» »

Цель олимпизма. Что такое олимпизм

15.01.2024

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре, 2015/2016

Школьный этап

7-8 классы

Теоретический тур

1. Специфика физического воспитания заключается в...

а. повышении адаптационных возможностей организма человека.

б. формировании двигательных умений и навыков человека

в. создании благоприятных условий для развития человека.

г. воспитании физических качеств человека.

2. Физическая подготовка представляет собой...

а. физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом.

б. уровень развития, характеризующийся высокой работоспособностью.

в. процесс обучения движениям и воспитания физических качеств.

г. процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей.

3. Основополагающие принципы современного олимпизма изложены в...

а. Положении об Олимпийской солидарности. б. Олимпийской клятве.

в. Олимпийской хартии. г. Официальных разъяснениях МОК.

4. Термин «Олимпиада» в древней Греции означал...

а. первый год четырехлетия, при наступлении которого празднуют Олимпийские игры.

б. четырехлетний период между Олимпийскими игра ми.

в. год проведения Олимпийских игр. г. соревнования, проводимые во время Олимпийских игр.

5. Выносливость человека не зависит от...

а. энергетических возможностей организма. б. настойчивости, выдержки, мужества.

в. технической подготовленности. г. максимальной частоты движений.

6. Базовая физическая культура преимущественно ори ентирована на обеспечение...

а. подготовки к профессиональной деятельности. б. развития резервных возможностей организма челове ка. в. сохранения и восстановления здоровья. г. физической подготовленности человека к жизни.

7. Заключительный этап подготовки атлетов к Играм в древней Греции проводился в специальном помещении, называемом...

А. ипподром. Б. палестра. В. стадиодром. Г. амфитеатр.

8. Древнегреческие Игры Олимпиады праздновались...

а. у горы Олимп. б. в Афинах. в. в Спарте. г. в Олимпии.

9. Игры Олимпиады проводятся...

а. в зависимости от решения МОК. б. в течение первого года празднуемой Олимпиады.

в. в течение последнего года празднуемой Олимпиады.

г. в течение второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.

10. Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние и развитие человека, принято называть...

а. физическим развитием. б. физическими упражнениями.

в. физическим трудом. г. физическим воспитанием.

11. Оздоровительные задачи в процессе физического воспитания решаются на основе...

а. обеспечения полноценного физического развития. б. совершенствования телосложения.

в. закаливания и физиотерапевтических процедур. г. формирования двигательных умений и навыков.

12. Задачи по упрочению и сохранению здоровья в процессе физического

воспитания решаются на основе…

а. закаливания и физиотерапевтических процедур. б. совершенствования телосложения.

в. обеспечения полноценного физического развития. г. формирования двигательных умений и навыков.

13. Оздоровительное значение физических упражнений обусловливает их…

а. форма б. содержание в. техника г. гигиена.

14. Какие упражнения не эффективны при формировании телосложения?

а. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

б. Упражнения, способствующие снижению веса тела.

в. Упражнения, объединенные в форме круговой тренировки.

г. Упражнения, способствующие увеличению мышечной массы.

15. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на…

а. развитие физических качеств людей. б. поддержание высокой работоспособности людей.

в. сохранение и улучшение здоровья людей. г. подготовку к профессиональной деятельности.

16. Международный Олимпийский Комитет принял решение о проведении зимних Олимпийских игр в …. году.

а. 1923 б. 1924 в. 1925 г. 1926

17. Главной причиной нарушения осанки является...

а слабость мышц. б.привычка к определенным позам.

в. отсутствие движений во время школьных уроков. г ношение сумки, портфеля в одной руке.

18. Возникновение физических упражнений исторически обусловлено преимущественно…

а. уровнем развития первобытных людей. б. условиями существования человечества.

в. характером трудовых и боевых действий людей. г. географическим расположением обитания людей.

19. Основой методики воспитания физических качеств является…

а. возрастная адекватность нагрузки. б. обучение двигательным действиям.

в. выполнение физических упражнений. г. постепенное повышение силы воздействия.

20. Спортивно-игровую деятельность характеризует…

а. обучающе-развивающая направленность. б. небольшое количество относительно стандартных ситуаций.

в. не постоянство и неопределенность структуры деятельности участников.

г. высокая значимость качества исполнения роли относительно стремления к победе.

21. Нормативные функции физической культуры особенно ярко проявляются в …

а. спорте. б. базовой физической культуре.

в. школьной физической культуре. г. кондиционной физической культуре.

22. Потребность в физическом совершенствовании относится к категории…

а. биологических. б. мотивов. в. привычек. г. убеждений.

23. Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является …

а. биологический возраст. в. скелетный и зубной возраст. б. календарный возраст. г. сенситивный период.

24. Частота сердечных сокращений (пульс) в широком диапазоне нагрузок характеризует…

а. скорость кровотока в работающих мышцах. б. уровень потребления кислорода организмом.

в. скорость перемещения звеньев тела. г. количество затраченного на работу гликогена.

25. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смирнов, Евгений Дементьев - Чемпионы Олимпийских игр в...

а. лыжных гонках. б. биатлоне. в. гимнастике. г. плавании.

1.1 Что такое олимпизм

Его содержание кратко излагается в Основополагающих принципах олимпизма, которые следуют за Преамбулой Олимпийской хартии. Для всего цивилизованного мира эти принципы стали аккумулированной сущностью олимпийской идеи. Приводим их полностью. 1. Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Соединяя спорт с культурой и образованием, олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, воспитательной роли хорошего примера и уважении всеобщих основных фундаментальных этических принципов. 2. Цель олимпизма - поставить спорт на службу гармоничному развитию человека, способствуя созданию миролюбивого общества, заботящегося о соблюдении человеческого достоинства. 3. Олимпийское движение - это согласованные, организованные, всеобщие и постоянные действия, осуществляемые под верховной властью МОК всеми людьми и организациями, которых вдохновляют ценности олимпизма. Оно охватывает пять континентов. Оно достигает своей кульминации объединением спортсменов мира на величайшем спортивном празднике - Олимпийских играх. Его символ - пять переплетенных колец. 4. Занятия спортом являются одним из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом без дискриминации любого рода и в олимпийском духе, основанном на взаимопонимании, дружбе, солидарности и честной игре. Организация, руководство и управление спортом должны осуществляться независимыми спортивными организациями. 5. Любая форма дискриминации в отношении страны или личности по признаку расы, религии, политики, пола или по какому-либо другому несовместима с принадлежностью к олимпийскому движению. 6. Принадлежность к олимпийскому движению требует согласия с Олимпийской хартией и признания Международным олимпийским комитетом. ..Сотни ученых на протяжении многих десятилетий пытаются кратко сформулировать сущность олимпизма. А все же ничего не придумали лучше того, что сказано в Хартии: «Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Цель этой философии, повторяем, в том, чтобы объединить и сбалансировать, то есть гармонично уравновесить, в одной личности достоинства т е л а (его ловкость, силу и другие «двигательные» качества), могучую волю и просветленный разум. Цель олимпийского движения - сделать так, чтобы спорт служил именно такому гармоничному развитию человека. А всеобщая гармония поможет создать действительно благородное, мирное и процветающее общество.

