» »

ВСД: дорога вопросов. По живому, или как затормозить восточный скоростной диаметр Три скоростных диаметра западный центральный и восточный

10.01.2024

В Петербурге в эти дни обсуждают изменения в Генплан. Важных «новинки» две – Аэроэкспресс до Пулково и изменение трассы Восточного скоростного диаметра. Последний проект свяжет платную трассу ЗСД с кольцевой дорогой. Он и вызвал самые ожесточенные споры. Жители недовольны, что магистраль пройдет под их окнами. «Комсомолка» отправилась на общественные слушания в администрацию Невского района.

«У НАС НЕ МИТИНГ»

Однажды жители ЖК «Ладожский парк» в Невском районе узнали о том, что проектируемая трасса Восточного скоростного диаметра (проще говоря – ВСД) неожиданно сползла немного восточнее. По новому проекту Генплана она должна проходить не между железной дорогой и их домами, а по эстакаде у улицы Ворошилова – практически запирая квартал из пятнадцати многоэтажек в кольцо.

Я когда об этом узнала, у меня давление поднялось, - рассказывала журналистам дама, посетившая общественные слушания Генплана. В здание администрации она пришла, чтобы выразить свое несогласие. – У нас инициативная группа есть. Сюда пришли человек пятнадцать. Но за нами интересы всех жителей квартала. А там только детей три с половиной тысячи.

И правда - малый актовый зал заполнился под завязку. Люди стояли в проходах, как будто ждали выступления рок-звезды. Тех, кто к началу опоздал, отправляли в другое помещение – там даже организовали видеотрансляцию. Судя по всему, граждане подготовились к обсуждению серьезно. Кто-то принес альтернативные проекты скоростной магистрали – и достаточно подробные. Кто-то прижимал к груди сложенные в трубочку транспаранты.

Только давайте без плакатов. Здесь у нас не митинг! – предупредил перед началом слушаний начальник отдела строительства администрации Невского района Юрий Смирнов . – Кто будет вести себя неадекватно – вызовем наряд. К сожалению, так получилось – много народа пришло…

Эти слова публика встретила смехом.

x HTML-код

Чем недовольны жители ЖК Ладожский парк. Антон РАТНИКОВ

«БРОСАЮТ ПОД ТАНКИ»

В следующий раз публика дала о себе знать, когда представители администрации начали зачитывать изменения в генплан. Их не так много. Часть связана, например, со строительством Аэроэкспресса в Пулково – а он к району отношения не имеет. Люди начали возмущаться. Общее настроение подхватил депутат ЗакСа Игорь Высоцкий. Он вскочил с места.

Сколько это может продолжаться! Давайте про Невский !

Депутату, видимо, не смогли отказать. И перешли к сути проблемы. Стали обсуждать неожиданное отклонение трассы ВСД.

Мы когда покупали дома, говорили, что уберут асфальтобетонный завод и колонию строго режима! А вместо этого еще и дорогу решили проложить! – возмущались люди с мест.

Дело в том, - взял микрофон глава отдела реализации и мониторинга генплана КГА Александр Мюльберг, - что в старом генплане трасса должна была проходить по территории, которую сейчас занимает колония. Но планы по ее выводу за пределы города отодвигаются на дальнюю перспективу. А между Ладожским вокзалом и колонией мы ВСД не впихнем. Поэтому проектировщики проложили трассу восточнее.

То есть заключенные для вас важнее, чем мы! – жители истолковали слова по-своему.

Их постарались успокоить. Стали говорить, что новая трасса соответствует всем нормам. От нее до жилых домов – 150 метров. Мол, этого хватит.

Там и того нет! Вы вообще были у нас? Максимум сорок! – отвечали люди.

Ситуация грозила выйти из-под контроля. Крики раздавались со всех концов зала.

Мы не хотим, чтобы под нашими окнами проходила трасса! Подумайте об экологии! О детях!

Когда я вижу генплан, мне хочется плакать!

Нас бросают под танки!

Кто-то в этот момент спрашивал у соседа:

Скажите, а чем ВСД отличается от ЗСД?

К микрофону вышел один мужчина с совсем уж странным предложением:

Перенесите вы этот ВСД восточнее кольцевой дороги – и получите Восточный скоростной диаметр.

Его слова тоже внесли в протокол.

«ВАШЕ МНЕНИЕ УЧТУТ»

Казалось, зреет бунт. И неожиданно все успокоилось. Беседа, как говорят, перетекла в конструктивное русло. Президиум взял инициативу в свои руки. Помогла вежливость.

