» »

Урок тему род имен существительных. Конспект урока по русскому языку на тему "род имен существительных"

21.02.2024

Конспект урока

по русского языка для 2 класса

на тему:

«Род имён существительных.

Определение рода имён существительных»

Планируемые результаты урока: учащиеся научатся приводить примеры существительных женского, среднего и мужского рода, определять род существительных с использованием личных местоимений.

Метапредметные УУД:

познавательные

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

регулятивные

Ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов – целеполагание;

Уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям, вносить необходимые коррективы, уточнения;

коммуникативные

Работать с учителем;

Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

Работать в группе.

Личностные УУД:

Осваивать новую социальную роль «Я - ученик»;

Предоставить учащимся самостоятельность в решении учебных задач;

Создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослым.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с именами существительными, модель человека, клей-карандаш, цветные кружочки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

Самоопределение к деятельности.

С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и читать!

Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Каждый выполняет пожелания учителя.

Работа в парах.

Презентация.

Актуализация знаний

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Итак, откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:

Двадцать шестое января

Классная работа.

На доске запись:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Ребята, как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны?

Сегодняшний урок предлагаю провести под девизом: интересно всё то, что неизвестно. Русский язык богат тайнами. Сегодня на уроке каждый из вас должен провести своё исследование и сделать своё открытие.

Словарная работа

Я предлагаю вам очень интересное задание: я буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в свою тетрадь в строчку через запятую.

Вспомним: первое слово пишется с заглавной буквы.

Маленькие домики

По улицам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (а втобус)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда (тролл ейбус)

В жёлтом море корабль плывёт.

Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт. (ко мбайн)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит. (тра ктор)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесётся до звёзд. (ра кета)

Ребята, что объединяет эти слова?

(они отвечают на вопрос что?)

Что они обозначают?

(обозначают предметы, неодушевлённые, нарицательные, стоят в ед.ч.)

Какой частью речи они являются?

Что такое имя существительное?

Ребята, запомните правописание данных слов, это словарные слова. Давайте выделим орфограммы в словах.

Актуализация знаний.

У нас на уроке сегодня присутствует кот Леопольд, который будет путешествовать с нами весь урок и помогать вам узнавать новое.

Он предлагает интересное задание: у вас на столах лежат карточки с заданиями, необходимо записать эти слова, исключив лишнее слово.

1 группа - мама, девочка, погода, кофта, летит.

2 группа – папа, красивый, мальчик, дядя, свитер.

3 группа – крыло, яркое, солнце, веселье, колесо.

Ребята, а какие же слова можно употреблять в речи вместо существительных? Эти слова указывают на них, но не называют (МЕСТОИМЕНИЯ – они наши помощники сегодня на уроке – ОН, МОЙ, ОНА, МОЯ, ОНО, МОЁ.)

Ребята, дайте продолжим работу с этими же словами. Я предлагаю придумать предложение с одним из данных слов, записать его в тетрадь и подчеркнуть грамматическую основу. Что является грамматической основой?

Например:

Мама пошла лес.

2 группа-

Папа строил дом.

3 группа-

Солнце светит ярко.

А теперь попробуем заменить подлежащее, выраженное существительным местоимением.

Например:

Она пошла лес.

2 группа-

Он строил дом.

3 группа-

Оно светит ярко

Как же определить женский род, мужской или средний? (Заменить местоимением)

Ребята, какие местоимения помогут нам в этом? (он, она, оно)

Дети разбиты на 3 группы.

Осуществляют анализ материала.

Групповая работа, презентация,

Элементы игра «Найди лишнее».

Постановка учебной задачи.

Есть ли отличие у существительных первой группы, второй и третьей?

Какое? (у них разные рода)

О чём же будем говорить сегодня на уроке?

Правильно, мы узнаем новый грамматический признак имени существительного – род.

Сформулируйте тему нашего урока:

«Род имен существительных»

Итак, ребята, какую задачу мы должны поставить перед собой?

(задачи урока – понять, что такое род существительных, научиться определять род имён существительных, выявить признаки каждого рода).

