» »

Статья 356 нк рф. Транспортный налог для пенсионеров: требуется ли оплачивать или действуют льготы? Есть ли скидка на отдельные типы авто

31.01.2024

Если рассматривать Московскую область, то пенсионеры не относятся к той категории граждан, которые освобождаются от уплаты пошлины (закон от 09.07.2008 №33 «О транспортном налоге»). В этом случае налоговые преференции распространяются преимущественно на инвалидов. Тогда как в Санкт-Петербурге законодательный орган установил ряд критериев по транспортному налогу для пенсионеров 2016 г., которые позволяют гражданам воспользоваться льготным режимом налогообложения закон от 04.11.2002 N 487–53 «О транспортном налоге»).

Налоговый кодекс

Регионы России, в которых пенсионерам предоставлена льгота в виде 50 % оплаты транспортного налога Пенсионеры Краснодарского края, Костромской области, Республики Адыгея имеют скидку в 50 % по уплате налога. Некоторые регионы России устанавливают налоговую ставку в размере 70 % от стандартной ставки.

Примером такого региона является Курганская область. Здесь пенсионерам предоставлена такая льгота только на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с.
включительно. Регионы РФ, не предоставляющие льготы для пенсионеров по уплате транспортного налога Пенсионеры транспортный налог уплачивают в полном размере в Крыму, Волгоградской, Ростовской, Смоленской, Тверской, Псковской, Кировской областях, Республике Калмыкия и других регионах России.

Налоговый кодекс | ст 356 нк рф

В Российской Федерации большое число налогов и сборов, которые обязаны платить как граждане, так и организации. К ним относятся, например, такие как налог на имущество, земельный налог, НДФЛ, налог на транспорт.
Данная статья посвящена как раз последнему из перечисленных, а именно тому, как должен уплачиваться транспортный налог пенсионерами и на какие при этом льготы они могут рассчитывать.

Статья 356. общие положения

Платят ли пенсионеры транспортный налог и как рассчитывается транспортный налог для пенсионеров Налоговый кодекс Российской Федерации не освобождает пенсионеров от уплаты транспортного налога, а также не предоставляет им каких-либо льгот по его оплате. Но это не значит, что пенсионеры будут оплачивать его в полной мере.

Исходя из законодательства, данный налог является местным, то есть власти субъекта самостоятельно определяют ставку налога, поэтому после принятия специальных актов местными властями вы можете получить льготу по уплате налога. Для каждой отдельной области или региона льготы будут разными.

Вы можете проживать, к примеру, в Самаре и иметь льготу на транспортный налог, а можете переехать в Нижний Новгород и потерять льготу.

Транспортный налог для пенсионеров — льготы, скидки, в москве в 2016 году

Кроме того, необходимо указать сущность вашего прошения (имеется в виду фраза «прошу предоставить льготу согласно…») и указать на каком основании вы требуете предоставления льготы (ссылка на нормативный акт местной администрации с перечнем граждан, попадающим под действие льгот). Но для пенсионеров региональные налоговые органы делают небольшое упрощение.


Заявление может быть заполнено и в произвольной форме, без специального бланка, главным остается перечень перечисляемой информации, необходимой для предоставления льготы.

Глава 28 нк рф "транспортный налог"

Читайте также: Льготы по уплате транспортного налога в Южном Федеральном округе Порядок действий при обращении в налоговые органы Первым делом, как мы уже упоминали, необходимо ознакомиться с перечнем граждан, которым положена льгота по транспортному налогу именно в вашем регионе, обратившись либо в налоговый орган, либо в местную администрацию. Если вы попадаете в круг этих лиц, то дальше ваш путь лежит непосредственно в налоговую службу, где на специальном бланке нужно собственноручно заполнить заявление с прошением о предоставлении вам льготы.
В нем необходимо указать наименование органа, в который вы обратились, свои данные, указать наименование документа, подтверждающего личность, а также свой адрес по прописке и контактный телефон на случай возникновения спорных вопросов.

Льготы пенсионерам по уплате транспортного налога

Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ) Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Нк рф статья 356

Ответственным органом за уведомление налогоплательщиков о необходимости уплатить налог выступает Федеральная налоговая служба. Орган ФНС обязан прислать извещение за 30 дней до завершения предельных сроков, которые установил законодатель для уплаты транспортного налога (ст.52 НК РФ).

