» »

Прилагательные во множественном числе. Склонение имён прилагательных во мн.числе

20.11.2019
Тема урока : Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Цель : познакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.

Задачи:

    формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе,

    совершенствовать умение распознавать род и падеж имён прилагательных; правильно писать окончания.

Данный урок относится к разделу «Имя прилагательное», первый урок по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Планируемые результаты ,формируемые УУД:

Личностные: учебно- познавательный интерес к учебному материалу (понимать учебную задачу на уроке и стремиться ее выполнить); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных целей; оценивание своих достижений на уроке.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные : оформлять свои мысли в устной речи;

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Методы обучения : проблемный; частично-поисковый.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.

Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.

И сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать с прочтения высказывания К.Г.Паустовского о русском языке:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Какой вывод мы можем сделать, прочитав данное высказывание?

А какие слова дали самую точную характеристику русскому языку?

Какой частью речи они являются?

А теперь запишем в тетрадь дату.

Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)

От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)

2. Актуализация знаний.

Мы с Вами подбирали эпитеты к существительному «урок», скажите какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)

Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

Групповая работа. (Приложение1)

На листах просклоняйте имена прилагательные.

I группа

II группа

III группа

И. п.

Интересный урок

Веселый урок

Содержательный урок

Р. п.

Интересного урока

Веселого урока

Содержательного урока

Д. п.

Интересному уроку

Веселому уроку

Содержательному уроку

В. п.

Интересный урок

Веселый урок

Содержательный урок

Т. п.

Интересным уроком

Веселым уроком

Содержательным уроком

П. п.

Об интересном уроке

О веселом уроке

О содержательном уроке

Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

А какие окончания? (Одинаковые)

Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.

Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение?

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

3. Постановка учебной задачи.

Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Просклоняем теперь

I вариант – Интересные уроки

II вариант – Веселые перемены

И. п. (какие?)

Интересные уроки

Веселые перемены

Р. п. (каких?)

Интересных уроков

Веселых перемен

Д. п. (каким?)

Интересным урокам

Веселым переменам

В. п. (какие?)

Интересные уроки

Веселые перемены

Т. п. (какими?)

Интересными уроками

Веселыми переменами

П. п. (о каких?)

Об интересных уроках

О веселых переменах

А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)

В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

И. п., В. п.
ые, ие

Р. п., П. п.
ых, их

Д. п.
ым, им

Т. п.
ыми, ими

Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.

Прочитайте правила про себя и вслух.

Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

6. Физкультминутка.

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.

Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек(Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).

7. Работа в парах с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. (Приложение2)

У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)

За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п

Достаточно. Проверим по эталону.

Какие пары выполнили точно так же?

Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.

Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!

Составьте предложение, используя слова на слайде.

Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.

Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.

Запишите предложение.

Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.

(Проверка у доски)

8. Дифференцированное домашнее задание (приложение3)

Перед вами текст.

Прочитайте его.

Какая часть речи пропущена?

Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.

Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.

Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.

Задания на этих карточках вы выполните дома.

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Желтая карточка

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

9. Рефлексия учебной деятельности

Оценить результаты учебной деятельности.

Вспомните тему нашего урока.

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

80. Назовите по таблице на этой странице вопросы и окончания имён прилагательных во множественном числе в каждом падеже. В каких падежах имена прилагательные имеют одинаковые окончания?

Обратите внимание! Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам; по родам они не изменяются .

81. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, имена существительные вместе с именами прилагательными.

      Голубые весенние (цветы).
      Весёлые неуклюжие (медвежата).

  • В каком падеже окончания данных имён прилагательных будут разными? Почему?

82. Прочитайте загадку и отгадайте её. Придумайте для неё красивое название.

      Вдруг из чёрной темноты
      В небе выросли кусты,
      А на них-то голубые,
      Пунцовые, золотые
      Распускаются цветы
      Небывалой красоты...
      (К. Чуковский)

  • Найдите в загадке синонимы к словам красный, бирюзовый, тёмный, жёлтый, невиданный .
  • Спишите. Укажите падеж каждого имени прилагательного во множественном числе. Объясните, как вы его определяли. Выделите окончания имён прилагательных.

Обратите внимание! Падеж имени прилагательного во множественном числе, как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное в предложении или в словосочетании.

са лю́т

83. Прочитайте. Составьте из слов предложения.

