» »

Потери японского флота во второй мировой войне. Корабли на лесоповале

22.02.2024

Цусимское сражение

ТВД Тихий океан
Место остров Цусима, Восточно-Китайское море
Период Русско-японская война
Характер сражения Генеральное сражение

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Цусимское сражение (яп. 対馬海戦 ) - крупнейшее в эпохе додредноутного броненосного флота сражение, произошедшее 27-28 мая 1905 г. Сражение закончилось полным разгромом 2-ой эскадры Тихоокеанского флота под командованием З. П. Рожественского силами Объединённого флота Японии под командованием адмирала Х. Того . Итоги сражения окончательно предопределили победу Японии в русско-японской войне , а также значительно повлияли на развитие мирового военного кораблестроения.

Общие данные

Внезапное начало русско-японской войны ночной атакой кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры дало японцам возможность заполучить стратегическую инициативу и превосходство над русскими морскими и сухопутными силами . Чтобы усилить российский флот и затем завоевать господство на море, командование приняло решение сформировать 2-ю и 3-ю Тихоокеанские эскадры.

Подготовка 2-ой ТОЭ затянулась с апреля по сентябрь 1904 г. ввиду различных сложностей, связанных со снабжением, ремонтом, достройкой и вводом в строй новых кораблей программы 1898 г. К концу сентября всё же укомплектованная эскадра сосредоточилась в районе Либавы, заправившись углём, водой и провизией, после чего 2 октября начала переход во Владивосток. Совершив беспримерный переход в 18 тыс. миль, потребовавший многих усилий, эскадра Рожественского в ночь на 14 мая вошла в Корейский пролив.

Характеристики участвующих сторон

Российская сторона

Состав

Военно-морской план действий

З. П. Рожественский поставил эскадре задачу достичь Владивостока посредством прорыва хотя бы части эскадры (это противоречило директиве Николая II, требовавшей «завладеть Японским морем»), почему и выбрал кратчайший путь, пролегавший через Корейский пролив . Вице-адмирал не мог рассчитывать на сколь-нибудь существенную помощь со стороны владивостокской эскадры , а также отказался от проведения разведки. При этом русский командующий не разработал детальный план боя, дав лишь несколько общих указаний отдельным кораблям.Тоесть эскадра должна была обойти Японию и не вступать в бой до прихода во Владивосток.А завладеть Японским морем должна была путем борьбы на коммуникациях уничтожая транспорты.Чего адмирал Рожественский не выполнил и обрек эскадру на гибель.Можно сказать саботировал переход и просто подарил эскадру врагу.

Командующий русским флотом вице-адмирал Зиновий Рожественский критикуется историками за то, что он придерживался в бою против японцев оборонительной тактики. Начиная с отплытия из Балтики, он очень мало уделил времени подготовке экипажа, в частности артиллеристов, и единственный серьезный маневр был совершен лишь накануне сражения. Создается устойчивое впечатление, что он не доверял своим подчиненным и не сообщал им о своих планах сражения, а сам во время боя собирался руководить кораблями со своего флагмана «Суворов» .

Японская сторона

Состав

Военно-морской план действий

Главная цель адмирала Х. Того - уничтожить русскую эскадру. Он, зная о пассивной тактике русских, следующих в кильватерных колоннах , решил действовать небольшими манёвренными соединениями (4-6 кораблей), которые бы, пользуясь своей скоростью, атаковали русскую кильватерную колонну с выгодных курсовых углов . Первоочередные цели этих соединений - головные и концевые корабли колонны. Уверенность японскому адмиралу прибавили данные разведки, благодаря чему он знал, где, в каком составе и как движется русская эскадра.