Расчеты суммы пошлины осуществляются на основании данных, что содержатся в Госавтоинспекции. Порядок и сроки ее уплаты регламентируются ст.363 НК РФ.

Что касается уплаты налога за прошедший период, то максимальный срок не должен быть более чем три года. Кто является плательщиком Налогоплательщиками считаются лица, осуществившие госрегистрацию транспортных средств (ст.357 НК РФ).

Внимание

Таким образом, к плательщикам налога относятся все физические и юридические лица (ст.19 НК РФ). Тогда как объектами налогообложения считаются технические устройства, прямо установленные законом (ст.358 НК РФ).

Нк рф ст 356

В заявлении желательно указать следующие моменты:

  • ссылку на нормативный акт, который предоставляет льготу;
  • регистрационный номер технического устройства;
  • что является основание для применения льготы (например, статус пенсионера);
  • перечень прилагающихся документов.

Если существует более двух льгот одновременно, тогда пенсионер может выбрать любую из них на свое усмотрение. Если же пенсионер не подаст заявление в налоговую службу, то даже при наличии льгот он является налогоплательщиком на общих основаниях.

Инфо

Как уже было сказано выше, налогоплательщиками признаются все физические и юридические лица. При этом налоговые ставки и всевозможные льготы устанавливаться законами субъектов РФ (ст.356 НК РФ).

Статья 356 нк рф льготы для пенсионеров

Предоставляемые льготы Перечень установленных законом льгот для пенсионеров включает:

  1. Компенсацию издержек по оплате стоимости проезда лицам, которые являются получателями пенсии по старости или инвалидности, к месту отдыха на территории России (ст.34 Закона от 19.02.1993 N4520–1);
  2. Перенос остатка имущественных удержаний на предшествующие налоговые периоды (ст.220 НК РФ);
  3. Освобождение от уплаты налога на имущество (ст.407 НК РФ);
  4. Освобождение от уплаты НДФЛ по трудовым пенсиям, материальной помощи до 4 тыс. руб.

Статья 356 нк рф льготы по транспортному налогу

Однако незарегистрированные транспортные средства не облагаются налогом (постановление ФАС ЦО от 03.04.2006 № А68-АП-279/12–05). В результате отметим основные признаки налогоплательщиков:

  • наличие статуса физического или организации;
  • зарегистрированное транспортное средство числится за вышеуказанными лицами;
  • техническое устройство относится к объекту налогообложения.

Классификация транспортных средств Деление технических устройств по видам происходит на основании постановления Госстандарта РФ «ОК 013–94…» от 26.12.1994 N 359. Код транспортных средств - 15 0000000. Однако на практике наблюдаются некоторые расхождения указанного классификатора с Конвенцией о дорожном движении. Поэтому согласно с разъяснениями Минфина приоритет отдается Конвенции (письмо Минфина от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15).

Статья 356 нк рф льготы пенсионерам

Так как сам налог является местным, то и ставки устанавливаются местными властями, но для всех субъектов Российской Федерации действует один алгоритм, учитывающий особенности транспортного средства. Учитываются: — мощность двигателя транспортного средства; — вместимость валовая; — категория, к которой относится тс; — год выпуска (или срок эксплуатации).

Следует обратить внимание на то, что срок эксплуатации автомобиля или иного транспортного средства рассчитывается с года, следующего за годом выпуска, по состоянию на 1-ое января текущего года. Транспортный налог для пенсионеров В отличие от обычных граждан пенсионеры являются более уязвимой категорией, так как зачастую пенсионер имеет только один источник заработка – это пенсия, а транспортный налог не так уж и мал. Поэтому его уплата может стать большой трудностью. Обо всех льготах для пенсионеров читайте здесь.

Налоговое законодательство обязывает всех владельцев транспортных средств (далее также – ТС) регулярно делать взносы. Но для отдельных людей по определенным причинам налоговое бремя оказывается неоправданно завышенным. Поэтому им положены льготы по транспортному налогу. В 2018 году механизм и сроки внесения денежных средств не изменились.