1.2 Олимпийский отсчет времени

Кроме всего прочего, Хартия дает точное объяснение разным понятиям и терминам, связанным с олимпизмом. Вот, например, что значит слово в Олимпиада»? Иногда Олимпиадами ошибочно называют Олимпийские игры зимняя Олимпиада в Лейк-Плэсиде, летняя Олимпиада в Барселоне. Но. строго говоря. это неправильно! Мы уже писали, что Олимпиадами греки называли четырех- летие между Играми. Это было как бы еще одно летосчисление. Есть неделя, месяц, год. А бывает Олимпиада. В современной истории спорта тоже ведут счет на Олимпиады, в первый год которых проходят Игры Олимпиад (вы уже знаете, что иногда их неверно называют «летними»). Олимпиада имеет свой номер начиная с 1896 года. Каждые 4 года номер Олимпиады вырастает на единицу. Но Игр в Олимпиаду может и не быть: так случилось, как мы уже писали, в 1916 году, когда из-за Первой мировой войны не состоялись Игры УI Олимпиады; так было и в 1940 и 1944 годах, когда не были проведены Игры ХII и ХПI Олимпиад (шла Вторая мировая война). Поэтому, если уж быть точными, следует говорить так: Игры такой-то Олимпиады. Не будет ошибкой сказать: Игры такого-то года, либо, например, Московские Олимпийские игры. Нельзя говорить об Играх Олимпиады так: первые... пятые.., десятые Олимпийски игры. Например, нельзя сказать: ХХII Олимпийские игры в Москве. Нет, это Игры ХХII Олимпиады. А Олимпийские зимние игры имеют непрерывную нумерацию и «собственный» порядковый номер.


2. Олимпийская идея в знаках, символах, наградах

Тот, кто внимательно читает нашу книжку, помнит: у древних олимпийцев были свои знаки отличия - награды. Конечно, не очень похожие на наши. Но все же были. Скажем, лавровый венок или оливковая ветвь для победителя. Впрочем, лавровые венки вручают победителям и теперь, например, в конькобежном спорте. Так или иначе, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними, как говорили древние римляне... Каков же он, современный олимпийский символ? да ведь его знает всякий: пять переплетенных колец. Иногда они даются в черно-белом варианте. Но чаще (и это правильней) кольца цветные. Они олицетворяют единство спортсменов пяти континентов земного шара, олицетворяют их встречу на Олимпийских играх. Символ - дело строгое. В Хартии точно указано, что три верхних кольца идут слева направо в таком порядке: синее, черное, красное, а внизу желтое и зеленое. Помните, мы кратко упоминали и об олимпийском девизе: «СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС» (<БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ>), который очень точно выражает устремление современного олимпизма. Многие думают, что девиз придумал Пьер де Кубертен. Однако это не так. Кстати, основатель олимпийского движения современности никогда и не претендовал на авторство. Слова же эти, как ни странно, принадлежат... священнику, французскому священнику Анри Дидону, директору одного из духовных колледжей. Этот мудрый человек, может быть, одним из первых сумел понять благородное влияние спорта на людские души, а особенно на души молодых. Во время открытия каких-то соревнований в колледже этот, наверное, далекий от спорта человек попробовал выразить в коротком и звучном изречении смысл честной спортивной борьбы. Вот тогда-то прозвучали латинские слова: «Ситиус, альтиус, фортиус!». Они очень понравились Кубертену... А скромный священник, конечно, и помыслить не мог, что три удачно выбранных слова обессмертят его имя.

Спортсменов, занявших второе место. В фигурном катании прославился занявший 25-е место французский фигурист Ален Жиллети, который оказался самым молодым спортсменом - 12 лет и 5 месяцев, за всю историю зимних Олимпийских игр. В общекомандной борьбе сильнейшими оказались спортсмены Норвегии, сумевшие восстановить свои лидирующие позиции в зимних видах спорта: 104,5 очка и 16 медалей - 7 золотых, 3 ...

Европейские спортсмены не приехали на Олимпийские игры. Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Австрия, Швейцария были представлены лишь 39 спортсменами (в команде США - 533 человека). Ни на одних Олимпийских играх за всю их историю не было представлено так мало стран - всего 12. Организаторами Игр были предприняты попытки, устроить «антропологические дни», в которые проводились соревнова­ния...

Включая (но не ограничиваясь этим) уровень нормативов, технические характеристики оборудования, установок и объектов, правила технических движений, упражнений и игр; правила по технической дисквалификации, правила судейства и хронометрирования. 1.2 Устанавливать окончательные результаты и распределение мест в олимпийских соревнованиях. 1.3 Подчиняясь руководству МОК, осуществлять техническую...

Бронзовых! Выступали они в упражнениях, которые назывались «стрельба по бегущему оленю» и «стрельба по подбрасываемым голубям». Оскар Сван был старейшим участником соревнований за всю столетнюю историю Олимпийских игр нашего времени. Начал этот удивительный человек свои выступления в Лондоне. В то время ему уже исполнился шестидесятый год! А последний свой олимпийский выстрел этот удивительный « ...

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Между землей и небом. Секреты церемонии открытия.

    ✪ НЕРЕАЛЬНО КРАСИВЫЙ СОЧИ!! Открытие Олимпиады! Смотреть Всем!!! СОЧИ 2014

    ✪ Эстафета олимпийского огня в Мурманске

    Субтитры

Задачи

Олимпийская хартия выполняет три задачи:

  • документ конституционного характера, устанавливающий принципы и ценности Олимпизма;
  • устав МОК;
  • положение по распределению обязанностей между Международным олимпийским комитетом, международными федерациями, национальными олимпийскими комитетами и организационными комитетами по проведению Олимпийских игр.

Преамбула

Концепция современного Олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 года в Париже состоялся Международный атлетический конгресс. 23 июня 1894 года самоучредился Международный олимпийский комитет (МОК). Празднование первых Олимпийских игр (Игр Олимпиады) современности состоялось в Афинах, в Греции, в 1896 году. В 1914 году на Олимпийском конгрессе в Париже был утвержден олимпийский флаг, подаренный Пьером де Кубертеном. На нём изображены пять переплетающихся колец, которые символизируют союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Первые Олимпийские зимние игры состоялись в Шамони (Франция) в 1924 году.

Основополагающие принципы Олимпизма

  • Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.
  • Цель Олимпизма заключается в том, чтобы поставить спорт на службу гармоничного развития человечества, способствуя созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.
  • Олимпийское движение представляет собой согласованную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной её является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх. Символом олимпийского движения являются пять переплетенных колец.
  • Занятия спортом - одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, что подразумевает взаимопонимание в духе дружбы, солидарности и честной игры.
  • Понимая, что спорт функционирует в рамках общества, спортивные организации внутри Олимпийского движения должны иметь права и обязательства, свойственные автономным организациям, что включает в себя независимое создание спортивных правил и контроль над ними, определение структуры и руководство своими организациями, соблюдение права на проведение выборов, свободных от любого внешнего воздействия, а также ответственность за обеспечение применения принципов добросовестного управления.
  • Осуществление прав и свобод, предусматриваемых настоящей Олимпийской хартией, должно быть обеспечено в отсутствие какой-либо формы дискриминации - расового, языкового, религиозного, политического характера, по признаку цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, наличия иного мнения, национального или социального происхождения, обладания собственностью, рождения или иного статуса.
  • Принадлежность к олимпийскому движению требует соблюдения положений Олимпийской хартии и признания Международным олимпийским комитетом.

Основополагающие принципы Олимпизма:

1. Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

2. Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.

3. Олимпийское движение представляет собой концентрированную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике — Олимпийских играх. Ее символом являются пять переплетенных колец.

4. Заниматься спортом — одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, взаимопонимания, дружбы, солидарности и честной игры. Организация, руководство и управление спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями.

5. Любая форма дискриминации в отношении страны или лица расового, религиозного, политического характера, или по признаку пола — несовместимы с принадлежностью к Олимпийскому движению.

6. Принадлежность к Олимпийскому движению требует обязательного соблюдения положений Олимпийской Хартии и признания МОК.

«Олимпизм» - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера и уважении всеобщих основных этических принципов.

