» »

Какой город является столицей израиля. Историческое значение перемещения посольства сша из тель-авива в иерусалим

17.12.2019

Если спросить рядового пользователя сети, какой город является столицей Израиля, то многих этот вопрос поставит в тупик. Кто-то скажет "Иерусалим", а кто-то назовет Тель-Авив.

Тель-Авив

Обращение к официальным источникам запутывает еще больше. В российских новостях может фигурировать тот или другой город - в зависимости от политики редакции, но в государственных СМИ всегда называют Тель-Авив. А как же правильно?

В Иерусалиме сейчас нет ни одного иностранного посольства. Большинство из них сосредоточены в Тель-Авиве или окрестностях, за редким исключением в виде Парагвая и Боливии, разместивших свои дипломатические представительства в Мевасерет-Ционе, ближайшем пригороде Иерусалима.

Посольства РФ, Франции, Великобритании и США находятся в двух шагах от тель-авивского пляжа. В Иерусалиме находится только генеральное консульство США, но не российское. Так значит, Тель-Авив?

Иерусалим

Вовсе нет. Израиль называет своей столицей город Иерусалим. Израильский парламент Кнессет, Верховный суд, все министерства и резиденция президента находятся в Иерусалиме. Здесь по воскресеньям рабочую неделю открывает заседание правительства. Иностранные дипломаты часто ездят на приемы из Тель-Авива в Иерусалим. Ведь именно там работает премьер-министр Израиля.

30 июля 1980 года Кнессет принял Закон об Иерусалиме, столице Израиля, который гласит: "Иерусалим, единый и неделимый, есть столица Израиля". Этот закон получил статус основного закона, приравненного к конституционному, то есть отменить его сложнее, чем обычный закон.

Откуда взялась эта двойственность?

Иерусалим является одним из древнейших городов Ближнего Востока и мира. Первое поселение здесь возникло в IV тысячелетии до н.э.

Еврейским этот город стал в XI веке до н.э. Здесь находились оба Храма, без которого полная реализация иудаизма невозможна, потому что немалая часть из 613 обязательных для исполнения иудеями заповедей связаны с этим местом. Поэтому этот город называют священным.

В 70 году н.э. был разрушен Второй Храм, а в 135 году н.э., с подавлением римлянами восстания Бар-Кохбы, большая часть еврейского народа оказалась за пределами своей родины.

Массово евреи начали возвращаться "к Сиону" в XIX веке. Иерусалим тогда принадлежал туркам, а потом контролировался Британским мандатом в Палестине. План ООН от 1947 года подразумевал, что территория Палестины будет разделена между евреями и арабами, а Иерусалим и его окрестности, включая Бейт-Лехем, будут включены в особую территорию, находящуюся под международным контролем. Евреи после некоторых колебаний план приняли, арабы отвергли.

В мае 1948 года Израиль провозгласил независимость, и началась война. Когда боевые действия завершились и дым над полями сражений развеялся, выяснилось, что западная половина Иерусалима находится под контролем израильтян, а восточная, включая Старый город, - в руках арабов-трансиорданцев. Последние поспешили взорвать синагоги, находившиеся в Еврейском квартале Старого города, а его население - изгнать.

В 1950 году Трансиордания в одностороннем порядке аннексировала территорию Восточного Иерусалима. Законность этого шага признали только три страны - Великобритания, Пакистан и СССР.

Тель-Авив

Декларация независимости Израиля была зачитана на крыльце дома первого мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа. Здесь заседал Совет народа с Давидом Бен-Гурионом во главе, который постановил, что Тель-Авив станет временной столицей еврейского государства до тех пор, пока не появится возможность переехать в Иерусалим.

Самое первое заседание Кнессета, который назывался поначалу Учредительным собранием, прошло в здании Еврейского агентства ("Сохнут") в Иерусалиме. Но из-за боевых действий израильский парламент был вынужден на девять месяцев переехать в Тель-Авив. Парламентарии заседали сначала в доме гостеприимного мэра, затем ютились в здании кинотеатра "Кесем" и близлежащей гостиницы "Сан-Ремо", на месте которых в 1993 году был возведен офисно-жилой комплекс "Мигдаль ха-Опера".