Основная нормативная база

Кто и за что платит

Основная особенность в том, что транспортный налог регулирует и федеральное, и региональное законодательство. Производить оплату должен каждый владелец различных видов ТС:

  • мотоцикла;
  • автомобиля;
  • автобуса;
  • вертолета, самолета;
  • яхты, катера;
  • гидроцикла и др.

Срок внесения денежных средств стартует с момента регистрации в ГИБДД и изредка – получения транзитных номеров. Их могут выдавать в разных случаях. Например:

  • поездка на авто за пределы России (на постоянное жительство);
  • необходимость перевезти ТС к фирме-изготовителю, так как нужна дополнительная установка комплектов оборудования.

В первом случае выдача «транзитов» происходит после снятия с учета. А в остальных – до. Такие требования установлены в приказе МВД 2008 г. № 1001. В итоге, транспортный налог за транзитные номера платят только при регистрации в ГИБДД

Нюансы, о которых нужно знать:

  • если владелец ТС выдает доверенность другому лицу, обязанность платить налог с этим не переходит;
  • когда транспорт зарегистрирован на несовершеннолетнего, налог должны выплачивать его законные представители: родители, опекуны, попечители.

Льготы по транспортному налогу в 2018 году

Любопытно, что в законодательстве вообще отсутствует понятие «льгота». Так принято условно называть возможность владельцев различных видов транспорта быть освобожденными от налоговых платежей при определенных обстоятельствах. Такое вероятно для (см. таблицу):

Основание для льготы Пояснение
Владение некоторыми видами машин лодки с мотором, мощность которого не превышает 5 л. с.;
лодки с веслами;
средства передвижения для инвалидов;
специализированное оборудование для оперативного выполнения хозяйственных работ (перевозка птиц, продуктов, строительного материала).

Полный перечень – в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Отдельные категории физлиц Перечень устанавливает законодательство области, края и т. п. В большинстве случаев положены льготы по транспортному налогу:

Пенсионерам при достижении возраста 55-60 лет;
инвалидам I и II групп;
ветеранам ВОВ;
героям СССР;
гражданам, пострадавшим в результате чернобыльских событий;
родителям или опекунам в многодетных семьях;
лицам, награжденным орденом Славы (степень не имеет значения).

Кроме того, требуется соблюдение условия: мощность управляемого транспорта – не больше 100 л.с. В противном случае производится доплата за мощность, превышающую это ограничение.

Владельцы большегрузов Это авто с разрешенной массой больше 12 т, зарегистрированные в системе «Платон». Какие льготы по транспортному налогу предусмотрены для таких лиц, рассмотрим далее. Правила их предоставления регламентирует федеральное законодательство.
Владельцы, у которых украли ТС Освобождение от налога возможно при документальном подтверждении факта кражи: необходимо взять справку из ОВД, которое занимается раскрытием вашего случая.

Перерасчет налога делают инспекторы.

Ведение ЛПХ с использованием сельхозтехники Согласно письму ФНС № БС-4-11/6174, эту налоговую льготу по транспортному налогу нужно подтверждать каждый год. Для этого надо предоставить справку из муниципалитета и правоустанавливающие документы на земельный участок. Они должны подтверждать факт ведения собственного подсобного хозяйства.

Читайте также Представитель ФНС назвал условия возникновения налога на хозпостройки

На заметку: владелец имущества, который попадает сразу под несколько категорий льготников, может претендовать только на одну из них (по выбору).

Федеральные льготы по уплате транспортного налога

На них могут рассчитывать владельцы транспорта, имеющего разрешенную максимальную массу от 12 т и зарегистрированного в реестре взимания платы за ущерб, причиняемый дороге. Она предоставляет собой ряд взносов за год. И важно, как общая сумма соотносится с величиной транспортного налога (см. таблицу).

В рамках системы Платон сейчас стоимость за км составляет 1,53 руб (к сумме платы, которая составляет 3,73 руб./км, применяется коэффициент 0,41). Однако с 15.04.2017 из-за увеличения коэффициента до 0,51 размер платы вырастет и составит 1,90 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.03.2017 № 330).

