» »

Что входит в финансовые ресурсы. Ресурсы финансов

17.03.2024

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы , которые являются материальными носителями финансовых отношений .

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был примененпри составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме .

Однако финансовые ресурсы - это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов - они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей .

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей 1 .

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов - это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения . Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п .

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации - это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих .

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:
выручка от реализации продукции, работ и услуг;
выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);
внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);
бюджетные средства;
средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально-интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и вне бюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации - это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации . Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будут оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:
взносы учредителей и членские взносы;
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
бюджетные средства;
безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

С 2007 г. в Российской Федерации часть денежных средств, которые некоммерческие организации получают в виде безвозмездных перечислений физических и юридических лиц (пожертвований), принимает форму целевого капитала 2 .

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, предприниматели могут привлекать для осуществления своей деятельности заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.п.

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления , выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются :
налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);
неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд) и т.п.);
безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
другие доходы.
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления , непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме . Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие черты :
это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;
в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;
всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;
имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой.

Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды . Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

1 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - С. 10, 35.
2 См. статью 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

И др.); региональные финансы (бюджеты и внебюджетные фонды различных административно-территориальных образований); финансы предприятий, организаций, фирм. Финансы фирм, предприятий занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, так как именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства.

Общее понятие финансовых ресурсов

Денежные доходы, накопленные их собственниками для последующего расходования, а также средства, привлеченные в качестве кредитов, составляют финансовые ресурсы , которые делятся на собственные и привлеченные (кредитные). Для бюджетов всех уровней финансовые ресурсы — это мобилизованные доходы и привлеченные займы. Для предприятий — это собственный капитал, прибыль, полученные кредиты и размещенные на рынке ценные бумаги. Для работников финансовым ресурсом является доход в виде заработной платы, а также кредиты (например, банковские, потребительские и ломбардные).

Собственные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении их владельца, а кредитные привлекаются на срок и подлежат возврату вместе с процентными выплатами за их использование.

Источниками кредитных ресурсов выступают временно свободные денежные средства предприятий, населения, а в некоторых случаях и государства. Купля и продажа этих ресурсов сосредоточена на финансовом рынке. Он состоит из двух частей: рынка ссудных капиталов и рынка ценных бумаг. Его основная функция — обеспечение хозяйствующих субъектов дополнительными денежными средствами под определенный процент.

Финансы предприятий — часть общегосударственной финансовой системы

Финансы предприятий — составная часть всей .

Финансы хозяйствующих единиц находятся в зависимости от проводимой государством экономической политики . К основным направлениям государственного регулирования финансовой деятельности предприятий относятся: ценообразование, налоговая система, денежное обращение, кредит, формы платежей и расчетов, организация обращения (), государственное лицензирование хозяйственной деятельности, внешнеэкономические связи, бюджетное финансирование (рис. 55).

Контрольная функция

Контрольная функция финансов организации состоит в отслеживании финансового состояния и проверке эффективности ее деятельности . Так, например, контроль за позволяет определить степень результативности хозяйственной деятельности организации. Наряду с этим финансы организации способны воздействовать на степень эффективности ее хозяйственной деятельности посредством так называемого контроля рублем , который осуществляется внутри организации, в ее взаимоотношениях с другими участниками делового оборота, вышестоящей организацией, государством и другими участниками финансовой системы. Внутри предприятия рублем контролируется качество и количество труда, использование и и т. д. Контроль рублем во взаимоотношениях с другими участниками делового оборота проводится при соблюдении договорных обязательств. Хозяйственная деятельность предприятия контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом.

Контрольная функция реализуется двояким образом через:

  • финансовые показатели в , статистической и оперативной отчетности;
  • финансовое воздействие, которое осуществляется с помощью экономических рычагов и стимулов (налоги, льготы, субсидии и т. д.).

Функция обслуживания

Функция обслуживания движения доходов организации является второй функцией, раскрывающей содержание финансов предприятия. Так как движение доходов предприятия связано с возобновлением потребляемых ресурсов, то часто эту функцию называют воспроизводственной . Наличие этой функции связано с необходимостью обеспечения непрерывного движения доходов в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Эффективность процесса обслуживания финансами организации движения ее дохода зависит от соответствия потоков и денежных ресурсов, обеспечивающих хозяйственную деятельность организации. Во многом это соответствие определяет , способность своевременного и полного выполнения своих обязательств перед другими субъектами финансовых отношений.