  1. Жёсткие, и, ветры, колючие, в, голых, макушках, гуляли, деревьев.
  2. С, еловых, падали, на, снеговые, лап, землю, шапки.
  3. Лиловым, прыгали, и, краснозобые, снегири, шишкам, синички, вертелись, по.
  4. Иней, искрами, блестел, осыпался, и, с, берёз, на, серебряными, снегу.
  • Запишите составленные предложения. Укажите падеж имён прилагательных, выделите их окончания.

84. Прочитайте.

Николай Константинович Рерих был художником-сказочником. Древние легенды, предания, былины стали любимыми темами его картин. На замечательных полотнах художника можно увидеть русских богатырей, былинного певца Баяна, сказочного Витязя. Заморские гости на ярких красочных ладьях плывут на Русь по студёным водам Ильмень-озера.

  • Найдите в тексте имена прилагательные во множественном числе.
  • Выпишите словосочетания с именами прилагательными во множественном числе. Укажите их падеж, выделите окончания.

85. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Она была написана в 1899 г., сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее. Почему картина так названа?

Картина переносит нас в глубь веков. Длинным рядом плывут расписные ладьи, гружённые товаром. Гордо вздымаются на носах кораблей узорчатые головы грифонов-драконов. Борта украшены разноцветными щитами. Алые паруса пылают на фоне небесной лазури. На корме варяги в шлемах. Как вы думаете, куда направляются заморские гости?

Всмотритесь в пейзаж северной природы. Какими вы видите воду, волны, стайку чаек, холмы и курганы, стены далёкого града, синеву небес? Чувствуется ли на картине радостное сияние утреннего солнца?

  • Чем вас привлекла эта картина? Подготовьтесь поделиться своими впечатлениями о картине.

Цель:

  • Познакомить учащихся с особенностями имен прилагательных во множественном числе, с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
  • Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
  • Развивать речь, память мышление, умение анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

(2 слайд)

Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и, конечно же, ваше огромное желание учиться и узнавать новое.

– Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

(Открывается запись на доске:)

Урок

  • интересный
  • познавательный
  • развивающий
  • плодотворный

– Поясните каждое понятие. Что общего в этих словах?

II. Повторение пройденного

(4 слайд)

– Что такое прилагательное?

– Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

– Как изменяется прилагательное в единственном числе? (Окончание повтор по таблице)

– Как узнать род, число и падеж имени прилагательного?

– Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных?

– Итак, вы сказали, что урок должен быть ______________

– Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

– Какими должны быть на уроке ученики? (отвечают ученики)

Запись на доске

Ученики:

  • активные
  • думающие
  • работоспособные
  • внимательные
  • аккуратные
  • дисциплинированные

– Сможете стать такими?

– Что общего в данных словах?

– Скажите, о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Назовите тему урока.

III. Тема: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

(7 слайд)

– Что, по вашему мнению, вы должны узнать и научиться

Цели.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с прилагательных во множественном числе.

– Будем учиться правильно писать падежные окончания имен прилагательных множественного числа

Продолжим учиться грамотно отвечать на вопросы, красиво и грамотно писать.

IV. Каллиграфическая минутка

(9 слайд)

– Выделим окончания имен прилагательных во множественном числе.

– Назовите их.

– На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем примере окончаниями прилагательных во множественном числе.

– Определите порядок написания букв в данной цепочке:

ыеиеие иеыеые

(В первой цепочке после окончания прилагательных во множественном числе с твердой основой дважды пишется окончание прилагательных с мягкой основой, а во втором написании наоборот)

Напишете эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строчки.

V. Словарная работа

Живописная (яжиавносип), активный (ыкйатнив), деликатное (едолеикнта), серебряные (еснырбеяре)

Работа в парах

  1. Расшифровать слова и записать их в тетрадь.
  2. Определить род.

Проверка

  1. Прочитайте слова
  2. Проверим написание слов по доске
  3. Назовите буквы, которые надо запомнить.
  4. Определите род
  5. Какое слово вызвало затруднение?

Возникает вопрос, а изменятся ли вообще имя прилагательное во множественном числе по родам?

Это, нам предстоит узнать

VI. Работа над новым материалом

(9 слайд)

Уч.: Сегодня мы с вами проведем исследование учебного материала по теме имени прилагательного во множественном числе, вы ответите на поставленные перед вами вопросы, самостоятельно сделаете выводы и объясните учебный материал другим.