Иерусалим

5 декабря 1949 года израильское правительство постановило, что Иерусалим является столицей Израиля. Через три недели - 26 декабря 1949 года - Кнессет торжественно "сменил прописку" на иерусалимскую. Разумеется, речь шла только о западной части города. Благодаря усилиям израильских дипломатов, 24 государства перенесли сюда свои посольства. Правда, среди них не было США и ведущих европейских держав.

По результатам Шестидневной войны 1967 года Израиль получил обе части Иерусалима под свой контроль и распространил суверенитет на всю территорию города. Поначалу местные жители отказывались от израильского гражданства, надеясь на возвращение Иордании, но со временем часть все же приняла его. Остальные довольствуются статусом постоянного жителя, что дает им все права, что и израильским гражданам, кроме права голоса на выборах.

В конце 1970-х годов резко увеличилось политическое давление на Израиль, в котором принимал активное участие блок неприсоединившихся стран, где задавали тон арабские и исламские государства. На шестой Конференции руководителей неприсоединившихся стран был принят протокол, где говорилось, что "город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет".

Эти протоколы были датированы 22 июля 1980 года, и они вынудили Израиль расставить все точки над "i" в вопросе статуса города. Через восемь дней Кнессет принял Основной закон об Иерусалиме, который утверждал статус города как израильской столицы и устанавливал охрану святых мест трех авраамических религий от осквернения и любого действия, способного оскорбить чувства верующих.

Совет Безопасности ООН в резолюции 478 признал это действие незаконным. Резолюция носила только рекомендательный характер, но она призвала страны, посольства которых находились в Священном городе, покинуть его. 13 государств прислушались и перевели посольства в Тель-Авив в том же году. За ними постепенно последовали и другие страны. Последними в 2006 году Иерусалим покинули Коста-Рика и Эль-Сальвадор.

В 1988 году иорданцы отказались от своих мало кем признанных прав на Иудею и Самарию в пользу будущего палестинского государства. В результате палестинцы начали претендовать на Восточный Иерусалим в качестве столицы их еще не созданного государства. Позицию палестинцев поддерживают другие арабские и исламские государства, что вносит дополнительную путаницу в нашем вопросе. Сегодня Иерусалим - это одна из ключевых тем палестино-израильских переговоров.

Сегодня

Приморский Тель-Авив превратился в экономический центр Израиля. Но израильтянам важно, чтобы именно Иерусалим оставался духовной и политической столицей страны.

Поэтому к Тель-Авиву не присоединяют города-спутники, фактически вросшие в него - Бат-Ям, Холон, Рамат-Ган, Гиватаим и другие, а к Хайфе - Крайот. Тем самым подчеркивается статус Иерусалима как самого населенного города страны. В 2013 году Иерусалим насчитывает более 800 тысяч жителей, 64 процента из которых - израильтяне-евреи.

Можно по-разному относиться к Израилю и признавать или не признавать Иерусалим столицей еврейского государства. Но упоминание Тель-Авива в качестве израильской столицы говорит либо о незнании исторических фактов, либо о непорядочности. Поэтому из этических и профессиональных соображений лучше обходиться без упоминания названия израильской столицы, чем писать заведомую ложь.

Также не было прецедентов в истории, когда кто-либо покушался на право государства определять свою столицу. И тем более чтобы это право оспаривалось не государством, а национальной автономией, возникшей намного позже как города, так и государства.

Право определять, какой город является столицей - неотъемлемая часть суверенитета государства. Оспаривая это право, фактически оспаривается суверенитет страны. Но бессмысленно и абсурдно делать это с самодостаточным и успешным государством, признанным мировым сообществом и существующим более полувека.

Иерихон. На иврите город называется Йерихо, на арабском Эриха и стоит у подножия Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое Море в Иерихонском оазисе. Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, он насчитывает около 10 тыс. лет почти непрерывного заселения. Кроме того, это самый низкий в мире город, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря в оазисе который считается самым большим на всем Ближнем Востоке и расположен в нескольких километрах севернее северной оконечности Мертвого моря.

Название города по одной версии происходит от слова «луна» - «яреах» на иврите, по другой - от слова «запах», «благоухание» - «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония - единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство - остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание - книга Иисуса Навина.

Сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб - «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.

Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности. По разделу земли между коленами оазис Йерихо - сам город не восстанавливался - отошел колену Биньямина. Позже служил региональным и сельскохозяйственным центром в самые разные времена и многократно упоминается в Библии. В хасмонейский период здесь был выстроен целый комплекс летних царских дворцов, позже перестроенных Иродом Великим для своих нужд. В частности, Ирод построил здесь театр и ипподром в одном здании, что является довольно необычным.

Библейский Иерихон

Был преподнесен в качестве ценнейшего подарка знаменитой Клеопатре влюбленным Марком Антонием. Разрушен во время Иудейской войны и отстроен вновь римским императором Адрианом в первой половине 2 в. н. э. После разрушения Второго Храма здесь еще несколько сотен лет - по крайней мере до 7 в. - существовала еврейская община, найден мозаичный пол синагоги позднего талмудического периода. Во время крестовых походов город вновь полностью разрушен и позже становится одним из важных арабских центров, каковым и остается до нашего времени. В 1994 г. передан правительством Рабина Арафату и становится одним из главных центров Палестинской автономии.

Место это всегда имело чрезвычайную стратегическую важность по 3 основным причинам: здесь находилось и находится перекрестье важнейших дорог и караванных путей Ближнего Востока, здесь крупнейший оазис с большим количеством пресной воды, благодаря вади Кельт, Иордану и ряду местных источников и здесь уникальный климат, позволявший выращивать уникальные, в особенности в древнем мире, культуры, пряности и благовония, здесь найдена самая древняя в мире плантация хурмы, считается что этот плод стали культивировать впервые именно здесь. Раскопки в этом, интереснейшем с исторической точки зрения, месте, ведутся с середины прошлого века. В них принимали участие археологи всего мира, в том числе такие известные, как Кэтлин Кэньон, и израильские - Эхуд Нецер.
Раскопки хасмонейских и иродианских дворцов, проводившиеся в основном в наше время под руководством Эхуда Нецера, находятся прямо в том месте, где вади Кельт покидает скалистую расщелину и вырывается на открытое пространство. Хасмонеи строили здесь, вероятно, со времен основания династии, хотя максимальное развитие приходится на период Александра Янная. После этого, самого успешного хасмонейского царя царица Александра Саломея - Шломцион ха-Малька достроила еще два дворца, и при ее жизни, постепенно входящий в силу сын Антипатра Ирод строит себе свою первую виллу - летний дворец. Иродианское строительство здесь довольно необычно: оно проводилось специальной строительной командой, присланной из Рима зятем императора Августа Агриппой и поэтому совершенно не похоже на типичное иродианское строительство в других местах.

Во-первых, здания возведены из необычно маленьких кирпичей. Во-вторых, стены сложены из кирпичей не квадратной формы, как везде - opus quadratum, а ромбовидной, которые стоят на остром ребре - opus reticulatum. Такое строительство наблюдается только в этот период и всего лишь в трех местах в Израиле - здесь, в Баниасе и недалеко от Шхемских ворот в Иерусалиме. Вероятнее всего, во всех трех местах строила одна и та же бригада, которая затем вернулась в Рим. Здесь хорошо сохранилась задняя стена иродианского бассейна с нишами для статуй и штукатуркой. В строении хорошо чувствуется необычное для римской архитектуры чисто эллинистическое сочетание зодчества и природы. В Израиле больше, чем в Риме, сохранились следы и идеи ушедшей в историю Древней Греции. Есть также руины большого дворца с огромным центральным залом, с хорошо обработанным полом, выложенным разноцветными камнями, и бассейны с кирпичными столбами с остатками очень толстого слоя штукатурки, а также круглой комнатой с круглым сооружением посередине неизвестного назначения: быть может, бассейн, или фонтан, или что-либо другое.

Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона - это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним - Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей - Элиша - опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни - 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. - начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было.