Ход сражения

Время Событие
В ночь на 14 (27) мая 1905 г. русская эскадра подходила к Цусимскому проливу. Она двигалась 5-узловой скоростью тремя колоннами, соблюдая светомаскировку. Впереди в строю клина шёл разведочный отряд. Главные силы шли в двух кильватерных колоннах: слева 3-й броненосный отряд и в кильватер ему отряд крейсеров, справа - 1-й и 2-й броненосные отряды.
04 ч. 45 мин. Адмирал Того, находящийся на борту IJN Mikasa , получает радиограмму от разведчика вспомогательного крейсера IJN Shinano Maru , содержащую информацию о местонахождении и примерном курсе русской эскадры.
06 ч. 15 мин. Адмирал Того во главе Объединённого флота выходит из Мозампо на встречу эскадре З. П. Рожественского, вошедшей в восточную часть Цусимского пролива
07 ч. 14 мин. Русская эскадра замечает японский крейсер 3 класса IJN Izumi . Становится понятно, что русское соединение обнаружено, но Рожественский не отменяет своего приказа и сохраняет радиомолчание.
ок. 11 ч. К русской эскадре, выполнявшей перестроение в боевой порядок, с левого борта на 40 кб приблизился отряд японских крейсеров (IJN Kasagi , IJN Chitose , IJN Otowa , IJN Niitaka ), были обстреляны «Ослябей», «Князем Суворовым» и броненосцами III отряда и поспешно отошли. По приказу Рожественского «не бросать снарядов» безрезультатная стрельба была прекращена.
12 ч. 00 мин. - 12 ч. 20 мин. 2-я ТОЭ меняет свой курс на Владивосток и сохраняет 9-узловую скорость. Японские крейсера-разведчики вновь обнаружены, что заставляет Рожественского отменить начатый манёвр построения фронта из 12 броненосцев.
13 ч. 15 мин. «Сисой Великий» сигналом докладывает об обнаружении главных сил японского флота, пересекающих курс эскадры справа налево.
13 ч. 40 мин. Японские корабли пересекли курс русской эскадры и начали разворот на параллельный ей курс, чтобы не расходиться контркурсами (и избежать кратковременного боя).
Дневной бой 14 мая
13 ч. 49 мин. «Князь Суворов» сделал первые выстрелы по IJN Mikasa с дистанции 32 кб. За ним по японскому флагману открыли огонь «Александр III», «Бородино», «Орёл», «Ослябя» , возможно, «Наварин». Сисой Великий и все три броненосца береговой обороны ведут стрельбу по «Ниссину» и «Касуге», спустя 5-10 мин. открыли огонь и «Николай I» и «Адмирал Нахимов».
13 ч. 51 мин. Первый выстрел с IJN Mikasa , после чего стрельбу начинают остальные японские корабли: IJN Mikasa , IJN Asahi , IJN Azuma - по «Суворову»; IJN Fuji , IJN Shikishima и большинство броненосных крейсеров - по «Ослябе»; IJN Iwate и IJN Asama - по «Николаю I».
ок. 14 ч. Флагман Того IJN Mikasa выходит из-под огня «Бородино», «Орла» и «Ослябя», получив за первые 17 мин. боя 19 попаданий (из них пять - 12-дюймовыми снарядами). С 14 ч. по нему вели огонь не более двенадцати крупнокалиберных орудий. Несмотря на затопление угольной ямы в результате пробития каземата №1, вывести корабль из строя не удалось.
14 ч. 09 мин. В результате артиллерийской стрельбы русских серьёзно пострадал лишь IJN Asama , который на 40 мин. вышел из боя.
ок. 14 ч. 25 мин. «Ослябя», с первых минут боя получивший серьёзные повреждения (уничтожена носовая башня, оторвалась 178-мм бронеплита главного пояса, в носовой части левого борта по ватерлинии образовалась пробоина, вызвавшая затопление), и объятый пожарами «Князь Суворов» вышли из строя. Это привело к потере боевого управления главными силами эскадры.
14 ч. 48 мин. Японские корабли поворотом «все вдруг» перестроились и начали обстреливать «Бородино».
ок. 14 ч. 50 мин. «Ослябя» перевернулся и начал уходить под воду.
15 ч. 00 мин. «Сисой Великий» и «Наварин» получили пробоины вблизи ватерлинии, на последнем корабле смертельно ранен командир.
15 ч. 40 мин. Начало боя между русскими силами во главе с «Бородино» и японцами на дистанциях 30-35 кб, длившийся около 35 мин. В результате все башни «Князя Суворова» выведены из строя, тяжёлое ранение получил командир «Бородино», на «Сисое Великом» начался пожар, из-за чего корабль временно вышел из строя. «Александр III» получил тяжёлые повреждения. От стрельбы русских кораблей тяжёлые повреждения получили IJN Mikasa и IJN Nisshin .
17 ч. 30 мин. Миноносцем «Буйный» сняты с полностью вышедшего из строя «Суворова» оставшиеся в живых офицеры штаба и раненый в голову адмирал З. П. Рожественский.
17 ч. 40 мин. Русская эскадра во главе с «Бородино» была обстреляна нагнавшим её отрядом адмирала Того, что привело к растягиванию строя русских и отставанию от колонны «Александра III».
18 ч. 50 мин. «Александр III», будучи обстрелянным крейсерами Х. Камимуры с дистанции около 45 кб, потерял остойчивость, перевернулся на правый борт и вскоре затонул.
19 ч. 00 мин. Раненый Рожественский формально передал командование эскадрой Н. И. Небогатову с приказанием идти во Владивосток.
19 ч. 10 мин. «Бородино», возможно, в результате попаданий 12-дюймовых снарядов с IJN Fuji , приведших к взрыву боезапаса, перевернулся на правый борт и затонул.
19 ч. 29 мин. «Князь Суворов» был окончательно потоплен в результате четырёх попаданий торпед, выпущенных в упор японскими миноносцами.
ок. 20 ч. Н. И. Небогатов, выполняя последний приказ командующего, взял курс на Владивосток, увеличив скорость до 12 узлов.
В результате дневного боя были потоплены четыре из пяти лучших русских броненосцев; «Орёл», «Сисой Великий», «Адмирал Ушаков» получили серьёзные повреждения, отразившиеся на их боеспособности. Японцы одержали победу в этом бою во многом благодаря своей тактике: общей и применения артиллерии (концентрация огня на головных кораблях русской эскадры, высокая точность стрельбы).
Бой в ночь с 14 на 15 мая
Ночью эскадра Небогатова подверглась атакам японских миноносцев, от которых в основном пострадали уже повреждённые корабли. В целом, русские корабли успешно отразили минные атаки (возможно, из-за неприменения прожекторов и отличительных огней). От огня русских кораблей погибли два японских миноносца (№№34, 35), ещё 4 корабля серьёзно повреждены.
ок. 21 ч. Крейсер «Адмирал Нахимов», обнаружив себя после включения боевого освещения, получил минную пробоину в носовой угольной яме.
ок. 22 ч. Мина Уайтхеда , выпущенная с японского миноносца, попала в корму «Наварина», в результате чего он погрузился до кормовой башни. Попадание мины в носовую часть получил также «Владимир Мономах».
23 ч. 15 мин. В результате взрыва мины «Сисой Великий» потерял рулевое управление.
ок. 02 ч. Повреждённый «Наварин» был обнаружен японскими миноносцами, выпустившими по нему 24 мины Уайтхеда. Получивший попадания броненосец вскоре затонул.
Отдельные бои 15 мая
Днём 15 мая почти все русские корабли, пытавшиеся самостоятельно достигнуть Владивостока к югу от острова Дажелет подверглись атакам превосходящих сил японского флота.
ок. 05 ч. Эсминец «Блестящий» затоплен своей командой южнее о. Цусима.
05 ч. 23 мин. В результате неравного боя с крейсером IJN Chitose и истребителем IJN Ariake , длившегося более часа, потоплен эскадренный миноносец «Безупречный».
08 ч. 00 мин. Броненосец «Адмирал Нахимов» затоплен севернее о. Цусима.
10 ч. 05 мин. «Сисой Великий» затонул в результате попадания японской мины.
10 ч. 15 мин. Отряд кораблей адмирала Небогатова (броненосцы «Император Николай I» (флагман),«Орёл» , «Генерал-адмирал Апраксин» , «Адмирал Сенявин») оказался в полукольце пяти японских боевых отрядов и сдался. Прорваться из японского окружения удалось лишь крейсеру II ранга «Изумруд».
ок. 11 ч. После неравного боя с 2 японскими крейсерами и 1 миноносцем экипажем был затоплен крейсер «Светлана».
14 ч. 00 мин. Экипажем затоплен «Владимир Мономах».
17 ч. 05 мин. Командующий 2 ТОЭ вице-адмирал З. П. Рожественский, находившийся на миноносце «Бедовый», сдался в плен.
18 ч. 10 мин. Японскими крейсерами «Якумо» и «Ивате» потоплен русский броненосец «Адмирал Ушаков».

Хронология на картах-схемах
красный цвет - русские
белый цвет - японцы

Потери и итоги

Российская сторона

Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов , 4761 нижних чинов, всего 5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На захваченных кораблях остались 2110 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них 870 прорвались во Владивосток. Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами - 21 (в т.ч. 7 броненосцев , 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера , 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев , 3 транспорта), сдались в плен или были захвачены 7 (4 броненосца, 1 миноносец, 2 госпитальных судна). Таким образом, для продолжения боевых действий могли быть использованы крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный», транспорт «Анадырь».

Японская сторона

По донесению адмирала Того всего на японской эскадре погибло 116 человек, ранено 538. По другим данным 88 человек было убито на месте, 22 умерло на кораблях, 7 - в госпиталях. 50 инвалидов оказались негодными к дальнейшей службе и были уволены. 396 раненых выздоровело на своих кораблях и 136 - в госпиталях. Японский флот в результате огневого воздействия потерял только два маленьких миноносца - № 34, 35 и третий № 69 - в результате столкновения с другим японским миноносцем. Из кораблей, участвовавших в сражении, снаряды и осколки не попали в крейсера „Ицукусима“, «Сума», «Тацута» и «Яэма». Из 21 эсминца и 24 миноносцев, подвергшихся огневому воздействию, в 13 эсминцев и 10 миноносцев попали снаряды или осколки, несколько получили повреждения из-за столкновений.