Вы поймите, - объяснял всем Александр Мюльберг , - это не окончательное решение. Мы здесь и собрались, чтобы вас выслушать. Правительство города обратит внимание на эти просьбы. Они все попадут в протокол.

Нашлись, конечно, и те, кто этим словам не поверил: «Знаем, как вы все там принимаете!», но градус дискуссии действительно упал.

Для города необходима эта трасса, если на ней будут грамотные развязки, - признался Илья Коломиец , живущий в доме на Ворошилова. А его сосед Антон Борисенко посоветовал найти подход к руководству УФСИН.

Научитесь договариваться с другими ветвями власти. Пусть вывозят эту тюрьму и рисуют трассу, как было! – сказал он.

Александр Мюльберг пообещал, что это мнение тоже учтут.

Было бы смешно, если бы я сказал, что сейчас все сам перерисую, согласитесь? – спросил он. К этому моменту они с присутствующими в зале уже почти сдружились.

Даже выступление депутата Высоцкого , который полтора часа словно сидел в засаде, не вызвало особых эмоций.

Этот квартал мне дорог. Люди потом ко мне же на прием придут. Поэтому я с вас, Александр Александрович, не слезу, - сказал он и тут же покинул зал.

x HTML-код

Выступление депутата Игоря Высоцкого на общественных слушаниях по генплану. Антон РАТНИКОВ

Потянулись к выходу и остальные. По большому счету, все было понятно. Теперь пожелания соберут, обобщат и после 4 марта, когда закончатся все обсуждения, представят в сформированную правительством города комиссию. Она уже и будет выносить решение – оставлять трассу в нынешнем варианте или идти людям навстречу. Как признаются эксперты, делать какие-то выводы еще рано. Тем более, что строительство внезапно оскандалившейся трассы начнется не скоро. Только первая очередь – с мостом через Неву – запланирована на 2030 год. А когда руки дойдут до улицы Ворошилова не знает вообще никто.

Много месяцев горожане оживленно обсуждают открытие Западного скоростного диаметра. Одни радуются локальному избавлению от пробок, другие сетуют на тарифы. За всей этой шумихой мы стали забывать про брата ЗСД — Восточный скоростной диаметр, который на самом деле правильнее называть Восточный скоростной радиус. Он также известен как Восточная хорда.

По состоянию на 2017 года ВСР все еще проектируется. Если планам суждено будет сбыться, то радиус соединит Западный скоростной диаметр и Кольцевую автодорогу.

  • Главный плюс: ВСР разгрузит юго-восточную часть города.
  • Главный минус: проезд будет платным. Примерный размер платежа неизвестен.

Ниже представлена возможная трассировка магистрали.

Разные цветами здесь отмечены разные очереди (этапы) строительства.

  • I очередь: участок от улицы Седова до Ладожского вокзала;
  • II очередь: а) участок от Ладожского вокзала до границы Петербурга, б) участок от границы Петербурга до развязки с КАД;
  • III очередь: а) участок от развязки с ЗСД до Софийской улицы; б) участок от Софийской улицы до улицы Седова.

В качестве возможного рассматривается вариант строительства тоннеля под Невой, в створе Зольной и Фаянсовой улицы. Тоннель рискует городу на 3-4 млрд рублей дороже, чем обошелся бы мост, но чиновникам это кажется несущественным. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин находит тоннель хорошим решением с точки зрения видовых характеристик.

Есть несогласные

Слушания февраля-марта 2017 года выявили, что есть ярые противники строительства хорды.

Вероятность прохождения дороги вдоль улицы Ванеева вызвала сильное недовольство жителей — того, что на пересечении улиц Кржижановского и Латышских Стрелков. Сданные дома этого комплекса, по проекту, практически прилегали к радиусу. Другой группой жителей, которым не понравился замысел властей, стали жители Красногвардейского района. Без митингов не обошлось.

Стенания простых людей возымели действие: взял время «подумать».

В апреле 2017 года на итоговом заседании комиссии по изменениям генплана Санкт-Петербурга был принят вариант, учитывающий интересы 15 тысяч человек, проживающих в ЖК «Ладожский парк» . Согласно поправкам, ВСР отодвинется от новостройки, максимально прижавшись к железной дороге.

Скандал вокруг ВСР стал одним из самых громких конфликтов в сфере дорожного строительства последних лет.