– Вопросы, на которые вы должны будете ответить.

(На доске.)

Работаем в группах.

– Приступаем к исследованию имени прилагательного.

1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

  1. (на листах)
  2. Изменяются ли окончания имен прилагательных?
  3. В каких падежах окончания сходны в каких различны?

Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его.

2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. выделите окончания имен прилагательных.
  3. Составить таблицу окончаний.
  4. В каких падежах окончания сходны, в каких различны?
Им.п. Какие? -ые, -ие
Р.п. Каких? -ых, -их
Д.п. Каким? -ым, -им
В.п. Какие? -ые, -ие
Т.п. Какими? -ыми, -ими
П.п. (о) каких? -их, -их

Вывод. Запишите его в таблице.

3 группа: Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. Поставить ударение в именах прилагательных
  3. Сравнить ударные и безударные окончания.
  4. Как можно проверить безударные окончания прилагательных?

4 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

  1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)
  2. Выделите окончания имен прилагательных.
  3. С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные
  4. Менялись ли окончания прилагательных?
  5. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

Вывод. Сделать вывод. Записать его.

5 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей

  1. Выделить окончания имен прилагательных.
  2. Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)
  3. Как определить падеж имени прилагательного?

Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.

Проверка

Все работали со словосочетаниями: стройные березы, маленькие кусты

1. Проверим как вы просклоняли данные словосочетания, называет каждая группа по словосочетанию

Какие окончания написали в прилагательных?

Уч: -каждая группа проводила исследование, и отвечала на поставленные вопросы

Мы слушаем их выводы

2. Выступает представитель от группы

Обобщение по плану

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

Изменяются ли прилагательные множественного числа по родам?

Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?

  1. Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
  2. Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
  3. Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
  4. Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
  5. Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Оформление памяток

Закреплении нового

1. Физминутка (сидя за партами)

Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх

низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице.

2. Вставить окончание и определить падеж

(на доске)

О морозных днях (П.п.), в зимних шубках (П.п.) снежных хлопьев (Р.п.) Холодной погоды (Р.п.), высокие деревья (И.п.), в раскошных, зимних уборах (П.п.), в снежных варежках (П.п.), пушистыми снегами (Т.п.), в серебристым инеем (Д.п.), стройные березки (И.п.)

1. Записать в тетрадь и определить падеж

2. Проверка

Фронтальная работа

Прочитайте словосочетании, назовите окончания, падеж

Творческая работа

Используя данные слова, написать мини– сочинение на тему «Зимний лес»

Подготовительная работа

– Посмотрите иллюстрации с изображением зимнего леса, как великолепна картина зимнего леса!

А так зимний лес изобразила наша художница

Редванская Влада (Картина учащейся)

Сейчас вы прослушаете произведение П.И. Чайковского Времена года

Вслушиваясь в музыку, напишите, как вы представляете себе зимний лес

Проверка

Дети зачитывают сочинения по желанию

VII. Итог урока

Закончите предложения.

На уроке

  • я узнал …
  • я научился …
  • мне понравилось…

Источники:

  1. Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное!»
  2. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие по русскому языку»

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
  • Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных, вспомнить понятие “начальная форма имени прилагательного”, пользоваться справочной литературой;
  • Научить учащихся определять род имен прилагательных во множественном числе; расширить словарный запас учащихся;
  • Развивать критическое и логическое мышление, воображение, память, речь.

Оборудование: рисунок трех звездочек, рисунок инопланетянина, конверты с заданиями, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, проекционный экран, листочки для оперативного контроля, карточки для работы в парах, таблица “Определениерода имен прилагательных во множественном числе”, задание для фронтальной работы на проекционном экране, карточка с поговоркой, памятка к синквейну.

Ход урока

I. Организационный момент (психологический настрой) На листочках у каждого ребенка три облачка: грустное выражение, спокойное и веселое.

Учитель: - Ребята, посмотрите внимательно на звездочки. Обведите ту, которая больше подходит вашему настроению в данный момент. Опрос детей.

Учитель: - Замечательно, что у вас хорошее настроение, надеюсь, к концу урока оно сохранится и приумножится.

II. Сообщение темы урока

Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем “слово-помощник”

К – согласный, твердый парный, глухой парный звук в слове “звонок”

А – безударная гласная в слове “покатился”

К – проверяемая парная согласная в слове “кулак”

О – гласная буква в суффиксе в слове [дружок]

Й – согласный, мягкий непарный, глухой непарный звук в слове “слой”

Проверяем каждую букву.