Мораторий на индексацию тарифа в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен продлен до 30 июня 2018 года. А вот начиная со 2-ого полугодия 2018 года платоновский тариф, по всей видимости, будет опять расти. Его ежегодная индексация предусмотрена в соответствии с изменением индекса потребительских цен (ИПЦ) за период с 15 ноября 2015 года, когда система Платон была введена в действие (п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504).

Льготы по транспортному налогу в Москве

Региональные льготы рассмотрим на примере столицы и Подмосковья. Сначала ознакомимся со сведениями для жителей Москвы.

Категория Особенности
герои СССР и РФ;
получившие орден Славы (степень не имеет значения);
льготы по транспортному налогу ветеранам боевых действий
Положены за одно транспортное средство, зарегистрированное в ГИБДД на данную категорию лиц
Лица, работающие в особой экономической зоне (например, «Зеленоград») Предусматривает освобождение от уплаты за ТС, включенные в реестр ОЭЗ. Срок действия – 5 лет.
Льготы по транспортному налогу многодетным семьям Предоставляют при наличии одного транспортного средства

Читайте также Президент подписал закон о частичной отмене отчетности по имущественным налогам организаций: обзор

Полный список можно найти в ст. 4 московского закона о транспортном налоге. Стоит учесть, что право не делать взносы предоставлено только за ТС, мощность которого не превышает 147,1 кВт. Исключение: родители (опекуны) многодетных семей.

Льготы по транспортному налогу в Московской области

В следующей таблице показано, кто освобожден от транспортного налога в Подмосковье.

Категория Особенности
Пострадавшие от чернобыльских событий Возможно не платить за один вид транспортного средства, мощность двигателя которого не больше 110,33 кВт
Льготы по транспортному налогу инвалидам 2 группы и 1 группы Положены за автомобиль, мотоцикл, мотороллер (мощность – до 36,8 кВт)
Инвалиды 3 группы Выплаты делают в полном объеме, но законодательство предусматривает уменьшение ставки до 50% (предоставляется 1 раз в год)
Семьи, воспитывающие не меньше трех несовершеннолетних детей Освободиться от оплаты может один из родителей или опекун
Ветераны:
Великой Отечественной войны;
боевых действий на территории России и других государств;
военной или государственной службы;
труда.
Льгота по транспортному налогу ветеранам положена на автомобиль, зарегистрированный на человека в течение налогового периода
Для каждого региона есть свой список льгот. Узнать точную информацию можно при обращении в местную налоговую инспекцию.

Когда плательщик попадает под одну или несколько категорий, понадобится сделать выбор и выполнить определенные формальности, чтобы подтвердить права на получение.

Дают ли пенсионерам льготы по транспортному налогу

Пенсионеры – категория граждан, имеющих один источник дохода. Им нередко предоставляют разные скидки и льготы. В отношении транспортного налога ситуация такая: законодательство не содержит норм, однозначно освобождающих их от оплаты. Однако на основании ст. 356 НК РФ, такие льготы может предусматривать нормативный акт конкретного региона.

ПРИМЕР
В Москве нет прямых льгот для пожилых людей, но от уплаты освобождены герои СССР, ветераны и лица, пострадавшие в результате ядерных катастроф.
В Подмосковье их предоставляют только в случаях, предусмотренных Законом № 151/2004-ОЗ.

Налоговый кодекс, N 117-ФЗ | ст. 356 НК РФ

Статья 356 НК РФ. Общие положения (действующая редакция)

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 356 НК РФ

1. Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2002 г., с изм. от 23 декабря 2003 г.) (далее - Закон о дорожных фондах в РФ) предусмотрено образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в Российской Федерации. Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых бюджетных средств, концентрируемых в Федеральном дорожном фонде РФ и в дорожных фондах субъектов Российской Федерации (далее - территориальные дорожные фонды).

Следует отметить, что с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный дорожный фонд РФ был упразднен. Затем Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие Закона о дорожных фондах в части создания и деятельности Федерального дорожного фонда РФ было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г., а Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" - с 1 января по 31 декабря 2003 г.