Иерихон сегодня

Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом - насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений. Во времена Иисуса Навина она уже не существовала, поэтому слой этого периода и был позже смыт. В городе есть сегодня коптская церковь, во дворе которой обнаружен пол византийской базилики «Девы». Неподалеку от автобусной станции сохранилось здание русской православной миссии и общежития для паломников, на территории которого найдена византийская надгробная табличка 566 г. с посвящением местному епископу. Сегодня это здание служит палестинской администрации. В разных местах города также обнаружены руины различных византийских построек и церквей, среди них Андреа, Тель эль-Хасан и другие. В 600 м южнее главного кургана -руины иродовских строении, театра и ипподрома - Тель Самарат.
В Иерихоне найдена также древняя синагога примерно 8 в. н. э. с мозаичным полом, который обнаружили случайно, при реконструкции старого дома. На мозаике изображена менора и арка завета - арон а-кодеш. На полу есть также надпись, гласящая: «Мир народу Израиля». Обнаружена синагога в 1936 г. Дом этот сейчас принадлежит евреям и его можно посетить. Еще одной важной достопримечательностью этого древнего города являются руины арабского дворца омейядских правителей Йерихо 8 в. н. э., известные под названием «Дворец Хишама». Основан он был примерно в 747 - 749 гг. правителем Эль-Валидом на довольно большой территории, включая собственную ферму, протянувшуюся до берегов реки Иордан. Считается, что еще до Эль-Валида, в 724 г. другой правитель, Хишам эль-Малик, облюбовал это место, правда, построить практически ничего не успел. Однако сегодня дворец называют по ошибке именно его именем.

Вход во дворец через внушительные ворота с нишами для статуй - довольно необычное явление для ислама, запрещающего всяческие изображения человека. Найденные скульптуры находятся сегодня в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Ворота тщательно украшены сложной витиеватой резьбой, арабесками, столь принятыми в мусульманском мире во всем, вплоть до витиеватости речи. В изображениях нет никакой символики, это только лишь украшения. За воротами - сидения - лежанки с каменными подголовниками. Далее - огромный двор с красивой абстрактной скульптурой посередине. Со двора есть спуск под землю, где значительно прохладнее - там находились комнаты отдыха. Дворец этот так никогда и не был достроен до конца из-за ранения и смерти Эль-Валида, однако большую часть сооружений он возвести успел. Раскапывали его иорданцы до 1967 г., а затем израильские археологи. Сохранилось огромное и роскошное здание бань с мозаичными полами и очень толстыми колоннами.

Бани должны были быть покрыты крышей, однако она то ли разрушилась со временем, то ли так и не была построена вообще. Здание украшено резьбой по камню и было покрыто штукатуркой. Полностью сохранилась гостевая комната с очень красивой мозаикой, со стенами и крышей. Рядом - туалеты. Вход в бани был украшен куполом и резьбой, которые сегодня также хранятся в музее Рокфеллера. Сохранилась также мечеть с михрабом и бассейн с маленькими арочками - арабесками и фонтаном. Сегодня Иерихон - часть Палестинской автономии и посещение города не рекомендуется. От Иерихона к Рамалле идет древняя дорога, вдоль которой сохранились римские верстовые столбы.

Фото: panoramio.com, wikipedia.org, juan.livejournal.com kezling.ru

Итак, Шомрон, Самария - это самые исконные еврейские земли, воспетые Библией наряду с Иудеей, и именно эту землю палестинские арабы сегодня хотят «обООНить»…
Мы - три автобуса, сопровождаемые несколькими десятками израильских солдат - приехали в город Шомрон, древнюю столицу Израильского царства, город, давший название центральной горной области нашей страны, по разрешению палестинских властей, которое они дают несколько раз в году.
Остановка у въезда в зону «В». Через бронированное окно автобуса показались встречающие нас джипы. Их было необычно много. Позор: едем в столицу Израильского государства по спецпропуску, под конвоем…
Желтые бронированые автобусы заехали на пыльную, неасфальтированную площадь, окруженную арабскими сувенирными магазинчиками. Часть конвоя осталась с машинами, а часть рассыпалась по горе охранять нас.
Здесь, в северной, второй столице страны (примерно как в России - Питер), сейчас царит полная заброшенность. Это место - страшный наш позор.
Позор, потому что здесь еврейские цари отвращали народ от Торы. Этот город стал символом раскола, двоевластия еврейской государственности. Позор, потому что сюда современное Государство Израиль не разрешает ездить евреям. Евреям в свою бывшую северную столицу вход воспрещен!
А ведь это место уникальное! На шомронском холме-кургане были найдены руины практически всех эпох истории Земли обетованной. От эпохи Израильского царства сохранились остатки царского дворца, пластинки слоновой кости, черепки с надписями трехтысячелетней давности, часть крепостной стены, а на краю холма расположены могилы пророков Элиши и Овадии…
Виды здесь - не нашел подходящего слова - самарийские, такие есть разве что только в Шило, еще одной заброшенной еврейской столице.
Согласно ТаНаХу, Шомрон - это единственный город, изначально построенный евреями в Земле Израиля. Кладка стен впечатляет (где-то за девять веков до Котеля - западной стены Храмовой горы).
После небольшого спуска по южному склону попадаем на центральную римскую улицу. Колоннада ведет к западным воротам городских стен. Археологи нашли здесь около 600 колонн.
Моя любовь - каменная резьба. Ее фрагменты сохранились очень хорошо, несмотря на мягкость местного камня. Его наивное желание быть похожим на мрамор вызывает улыбку.
Большая часть горы вообще не тронута раскопками: на ней пышно растут оливы и кактусы…
Так я отметил в этом году День независимости.
День независимости Израиля от бывшей своей столицы.
Хоть бы от Иерусалима не отказались…