Олимийское движение — движение, которое состоит из Международного Олимпийского Комитета (МОК), национальных федераций, национальных олимпийских комитетов, организационных комитетов олимпийских игр, национальных ассоциаций, клубов и их членов: прежде всего спортсменов, судей, тренеров и других, связанных со спортом личностей.

Олимпийский девиз на латинском языке «Citius, altius, fortius» (быстрее, выше, сильнее»). Это выражает обращение, которое МОК адресовал всем участникам олимпийского движения, призывая их выделяться созвучно с олимпийским духом. Идея олимпийского девиза исходит от французского священника Хенри-Мартина Дидона.

Трудно найти иное социальное явление, которое вызывало бы к себе столь большое внимание и симпатию как олимпизм, шагнувший в третье тысячелетие своего супдествования. В наше время его роль и значение стали такими весомыми и, в то же время противоречивыми, как никогда в прежней истории. Современный олимпизм занимает особое место в социальной и культурной жизни общества, существенно влияет на образ жизни людей, формирует спортивный образ жизни человека. Он признан в мире как значимая социокультурная формация, в которой заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, стремление к миру, сотрудничеству и взаимопониманию.

Возрождением Олимпийских игр мы обязаны французскому энтузиасту, большому поклоннику спорта Пьеру де Кубертену, благодаря многолетним усилиям которого 23 июня 1894 г. был создан Международный олимпийский комитет (МОК). Эта организация и по сей день является высшим руководящим органом олимпийского движения.

Первые Всемирные соревнования, аналогичные древнегреческим Олимпийским играм, прошли в 1896 году в Афинах. В программе Игр I Олимпиады было 9 видов спорта. Соревнования решено было проводить по легкой атлетике, гимнастике, плаванию, поднятию тяжестей, борьбе, стрельбе, фехтованию, велосипедным гонкам и теннису. С этого момента Олимпийские игры стали главным международным спортивным событием. Они проходили в самых разных городах мира, в том числе и в Москве в 1980 году. Олимпийский цикл был нарушен лишь трижды в 1916 году из-за Первой мировой войны, в 1940 и 1944 годах из-за Второй мировой войны.

Современные Олимпийские игры, возродившиеся в конце XIX века, есть, в частности, и результат взаимодействия Олимпийской идеи и спорта. В рамках Олимпийской идеи, в рамках Олимпийских игр спорт получил как бы второе рождение. Как элемент необычайно динамичный, спорт в рамках Олимпийских игр начал бурно развиваться, став тем самым и своеобразным локомотивом Олимпийских игр. Между тем опыт XX века показал, что спорт может успешно развиваться и вне рамок Олимпийских игр; в то же время Олимпийские игры без спорта немыслимы. Правомерен вывод: в XX веке произошел очевидный процесс «спортизации» Олимпийских игр. Олимпийские игры развивались по законам спорта в значительно большей степени, нежели по принципам Олимпизма. И это одна из причин того, что проблем нравственного порядка на Олимпийских играх более чем достаточно. Девальвация морально-этических, нравственных принципов на Олимпийских играх, в Олимпийском движении стала широко распространенным явлением. Причем зачатки этих отрицательных моментов были зафиксированы уже на Олимпийских играх начального этапа. Наблюдающийся на Олимпийских играх, особенно в последние десятилетия, чисто прагматический подход, базируюшийся на тезисе «морально все то, что выгодно», на стремлении к победе любой ценой ведет к моральной деградации. Конечно, эти проблемы, производны от проблем XX века, от проблемности самого человека, всегда стремившегося скорее к «золотому тельцу», нежели к нравственному совершенствованию. Олимпийские игры стали такими, а не иными под влиянием XX века.

Олимпийская Хартия является сводом основополагающих принципов Олимпизма, Правил и Официальных разъяснений, утвержденных Международным Олимпийским комитетом (МОК). Олимпийская хартия регламентирует структуру, механизм действия и процессы Олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В целом, Олимпийская Хартия выполняет три основных задачи:

1) Олимпийская Хартия, в качестве главного инструмента, имеющего характер основного закона, регламентирует основополагающие принципы и неотъемлемые ценности Олимпизма.

2) Олимпийская Хартия является также уставом Международного Олимпийского комитета.

3) Помимо этого, Олимпийская Хартия определяет основные права и обязанности трех главных составляющих Олимпийского движения, а именно: Международного Олимпийского движения, Международных спортивных федераций и национальных Олимпийских комитетов, а также Оргкомитетов по проведению Олимпийских игр, которые обязаны выполнять положения Олимпийской Хартии.

Олимпийское образование, цель которого — приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Во многих странах реализуются программы олимпийского образования для школьников, студентов, других групп детей и молодежи. В 1994 г. при поддержке президента МОК создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование».

2. СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в том, что из нее, как правило, выхватываются отдельные аспекты, блоки, компоненты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы. Охарактеризуем кратко основные блоки этой системы.

Прежде всего, можно выделить три тесно связанные между собой, но все же отдельные (самостоятельные) составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование у детей и молодежи:

1) определенной системы знаний;

2) определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п.;

3) определенной системы способностей, умений и навыков.

Из связи олимпийского движения со спортом, и особенно спортом высших достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей и молодежи интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из области истории и современной практики олимпийского движения), которые способствуют достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направления педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования используется термин «спортивно-рекордистское». Оно занимает важное место в работе тренеров олимпийских команд, руководящих деятелей национальных олимпийских комитетов и т.д.

Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения — формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.).

В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:

1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах «Фэйр плэй», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);

2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;

3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;

4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.

В трактовке (и практической реализации) образовательных задач педагогической деятельности в рамках олимпийского движения допускаются две крайности.

Первая из них состоит в весьма широком толковании этих задач, когда к ним относят практически все задачи, так или иначе связанные с областью спорта, со спортивной тренировкой, с формированием физической культуры, физическим воспитанием, сохранением и укреплением здоровья человека и т.д. При такой трактовке олимпийское образование утрачивает какую-либо специфику, совпадает с задачами физического воспитания, спортивной тренировки и т.д.

Другая крайность состоит в слишком узком истолковании упомянутых задач, в сведении их лишь к задаче формирования знаний об олимпийских играх и олимпийском движении.

Ошибочно также цели и задачи педагогической деятельности в рамках олимпийского движения сводить лишь к формированию у детей и молодежи определенных знаний. Информационная работа должна занимать важное место в этой деятельности. Однако самое главное состоит в том, чтобы создать реальные стимулы, побуждающие участников олимпийского движения не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь. В этом плане (с точки зрения мотивации) в рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у детей и молодежи:

1) интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;

2) такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из важных средств формирования физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, проверки физических и психических возможностей человека и т.п.;

3) потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, а не для того, чтобы заработать деньги, приобрести славу и т.д.;

4) интереса к олимпийским играм и олимпийскому движению;

5) желания участвовать в олимпийских состязаниях и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами «честной игры»);

6) ориентации не просто на односторонне (лишь в плане физической подготовки или спортивного мастерства) развитого спортсмена, рекордсмена, а на такого разносторонне и гармонично развитого олимпийского атлета, homo olympicus, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик которого в полной мере соответствует девизу Кубертена: «Возвышенный дух в развитом теле!»;

7) стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию;

8) гуманистически ориентированной системы чувств и переживаний (чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности) и т.д.

Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит также в формировании и совершенствовании у детей и молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей:

— умения использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, для формирования физической культуры;

— умения добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию личности;

— привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;

— эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по законам красоты» и отображать его средствами искусства;

— умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судьями, журналистами, зрителями и т.д.;

— умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом, которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;

— умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.