Учитель - Какое слово получилось?

Дети: - Какой.

Учитель: - Какая часть речи отвечает на этот вопрос, какой?

Дети: - Имя прилагательное.

Учитель: - Только ли на этот вопрос отвечают имена прилагательные?

Дети: - Нет, еще какая? какое? какие? чей?

Учитель: - Что обозначают имена прилагательные? И для чего они нам необходимы?

Дети: - имена прилагательные обозначают признаки предметов, а необходимы для того, чтобы сделать нашу речь интереснее, красочнее, выразительнее.

Тема урока: - Сегодня мы с вами совершим путешествие на планету “Имя прилагательное”.

III. Тема урока

Учитель: - Давайте представим, что все мы жители этой планеты. Все разные: я, например, веселая, любознательная, … а ты какой житель? А ты?...

Слушаем детей. Запишите на узком листочке, который лежит у каждого в конверте, и напишите свое имя – какой ты?

Учитель: - И все мы живем в разных городах в 1 государстве. Городов 8. Их названия вам подскажут вопросы, на которые отвечают имя прилагательные

Дети: Какой, какая, какое, какие, чей, чья, чье, чьи.

Учитель: - Чтобы узнать столицу нашего государства, возьмите ваши карточки с заданием. (Работа в рабочих тетрадях). Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные.

КАРТОЧКА

Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные

Робкий, смелость, уместный, свобода, загрязнять, промокший, встречает, праздный, помышлять.

Учитель: - Все ли слова вам понятны? Значение какого слова вызвало трудность?

Дети: - Благоговейный. 1 ученик ищет значение этого слова в словаре.

  1. Праздный – о месте, просторе; незанятый, порожний, свободный, пустой, пустопорожний” (В. Даль. Толковый словарь в 4-х томах, III т., М.: “Русский язык”, 1990, с. 380)
  2. Праздный – 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. 2. Бесцельный, пустой” (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю. Шведовой: “советская энциклопедия”,М., 1972.)

Учитель: - Что общего у всех этих имен прилагательных?

Дети: Все эти прилагательные отвечают на вопрос какой? Они стоят в единственном числе, в мужском роде - это начальная форма имени прилагательного.

Учитель: - Подпишите над этими словами род и число. Значит, столица нашего государства - город “Какой”!

Раздается шум.

Учитель: - Что случилось? Кто это?

На экране прилетевший инопланетянин (Рисунок 1)

Сообщение инопланетянина на проекционном экране.

Приветствуем вас, жители столь странной страны “Имя прилагательное”!

Над вашим миром нависла опасность. Это метеорит гигантских размеров. Вы все очень разные. Вы делаете речь более красивой, выразительнее, интереснее. Поэтому мы решили, что именно вы сможете спасти эту планету от беды. Изменить траекторию метеорита может ракета. Ее приведет в действие шифр. Чтобы его узнать, вам необходимо выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву. Сложив буквы в слово, вы отгадаете шифр. В этом деле вам помогут жители соседней страны, с которыми вы очень дружны.

Желаем успеха!

Учитель: - Ребята, о каких соседях говорил инопланетянин, как вы думаете?

Дети: - Если мы – имена прилагательные, то мы дружны с именами существительными, так как наш род, число и падеж напрямую зависят от этой части речи.

Учитель: - Молодцы! Открываем конверт с заданиями.

IV. Определение родовых окончаний имен прилагательных. Развитие логического мышления

Задание 1. Дети работают в парах, а 2 пары у доски.

Вариант 1. (Работа в парах).

Ответ: холодная погода, золотое кольцо, скверный характер, гостеприимная хозяйка, голубое небо, ласковый котенок, спелое яблоко, палящая жара, терпкий запах

Вместе проверяем ребят у доски.

Учитель: - Молодцы! Мы справились с этим заданием и получаем первую букву “Р”.

Вариант 2. (Работа в парах). Подберите пару “имя прилагательное + имя существительное” и вставьте недостающие окончания имен прилагательных.

Ответ : абсолютный слух, гладкая дорога, вагонное депо, березовая роща, пестрый галстук, льняное полотно, картинная галерея, четкое изображение, удобный стол.