Toldot.ru

Авраам КОЭН

Оцените пост

Notice: Undefined variable: thumbnail in /home/forumdai/public_html/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 1176

Израиль на карте мира можно найти на узенькой полосе суши, соединяющей Африку и Азию. Страна находится в регионе, который характеризуется климатическим и географическим разнообразием. Государство может похвастаться богатой историей, множеством древних памятников архитектуры и религиозных святынь. Поражает своим богатством также и местная этническая мозаика. Климат здесь является довольно приятным и обеспечивает возможность путешествовать по стране на протяжении всего года. Вместе с этим посещать страну рекомендуется осенью либо весной.

Общее описание и государственный устрой

Географическая карта Израиля является ярким подтверждением разнообразия его рельефа. И правда, в северной части государства преобладают горные массивы, увенчанные снежными шапками, а в южной - выжженные ярким солнцем пустыни. Ещё одна интересная особенность страны заключается в том, что рядом с безлюдными землями здесь развиваются современные цветущие города.

Общая площадь государства составляет более 21 тысячи квадратных километров. По форме правления Израиль является парламентской демократией, возглавляемой президентом. Орган законодательной власти, именуемый кнесетом, управляет страной. В его состав входят 120 парламентариев, которые избираются на всеобщих выборах каждые четыре года. Что касается исполнительной власти, то она представлена правительством. Иврит и арабский язык, согласно местному законодательству, являются государственными. Кроме них, обязательным для изучения в школе является английский язык. По уровню жизни, исходя из международной классификации, страна располагается на 22 позиции в мире. Она является очень популярной с туристической точки зрения. Прежде всего это связано с тем, что здесь находится множество религиозных святынь всех трёх основных мировых религий. Карта Израиля на русском языке приведена ниже.

Население Израиля

Численность населения государства составляет почти семь миллионов человек. Самая характерная его черта - разнообразие. Основной критерий делит жителей страны на евреев и арабов. К первым из них относятся примерно 80% жителей, а ко вторым - 20%. Еще одна важная отличительная характеристика - высокие темпы прироста местного населения. С того момента, когда было провозглашено государство Израиль, количество его жителей выросло почти в десять раз. Как показывают исследования, произошло это во многом за счёт иммиграции евреев с самых разных уголков планеты. В целом население Израиля является довольно молодым, ведь средний возраст в стране составляет чуть более 28 лет. Нельзя не отметить и довольно высокую среднюю продолжительность жизни - 78,7 лет.

Экономика

Страна может похвастаться экономикой, которая стала истинным примером настоящего успеха. На её территории практически нет никаких природных ресурсов. Более того, она пережила ряд войн и волн иммиграции. Несмотря на всё это, в настоящее время государство Израиль входит в число самых развитых стран на планете. Главный секрет успеха местной экономики лежит в квалифицированной рабочей силе и правильно использованной иностранной помощи. После появления на политической карте мира этого государства его годовой экспорт составлял около 30 миллионов американских долларов. Тогда основными продаваемыми страной товарами были некоторые промышленные продукты, прошедшие обработку алмазы и цитрусовые фрукты. Сейчас этот показатель достиг отметки в 30 миллиардов долларов. Израиль преимущественно экспортирует продукты высочайших технологий из многих областей, начиная с электроники и заканчивая современным и самым качественным медицинским оборудованием.