Решение этих задач - одно из наиболее слабых звеньев педагогической работы с подрастающим поколением, проводимой в настоящее время в рамках олимпийского движения.

Создание системы олимпийского образования предполагает включение в эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта, но и учителей и преподавателей других учебных дисциплин. Важную роль в приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации.

3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм и методов работы.

Центральное место среди них занимает работа по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса в школах, вузах и других учебных заведениях, и в первую очередь в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физической культуры и спорта (на уроках физкультуры, занятиях по физическому воспитанию). В последнее время многие ученые и педагоги обращают внимание на необходимость существенного повышения доли такой информационной, разъяснительной работы на уроках по физкультуре, занятиях по физическому воспитанию в школах, вузах и других учебных заведениях. Все более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые для этих целей - «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний», «олимпийские часы» и т.д. В настоящее время во многих странах подготовлены различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы, для проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма. Работа по созданию таких программ и материалов начата и в нашей стране.

Многие ученые и специалисты полагают, что для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных.

Общепризнанно, что для разъяснения и пропаганды идей олимпизма должно использоваться не только учебное, но и внеучебное время. Апробированы на практике и разнообразные формы такой работы: Олимпийский день; изготовление олимпийской символики, фильмов и слайдов, а также проведение конкурсов рисунков, фотографий и т.п., театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику, «олимпийские КВН»; оформление стендов, фотовитрин и даже «олимпийских залов»; проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм; организация соревнований среди отличников учебы за звание «Самый спортивный отличник»; организация Досок (Книг) почета для учащихся, успешно сочетающих учебу, спорт и общественную активность; создание Олимпийских музеев; организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующихся проблемами олимпийского движения; встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; организация шефской помощи ветеранам спорта, бывшим олимпийцам и др.

Олимпийская хартия - документ , в котором изложены основополагающие задачи и принципы деятельности МОК.

Основопологающие принципы:

    Олимпизм представляет собой жизненную философию , возвышающую и объединяющую в единое целое достоинства тела, воли и разума . Соединяя спорт с культурой иобразованием , олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

    Целью олимпизма является становление спорта на службу гармоничного развития человека , чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства

    Деятельность олимпийского движения носит согласованный, организованной, постоянный и универсальный характер и осуществляется под верховной властью МОК , всех организаций и лиц, вдохновленных ценностями олимпизма. Эта деятельность распространяется на пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх. Олимпийское движение символизируется пятью переплетенными кольцами.

    Право заниматься спортом - является правом человека. Каждый человек должен иметь право заниматься спортом без какой-либо дискриминации и в Олимпийском духе , что требует взаимопонимания, духа дружбы , солидарности и честной игры . Организация и руководство спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями.

    Несовместимой с принадлежностью к олимпийскому движению является любая форма дискриминации по отношению к стране или лицу по расовым, религиозным, политическим, половым или иным мотивам.

    Критерием принадлежности к Олимпийскому движению является согласие следовать положениям Олимпийской хартии и признание Международным олимпийским комитетом.

    Структура:

    Олимпийская хартия (в редакции от 11 февраля 2010 года) состоит из 4 разделов и 59 статей.

    Разделы Олимпийской хартии:

    1. Олимпийское движение и его деятельность

    2. Международный олимпийский комитет

    4. Национальные олимпийские комитеты

    3. Международные федерации

    5. Олимпийские игры

    Задачи и роль МОК*

    Задачей МОК является распространение Олимпизма в мире и руководство Олимпийским движением. Роль МОК заключается в том, чтобы:

    поощрять и поддерживать распространение этики в спорте, а также воспитывать молодежь посредством спорта и направлять усилия на то, чтобы в спорте господствовал дух честной игры, а насилие было запрещено;

    поощрять и поддерживать организацию, развитие и координацию спорта и спортивных соревнований;

    обеспечивать регулярное празднование Олимпийских Игр;

    сотрудничать с общественными и частными организациями и органами в том, чтобы поставить спорт на службу человечества, способствуя тем самым борьбе за мир;

    принимать участие в укреплении единства и защиты независимости Олимпийского движения;

    противодействовать против любой формы дискриминации, наносящей ущерб Олимпийскому движению;

    поощрять и поддерживать продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах с целью добиться осуществления принципа равенства мужчин м женщин;

    возглавлять борьбу против применения допинга в спорте;

    поощрять и поддерживать меры по защите здоровья спортсменов;

    противостоять любым политическим или коммерческим злоупотреблениям спортом и спортсменами;

    поощрять и поддерживать усилия спортивных организаций и органов общественного управления, направленные на обеспечение социального и профессионального будущего спортсменов;

    поощрять и поддерживать развитие спорта для всех;

    поощрять и поддерживать ответственность и заботу об охране окружающей среды, обеспечивать соблюдение экологических принципов при развитии спорта и требовать, чтобы Олимпийский игры проводились в соответствии с требованиями экологии;

    содействовать получению положительного результата от проведения Олимпийских Игр городом и страной, организующих Олимпийские игры;

    поощрять и поддерживать инициативы по стиранию граней между спортом, культурой и образованием

