» »

Формирование познавательных интересов детей с овз. Из опыта работы воспитателя: Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ с помощью игровых развивающих панелей

13.03.2024

Ирина Лебедева
Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ при ознакомлении с предметами окружающей среды

В своей работе я определила основные направления познавательного развития детей группы «Чебурашка» :

1. Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения ;

2. Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;

3. Формировать основы познавательного , бережного, созидательного отношения к окружающему миру .

При организации обучения пользовалась основными положениями : принцип развивающего обучения , принцип воспитывающего обучения, принцип доступности, систематичности и последовательности, принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Для активации познавательной деятельности применяла различные приемы6 вопросы, сравнения, элементарная поисковая деятельность, прием наглядности и индивидуального подхода.

Основная группа детей , которые находились в группе в течении года – подвижные, общительные, жизнерадостные, хорошо контактировали со взрослыми и сверстниками. Были и малоподвижные : Надя Солонар, Марат Закиров, Кристина Акимова, передвигающиеся с помочью ходунков. В группе воспитывалась девочка Аня с диагнозом болезнь Дауна, которая хорошо была развита физически , самостоятельна в самообслуживании, выполняла поручения, отвечала на вопросы мимикой и жестами. Надо учесть, что в нашу группу поступали дети, которые находились в доме ребенка с первых месяцев жизни, дети с задержкой или грубой задержкой психо – речевого развития , ДЦП, дети – инвалиды. Воспитание детей , по каким – либо обстоятельствам с раннего возраста лишенных родителей,- дело не легкое. Добросовестный уход и забота обслуживающего персонала о малышах в доме ребенка восполняют материнскую любовь и ласку, создают эмоциональный фон общения, без которого не может быть полноценного физического и психического развития . Причиной возможного отставания в развитии может являться недостаточность впечатлений. Малыши значительно дольше не имеют знаний о ближайшем окружении . Большинство детей моей группы получили достаточные знания об окружающем мире , стали физически крепкими развитыми , ловкими, умеющими лепить, рисовать, конструировать, играть в различные виды игр.

У маленьких ребят рано возникает интерес к явлениям общественной жизни, праздникам, желание наблюдать за трудом взрослых и отражать это в играх. В своей практике малышей начинала знакомить с трудом няни : обращала внимание на характерные трудовые действия и результат труда. С детьми наблюдали, как няня моет посуду, пол, как застилает кроватки, развешивает полотенца . Обращала внимание на орудие труда. Детей постарше учила называть няню по имени и отчеству. Так же наблюдали за работой врача : доктор послушал ребенка, проверил его горлышко, попросил произнести а-а-а. Закрепляла знания детей в дидактических играх : «Назови правильно» (орудия труда : пылесос, веник; градусник, шпатель, и трудовые действия (моет, слушает, измеряет температуру) ; «Кому что нужно» (предметные картинки по профессиям и их действия с нужными предметами ).

Знакомя детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства , объясняла детям их назначение : из чашки пьют чай, кефир, кофе, компот, молоко; на самолете летают в другие города; на автобусе ездят на работу, в гости. Для того, чтобы дети не путали сходные между собой объекты (чашка – кружка – стакан, диван – кресло, варежка – перчатка, рассматривали сами предметы и играли в игры : «принеси, что скажу» , «угадай, чего не стало» .

Круг предметов постоянно расширялся. Во время рассматривания, каких – либо объектов сразу уточняла с детьми цвет, размер (контрастный) ; некоторые физические качества (гладкий, холодный, и свойства (бьется, рвется, рассыпается) .

Учила различать части некоторых предметов (у машины – кабина, колеса, кузов; у платья – карманы, пуговицы) .

Обращала внимание на умение детей различать предметы не только в реальности, но и на картинках (предметных , сюжетных, называть их, характеризовать действия. Для малышей – это очень серьезная задача. Узнавание на картинке – одно из проявлений способности к обобщению .

Показывая игры – инсценировки, сюжетные картинки обращала детское внимание на состояние и настроение действующих лиц (плачет, испугался, смеется) . Помогала малышам разобраться в том, что хорошо и что плохо.