До 1 января 2003 г. основными источниками образования целевых внебюджетных средств территориальных дорожных фондов были налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения была выручка от реализации товаров (работ, услуг) либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

Также к источникам образования средств дорожных фондов относились поступления от акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов и другие источники (включая ассигнования из бюджета Российской Федерации).

2. В рамках реформирования налоговой системы Российской Федерации первоначально планировалось с 1 января 2003 г. отменить Закон о дорожных фондах в РФ (ст. 5 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах") (далее - Закон N 118-ФЗ).

Однако затем Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.

Во-первых, была исключена ст. 5 Закона N 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах, а в сам Закон о дорожных фондах в РФ были внесены изменения, касающиеся отмены с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, а также уточнены источники образования территориальных дорожных фондов.

Во-вторых, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) была дополнена новой гл. 28 "Транспортный налог" (п. 30 ст. 1 Закона N 110-ФЗ).

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (далее - Указ Президента РФ N 2270). Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации").

В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента РФ N 2270, объектом транспортного налога, предусмотренного гл. 28 НК РФ, являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями, то есть указанный налог относится к прямым поимущественным налогам.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 356 , 357, 363 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о законности оспариваемых действий инспекции и инкассового поручения...

  • Решение Верховного суда: Определение N 38-АПГ15-1, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах. Транспортный налог в силу статьи 14 Налогового кодекса является региональным налогом. В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации...

  • +Еще...

    СТ 356 НК РФ .

    Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом
    и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с
    настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на
    территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

    При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также
    предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Комментарий к Ст. 356 Налогового кодекса

    Транспортный налог (далее - налог) устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Внимание!

    Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств, предусмотренные Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и утратившим силу Законом от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ".

    Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Как предусмотрено пунктом 3 статьи 12 НК РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ, при этом законодательными органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

    Таким образом, законодательные органы государственной власти РФ в рамках своей компетенции при установлении региональных налогов ограничены нормами, установленными статьей 12 НК РФ.

    Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.

    Главой 28 НК РФ определено, что сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны быть определены сроки (срок) уплаты авансовых платежей (при их введении), а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансовых платежей) по окончании налогового периода.

    Как указано в Методических рекомендациях, законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

    Ставки транспортного налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

    Официальная позиция.

    По мнению МНС России, изложенному в письме от 06.11.2002 N НА-6-21/1704 "О транспортном налоге", уплату транспортного налога целесообразно производить в сроки, установленные для уплаты налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога.

    Также, по мнению налогового органа, недопустимо определять сроки уплаты налога (авансовых платежей) с указанием на совершение действий (событий), которые могут не производиться в текущем календарном году или полностью зависеть от волеизъявления налогоплательщика.

    Например, установление сроков уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного технического осмотра приведет к уплате транспортного налога 1 раз в два года по новым автотранспортным средствам либо неуплате налога в случае уклонения от прохождения государственного технического осмотра.

    Судебная практика.

    Суть дела.

    Налоговый орган в феврале 2006 г. направил налогоплательщику требование об уплате числящейся у налогоплательщика задолженности по авансовым платежам транспортного налога за первое полугодие 2005 г. и пеней за нарушение срока уплаты этого налога.

    Налогоплательщик требование не исполнил, поэтому налоговый орган принял решение о взыскании авансового платежа по транспортному налогу и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке. На основании этого решения налоговым органом представлены в банк инкассовые поручения о списании с расчетного счета налогоплательщика денежных средств.

    Денежные средства списаны со счета налогоплательщика.

    Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа и его действия по бесспорному взысканию авансового платежа по транспортному налогу и пеней, обратившись в арбитражный суд и полагая, что норма действующего на территории субъекта РФ, в котором налогоплательщик осуществляет деятельность, закона субъекта РФ о транспортном налоге, возлагающая на налогоплательщиков обязанность по уплате авансовых платежей по транспортному налогу, противоречит НК РФ.

    Позиция суда.

    Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.

    На территории субъекта РФ транспортный налог введен соответствующим законом субъекта РФ. Пунктом 1 статьи 4 Закона субъекта РФ (в редакции, действующей в 2005 году), предусмотрена обязанность налогоплательщиков, являющихся организациями, по итогам отчетного периода представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по форме, утвержденной МНС России, не позднее 1 сентября года текущего налогового периода. Этим же Законом субъекта РФ в пункте 2 статьи 3 (в редакции 2005 г.) определен отчетный период по транспортному налогу - полугодие.