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ОЛИМПИЙСКИЙ

КОМИТЕТ

ОЛИМПИЙСКАЯ ХАРТИЯ

Все права защищены

Преамбула. 5

2. Задачи и роль МОК*. 6

. 6

3. Признание МОКом.. 7

4. Олимпийский конгресс. 7

Официальное разъяснение к Правилу 4 . 7

5. Олимпийская Солидарность. 7

Официальное разъяснение к Правилу 5 . 7

6. Олимпийские игры.. 8

Официальное разъяснение к Правилу 6 . 8

7. Права на Олимпийские игры и Олимпийскую собственность*. 8

8. Олимпийский символ*. 8

9. Олимпийский флаг*. 9

10. Олимпийский девиз*. 9

11. Олимпийские эмблемы*. 9

12. Олимпийский гимн*. 9

13. Олимпийский огонь, Олимпийские факелы*. 9

14. Олимпийские знаки. 9

Официальное разъяснение к Правилам 7 – 14 . 9

Глава 2. Международный Олимпийский комитет (МОК). 12

15. Юридический статус. 12

16. Члены МОК*. 12

1. Состав. 12

2. Обязанности. 13

3. Потеря статуса члена МОК.. 13

4. Почетный президент – Почетные члены МОК – члены Почета МОК.. 14

17. Организация. 16

18. Сессия*. 16

Официальные разъяснения к Правилу 18 . 16

19. Исполком МОК.. 17

1. Состав: 17

2. Выборы, сроки полномочий, возобновление мандатов и вакансии. 17

3. Полномочия, сфера ответственности и обязанности. 17

4. Делегирование полномочий. 18

Официальные разъяснения к Правилу 19 . 18

20. Президент*. 18

Официальные разъяснения к Правилу 20 . 19

21. Комиссии МОК*. 19

Официальные разъяснения Правила 21 . 19

22. Комиссия МОК по этике*. 20

Официальные разъяснения к Правилу 22 . 20

23. Меры и санкции*. 20

Официальные разъяснения к Правилу 23 . 21

24. Языки. 22

25. Ресурсы МОК.. 22

Глава 3. Международные спортивные федерации (МСФ) 22

26. Признание МСФ.. 22

27. Миссия и роль МСФ внутри Олимпийского движения. 22

Глава 4. Национальные Олимпийские Комитеты (НОК) 23

28. Миссия и роль НОК.. 23

29. Состав НОКов*. 24

Официальные разъяснения Правила 28 и 29 . 24

30. Национальные федерации. 26

31. Страна и название НОК.. 26

32. Флаг, эмблема и гимн НОК.. 26

Глава 5. Олимпийские игры.. 27

33. Проведение Олимпийских игр*. 27

Официальное разъяснение к Правилу 33 . 27

34. Выбор города-организатора Олимпийских игр*. 27

Официальное разъяснение к Правилу 34 . 27

35. Место, города и объекты Олимпийских игр*. 28

Официальное разъяснение к Правилу 35 . 28

36. Организационный комитет*. 28

Официальные разъяснения к Правилу 36 . 28

37. Ответственность – отстранение организации от проведения Олимпийских игр. 29

38. Координационная комиссия по Олимпийским играм – связь между НОК и ОКОИ*. 29

Официальные разъяснения к Правилу 38 . 29

39. Олимпийская деревня*. 30

Официальное разъяснение к Правилу 39 . 30

40. Культурная программа. 30

Официальные разъяснения к Правилу 41 . 31

42. Гражданство участников*. 31

Официальные разъяснения к Правилу 42 . 31

43. Возрастные ограничения. 31

44. Антидопинговый кодекс Олимпийского движения. 31

45. Приглашения и заявки*. 31

Официальное разъяснение к Правилу 45 . 32

46. Программа Олимпийских игр*. 33

Официальное разъяснение к Правилу 46. 33

47. Технические положения, касающиеся МСФ на Олимпийских играх*. 35

Официальное разъяснение к Правилу 47 . 35

48. Молодежный лагерь. 37

49. Освещение Олимпийских игр средствами массовой информации*. 37

Официальные разъяснения к Правилу 49 . 37

50. Издания, относящиеся к Олимпийским играм*. 38

Официальные разъяснения к Правилу 50 . 38

Официальные разъяснения к Правилу 51 . 38

52. Протокол. 39

53. Олимпийское удостоверение личности и Аккредитационная карта и права, предоставляемые ими. 40

54. Использование Олимпийского флага. 40

55. Использование Олимпийского огня. 40

56. Церемонии Открытия и Закрытия Олимпийских игр. 40

57. Церемонии награждения и вручения медалей и дипломов. 41

58. Почетный список. 41

59. Споры - арбитраж.. 41

Аббревиатуры, используемые в Олимпийском движении

МОК (IOC) Международный Олимпийский комитет
OC Олимпийская Хартия
R… Правило Олимпийской Хартии…
BLR… Официальное разъяснение к Правилу…
ОКОИ (OCOG) Оргкомитет Олимпийских игр
МСФ (IF) Международная спортивная федерация
АСОИФ (ASOIF) Ассоциация летних Олимпийских международных федераций
АИОВФ (AIOWF) Ассоциация зимних Олимпийских спортивных федераций
НОК (NOC) национальный Олимпийский комитет
МПК (IPC) Международный Паралимпийский комитет
АНОК (ANOC) Ассоциация национальных Олимпийских комитетов
АНОКА (ANOCA) Ассоциация национальных Олимпийских комитетов Африки
ОСА (OCA) Олимпийский совет Азии
ПАСО (PASO) Панамериканская спортивная организация
ОНОК (ONOC) Национальные Олимпийские комитеты Океании
ЕОК (EOC) Европейские Олимпийские комитеты
САС (CAS) Суд спортивного арбитража
СИОИ (OGKS) Службы информации Олимпийских игр
ВАДА (WADA) Всемирное антидопинговое агентство
МОА (IOА) Международная Олимпийская академия

Предисловие к Олимпийской Хартии

Олимпийская Хартия является сводом основополагающих принципов Олимпизма, Правил и Официальных разъяснений, утвержденных Международным Олимпийским комитетом (МОК). Олимпийская хартия регламентирует структуру, механизм действия и процессы Олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В целом, Олимпийская Хартия выполняет три основных задачи:

a) Олимпийская Хартия, в качестве главного инструмента, имеющего характер основного закона, регламентирует основополагающие принципы и неотъемлемые ценности Олимпизма.

b) Олимпийская Хартия является также уставом Международного Олимпийского комитета

c) Помимо этого, Олимпийская Хартия определяет основные права и обязанности трех главных составляющих Олимпийского движения, а именно: Международного Олимпийского движения, Международных спортивных федераций и национальных Олимпийских комитетов, а также Оргкомитетов по проведению Олимпийских игр, которые обязаны выполнять положения Олимпийской Хартии.

Примечание

Использование в Олимпийской хартии мужского рода в отношении физического лица, (например, президент, вице-президент, председатель, член, руководитель, официальное лицо, руководитель делегации, участник соревнований, соревнующийся, спортсмен, судья, арбитр, член жюри, атташе, кандидат, персонал) или местоимений (таких как он, они, им), понимается как включающее и женский род, за исключением особо оговоренных случаев.

В Олимпийских Хартии слово «год» означает календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря, если об ином не указано ясно в письменном виде.


Преамбула

Концепция современного Олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 года в Париже состоялся Международный атлетический конгресс. 23 июня 1894 г. самоучредился Международный Олимпийский комитет (МОК). Празднование первых Олимпийских Игр (Игр Олимпиады) современности состоялось в Афинах, в Греции, в 1896 г. В 1914 г. на Олимпийском Конгрессе в Париже был утвержден Олимпийский флаг, подаренный Пьером де Кубертеном. На нем изображены пять переплетающихся колец, которые символизируют союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Первые Олимпийские зимние игры проходили в Шамони, Франция, в 1924 г.

Глава 1. Олимпийское движение и его деятельность

Олимпийский конгресс

На Олимпийский конгресс собираются представители структур, составляющих Олимпийское движение; сроки проведения Конгрессов устанавливает МОК; Конгресс созывается Президентом МОК; Конгресс имеет консультативное значение.

Олимпийская Солидарность

Задачей Олимпийской Солидарности является организация помощи НОК, в частности тем, кто более всего в ней нуждается. Эта помощь имеет форму программ, разработанных совместно МОК и НОК, при технической помощи МСФ, если это необходимо.

Олимпийские игры

1. Олимпийские игры – это соревнования не стран, а спортсменов в индивидуальных или командных видах спорта. На Олимпийские Игры собираются спортсмены, отобранные их соответствующими НОК, заявки на которых были утверждены МОК. Спортсмены соревнуются по техническим регламентам соответствующих МСФ.

2. Олимпийские Игры состоят из Игр Олимпиады и Зимних Олимпийских Игр. Только те виды спорта, которыми занимаются на снегу или на льду, считаются зимними видами спорта.

3. Последней высшей инстанцией по любому вопросу, связанному с Олимпийскими Играми, является МОК.

4. Несмотря на применяемые правила и сроки при ведении судебных процедур и подаче апелляций и соблюдение положений Всемирного Антидопингового Кодекса, ни одно решение МОК в отношении Олимпийских Игр, включающее, но не ограничивающееся, вопросами соревнований и их последствиями (например, занимаемое место или результат) не может быть оспорено кем либо по истечении трех лет со дня церемонии закрытия Игр.

Олимпийские знаки

Олимпийский знак – это любое визуальное либо аудио воспроизведение какой-либо ассоциации или связи с Олимпийскими Играми, Олимпийским Движением или его составляющей части.

Юридический статус

1. МОК является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, с неограниченным сроком действия, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной Швейцарским федеральном Советом в соответствии с договором, вступившем в силу 1 ноября 2000 г.

2. Местонахождение МОК - Лозанна (Швейцария), Олимпийская столица.

3. Задачей МОК является выполнение миссии, роли и обязанностей, изложенных в Олимпийской хартии.

4. Решения МОК являются окончательными. Любой спорный вопрос, касающийся применения или объяснения Олимпийской Хартии, может решаться исключительно Исполкомом МОК и, в некоторых случаях, в судебном порядке в Суде спортивного арбитража (САС).