Чтобы ребенок узнал отдельные признаки объекта, нужно, чтобы ребенок активно пообщался с этим предметом , подействовал с ним.

Успешное усвоение знаний требует постепенности и систематичности. Поэтому многие игры и упражнения, с помощью которых дети учились правильно называть предметы , их части, качества и свойства повторялись неоднократно с последовательным усложнением. Это такие игры, как «отгадай и назови» , «чудесная коробка» , «оденем куклу на прогулку» , «кто пришел и кто ушел?» , «устроим зайке комнату» , «кто что есть?» .

Для игр типа «Узнай и назови» вначале подбирался материал одного вида (носочки, а затем для игр и упражнений подбирались различные предметы : чашка, блюдце, кружка…

По заданию малыши выполняли разнообразные действия с этими предметами : мишку поят молоком, ставят чашку на блюдце, наливают в нее чай из чайника.

В работе я использовала как игрушки, так и натуральные предметы .

Освоение новых понятий и слов происходило успешнее, когда ребенок мог сравнивать предметы по указанным признакам (камешек твердый, не мнется, а пластилин мнется, он мягкий) . Поэтому в своей работе я использовала такие предметы : прикладывание, вкладывание. На занятиях упражняла в одновременной ориентировке на цвет и размер или цвет и форму. В жизни ребенок сталкивается с необходимостью ориентироваться на несколько качеств предмета сразу . Предлагала детям такие задания как, Аня, налей молоко в красную чашку. А ты, Дима, налей чай в маленькую зеленую чашку (а рядом стоит зеленая большая чашка) . Ребенок должен правильно выполнить задание.

В правильном употреблении названий помогали такие дидактические игры, как : «Соберем куклу Машу на прогулку» , «Уложим Машу спать» . Они позволяли упражнять детей в правильном употреблении названий предметов одежды , обуви, головных уборов; постельных принадлежностей. Помогают запомнить последовательность одевания и раздевания.

Игра составляет основное содержание жизни ребенка, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности ребенка : он двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы, мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания .

С малышами организовывались такие сюжетно – ролевые игры, как : «Семья» , «Шоферы» , «Поезд» , «Больница» , «Строители» , «Самолет» , «Магазин игрушек» , «Парикмахерская» , «Доктор Айболит проверяет здоровье детей » , «Зайка болен» , «Мишка встречает гостей» и другие.

В этих играх дети знакомились с предметами , необходимыми для работы и действиями, которые нужны в той или иной профессии. Например, знакомя детей с транспортом по картинкам, игрушкам, наблюдением за машинами, приезжающими на территорию дома ребенка (продуктовая машина, машина скорой помощи, легковые машины, рассказывала детям о названии машин, о профессии шофера, рассматривали кабину машины, колеса, кузова, обращала внимание на окраску пожарной машины и скорой помощи….

С детьми рассматривали картины : «Игра с куклой» , «Дети играют в кубики» , «Таня и голуби» … Беседуя с детьми, задавала им вопросы по содержанию : Кто это? Что делает Таня? Во что она одета? …Инсценировали некоторые действия, чтобы дети лучше восприняли изображения на картинах. Охотно малыши рассматривали тематические наборы картинок : животные, их детеныши , овощи, транспорт, морские жители…

Хочется заметить, что при проведении занятий, игр с детьми учитывались здоровье детей , их индивидуальные особенности развития , приходилось корректировать занятия, подбирать нужные методы и приемы обучения. Подбирая программные задачи, адаптировала их к работе с детьми, живущими в доме ребенка.

Нахождение дома ребенка в зеленой зоне, близость леса, реки дали возможность организовать наблюдения за белками, посещающими регулярно наш участок. Дети очень близко могли рассмотреть ее пушистый хвост, лапки, которыми она держит шишку, научились отгадывать загадки о белках. Частыми гостями были и дятлы с ярким оперением. Детям хорошо было видно, как стучит дятел по стволу, достает насекомых из коры. Дети имели возможность наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке : синицы, воробьи, вороны, снегири…Обращала внимание на клюв, крылья, хвосты, окраску, размер птиц.