Итак, мы научимся распознавать род имени существительного .

Но чтобы вы лучше разобрались с темой нашего урока, я хочу вас познакомить с одной очень интересной сказкой.

В одном королевстве жили имена существительные. Сначала имена сущ. были очень и очень похожи, что сама королева их путала. И вот королева издаёт указ: «Кто придумает для моих слуг-существительных знаки различия, тот будет награжден.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали они указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но сначала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова, делили. Да так и не разделили их до конца.
Пришла королева и сказала:
- Пусть те слова, которые забрал себе муж, будут мужского рода (туда попали слова: муж, брат, дядя, стол и др.)
Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, дочь, мама, весна и др.) А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (туда попали слова: окно, солнце, небо и др.)»
С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия имен существительных.

Анализируют, опираясь на собственный опыт, знания.

Беседа с подводящая к теме.

«Открытие нового знания».

(8 минут)

Стихотворение:

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило твоё.

Русский язык-это целая наука. И практические знания должны опираться на науку. Поэтому давайте прочитаем правило на стр. 25

Самостоятельная работа, анализ и синтез, развитие речи.

Работа с учебником.

Групповая работа, диалог, подводящий к открытию знания.

Первичное закрепление

Стр. 25 упр.39.(определение рода сущ.)

1 ученик записывает слова жен. рода (волна, тетя, земля, девочка, метель)

2 ученик записывает слова муж. рода (дядя, стол, дедушка, мальчик, диван)

3 ученик записывает слова ср. рода (гнездо, море, пальто, солнце, платье)

Итак, в какие три группы мы распределили слова? А как мы определили, к какой именно группе относятся слова? Какой вопрос мы задаем, что бы определить род?

Стр. 26 упр.40 (выделение окончаний сущ.)

Вывод: чтение материала об окончаниях на стр. 26.

Дети выходят к доске, определяют род существительных.

Работа у доски, комментированное письмо.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На слайде записаны существительные. Распределите их по родам в три столбика.

Сверяем свои ответы с ответами Леопольда.

Поднимите руки:

Кто выполнил правильно все задания?

Кто допустил 1-2 ошибки?

Самостоятельно выполняют задание, находят ошибки.

презентация, самооценка.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Ребята, вот еще одно задание.

Прочитайте народные мудрости, объясните их смысл. Напишите предложения. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

Мир освещается со…нцем .

Дружба – великая сила.

Делать д…бро спеши.

Подчеркнем имена сущ., попробуем определить род.

Мир - муж. р.

Солнце – ср. р.

Дружба - жен. р.

Сила – жен. р.

Добро - ср. р.

Какого рода бывают имена существительные?

Как определить род имен существительных?

Давайте вспомним секрет запоминания родов:

Женский род - запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

Выполнение упр. 41 (устно определение рода сущ.) Письменно на доске морфемный разбор слов

Оленька, полюшко.

Дети коллективно объясняют смысл пословиц, находят существительные, определяют род и думают к какому шифру относится предложение. Записывают в тетрадь, помогая друг другу в написании букв.

Проверяем написание, проговаривая орфограммы.

Морфемный разбор слов у доски

Фронтальная работа, комментированное письмо, анализ материала

Рефлексия деятельности.

Вернёмся к началу урока:

Какую тему урока мы сформировали в начале?

Каковы были задачи нашего урока?

А выполнили ли мы с вами эти задачи?

Что нового узнали на уроке?

А какое задание вам понравилось больше всего?

У каждого из вас есть смайлик, я попрошу вас дорисовать его, изобразив ваше настроение на данный момент (улыбка, равнодушие или грусть).

Ответы детей.

Задание на дом.

Стр.26 №42, правила на стр. 25-26

Озвучиваю оценки за урок.

Мне было приятно с вами работать. Вы большие молодцы. Активные и умные ребята! Желаю вам успехов!

Записываем задание в дневник.

Физкультминутка для глаз (с котом Леопольдом).

Грамматическая тема: Род имен существительных.