Распределительная, обслуживающая и контрольная функции раскрывают содержание финансов организации в процессе движения каждой из трех форм ее доходов — первичной, вторичной и конечной.

Функции финансов организации выступают во взаимосвязи и взаимообусловленности. Обслуживание движения дохода невозможно без его распределения, а обеспечение соответствия между потоками материальных и финансовых ресурсов достигается с помощью контрольной функции организации.

В составе финансовых отношений предприятий выделяются следующие группы денежных отношений предприятий:

  • с контрагентами по поводу формирования доходов и использования фондов;
  • с предприятиями по поводу распределения финансов; в нефондовой форме (уплата и получение штрафов при нарушении договорных обязательств, внесение различных паевых взносов, участие в распределении прибыли от совместной деятельности, приобретение ценных бумаг других предприятий и государства, получение по ним дивидендов и др.);
  • с потребителями продукции в соответствии с договорами;
  • со страховыми организациями по поводу различных видов обязательного и добровольного страхования;
  • с банковской системой по поводу расчетно-кассового обслуживания в связи с получением и погашением ссуд, уплатой процентов, а также предоставлением банкам на временное пользование свободных денежных средств за определенную плату;
  • с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов;
  • с вышестоящими управленческими структурами вертикальные и горизонтальные взаимосвязи по поводу внутриотраслевых перераспределений финансовых ресурсов.

Эти группы денежных отношений и составляют в целом содержание финансов предприятий. Финансы фирмы представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования, и их использованием, выполнением обязательств перед и банковской системами, финансированием текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, социальному обеспечению и материальному стимулированию работающих.

Финансовые ресурсы предприятия и их структура

Финансовые ресурсы предприятия — это его и .

Формирование и пополнение финансовых ресурсов (основного и оборотного капитала ) — важная финансовая проблема. Первичное формирование этих капиталов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется .

Уставный (акционерный) капитал — имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей.

Финансовые ресурсы — это денежные средства, остающиеся в распоряжении предприятия после осуществления текущих затрат по покрытию материальных расходов и оплаты труда.

Основной источник формирования финансовых ресурсов — это .

Источники формирования финансовых ресурсов предприятия: прибыль; выручка от реализации выбывшего имущества; амортизация; прирост устойчивых пассивов; займы; целевые поступления; паевые взносы. Кроме того, предприятие может мобилизовать финансовые ресурсы в различных секторах : продажа акций, облигаций; дивиденды, проценты; кредиты; доходы от других финансовых операций; доходы от выплаты страховых премий и т. д. (рис. 57).

Рис. 57. Группировка финансовых ресурсов предприятия

Значительные финансовые ресурсы предприятия могут быть мобилизованы на финансовом рынке .

Основное направление использования финансовых средств — инвестирование в расширенное воспроизводство.

Использование финансовых средств осуществляется по следующим направлениям:
  • инвестирование в капитальные вложения на расширение производства;
  • инвестирование в ценные бумаги;
  • платежи в бюджет, банковскую систему, взносы во внебюджетные фонды;
  • образование денежных фондов и резервов.

Основной источник финансовых средств предприятия — его прибыль (рис.58). Прибыль — часть валового дохода предприятия.

Рис. 58. Прибыль предприятия и формирование налога на добавленную стоимость

Валовой доход предприятия — выручка от продажи продукции за вычетом затрат.

Важная составляющая валовой прибыли — прибыль от реализации основных фондов (рис. 59).

Рис. 59. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества

Другая составляющая валовой прибыли — прибыль от внереализационной деятельности (сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам и прочее).

Среди основных источников финансирования расширенного воспроизводства основных фондов находится амортизация . Это процесс перенесения стоимости основных фондов и нематериальных активов на производство и реализуемую продукцию по мере их износа. Накопленные суммы амортизационных отчислений должны использоваться для долгосрочного инвестирования.

Амортизация — основной источник самофинансирования на предприятиях.

