» »

Что включает в себя термин соматические показатели. Выделяют три вида здоровья: физическое(соматическое), психологическое и социальное

15.01.2024

Козявина Кристина Юрьевна, Камышева Екатерина Сергеевна

Оценить состояние здоровья можно, зная конституционный тип человека, который является показателем физических и функциональных возможностей организма. Морфологическим выражением конституционного типа человека является соматотип, зная его можно прогнозировать особенности реакции организма на влияние различных факторов окружающей среды. Соматотип определяется возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что является показателем соматического уровня здоровья подростка. Гипотеза исследования : дополнительные физические нагрузки (занятие разными видами спорта, танцами) влияют на показатель соматического здоровья человека и на формирование соматотипа у девочек-подростков. Цель: выявить влияние дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на показатели соматического здоровья девушек 15 - 17 лет в зависимости от соматотипа. Методы исследования: экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко, центильный метод, статистический анализ, социальный опрос. Научная новизна: при обзоре литературы, материалов интернета нам не удалось найти исследований и статистических данных по определению показателей соматического здоровья и соматотипов у девочек-подростков, влиянии и значении дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на эти показатели в городе Брянске. Практическая значимость : полученные результаты могут быть полезны для оценки состояния уровня соматического здоровья у девочек- подростков МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска. Знания, полученные при исследовании, позволяют повысить мотивацию к занятиям физической культурой, спортом и являются профилактикой гиподинамии. Данные исследования играют важную роль при формировании знаний о важности ведения здорового образа жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №3» г. Брянск

Проектно-исследовательская работа

«Влияние физической нагрузки

на показатель соматического здоровья и

определение соматотипа у девочек-подростков»

для участия в Седьмой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ

учащихся медико-биологических классов

школ-партнеров Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Предметная область - биология

Козявина Кристина Юрьевна

Камышева Екатерина Сергеевна

Руководитель: Бабич Елена Викторовна

Должность: учитель биологии

г. Брянск

2014

1. Введение

1.1. Актуальность …………………………………………………………….3

1.4. Задачи. …………………………………………………………………....3

1.3. Цель ……………………………………………………………………....3

1.2. Гипотеза исследования ………………………………………………….3

1.4. Задачи …………………………………………………………………...3-4

1.5 Объект исследования ………………………………………………….....4

1.6. Методы исследования …………………………………………………...4

1.7. Научная новизна …………………………………………………………4

1.8. Практическая значимость ……………………………………………….4

2.1. Современные представления о конституции человека ………………4-5

2.2. Понятие соматического здоровья ……………………………………...5-6

3.1. Экспресс оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко..6-7

3.2. Центильный метод ……………………………………………………..6-7

4.1. Практическая часть: проведение исследования………………………7-8

4.2. Анализ полученных данных …………………………………………..8-10

6. Список литературы ………………………………………………...11

5. Выводы………………………………………………………………11

1. Введение

1.1. Актуальность : в настоящее время привлекает внимание проблема сохранения и укрепления здоровья у подростков. Не надо убеждать общество в том, что дозированные физические нагрузки улучшают состояние здоровья человека. Согласно научным исследованиям, к концу прошлого века 75 % выпускниц школ имели различные хронические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, отклонения в темпах полового созревания, а также наблюдалось снижение общей двигательной активности . В связи с этим темой нашей работы стало «Влияние физической нагрузки на показатель соматического здоровья и определение соматотипа у девочек – подростков».

Оценить состояние здоровья можно, зная конституционный тип человека, который является показателем физических и функциональных возможностей организма. Морфологическим выражением конституционного типа человека является соматотип, зная его можно прогнозировать особенности реакции организма на влияние различных факторов окружающей среды . Соматотип определяется возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что является показателем соматического уровня здоровья подростка .

1.2. Гипотеза исследования : дополнительные физические нагрузки (занятие разными видами спорта, танцами) влияют на показатель соматического здоровья человека и на формирование соматотипа у девочек-подростков.

1.3. Цель: выявить влияние дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на показатели соматического здоровья девушек 15 - 17 лет в зависимости от соматотипа.

1.4. Задачи: 1. Изучить теоретический материал и освоить методики определения соматотипов и показателей соматического здоровья у девочек-подростков 15 - 17 лет. 2. Провести исследования по определению соматотипов (центильный метод) и соматического здоровья (экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко) 3. Выяснить взаимосвязь между уровнем соматического здоровья и соматотипом у девочек-подростков в связи с физическими нагрузками (дополнительными занятиями разными видами спорта, танцами).

1.5. Объект исследования: девочки-подростки 15-17 лет.

1.6. Методы исследования: экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко , центильный метод, статистический анализ , социальный опрос.

1.7. Научная новизна: при обзоре литературы, материалов интернета нам не удалось найти исследований и статистических данных по определению показателей соматического здоровья и соматотипов у девочек-подростков, влиянии и значении дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на эти показатели в городе Брянске.

1.8. Практическая значимость : полученные результаты могут быть полезны для оценки состояния уровня соматического здоровья у девочек- подростков МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска. Знания, полученные при исследовании, позволяют повысить мотивацию к занятиям физической культурой, спортом и являются профилактикой гиподинамии. Данные исследования играют важную роль при формировании знаний о важности ведения здорового образа жизни.

2. Обзор литературы по выбранной теме

2.1. Современные представления о конституции человека

Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, отсутствие болезней и физических дефектов (по определению ВОЗ) . Оно характеризуется анатомическими характеристиками, антропометрическими, физиологическими и биохимическими показателями и физическим развитием. На физическое развитие влияют: наследственность, окружающая среда и социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность (занятия спортом) .

По современным представлениям, под термином «конституция» понимается целостность морфологических и функциональных признаков организма. Соматотипирование – объединение индивидуальных конституций по общности строения тела. Для определения соматотипа используют антропометрические измерения. Соматотипы определяют физическое развитие человека, характеризуют особенности его обмена веществ, развитие костной, мышечной или жировой ткани, особенности психики и склонность к определенным заболеваниям. Зная соматотип можно правильно построить свои тренировки, подобрать диету, не допускать развития заболеваний, характерных для вашего соматотипа .

2.2. Понятие соматического здоровья

При оценке уровня здоровья используют диагностику определения по прямым показателям, включающую оценку энергопотенциала организма. Основным его показателем является соматическое здоровье - состояние, при котором у человека происходит саморегуляции функций организма, согласованность физиологических процессов и адаптация к внешним факторам. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека, резерв клеток, тканей, органов, систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов. При оценке соматического здоровья используют метод количественной оценки индивидуального здоровья. Наибольшей диагностической эффективностью обладает метод оценки энергопотенциала биосистемы по Г.Л. Апанасенко .