Лексическая тема: Есть правила, которые надо усвоить.

Цель урока: Научить учащихся определять род имен существительных.

Задачи:

Расширить знания учащихся о существительных; познакомить с алгоритмом определения рода в русском языке;

Способствовать развитию навыков письменной и устной связной речи, формированию функциональной грамотности на уроке;

Воспитывать быть добродушным, вежливым и пользоваться «волшебными» словами.

Тип урока : нетрадиционный.

Вид урока: объяснение новой темы

Методы и приемы: слово учителя, элементы беседы, объяснительно-иллюстративный метод, метод сопоставления, метод интерактивной технологии; творческая деятельность учащихся, работа со словарем русского языка

Оборудование : показ презентации (проектор, экран, ученическая доска)

Технологическая часть: Слайдовые материалы, электронный учебник.

Девиз урока:

Чтобы радость друг другу дарить,

Надо добрым и вежливым быть.

(Слайд №1)

Ход урока

Приветствие учителя.

Слово учителя: Сегодня наш урок мы начнем с рефлексии.

Текст рефлексии (идет симфоническая музыка «Времена года» Шопена):

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь

И друг другу улыбнитесь! (Слайд №2)

Слово учителя: Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается. От улыбки жизнь становится чуточку радостнее и добрее. Думаю, что и наш урок пройдёт в доброжелательной обстановке и с пользой для всех.

Работа на доске.

Девятнадцатое января.

Классная работа.

2.Опрос домашнего задания.

Лексическая тема:

«Как бы, друг, ты жить хотел?»

Грамматическая тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

3.1. Актуализация знаний.

1) Орфографическая минутка

Упр.216, стр.94. Проверка домашнего задания с помощью наборов магнитных букв алфавита.

Земля, часть света, Европа, Азия, юг, океан, море, река, степь.

4. Подводящий диалог к формулированию новой темы.

Слово учителя: Вы знакомы с именем существительным?

Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме "Имя существительное"

4.1. Игра "Да - нет"

    Имя существительное - это часть речи? (Да!)

    Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)

    Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

    Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

    Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

    Мальчик, девочка- одушевленные существительные?(Да!)

    Книга, портфель – неодушевленные существительные? (Да!)

    Актобе, Памир – нарицательные существительные? (Нет!)

    Газета, море – собственные существительные? (Нет!) (Слайд №3)

Слово учителя. В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.

Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.

4.2.Прочитайте слова, напечатанные на разрезных карточках. Что это за слова?

Проблема : Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в парах. Учащиеся записывают эти слова в тетради, распределив по родам.

Гвоздика, незабудка, роза, ромашка, яблоня; поле, дерево, солнце, сено, лето, утро; автобус, трамвай, троллейбус, поезд, трактор (имена существительные).

Слово учителя. Объясните свой выбор.

5. Совместное "открытие" нового знания.

    По какому признаку определили существительные (Можно про них сказать - она, моя. он, мой. Остальные - в третью группу.)

    Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?

Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 - М.р., в 3 - Ср.р.

Слово учителя. Оказывается, у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.

Тема нашего урока: "Род имён существительных" (Слайд № 4 по щелчку)

    Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

    Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)

5.1. Работа по электронному учебнику.

3 класс. Моя семья и я. Грамматика. 1- задание.

Мягкий знак (ь) после шипящих

пишется не пишется

На конце существительных На конце существительных

женского рода в ед. числе мужского рода в ед. числе

Речь, помощь, рожь, молодежь, мышь.Грач, шалаш, плащ, врач, гараж.

Слово учителя: Ребята, у существительных множественного числа род не определяется. Брюки, ножницы,очки, сани, коньки. (Слайд № 5)

6.Закрепление урока.

Лексическая тема нашего урока «Есть правила, которые надо усвоить»

6.1.Упр.217, стр. 94. Рассказ «Задача» Валентины Осеевой.

Из теории литературы: Что такое тема? Что такое основная мысль текста?

Как определить главную тему текста?

Тема- это предмет, основное содержание.

Что такое основная мысль текста?