На финансы предприятий оказывает сильное воздействие налоговая система. Три элемента налоговой системы наиболее важные для финансов предприятия: ставки налогов; налогооблагаемая база; сроки уплаты налогов в бюджет.

Управление финансами предприятия

Формирование и использование финансовых ресурсов невозможны без системы управления финансами предприятий.

Управление финансами (финансовый менеджмент) — это деятельность, направленная на достижение стратегических и тактических целей функционирования данного предприятия.

Управление финансами предприятия включает в себя:

  • организацию и управление отношениями предприятия в финансовой сфере с другими предприятиями, банками, страховыми компаниями, бюджетами всех уровней, а также финансовыми отношениями внутри предприятия;
  • формирование финансовых ресурсов и их оптимизацию;
  • размещение капитала и управление процессом его функционирования;
  • анализ и управление денежными потоками на предприятии.

Основные функции финансового менеджера :

  • финансовое планирование, составление бюджета предприятия, формирование ценовой политики, прогнозирование продаж;
  • формирование структуры капитала и расчет его цены;
  • управление капиталом (работа с ценными бумагами; контроль и регулирование денежных операций; инвестиционный анализ; управление основным и оборотным капиталом);
  • анализ финансовых рисков;
  • защита имущества;
  • оценка и консультации.

Для осуществления производственной, научно-исследовательской и коммерческой деятельности предприятия используют отдельные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, а также денежные средства. Материальные ресурсы состав дают основу процесса производства. Их формирование осуществляется, как правило, за счет различных источников: собственного капитала предприятия, заемных и привлеченных финансовых ресурсов (рис 818.1).

При этом собственные средства - это средства предприятий, которые постоянно находятся в обращении и конечный срок использования которых не установлен. Формируются они за счет собственного капитала, т.е. той части активов предприятия, после выполнения его обязань.

. Заемные средства - это те, что получает предприятие на определенный срок за плату и на условиях возврата. Формируются они, преимущественно, за счет краткосрочных и долгосрочных кредитов банков

. Привлеченные средства - это средства, которые не являются собственностью предприятия, но вследствие действующей системы расчетов постоянно находятся в их обращения. Формируются они за счет всех видов кредиторской задолженности предприятия

Все виды вышеперечисленных источников участвуют как в формировании активов предприятия, так и в осуществлении его производственно-хозяйственной деятельности с целью получения соответствующего дохода, прибыли

Итак, в финансовыми ресурсами следует понимать общую сумму собственного, заемного и привлеченного капитала, который используется предприятиями для формирования своих активов и осуществления производственно-хозяйственной деятельности с целью получени ния подоход.

Различают следующие основные составляющие финансовых ресурсов предприятия:

Прибыль;

Амортизационные отчисления;

Оборотные средства;

Бюджетные ассигнования;

Поступления из целевых фондов;

Поступления из централизованных корпоративных фондов;

Кредиты

Кратко охарактеризуем эти виды финансовых ресурсов и источники их формирования

. Прибыль - это денежное выражение финансовых ресурсов, создаваемых предприятиями любой формы собственности и принадлежит им после распределения доходов от хозяйственной деятельности. Прибыль - это самая финансово ова категория на уровне предпринимательских структур, отражающий положительный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия, характеризующий эффективность производства и в конечном счете произноси во об объеме и качестве продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Одновременно прибыль влияет на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой фор мы собственности. Прибыль также является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и источником формирования бюджетных ресурсов государствави.

. Амортизационные отчисления - это вид целевых финансовых ресурсов, отражающих перенос на готовую продукцию части стоимости используемых основных средств и являются финансовыми ресурсами предприятия для их воспроизведения

. Оборотные средства - часть финансовых ресурсов, которые постоянно находятся в хозяйственном обороте. К ним относятся средства и их эквиваленты (краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции), не ограничены и в использовании, а также другие активы предприятия (сырье, материалы, готовая продукция и т п), которые предназначены для реализации или потребления в течение операционного цикла или в течение двенадцати месяцев в с даты баланснсу.