Самые большие и важные города

Крупнейшие и самые известные города Израиля - это Иерусалим, Хайфа, Вифлеем, Кейсария, Эйлат и, конечно же, Тель-Авив. История Иерусалима насчитывает более трёх тысяч лет. Он является древней столицей государства и самым центром трёх мировых религий. Здесь же находится одна из важнейших христианских святынь - Храм Гроба Господня.

Хайфа считается третьим по величине городом государства и лежит на берегу Средиземного моря. Она была основана в римскую эпоху. Наименование города в дословном переводе на русский язык означает «красивый берег». Во времена крестовых походов здесь функционировал орден кармелитов, охранявших святую гору, где пребывал пророк Илья. В наше время город украшен бахайскими садами.

Вифлеем представляет собой один из древнейших городов планеты и фактически граничит с Иерусалимом. Для христиан он является святым, поскольку именно здесь родился Иисус Христос. Кейсария была основана царем Иродом. Именно здесь располагались резиденции префектов, в том числе и Понтия Пилата. Первые воспоминания об Эйлате датируются ещё эпохой царя Соломона. В настоящее время этот город представляет собой крупный, важный для страны порт на Красном море. Это известный туристический и курортный центр, в котором даже есть международный аэропорт. Одна из главных местных достопримечательностей, привлекающая множество туристов, особенно любителей подводного спорта - это коралловые рифы. Тель-Авив - столица Израиля, более подробно о которой речь пойдёт далее.

Основание

Город был основан в 1909 году. За короткий промежуток времени он превратился в место, где принимали прибывающих в Палестину евреев. Изначально ими выступали преимущественно выходцы из Польши и России. Многие представители Германии массово хлынули сюда после прихода к власти в стране нацистов. Это существенно сказалось на общей внешности Тель-Авива, ведь здесь много работали представители немецкой архитектурной школы. В 1948 году Бен-Гурион провозгласил здесь декларацию о независимости государства, а сам город - его административным центром. В список культурного наследия ЮНЕСКО он внесён под наименованием «Белый город».

Общее описание

Столица Израиля находится на восточном средиземноморском побережье и является вторым по величине городом в стране, после Иерусалима. Поскольку история Тель-Авива насчитывает всего лишь немногим более ста лет, каких-либо старинных и знаковых достопримечательностей в нём нет. Здесь находятся дипломатические представительства государств и офисы министерств. Многие местные улицы отличаются эклектичной архитектурой. На них можно найти множество элитных бутиков, ночных клубов и устричных баров. Нельзя не отметить и золотые пляжи, залитые солнцем.

Население

В самом городе проживет немногим более 400 тысяч человек. Если говорить о национально-религиозном составе, то 96,1% местных жителей - это евреи, 3% - арабы-мусульмане, 0,9% - арабы-христиане. С учётом пригородов в агломерации, именуемой Гуш-Дан, здесь, по разным оценкам, живёт от 1,3 до 2 миллионов жителей.

Транспорт

Столица Израиля представляет собой крупнейший транспортный узел государства. Железнодорожная магистраль проходит с севера на юг вдоль восточной границы города. Здесь функционирует четыре станции, от которых отправляются поезда во все направления. Одним из важнейших видов транспорта являются городские автобусы. Аэропорт имени Давида Бен-Гуриона располагается в десяти километрах от Тель-Авива. Это главные воздушные врата всего Израиля. В городской черте функционирует также аэропорт имени Дова Хоза, который обслуживает только внутренние гражданские рейсы и транспортные рейсы на авиационные базы израильских военно-воздушных сил. Через город проходит множество автомобильных дорог, важнейшей из которых является магистраль «Аялон». Следует отметить, что для Тель-Авива характерен ежедневный наплыв автомобилей, в количестве до полумиллиона, в связи с чем город страдает от перенасыщения транспортом.