Основная (главная) мысль текста - это основной анализирующий признак.

Главная мысль текста заключена внутри его формы и раскрывается в основных тезисах, аргументах и заключении автора, касательно основной темы текста.

А) Чтение рассказа.

Б) В каком предложении раскрывается основная мысль рассказа? (-Однако есть правила, которые ты еще не усвоил.)

В) Что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль?

6.2.Составьте действие героев рассказа в хронологическом порядке.

Старый человек Восьмилетний мальчик

Было пять предметов Догнал старика и закричал: «У вас упала

С трудом поднял книгу. Не помог поднять книгу.

«Однако есть правила, Какие правила не усвоил мальчик?

которые ты еще не усвоил» Уважение к старшим. Мальчик должен был

вежливо обратиться к прохожему,

так как он пожилого возраста,

и помочь поднять книгу.

6.3.Творческая работа. ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ.
- Сейчас ребята под музыку, вы должны чуть-чуть помечтать о том, каким должен быть воспитанный человек и написать об этом 2-3 предложения (мини - сочинение)
(Друг должен быть добрым, воспитанным, не обижать, здороваться и т.д.)

Ребята, какие волшебные слова вы знаете?

Слово учителя. Уместно вспомнить девиз нашего урока:

Чтобы радость друг другу дарить,

Надо добрым и вежливым быть.

На слайде №6. Этикет – это правила поведения человека среди других людей.

Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом.

А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?

(Его называют культурным, воспитанным человеком.)

6.4.Работа по учебнику. Упр. 223, стр. 96.

Работа на доске.

6.5.Работа со слабоуспевающими.

Раздаточный материал.

1)Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие ошибки он сделал?

2) «Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа! Зовет меня Галька»
- А ты как его зовешь? - спросила мама
- Я его вообще, никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: «Эй, ты!» Скажите права ли Галя?

3). «Приходит Коля в класс, в школу. У двери его класса стоит учительница. Коля, увидев ее, обрадовался и побежал к ней, начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел. Какие ошибки допустил Коля?

6.5.Занимательная страничка “Знаете ли вы, что…”. (Слайд №7)

-Во многих языках мира (например, английском, турецком, китайском, армянском и др.) существительные не имеют рода.

-В древнерусском языке , кроме форм единственного и множественного числа, было ещё двойственное число (два стола, два гриба и т.д.).

7.Обобщение.

Сегодня мы расширили знания о существительном: изменение по родам. Читая текст «Задача» В.Осеевой мы увидели поступок мальчика, который не помог пожилому человеку.Для того, чтобы стать вежливым, вы ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становиться теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может поднять настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людьми.

Резервный материал.

Ребята, чтобы удостовериться, как вы усвоили грамматическую тему, предлагаю вам следующее задание .

Работа по электронному учебнику.

3 класс. Моя семья и я. Проверка достижений.(Слайд № 8)

Слово учителя.- Молодцы! Справились с заданием.

8.Домашнее задание.(Слайд № 9) Упражнение 225, стр.97. Задание по выбору. Текст «Не стоит благодарности».

9.Рефлексия. (Слайд № 10)

Я хочу сказать, что...

Мне было интересно...

10. Итог урока. Самооценка.

Разработка урока по теме « Род имён существительных»

5 класс (по учебнику М.М. Разумовской)

Карбаинова Ирина Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Любинская СОШ №1»

Тема « Род имён существительных»

Цели урока:

По достижению предметных результатов: углубить и расширить знания учащихся по данной теме (род несклоняемых имен существительных); учить правильно определять род имён существительных и согласовывать их с другими частями речи;

По достижению метапредметных результатов: развивать умение постановки познавательной цели, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

По достижению личностных результатов: формирование ценностного отношения к языку, овладение нормами литературного произношения для формирования культуры речи.

Тип урока: комбинированный на основе принципа повторяемости и принципа новизны.

Этапы урока

Задачи этапов

Результаты

Взаимодействие в образовательном процессе

Контрольно-оценочная деятельность

метапредметные

предметные

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Организационный момент

организация внимания и внутренней готовности, создание атмосферы доброжелательности и творческой активности

Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё в порядке?