. Бюджетные ассигнования всегда имеют строго определенный порядок использования и могут предоставляться предприятию в форме:

- бюджетных инвестиций - выделение средств в форме капитальных вложений на развитие производства в приоритетных направлениях, которые влияют на эффективность экономики страны в целом;

- бюджетных кредитов - предоставляются предприятиям государственного сектора экономики на временные потребности в случае финансовых затруднений. Они осуществляются, как правило, на возвратной основе под утвержденные проекты использования в; могут быть беспроцентными или невысокой процентной ставкой;

- государственных дотаций - выделение средств на возмещение убытков предприятий, когда убыточность является следствием рыночной конъюнктуры или политики государства;

- государственных субсидий - выделение средств из бюджета субъектам предпринимательской деятельности на решение конкретных задач в рамках специальных государственных программ развития

Поступления из централизованных корпоративных фондов характеризуют внутрикорпоративный перераспределение финансовых ресурсов по принципу сальдо взаимоотношений

. Кредиты - финансовые ресурсы, временно предоставленные в пользование и распоряжение предприятия для покрытия временных и сезонных потребностей производства

Кредит существует в двух формах:

- коммерческий (товарный) кредит - это приобретение товаров или услуг с отсрочкой платежа;

- банковский кредит - ссуда от банка или других учреждений в денежной форме под определенный процент

Состав финансовых ресурсов, их объемы зависят от вида и размера предприятия, вида его деятельности, объемов производства. Чем больше объем производства и выше эффективность работы предприятия, тем боль ьшим является объем собственных финансовых ресурсов, и наобороти.

Наличие достаточного объема финансовых ресурсов и их эффективное использование определяют удовлетворительное финансовое состояние предприятия: платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность и рентабельность. Учитывая это, важнейшей задачей предприятий является поиск резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и лучшего их использования для повышения эффективности работы предприятийа.

Финансы

1. Сущность финансов, их место и роль в системе товарно-денежных отношений рыночного хозяйства.

Финансы (франц. finances – денежные средства, от старофранц. finer – платить, оплачивать), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

Финансы – это система ден. отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных. средств.

Ден. фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся гос. бюджет, го­с. внебюджетные фонды, гос. фонды страхования, которые представляют собой систему ден. от­ношений между государством, с одной стороны, и юр. и физ. лицами - с другой. С помощью публичных финансов исследуется процесс формирования и использования государственных доходов и расходов.

На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. Ден. отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными под­разделениями, между администрацией предприятия и его работ­никами, между предприятиями и финансово-кредитной систе­мой и т. д. Объектом изучения финансов хозяйствующих субъектов выступает образование и использование их капитала, доходов и денежных фондов (потребления, накопления и резервных).

^ Признаки финансов :

1)денежный характер: финансы-это всегда ден. отношения, но не любое ден. отношение - всегда финансовое отношение.

2)распределительный (пере-) хар-р (2-ая стадия воспроизводственного процесса)

Сферой возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение ВВП по целевому назначению (на фонды возмеще­ния, потребления и прибыль) и субъектам хозяйствования. Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях народного хозяйства и непроизводственной сфере.

3)фондовый характер (ден.фонды): использование фин. ресурсов осуществляется через де­нежные фонды специального назначения.

4)формирование доходов в форме фин.ресурсов

5)регулирование гос-вом (налоги, учетная ставка)

Важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений. Чем шире представлена эта сфера, тем большее значение в хоз. системе имеют и финансы.

^ Роль финансов :1)фин.обеспечение-предприятие и гос-во нуждается в финансах для обеспечения воспроизводственных процессов;2)необходимы для общественного развития (оборона страны, гос.управление, охрана окруж.среды);3)фин.регулирование экон.процессов;

4)фин.стимулирование эффект. использования всех видов эконом.ресуров

2. Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста. Резервы увеличения финансовых ресурсов России в современных условиях.

Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала , так и за счёт различного вида поступлений.Они образуются:

- у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

-у работников (домохозяйств ) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда бюджетникам, выплат из внебюджетных фондов социального направления;

- у государства - фин. ресурсы принимают форму бюджетных и внебюджетных фон­дов, имеющих строго целевое назначение

^ Фин. ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов (предприятий и корпо­раций) из выручки от продажи товаров (работ, услуг), а у госу­дарства за счет налогов и сборов, взимаемых с юр. и физ. лиц в бесспорном порядке.