5. Для выполнения своей миссии и своей роли, МОК может создавать, приобретать или контролировать каким-либо образом другие юридические организации, такие как фонды или корпорации.

16. Члены МОК*

Состав

комитета – право на избрание, пополнение, выборы, признание и статус членов МОК:

1.1. Члены МОК являются физическими лицами. Общее число членов МОК не должно превышать 115 человек, в соответствии с Официальными разъяснениями к Правилу 16. МОК состоит из:

1.1.1. Большинства членов МОК, чье членство не связано с какой-либо официальной функцией или должностью, как указано в Официальном разъяснении к Правилу 16.2.2.5; их общее число не должно превышать 70 человек; может быть не больше одного члена МОК конкретной национальности, представляющего конкретную страну, как указано в Официальном разъяснении к Правилу 16;

1.1.2. Действующие спортсмены, как указано в Официальном разъяснении к Правилу 16. 2.2.2. число которых не может превышать 15;

1.1.3. Президенты или лица, занимающие исполнительные или руководящие должности в МСФ, ассоциациях МСФ или других организациях, признанных МОК, число которых не может превышать 15;

1.1.4. Президенты или лица, занимающие исполнительные или руководящие должности в НОК или всемирных или континентальных ассоциациях НОК, число которых не может превышать 15; в МОК может быть не больше одного члена МОК конкретной национальности, представляющего одну конкретную страну.

1.2. МОК пополняет свои ряды и избирает своих членов из числа лиц, которых он считает квалифицированными, как указано в Официальном разъяснении к Правилу 16.

1.3. МОК принимает своих новых членов во время церемонии, на которой они дают согласие исполнять свои обязанности, дав следующую клятву:

«Удостаиваясь чести быть членом Международного Олимпийского Комитета и представлять его и, осознавая свои обязанности в данном качестве, я готов служить олимпийскому движению в полную меру своих возможностей, соблюдать и требовать уважения всех положений Олимпийской хартии и решений МОК, которые я принимаю безоговорочно, соблюдать Кодекс Этики, оставаясь свободным как от всякого политического или коммерческого влияния, так и от всех соображений расового или религиозного характера; бороться против любых форм дискриминации и защищать при любых обстоятельствах интересы МОК и олимпийского движения» .

1.4. Члены МОК являются его представителями и распространителями интересов МОК и Олимпийского движения в своих странах и организациях Олимпийского Движения, в которых они служат.

1.5. Члены МОК не могут принимать от правительства, организаций или иных сторон никаких должностей или поручений, которые бы их связывали или препятствовали свободе их действий или независимости при голосовании.

1.6. Члены МОК не несут личной ответственности за любые долги и обязательства МОК.

1.7. В соответствии с Правилом 16.3., каждый член МОК избирается на срок восемь лет, и может быть переизбран на один или несколько дополнительных сроков. Процедура перевыборов определяется Исполкомом МОК.

Обязанности

Каждый член МОК имеет следующие обязанности:

2.1. соблюдать Олимпийскую Хартию, Кодекс Этики и другие правила МОК;

2.2. участвовать в сессиях МОК;

2.3. участвовать в работе комиссий МОК, в состав которых он назначен;

2.4. содействовать развитию Олимпийского движения;

2.5. следить в своей стране и в организации Олимпийского движения, в которой он состоит на службе, за реализацией программ МОК;

2.6. информировать Президента МОК по его запросу о ходе развития Олимпийского движения в своей стране и о потребностях Олимпийского движения в своей стране и в организации Олимпийского движения, в которой он состоит на службе;

2.7. сообщать безотлагательно Президенту МОК обо всех событиях, которые могли бы препятствовать выполнению Олимпийской хартии или отразиться на Олимпийском движении в своей стране или организации Олимпийского движения, в которой он состоит на службе;

2.8. выполнять другие задания, поручаемые ему Президентом МОК.

Потеря статуса члена МОК

Членство в МОК прекращается при следующих обстоятельствах:

3.1. Отставка:

Любой член МОК может прекратить свое членство в МОК в любое время, подав Президенту МОК свое письменное заявление об отставке. Перед тем, как предпринимать практические шаги в отношении отставки, Исполком может прибегнуть к заслушиванию выходящего в отставку члена.

3.2. Отсутствие переизбрания

Любой член МОК теряет свое членство без дальнейших формальностей, если он не переизбран в соответствии с Правилом 16.1.7., Официальным разъяснением 16.2.6., и, в зависимости от ситуации, Официальным разъяснением 16.2.7.

3.3. Ограничение по возрасту:

Любой член МОК теряет свое членство в конце календарного года, в течение которого ему исполнилось 70 лет, в соответствии с Официальным разъяснением 16.2.7.1.

3.4. Непосещение сессий или неучастие в активной работе МОК:

Любой член МОК теряет членство без последующего заявления с его стороны если, по причине форс-мажорных обстоятельств он не посещает Сессии МОК или не принимает активной деятельности в работе МОК в течение двух последовательных лет. В таких случаях решение о прекращении членства принимается на Сессии МОК по предложению Исполкома МОК.

3.5 Изменение домицилия или перемещение центра основных интересов:

Любой член МОК, как указано в Правиле 16.1.1.1, лишается членства, если он сменил домицилий или переместил центр основных интересов в страну, которая не является той, в которой он был избран.

В таком случае решение о прекращении членства принимается на Сессии МОК по предложению Исполкома МОК.

3.6. Члены МОК, избранные как действующие спортсмены:

Любой член МОК, как указывается в Правиле 16.1.1.2. выше, теряет членство в МОК по прекращению своего членства в Комиссии спортсменов МОК.

3.7. Президенты и лица, занимающие исполнительные или высшие должности в НОК, всемирных или континентальных ассоциациях НОК, МСФ или ассоциаций МСФ, или других организациях, признанных МОК:

Любой член МОК, как указано в Правиле 16.1.1.3 или Правиле 16.1.1.4, теряет членство по прекращению выполнения им тех функций, которые он выполнял в момент его выборов в члены МОК.

3.8. Исключение из членов МОК:

3.8.1. Член МОК может быть исключен из МОК решением Сессии, если он нарушил клятву, или если Сессия МОК сочтет, что он пренебрег или сознательно предал интересы МОК или действовал недостойно члена МОК.

3.8.2. Решение об исключении члена МОК принимаются Сессией МОК по предложению Исполкома МОК. Это решение принимается большинством в две трети голосов присутствующих на Сессии членов МОК. Исключаемый член МОК имеет право быть выслушанным; такое право включает право на ознакомление с обвинениями и право выступить лично или предоставить письменное объяснение в свою защиту.

3.8.3. До решения Сессии об исключении члена МОК, Исполком может принять постановление о его временном лишении статуса, и временно лишить всех или части прав, прерогатив или функций, вытекающих из его членства.

3.8.4. Член, исключенный из МОК, может не являться членом НОК, ассоциации НОК или ОКОИ.

Организация

Органами МОК являются:

1. Сессия МОК

2. Исполком МОК

3. Президент

18. Сессия*

1. Сессия является общим собранием членов МОК. Сессия является высшим органом МОК. Решения Сессии окончательны. Обычно Сессия проводится раз в год. Внеочередная сессия МОК созывается по инициативе Президента или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК.

2. Сессия обладает следующими полномочиями:

2.1. Принимать или вносить поправки в Олимпийскую Хартии.

2.2. Выбирать членов МОК, Почетного президента, почетных членов и Членов почета.

2.3. Выбирать Президента, вице-президентов и всех членов Исполкома МОК.

2.4. Выбирать город, который будет организовывать Олимпийские Игры.

2.5. Определять город, где будет проводиться очередная Сессия МОК. Президент МОК решает, в каком городе будет проводиться внеочередная Сессия.