Учебник Разумовской, ручка, тетрадка?

Каждый хочет отвечать и отметки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, я рада видеть вас на уроке. Вы здесь, чтобы научиться писать и говорить правильно и красиво.

Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

Оценивают свою готовность к уроку, садятся за парты.

Ребята, сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы, целеполагание.

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Развивать умение делать выводы;

Развитие умения постановки познавательной цели.

Объяснить изученную орфограмму

Развивать умение определять части речи

Знать алгоритм определения рода имён существительных

    Запишите словарный диктант, объясните изученные орфограммы в словах.

Словарный диктант.

Шью, вьюга, клянчить, муравьед, здание, съёмка, брошюра, бесхитростный, сгубить, море, солнце, песок, ветерок, жюри, гигантский.

    Назовите из диктанта имена существительные.

    Проверьте свою запись с записью на слайде.

    Давайте повторим:

    Что такое имя существительное?

    Как изменяется имя существительное?

    Назовите его постоянные признаки.

    Как определяется род имен существительных?

    Обозначьте окончания имён существительных, определите их род в словарном диктанте.

– Послушав «Весёлые рифмы», сформулируйте тему урока:

Род мужской, конечно, мой:

мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я;

То, про что скажу, – моя:

моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Моё окно, село моё.

Какова тема нашего урока?

Записать тему урока в тетрадь.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Что нам нужно знать, чтобы определить род, например, у слова ЖЮРИ?

Какой вывод можно сделать о наших знаниях по поводу рода имён существительных?

Цели зафиксировать на доске:

Повторить

Дополнить алгоритм

Запомнить род некоторых слов

Создаёт проблемную ситуацию на уроке.

Проблемный вопрос:

– А зачем нам нужно уметь определять род имён существительных?

Почему мы говорим, что имя существительное имеет род, а имя прилагательное изменяется по родам?

Записывают слова под диктовку учителя.

Вспоминают материал по темам, объясняют написание слов. Фиксируют затруднения.

Самооценка.

Выполняют задание индивидуально в тетрадях.

Соотносят выполненное задание со слайдом.

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы.

Самооценка.

Делают вывод, что затрудняются определить род у слова ЖЮРИ.

Формулируют тему урока. (Род имён существительных)

Целеполагание.

Определять род имен существительных.

Слово не соответствует алгоритму определения рода

Делают вывод, что этих знаний недостаточно, чтобы определить род у всех слов русского языка.

Выдвигают и обсуждают гипотезы:

Правильно и грамотно говорить

Критерии:

1 верно написанное слово -1 балл, неправильно – 0 баллов

1 верное определение – 1 балл, неправильно – 0 баллов.

3. Открытие новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися определения рода имен существительных и их употребление в речи.

Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Анализировать, строить логические рассуждения, систематизировать.

Грамотное построение устного высказывания.

    Работа с учебником. Работаем в парах по заданиям к упражнению. Упражнение 724.

    Наблюдение над употреблением имён существительных разного рода в тексте.

Упражнение 725.

Какой вывод можно сделать из вашего наблюдения?

– Выделите новую для себя

информацию.

Физкультминутка. 1. Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю послушать стихотворение и выполнить несколько упражнений физкультминутки.

Женский род запомню я

И скажу: она моя.

И запомню род мужской

И опять скажу: он мой

Средний род: оно моё

Это правило твоё.

2 Я вам буду называть существительные, если они относятся к женскому роду, то вы хлопаете в ладоши; если к мужскому –топаете, а если к среднему-разводите руки в стороны. Итак, начинаем:

Пенал, солнце, пол, ночь, стол, земля, сердце, папа, груша, яблоко, апельсин, небо, роза, пингвин.

    Запомни!

Запись в тетради:

Шампунь- м.р., мозоль –ж.р, туфля-ж.р, фамилия- ж.р, тюль-м.р, фасоль-ж.р, георгин-м.р, вуаль –ж.р., рояль-м.р.,кофе-м.р.