^ Виды фин.ресурсов:

1) по праву собственности

а) собственные фин. ресурсы принадлежат самому хозяйствующему субъекту и их использование не влечет за собой возможности утери контроля над деятельностью предприятия (прибыль, А-ые отчисления)

б) заемные ресурсы не являются собственность данного предприятия и предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (кредиты)

в)привлеченные ресурсы – средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте (задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды).

^ На предприятии основа нормал. функционирования -наличие достаточного объема финансовых ресурсов - это все источники ден.средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различного вида поступлений. Первоначально фин. ресурсы появляются в момент создания предприятия и отражаются в уставном фонде. Исходя из целесообразности, предприятия могут создавать или не создавать фонды и резервы из нераспределенной прибыли, используемые как дополнительные ис­точники финансирования за­трат:1) фонд накопления -используется на научно-исследов. работы, освоение новых видов продукции, технологич. процессов, т.е.на расширение произ-ва.2) фонд потребления- источник средств предприятия для социаль­ного развития, материального стимулирования работающих.3)резервные или страховые фонды - формируется предприятием в раз­мерах 10-50% (при соответствующих формах собственности создание резерва обя­зательно, пример - акционерные общества). Необходимость создания ре­зерва заключается в том, что в рыночной экономике пред­приятия являются субъектами рисковой деятельности, поэто­му созда­ется резерв на случай прекращения дея­тельности предприятия для покрытия возможной кредитор­ской задолженнос­ти. Помимо прибыли предприятие может зачислять в фонд эмисси­онных доход - разницу между номинальной и продажной ценой акций (добавочный капитал) и др.

3. Основные направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти. Пути оптимизации структуры расходования финансовых ресурсов.

^ Субъект хозяйствования: в процессе использования доходов предприятия происходит:

♦ его распределение (первичное разделение на составляющие эле­менты (С + V+m));

♦ перераспределение - при уплате налогов из прибыли в бюджет­ную систему государства;

♦ конкретное расходование образованных за счет прибыли денеж­ных фондов, которое сопровождается встречным движением сто­имости в товарной форме (Д - Т и Т - Д);

♦ приобретение за счет средств, направляемых на капитальные вло­жения, проектно-сметной документации, материалов и оборудо­вания для строительства. В этой функции финансы определяют превращение денежной формы стоимости в товарную и обратно.

^ Затраты предприятия , осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности:

1) на воспроизводство произв-ых фондов обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции;2) на социально-культурные мероприятия - повышение квалификации работников, подготовку кадров и др.3) операционные расходы - на проведение НИР, изобретательство, переоценку осн. фондов и др.4) на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удел. вес во всех расходах предприятия.

^ Субъект власти: гос-во за счет полученных доходов (в форме налогов и сборов) осуществляет их использование на цели, предусмотренные в федераль­ном и региональных бюджетах.

^ Гос. расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития эк-и и соц. сферы, управления гос-вом, укрепления его обороно­способности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления гос. расходов определяются различными функциями (эконом., соц., управленческой, оборонной, политической), выполняемыми гос-ом.

Фин-ие расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осущ-ся за счет поступле­ний из источников финансирования дефицита бюджетов: привлечение ден. средств в формах займов, осуществляемых путем размещения гос. ц. б., и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в гос. собственности, и др.

Необходимость в муницип. расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муници­п. жилищного фонда, транспортное обслуживание населе­ния, благоустройство территорий, охрана общественного поряд­ка и др.). Многообра­зие видов муницип. расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муницип. образования; задач, решаемых органа­ми местного самоуправления на том или ином этапе развития.

С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем фин. рынке (в формах размещения муници­п. ц.б, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней) и возмездное отчуждение муницип. имущества (путем его продажи).

4. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

^ Фин. система имеет много звеньев, каждое из которых представляет сферу фин.отношений. Она включает :

1) децентрализованные финансы-в распоряжении предприятия из доходов (звенья-коммерческие предприятия, некоммерческие, кредитные, страховые организации);

2) централизованные финансы -аккумулирует гос-во за счет налогов, тамож.пошлин и др. (звенья-гос.бюджеты, внебюджетные фонды, гос.кредит, гос.страхование, гос.предприят.)