С помощью картинок, игрушек, просмотров мультфильмов, детских сказок, рассматривания книг и иллюстраций знакомила детей с характерными особенностями животных, учила различать и правильно называть части тела (у собаки хвост, ноги, голова) . Знакомила малышей с домашними животными и птицами : петух, курица, кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза. Рассказывала детям, где живут животные (кошка в доме, собака в конуре, чем питаются, какую пользу приносят (курица несет яйца, корова дает молоко, что человек за ними ухаживает, кормит их. Рассматривали картины : «Петушок с семьей» , «Курочка с цыплятками» . В играх предлагала подражать движениям животных (как ходит мишка косолапый, как скачет зайка, голосам (пению петушка, кудахтанью курочки) .

Организовывались занятия по ознакомлению в дикими животными (волк, лиса, медведь, заяц) . Дети отвечали на вопросы : кто это, где живет, как назвать одним словом этих животных? Дети без труда показывали и называли ежика, кабана, лося. Помимо этого ребята знали животных жарких стран, узнавали их в книгах на картинках : обезьяна, жираф, лев, слон и др…

Осенью проводила занятия по рассматриванию овощей и фруктов : моркови, помидора, огурца, лука, картофеля, яблока, груши. Дети узнавали и называли овощи и фрукты, с которыми познакомились в повседневной жизни : нектарин, персик, виноград, кабачок.

Вся работа, направленная на ознакомление детей с окружающим миром , будет продолжена в дальнейшем с учетом уже накопленного опыта работы, и с использовании ем новых разработок, методических указаний

Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования.

Восприятие - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира и заключается в отражении предмета или явления при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения).

Немецкий врач, физиолог и психолог Вильгельм Максимилиан Вундт с точки зрения эмпирической психологии заявлял о том, что механизм восприятия таков: раздражение органов чувств воспринимаемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем связывается с кинестетическими ощущениями и прошлым опытом.

Таким образом, человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы .

Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трёх будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребенка.

Аудиал. - это ребенок, который лучше всего воспринимает информацию на слух. Для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят.

Визуал ьное восприятие - зрительное. Такие дети ориентируются прежде всего на образы, картинки

Кинестетики – это дети, которые всё воспринимают через ощущения, чувства и движение, все стремятся исследовать на ощупь.

Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остается на всю жизнь. Но не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Можем ли мы задействовать все каналы восприятия информации при развитии познавательных процессах на уроках русского языка, чтения, музыки для того, чтобы все дети смогли усвоить в достаточной степени материал? Скорее нет. А уроки изобразительной деятельности и трудового воспитания дают нам такую возможность. Конечно, существует школьная программа, которая регламентирует нам тематику и направленность проведения уроков. Но ни один автор не запрещает нам вносить изюминку, творчество и неординарность в наши уроки.

Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью. Эти недостатки внимания особенно выступают при длительном выполнении однообразных заданий, которыми, к сожалению, нам приходится пользоваться на основных школьных предметах, таких как русский язык, математика, чтение. Как известно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Творческая деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, изобразительная деятельность развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

Когда ребёнок собирается осуществлять творческую деятельность, то у него возникают разные замыслы, которые нередко оказываются нереализованными из-за недостатка изобразительных умений. Данную проблему помогают решить нетрадиционные техники рисования, которые демонстрируют необычное сочетание материалов и инструментов. Рисование нетрадиционными способами снимает противоречие между замыслами, желаниями и возможностями детей. Художественная деятельность становится привлекательной для детей с любыми способностями: дети становятся более уверенными, раскрепощенными, эмоциональными, уверенными, активно фантазируют. Им доставляет удовольствие то, что решать изобразительную задачу можно разными способами. Таким образом, повышается интерес к художественной деятельности вообще.