Досуг

Столица Израиля, бесспорно, является культурным центром государства. Здесь есть несколько десятков театральных и концертных залов, а также галереи и музеи. Концерты, представления и спектакли обычно проводятся в многочисленных местных концертных залах. Одним из самых интересных мест в городе является Музей Земли Израильской. Сам комплекс располагается вокруг площадки с археологическими раскопками, где был найден город, существовавший во времена филистимлян.

Здравоохранение

Столица Израиля - это место, где сконцентрировано множество известных медицинских учреждений. Одним из крупнейших из них является центр «Меир», что был открыт в 1956 году. Он носит имя Йосефа Меира - местного министра здравоохранения. В центре Тель-Авива располагается главная городская больница имени Сораски. Самой большой частной клиникой в городе считается госпиталь «Ассута», в котором преимущественно проводятся хирургические элективные процедуры.

Е сли спросить рядового пользователя сети, какой город является столицей Израиля, то многих этот вопрос поставит в тупик.

Кто-то скажет «Иерусалим», а кто-то назовет Тель-Авив.

Тель-Авив

Обращение к официальным источникам запутывает еще больше. В российских новостях может фигурировать тот или другой город - в зависимости от политики редакции, но в государственных СМИ всегда называют Тель-Авив. А как же правильно?

В Иерусалиме сейчас нет ни одного иностранного посольства. Большинство из них сосредоточены в Тель-Авиве или окрестностях, за редким исключением в виде Парагвая и Боливии, разместивших свои дипломатические представительства в Мевасерет-Ционе, ближайшем пригороде Иерусалима.

Посольства РФ, Франции, Великобритании и США находятся в двух шагах от тель-авивского пляжа. В Иерусалиме находится только генеральное консульство США, но не российское. Так значит, Тель-Авив?

Иерусалим

Вовсе нет. Израиль называет своей столицей город Иерусалим. Израильский парламент Кнессет, Верховный суд, все министерства и резиденция президента находятся в Иерусалиме. Здесь по воскресеньям рабочую неделю открывает заседание правительства. Иностранные дипломаты часто ездят на приемы из Тель-Авива в Иерусалим. Ведь именно там работает премьер-министр Израиля.

30 июля 1980 года Кнессет принял Закон об Иерусалиме, столице Израиля, который гласит: «Иерусалим, единый и неделимый, есть столица Израиля». Этот закон получил статус основного закона, приравненного к конституционному, то есть отменить его сложнее, чем обычный закон.

Откуда взялась эта двойственность?

Иерусалим является одним из древнейших городов Ближнего Востока и мира. Первое поселение здесь возникло в IV тысячелетии до н.э.

Еврейским этот город стал в XI веке до н.э. Здесь находились оба Храма, без которого полная реализация иудаизма невозможна, потому что немалая часть из 613 обязательных для исполнения иудеями заповедей связаны с этим местом. Поэтому этот город называют священным.

В 70 году н.э. был разрушен Второй Храм, а в 135 году н.э., с подавлением римлянами восстания Бар-Кохбы, большая часть еврейского народа оказалась за пределами своей родины.

Массово евреи начали возвращаться «к Сиону» в XIX веке. Иерусалим тогда принадлежал туркам, а потом контролировался Британским мандатом в Палестине. План ООН от 1947 года подразумевал, что территория Палестины будет разделена между евреями и арабами, а Иерусалим и его окрестности, включая Бейт-Лехем, будут включены в особую территорию, находящуюся под международным контролем. Евреи после некоторых колебаний план приняли, арабы отвергли.

В мае 1948 года Израиль провозгласил независимость, и началась война. Когда боевые действия завершились и дым над полями сражений развеялся, выяснилось, что западная половина Иерусалима находится под контролем израильтян, а восточная, включая Старый город, - в руках арабов-трансиорданцев. Последние поспешили взорвать синагоги, находившиеся в Еврейском квартале Старого города, а его население - изгнать.


В 1950 году Трансиордания в одностороннем порядке аннексировала территорию Восточного Иерусалима. Законность этого шага признали только три страны - Великобритания, Пакистан и СССР.

Тель-Авив

Декларация независимости Израиля была зачитана на крыльце дома первого мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа. Здесь заседал Совет народа с Давидом Бен-Гурионом во главе, который постановил, что Тель-Авив станет временной столицей еврейского государства до тех пор, пока не появится возможность переехать в Иерусалим.