3)финансы домашний хозяйств

Целевое назначение любой сферы финансовой системы определяется ее ролью в воспроизводственном процессе:

1)гос. финансы аккумулируют и используют ресурсы для выполнения гос. функций и удовлетворения общественных потребностей Эта сфера фин. отношений имеет приоритет перед другими, т.к. в составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства.

2) назначение фин. ресурсов сферы страхования – создание фонда средств для предупреждений или минимизации последствий произошедших страховых случаев (личное, имущественное, соц., медиц. страхование);

3) финансы предприятий, учреждений, организаций служат цели производства и удовлетворения потребностей общества в товарах, услугах и т.д. Основой системы финансов России являются финансы предприятий и корпоративных структур (ФПГ и холдинговых компаний). Это утверждение вызвано тем, что доходы предпринимателей являются источником фин. ресур­сов всех звеньев фин. системы государства.

4)выделение сферы домохозяйств правомочно, т.к. имеется вполне определенная цель в воспроизводственном процессе – предъявление спроса для личного потребления.

Перспективы : в большинстве современных национальных фин. систем доминирует одна из двух основных моделей фин. рынков: банковская (континентально-европейская) или фондовая (американская). Для банковской модели финансовых рынков характерно преобладание в качестве основных фин. посредников депозитных институтов (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов), концентрирующих потоки сбережений и осуществляющих финансирование инвестиций в экономике. В странах, где сложилась фондовая модель фин. рынков, трансформация сбережений в инвестиции происходит на фондовых рынках. Основными фин. посредниками являются страховые компании, пенсионные, венчурные, взаимные фонды, инвестиционные банки.

Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение информационного обеспечение фин. рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору – долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его рефинансирование, не затрачивая на это избыточного времени и средств.

5. Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микро- уровнях.

Гос.финансовое регулирование – это метод осуществления государством функций управления экономическими и социальными процессами при использовании финансов. Объектом его приложения является бюджет, гос. долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения. Фин. регулирование – это регулирование гос. бюджета, его дефицита или профицита, а также гос. долга. Экономическое (косвенное) регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.

1)бюджетно-налоговое

Процесс фин. регулирования основан на использовании системы аккумуляции средств и их расходования. Сильная сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные колебания. Политика же фин. затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.

2)кредитно-денежное, осн.направления:

Важнейшим инструментом стабилизац. ден. политики являются операции на открытом рынке ц.б. Объектом сделок, как правило, являются краткосрочные долговые обязательства гос-ва или краткосрочные заемные обязательства – облигации. С возникающей необходимостью сжатия кредитной массы ЦБРФ принимает решение о продаже определенного количества государственных облигаций;

Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования

Изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерч. банки обязаны хранить в ЦБРФ

Воздействие гос-ва на экономику осуществляется через систему законодательных актов, гос. и муницип. законодательных и представительных органов власти, посредством цен и тарифов, экспортных и импортных пошлин. Гос.ф инансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Так, при создании и распределении стоимости ВВП в рамках конкретного предприятия РФ гос-во сегодня регулирует:

1) состав затрат, относимых на себестоимость продукции;

2) размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);

3) методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся

предметов, а также сроки полезного использования амортизируемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;

4) объекты и ставки налогообложения, включая социальный налог;

5) сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;

6) состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой

Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством: величина и порядок формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций,

приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий; порядок очередности списания средств с расчетного счета и др.

^ 6. Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве. Характеристика финансов как экономического инструмента.

Ресурсы финансов , по определению, это совокупность абсолютно всех денежных средств, которые имеются в государстве. Оценивая финансовые ресурсы, следует учитывать активы, имеющиеся не только у государственных структур и государственных предприятий, но и те средства, которые имеют предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, работающие на территории этой страны, а также денежные средства, находящиеся на руках у населения. Финансовые ресурсы зачастую рассматриваются в первую очередь как запасы или скорее как источники целевого назначения.

Особенность финансовых ресурсов в том, что они постоянно находятся в зоне интересов, как субъектов хозяйствования, так и государства, поскольку развитие промышленности, сельского хозяйства, да и общества в целом напрямую зависит от их наличия и количества, а также эффективности их использования.

Составляющие элементы финансовых ресурсов

В соответствии с современной классификацией все средства, образующие финансовые ресурсы, можно разделить на две большие структурные составляющие. Это:

  • централизованные фонды;
  • а также децентрализованные ресурсы.