В процессе такого рисования ребенок учится видеть необычное в обычном, учится действовать не по шаблону, смело отходит от штампов. Дети становятся наблюдательнее и воспринимают мир сложнее и разнообразнее, внимательнее относятся к окружающему миру и к себе. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Как известно, дети с ОВЗ часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению - память. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Создание образа невозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. На основе умственных операций ребенок представляет результат своей работы, учится оперировать понятиями. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, школьникам предоставляется возможность экспериментировать. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветового восприятия. Всё вышесказанное упоминается в требованиях ФГОС для детей НОО, следовательно, нетрадиционные техники как нельзя лучше помогают нам реализовывать государственный стандарт в учебной деятельности.

Начиная использовать нетрадиционные техники рисования, следует придерживаться принципа постепенного расширения содержания работы:

От простого к сложному (рисование отдельных предметов рисование сюжетных эпизодов сюжетное рисование);

От готового материала к самоизготовленному;

От подражания к самостоятельному выполнению;

От одинарного вида использования к смешанной технике.

Хотелось бы привести несколько наиболее распространённых нетрадиционных техник рисования, которые мы с ребятами используем и планируем далее осваивать на уроках изобразительной деятельности.

Пальцеграфия (рисование ладонью, ребром, кулаком, пальцами) является наиболее эффективной техникой для развития мелкой моторики. Известно: рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

Техника «Оттиск» (рисование различными штампами: от покупных до сделанными самостоятельно из картофеля, мятой бумаги, пробки и т.д) помогает познакомить ребёнка с пятном, фактурой, цветом. С помощью данной техники ребёнок учится регулировать силу нажима, что является развитием зрительно-двигательной координации.

Техника «Рисование мыльными пузырями» способствует развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. Школьник начинает оперировать понятиями «объём» и «плоскость».

Техника «Монотипия» развивает воображение и цветоощущение, даёт возможность анализа цветового пятна с последующим преображением его в фигуру.

Техника «Кляксография» или по-другому раздувание рисунка «от пятна» развивает фантазию, а следовательно, наглядно-образное и наглядно-логическое мышление, что наиболее затруднено в развитии у детей с ОВЗ, а также ориентировку на листе бумаги, координацию и глазомер.

Техника «Набрызг» способствует развитию у ребёнка навыков самоконтроля, а также координации своих движений, формирует у ребёнка адекватную самооценку, т.к качество исполнения работы в данной технике будет зависеть только от самого ребёнка. С помощью данной методики ребёнку будет легче понять теорию об явлениях природы и их свойствах.

Техника « Тычкование» стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования. Данный метод вырабатывает у ребёнка терпение и усидчивость, сосредоточенность и самоконтроль. Чаще всего данный метод выполняется ватными палочками и помогает ребёнку создать объём в рисунке. Многие сочетают этот метод с аппликацией ватой. Изначально вата создавалась из хлопка, поэтому на ощупь и по внешнему виду она очень похожа на шерсть животных, а также на мягкий пушистый снег. Такие сравнения помогут овладеть знаниями об окружающем мире детям кинестетикам.

Техника « Граттаж» наиболее эффективная техника в стимулировании познавательного интереса, активизируется самостоятельная мыслительная деятельность. Ребёнок, процарапывая острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью как бы заглядывает, открывает для себя процесс «проявления» гравюры. Данная методика как ничто иное показывает ребёнку, что такое сила нажима, ровность линий.

Техника «Рисование солью» позволяет детям познакомиться с солью не только как с продуктом питания, но и средством для творчества. А значит, провести исследовательскую деятельность, проанализировать данный продукт. В ходе работы с мелкими кристаллами развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация.

Выполняя работу с помощью данных методик, ребёнок подключает в работу все виды восприятия, что наиболее эффективно для развития психических процессов.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что нетрадиционные техники рисования помогают детям развить не только вышеперечисленные психические процессы, такие как память, мышление, воображение, через ведущую систему восприятия, но и такое сложное ощущение, как кинестезия. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. С помощью данных техник развивается мозолистое тело, повышается стрессоустойчивость, синхронизируется работа полушарий, улучшаются мыслительная деятельность, а также память и внимание, облегчается процесс чтения и письма. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учащихся в целом.

В качестве основного принципа, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован образовательный процесс, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.