3. Методика сбора и обработки материала

Диагностика здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных физиологических параметров, которые могут быть количественно измерены - росто-весовое соотношение, артериальное давление и другие. Они имеют высокую диагностическую эффективность, отражают состояние здоровья субъекта и позволяют прогнозировать изменение здоровья в будущем .

3.1. Экспресс оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко

В 1992 г. Г.Л. Апанасенко разработал экспресс-систему оценок адаптивных возможностей организма для проведения скрининговых исследований, не требующих сложного оборудования. Она включает следующие показатели: состояние сердечно-сосудистой системы в покое и в восстановительном периоде после физической нагрузки, массу и длину тела, систолическое артериальное давления, ЖЕЛ, силу кисти, ЧСС, время восстановления пульса после стандартизированной нагрузки .

Автор вводит понятие "безопасного уровня" соматического здоровья, который определяется величиной аэробного энергопотенциала. Этот уровень равен 40 - 42 мл/кг/мин для мужчин и 33 - 35 мл/кг/мин для женщин. Ниже этого уровня возможна активация эндогенных факторов риска и формирование хронических соматических заболеваний .

3.2. Центильный метод

Оценить физическое развитие можно с помощью центильных таблиц. Данный метод объективен, корректен, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей в зависимости от возраста, позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными данными, получаемыми при массовых обследованиях .

Если полученные результаты соответствуют: 97 центилей – высокий уровень развития; 90 центилей - выше среднего; 75 - 25 центилей - среднее; 10 центилей - ниже среднего; 3 центиля – низкое развитие. (Приложение 7.4.) Физическое развитие считается гармоничным, если антропометрические показатели соответствуют одному центильном ряду, допускается отклонение в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии. Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности, в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела (Приложние 7.4.) .

Темповый соматотип – это характеристика темпа роста ребенка, определенная на основе номеров центильных оценок и отражающая биологический возраст ребенка. Соматотип вычисляется как сумма номеров центильных интервалов (возрастно-половой шкалы) для длины, массы тела и окружности грудной клетки. Выделяют 3 вида темпов возрастного развития: микросоматический тип (замедленный темп возрастного развития), мезосоматический тип (средний темп роста), макросоматический тип (ускоренный темпам развития) .

4. Проведение исследования, анализ, выводы

4.1. Практическая часть: проведение исследования

Определение уровня соматического здоровья проводилось по методу Г. Л. Апанасенко на 53 школьницах 15-17 лет, проживающих в г. Брянске и обучающихся в МБОУ «Гимназия №3». Оценка соматического здоровья определялась путем перевода количественных показателей (индексов) в баллы, их сумма соответствовала определенному уровню аэробного энергопотенциала. В ходе работы были измерены длина тела (ДТ, см), масса тела (МТ, кг), окружность грудной клетки во время паузы (ОГК, см), частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.), артериальное давление (АДС, мм.рт.ст.), жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл), мышечной силы рабочей руки (МСР, кг) .

Были рассчитаны следующие индексы: весо-ростовой индекс (ВРИ) оценивался по центильным таблицам; жизненный индекс ЖИ = ЖЕЛ:МТ(мл/кг); силовой индекс СИ=МСР:МТ (%); индекс Робинсона ИРоб=(ЧССхАДС): 100 (усл. ед.); индекс Руфье (ИРуф) - реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (30 приседаний за минуту) .

Соматотип оценивали по сумме номеров центильных интервалов, полученных для длины, массы тела и окружности грудной клетки:

1. Микросоматический – сумма баллов от 3 до 10.

2. Мезосоматический - сумма баллов от 11 до 17. Данный тип можно разделить на 2 подтипа: а) микромезосоматический - сумма от 11 до 13 баллов; б) макромезосоматический - сумма от 14 до 17 баллов.

3. Макросоматический – сумма баллов от 18 до 24. Все показатели были статистически обработаны с вычислением средних величин .

4.2. Анализ полученных данных

1. Наибольший удельный вес имеют школьницы с мезосоматотипом (68,5%), с микро- и макросоматипом встречаются реже (2,9%; 28,6% соответственно). (Приложении 7.1. Таблица 1)

2. Средние значения морфофункциональных показателей девочек с разными соматотипами приведены в Приложении 7.1. Таблица 2. Средние значения длины (ДТ) и массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК) находятся в пределах средней возрастной нормы. У девочек с микросоматов значения ниже среднего, а у макросоматов - выше среднего, с мезосоматов - средняя степень весоростового соотношения и соответствует норме.

3. При оценке физического развития (Приложение 7.1. Таблица 3) выяснено, что микросоматики имеют замедленный тип развития и низкий показатель соматического здоровья, мезосоматики – нормальный темп развития и показатель здоровья нормальный и ниже среднего, макросоматики – отличаются опережающим развитием и показателем здоровья ниже среднего. Нормальный и средний показатель здоровья объясняется тем, что большинство девочек с мезосоматотипом дополнительно занимаются волейболом, баскетболом, плаваньем, фитнесом, черлидингом, лёгкой атлетикой, танцами. (Приложение 7.2. Диаграмма 1). Девочки-подростки с микро-, макро- и мезосоматотипом с негармоничным развитием дополнительной физической нагрузки не имеют.

4. Наши результаты показали тенденцию увеличения значения жизненного объёма лёгких (ЖЕЛ) в ряду микро-, мезо- и маркосоматиков.

5. Средние групповые значения жизненного индекса соответствуют среднему уровню или нижнесреднему уровню.

6. Данные по мышечной силе руки у девочек разных соматотипов находятся в одном интервале и имеют среднее значение по данному признаку.

7. У макро- и микросоматиков отмечаются более высокие значения ЧСС, т.к. сердечная мышца работает в наименее экономном режиме и диапазон компенсаторных возможностей ограничен. Различия в значениях АДС между девочками с разными соматотипами не выявлено.

8. Важный показатель энергопотанциала организма - индекс Робинсона (ИРоб) - характеризует систолическую работу сердца. Чем ниже иРоб в покое, тем выше максимальные аэробные способности и уровень соматического здоровья. Полученные данные у микро–, макросоматиков имеющих высокие значения иРоб, мы относим к группе лиц с пониженными функциональными резервами сердечнососудистой системы (ССС).

9. Индекс Руфье (ИРуф) показывает адаптационные возможности ССС в ответ на дозированную физическую нагрузку. В исследовании у всех девочек иРуф показал уровень резерва функции ССС ниже среднего. Лучшие результаты наблюдаются у макромезосоматиков и макросоматиков.

10. Среднее значение соматического здоровья во всей выборке можно охарактеризовать как среднее и ниже среднего. Девочки-подростки с разными типами телосложения отличаются по уровню соматического здоровья (Приложение 7.1. Таблица 3). Средний и выше среднего уровень соматического здоровья показывают девочки с мезосоматотипом, которые имеют дополнительные физические нагрузки. Девочки с микро- и макромезосоматотипом, не имеющие дополнительной физической нагрузки имеют низкий и ниже среднего уровень соматического здоровья (Приложение 7.1. Таблица 2).

5. Выводы

1. Мы провели исследование по определению соматотипов и уровня соматического здоровья с помощью центильного метода и экспресс-оценки безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко.

2. Исходя из нашего исследования, физические нагрузки оказывают влияние на уровень соматического здоровья и соматотипы девочек-подростков, их антропометрические показатели.

6. Список литературы

1. Апанасенко, Г.Л., Попова, Л.А. Медицинская валеология/ Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.

2. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие / Н.Н. Куинджи. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

3. Никитюк, Б.А. Конституция человека/Б.А.Никитюк.–М.:ВИНИТМ,1996.

4. Ярославский педагогический вестник – 2012 – №2 – Том III

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%

7. Приложение

7.1. Таблицы

Таблица 1 . Удельный вес соматотипов

Микросоматотип

Мезосоматотип

Макросоматотип

количество учащихся

Процент

2,9 %

68,5

28,6%

Таблица 2. Морфофункциональные показатели девочек-подростков 15 - 17 лет

Показатель

Микросоматотип

Мезосоматотип

Макросоматотип

Вся выборка

микромезосоматотип

макромезосоматотип

Количество

МТ, кг

49,7

64,55

52,1

ДТ, см

161,3

166,4

172,1

162,95

ОГК, см

78,5

82,4

87,8

94,6

85,82

ЧСС, уд/мин

75,7

77,2

79,97

АДС, мм.рт.ст.

114,9

114,48

ЖЕЛ, л

2,03

2,685

2,72

3,16

2,648

МСР, кг

24,6

25,8

24,1

ЖИ

53,42

49,7

51,78

СИ

0,52

0,49

0,45

ИРоб

87,8

88,69

89,87

ИРуф

10,8

10,1

10,05

ВРИ

ниже нормы

норма 100%

норма – 76,52%

опережающее развитие – 5,88%

негармоничное развитие – 17,6 %

норма – 20 %

опережающее развитие – 70 %

негармоничное развитие – 10 %

отсутствует

Таблица 3. Уровень соматического здоровья девочек в зависимости от соматотипа (количество обследованных)

Характеристика группы

Уровень соматического здоровья (кол-во человек)

По Апанасенко

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Вся выборка

Микросоматотип

3 низкий

Микромезосоматотип

7,5 ниже среднего

Макромезосоматотип

11,6 среднее

Макросоматотип

4,3 ниже среднего

7.2. Диаграммы

Диаграмма 1. Социальный опрос «Наличие дополнительными занятий разными видами спорта, танцами?»

7.3. Проведение измерений

1. Длина тела (ДТ, см)

Измерение роста стоя при помощи деревянного ростомера производились следующим образом: исследуемый становится на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой и касается ее тремя точками - пятками, ягодицами и межлопаточным пространством. Голова должна быть слегка наклонена так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались по одной линии, параллельной полу. Измеряющий становится сбоку от исследуемого и опускает на его голову планшетку, скользящую по сантиметровой шкале. Отсчет проводят по нижнему краю планшетки.

2. Массы тела (МТ, кг)

Взвешивание проводилось на обычных десятичных медицинских весах. Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов.

3. Окружности грудной клетки во время паузы (ОГК, см)

Измерение окружности грудной клетки проводили прорезиненной сантиметровой лентой в трех положениях: в состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Исследуемому предложили развести руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывали так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток и над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине; после наложения ленты исследуемый опускал руки.

4. Частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.)

Считали количество ударов сердца в минуту.

5. Артериального давления систолического (АДС, мм рт. ст.)

Измеряли с помощью тонометра.

6. Жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл). Спирометрия - метод, при помощи которого определяют жизненную емкость легких. Измерение проводили с помощью портативного спирометра.

Исследуемый становится лицом к спирометру, берет мундштук с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха и выдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его. Исследование проводили три раза подряд; отмечали лучший результат.

7. Мышечной силы рабочей руки (МСР, кг)

Динамометрия - метод, при помощи которого определяют мышечную силу кистей и силу мышц разгибателей спины. Ручной динамометр представляет собой эллипсоидную стальную пластинку, сжимание которой показывает силу мышц, выраженную в килограммах. Динамометр берали в кисть. Руку вытягивали в сторону и максимально сжимали. Ручную силу отмечали для каждой кисти отдельно. Исследование для каждой кисти проводили 3 раза и записывали лучший результат.

7.4. Центильные таблицы

Таблица 4 Двухмерный квадрат гармоничности

7.5. Центильные оценки

7.6. Физическая польза упражнений

1. Мышцы и связки укрепляются, поэтому меняется форма тепа. Когда мышцы в хорошем состоянии, ткани тела не провисают.

2. При энергичных занятиях возможно снижение веса.

3. Повышается тонус мышц, они становятся более выносливыми. Усиление притока крови помогает справиться со слабостью и усталостью.

4. Намного увеличивается эффективность работы сердечной мышцы. Возрастает объем крови, перекачиваемой с каждым ударом сердца. Поэтому ему приходится меньше работать, чтобы обеспечивать все тело кровью и удовлетворять потребность в ней мышц. В результате снижается пульс, как во время покоя, так и при активной деятельности.

5. Улучшение кровообращения приводит к образованию в тканях тела дополнительных капилляров, то есть повышается снабжение органов кровью.

6. Возрастает также эффективность работы легких и дыхательных мышц. Улучшение кровоснабжения ускоряет обмен углекислого газа на кислород; увеличивается вместимость легких.

7. Укрепляются кости и суставы, они менее подвержены повреждениям и усталости.

8. Улучшение общего состояния мышц и суставов способствует улучшению осанки. Поэтому снижается вероятность заболеваний спины и мышечных болей.

9. Мышцы укрепляются, что повышает точность и уверенность в движении. Снижается опасность травм, например при падениях.

10. Тело привыкает послушно повиноваться мысленным сигналам, улучшается координация и реакции нервной системы.

11. Ускорение кровообращения приводит к быстрому выводу из организма отходов жизнедеятельности, что хорошо сказывается на состоянии кожи.

12. Меняется метаболизм, снижается содержание жиров и сахара в крови.

Руководитель: Степанюк Александр Дмитриевич

В течение всей своей жизни организм человека претерпевает непрерывные изменения. Их характер во многом определяется образом жизни человека: его питанием, отношением к спорту и вредным привычкам, режимом работы, отдыха и сна и др. Таким образом, частично текущее состояние организма, в том числе физическое, есть результат совокупного действия вышеперечисленных факторов. Оно может быть охарактеризовано рядом показателей, объединённых в несколько групп. В данной статье автором будет описана группа соматоскопических показателей физического развития.

Прежде чем приступить к рассмотрению вышеназванных показателей, необходимо дать определение понятия физического развития.

Физическое развитие – это непрерывный процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение его индивидуального развития на протяжении всей жизни. От уровня физического развития напрямую зависят такие показатели, как запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Также уровень физического развития, несомненно, влияет на состояние здоровья человека. Это обуславливает необходимость медицинских исследований в данной области.

Исследование физического развития человека осуществляется в рамках антропометрии – раздела антропологии, тесно связанного с медициной. Антропометрия занимается измерениями внешних параметров человека с целью выявления особенностей его строения. Антропометрия позволяет дать качественную и количественную оценку изменчивости этих особенностей. Для этой цели вводится ряд антропометрических показателей – величин, однозначно характеризующих соответствующие свойства тела человека.

Всю совокупность антропометрических показателей делят на три группы:

  • соматометрические;
  • физиометрические;
  • соматоскопические.

Дадим краткую характеристику каждой из групп, подробно остановившись на соматоскопических показателях физического развития.

К соматометрическим показателям причисляют всем знакомые рост, массу тела, обхват бёдер, размеры окружности грудной клетки, голени, предплечия и др.

Физиометрические измерения позволяют дать количественную оценку таким параметрам, как жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.

Соматоскопия представляет собой наружный осмотр тела человека с целью выявления возможных дефектов опорно-двигательного аппарата: искривления позвоночника, нарушения осанки, плоскостопия и др.

Соматоскопические показатели устанавливаются в ходе проведения соматоскопического обследования.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению от: массивности, ширины плеч, состоянии осанки, стопы и пр. Одним из наиболее важных показателей является состояние осанки.

Три главных признака нарушения осанки, которые могут быть зафиксированы в ходе наружного осмотра, следующие:

  • наклонное положение головы;
  • неодинаковый уровень надплечий и лопаток;
  • неравная длина шейно-плечевых линий.

К соматоскопическим параметрам относится и форма грудной клетки, которая бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая. В таблице 1 приведены основные различия между этими видами.

Развитие мускулатуры – ещё один соматоскопический параметр; характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и другими свойствами. По степени развитости мускулатуры можно судить о силе, выносливости человека и виде спорта, которым он занимается.

Такой соматоскопический параметр, как телосложение определяется размерами, формами, пропорцией и особенностями взаимного расположения частей тела. Как и форма грудной клетки, телосложение бывает трёх типов: нормостеническое, гиперстеническое, астеническое.

  • Гиперстенический тип предполагает преобладание поперечных размеров тела. Голова у гиперстеников имеет округлую форму, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и толстые, кожа плотная.
  • Астенический тип телосложения означает преобладание продольных размеров тела. Астеники имеют узкое лицо, длинную, тонкую шею, тонкие конечности, слаборазвитую мускулатуру, тонкую бледную кожу.
  • Для нормостенического типа телосложения характерна пропорциональность. Ни продольный, ни поперечный размеры тела не имеют отклонений от нормы.

Таким образом, к соматоскопическим показателям физического развития относятся состояние опорно-двигательной системы (в том числе и осанки), форма грудной клетки, мускулатура и телосложение.

1

Проведено изучение антропометрических параметров 1110 студентов в возрасте 16–22 лет, обучающихся в Самарском государственном университете. Выявлено, что длина тела 16–18-летних юношей и девушек практически не отличается от величины данного показателя студентов-старшекурсников, что свидетельствует о снижении темпов ростовых процессов после 18-летнего возраста. В Самарской области длина тела молодых людей больше, чем во многих регионах России, но чуть меньше, чем в Арзамасе. Самарские юноши имеют большую массу тела, чем их сверстники из Казани, Ростова, Хабаровска и Самары 2008 года, но меньшую, чем в Москве и Саранске. Масса девушек г. Самары практически не отличается от среднероссийских значений, но несколько меньше, чем в Арзамасе. Дефицит массы тела у студентов встречается гораздо чаще (у каждого пятого), чем ожирение или избыточная масса тела. Каждая четвертая девушка и каждый десятый юноша в возрасте от 16 до 22 лет имеет дефицит массы тела. Причем, недостаточную массу тела имеют преимущественно студентки младших курсов и юноши-старшекурсники. Склонность к ожирению в 2 раза чаще встречается у юношей. Обращает внимание тот факт, что белорусские студенты, как юноши, так и девушки, крупнее своих сверстников из России.

соматометрические показатели

физическое развитие

юноши и девушки

возраст 16–22 года

региональные особенности

1. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальноая аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. – 1988. – № 4. – С. 29–31.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Вестник Российской АМН. – 2009. – № 5. – С. 6–11.

3. Вахитов И.Х. Особенности становления насосной функции сердца и антропометрических показателей юных спортсменов в процессе многолетней спортивной подготовки / И.Х. Вахитов, Р.С. Халиуллин, Б.И. Вахитов, А.В. Ульянова // Педиатрия. – 2012. – № 5. – С. 139–141.

4. Герасевич А.Н. Сравнительная характеристика отдельных показателей морфофункционального состояния организма современных студентов (часть 1) / А.Н. Герасевич, Л.А. Шитов, Е.М. Шитова, В.С. Боковец, Ю.И. Щеновский, Т.А. Гмир, Е.Г. Пархоц // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 5. – С. 25–31.

5. Казакова Г.Н. Изменчивость конституциональных признаков молодых мужчин-студентов по данным 20-летнего ретроспективного исследования / Г.Н. Казакова, Л.В. Синдеева, В.П. Ефремова, Э.Г. Мартиросов // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 8. – С. 316–320.

6. Калюжный Е.А. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки / Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузьмичев, С.В. Михайлова, В.Ю. Маслова // Научное мнение: научный журнал. – СПб., 2012. – № 4. – С. 133–137.

7. Кокурин А.В. Конституциональные особенности физической подготовленности студентов факультета физической культуры / А.В. Кокурин, А.А. Шанкин, В.Г. Малышев, О.А. Кошелева // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 5. – С. 163–166.

8. Лаптева Е.А. Возрастные особенности морфофункционального становления детей разных возрастных групп // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; URL: www.science-education.ru/111-10365 (дата обращения: 16.06.2014).

9. Мельникова С.Л. Показатели физического развития здоровых девушек, проживающих в Забайкалье / С.Л. Мельникова, Е.С. Субочева, В.В. Мельников // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 5. – С. 328–332.

10. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»; URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_02/867.html (дата обращения: 16.06.2014)

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 февраля 2010 г. N 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» / Российская газета. – № 5139. – 2010. – 24 марта.

12. Русакова Н.В. Динамика антропометрических показателей детей и подростков г. Самары (1978-2008 гг.) / Н.В. Русакова, И.И. Березин, И.Г. Кретова, Е.А. Косцова, С.Е. Чигарина, А.И. Манюхин // Вестник Самарского государственного университета. – 2009. – № 8. – С. 200–207.

13. Учакина Р.В. Физическое развитие подростков коренного населения Приамурья на современном этапе / Р.В. Учакина, А.В. Козлов, Е.В. Ракицкая, И.Д. Ли // Дальневосточный медицинский журнал. – 2009. – № 1. – С. 60–63.

14. Чаплыгина Е.В. Соматотипологическая характеристика жителей юга России юношеского и первого периода зрелого возраста / Е.В. Чаплыгина, О.Т. Вартанова, О.А. Аксенова, К.А. Нор-Аревян // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 7. – С. 659–662.

15. Юсупов Р.Д. Этнические особенности соматометрических и кефалометрических параметров у мужчин Восточной Сибири / Р.Д. Юсупов, В.Г. Николаев, В.В. Алямовский, Л.В. Синдеева, С.А. Моисеенко, Г.Н. Казакова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – C. 207–212. URL: www.rae.ru/fs/?section = content&op = show_article&article_id = 10001025 (дата обращения: 16.06.2014).

Основным направлением приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является развитие профилактической его направленности. В связи с этим необходимо формирование индивидуального Паспорта здоровья населения. При его создании важно определение уровня физического развития человека. Согласно Приказу Министерства здравоохранения о диспансеризации № 55н от 4 февраля 2010 года , обязательным компонентом ее является проведение соматометрического исследования. О значимости знаний о физическом развитии подрастающего поколения свидетельствует Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» . Состоянию физического развития детей и подростков посвящено большое количество исследований. Оценка физического здоровья студентов проведена в меньшей степени, однако его мониторинг позволит получить информацию, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья, выявлению причинно-следственных связей ухудшения качества жизни населения.

Цель исследования - изучить соматометрические параметры физического развития современных юношей и девушек в возрасте 16-22 лет, выявить региональные особенности.

Материалы и методы исследования

Проведено антропометрическое исследование 1110 студентов 1-4 курсов всех факультетов Самарского государственного университета в возрасте от 16 до 22 лет, из них 861 (77,6 %) девушка и 249 (22,4 %) юношей.

Для проведения исследования отбирались студенты по принципу добровольности, не занимающиеся спортом, не имеющие хронических заболеваний сердечно-сосудистой и бронхо-легочной систем, без серьезных нарушений обменных процессов, что выявлялось на основе устного опроса. Определялись: длина тела (ДТ) - с помощью ростомера; масса тела (МТ) - путем взвешивания на весах; окружность грудной клетки - с помощью сантиметровой ленты, накладываемой сзади под углом лопаток, а спереди - у юношей по нижнему краю околососковых кружков; у девушек - по IV ребру. Измерение проводили в положении глубокого выдоха. Кроме того, нами проведена динамометрия. Силу рук измеряли с помощью кистевого динамометра ДК-100. Измерения соматометрических и физиометрических показателей проводились в первой половине дня с учетом биоритмологических рекомендаций, через 2 часа после завтрака.

На основе данных измерений высчитывали:

  • Должную массу тела по ростовому индексу Брока. При длине тела до 165 см из данных длины тела вычитали 100; при длине тела от 165 до 175 см - 105, а при длине тела 175 см и выше - 110.
  • Гармоничность сложения оценивали по индексу массы тела Кетле (ИМТ) - отношение массы тела к длине тела, возведенной в квадрат [ИМТ = МТ/ДТ 2 (кг/м2)]. При ИМТ, равном 16 и менее, отмечается резко выраженный дефицит массы тела, от 16 до 18,5 - дефицит массы тела, 18,5-25 - гармоничные параметры фигуры, 25-30 - избыток массы тела, 30-35 - ожирение I степени, 35-40 - ожирение II степени, 40 и более - ожирение III степени.
  • Тип телосложения по индексу Пинье, который высчитывался по формуле: ИП = ДТ-(МТ + T), где ДТ - длина тела (см), МТ - масса тела (кг), T - окружность грудной клетки (см). При значениях индекса Пинье более 30 отмечается астенический тип (гипостеники), от 10 до 30 - атлетический тип (нормостеники), менее 10 - пикнический тип (гиперстеники).

Математическая обработка проведена методами вариационной статистики с определением среднего значения и среднеквадратического отклонения. Критическое значение уровня значимости считали равным 0,05. Статистическую обработку полученных данных осуществляли на персональном компьютере с применением пакетов программ SPSS 21 (лицензия № 20130626-3), Statistica 6.0, SigmaStat 3.0 и электронных таблиц Excel 2003.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты проведенного исследования показали (табл. 1, 2), что средние значения изученных антропометрических показателей юношей больше, чем у девушек во все возрастные периоды. Как известно, параметры физического развития юношей и девушек, начиная с пубертатного периода, начинают резко отличаться, что проявляется как во внешних характеристиках (длина тела, масса, окружность грудной клетки), так и во внутренних перестройках организма, связанных, в первую очередь, с наращиванием мышечной массы. Вследствие этого, различия, полученные в нашем исследовании, представляются абсолютно закономерными.

Таблица 1

Основные антропометрические показатели студентов

Показатели

Девушки (n = 861)

Юноши (n = 249)

Различия, %

Возраст, лет

Масса тела, кг

Длина тела, см

Окружность грудной клетки, см

Индекс Брока

Индекс массы тела

Индекс Пинье

Росто-весовой индекс

Обхват талии, см

Сила правой кисти, кг

Сила левой кисти, кг

Силовой индекс, %

Жизненный индекс, л/кг

Сравнительный анализ параметров физического развития студентов младших и старших курсов не выявил статистически значимых различий, за исключением показателей кистевой динамометрии у юношей. Мышечная сила кистей студентов старших курсов достоверно выше величины данного показателя юношей 16-18 лет (p < 0,05).

Следует отметить, что длина тела 16-18-летних юношей и девушек практически не отличается от величины данного показателя студентов-старшекурсников, что свидетельствует о снижении темпов ростовых процессов после 18-летнего возраста.

Сравнительный анализ длины тела молодых людей из различных регионов России показал (табл. 3), что в Самарской области длина тела юношей и девушек больше, чем во многих регионах России, но юношей чуть меньше, чем в Челябинске, девушек - меньше, чем в Рязани, Арзамасе.

Таблица 2

Основные антропометрические показатели студентов младших и старших курсов

Показатели

16-18 лет (n = 149)

19-22 года (n = 100)

16-18 лет (n = 633)

19-22 года (n = 228)

Возраст, лет

Масса тела, кг

Длина тела, см

Окружность грудной клетки, см

Индекс Брока

Индекс массы тела

Индекс Пинье

Росто-весовой индекс

Обхват талии, см

Сила правой кисти, кг

Сила левой кисти, кг

Силовой индекс, %

Жизненный индекс, л/кг

Таблица 3

Антропометрические параметры юношей и девушек 16-22 лет из различных регионов Российской Федерации и Белоруссии (по данным литературы)

Возраст, лет

Длина тела, см

Масса тела, кг

Красноярск

Красноярск

Хабаровск

Самарские юноши имеют большую массу тела, чем их сверстники из Казани, Ростова, Нижнего Новгорода, Хабаровска и Самары 2008 года, но меньшую, чем в Москве, Саранске. Масса девушек г. Самары практически не отличается от среднероссийских значений, но несколько меньше, чем в Арзамасе. Обращает внимание тот факт, что белорусские студенты, как юноши, так и девушки, крупнее, чем их сверстники из России.

Одним из важнейших антропометрических показателей является масса тела. В результате исследования было обнаружено, что у студентов дефицит массы тела встречается гораздо чаще (у каждого пятого), чем ожирение или избыточная масса тела (6,22 и 0,99 %, р < 0,01). Согласно полученным данным, каждая четвертая девушка в возрасте от 16 до 22 лет имеет недостаток массы тела, в то время как только каждый десятый юноша страдает от той же проблемы. Причем, недостаточную массу тела имеют преимущественно студентки младших курсов и юноши-старшекурсники. Склонность к ожирению в 2 раза чаще встречается у юношей.

Таблица 4

Изменения индекса массы тела среди студентов разных групп

Дефицит массы тела

Нормальная масса

Избыточная масса

Ожирение I‒III ст.

Студенты (n = 1110)

Студенты 16-18 лет (n = 782)

Студенты 19-22 лет (n = 328)

Юноши (n = 249)

Юноши 16-18 лет (n = 149)

Юноши 19-22 лет (n = 100)

Девушки (n = 861)

Девушки 16-18 лет (n = 633)

Девушки 19-22 лет (n = 228)

Обозначения: 1,2,3,4 - p < 0,05; 5,6,7,8,9 - p < 0,01 (одинаковыми цифрами обозначены группы сравнения).

Таким образом, можно говорить о ярко выраженных гендерных отличиях.

Тот факт, что большое число юношей имеют склонность к ожирению, нельзя считать положительным моментом, хотя он, возможно, является результатом благоприятных изменений социально-экономических условий жизни населения. Подобные наблюдения отмечаются и в других регионах России. По-видимому, это является отражением особенностей эпохальной динамики гендерных соотношений в популяции человека .

На основании данных о массе, длине тела, а также окружности грудной клетки был рассчитан индекс Пинье и определен тип телосложения каждого из студентов. Было выявлено, что половина студентов имеют нормостенический тип телосложения, гипостеников было в 3 раза больше, чем гиперстеников. Лиц с нормостеническим типом телосложения было несколько больше среди юношей (+10,7 %), гипостеников в 2 раза больше среди девушек (р < 0,01). В то же время гиперстеников в 2,5 раза больше среди юношей (р < 0,01). Отличий по типу телосложения среди студентов разных возрастных групп обнаружено не было ни среди девушек, ни среди юношей.

Согласно нашим исследованиям, перераспределения типов телосложения у девушек разных курсов не происходит, что, по-видимому, свидетельствует об установившемся типе телосложения к исследуемому возрасту за счет более раннего становления эндокринной и репродуктивной систем.

Кроме того, нами проведено изучение уровня соматического здоровья студентов по Г.Л. Апанасенко . Результаты показали, что для большей части студентов характерен средний уровень физического здоровья. Наибольшее количество студентов с низким уровнем соматического здоровья наблюдается среди юношей 19-22 лет, среди девушек 19-22 лет этот показатель самый низкий. Следует отметить увеличение количества юношей с низким уровнем соматического здоровья по мере взросления, в то же время у девушек наметилась противоположная тенденция.

Таким образом, результаты проведенного изучения физического развития студентов Самарского региона не выявили статистически значимых возрастных различий антропометрических параметров девушек 16-22 лет. Характерной особенностью для них является дефицит массы тела. Наиболее распространенными типами телосложения среди современных студенток являются нормостенический и гипостенический.

Обнаружено, что массу тела, соответствующую возрасту и полу, имеют 75,50 % юношей. Каждый десятый студент, особенно среди старшекурсников, имеет дефицит массы тела. Склонность к избыточной массе в 2 раза чаще встречается у юношей по сравнению с девушками.

Нами выявлено, что студенты-старшекурсники имеют большие значения кистевой динамометрии, что, по-видимому, связано с большим развитием опорно-двигательной системы, о чем могут свидетельствовать большие размеры окружности грудной клетки. Хотя по массе и длине тела группы юношей 16-18 и 19-22 лет достаточно однородны.

Рецензенты:

Ведясова О.А., д.б.н., профессор кафедры физиологии человека и животных, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет», г. Самара;

Березин И.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены, ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Самара.

Работа поступила в редакцию 02.06.2014.

Библиографическая ссылка

Кретова И.Г., Ширяева О.И., Беляева О.И. СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 16‒22 ЛЕТ Г. САМАРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-5. – С. 1090-1094;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34723 (дата обращения: 15.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Л. Г. Букина, Н. Н. Тятенкова

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время приобретает большую значимость. Эта проблема многогранна, так как на здоровье человека влияют экологические, социально-экономические условия жизни, а также биологические факторы (пол, конституция и др.). Одним из подходов к прогнозированию здоровья является оценка психосоматической конституции человека. Адаптационные возможности и предрасположенность к различным заболеваниям коррелируют с принадлежностью к определенным конституциональным типам . Конституциональный тип - это интегральный показатель, характеризующий физические и функциональные возможности организма человека. Морфологическим выражением конституции является соматотип . Основываясь на его знании, можно достаточно точно прогнозировать темпы созревания и старения организма, особенности реактивности на разнообразные воздействия внешней среды .

Цель настоящего исследования состояла в изучении взаимосвязи уровня соматического здоровья девочек 12-13 лет с принадлежностью к определенному соматотипу.

Материал и методы

Исследование проведено на школьницах 12-13 лет, проживающих в г. Ярославле. Общее количество детей, участвовавших в исследовании, составило 506 человек. В ходе работы были проведены измерения длины тела (ДТ, см), массы тела (МТ, кг), окружности грудной клетки во время паузы (ОГК, см), частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.), артериального давления систолического (АДС, мм рт. ст.) и диастолического (АДД, мм рт. ст.), жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл) и мышечной силы рабочей руки (МСР, кг). Были рассчитаны следующие индексы: весо-ростовой индекс (ВРИ) - соответствие массы тела длине, которое оценивалось по центильным таблицам; жизненный индекс ЖИ=ЖЕЛ:МТ(мл/кг);силовой индекс

СИ=МСР:МТ (%); индекс Робинсона ИРоб=(ЧССхАДС): 100 (усл. ед.); индекс Руфье (ИРуф) - реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (30 приседаний за минуту).

Определение уровня соматического здоровья, под которым понималась количественная характеристика функционального состояния организма, проводилось по методу Г. Л. Апанасенко . Общая оценка соматического здоровья определялась путем перевода количественных показателей (индексов) в баллы, их сумма соответствовала определенному уровню аэробного энергопотенциала.

Деление подростков на группы микро-, мезо- и макросоматиков проводили по схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахрака. Соматотип оценивали по сумме номеров центильных интервалов, полученных для длины, массы тела и окружности грудной клетки: МТ+ДТ+ОГК. У микросомати- ков сумма коридоров центильных таблиц не превышала 11, у мезосоматиков находилась в пределах от 11 до 15, у макросоматиков - выше 16 .

Все показатели были статистически обработаны с вычислением средних величин, ошибки среднего, коэффициента Стьюдента, был проведен корреляционный анализ при уровне значимости р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Анализ соматотипов в обследованной группе показал, что наибольший удельный вес имеют школьницы с мезосоматотипом (70,4 %), девочки с микро- и макросоматотипом встречаются значительно реже (17,5 % и 12,1 % соответственно). Средние значения морфофункциональных показателей в общей выборке, а также у девочек с разными соматотипами приведены в табл. 1.

Таблица 1

Морфофункциональные показатели девочек 12-13 лет

Показатель Микросоматотип Мезосоматотип Макросоматотип Вся выборка р<0,05
1 2 3
МТ, см 37,5±0,7 44,8±0,3 55,0±0,6 44,8±0,3 1-2;1-3;2-3
ДТ, кг 146,5±1,1 155,3±0,3 161,8±0,6 154,5±0,4 1-2;1-3;2-3
ОГК, см 67,6±0,5 74,5±0,3 82,6±1,0 74,3±0,3 1-2;1-3;2-3
ЧСС, уд/мин 80,2±1,2 82,7±0,6 85,4±1,2 82,6±0,5 1-2;1-3;2-3
АДД, мм рт. ст. 69,3±0,7 67,4±0,4 68,2±0,9 67,8±0,3 1-2
АДС, мм рт. ст. 106,5±1,0 105,3±0,5 105,9±1,2 105,6±0,4 -
ЖЕЛ, мл 2264,0±38,1 2331,6±21,3 2422,1±65,8 2330,6±18,3 1-3
МСР, кг 20,6±0,5 20,2±0,2 20,0±0,6 20,3±0,2 -
ЖИ 61,8±1,4 52,5±0,5 44,5±1,4 53,2±0,5 1-2;1-3;2-3
СИ 55,9±1,5 45,6±0,6 36,3±1,0 46,3±0,6 1-2;1-3;2-3
ИРоб 85,4±1,5 87,2±0,7 90,4±1,7 87,3±0,6 1-3; 2-3
ИРуф 10,5±0,4 11,1±0,2 11,9±0,5 11,1±0,2 1-3
ВРИ -1,2±0,09 -0,8±0,03 -0,2±0,05 -0,8±0,03 1-2;1-3;2-3

Одним из важнейших показателей состояния здоровья детей и подростков является физическое развитие, для характеристики которого в первую очередь измеряют и оценивают антропометрические показатели. Результаты обследования выявили, что в исследуемой группе школьниц средние значения длины тела, массы тела и окружности грудной клетки находятся в пределах средней возрастной нормы. Анализ с учетом соматотипа свидетельствует, что у девочек с микросоматическим телосложением преобладают значения ниже среднего, в то время как у макросоматиков - выше среднего и высокие. Для девочек с микро- и мезосоматотипом характерна средняя степень весоростового соотношения, а подростки-макросоматики по этому же показателю относились к категории выше среднего. Согласно традиционному подходу оценки физического развития, девочки-микросоматики имеют замедленный темп развития, мезосоматики - нормальный, а макросоматики - ускоренный. Внимание специалистов привлекают в этом случае подростки с отклонениями в темпах развития от нормального. В наблюдаемой выборке это 29,6% школьниц.