2.6. Утверждать ежегодный отчет и расходы МОК.

2.7. Назначать аудитора МОК.

2.8. Принимать решения о признании или лишении признания НОК, ассоциаций НОК, МСФ, ассоциаций МСФ и других организаций.

2.9. Исключать членов МОК, лишать статуса Почетного Президента МОК, почетных членов и Членов почета.

3. Необходимый кворум Сессии составляет половину всех членов МОК плюс один. Решения Сессии принимаются обычным большинством голосов; однако, для внесения изменений в Основополагающие принципы Олимпизма, в Правила Олимпийской Хартии, или в какую-либо часть Олимпийской Хартии - требуется, чтобы на Сессии присутствовало не менее двух третей членов МОК с правом голоса.

4. Каждый член имеет один голос. При подсчете голосов не принимаются в расчет воздержавшиеся, и пустые или испорченные мандаты. Не разрешается голосовать уполномоченным представителям. Когда это требуется в соответствии с Олимпийской Хартией, или по решению Председателя, или по просьбе не меньше четверти присутствующих членов МОК - проводится тайное голосование. При равенстве голосов решение принимает Председатель.

5. Положения Правил 18.3 и 18.4 применяются в отношении выборов лиц или городов, организующих Олимпийские игры. Тем не менее, когда при выборах остается только два кандидата, выбранным является кандидат, получивший большее количество голосов.

6. Сессия может передать полномочия Исполкому МОК.

Исполком МОК

1. Состав:

Исполком МОК состоит из президента, четырех вице-президентов и десяти дополнительных членов. Выбор этих членов отражает состав Сессии. Во время каждых выборов Сессия будет следить за соблюдением указанного соотношения.

Делегирование полномочий

Исполком МОК может делегировать полномочия одному или нескольким своим членам, комиссиям МОК, членам управления МОК и другим структурам ровно, как и третьей стороне.

Комиссия спортсменов

Большинством членов Комиссии спортсменов МОК должны быть спортсмены, избранные спортсменами, участниками Олимпийских игр. Выборы проходят во время Игр Олимпиады и Зимних Олимпийских Игр, в соответствии с регламентом, установленным Исполкомом МОК, в сотрудничестве с Комиссией спортсменов. Информация о выборах сообщается МСФ и НОК за год до Олимпийских игр, на которых пройдут выборы.

Все нормативные акты и процедуры комиссии спортсменов МОК утверждаются Исполкомом МОК после консультации с комиссией спортсменов МОК.

Комиссия МОК по этике

Комиссия МОК по этике создается в соответствии с Правилом 22 и Официальными разъяснениями к Правилу 22.

Координационные комиссии ОИ

Чтобы способствовать улучшению организации ОИ и взаимодействию между МОК, МСФ, НОК и Оргкомитетами, Президент создает координационные комиссии в соответствии с Правилом 38 и Официальными разъяснениями к Правилу 38.

Медицинская комиссия

7.1. Президент создает Медицинскую комиссию, которая выполняет следующие обязанности:

7.1.1. применяет Всемирный Антидопинговый Кодекс и другие Правила МОК по допинг-контролю, особенно на Олимпийских играх.

7.1.2. разрабатывает директивы, относительно медпомощи и здоровья спортсменов.

7.2. Члены Медицинской комиссии не выполняют никакой медицинской обязанности внутри делегации НОК во время Олимпийских игр, точно так же, как и не принимают участия в спорах относительно несоблюдения Всемирного Антидопингового Кодекса членами его соответствующих национальных делегаций.

Процедура

Каждая комиссия МОК возглавляется членом МОК. Комиссии могут проводиться посредством теле- и видеоконференций.

22. Комиссия МОК по этике*

Комиссия МОК по этике обязана определять и способствовать применению этических принципов, включающих Кодекс этики, основанный на ценностях и принципах, изложенных в Олимпийской Хартии в которой упомянутый Кодекс является неотъемлемой частью. Кроме этого, она проводит расследование по жалобам, связанным с незнанием или непризнанием данных этических принципов, включая случаи нарушения Кодекса этики, и предлагает Исполкому МОК, в случае необходимости, применение санкций.

Языки

1. Официальными языками МОК являются французский и английский языки.

2. На всех Сессиях должен быть организован синхронный перевод на французский, английский, немецкий, испанский, русский и арабский языки.

3. В случае несоответствия текста Олимпийской Хартии на французском и английском языках и любого другого документа МОК, текст на французском языке имеет преимущество, если не обговорено иного.

Ресурсы МОК

1. МОК может принимать в дар и по завещанию и изыскивать любые ресурсы, позволяющие ему выполнять свои задачи. Он взимает доходы от пользования его правами, включая, но не ограничиваясь этим, телевизионные права, право шефства и поручительства, право выдачи свидетельств, членских билетов и Олимпийской собственности, также как и от празднования Олимпийских игр.

2. В целях создания благоприятных условий для развития Олимпийского движения, МОК может отдавать часть своих доходов МСФ, НОК, включая Олимпийскую солидарность, а также ОКОИ.

Признание МСФ

Для развития и продвижения Олимпийского движения, МОК может признавать в качестве МСФ международные неправительственные организации, которые управляют одним или несколькими видами спорта на мировом уровне, и которые включают организации, управляющие этими видами спорта на национальном уровне.

Устав, практика и деятельность МСФ внутри Олимпийского движения должны соответствовать Олимпийской Хартии, в частности в том, что касается принятия и применения Всемирного Антидопингового Кодекса. В свете вышеизложенного каждая МСФ сохраняет свою независимость и автономию в управлении своим видом спорта.

Миссия и роль НОК

1. Миссия НОК состоит в развитии, продвижении и защите Олимпийского движения в их соответствующих странах, согласно Олимпийской Хартии

2. Роль НОК состоит в следующем:

продвигать фундаментальные принципы и ценности Олимпизма в своих странах, в частности в областях спорта и образования, продвигая программы Олимпийского образования на всех уровнях в школах, институтах спортивного и физического воспитания и университетах, а также стимулируя создание учреждений Олимпийского образования, таких как национальные Олимпийские академии, Олимпийские музеи и другие программы, включая культурные, имеющие связь с Олимпийским движением;

2.2. обеспечивать соблюдение Олимпийской Хартии в своих странах;

2.3. способствовать развитию спорта высших достижений, а также спорта для всех;

2.4. способствовать подготовке спортивных кадров, организуя обучающие курсы и следить за тем, чтобы они пропагандировали фундаментальные принципы Олимпизма;

2.5. принимать все действия против дискриминации и насилия в спорте;

2.6. принять и применять Всемирный Антидопинговый Кодекс.

3. НОКи обладают исключительным полномочием представлять свои соответствующие страны на Олимпийских играх и на региональных, континентальных и мировых комплексных соревнованиях, проводимых под патронажем МОК. Кроме этого, каждый НОК обязан участвовать в Играх Олимпиады, посылая туда спортсменов.

4. НОКи обладают исключительным полномочием в выборе и назначении города, который может представить свою кандидатуру для организации Олимпийских игр в их соответствующих странах.

5. В целях выполнения своих задач, НОКи могут сотрудничать с правительственными органами, с которыми они должны развивать гармоничные отношения. Однако, они не должны принимать участие в какой либо деятельности, которая противоречит Олимпийской Хартии. НОКи могут также сотрудничать с неправительственными органами.

6. НОКи должны сохранять свою автономию и противодействовать какому-либо давлению, включая, но не ограничиваясь, политическое, юридическое, религиозное или экономическое, которое могло бы им помешать выполнять Олимпийскую Хартию.

7. НОКи имеют право:

7.1. обозначать, идентифицировать себя и называть себя «Национальными Олимпийскими Комитетами» (НОК), причем данные обозначение и идентификация, должны быть понятны в их имени или при ссылке на имя;

7.2. отправлять спортсменов, официальных лиц и других лиц команды на Олимпийские игры в соответствии с Олимпийской Хартией;

7.3. использовать помощь Олимпийской Солидарности;

7.4. пользоваться некоторой Олимпийской собственностью под контролем МОК и в соответствии с Правилами 7-14 и Официальными разъяснениями к Правилам 7-14;

7.5. принимать участие в деятельности, управляемой или находящейся под патронажем МОК, включая региональные Игры;

7.6. входить в ассоциации НОК, признанные МОК;

7.7. формулировать предложения, адресованные в МОК, в отношении Олимпийской Хартии и Олимпийского движения, включая организацию Олимпийских игр;

7.8. выражать свои мнения по поводу кандидатур на организацию Олимпийских игр;

7.9. участвовать, по просьбе МОК, в деятельности комиссий МОК;

7.10.сотрудничать в подготовке Олимпийских конгрессов;

7.11. пользоваться другими правами, которые им предоставляет Олимпийская Хартия и МОК.

8. МОК помогает НОК выполнять их миссию, используя свои различные подразделения и Олимпийскую солидарность.

9. Помимо мер и санкций, предусмотренных в случае нарушения Олимпийской Хартии, Исполком МОК может принимать все необходимые решения для защиты Олимпийского движения в стране НОК, а именно приостановление или лишение признания такого НОК, если конституция, законодательство или другие нормативные акты, действующие в этой стране, или любой акт правительственного органа или любой другой организации, мешают деятельности НОК или формированию и выражению его воли. Прежде чем принять такое решение, Исполком МОК должен предложить соответствующему НОК возможность быть выслушанным.

29. Состав НОКов*

1. Независимо от своего состава, НОКи должны включать:

1.1. всех членов МОК в их стране, если таковые есть. Эти члены имеют право голоса на генеральных ассамблеях НОК. Кроме этого, члены МОК в данной стране, на которых дана ссылка в Правиле 16.1.1.1., по своему положению являются членами исполнительного органа НОК, в котором они имеют право голоса;

1.2. все национальные федерации, являющиеся членами МСФ, чьи виды спорта включены в программу Олимпийских игр, или их представителей.

1.3. действующих или ушедших из спорта спортсменов, принимавших участие в Олимпийских играх, однако последние должны покинуть свой пост не позднее, чем по окончании трех Олимпиад с момента их последнего участия в Олимпийских играх.

2. В НОКи могут входить в качестве членов НОК:

2.1. национальные федерации, являющиеся членами МСФ, признанными МОК, виды спорта которых не входят в программу Олимпийских игр;

2.2. группы комплексных видов спорта и другие организации спортивного назначения или их представители, а также лица, имеющие национальность данной страны, которые могут повышать эффективность НОК, или которые имеют выдающиеся заслуги в деле спорта и Олимпизма.

3. Голосующее большинство НОК и его исполнительного органа должно быть представлено голосами национальных федераций, указанных в параграфе 1.2 (см. выше), или их представителей. Когда принимаются решения по вопросам, касающимся Олимпийских игр - принимаются в расчет только голоса членов этих федераций и исполнительного органа НОК. Если это одобрено Исполкомом МОК, НОК может также включить в свое голосующее большинство при решении вопросов, связанных с Олимпийскими играми, голоса членов МОК для своей страны, на которые дана ссылка в параграфе 1.1. выше, а также голоса действующих или ушедших из спорта спортсменов его страны, на которых дана выше ссылка в параграфе 1.3

4. Правительства или иные общественные власти не могут назначать членов НОК. Однако НОК может принять решение по своему усмотрению об избрании в качестве своих членов представителей этих властей

5. Территориальная юрисдикция НОК должна совпадать с границами страны, в которой он находится и заседает.

Национальные федерации

Чтобы быть признанной НОК и быть принятой в качестве члена этого НОК, национальная федерация должна заниматься конкретной реальной и долговременной спортивной деятельностью, быть членом МСФ, признанной МОК, управляться и соответствовать во всех аспектах Олимпийской Хартии, а также правилам своей МСФ.

Страна и название НОК

1. В Олимпийской Хартии выражение «страна» означает независимое Государство, признанное международным сообществом

2. Название НОК должно соответствовать территориальным границам и традиции его страны и быть утвержденным Исполкомом МОК.

Флаг, эмблема и гимн НОК

Флаг, эмблема и гимн, принятые НОК для использования в своей деятельности, включая ОИ, должны быть утверждены Исполкомом МОК.


Глава 5. Олимпийские игры

Культурная программа

ОКОИ должен организовать культурную программу, которая должна охватывать, как минимум, весь период функционирования Олимпийской деревни. Такая программа должна быть заранее представлена на утверждение в Исполком МОК.

Возрастные ограничения

На Олимпийских играх не может быть возрастных ограничений для участников кроме тех, которые предусмотрены в правилах соревнований МСФ и утверждены Исполкомом МОК.

Молодежный лагерь

С разрешения Исполкома МОК, ОКОИ может под свою ответственность организовывать по случаю Олимпийских игр международный молодежный лагерь по случаю проведения Олимпийских игр.

49. Освещение Олимпийских игр средствами массовой информации*

1. МОК берет на себя ответственность обеспечить Олимпийские игры широким освещением в различных средствах массовой информации и, по возможности, самой большой аудиторией в мире.

2. Принятие всех решений относительно освещения Олимпийских игр в средствах массовой информации находится в компетенции МОК.

IV. ПРОТОКОЛ

Протокол

1. В течение всего периода Олимпийских игр только Исполком МОК имеет право определять протокол, применимый на всех объектах, находящихся под ответственностью ОКОИ.

2. На всех олимпийских мероприятиях, проводимых во время Олимпийских игр, старшинство принадлежит членам, почетному Президенту и почетным членам МОК в порядке их избрания в МОК, во главе с Президентом и вице-президентами, затем членам ОКОИ, президентам МСФ и президентам НОК.

3. ОКОИ, МСФ и НОК, а также все другие аккредитованные лица, принимающие участие в Олимпийских играх в любом качестве, должны соблюдать правила «Регламента по протоколу МОК», а также всем другие инструкции Исполкома МОК, которые касаются вопросов, изложенных в данном Правиле.

Почетный список

МОК и ОКОИ не составляют никаких широкомасштабных реестров по странам. ОКОИ составляет почетный список с указанием всех фамилий медалистов и награжденных дипломами по каждому виду спорта. Фамилии медалистов должны постоянно демонстрироваться в хорошем видном месте на основном стадионе.

V. АРБИТРАЖ

Споры - арбитраж

Все споры, возникающие по случаю и в связи с Олимпийскими играми, должны решаться исключительно в Международном спортивном арбитражномсуде в соответствии с Кодексом спортивного арбитража.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ОЛИМПИЙСКИЙ

КОМИТЕТ

ОЛИМПИЙСКАЯ ХАРТИЯ

© Международный Олимпийский Комитет

Шато до Види – C.P. 356 – CH-1007 Лозанна/Швейцария

Тел.: +41 21 621 61 11 – Факс: +41 21 621 62 16

Все права защищены

Аббревиатуры, используемые в Олимпийском движении. 4

Предисловие к Олимпийской Хартии. 4

Преамбула. 5

Основополагающие принципы Олимпизма. 5

Глава 1. Олимпийское движение и его деятельность. 6

1. Состав и общая организация Олимпийского движения. 6

2. Задачи и роль МОК*. 6

Официальное разъяснение к Правилу 2 . 6

Популярное