Литвиненко С.В. обозначает важнейшие методологические принципы развития познавательной активности дошкольников:

Принцип уникальности личности ребенка - индивидуально-ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.

Принцип открытости педагога - способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.

Принцип природосообразности и творчества - ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.

Принцип деятельностного подхода и общения - ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.

Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности - содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.

Принцип свободы выбора - право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.

Принцип среды развивающего типа - познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.

Принцип мастерства педагога - его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Работая с детьми которые имеют особые образовательные потребности (потребности в образовании) и нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, сталкиваюсь с проблемой развития познавательной сферы, так как у детей мыслительная деятельность характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, элементами инфантильности и стереотипичности, хаотичностью, импульсивностью или замедленностью мыслительных действий, преобладанием интуитивного компонента мышления, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций. Поэтому для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ.

1. Использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте - использование сказочных и занимательных сюжетов (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).Занимательность содержания позволяет удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях. И чем разнообразнее и интереснее содержание, тем больше новой информации хочет получать ребёнок, и тем быстрее и полноценнее он развивается. Кроме того, занимательное содержание позволяет избежать интеллектуальной пассивности детей, возникающей вследствие отсутствия интереса к изучаемому явлению. Говоря о занимательном содержании, важно не забывать о том, что знание, которое приобретает ребенок, должно носить положительную эмоциональную окраску, для того, чтобы вызывать отклик у ребенка, любопытство, интерес. Оно, с одной стороны, должно быть близким и понятным для дошкольника, а с другой расширять его знания об уже знакомых предметах, раскрывая новые свойства и взаимосвязи.

2. Экспериментирование. В процессе экспериментов дошкольники должны познакомиться с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.). При этом необходимо поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель - наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

3. Компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно- коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более распространённым, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, высшие психические функции детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

С.В. Кожакарь и С.А. Козловой выявлены педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса, постепенное усложнение содержания задач, стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности.

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование социально значимых умений, владение которыми позволит выпускнику коррекционной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни, занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию эмоционально волевой сферы.
Использование наглядности и игр в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса. Появление интереса к обучению у умственно отсталых школьников в значительной степени повышает прочность знаний, умений, навыков, соответствует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.
К.Д.Ушинский говорил: «С развитием мышления детей тесно связывает и воспитание внимания - эта единственная дверь души, через которую проходит все, что есть в сознании. Научить детей держать эту дверь открытой Ушинский считал делом большой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Привычка владеть своим вниманием, отрывая его от предметов, которые привлекают, направляя на нужные предметы».
Внимание у детей с нарушенным интеллектом очень неустойчиво! Дети быстро отвлекаются, устают, им трудно сосредоточиться порой даже на самом интересном, если оно продолжительно.
Открывать перед малышом дверь в мир знаний – значит помочь ему выйти в большой мир и не потеряться в нем. Ласковое, доброе, внимательное отношение, но и в то же самое время строгость в меру приближают учащихся к учителю и дают возможность направить действие ребёнка в нужное русло. В этом и заключается настоящее педагогическое мастерство. Мало просто вложить в ребенка знания по ряду предметов. Необходимо, чтобы эти знания способствовали развитию его личности и интереса к учебной деятельности.
Урок – главное звено в учебном процессе. Он даёт возможность, и учить и воспитывать. Какой простор для учителя, но и какая ответственность. На каждом уроке надо открыть ребёнку важность предмета, его красоту, богатство.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. Они способствуют развитию внимания, формируют волю детей. Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определённого темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть чётко поставлена цель игры. С помощью дидактической игры решаются разные учебные задачи. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например, математическое домино).
Игровым материалом для уроков могут стать:
а) пословицы, поговорки, скороговорки.
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
«Один в поле не воин».
«Семеро одного не ждут».
«Два сапога – пара».
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
« Без труда не выловишь рыбку из пруда» и т.д.
б) задачи – шутки

1. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
2. « На берёзе выросли 10 яблок, 5 яблок сорвали. Сколько яблок осталось висеть на берёзе?» Дети находят ошибку. Затем все вместе выясняем, что на берёзе не растут яблоки».
в) загадки; ребусы; нахождение сходств и отличий между несколькими предметами.