    Законом субъекта РФ установлено, что по итогам отчетного периода налогоплательщики, являющиеся организациями, самостоятельно исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставок налога и количества транспортных средств, подлежащих налогообложению и зарегистрированных по состоянию на 1 июля текущего налогового периода. Авансовый платеж по итогам отчетного периода уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за отчетный период, то есть с учетом положений пункта 1 статьи 4 Закона субъекта РФ не позднее 1 сентября текущего года.

    Между тем глава 28 НК РФ, в частности статья 360 НК РФ, в 2005 г. не предусматривала отчетных периодов по транспортному налогу. На налогоплательщиков не возлагалась обязанность платить авансовые платежи, представлять расчеты (декларации) авансовых платежей по транспортному налогу.

    Пунктом 1 статьи 363 НК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать порядок и сроки уплаты транспортного налога.

    Налоговый период - год - установлен статьей 360 НК РФ. Отчетные периоды по транспортному налогу НК РФ в 2005 году не предусматривал. Право его установления не было делегировано и субъектам РФ. Однако законом субъекта РФ установлен отчетный период, обязанность и срок уплаты транспортного налога налогоплательщиков-организаций по итогам отчетного периода.

    Как указано в абзаце первом статьи 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ, установившей общие вопросы исчисления налоговой базы, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

    Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 НК РФ).

    Статьей 360 НК РФ (в редакции, действующей в 2005 г.) установлено, что налоговым периодом для транспортного налога является календарный год.

    Таким образом, поскольку налоговая база определяется по окончании налогового периода, который по транспортному налогу в 2005 г. составляет календарный год, сумма налога может быть исчислена только по окончании года. Соответственно налог подлежит уплате в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ.

    В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.

    Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате авансового платежа по транспортному налогу за первое полугодие 2005 г. и о незаконности решения налогового органа, принятого на основании статьи 46 НК РФ, о взыскании спорной суммы авансового платежа и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке и выставлении в банк инкассовых поручений на списание соответствующей суммы с расчетного счета налогоплательщика.

    Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2007 N А56-23828/2006.

    Внимание!

    В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 56 НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах. Данные положения находятся в системной связи с нормами пункта 3 статьи 12 НК РФ.

    Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Официальная позиция.

    В отношении льгот по транспортному налогу письмом МНС России от 06.11.2002 N НА-6-21/1704 "О транспортном налоге" разъяснено следующее. Закон субъекта РФ может как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их. При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория тех налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот.

    Судебная практика.

    Суть дела.

    По результатам камеральной налоговой проверки декларации по транспортному налогу за 2003 г. налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ и пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ. Налогоплательщику также доначислены сумма налога и соответствующие пени.

    Спор между сторонами возник по вопросу уплаты налога по транспортным средствам, а именно только в части начисления транспортного налога, штрафа и пеней по автомобилям скорой медицинской помощи, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, по которым, по мнению налогового органа, названный налог не был полностью уплачен.

    Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.

    Позиция суда.

    Согласно статье 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Абзацем 3 статьи 356 НК РФ определено, что законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    В силу статьи 3 Закона субъекта РФ "О транспортном налоге" от уплаты налога освобождаются бюджетные учреждения по специальным транспортным средствам, принадлежащим им на праве оперативного управления, оснащенные в соответствии с законодательством спецсигналами, а также спецоборудованием, предназначенным для выполнения функциональных обязанностей бюджетных учреждений.

    Из материалов дела следует и не отрицается налоговым органом, что автомобили оснащены световыми и звуковыми сигналами. Отсутствие в свидетельствах о регистрации этих автомобилей отметок об оборудовании их спецсигналами не означает, что на данных автомобилях не было спецсигналов. Наличие световой и звуковой сигнализации на автомобилях скорой медицинской помощи с момента их регистрации подтверждено справкой ГИБДД.

    До вынесения решения налоговым органом необходимые отметки в свидетельства о регистрации автомобилей были внесены ГИБДД.