Самое первое заседание Кнессета, который назывался поначалу Учредительным собранием, прошло в здании Еврейского агентства («Сохнут») в Иерусалиме. Но из-за боевых действий израильский парламент был вынужден на девять месяцев переехать в Тель-Авив. Парламентарии заседали сначала в доме гостеприимного мэра, затем ютились в здании кинотеатра «Кесем» и близлежащей гостиницы «Сан-Ремо», на месте которых в 1993 году был возведен офисно-жилой комплекс «Мигдаль ха-Опера».

Иерусалим

5 декабря 1949 года израильское правительство постановило, что Иерусалим является столицей Израиля. Через три недели - 26 декабря 1949 года - Кнессет торжественно «сменил прописку» на иерусалимскую. Разумеется, речь шла только о западной части города. Благодаря усилиям израильских дипломатов, 24 государства перенесли сюда свои посольства. Правда, среди них не было США и ведущих европейских держав.

По результатам Шестидневной войны 1967 года Израиль получил обе части Иерусалима под свой контроль и распространил суверенитет на всю территорию города. Поначалу местные жители отказывались от израильского гражданства, надеясь на возвращение Иордании, но со временем все же приняли его.

В конце 1970-х годов резко увеличилось политическое давление на Израиль, в котором принимал активное участие блок неприсоединившихся стран, где задавали тон арабские и исламские государства. На шестой Конференции руководителей неприсоединившихся стран был принят протокол, где говорилось, что «город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет».

Эти протоколы были датированы 22 июля 1980 года, и они вынудили Израиль расставить все точки над «i» в вопросе статуса города. Через восемь дней Кнессет принял Основной закон об Иерусалиме, который утверждал статус города как израильской столицы и устанавливал охрану святых мест трех авраамических религий от осквернения и любого действия, способного оскорбить чувства верующих.

Совет Безопасности ООН в резолюции 478 признал это действие незаконным. Резолюция носила только рекомендательный характер, но она призвала страны, посольства которых находились в Священном городе, покинуть его. 13 государств прислушались и перевели посольства в Тель-Авив в том же году. За ними постепенно последовали и другие страны. Последними в 2006 году Иерусалим покинули Коста-Рика и Эль-Сальвадор.

В 1988 году иорданцы отказались от своих мало кем признанных прав на Иудею и Самарию в пользу будущего палестинского государства. В результате палестинцы начали претендовать на Восточный Иерусалим в качестве столицы их еще не созданного государства. Позицию палестинцев поддерживают другие арабские и исламские государства, что вносит дополнительную путаницу в нашем вопросе. Сегодня Иерусалим - это одна из ключевых тем палестино-израильских переговоров.

Сегодня

Приморский Тель-Авив превратился в экономический центр Израиля. Но израильтянам важно, чтобы именно Иерусалим оставался духовной и политической столицей страны.

Поэтому к Тель-Авиву не присоединяют города-спутники, фактически вросшие в него - Бат-Ям, Холон, Рамат-Ган, Гиватаим и другие, а к Хайфе - Крайот. Тем самым подчеркивается статус Иерусалима как самого населенного города страны. В 2013 году Иерусалим насчитывает более 800 тысяч жителей, 64 процента из которых - израильтяне-евреи.

Можно по-разному относиться к Израилю и признавать или не признавать Иерусалим столицей еврейского государства. Но упоминание Тель-Авива в качестве израильской столицы говорит либо о незнании исторических фактов, либо о непорядочности. Поэтому из этических и профессиональных соображений лучше обходиться без упоминания названия израильской столицы, чем писать заведомую ложь.

Подписывайтесь:

Также не было прецедентов в истории, когда кто-либо покушался на право государства определять свою столицу. И тем более чтобы это право оспаривалось не государством, а национальной автономией, возникшей намного позже как города, так и государства.

Право определять, какой город является столицей - неотъемлемая часть суверенитета государства. Оспаривая это право, фактически оспаривается суверенитет страны. Но бессмысленно и абсурдно делать это с самодостаточным и успешным государством, признанным мировым сообществом и существующим более полувека.

Популярное