Под централизованными фондами подразумеваются ресурсы финансов, которые находятся в государственном бюджете, а также различных государственных не бюджетных фондов и внебюджетных фондов органов самоуправления на местах. Кроме того, в формировании финансовых ресурсов централизованного фонда принимают участие ресурсы Национального банка, страховых организаций с государственной формой собственности, а также кредитные государственные учреждения.

Ресурсы финансовой системы включают в себя и денежные фонды работающих предприятий - эта группа финансов составляет децентрализованный . В экономической системе очень важно соотношение между величиной соотношения объемов этих двух составляющих финансовых ресурсов, которое складывается на микро-уровне (то есть, на уровне ресурсов внутри предприятия) и макро-уровне (сумма отчислений в бюджет и т.п.) В экономической системе административно-командного типа высока централизация финансовых ресурсов, в зависимости от которых, в рыночных условиях усиливаются и становятся более значимыми источники наполнения ресурсов, относящиеся к ресурсам децентрализационных фондов. Однако, в любом случае источник финансовых ресурсов, как централизованных и децентрализованных, - это чистый доход субъектов хозяйствования всех форм собственности, именно эти средства, так или иначе, формируют и бюджет государства, и бюджет самого субъекта хозяйствования. Более того, самым важным в формировании финансовых ресурсов является то, насколько эффективно происходит управление капиталом.

Тем не менее, следует различать структуру финансовых ресурсов и структуру общегосударственного продукта, поскольку основные компоненты не идентичны элементам ресурсам всего общества. В общей сложности можно выделить основные финансовые ресурсы в виде трех основных составляющих.

  • В первую группу входят сборы в , фонды занятости и социального страхования, в различные внебюджетные фонды, имеющиеся при органах местного самоуправления, а также доходы, которые получает от внешнеэкономической деятельности.
  • Во вторую группу включаются финансовые ресурсы, являющиеся на самом деле частью фонда потребления, и выражают в денежном эквиваленте стоимость чистого дохода, который удалось создать в стране. Сюда включаются как прямые, так и косвенные налоги с работающих граждан. Это , на промысел, акциз, плата за землю, налог, взимаемый с собственников транспортных средств, группа налогов и сборов местного значения.
  • Третья группа - это те ресурсы, которые включаются в производимых товаров и услуг. Это отчисления на амортизацию, плата за использование недр (например, воды), отчисления на геологические исследование и т.п.

Предназначение финансовых ресурсов

Расчет финансовых ресурсов - это не праздное занятие. Фактически ресурсы финансовой системы имеют строгое предназначение и используются в следующих целях.

  • Выполнение общегосударственных потребностей. Под потребностями государственного уровня понимают защиту окружающей среды, оборону, науку, медицину внешнеэкономическую деятельность, формирование необходимых резервов, социальную защиту населения, развитие сельского хозяйства и тому подобное.
  • Поддержка и стимулирование, а также расширение и развитие производства. Под этим понимают не только приобретение новых средств производства, оборудования и технологий, но и выплату заработной платы.
  • Выполнения обязательств финансового плана. Это различные кредитные и страховые платежи, оплата товаров и услуг, выплата дивидендов, ренты, .
  • Финансирование затрат различного типа в том числе и непредвиденных.

Проблемы и пути увеличения финансовых ресурсов

Ресурсы финансовой системы не безграничны. Поскольку формирование, а также увеличения финансовых ресурсов относятся к жизненно важным проблемам, как государства, так и отдельного предприятия, они являются приоритетными, особенно, в кризисный период. В экономической теории принято выделять три основных подхода по увеличению финансовых ресурсов:

  • Внешние займы.
  • Денежная эмиссия.
  • Продажа части имущества, принадлежащего государству.

На практике в современных условиях применяются все три способа, каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны. В первом и втором случае, государство, по сути, обкладывает своих граждан дополнительным налогом, идущем в первом случае на выплату процентов по кредиту, а во втором - налог приходит к гражданам в виде инфляции. Третий вариант, он является наиболее приемлемым, однако он возможен лишь в том случае, когда в государственной собственности перебывает значительная часть активов государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш