» »

Любование тщетой. Главное здание гмии – viii

24.02.2024

Череп — обязательный атрибут Ванитас. Является напоминанием о неизбежности смерти. Символизирует бренность человеческой жизни.

Гниющие фрукты — символ неизбежного старения. Зрелые плоды говорят об изобилии, плодородие, иногда о благосостоянии и богатстве. Некоторые фрукты имеют конкретные значения: так груши, вишня, яблоки, томаты и цитрусы обозначают грехопадение, а инжир, сливы и персики имеют эротический подтекст.

Каждый цветок также имеет конкретное значение: роза — символ любви, секса и тщеславия, мак говорит о лености, тюльпан символизирует необдуманность и безответственность.

Ветви плюща или лавра, ростки зерна - символ круговорота жизни и возрождения.

Морские раковины говорят о бренности и смерти, живые улитки — олицетворяют леность, а большие моллюски символизируют похоть.

Мыльные пузыри олицетворяют краткость жизни и неотвратимость смерти.

Гаснущая дымящаяся свеча, масляная лампа или колпачок для гашения свечей — все это отсылки к уходу человеческой души, то есть к смерти.

Кубки, кости, игральные карты или шахматы — символы грешной жизни.

Курительная трубка — олицетворяет быстротечные и неуловимые земные наслаждения.

Карнавальная маска — символизирует бездушность.

Зеркала и стеклянные шары говорят о тщеславии и нереальности происходящего.

Пустой стакан стоящий рядом с полным символизирует смерть. Стеклянная посуда говорит о хрупкости, фарфоровая — о чистоте. Ступка и пестик олицетворяют мужскую и женскую сексуальность, а бутылка - пьянство. Нож говорит о смертности человека и об уязвимости его тела. Впрочем, иногда нож считают тайным фаллическим символом.

Механические или песочные часы — напоминают о быстротечности времени.

Музыкальные инструменты или ноты — символизируют искусство, краткость и эфемерность жизни.

Книги, географические карты, писчее перо — олицетворяют науку.

Лавровый венок на черепе, палитра с кистями — символы живописи и поэзии.

Анатомические рисунки, портреты красивых женщин, письма - говорят о человеческих отношениях.

Медицинские инструменты, красные сургучные печати - напоминают о бренности человека и болезнях.

Шкатулки с украшениями, кошельки с монетами символизируют тщеславие, высокомерие и самовлюбленность.

Оружие и доспехи олицетворяют власть и могущество, но напоминают то, что это нельзя забрать с собой в могилу.

Короны, тиары, скипетры, державы — символы непостоянного земного господства.

Ключи говорят о власти домашней хозяйки, которая управляет семейными запасами.

Руины напоминают о преходящей жизни тех, кто когда-то населял их.

Часто на натюрмортах Ванитас присутствуют листки бумаги с латинским изречением, в большинстве случаев пессимистическим.

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) с музыкальными инструментами (1628) (Амстердам, Гос.музей)

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл. 1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).

Неизвестный художник. Натюрморт Vanitas (суета сует) с книгами (1633) (Амстердам, Гос.музей)

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:


  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

  • Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

  • Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.

  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.

  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.

  • Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

  • Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.

  • Глобус, как земли, так и звездного неба.

  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.

  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

  • Красные сургучные печати.

  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.

  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:

Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

Якоб де Гейн I. Натюрморт с черепом (1603) (82,6 х 54) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Aelbert Jansz. van der Schoor. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640-1672) (Амстердам, Гос.музей)

Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).

Edwaert Collier (ок.1640 - после 1707). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1662) (Амстердам, Гос.музей)

Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.

B. Schaak. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1675-1700) (Амстердам, Гос.музей)

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (115 х 134) (Антверпен, Корол.музей изящ.искусств)

Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Также на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрения и наследие жанра memento mori.

Harmen Steenwyck. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640)

Jacques de Claeuw. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1650) (Амстердам, Гос.музей)

Jan Jansz. Treck (ок.1606 - 1652). Натюрморт Vanitas (Суета сует) (1648) (Лондон, Нац. галерея)

Jan Pauwel Gillemans the Elder (1618-1675). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1654) (96 x 140) (С-Петербург, Эрмитаж)

Jan van Kessel (1626-1679). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1665-1670) (20.3 x 15.2) (Вашингтон, Нац. галерея)

Joris van Son (1622-1667). Аллегория человеческой жизни (1658-1660) (124.7 х 92.7) (Балтимор, Музей Уолтерса)

N. L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1659-166) (Филадельфия, Музей искусств)

N.L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1660) (Амстердам, Гос.музей)

Peeter Sion the Elder. Натюрморт Vanitas (суета сует) (частная коллекция)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1628) (24,1 х 35,9) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630) (39.5 х 56) (Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (ок.1628) (36 х 59) (Нюрнберг, Нац. музей Германии)

Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (85.7 х 59)

Pieter Claesz. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1636) (47 х 61) (Мюнстер, Вестфальский Гос. музей истории культуры и искусства)

Pieter Symonsz. Potter. Натюрморт Vanitas (1646) (Амстердам, Гос.музей)

Stevers. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630-1660) (Амстердам, Гос.музей)

Бартоломеус Брейн Старший, 1-я пол. XVI в.

Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.

Питер Боель, 1663

Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650

Юриан ван Стрек, ок. 1670

И несколько его офортов. В первую очередь, посетителям нужно показать портреты старика и старушки. Образы стариков очень проникновенны, они передают не столько внешнюю красоту, уже давно ушедшую. Их внешняя привлекательность осталась в прошлом. Мастер с удивительным талантом показывает, насколько богата внутренняя жизнь его героев, их внутренний мир.

Рембрандт “Портрет пожилой женщины” Рембрандт “Потрет старика”

Одним из блестящих шедевров музея является полотно .

Сюжет повествует об истории иудейской девушки по имени Эсфирь. Она становится женой восточного деспота, царя Артаксеркса, который не знает о её происхождении. Когда первый министр Артакеркса, Аман, готовит тайный приказ об истреблении всех иудеев, узнавшая о его жестоком замысле Эсфирь берёт с мужа клятву, что он будет бороться со всеми её врагами и врагами её народа. Узнав о тайном заговоре Амана, Артаксеркс велит казнить его. Царь следует данной им клятве и встает на сторону супруги. На полотне изображён некий пир, на котором выясняются все подробности тайного замысла Амана. В центре сидит Артаксеркс, рядом с ним – Эсфирь. На противоположной стороне – Аман. При помощи света и композиции Рембрандт показывает, кто окажется победителем в этом противостоянии. Фигура Эсфири ярко освещена, она не просто светится, а вся сияет, блистает. Фигура Амана оказывается в тени и сразу становится ясным, что победительницей в споре выйдет именно Эсфирь.

Подробно о полотнах Рембрандта рассказано в серии публикаций:


Зал 11. Искусство Голландии XVII века

Методический совет: после , где экспонируется , показывать сразу зал № 11. Зал Рембрандта – проходной, чтобы продолжать экскурсию, через этот зал придётся пройти дважды. В том случае, когда работы Рембрандта показывают на выходе, контраст будет ярче и впечатление окажется сильнее. Получается так, что вы показываете огромные картины фламандских художников, а потом заходите в зал № 11 с небольшими и тёмными картинами голландских мастеров в скромных рамах. Поэтому, целесообразно пройти сразу в зал , а на возврате показать .

Всё голландское искусство того времени связано с протестантским сознанием XVII века. Художники изображали горожан, бюргеров, даже ремесленников, купцов, у которых скромные, но уютные жилища и которые украшают свои дома такими же небольшими, скромными картинами. В Голландии в это время полотна создаются отнюдь не по заказу церкви или аристократии, как во Фландрии. Это совсем другой социальный заказ. И картины совершенно иные. В будние дни такие картины закрывали шторками, чтобы их не засиживали мухи, не садилась пыль. Когда наступал праздник, приходили гости или просто хотелось посмотреть на картину, шторки открывали, а потом, непременно, закрывали вновь. Поэтому художники писали очень маленькие, уютные картины. Не случайно живописцев, создававших такие образы, называют .

Есть разные версии происхождения этого термина в искусстве и все они отчасти верны. С одной стороны, эти художники менее известны, чем Франс Халс и Рембрандт – великие голландцы, то есть все остальные – малые по сравнению с ними. С другой стороны, эти камерные работы отличаются малым форматом, скромным сюжетом, бытовыми образами, всегда взятыми из жизни. То есть малые – не великие, малые – по малому размеру полотен, малые – потому что сюжет картин был не героический, а бытовой, камерный.

Натюрморты. Искусство Голландии XVII века

Очень популярны были натюрморты. Картины голландских мастеров невероятно живоподобны. Голландская живопись XVII века – это уже начало реализма в живописи. Натюрморты удивительно реальны, но они гораздо скромнее, естественнее, чем у фламандцев. “Малые голландцы” пишут не изобилие даров моря или плодов земли, а так называемые «завтраки», изображающие несколько скромных, будто даже забытых вещей. Не случайно на их картинах удивительное ощущение тихой жизни предметов. По-голландски это «стил ливен», натюрморт – это французское название. В северно-европейских языках это название переводится не как мёртвая природа, а как тихая жизнь.

Питер Клас “Завтрак” Геррит Виллемс Хеда “Ветчина и серебряная посуда”

Пейзажи. Искусство Голландии XVII века

В нижнем ряду мы видим пейзажи и опять же они не огромные и монументальные, а маленькие, которые изображают реальные задворки какой-то голландской деревни. В коллекции представлена работа Яна Йозефса ван Гойена “Вид реки Ваал у Неймегена”.

Ян Йозефс ван Гойен “Вид реки Ваал у Неймегена”

Крепость Неймеген сыграла очень большую роль в национально-освободительной борьбе. Но мы видим не город-герой, а маленькую крепость на берегу реки. Главными героями здесь становятся коровы, которые пришли на берег реки напиться воды и рыбаки, тянущие сети.

Наше внимание привлекает бочка, плывущая по реке. Это тихий, мирный, уютный мир, мир привычный, мир, который мастера видели ежедневно, мир повседневной обыденности. Но гениальность голландских живописцев XVII века заключается в том, что они сумели за этой обыденностью увидеть красоту. Для этого не надо идти на край света, и искать эффектные горы и закаты, а нужно просто выглянуть в окно и сказать: «Ох, как красиво!» и передать это на своём полотне.

Голландцы также стали одними из основоположников бытового жанра. Собственно, окончательное разделение живописи на жанры произошло в Голландии в XVII веке, где был очень популярен именно бытовой жанр.
Картин бытового жанра у нас достаточно много, следует обратить внимание на три вещи.

Бытовой жанр. Искусство Голландии XVII века

Одна из картин – «Крестьянская свадьба» Яна Стена. Сюжет этой картины очень интересен.

Ян Хавикс Стен “Крестьянская свадьба”

Видно, что все гости жениха и невесты как-то очень странно смеются, а мальчик с ехидной улыбкой показывает на живот невесты. Немолодому солидному жениху подсунули молодую, но беременную невесту. Он ещё об этом не знает и здесь его, блудливо посмеиваясь, зовут в супружескую спальню. Это правая часть композиции. В левой части изображено, как девушка беседует со священником, мать кормит дитя, девочка играет с собачкой. Собачка – символ верности. С одной стороны показано, как делать не нужно, а с другой стороны – как должно поступать, на картине ясно приведён пример дурного и хорошего поведения.

Бытовой жанр. Нравоучения.

Голландская живопись XVII века была невероятно нравоучительной. И то, что нам иногда кажется почти развратной сценой, на самом деле является примером того, как не следует вести себя или, наоборот, указанием на то, как делать нужно. Например, в картине Терборха изображён бокал вина. Мы видим девушку, которую юноша угощает вином и она уже готова это вино выпить. На самом деле вино – это символ распущенности, а в данном случае – это символ свободной любви. Если мужчина предлагает девушке бокал вина, а она этот бокал вина принимает, то, очевидно, что она примет и все прочие его предложения.
Герард Герардс Терборх “Сцена в кабачке”

Более сдержанная сцена – это сцена с попугаем. На самом деле попугай – это символ праздности и глупости. Здесь девушка, вместо того, чтобы заниматься шитьём, подумывает о другом, не столь целомудренном занятии. Мы видим, что она закрыла свою шкатулку для рукоделия, а попугая выпустила из клетки, то есть она выпустила из клетки свою праздность и глупость.
Габриэл Метсю “Девушка за работой”

Больной старик. Искусство Голландии XVII века

И, наконец, сцена в углу, картина – «Больной старик». В советские времена здесь лили слёзы, оплакивая грустную старость этого старика, которому молодая дочь суёт сухие кости вместо еды.

На самом деле, здесь совершенно иной сюжет. Дело происходит в публичном доме, куда пришёл этот старик. Сводня, написанная в центре, предлагает ему молодую девушку. Девушка ему отвечает: «Пожалуйста, всё за ваши деньги». В руке у старика кошелёк с деньгами. Однако сухие кости как бы говорят, что старый сластолюбец уже сам, как высохшая кость, и его затея не стоит выеденного яйца. Это подчёркивают разбросанные по полу пустые выеденные скорлупки.

А на заднем плане полотна изображена прямо противоположная картина. Там видны молодые мужчины и женщины, у которых в тарелке-сетке лежат целые яйца. Здесь речь идёт о том, что торговля идёт полным ходом и всё будет успешно.

Немаловажно и то, что все свечи и лампы погасли, а на стене висит картина. Если на голландском полотне изображается ещё одна картина, то она служит неким ключом к толкованию сюжета. Картина на стене изображает ветхозаветный сюжет «Сусанна и старцы».
Ян Хавикс Стен “Больной старик”

История повествует о том, как старики домогались Сусанны, а когда девушка им отказала, то они попытались её оклеветать, сказав, что это она их соблазняла. В религиозном иудейском государстве Сусанну за это полагалось побить камнями. Но мудрый судья догадался допросить стариков по отдельности и оказалось, что в деталях их показания не совпадают. Тогда он понял, что старики обманывают суд и их наказали. В данном случае, это прямое указание на то, что за своё недостойное поведение этот старик тоже будет наказан и, судя по всему, скоро, потому что погасшие светильники в голландской живописи означают смерть.

Изображенная на картине книга - перевод трагедии Софокла Электра, на голландский язык, выполненный знаменитым поэтом Йостом ван ден Вонделом (1587–1679) в 1639 году; трагедия шла на сцене в Амстердаме.

Ванитас

Работа Стрека , как и другие работы “ванитас ” содержит множество скрытых отсылок, а так же, достаточно схожий с прочими картинами аллегорический замысел, связанный с бренностью богатства, безысходности и тленности жизни, которые были популярны как в литературе, так и в живописи в 17 веке. Например, слава, должности и успешность заложена в богатый шлем. К живописи отсылает рисунок под черепом (левый нижний край). Скоротечность жизни и смерть иллюстрирует череп (присутствует на большинстве картин этого стиля). Так же популярным атрибутом “суеты” являются перья, которые занимают большую часть композиции.

Натюрморт с черепом. Неизвестный мастер.

Многие голландские живописцы вкладывали унаследованную от античности мысль о бессмертии искусства; ссылку на античность и на весь круг идей, с этим связанных, можно усмотреть в данном случае в том, что Стрек изображает именно перевод софокловой Электры (Правая часть). Однако в целом в работе Стрека преобладает иное умонастроение. Потрепанные страницы книги и загнутые края рисунка намекают на начавшуюся порчу.

Трактование

Главным ключом толкования картины остается череп с обвившимся вокруг него колосом - символом вечной жизни души во Христе (согласно словам Христа: «Я есмь хлеб жизни»). В качестве символа надежды мотив колоса, обвивающего череп (или прорастающего из черепа), фигурировал в натюрмортах многих голландских живописцев, а также в книгах эмблем (например, эмблема «Смерть начало жизни» из книги Якоба Камерариуса, изданной в 1611 году). Стрек написал еще несколько натюрмортов, где фигурируют и другие атрибуты «суеты сует». Картина, близкая по теме и набору предметов (античность символизирует бюст Сенеки), находится в Городской галерее искусств Йорка. Другой натюрморт, также с античным бюстом, шлемом, увенчанным перьями, и изданием трагедии Хоофта - в Государственном музее Мёйденслот, Мёйден. Аналогичный шлем с перьями изображен на датированном 1670 годом посмертном портрете адмирала Стелингверфа работы Лодевейка ван дер Хелста в Рейксмузеуме, Амстердам; этот портрет Э. де Йонг привлекает в качестве опорного пункта для датировки картины в галерее Йорка. Составители каталога выставки во Франкфурте датируют и московский натюрморт временем около 1670 года, в чем можно с ними согласиться.

Аллегорический натюрморт

Ванитас (лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие, бренность» ) - жанровая разновидность натюрморта, представляющая атрибуты "бренности земного бытия ": песочные часы, череп, глобус, погашенная свеча, старинный фолиант...

Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Флоренция, Уффици.

Жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI иXVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл . 1:2 ) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!» ).

Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690)

Грустный вид этих предметов нейтрализуется окружающими их дарами земли: цветами, плодами, корзинами с фруктами и играющими этими вещами детьми - путти. Эстетика жанра, полного смысловых контрастов и "пониженной " трагичности на грани ироничного гротеска, типична для искусства стиля Барокко.

Натюрморты типа "ванитас " стали появляться во фламандской живописи XVII в., а затем получили распространение в искусстве Голландии, Италии и Испании. Наиболее известные мастера П. фан дер Виллиге, М. Витхос, Ю. фан Стрек любили писать натюрморты-ребусы с таинственными предметами и надписями. Эти картины стали загадкой эпохи Барокко.

S.Stoskopff, Vanitas (ок. 1650)

Испанские художники склонялись к более оптимистичным "бодегонес", а итальянцы, и прежде всего венецианцы, предпочитали натюрморты в качестве аксесуара, фона для изображения прекрасных женщин за туалетом перед зеркалом. Один из самых интересных натюрмортов швейцарца Й. Хайнца (ок. 1600 ) находится в Пинакотеке Брера в Милане, Италия.В жанре "ванитас" работали фламандские живописцы во Франции: Филипп де Шампень, Ж. Буйон. Характерно, что "ванитас " остались в истории искусства преимущественно фламандским и голландским явлением.

Антонио де Переда (1608-1678) Джентльмен и смерть

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп - напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение », он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Гнилые фрукты - символ старения.
  • Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.
  • Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами , помидорами , цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие ) ; роза - цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак - успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан - объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

Адриан ван Утрехт

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко ) - символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины , иногда живые улитки - раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка - олицетворение смертного греха лености.Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Бутылка - символ греха пьянства.
  • Красные сургучные печати, медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla - «человек есть мыльный пузырь ».

Симон - Ренар де Сен - Андре

▪ Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

  • Курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей - горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

  • Карнавальная маска - является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

Антонио де Переда (1608–1678), Сон рыцаря.1655

  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары - зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

Якоб де Гейн

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы.
  • Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Ступка и пестик - символы мужской и женской сексуальности.
  • Нож - напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы - быстротечность времени.

Ф. де Шампань

  • Музыкальные инструменты , ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

М. Харнетт

  • Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо - символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) - символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

Pieter Claesz

  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным ▪грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

Korie Everuto (Эверт Collier), Vanitas).1669

  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

  • Ключи
    - символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Бартоломеус Брейн Старший 1-я пол. XVI в

  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например: Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть - последняя граница всех вещей); Nil omne (всё - это ничего)

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали » его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет - персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Эверт Кольер (1630/50 -1708). Автопортрет с Vanitas

А.Steenwinkel. Vanitas Автопортрет художника.

Дэвид Байи (1584 - 1657) Автопортрет с Vanitas, 1651

Популярное