Основные последствия

Трагедия, произошедшая в водах Корейского пролива, серьёзным образом сказалась на внутриполитическом положении России. Поражение привело к подъёму общественно-политического движения в стране, в том числе и революционно-сепаратистского характера. Одним из самых тяжёлых последствий для Российской империи стало падение её престижа, а также превращение во второстепенную морскую державу.

Цусимское сражение окончательно склонило чашу весов в пользу победы Японии, вскоре Россия вынуждена была заключить Портсмутский мирный договор. Окончательное господство на море осталось также за Японией.

С точки зрения военно-технического влияния на развитие кораблестроения опыт Цусимского сражения еще раз подтвердил, что главным средством нанесения удара в бою являлась крупнокалиберная артиллерия, которая и решила исход сражения. Артиллерия среднего калибра в связи с ростом боевой дистанции не оправдала себя. Это привело к развитию так называемой концепции «только больших пушек». Увеличение пробивной способности бронебойных и разрушительного действия фугасных снарядов потребовало увеличения площади бронирования борта корабля и усиления горизонтальной брони.

До начала Второй мировой войны, зная, что они не могут конкурировать с численностью ВМС США, Императорский флот Японии тайно приступил к строительству двух крупнейших военных кораблей в истории войны «Мусаси» и «Ямато».

Происхождение этих двух гигантов можно проследить до выхода Японии из Лиги Наций в 1934 году. Среди прочего, это позволило Японии игнорировать правила, установленные Вашингтонским морским соглашением от 1922 года и Лондонским морским договором от 1930 года, оба из которых были нацелены на то, чтобы ограничить размер линкоров, а также права стран-участниц на их строительство.

Почти сразу же после выхода Японии из Лиги Наций команда, работавшая на Японский военно-морской технический департамент под руководством инженера по имени Кейджи Фукуда, представила проекты для класса линкоров, которые превосходили по размерам и огневой мощи всё, что когда-либо было создано.

И хотя первоначально планировалось построить пять таких линкоров, в итоге были завершены только два из них, а третий был преобразован в авианосец в середине строительства.

Два завершённых корабля, «Мусаси» и «Ямато», весили около 73 тысяч длинных тонн при полном оснащении. Для сравнения: американские линейные корабли типа «Айова», созданные примерно в то же время, имели такую же длину, однако весили на 40% меньше.

Как писал один японский офицер Наоёси Исида: «Какой же он огромный! Когда вы заходите внутрь, вы видите стрелки, указывающие, где передняя часть корабля, а где задняя в противном случае вы не разберётесь. За пару дней я так и не успел запомнить путь до своей каюты. И я был не один такой Я понимал, что это был очень мощный линкор. Пушки были огромными».

Линейные корабли «Мусаси» и «Ямато» также обладали девятью крупнейшими в мире орудиями с 460-миллиметровыми стволами, каждое из которых весило 3000 тонн. Все девять пушек, вместе взятых, весили примерно столько же, сколько и американские линкоры типа «Вайоминг», «Нью-Йорк» и «Невада».

Эти орудия были способны стрелять снарядами, которые весили 1450 килограмм иными словами, столько, сколько весит типичный полноразмерный седан. Они были способны поразить цель на расстоянии более 40 километров, при этом они стреляли со скоростью примерно один раз в 40 секунд.

Ударная волна, создаваемая одним из таких орудий, как отмечалось, была достаточно мощная, чтобы сорвать кожу с тела человека, которому не повезло оказаться в 15 метрах от него без надлежащей защиты. Эта ударная волна также могла повредить близлежащие зенитные орудия, которые, ввиду этого, нуждались в специальной брони.

Если говорить о зенитных орудиях, то в конечном итоге эти корабли были оснащены примерно 150 25-миллиметровыми пушками. Помимо них, линкоры также имели шесть 155-миллиметровых и 24 127-миллиметровых пушки.

Кроме того, в случае, если не было необходимости поражать корабли, находившиеся на расстоянии, 460-миллиметровыми пушками, эти линкоры могли использовать так называемые «улейные снаряды». В двух словах, эти снаряды были заполнены почти тысячей зажигательных трубок и сотнями стальных осколков. Снаряд также включал фитиль и взрывчатку. После взрыва воспламенялись зажигательные трубки, создавая стену из пламени и расплавленной стали для полного уничтожения вражеских самолётов. По сути, идея заключалась в том, чтобы превратить эти орудия в нелепые огромные пушки, способные подстрелить в воздухе любую вражескую «птичку».

Что касается брони, каждый корабль имел внешний защитный слой толщиной около 40 сантиметров.

В то время как вы можете подумать, что всё это, вместе взятое, сильно замедляло корабли, оказывается, они могли развивать максимальную скорость до 31 километра в час. И хотя это был не самый быстрый линкор в мире, его, к примеру, можно было сопоставить с вышеупомянутыми военными кораблями класса «Айова», которые весили на 40% меньше, но могли двигаться всего на шесть узлов быстрее.

Несмотря на внушительную мощь и полную уверенность японских военачальников в том, что каждый корабль был «несравнимым и непотопляемым», ни один из них так и не был опробован в бою. На самом деле «Ямато» провёл так много времени, защищая японские порты, что его прозвали «Отелем Ямато».

Нежелание японского военно-морского флота принимать на вооружение любой из кораблей было мотивировано как нехваткой топлива в Японии во время войны, так и тем фактом, что военное руководство считало, что потеря этих линкоров нанесёт огромный удар по моральному духу армии страны.

Конечно, в последние месяцы Второй мировой войны, когда её силы были практически полностью уничтожены, Япония неохотно начала подключать оба линкора к военно-морским сражениям. К сожалению, на тот момент вражеские линкоры во много раз превосходили эти супер-корабли по численности в сражениях, поэтому они в основном функционировали как сидячие утки.

В частности, они были особенно уязвимыми для воздушных атак. Даже вышеупомянутые «улейные снаряды», которые, по мнению японцев, должны были истреблять авиацию на раз, оказались не более чем визуальным сдерживающим фактором.

Более того, на тот момент у Японии осталось очень мало боевых самолётов, которые не могли обеспечить хорошее воздушное прикрытие и защитить массивные линкоры.

В конечном счёте, «Мусаси» был потерян во время битвы в заливе Лейте в октябре 1944 года. Потребовалось 19 торпед и 17 бомбовых ударов, чтобы потопить его.

Что касается «Ямато», то его последний бой состоялся в апреле 1945 года. Это была операция «Тен-Го», которая оказалась преднамеренной самоубийственной миссией. «Ямато» был последней надеждой на то, чтобы отразить американское наступление. Его экипажу было приказано посадить корабль на мель вблизи Окинавы и использовать его как основную батарею для уничтожения как можно большего количества сил вторжения. По сути, корабль должен был функционировать как база на острове, а члены экипажа численностью около 3000 человек должны были вести наземный бой с противником.

Однако план миссии изначально содержал много недочётов и был встречен протестом со стороны военнослужащих японского флота, которые отметили, что они не смогут даже достичь целевого острова ввиду отсутствия поддержки с воздуха и времени суток, когда они должны были выполнить задание (средь бела дня).