    Поскольку НК РФ описывает правила для начисления и сборов ТН в очень общих чертах, основную информацию о возможности получения льгот тем или иным категориям граждан можно получить, только ознакомившись с законодательством определенного субъекта РФ.

    При наличии желания, чтобы определить, какие льготы у него есть по транспортному налогу, пенсионер может самостоятельно прочитать тексты законов , принятых законодательными органами на территории региона его проживания, либо же обратиться в местный налоговый орган за разъяснениями и перечнем документов, которые ему необходимо предоставить для получения льготы.

    Льготы

    Платят ли пенсионеры транспортный налог на средство передвижения или освобождаются от его уплаты?

    Поскольку в статье ст. 356 главы 28 Части II НК РФ лишь сказано, что местное законодательство региона РФ может по своему усмотрению предоставлять льготы определенным категориям граждан, зарегистрированным на его территории, то в каждом отдельном случае необходимо обращаться к налоговым законам, действующим в субъекте РФ.

    Большинство субъектов РФ предоставляет льготы пенсионерам в размере от 100% и ниже . Отдельно следует уточнять, на какие виды ТС могут распространяться льготы.

    Кроме того, в некоторых регионах льготы не положены пенсионерам по возрасту , т. е. гражданам, которым пенсия перечисляется по достижении определенного установленного законодательством возраста, а только особым группам пенсионеров, например, гражданам, получающим социальную пенсию и т. п.

    В тексте некоторых законов указывается, что пенсионер, имеющий право на льготу по ТН, не должен работать или заниматься предпринимательством.

    Субъекты Российской Федерации, в которых законодательно не предусмотрены льготы на транспортный налог для физических лиц, получающих пенсию по причине достижения ими трудового возраста:

    • республика Башкоторстан;
    • Бурятия;
    • Ингушетия;
    • Кабардино-Балкария;
    • Калмыкия;
    • Коми;
    • Марий Эл;
    • Мордовия;
    • Якутия;
    • Северная Осетия - Алания;
    • Татарстан;
    • Тыва;
    • Чечня;
    • Чувашия;
    • Камчатский край;
    • Приморский край;
    • Астраханская область;
    • Волгоградская область;
    • Воронежская область;
    • Ивановская область;
    • Калиниградская область;
    • Калужская область;
    • Московская область;
    • Омская область;
    • Пензенская область;
    • Псковская область;
    • Ростовская область;
    • Саратовская область;
    • Смоленская область;
    • Тверская область;
    • Ульяновская область.

    Субъекты РФ, в которых действуют особые условия для предоставления льгот по уплате транспортного налога пенсионерам:

    1. Хабаровский край (трудовой стаж пенсионера для мужчин должен составлять не менее 40 лет, для женщин - не менее 35 лет).
    2. Амурская область (льгота предоставляется только при наличии у налогоплательщика или доверенного лица, которым является его супруг (супруга), водительского удостоверения, подтверждающего его право управлять ТС).
    3. Курская область (льгота распространяется только на легковые автомобили отечественного производства или марок ЛУАЗ, Таврия, ЗАЗ).
    4. Магаданская область (пенсионер не может получать дополнительный доход, занимаясь предпринимательством или работая).
    5. Томская область (льгота распространяется только на самоходные ТС или ТС на пневматическом и гусеничном ходу, для получения льготы также необходимо наличие медицинской справки, удостоверяющей возможность гражданина управлять данным ТС).
    6. Республика Карелия (льгота действует только для пенсионеров, которым выплачивается социальная пенсия, или пенсионерам, получающим пенсионные начисления в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, т. е. военнослужащим, работникам Правоохранительных Органов и пр.).
    7. Кемеровская область (льгота предоставляется по достижении пенсионного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин - при обращении в налоговый орган с документом, удостоверяющим личность).

    Есть ли скидка на отдельные типы авто?

    Нужно ли платить транспортный налог пенсионерам в зависимости от типа их автомобиля или они имеют льготы? Согласно статье 358 главы 28 НК РФ налогообложению могут быть подвержены только те виды ТС, которые перечислены в этой статье.

    В общем случае налогообложению подлежат все самоходные сухопутные, водные и воздушные ТС , т. е. оборудованные двигателем.