V. Физкульминутка

Учитель: - Встаньте, отойдите от парты, руки на пояс. Я буду называть имена прилагательные, а вы, если услышите имя прилагательное женского рода – приседайте, мужского – подпрыгните, среднего – топните.

Слова: хитрый, красивая, задорный, яркое, смешной, задумчивая, зимнее, заботливая, теплое, приветливый .

VI. Определение рода и числа имен прилагательных

Учитель: - Открываем второй конверт. Здесь стихотворение и задание.

Задание 2. Найдите в стихотворении имена прилагательные, определите их род и число.

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

(Ф.И. Тютчев)*

*Ф.И. Тютчев. Стихотворения: “Художественная литература” М., 1985.

Ответ спрятан на доске: (в) первоначальной – ж.р., ед.ч., короткая – ж.р., ед.ч., дивная – ж.р. ед.ч., хрустальный – м.р., ед.ч., бодрый – м.р., ед.ч., тонкий – м.р., ед.ч., (на) праздной – ж.р., ед.ч., (до) первых – ж.р., мн.ч., (до) зимних – ж.р., мн.ч., чистая – ж.р., ед.ч., теплая – ж.р., ед.ч.

Учитель: - Какие 2 слова выделяются в этом списке? Почему?

Дети: - (До) первых, зимних – мн.ч.

Учитель: - Как же определить род имени прилагательного во множественном числе?

Дети: - Нужно поставить имя существительное, с которым связано прилагательное, поставить в единственное число и определить род. Такой же род будет и у имени прилагательного, с которым оно связано. (до) первых бурь – буря (ед.ч.), ж.р., значит (до) первых тоже ж.р.

Определение рода имен прилагательных во множественном числе

Теплые вечера

Вечер – сущ., м.р., ед.ч., значит вечера – сущ., м.р., мн.ч.

Вечера (какие?) теплые, теплые – имя прил., м.р., мн.ч.

Учитель: - Замечательно! Мы справились и с этим заданием. Следующая буква “М”. И последнее задание.

VII. Развитие логического мышления и воображения

Учитель читает последнее задание инопланетянина, которое записано на доске.

Задание 3. Представьте, как выглядит наша планета.

Работа выполняется фронтально. После обсуждения учитель вписывает в пробелы лучший вариант.

На ………. планете живут ………. человечки, у них ………. глаза, ………. волосы, ………. уши. Зато очень ………. характер. Домики у человечков ………., с ………. крышами. Возле каждого домика сидит………. собачка. Собачки на этой ………. планете вместо кур, потому что ………. домики охраняют ………. дракончики и ………. страусы. Они сидят на ………. веревочках и рычат. На ………. деревьях поют ………. песни ………. мухи. В ………. лесах водятся ………. черепахи.

Учитель: - Отлично!! И последняя буква “И”. Итак, получили буквы “Р”, “М”, “И”. Какое слово получилось?

Дети: “Рим” и “мир”.

Учитель: - В конверте еще записка. “Чтобы проверить получившийся шифр, подставьте в поговорку…КРАСОТА СПАСЕТ… ”. Молодцы!!! Мы действительно спасли нашу планету!

VIII. Подведение итога урока

Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое имя прилагательное.

Дети: - Это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? Обозначает признак предмета.

Учитель: - Как определить род имен прилагательных?

Дети: - Надо определить род имени существительного, с которым связано имя прилагательное. Род имени прилагательного будет таким же.

Учитель: - А как определить род имени прилагательного во множественном числе?

Дети: - Поставить имя существительное, с которым связано имя прилагательное, в единственное число и определить его род. Такой же род будет и у имени прилагательного.

Учитель: - Мы поупражнялись устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, правильно писать родовые окончания имен прилагательных и немного пофантазировали.

Учитель: - Теперь возьмите свои узенькие листочки с вашими “именами” и заполним синквейн. Рядом выберите звездочку, которая соответствует вашему настроению в данный момент.

Все синквейны дети вывешивают на доску.

Приветствуем всех любителей французского языка. Сегодня мы поговорим о множественном числе французских прилагательных.

Как вы помните, мы обсуждали женский род прилагательных во французском языке. Так вот, у французских прилагательных имеется и число. Обычно множественное число прилагательных формируется путем прибавления окончания s к форме единственного числа (petit - petits). Данное окончание не произносится, кроме тех случаев, когда происходит связывание (les grands amis).