Они были правы: 7 апреля 1945 года «Ямато» и горстка сопровождавших его кораблей были полностью и быстро уничтожены в результате атаки шести крейсеров, 21 эсминца, семи линкоров и нескольких сотен самолётов.

Один из оставшихся в живых членов экипажа «Ямато», младший офицер Йосида Мицуру, так высказался о битве, которая была самоубийственной миссией с самого начала: «Сколько раз во время учений мы проводили такой мониторинг Меня охватила иллюзия, что мы уже сталкивались с такими же условиями, с такими же боевыми позициями и даже с таким же настроем.

То, что происходит на моих глазах, бесспорно, является настоящим боем но как я могу убедить себя в этом факте

Яркие точки на экране радара это не воображаемый враг, а враг, готовый убивать. Местоположение: не наши тренировочные воды, а враждебные воды.

Более сотни вражеских самолётов атакуют нас! Это кричит навигационный офицер

Битва начинается

Моё тело охватывает трепет, я наблюдаю за собственным возбуждением; стиснув зубы, я расплываюсь в улыбке. Матрос, который стоял рядом со мной, убит шрапнелью. Посреди оглушительного шума я различаю звук его черепа, ударяющегося о перегородку; посреди запаха пороха вокруг я чувствую запах крови

Торпеды оставляют красивые белые следы на поверхности воды; они летят на Ямато с разных направлений и бесшумно пересекаются. Оценивая расстояние и угол, мы меняем курс, и нам едва удаётся уворачиваться от них.

Сначала мы справляемся с ближайшей и наиболее срочной угрозой; когда мы избегаем столкновения с одной торпедой, мы переходим к следующей. Это требует бдительности, правильных расчётов и принятия чёткого решения То, что эти пилоты повторяли свои атаки с точностью и хладнокровием, было явным проявлением непостижимой, невообразимой силы наших врагов».

В конце концов, американским войскам потребовалось всего два часа, чтобы уничтожить самый мощный корабль, построенный во время Второй мировой войны, а также большую часть крошечного флота, сопровождавшего его. Когда дым рассеялся, оказалось, что японцы потеряли около 4000 человек, в то время как количество погибших со стороны Америки составляло всего около десятка.

Бонусный факт:

В начале Второй мировой войны Императорский флот Японии планировал построить линкоры, которые были бы ещё больше, чем «Ямато» и «Мусаси», и принадлежали бы к классу кораблей под названием «Супер Яматос». Эти корабли, если бы их построили, обладали бы 510-миллиметровыми пушками, весили бы до 82 тысяч тонн и двигались бы со скоростью, приближающейся к 30 узлам. Однако нехватка ресурсов помешала Японии построить эти корабли.

Никаких оснований для передачи Японии Южных Курил, в том числе Шикотана и скал Хибомаи, на которое якобы готовы согласиться в Токио, не существует, и делать это категорически нельзя из соображений безопасности, заявил в разговоре с Царьградом публицист и политконсультант Анатолий Вассерман.

Он напомнил, что передача островов Японии допускалась соглашением 1956 года. Однако тогда США пригрозили не отдать Японии остров Окинава, в то время ещё находящийся под оккупацией. В итоге американцы заключили с Токио соглашение о размещении своих военных баз, а в СССР денонсировали декларацию.

"Исходя из логики декларации 1956 года, если Япония, действительно, примет нейтральный статус и откажется от размещения на своей территории каких бы то ни было баз, то предложение может быть возобновлено", - допустил Вассерман.

При этом Япония претендует не только на остров Шикотан и Плоские скалы (Хибомаи), но и на острова Кунашир и Итуруп - просто на том основании, что эти острова находятся южнее северной оконечности японского острова Хоккайдо.

"А это требование для Российской Федерации уже абсолютно неприемлемо, ни при каких обстоятельствах, потому что острова Кунашир и Итуруп обеспечивают, во-первых, статус Охотского моря как внутреннего российского, до тех пор пока они принадлежат Российской Федерации. А во-вторых, именно около этих островов пролегают круглогодичные незамерзающие ходы в Охотское море. И их передача, таким образом, поставит деятельность Тихоокеанского флота под иностранный контроль", - настаивает собеседник Царьграда.

"Что же касается потребности в мирном договоре, то его отсутствие никоим образом не мешает экономическому взаимодействию наших стран. И, по сути дела, мы ведем себя так, как если бы этот самый договор давным-давно был подписан", - отметил эксперт.

Анатолий Вассерман счёл важным подчеркнуть, что Япония и в Акте о безоговорочной капитуляции в 1945 году, и в мирном договоре 1951 года отказалась от своей юрисдикции над южной половиной Сахалина, над Курильскими островами и над всеми захваченными ею территориями на материке. И, кстати, от острова Тайвань. Только по настоянию Вашингтона в документы не было включено объяснение, кому переходит юрисдикция по этим территориям. Именно потому Советский Союз не стал подписывать этот мирный договор.

И сейчас, считает Вассерман, возможность подписания мирного договора зависит от Америки. И США будут блокировать любые действия японских политиков, направленные на официальное признание нашей юрисдикции над этими островами.

Собеседник Царьграда полагает, что и без подписания договора экономическое сотрудничество с Японией продолжится, и Япония будет передавать России свои технологии - за исключением самых современных, как это и происходит сейчас.

"Уже кто только не сказал японцам, что сегодня речь о возвращении каких-то островов даже не идёт. Выдавать желаемое за действительное на протяжении такого количества времени и при этом тормозить мирный договор - это уже становится даже неприлично", - поддержал это мнение член Совфеда по обороне Франц Клинцевич.

Он заверил, что статус южных курильских островов не обсуждается, поскольку речь идёт о безопасности страны и возможностях Тихоокеанского флота.

"Как только мы передадим хоть один из островов, то, к бабке не ходи гадать, как там появится американская какая-то военная база, а дальше работает международное право, связанное с приграничной территорией", - пояснил он в разговоре с

Линкор… С этим словом ассоциируется огромный бронированный корабль, всей массой глубоко осевший в воду. Он щетинится стволами пушек, которых может быть более 200. Наиболее впечатляющи циклопические башни главного калибра.

Достаточно вспомнить японский «Ямато». При водоизмещении более 72 тысяч тонн он нес в качестве главного калибра девять 457-мм орудий в трех башнях. Длина ствола была 20 метров. Вес башни превышал 2500 тонн. Этот исполин мог послать снаряды весом около 1,5 тонны на 45 километров. На этом фоне знаменитая «кувалда Сталина» – 203-мм Б-4 («Гаубица-долгожительница») – стреляла семечками: какие-то 100 килограммов на дальность около 17 километров. Соответствующим было и бронирование мастодонта. Главный пояс достигал 650 миллиметров. Толщина броневых палуб, боевой рубки, башен главного калибра измерялась сотнями миллиметров. Система конструктивной противоторпедной защиты также выглядела внушительной – более восьми метров суммарной глубины.