Сквозь преграды

По словам Полтавченко, на строительство уйдет не больше 3 лет, при этом начало активных работ намечено на середину - конец 2018 года.

С 2016 года город ведет переговоры с немецкими, итальянскими, венгерскими и китайскими инвесторами, но никто из них пока не выбран. Георгий Полтавченко уверен, что одна компания весь проект «не потянет», и надеется, что удастся привлечь еще и федеральный бюджет.

Вот что сейчас известно про магистраль:

Наиболее крупные развязки ВСР расположатся на пересечении с ЗСД, КАД, Мурманским шоссе и Витебским проспектом.

Итоги

Проект Восточного скоростного диаметра могут еще не единожды пересмотреть, отложить, а то и вовсе отменить. Насколько мы можем видеть, реализация не в последнюю очередь зависит от нахождения инвесторов. Сложно предугадать глобальные последствия ввода в эксплуатацию Восточной хорды: экологические, инфраструктурные, экономические и прочие. Нам бы для начала увидеть окончательнейший из окончательных вариант проекта. Он может появиться уже 30 ноября 2017 года.

Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Трасса Восточного скоростного диаметра (ВСД) пройдет вдали от жилого квартала. Такое решение приняла комиссия по подготовке изменений в Генеральный план Петербурга. Кроме того, комиссия утвердила ряд изменений, касающихся линии аэроэкспресса и строительства обхода Красного села.

«ВСД пройдет с учетом мнения жителей», — отмечается в сообщении пресс-службы вице-губернатора Петербурга Игоря Албина. Ранее рассматривался рядом с ЖК «Ладожский парк», в котором проживает 15 тыс. человек. Это недовольство местных жителей. В итоге было представлено несколько альтернативных вариантов трассировки. Среди них — с улицы Зольной и увод от Ладожского вокзала или под колонией, которая стоит на пути новой магистрали.


Будущая трасса ВСД (Фото: gov.spb.ru)

Итоговый вариант стал компромиссным. Он предполагает изменение маршрута трассы на участке от проспекта Энергетиков до улицы Коммуны. Трасса пройдет в стороне от жилого квартала и улицы Ворошилова. Далее магистраль пройдет вдоль железной дороги до улицы Коммуны. В новом варианте также перенесена развязка ВСД на Российском проспекте — она будет на выезде из Петербурга.

Справка

По планам чиновников, ВСД обеспечит перераспределение транспортных потоков, снизит нагрузку на улично-дорожную сеть и ближайшие мосты — Александра Невского и Володарский, а также уменьшит поток транзитного грузового транспорта.

В конце 2016 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко , что строительство ВСД может начаться через полтора-два года. По его словам, потенциальные инвесторы оценивали строительство новой магистрали в 150-160 млрд руб. Финансово-экономическая модель проекта должна быть определена к концу 2017 года.

Аэроэкспресс, обход и развязка

Комиссия также поддержала от Витебского вокзала до аэропорта Пулково и строительство путепроводной развязки на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом в Московском районе. Построить развязку планируется к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018. Развязка улучшит связь между Московским, Фрунзенским и Кировским районами, полагают дорожники.


Сооружение путепроводной развязки на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом (Фото: krti.gov.spb.ru)

Запланировано и строительство линии скоростного трамвая в Пушкинском районе из Купчино в сторону поселка Шушары и района Славянка. «Проект позволит связать удаленный район с центром города, разгрузив в первую очередь Московское шоссе, Софийскую улицу, Петербургское шоссе и Витебский проспект», — отмечается в сообщении пресс-службы вице-губернатора.

Поддержала комиссия и строительство обхода Красного села. Согласно предложению, выход транспорта планируется осуществить на Нарвскую и Красногородскую улицы, которые становятся участками магистрали городского значения.

Предложения комиссии теперь будут направлены на рассмотрение в городской парламент. Процедуру внесения изменений в Генплан планируется завершить до конца июня 2017 года.

Впервые о создании восточного скоростного диаметра (ВСД) начали говорить в 2012 году. Инициативу создания ВСД предложил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

Так, в послании ЗакСу он указал на необходимость построения автомагистрали, которая будет иметь способность сделать город менее загруженным. Более детально узнать о ВСД можно в этой статье.

Несмотря на перспективные планы создания восточного скоростного диаметра, данный проект так и не был реализован, хотя уже прошло больше чем 5 лет. Но все же на сегодня проект снова стоит на рассмотрении многих специалистов и в общественности.