Но есть и особые случаи образования множественного числа прилагательных, о которых мы сегодня и поговорим.

Итак, Le pluriel des adjectifs. Основное правило образования множественного числа прилагательных

Если прилагательное в единственном числе оканчивается на s, -x, то оно не изменяется при образовании множественного числа. В устной речи окончание не произносится, поэтому определителем множественного числа чаще всего выступает артикль. Например:

  • Un vieux plafond – des vieux amis – старый потолок – старые друзья
  • Un sourire faux – des billets faux – фальшивая улыбка – фальшивые билеты

Если прилагательные в единственном числе оканчиваются на -al , то во множественном числе они меняют это окончание на –aux:

  • Un geste amical - des gestes amicaux – дружеский жест – дружеские жесты
  • Un problème principal – des problemes principaux – главная проблема – главные проблемы

Исключения: banal , fatal, glacial, natal, naval, final, pascal – эти прилагательные приобретают окончание s во множественном числе:

  • Un conflict banal – des conflicts banals – банальный конфликт – банальные конфликты
  • Un concours final – des concours finals – финальный конкурс – финальные конкурсы

Если прилагательные в единственном числе заканчиваются на eau, во множественном числе они прибавляют окончание –x:

  • Un beau matin - des beaux jours – красивое утро – красивые дни

Прилагательные в форме женского рода образуют, соответственно, множественное число. При этом множественное число одних и тех же прилагательных в женском и мужском роде может не совпадать. Например:

  • Мужской род: Faux – множественное число faux
  • Женский род: Fausse – множественное число fausses

Если в контексте сказанного некоторые прилагательные относятся к мужскому и женскому роду одновременно, то во множественном числе они принимают форму мужского рода. Например:

  • Paul et sa soeur Anne sont blonds. – Поль и его сестра Анна — светловолосые.
  • Michel et Marie sont bons amis. – Мишель и Мари — хорошие друзья.

Если мы употребляем в речи местоимение on в значении «мы», «они», «вы», подразумевается множественное число. В этом случае мы используем соответствующую форму прилагательного множественного числа, которое по смыслу относится к этому местоимению. Например:

  • André et moi, on est jumeaux. – Мы с Андреем близнецы.
  • Nadine et moi, on est jumelles (moi – подразумевается женский род). – Мы с Надей близняшки.

Но если местоимение on используется в значении «все», «люди», то в этом случае прилагательное употребляется в мужском роде единственного числа:

  • On est satisfait de tout cela. – Люди (они) довольны всем этим.
  • On est bien aise de vous voir. Все рады вас видеть.

Если местоимение on употребляется в значении «мужчина» или «женщина», то мы используем соответственно форму мужского или женского рода, но в единственном числе.

  • Quand on est belle, on est capricieuse et coquette. – Когда ты красивая, то ты капризная и кокетливая.
  • Quand on est mère, on est heureuse. – Когда ты мама, то ты счастлива.

И еще несколько важных правил…

Некоторые прилагательные, обозначающие цвет, остаются неизменными. В большинстве случаев, это прилагательные, которые произошли от существительных. К примеру:

  • Un pullover marron — des pullovers marron — des chaussures marron – коричневый пуловер – коричневые пуловеры – коричневые туфли
  • Un pantalon orange — des bas orange — des blouses orange – оранжевые штаны – оранжевые носки – оранжевые блузки

Но есть и исключения:

  • Ecarlate-écarlates (багровый)
  • Rose-roses (розовый)
  • Fauve-fauves (палевый)
  • Mauve-mauves (фиолетовый)
  • Pourpre-pourpres (пурпурный)

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, оба согласуются в числе и роде с относящимся к ним существительным:

  • Sourd-muet – sourds-muets – глухонемой — глухонемые

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, если первое заканчивается на –i или на –o, только второе согласуется в числе и роде с относящимся к ним существительным, а первое не изменяется:

  • Un cas tragi-comique – des cas tragi-comiques – трагикомический случай – трагикомические случаи

Сложные прилагательные, обозначающие цвета, оба прилагательных остаются неизменными.

  • Une blouse bleu foncé – des blouses bleu foncé – тёмно-синяя блузка – тёмно-синие блузки

Постарайтесь запомнить эти правила, они понадобятся в выполнении практических упражнений, а также в речи.

Популярное