Важным показателем физического развития является жизненная емкость легких. Оценка полученных результатов выявила тенденцию увеличения абсолютных значений ЖЕЛ по мере усиления крепости телосложения. Иная картина наблюдается, если рассмотреть этот показатель в расчете на 1 кг массы тела. Расчет жизненного индекса как одной из наиболее важных составляющих соматического здоровья показал, что подростки микросоматического типа имели самое высокое значение этого показателя (табл. 1), который оценивался выше среднего. Среднегрупповые значения ЖИ у мезосоматиков соответствовали среднему уровню, а у - макросома- тиков - низкому. Следовательно, девочки с мик- росоматическим типом, которые по основным показателям физического развития (массе тела, росту и ОГК) могут быть отнесены к группе с замедленным физическим развитием, функционально развиты лучше своих сверстниц с более высокими антропометрическими показателями.

Сопоставление среднегрупповых данных по мышечной силе руки у девочек разного сомато- типа не выявило достоверных различий, в то время как значения силового индекса, характеризующего отношение силы руки к массе тела, достоверно выше у девочек-микросоматиков и оценивались как высокие. Мезосоматики показали средние значения, у макросоматиков СИ определялся как низкий.

В исследуемой группе школьницы микросо- матического телосложения имеют более низкие значения частоты сердечных сокращений и высокий уровень диастолического артериального давления (табл. 1). У макросоматиков отмечаются достоверно более высокие значения ЧСС. Это означает, что в данном случае сердечная мышца работает в наименее экономном режиме и диапазон компенсаторных возможностей организма ограничен . Достоверных различий в значениях АДС между девочками с разными соматоти- пами не выявлено.

Наиболее ценным критерием энергопотенциала организма является состояние резервов сердечно-сосудистой системы. Один из важнейших показателей этого резерва - индекс Робинсона, который характеризует систолическую работу сердца. Чем ниже индекс Робинсона в покое, тем выше максимальные аэробные способности и, следовательно, уровень соматического здоровья индивида . Полученные нами данные свидетельствуют, что в группе микросоматиков

Индивидуальная оценка уровня соматического здоровья приведена в табл. 2.

Так, среди дево чек микросоматического типа чаще встречались лица со средним уровнем соматического здоровья, чем у мезо- и макросоматиков. Группу с са мым неблагоприятным уровнем составили подростки макросоматического типа, среди которых ных соматических группах школьниц.

Следовательно, макросоматиков, имеющих высокие значения ИРоб, можно отнести к группе лиц с пониженными функциональными резервами сердечно-сосудистой системы. Полученные данные совпадают с результатами обследования подростков г. Магадана , согласно которым у подростков-макросоматиков снижены показатели физического состояния и резервы сердечно-сосудистой системы. Индекс Руфье отражает адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы в ответ на дозированную физическую нагрузку. У детей всех со- матотипов ИРуф показал ниже среднего уровень резерва функций сердечно-сосудистой системы. Достоверно лучшие результаты отмечены у школьниц с микросоматическим телосложением.

Соматическое здоровье является интегральным показателем, для его оценки используют ряд индексов. Средние значения соматического здоровья во всей выборке можно охарактеризовать как низкие. Однако подростки с разными типами телосложения достоверно отличаются по уровню соматического здоровья (рис.1).Девочки-микросоматики имеют более высокий балл при определении соматического здоровья, которое оценивалось ниже среднего, в то время как у мезо- и макросоматиков - как низкое.

Рис. 1. Уровень соматического здоровья у девочек с разным соматотипом

Таблица 2

Уровень соматического здоровья девочек в зависимости от соматотипа (количество обследованных, %)

2) СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Наряду с данными, полученными инструментальным путем, учитывают и описательные признаки — данные наружного осмотра. В целях соматотипирования выделяют оценки, выраженные баллах (1 — 3), в ряде случаев могут быть применены еще и промежуточные оценки (1.5 и 2.5).

Костный компонент.

О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности костяка и суставов, ширине плеч. Выделяют три типа костяка:

а) тонкий (узкий, грацильный) — характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, тонкими эпифизами, малыми размерами кистей рук и ступней — 1 балл;

б) крепкий, массивный (широкий) — широкие плечи, большие размеры кистей и ступней — 3 балла;

в) средний — занимает промежуточное положение — 2 балла.

Мышечный компонент.

Развитие мышечной ткани оценивается по ее объему и тонусу, в основном на конечностях — плечах и бедрах. Различают :

а) слабое развитие мышечной ткани, дрябловатость ее, слабый тонус -1 балл;

б) умеренное развитие мускулатуры, виден рельеф основных групп мышц под кожей, хороший мышечный тонус — 2 балла;

в) выраженное развитие мускулатуры, четкий ее рельеф, сильный мышечный тонус в напряженном состоянии — 3 балла.

Жировой компонент.

Развитие жирового компонента определяется по сглаженности костного рельефа скелета, а также по величине жировых складок :

а) четко виден костный рельеф плечевого пояса, особенно ключицы и лопатки, видны ребра в месте их прикрепления к грудине. Практически отсутствует подкожно-жировой слой, средняя величина жировой складки колеблется от 3 до 6 мм — 1 балл;

б) костный рельеф виден только в области ключиц, умеренное развитие подкожно-жирового слоя на животе и спине, средняя величина жировой складки колеблется от 7 до 19 мм — 2 балла;

в) обильное жироотложение на всех участках тела, костный рельеф полностью сглажен. Сильное жироотложение в области спины, живота и конечностей, кожные складки богато снабжены подкожной жировой клетчаткой. Толщина жировых складок от 20 мм и выше — 3 балла.

Форма позвоночника.

Для определения формы позвоночника проводят осмотр его как в сагитальной, так и во фронтальной плоскостях, изучают форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольников талии образуемых, линией талии и опущенной рукой.

Форма грудной клетки.

Определяется при рассматривании в профиль и анфас. Обращают внимание на величину надчревного угла, направление нижних ребер, линию, ограничивающую грудную клетку спереди. Выделяют следующие варианты формы грудной клетки:

а) плоская - имеет удлиненную и уплощенную форму, надчревный угол острый, линия, ограничивающая грудную клетку спереди, почти прямая, нижние ребра имеют значительный наклон;

б) цилиндрическая - равномерно развита в верхнем и нижнем отделах, надчревный угол равен или близок к прямому, линия, ограничивающая грудную клетку, овальная, нижние ребра имеют средний наклон;

в) коническая - имеет более широкую нижнюю часть, надчревный угол тупой, линия овальная с выпуклостью в нижней части, ребра имеют малый наклон.

Популярное