Стоит отметить, что для того чтобы решить дальнейшую судьбу данного проекта было даже заседание в 2017 году общественного совета при комитете по развитию транспортной инфраструктуры администрации города Санкт-Петербурга.

В ходе рассмотрения данного проекта многие поддержали его и указали на необходимости построения данной автомагистрали. При этом был одобрен второй вариант трассировки магистрали, который немного отличался от первого варианта.


Стоит отметить, что начальник отдела проектирования комитета по развитию транспортной инфраструктуры администрации города Санкт-Петербурга Андрей Шашков указал на то, что по протяжности улично-дорожной сети Санкт-Петербург не отстает от городов Западной Европы и Северной Америки.

Эти регионы похожие по своей численности и плотности населения. Но главной проблемой, которая отличает нас от развитых стран это недостаток автомагистралей, а именно их километровой протяжности.

Это в свою очередь не обеспечивает критерий удобного и комфортного передвижения граждан.

Именно этот факт дал направления в дальнейшей работе над созданием новых магистралей и новых дорог, для того чтобы обеспечить качественное и скоростное передвижение граждан.

Согласно второму плану трассировки магистрали она должна иметь такие параметры:

  • протяжность – 22,5 км, в том числе и по Санкт-Петербургу 14,5 км;
  • количество полос – 6 полос;
  • средние параметры интенсивности движения – 50-100 тыс. автомобилей за сутки;
  • общая стоимость проекта – 150 млрд. руб.;
  • время для реализации проекта – 5-7 лет;
  • стоимость для проезда – в пределах 60 руб. для легковых транспортов и 150 руб. для грузовых машин.

Именно соблюдая эти критерии и параметры в ближайшем будущем должен появиться восточный скоростной диаметр.

Какие этапы строительства запланированные

Проект построения трасы восточного скоростного диаметра заключает в себе определенные этапы строительства трассы.


Первым этапом строения дороги охватывается участок от западного скоростного диаметра до Витебского проспекта.

Также здесь хотят сделать крупные транспортные развязки при пересечении магистрали с Западным скоростным диаметром (ЗСД) и Московским, Витебскими проспектами.

Данный этап даст возможность подключить к (ЗСД) большую часть Московского района и сделать разгрузку с постоянной загруженности этих проспектов.

Вторым этапом постройки проектом указано постройка участка от Витебского до Союзного проспекта. Согласно этому предлагается осуществить три крупных развязки на Софиевской улице, Глухозерском шоссе и Союзном проспекте, а также мостовой переход через реку Нева.

На данный момент вопрос, касаемо построения тоннеля не рассматривался, но на заседание Комитета Национального объединения строителей по освоению подземного пространства, который прошел в Санкт-Петербурге, была представленная идея сооружения перехода реки Нева.

Председатель Комитета, генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров предложил наработки тоннельного перехода через Неву для ВСД с завлечением специалистов ОАО «Ленметрогипротранс».

После получения пожеланий и технических данных от всех сторон, которые были заинтересованы в данном проекте, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга все-таки оставил на рассмотрении идею варианта сооружения высоководного разводного моста. Такой мост позволит обеспечить постоянную переправу.

Так, эксперты Комитета указывают, что в юго-восточной части города очень мало мостовых переходов. Поэтому с дальнейшими крупными застройками и расширением города обязательно должен появиться новые мосты, в том числе и автомобильные.

Третий этап заключается в том, что ВСД должно пройти от Союзного проспекта до административной границы Санкт-Петербурга у улицы Коммуны. Но стоит отметить, что на сегодня конкурс на разработку проекта, касаемо планировки данного проекта не был разработан и представлен.

Проблемы с созданием планировки заключаются в том, что трассировка магистрали, которая существует сегодня вызывает много возражений как со стороны администраций двух районов Петербурга, а также и возмущений со стороны населения.

Так народ обеспокоен тем, что дороги находятся и будут находиться достаточно близко к жилым домам. Это в свою очередь не будет давать нормально жить населению из-за повышенного шума и загрязнения атмосферы.

Также на пути к магистрали возникает достаточно сложный участок, а именно: Ладожский вокзал, ЖД, ЖК и исправительная колония №7. Конечно власти планирует задействовать Ладожский вокзал исключительно для езды «легкого» метро, также стоит под большим вопросом перенос исправительной колонии № 7. Все эти вопросы остаются открытыми и нуждаются в решении в ближайшее время.


Недавно Андрей Шашков указал на то, что в перспективе должен быть выбран маршрут в обход Ладожского вокзала, а также полосы отвода железной дороги и колонии.