“ Лишь отсутствие на линейных кораблях фугасных снарядов для орудий главного калибра спасло американские авианосцы от полного уничтожения ”

Под стать «японцу» были его противники – линкоры США. Наиболее совершенный из них – тип «Айова» при 65 тысячах тонн полного водоизмещения имел девять 406-мм орудий главного калибра. В конструктивной защите «американец» уступал японскому гиганту не более чем на 10–20 процентов, если брать ее глубину и толщину брони.

Но Вторая мировая, как считается, поставила точку в истории линкоров. Их могильщиками, утверждают военно-морские специалисты, стали авианосцы, начавшие господствовать на морских и океанских просторах. Хотя началом ухода линкоров в историю следует считать Первую мировую. То, что классического генерального сражения флотов, решающего исход борьбы на море, больше в мире не будет, стало очевидным по итогам знаменитой Ютландской битвы, когда в ограниченном по размеру районе (так сложилась обстановка) сошлись основные линейные силы двух флотов – английского и германского. Результат оказался ничтожным в сравнении с масштабом участвующих сил: несколько потопленных крупных кораблей с каждой стороны. Время классических сражений флотов, когда противники, выстроившись в линию друг напротив друга, в ходе артиллерийской дуэли (в ту пору еще говорили «состязания») решали, кто будет господином на море, прошло. А ведь именно для такого боя и создавались линкоры. Само название линкор – сокращение от линейный корабль, то есть предназначенный для артиллерийского боя в линии.

Кто на море главный

Однако альтернативы линкорам военные специалисты в межвоенный период не видели. Авиация в целом, палубная в особенности, была еще очень слаба и не рассматривалась как серьезный противник для свободно маневрирующего корабля. Поэтому линкоры как класс продолжали развиваться во всех наиболее развитых странах. Естественно, речь уже не шла о генеральном сражении и классическом линейном бое. Но линкор как наиболее мощный надводный корабль, определяющий исход любого по масштабу боя надводных сил, оставался главным во всех флотах. Удар британской палубной авиации по базе итальянского флота в Таранто, сражение в Коралловом море, потопление «Бисмарка» и другие баталии показали: появился иной главный игрок – его величество авианосец. И от линкоров сразу отвернулись. Придавать большое значение этим кораблям стало признаком дурного тона, ретроградством.

Между тем линкоры отошли на второй план только в части решения одной из задач флота – завоевания превосходства на море путем уничтожения сил флота противника, да и то не полностью. Десантные операции американского и британского флотов шли при активнейшем участии линейных сил, которые своей крупнокалиберной артиллерией крушили мощные фортификационные сооружения противника. И далеко не всегда заменой могла стать авиация – бомбы сопоставимого с линкоровскими снарядами веса поднимали только тяжелые бомбардировщики. Однако в точности они значительно уступали первоклассной артиллерии линейных кораблей. Авиация далеко не всегда могла «работать» и по метеоусловиям, а линкоры вели огонь в любую погоду.

Их роль осталась значимой в морских сражениях. Линкоры обеспечивали боевую устойчивость авианосных и иных корабельных соединений. Отсутствие такого крупного артиллерийского корабля иногда заканчивалось фатально даже для авианосцев. Так, в ходе попытки англичан отразить немецкое вторжение в Норвегию 8 июня 1940 года был потоплен огнем главного калибра «Шарнхорста» и «Гнейзенау» британский авианосец «Глориес», охраняемый двумя эсминцами. Сражение 25 октября 1944 года у острова Самар, где главные линейные силы японского флота вышли в район, в котором располагались прикрытые эсминцами авианосцы США, едва не закончилось гибелью большей их части. Лишь отсутствие на линейных кораблях японского флота фугасных снарядов для орудий главного калибра и ошибочные решения командующего адмирала Курита спасли американское соединение от полного уничтожения.

“ Вес 16 залпов линкора «Айова» соответствует суточной работе авиагруппы «Нимица» ”

Линкоры Второй мировой имели мощное вооружение ПВО – от 16 до 24 орудий универсального калибра (105–127 мм) и от 40–60 до 120–150 стволов МЗА (20–40 мм). Именно зенитная артиллерия в сочетании со средствами ПВО других крупных артиллерийских кораблей – крейсеров была главным средством отражения прорвавшихся сквозь истребительные заслоны вражеских бомбардировщиков и торпедоносцев. Эсминцы той поры имели несопоставимо менее мощное вооружение – от 4–8 до 12–18 орудий МЗА и существенного влияние на исход противовоздушного боя оказать не могли. В США эту роль линкоров очень хорошо понимали, поэтому основные оперативные авианосные соединения американского флота (38 и 58-е) включали в свой состав линкоры.

Тем не менее после окончания Второй мировой строительство линкоров прекратилось. Некоторым исключением стала консервативная Англия, которая после войны завершила постройку линкоров типа «Вэнгард». Однако эти корабли были выведены из состава британского флота к 1958 году и разделаны на металл. К 1961-му линкоров не осталось. Лишь Турция сохраняла в боевом составе флота линейный крейсер «Явуз», бывший «Гебен», постройки 1911 года без существенных модернизаций, впрочем он имел скорее музейное значение. Правда, США наиболее совершенные из линкоров (тип «Айова») сохранили, переведя в резерв.

Окончательный крест на судьбе линкоров поставили два обстоятельства: ядерное оружие, управляемые противокорабельные и зенитные ракеты. Первое сделало бессмысленным создание мощной конструктивной защиты корабля. Ракеты обесценили артиллерию крупного калибра. Не у дел остались все классы крупных артиллерийских кораблей. Вместе с линкорами уходили в прошлое и классические крейсеры. В США последними стали «Сейлем», в СССР – проект 68-бис («Свердлов»), законченные постройкой к началу 60-х. Хотя именно линкоры продемонстрировали исключительно высокую устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва. Так, «Пенсильвания» постройки времен Первой мировой удержалась на плаву, находясь всего в километре от эпицентра подводного ядерного взрыва на атолле Бикини. Да и боевые части ПКР в обычном снаряжении для линкоров были не настолько разрушительными, как для кораблей других классов, включая авианосцы.

Взвешиваем залпы

Между тем выяснилось, что завоевание господства на море – далеко не единственная задача флотов. За ними огневая поддержка приморского фланга армии, высадка морских десантов, нанесение ударов по военно-морским базам и иным важным объектам в прибрежной полосе. В США полагали решать эти задачи главными силами палубной авиации. В СССР делали ставку на морскую авиацию берегового базирования, действия которой на этом направлении по сути ничем не отличались от фронтовой и дальней. Однако ограничения, связанные с располагаемым летным ресурсом, возможностью действий по погодным условиям, точностью применяемого оружия, временем реакции и организацией взаимодействия с наземными силами заставили вернуться к крупным надводным артиллерийским кораблям. В СССР крейсеры проекта 68-бис оставались в составе флотов почти до начала 90-х. А США несколько раз вводили линкоры в боевой состав из резерва для действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Эти корабли отметились во Вьетнаме. Разрушительная сила снарядов по 1200 килограммов весом поражала. Бронебойный пробивал до девяти метров бетонных перекрытий. А фугасный создавал воронку в плотном грунте глубиной шесть и диаметром 15 метров. При стрельбе по джунглям взрыв такого снаряда валил деревья в зоне до 180 метров, образуя площадку для посадки вертолетов. Американские линкоры участвовали и в других локальных войнах, в частности против Ирака в 1991 и 2003-м, обеспечивая высадку оперативного морского десанта.