    При этом законодательством особо учитывается мощность мотора , установленного на ТС, исчисляемая в л.с. Чем больше количество л.с., тем больше ставка по ТН, установленная НК РФ.

    Законы субъектов РФ могут снижать или повышать ставку, указанную в статье 361 главы 28 НК РФ, но не более, чем в десятикратном размере .

    Законодательством регионов РФ могут быть предусмотрена льгота как для всех видов ТС, так и только для отдельных их видов с учетом мощности установленного на них двигателя .

    В большинстве случаев для пенсионеров льгота предоставляется только на одно ТС по выбору, зарегистрированное на налогоплательщика. Мощность двигателя не может превышать 100 л.с. , в отдельных регионах - 150 л.с.

    Кроме того, законодательство отдельных субъектов РФ оговаривает льготы по ТН для мотоциклов и мотороллеров, а также для водных ТС, к которым относятся катера и моторные лодки.

    Полное освобождение

    Могут ли пенсионеры быть полностью освобождены от уплаты транспортного налога? Согласно действующему налоговому законодательству РФ, законы субъектов РФ могут не освобождать пенсионеров от уплаты ТН .

    Однако субъектам в этом смысле предоставляется полная свобода, поэтому в некоторых регионах пенсионеры по возрасту могут быть полностью освобождены от ТН (на одно ТС при соблюдении указанных в законе условий).

    Субъекты РФ, в которых пенсионер имеет право на 100% льготу на налог на одно транспортное средство, которым он владеет:

    • Республика Алтай (автомобиль с двигателем до 100 л.с., мотоцикл с мотором до 35 л.с. или до 45 л.с., если ТС произведено в России или странах СНГ);
    • Республика Хакасия (легковой автомобиль мощностью до 150 л.с., грузовик до 80 л.с., мотоцикл до 35 л.с., водное ТС до 30 л.с.);
    • Красноярский край (ТС до 100 л.с.), Хабаровский край (для мужчин со стажем работы от 40 лет и женщин со стажем от 35 лет, на одно ТС до 100 л.с.);
    • Амурская область (ТС до 100 л.с.);
    • Белгородская область (ТС до 100 л.с.);
    • Вологодская область (автомобиль с двигателем до 150 л.с. или мотоцикл до 40 л.с.);
    • Курская область (автомобили отечественного производства до 100 л.с.);
    • Магаданская область ;
    • Рязанская область (автомобиль с двигателем до 150 л.с. или мотоцикл, мотороллер с мотором до 45 л.с.);
    • Сахалинская область ;
    • Свердловская область (грузовик до 150 л.с., легковой автомобиль от 100 до 150 л.с., мотоцикл до 36 л.с.);
    • Томская область (в категорию льготных включены ТС на пневматическом и гусеничном ходу);
    • Ярославская область (автомобиль с двигателем до 100 л.с.).

    Оплата налога на транспортное средство пенсионерам осуществляется на основании получения ими письма от местного налогового органа (п.3 статьи 363 главы 28 Части II НК РФ).

    Для пересчета на основании права на получение льгот при оплате транспортного налога для пенсионеров нужно самостоятельно обратиться в местный налоговый орган с письменным заявлением и приложенными к нему копиями всех требуемых документов.

    Перечень документов в различных регионах РФ может отличаться. В большинстве случаев в нем присутствует пенсионное удостоверение как документ, подтверждающий право на льготу .

    В отдельных случаях может потребоваться предъявить технический паспорт ТС, водительское удостоверение, подтверждающее право налогоплательщика использовать данное ТС, медицинская справка, при наличии определенных условий - дополнительные документы, подтверждающие право на льготу.

    Пенсионеры РФ, как категория населения, имеющая право на социальную защиту, могут рассчитывать на налоговые льготы по транспортному . Однако право предоставлять льготы закреплено за региональными властями, поэтому пенсионеры, проживающие на территории различных субъектов РФ, в отношении ТН находятся на неравных условиях. В зависимости от того, в каком регионе проживает пенсионер, к какой категории он относится и какими льготами обладает, и определяется, какой транспортный налог он будет платить.

    Популярное