обещал Христу положить за Него душу свою. Вспомни слова евангельские, которым нас духовный отец учил: «Тот, кто хочет душу свою спасти, погубит ее; а если кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее». И еще: «Какая польза человеку, если приобретет весь мир, но потеряет душу свою? Или что даст человек за душу свою?»

И еще: «Кто исповедает Меня перед людьми, исповедую его и Я перед Отцом Моим Небесным. А если отвержется от Меня перед людьми, отвергну его и Я перед Отцом Моим Небесным» . Князь же Михаил от этих слов боярина своего ощутил сладость и, палимый ревностью о Боге, с веселием ожидал мучений, готовый умереть за жизнодавца Христа. Князь же Борис, которого мы прежде упомянули, умолял его прилежно, чтобы повиновался царской воле. Он же сказал: «Не хочу лишь на словах христианином именоваться, а дела язычников творить». И отстегнув меч свой, бросил его им, сказав: «Приимите славу мира сего, а я не хочу ее».

Вскоре пришел посланный от царя некий вельможа, чином стольник, по имени Елдега. Он возвестил святому князю Михаилу царские слова, сказав: «Царь великий говорит тебе: почему повеления моего не слушаешь и богам моим не поклоняешься? Сегодня два пути перед тобою - смерть или жизнь: избери себе один из двух. Если повеление мое исполнишь и сквозь огонь пройдешь и богам моим поклонишься, то жив будешь. Если не послушаешь меня и богам моим не поклонишься, то злою смертью умрешь».

Святой же князь Михаил, слушая слова царские от Елдеги, нимало не устрашился, но дерзновенно отвечал: «Скажи царю - так говорит тебе Михаил князь, раб Христов: поскольку тебе, царь, вручено от Бога царство и слава мира сего, и нас из-за грехов наших десница Всевышнего твоей власти покорила, то должны мы тебе, как царю, кланяться и подобающую честь твоему царству воздавать. А если велишь от Христа отрекаться и богам твоим поклоняться, того не будет - они не боги, а создания. У нас же писания пророческие говорят: «Боги, которые небес и земли не сотворили, да погибнут» . Что безумнее того, нежели оставить Создателя и поклониться созданию?» Елдега же сказал: «Прельщаешься, Михаил, называя солнце созданием - скажи мне, кто взошел на безмерную высоту небесную и сотворил такое великое светило, которое освещает всю вселенную?»

Святой же отвечал: «Если хочешь послушать, скажу тебе, Кто сотворил солнце и все видимое и невидимое. Бог безначальный и невидимый и Его Единородный Сын, Господь наш Иисус Христос. И Он также не создан, не имеет ни начала, ни конца. Равно же и Дух Святой, трисоставное Божество, единый же Бог. Он сотворил небо и землю, и солнце, которому вы поклоняетесь, и луну, и звезды, также и моря, и сушу, и первейшего человека Адама, и дал все ему в услужение. Закон же людям дал, чтобы не поклонялись никакому созданию - ни на земле, ни на небе, но единому Богу, все сотворившему, да поклоняются, тому и я поклоняюсь. А если обещает мне царь княжение и славу мира этого, то я об этом небрегу, ибо и сам царь временен и временное дает мне господство, которого я не требую. Надеюсь на Бога моего. Ему же верю, что Он даст мне царство вечное, не имеющее конца».

Елдега же сказал: «Если в непокорстве, Михаил, пребудешь и царскую волю не исполнишь, то умрешь». Святой же отвечал: «Не боюсь смерти, она для меня приобретение и ходатайство вечного с Богом пребывания. И зачем много говорить - я христианин и исповедую Творца неба и земли. И в Него несомненно верую и умру за Него с радостью». Увидел же Елдега, что ни ласкою, ни угрозами не может заставить его волю царскую исполнить, ушел к царю, чтобы рассказать все, услышанное от князя Михаила.

Услышав же царь слова Михаила, которые пересказал ему Елдега, взбесился от ярости и, словно пламенем, дыша угрозами, повелел предстоящим, чтобы убили Михаила князя Черниговского. И устремились слуги мучителя, словно псы на ловлю или словно волки за овцою. Святой же мученик Христов стоял на том же месте с Феодором, не беспокоясь о смерти, но пел псалмы и молился к Богу прилежно. Когда же увидел бегущих к нему убийц, начал петь: «Мученики Твои, Господи, многие муки претерпели и любовию Твоею души соединили святые».