Интересно сопоставить огневую производительность линкора типа «Айова» с возможностями авиакрыла «Нимица» («Битва авианосцев»). Последний несет 60 ударных F/A-18С. С учетом выделения ресурса самолетов на решение задач ПВО АУГ остается возможность двух ударов в сутки силами 40 палубников. Применяя бомбы свободного падения с нагрузкой по четыре тонны на штурмовик и сосредоточив половину ударной авиагруппы на задачах боевого обеспечения, авианосец способен обрушить на противника 160 тонн бомб. А один залп линкора весит около 10 тонн (9 снарядов по 1200 кг). Делая один выстрел в две минуты, он такую огневую задачу решит за полчаса. При этом цена двух налетов с авианосца более чем в 20 раз выше (и это без учета возможных потерь), чем 32 залпов линкора. Правда, и глубина воздействия несопоставимо больше – 800 километров против 42.

Не лучше дело с высокоточным оружием большой дальности при ударах по хорошо защищенным объектам. Это продемонстрировала сирийская ПВО, отражая удары американских и израильских ракет. А ведь каждый «Томагавк» стоит около двух миллионов долларов. Так что применение ВТО и авиации в современных условиях сопряжено со значительными материальными потерями. И на них приходится идти, если нет иного способа решить боевую задачу.

Однако есть задачи, выполнить которые применением такого оружия все равно, что забивать гвозди компьютером: дорого, а главное – неудобно. Речь идет о площадных целях – аэродромах, опорных пунктах обороны частей сухопутных войск, районах сосредоточения ударных группировок и резервов, расположения соединений и частей тылового обеспечения, представляющих собой множество объектов, относительно легко поражаемых, но распределенных на большой площади и часто способных маневрировать с различной интенсивностью. Размеры таких целей колеблются в больших пределах: от 1–1,5 квадратного километра, (ротный опорный пункт в обороне) до 10–20 (аэродром или батальон в районе сосредоточения).

Для подавления роты в обороне потребуется выделение до двух звеньев ударных самолетов, что составляет 10 процентов суточного ресурса авиакрыла. Подавление батальона в районе сосредоточения потребует привлечения 20–30 машин или 50–70 процентов суточного ресурса палубной авиации. И надо иметь в виду, что будут потери самолетов. Расход КРМБ и КРВБ для поражения подобных целей огромен. Об этом можно судить по Сирии – по аэродрому Шайрат американцы выпустили 59 «Томагавков» стоимостью порядка 120 миллионов долларов («Бородатые «Томагавки»). Линкор «Айова» такие огневые задачи решает с расходом боекомплекта главного калибра два-три и 10–15 процентов соответственно.

Что мы имеем сегодня в российском ВМФ? Самый крупный калибр корабельной артиллерии – 130 миллиметров на эсминцах проекта 956. Вес снаряда – около 30 килограммов при дальности стрельбы до 30 километров. Этим оружием самый мощный в артиллерийском отношении российский корабль способен в лучшем случае решить задачу подавления двух ротных опорных пунктов на глубину тактической противодесантной обороны от уреза воды. Это прямо вытекает из сопоставления площади зоны поражения 130-мм фугасного снаряда, боекомплекта эсминца и размеров ротного опорного пункта американской или иной иностранной армии. Такой снаряд не может поразить фортификационные сооружения из толстого железобетона и иные сильно защищенные объекты, в частности танки. Стало быть, необходимо говорить о том, что наш флот (как, впрочем, и любой другой, за исключением США, которые сохраняют свои линкоры как музеи, но готовые в любой момент вернуться в строй) не имеет кораблей, способных оказать действенную огневую поддержку приморскому флангу армии или десанту при высадке, тем более осуществлять сопровождение последнего в оперативной глубине. А необходимость в этом есть.

Кто воевал числом, а кто – умением. Чудовищная правда о потерях СССР во Второй Мировой Соколов Борис Вадимович

Потери Японии

Потери Японии

Согласно оценке американского исследователя Джона Дауэра потери японской армии составили 2803 убитых и умерших от ран во Французском Индокитае, в боях против американцев – 485 717, в боях против англичан и голландцев – 208 026, в боях против австралийцев – 199 511, в боях против Красной Армии в августе – сентябре 1945 года – 7483 убитых и умерших от ран, на других заморских территориях – 23 388, на территории собственно Японии – 10 543. Потери флота в 1941–1945 годах составили 414 879 убитых и умерших от ран. Потери японской армии в Китае Дж. Дауэр оценивает в 1937–1941 годах в 185 647 убитых и умерших от ран, а в 1942–1945 годах – в 202 958 погибших. Как нам представляется, здесь в данных Дауэра имеется какая-то ошибка. Дело в том, что китайские потери убитыми и ранеными за 1937–1941 годы составили 2398,9 тыс. человек, а за 1942–1945 годы – только 719 тыс. человек. Таким образом, китайские потери убитыми и ранеными в 1942–1945 годах составили только 30,0 % от их потерь в 1937–1941 годах, в то время как японские потери в Китае в 1942–1945 годах составляли 109,3 % от потерь в 1937–1941 годах. Тогда придется допустить, что по отношению к одному убитому или раненому китайцу японские потери убитыми возросли в 1942–1945 годах в 3,6 раза, что представляется абсолютно невероятным. Качество китайской армии после 1941 года никак не могло повыситься столь значительно, учитывая, что наиболее опытные кадры были выбиты в 1937–1941 годах.

Людские потери Японии

В число потерь гражданского населения, в рамках этой оценки, включены 170 тыс. человек, погибшие или умершие после окончания войны в Маньчжурии, Китае и Корее, 165 тыс. погибших на Окинаве и 24 тыс. умерших уже после окончания войны в самой Японии, главным образом от голода. Как можно понять, в категорию убитых и пропавших без вести военнослужащих включены умершие от ран и болезней, но не включены умершие в советском плену.

В дальнейшем более тщательные подсчеты позволили увеличить число погибших японских военнослужащих, в том числе за счет умерших в советском плену.

Распределение японских потерь погибшими по видам вооруженных сил и театрам боевых действий согласно официальной оценке, сделанной в 1964 году, было следующим:

Потери японских вооруженных сил погибшими по основным театрам боевых действий (Китай – 1937–1945 годы, остальные театры – 1941–1945 годы)

Необходимо отметить, что согласно уточнениям, сделанным между 1964 и 1976 годом, во время сражения на Иводзиме (острова Огасавара) погибло на 4700 человек больше – 12 850 в армии и 7050 человек на флоте. Согласно тем же данным на Окинаве погибло не 62 100, а 65 тыс. военнослужащих. Единственная кампания, по которой даются официальные японские данные о числе раненых, это бои на Иводзиме – 736 в армии и 297 на флоте, а всего – 1033 человека. Есть и более высокая оценка числа погибших на Иводзиме японских военнослужащих – около 22 тыс. человек. Пока что найдено только около 8700 тел, и предполагается, что должно быть найдено еще около 13 тыс. захоронений. Японское правительство собирается допустить на Иводзиму гражданских поисковиков для поисков останков погибших. Пока что на острове расположены только военные объекты, и доступ туда гражданских лиц запрещен. С учетом этих более высоких оценок, принимая оценку погибших на островах Огасавара в 19 900, общее число погибших японских военнослужащих можно оценить в 2128,6 тыс. человек. Американцы и их союзники до капитуляции захватили 41 тыс. японских пленных.