На уроке математики дети с большим удовольствием решают задачи, предложенные в игровой форме. Этот приём разнообразит устный счёт, вносит в урок оживление, помогает развивать воображение и память.
1.«Два цыплёнка стоят
Два в скорлупках сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поверней,
Отвечай поскорей,
Сколько будет цыплят
У наседки моей?» (10)

2. «В зоопарке он стоял
Обезьянок всё считал:
Две играли на песке,
Две уселись на доске,
А 12 спинки грели,
Сосчитать вы всех успели?
При решении более сложных задач предлагаю детям карточки с прозвучавшими в стихах числами. А знаки действий дети ставят сами, объясняя свой выбор.
Детям нужно много читать. Предлагать к прочитанным текстам делать рисунки, иногда слушать музыку, лепить, сочинять мини-рассказы. Для этого на уроках устной речи выставляю картинку и говорю, что все они сейчас будут писателями. Используя картинку и исходное предложение, дети сочиняют мини – рассказы (Рисунок с изображением коза) предложение «Коза ест траву», весёлый рассказ «Турист».
Подбирают ласковые слова к слову мама, учатся говорить комплименты.
Всё это способствует развитию не только речи детей, но и разума, мысли, души, воспитывает культуру чтения, понимание слова.
Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, эмоциональным подъёмом, сменой содержания и приёмов организации способствуют поддержанию у учащихся интереса к учебной деятельности.
Роль эмоций в процессе познавательной деятельности очень большая. Элементы занимательности на уроке вызывают чувство неожиданности, удивления, новизны. Даже изучение новой буквы у детей должно предшествовать ощущению праздника, радостного волнующего ожидания. Дети отгадывают, какой звук предстоит им изучать, о ком на уроке пойдёт речь с помощью загадок, ребусов, отрабатывают изученный звук или слово в скороговорках.
Придумывают сами слова с этим звуком. Играют в разные игры, например «Рассыпанные буквы и слоги», «Буквы заблудились», «Полубуковка», «Живые буквы» и др. При изучении новой буквы я рассказываю им сказку. Занимательный материал на уроке даю в виде сюжетных картинок, музыкальных и поэтических минут, презентаций.
Дети любят короткие с быстрым результатом игры. Такие игры необходимы в тех случаях, когда у детей нужно снять психологическое напряжение, заполнить непредвиденную паузу, переключить их внимание. Это игры типа «Замри» и «Вулкан». Критерием оценки в подобных случаях служит время. Кто из детей дольше других сумеет сохранить неизменность позы. Всё идёт на время и сопоставление с результатами других. Основанные на выполнении особых правил, эти игры требуют от играющих неукоснительного подчинения им своих действий. Побуждают детей к произвольному напряжению внимания, чёткой фиксации положения тела в пространстве, развивают способность к самооценке собственных действий других, поскольку предполагают сравнение. Эти игры стимулируют развитие аналитического мышления детей. Развивая привычку к волевому действию, они создают почву для произвольного внимания вне игровой деятельности, приводя к развитию способности к элементарной самоконтролю, самоорганизации. Для части детей, которые в сравнении с другими оказываются на последних местах, момент осознания этого неуспеха может быть травмирующим. Учителю важно вовремя предупредить факт появления такого настроения, показать таким детям, что теперь они знают, что им трудно сдержать себя, чтобы не рассмеяться. Но с другой стороны, искусству самообладания можно научиться, можно овладеть им. Особенно полезна сдержанность на уроках, когда возникает немало смешных отвлекающих моментов, рассеивающих внимание.