Достигли же убийцы места, где стоял святой, бросились на него словно звери и, растянув на земле за руки и ноги, били немилостиво по всему телу, так что и земля обагрилась. Били же долго и нещадно. Он же, терпя доблестно, ничего не говорил, кроме одного: «Я христианин». Один же из слуг царских, по имени Доман, который вначале был христианином, но потом отвергся от Христа, приняв нечестие татарское, этот законопреступник, видя святого, доблестно переносящего муки, обозлился на него и, как враг христианства, извлек нож и, прострев руку, взял святого за голову и отрезал ее и отъял от тела, еще хранящую на устах исповедническое слово и произносящую: «Я христианин!» О чудо предивное! Голова от тела насильственно отъятая и отверженая говорит, и уста исповедают Христа.

Потом же начали нечестивые говорить блаженному Феодору: «Исполни волю царскую и поклонись богам нашим; и не только жив будешь, но и великую честь от царя примешь и унаследуешь княжение господина своего». Святой же Феодор отвечал: «Княжения господина моего не желаю, чести от царя вашего не требую, но желаю тем же путем пойти ко Христу Богу, которым пошел святой мученик князь Михаил, господин мой. Ибо как он, так и я во единого Христа, Творца неба и земли, верую и за Него хочу пострадать даже до смерти и крови». Убийцы же, видя непреклонность святого Феодора, взяли его и мучили немилостиво, как и святого Михаила.

Напоследок же и ему честную голову отсекли, сказав: «Поскольку не захотел поклониться пресветлому солнцу, то недостоин и на солнце смотреть». Так пострадали святые новоявленные мученики Михаил и Феодор, предав души свои в руки Господни сентября в 20 день, в год бытия мира 6753, воплощения же Бога Слова - 1245. Святые же тела их были брошены на съедение псам, но и через много дней лежали целые - никто же к ним не прикоснулся - благодаря благодати Христовой пребывали неврежденными. Появлялся же и столп огненный над телами их, сияющий пресветлыми зарями, и свечи горящие по ночам были видны. Видя это, верные, которые там были, взяли святые тела и погребли их по обряду.

После убиения святых мучеников безбожный Батый решил пойти со всеми ордами на вечерние и западные государства, то есть на Польшу и Венгрию. И был убит проклятый венгерским королем Владиславом и принял злой конец злому своему житию. Так унаследовал ад, а святые мученики наследовали царство небесное, славя Отца, Сына и Святого Духа вовеки, аминь.

Около середины XIII века (1237-1240 г.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.

Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов.

Но, относясь безразлично и даже с уважением к христианству, ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суровых обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавшего в Орде в 1246 году.

Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».

Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Святые мощи их почивали в Московском Архангельском соборе.

В начале XIV века (1313 г.) ханы приняли мусульманство, которое всегда отличалось фанатизмом и нетерпимостью. Впрочем, ханы продолжали держаться в отношении к русским древнего закона Чингисхана и обычаев своих предков, - и не только не преследовали христианства в России, но даже покровительствовали Российской Церкви. Этому много способствовали знаменитые князья и архипастыри Русской Церкви, которых Господь воздвигал в это тяжелое для России время.


Около середины XIII века (1237-1240 г.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие.

Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.

Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов.

Но, относясь безразлично и даже с уважением к христианству, ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суровых обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавшего в Орде в 1246 году.

Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».

Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Святые мощи их почивали в Московском Архангельском соборе.

В начале XIV века (1313 г.) ханы приняли мусульманство, которое всегда отличалось фанатизмом и нетерпимостью. Впрочем, ханы продолжали держаться в отношении к русским древнего закона Чингисхана и обычаев своих предков, - и не только не преследовали христианства в России, но даже покровительствовали Российской Церкви. Этому много способствовали знаменитые князья и архипастыри Русской Церкви, которых Господь воздвигал в это тяжелое для России время.

Вконтакте

Популярное