Кроме того, в 1938 году во время боев у озера Хасан против Красной Армии японцы потеряли 526 убитыми и умершими от ран и 914 ранеными. В 1939 году во время гораздо более масштабного столкновения с советскими войсками в районе реки Халхин-Гол (по японской терминологии – Номонганский инцидент) японские потери в мае-июле составили 159 убитых, 119 раненых, 12 пропавших без вести, а в августе – начале сентября – 7696 убитых, 8647 раненых и 1021 пропавший без вести. Таким образом, общее число погибших японцев во время боев на Халхин-Голе, с учетом того, что из советского плена вернулось 160 японских и 44 маньчжурских военнослужащих, можно оценить в 8684 человека. Однако из выбитых на стеле в Хайларе – установленном японским командованием в 1942 году памятнике японским и маньчжурским военнослужащим Квантунской армии, погибшим к тому времени в войне, из 10 301 имени, выбитом на памятнике, 9471 – это те, кто пал во время Номонганского инцидента. Можно предположить, что разница в 813 человек относится к тем, кто умер от ран, болезней и по иным причинам.

Потери советских войск в боях у Хасана составили 759 убитых, 100 умерших от ран и болезней, 6 человек погибших в результате несчастных случаев и 95 пропавших без вести, а всего – 960 погибших, 2752 раненых и 527 больных. Советские безвозвратные потери были больше японских в 1,8 раза.

Потери Красной Армии во время боев на реке Халхин-Гол составили 6472 убитыми, 1152 умершими от ран, 8 умершими от болезней, пропавшими без вести 2028 человек, погибшими в результате несчастных случаев – 43 человек. С учетом того, что 89 красноармейцев вернулись из японского плена, общие потери советских войск убитыми и умершими можно оценить в 9614 человек. Это в 1,015 раза больше потерь японо-маньчжурских войск погибшими и умершими. Кроме того, во время боев у Халхин-Гола союзные Красной Армии монгольские войска потеряли, по официальным данным, опубликованным в ноябре 1939 года, 165 убитых и 401 раненого. Однако, по позднейшим исследованиям монгольского историка Тамира Ганболда, потери монгольской армий составили 895 человек, из которых на убитых и умерших приходится 234 человека. Из этого числа 1 монгольский солдат умер в японском плену. С учетом безвозвратных потерь советско-монгольских и японо-маньчжурских войск соотношение оказывается равным 1,04:1.

Потери советских войск на Халхин-Голе ранеными составили 15 251 человек, а больными – не менее 2287 человек, из которых 701 человек проходил лечение на территории Забайкальского военного округа, а подавляющее большинство остальных – на территории Монголии .

Потери японцев в боях при Хасане и Халхин-Голе мы не включаем в потери в период Второй мировой войны точно так же, как не включаем потери Красной Армии в этих боях в потери во Второй мировой войне.

Всего японские вооруженные силы на момент капитуляции насчитывали 6983 тыс. человек в 154 дивизиях и 136 бригадах сухопутной армии и 20 соединениях ВМФ. Из этого числа 3532 тыс. человек находились на территории собственно Японских островов. Кроме того, за пределами Японии на театрах боевых действий находилось около 3 млн японцев из числа гражданских лиц.

Япония официально считает, что жертвами советского вторжения в августе – сентябре 1945 года стали примерно 220 тыс. японцев, как военных, так и гражданских лиц. Вероятно, сюда могут входить не только японцы, но и китайцы, маньчжуры, корейцы и представители других национальностей, служившие в японских вооруженных силах и либо погибшие в боях с Красной Армией, либо умершие в советском плену. На начало 1949 года МВД СССР было учтено 590 830 военнопленных японцев. Из этого числа было репатриировано к тому времени 440 387 человек, признано гражданскими пленными 6357 человек, умерло 52 165 человек, оставалось в лагерях военнопленных 91 276 человек. 49 японцев были осуждены военными трибуналами, 427 отправлено в тюрьмы и ГУЛАГ, 56 бежало, а еще 113 человек убыло по другим причинам. Цифра в 52 165 умерших военнопленных близка к официальной японской цифре в 52,7 тыс. военнослужащих, погибших в советском плену. Между тем десятки тысяч японских военнопленных оставались в советских лагерях вплоть до 1956 года, и трудно поверить, что за 7 лет умерло всего только 535 японцев. По официальным же советским данным, в плену оказалось 609 448 японцев, из которых умерло 61 855 человек. Не исключено, что разница в 18 618 пленных и 9690 умерших образовалась за счет гражданских пленных. Также возможно, что разница образовалась все-таки за счет собственно японских военнопленных. В справке, подготовленной МВД СССР в октябре 1956 года, где впервые говорилось о 609 448 японских военнопленных и о том, что 61 855 из них умерли, особо отмечалось, что «на военнопленных японцев, репатриированных непосредственно на фронтах, до завоза их на территорию СССР, а также на умерших на фронтовых сборных пунктах, МВД СССР персональными списками не располагает» . Можно предположить, что разница в цифрах 1949 и 1956 годов образовалась за счет репатриированных и умерших непосредственно на фронтах, еще до поступления пленных в систему НКВД. Возможно, эти 9690 японских военнопленных, умерших непосредственно на фронте, в японских официальных потерях включены в состав тех, кто погиб во время советского вторжения в Маньчжурию. По другим национальностям, служившим в японской армии (китайцев, корейцев и др.), расхождения в численности пленных между документами 1949 и 1956 годов нет, а по числу умерших в плену есть небольшое расхождение лишь по китайцам (соответственно 135 и 138 человек). Поэтому мы приведем данные о смертности пленных по материалам 1956 года:

Из 16 150 китайцев умерло 138 человек.

Из 10 312 корейцев умер 71 человек.

Из 3633 монголов умерло 4 человека.

Из 5 бурятов умер 1 человек.

486 маньчжур, 58 русских и 2 тунгуса были освобождены непосредственно на фронтах. Умерших в плену среди них не было.