Магистраль будет должна пройти на расстоянии 150 м. от ЖК «Ладожский парк». Именно это место больше всего и вызывает протесты у жителей данного жилого комплекса.

Стоит отметить, что постоянные заявления Комитета по развитию транспортной инфраструктуры о том, что должны быть построенные сооружения, которые позволят снизить шумовую и вибрационную нагрузку на жилые помещения, которые находятся вблизи от трассы.

Но такие заявления не внушают доверия в граждан, поскольку экологическая обстановка и уровень опасности все же настораживает жителей, которым придётся находиться рядом с автомагистралью.


Автодорожный тоннель

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры отмечает, что все наработки касаемо ВСД не стоит рассматривать как окончательные проекты.

Поскольку ряд проблем, которые возникают при постройке, заставляют постоянно вносить коррективы.

Так, если учитывать плотности застройки некоторых районов, то в последнее время активно рассматриваются предложения о создании ряда подземных тоннелей или переходов над городскими застройками.

Все это даст возможность решить очень много проблематичных вопросов. Также рассматривались и проекты о постройке обходных объектов снизу или сверху над исправительной колонией №7.

Когда ждать открытия ВСД?

Стоит отметить, что точной даты реализации открытия ВСД нет. Конец застройки планируется примерно в ближайшие 5-7 лет. Так, в 2017-2018 году будет окончательно сделанные планы, которые полностью отобразят протяжность и технические характеристики магистрали.

А сами строительные работы будут занимать примерно 5 лет. То есть уже к 2023 году стоит ожидать начало эксплуатации дороги.

Будущее строительство широтной магистрали, или Восточного скоростного диаметра, обсудили на совещании у вице-губернатора Петербурга Игоря Албина. Напомним, трасса должна пройти внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов. В ее составе придется предусмотреть переход через Неву в створе улиц Фаянсовой и Зольной.

Пока институт «Стройпроект» занимается разработкой двух участков трассы: от ЗСД до Витебского проспекта и далее до пересечения Союзного проспекта с проспектом Энергетиков. Закончить проектирование институт по условиям госконтракта должен в феврале 2018 года.

С третьим же участком, который начинается от пересечения Союзного пр. и пр. Энергетиков и идет до границы Петербурга, а затем по территории области до Мурманского шоссе, все непросто. Во-первых, на этой неделе правительство Ленобласти решило , что никак не удешевит проект.

Во-вторых, в черте города с этим участком тоже есть проблемы, без решения которых невозможно не только проектировать дорогу, но даже разрабатывать проект планировки территории. Они, собственно, и обсуждались у г-на Албина: в частности, как пройти магистралью через зону Ладожского вокзала и исправительной колонии №7 и что делать с переправой через Неву.

Обойти колонию с юга мешает общественное мнение - дорога пройдет вплотную к жилым домам. В качестве компромисса власти решили обойти колонию с севера, хотя по всем показателям лучше пустить трассу по эстакаде, непосредственно над колонией. Однако Смольному непросто будет договориться с Федеральной службой исполнения наказаний. Придется как минимум выработать специальные требования и условия.

Вторая проблема - мост через Неву в створе улиц Фаянсовой и Зольной. Предварительные технические требования, выставленные администрацией Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей, говорят о том, что новый мост должен быть неразводным, с высотой подмостового габарита не менее 30 метров. Однако при таких условиях мост попадает в зону охраняемых панорам, он находится близко к Финляндскому железнодорожному мосту, который считается памятником, и к церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». А вести переговоры с КГИОП ненамного проще, чем с ФСИН.

Цену вопроса определил сам вице-губернатор, предложив разработчикам проекта подумать о тоннеле.

«Тоннель ведет к удорожанию на 3-4 млрд, что несущественно при столь масштабном проекте, - заявил г-н Албин. - Но это хорошее решение с точки зрения видовых характеристик».

Неизвестно, разделят ли точку зрения вице-губернатора частные инвесторы. Собственно, это им придется платить за мост, который вот-вот превратится в тоннель (трасса должна строиться по концессии). Придать этой идее аппетитный вид предстоит Комитету по инвестициям, который отвечает за подготовку финансово-юридической модели проекта.

Напомним, на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2017-го Смольный подписал соглашения об участии в строительстве ВСД с банком ВТБ и Евразийским банком развития. Предложения будут сделаны и другим инвесторам, российским и иностранным.

Популярное