Осознание успеха окрыляет ребёнка, вселяет в него уверенность в том, что он способен на большее. Так зарождается чувство собственного достоинства. Переживание успеха – пружина самовоспитания, главный источник движения вперёд. Возникает привычка сдерживать себя и в других не игровых ситуациях.
Мечта каждого учителя видеть огоньки в глазах ребят в процессе познания. Дети ждут одобрения со стороны учителя. Необходимо повышать самооценку детей высказываниями: «Вы молодцы! Вы всё можете!»
Самооценка имеет огромное значение, она учит ребят предъявлять к себе строгие требования, дисциплинирует их. Самооценка помогает детям объективно и требовательно подходить к ответу и качеству выполненной работы, к ведению тетради. Она вызывает у ребят большой интерес, стимулирует их к достижению лучших результатов в учебной работе, никого не оставляя равнодушным, а учитель, собрав тетради, получает пищу для раздумий.
Младшим школьникам обязательно надо давать отдохнуть, расслабиться. Для этого я включаю релаксацию под запись пения птиц, шум моря, шелест листьев, воды и т.д. Например, предлагаю ребятам лечь на парты и закрыть голову руками, ровным спокойным голосом произношу: « Я лежу на берегу моря, смотрю в голубое небо. Ярко светит солнце, плывут облака, поют птицы, свежий ветер приятно дует мне в лицо…»
Известно, как важно для младших школьников развитие мелкой мускулатуры кистей рук. Предлагаю небольшой массаж для пальцев, который можно проводить как на уроках трудового обучения, так и на уроках русского языка.
«Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять».
(в след за этим идёт поочерёдный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистил гриб,
Этот пальчик суп варил,
Этот пальчик много съел, от того и потолстел… и т.д.
После этих упражнений пальцы хорошо разогреваются, и дети с удовольствием приступают к работе.
Таким образом, развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта позволяет сделать вывод о необходимости коррекционной работы с такими детьми на всех уроках, так как это необходимо для их дальнейшей жизни и возможно при современных методиках. Безграничны возможности учителя в выборе конкретных форм по развитию детей, их познавательной активности, повышение учебной мотивации.
В заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Мозг человеческий - величайшее чудо природы, и его становление происходит только под влиянием воспитания. Это длительный, однообразный, адски сложный и мучительный трудный посев, семена которого дают ростки только через несколько лет. Труд этот требует такта, исключительного уважения к человеческой личности. Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть более нежным, чутким, заботливым».
Список используемой литературы
1. Шевченко С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты. - М., 2001. -136 с.
2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Издательский центр "Академия", 2002-160с.
3. Чилингрова Л. Играя учимся математике.- М.:Просвещение,1995.
4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 2002.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752с.
6. Рубештейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 713с.
7. Шаповалова О. Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников. М.: МПГУ, 2005. 183 с.
8. КруковерВ.И. Весёлые уроки русского языка. -Ростов –на-Дону,1997.
9. ВолинаВ.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей.-М.:1993.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Развитие познавательных процессов детей с ОВЗ»