Согласно японским официальным данным во время бомбардировок американской авиации потери среди гражданского населения составили 393 367 погибших, включая примерно 210 тыс. жертв атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и 97 031 погибший во время бомбардировок Токио обычными бомбами. Еще около 150 тыс. гражданских лиц погибли или покончили с собой во время боев на Окинаве, а 10 тыс. – на острове Сайпан из группы Северных Марианских островов. Существует и другая оценка жертв среди японского гражданского населения во время боев на Сайпане и Окинаве – соответственно 22 тыс. и 77 тыс. погибших. Следует оговориться, что многие японцы из числа мирных граждан, по примеру военных, совершали коллективные самоубийства, чтобы не попасть в плен к врагу. Вероятно, число гражданских жертв на Окинаве и Сайпане все же ближе к 100 тыс., а не к 160 тыс. человек или даже 180 тыс., если брать японские официальные данные. С учетом проведенных корректировок мы оцениваем общее число жертв среди гражданского населения Японии, включая сюда 393,4 тыс. жертв бомбардировок, 100 тыс. жертв на Окинаве и Сайпане, 24 тыс. умерших на основной территории Японии и 170 тыс. погибших и пропавших без вести в Маньчжурии, Китае и Корее, в 687,4 тыс. человек.

В Японии содержалось около 100 тыс. пленных американцев, захваченных главным образом на Филиппинах. На Яве также содержалось около 300 тыс. военных и гражданских пленных. Всех их предполагалось уничтожить в случае начала американского вторжения. Это вторжение предполагалось в конце октября 1945 года. При этом американские генералы предполагали, что за первый месяц боев на Японских островах вмериканские потери составят 500–800 тыс. человек убитыми и ранеными, и таким же оставался уровень потерь в каждом последующем месяце вплоть до прекращения японского сопротивления. Японские потери при этом оценивались в 1,5–4 раза больше американских.

В случае высадки атомные бомбы применяли бы для тактической поддержки высадки, против крупных скоплений японских войск. В сентябре – октябре 1945 года производство атомных бомб должно было составить 3–4 бомбы в месяц, а к декабрю оно достигло бы 7 бомб в месяц. К концу октября, когда предполагалось начать высадку на Японские острова, в распоряжении американских вооруженных сил должно было оказаться не менее 7 атомных бомб.

Общие потери Японии во Второй мировой войне мы оцениваем в 2816 тыс. погибших, из которых на долю вооруженных сил приходится 2128,6 тыс. погибших и умерших.

Из книги Схватка с черным драконом. Тайная война на Дальнем Востоке автора Горбунов Евгений Александрович

Коминтерн против Японии В 1932-м, когда события на Дальнем Востоке развивались по нарастающей и части Квантунской армии продвигались на север к Амуру и Уссури, в тайную войну в этом регионе вмешалась еще одна сила. Рука об руку с обеими разведками начала действовать третья

Из книги Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен автора Котлярский Марк

Еврейское покорение Японии Еще одна, и наиболее фантастичная версия, состоит в том, что часть Потерянных колен нашла прибежище …на Японских островах. Согласно этой гипотезе, Потерянные колена, кочуя с Запада на Восток, прошли по Шелковому пути, пересекли Поднебесную

Из книги Изнанка веера. Приключения авантюристки в Японии автора Андреева Юлия

Дождь в Японии День. Нагоя. Я вышла в магазин за телефонной картой, специально взяв с собой белый длинный зонт, один из четырех, найденных на прошлой неделе, четырех совершенно новых зонта.Поначалу я думала, что это чудо или какой-то знак, но знакомые объяснили, что эти

Из книги Окинава, 1945 автора Вольны Антони

Подготовки Японии к обороне Планирование оборонительных действий Решение об обороне островов Рюкю было принято японским командованием летом 1944 г. после потери Марианских островов. Предыдущая «теория непреодолимой обороны», основывающаяся на задержании и разгроме

Из книги Авианосцы, том 1 автора Полмар Норман

13. На пути к Японии В начале 1944 года американское Быстроходное авианосное соединение заправлялось и отдыхало на Улити. Появление камикадзэ вынудило американцев провести реорганизацию Оперативного Соединения 38 и пересмотреть оборонительную тактику.Ветераны-авианосцы

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Авианосцы идут к Японии Быстроходное авианосное соединение отдыхало и пополняло запасы на Улити. Боевые действия и плохая погода изрядно потрепали корабли, и на Улити целый флот вспомогательных судов занимался ремонтом боевых кораблей. Главную роль в этом играли

Из книги Японский фронт маршала Сталина автора Кошкин Анатолий Аркадьевич

Безнадежное положение Японии В качестве последнего, отчаянного средства японцы впервые использовали 25 октября 1944 г. «камикадзе», то есть пилотов-смертников или приносящих себя в жертву, которые обрушивались на вражеские корабли со своими самолетами, наполненными

Из книги Кто воевал числом, а кто – умением. Чудовищная правда о потерях СССР во Второй Мировой автора Соколов Борис Вадимович

10. Заявления МИД Японии по поводу вторичности для Японии Пакта о нейтралитете с СССР 1941 г. Заявление министра иностранных дел Японии Мацуока министру иностранных дел Германии Риббентропу в мае 1941 г.:«Никакой японский премьер-министр или министр иностранных дел не сумеет

Из книги Монолог о Себе в Азии автора Николаева Мария Владимировна

14. Акт о капитуляции Японии 1. Мы, действуя по приказу и от имени императора, японского правительства и японского императорского генерального штаба, настоящим принимаем условия декларации, опубликованной 26 июля в Потсдаме главами правительств Соединенных Штатов, Китая и

Из книги Ластоногие пловцы автора Бест Герберт

Потери мирного населения и общие потери населения Германии во Второй мировой войне Большую трудность представляет собой определение потерь мирного немецкого населения. Например, число погибших в результате бомбардировки Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года

Из книги Вторая мировая война автора Черчилль Уинстон Спенсер

Часть 8. Синкретизм в Японии Моим дистанционным сотрудником уже несколько лет является Татьяна Романова, проживающая последние 8 лет в Японии. Начав свою работу по двухгодичному контракту в качестве исследователя в Лаборатории новых материалов химической корпорации

Из книги Дальневосточные соседи автора Овчинников Всеволод Владимирович

СТУПЕНИ К ЯПОНИИ Военные операции на тихоокеанском театре военных действий имели мало общего с вторжением союзников в Европу. Одинаковыми были только раны, смертные муки и почти нечеловеческая храбрость солдат. Нормандия отстояла от ближайшего отправного пункта в

Из книги автора

Глава 10 Посланец Японии Новый год принес тревожные вести с Дальнего Востока. Японский военно-морской флот активизировал свои действия у побережья Южного Индокитая. Японские военные корабли были замечены в гавани Сайгона и в Сиамском заливе. 31 января японское

Из книги автора

Часть I Нападение японии

Из книги автора

Глава 18 Поражение Японии Зимние операции в Бирме уже описаны. Когда в феврале 1945 года началась решающая битва на другом берегу Иравади, перед адмиралом Маунтбэттеном встали трудные стратегические задачи. Его цель заключалась в том, чтобы освободить Бирму, и для

Из книги автора

В Японии все жители японцы Мы с детства помним начало сказки Андерсена «Соловей»: «В Китае все жители – китайцы, и даже сам император китаец». Самая многонаселенная страна мира действительно очень однородна: 90 процентов ее жителей составляют ханьцы (этнические китайцы).

Популярное