Пояснительная записка

Общая характеристика

Хорошее внимание, память, развитое мышление - важнейшее условие успешного школьного обучения. Недостаточная сформированность познавательных процессов создаёт проблемы в обучении школьника. Ребёнку в жизни нужны не только базовые навыки: умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) . Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребёнка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

Программа коррекционной работы содержит: содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащегося с ОВЗ; мониторинг динамики развития учащегося; планируемые результаты коррекционной работы.

Объём программы рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю: понедельник, четверг). Продолжительность одного занятия – 40 минут. Срок реализации программы: сентябрь – май.

Основные цели и задачи

Цели программы: развитие и коррекция познавательных процессов учащейся с ОВЗ с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости.

Задачи программы:

Обучающие:

    формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

    углубление и расширение знаний учащейся.

Развивающие:

    развитие логического мышления;

    развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

    развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

    развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

    развитие речи и словарного запаса;

    развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

    формирование положительной мотивации к учению.

    формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.

Программа ориентирована на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья ребёнка с ОВЗ. Программа представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Работая по учебно-методическому комплекту, у ребёнка формируются личностные, метапредметные, предметные результаты.

Особенности методики преподавания

Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, с применением формы игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.

В основе построения занятий лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. На каждом занятии ребёнок для формирования навыков контроля и самоконтроля учится оценивать свою работу. Занятия проводятся во вторую половину дня и имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную. Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе ребёнок отвечает на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы). Продолжительность основной части – 30 минут. Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Количество часов учебной программы по четвертям и на год:

Четверть

Всего часов

Практическая часть

Тестирование

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего:

Содержание программы

Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ» включает в себя три основных блока: диагностический; коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок:

Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).

Форма проведения диагностических исследований: индивидуальная.

Диагностика развития внимания: методика «Корректурная проба».

Диагностика развития памяти: методики «Оперативная память», «Запомни пару».

Диагностика развития мышления.

Коррекционный блок:

Цель данного блока – гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, которые

являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

План.

Фактич.

Цели и задачи

Вводная беседа. Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

Диагностический блок

Диагностика развития внимания

Методика «Исправь ошибки».

Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

Корректурная проба.

Диагностика развития памяти

Смысловая память.

Слуховая память.

Зрительная память.

Диагностика степени владения логическими операциями, способности выделять существенное, умения сравнивать

Обобщение.

Классификация.

Аналогия.

Коррекционный блок

Развитие внимания

Упражнения для развития внимания

Развитие внимания

Развитие внимания

Развитие внимания

Диагностика динамики развития внимания

Диагностический тест

Развитие памяти

Упражнения для развития памяти

Развитие памяти

Развитие памяти

Развитие памяти

Диагностика динамики развития процессов памяти

Диагностический тест

Тренировка памяти, внимания

Упражнения для развития памяти и внимания

Тренировка памяти, внимания

Тренировка памяти, внимания

Тренировка памяти, внимания

Упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, внимания, мышления

Развитие слухового восприятия, внимания, мышления

Развитие слухового восприятия, внимания, мышления

Развитие слухового восприятия, внимания, мышления

Логические задачи

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

Диагностический тест

Упражнения, направленные на развитие наглядно – образного мышления

Развитие наглядно – образного мышления

Развитие наглядно – образного мышления

Развитие наглядно – образного мышления

Упражнения, направленные на развитие вербального мышления

Развитие вербального мышления

Развитие вербального мышления

Развитие вербального мышления

Диагностика степени владения мыслительными операциями

Диагностический тест

Упражнения, направленные на развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Упражнения на развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие умения решать нестандартные задачи

Диагностика степени владения логическими операциями

Диагностический тест

Развитие

Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие самоконтроля, произвольного

внимания

Развитие мышления, самоконтроля и произвольности внимания

Развитие мышления, самоконтроля и произвольности внимания

Развитие пространственных представлений, сенсомоторной координации

Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие действия моделирования, гибкости мышления, воображения

Развитие гибкости мышления, воображения

Упражнения, психотехнические игры, направленные на совершенствование мыслительных операций

Совершенствование мыслительных операций

Упражнения, направленные на развитие умения работать по алгоритму

Развитие умения работать по алгоритму

Развитие быстроты реакции

Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие быстроты реакции

Развитие быстроты реакции

Упражнения, направленные на совершенствование воображения, памяти, мышления

Совершенствование воображения, памяти, мышления

Совершенствование воображения, памяти, мышления

Итоговое занятие

Диагностическое

Прогнозируемый результат

По окончании реализации программы коррекционных занятий должны быть характерны следующие показатели:

    умение самостоятельно выполнить упражнения (чем меньше помощь учителя, тем выше самостоятельность ученика, выше коррекционный эффект занятий);

    изменение поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьника;

    повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.) как положительный результат эффективности коррекционных занятий.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

10

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1995.

Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.

Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.

Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М., 1996.

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Занятия интеллектуального тренинга, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. - Ростов-на Дону;

«Феникс», 2003

Измерение интеллекта детей. Пособие для психолога-практика под ред. Гильбуха Ю.З. - Киев, 1992.

Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л.: ЛГУ, 1990.

Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1991.

Развитие интеллекта у детей. Гильбух Ю.З. - Киев, 1994.

Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления у детей. - Ярославль, 1995.

2. Технические средства обучения

Персональный компьютер

3. Оборудование кабинета

Стол ученический с комплектом стульев

Шкаф для хранения учебных пособий