Составьте с данными существительными словосочетание по схеме: прилагательное + существительное.

больная мозоль чёрный рояль стручковая фасоль красивый тюль тёмная вуаль ароматный шампунь

моя фамилия необычный георгин

женская туфля вкусный кофе

Как вы ответите на проблемный вопрос после выполнения этого задания?

Работают над упражнением из рубрики «Учимся говорить на лингвистическую тему».

Работают в парах, дают ответы на поставленные вопросы в упражнении.

Делают вывод, как определить род имен существительных с помощью имен прилагательных, к которым они относятся.

Род несклоняемых слов надо запомнить.

Самооценка.

1 верно написанное словосочетание -1 балл, неправильно – 0 баллов

4. Закрепление новых знаний

Создать у детей представление о том, как используется данное правило и закрепить его на практике.

Развивать умение делать выводы;

Соотносить информацию по теме урока с практическим выполнением упражнений,

На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Определите род глаголов в прошедшем времени.

1.Небо голубело – ср.р.
Молодежь пела – ж.р.
Картофель зазеленел_ – м.р.
Солнце село – ср.р.
Яблоко зрело – ср.р.
Полотенце висело –с.р..

2. Выборочно-распределительный диктант. 1 ряд выписывают слова женского рода,

2 ряд- мужского,

3 ряд –среднего рода

Флаг, шторм, французы, Москва, море, небо, суша, рожь, столицы, поле, шахта, лес, грузовик, время.

Как вы определили род существительных во множественном числе?

Возможно ли определить род прилагательных во множественном числе?

3– Ответьте на главный вопрос урока: «Зачем нужно уметь определять род имён существительных?»

Ученикам следует сказать, что сомнения в определении рода возникают, если слово оканчивается на ь и имеет нулевое окончание. В этом случае нужно обратиться к словарю и заучить род существительных. В зависимости от этого и сочетать с именем прилагательным: больная (моя) мозоль (ж.р.), красивый (мой) тюль (м.р.).

    Проверочный тест.

/В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам…/

Мужской род

Женский род

Средний род

1.Рояль
2.Полотенце
3.Простыня
4.Конфета
5.Солнце
6.Корабль
7.Фамилия
8.Село
9.Впечатление
10.Путь
11.Тюль
12.Радость

Один ученик у доски определяет род глаголов.

Выполняют задание на закрепление материала, проверяют 1 человек от ряда называет выписанные слова, аргументируя выбор.

Делают вывод:

Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.

Выполняют тест, применяя знания и алгоритм рассуждения.

Взаимопроверка (ключи на слайде)

Самооценка.

5. Рефлексия деятельности. Подготовка итогов урока.

Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.

Удалось решить поставленную задачу?

Чему научились на уроке?

Дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Заполняют лист самооценки.

6. Обсуждение домашнего задания.

Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. (Обратиться к словарю для выполнения задания, повторить ЗСП 13-15)

Записывают домашнее задание: упр. 726, ЗСП 13-15.

Лист самооценки

Лист самооценки ____________________________________________________ (ФИ обучающегося)5 класса

Этапы работы

Повторение

(словарный диктант)

Определение рода имен существительных

Составление словосочетаний

Проверочный тест

Итоговая отметка

за урок

Правила выставления баллов

1 верно написанное слово -1 балл, неправильно – 0 баллов.

Максимум 15 баллов.

1 верно определение – 1 балл, неправильно – 0 баллов.

Максимум 10 баллов.

1 верно написанное словосочетание -1 балл, неправильно – 0 баллов.

Максимум 10 баллов.

1 верно определение – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимум 12 баллов.

Суммируются баллы:

«3» - 13- 19 б.,

«4» - 20-31 б.,

«5» -32 -37 б.

Менее 13 баллов – «2»

Баллы за работу

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

Елена Цмоковенко
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Род имён существительных»

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе «Д»

Тема урока :

«Род имён существительных »

Подготовила :

Учитель начальных классов

Цмоковенко Е. А.

Цель : создание условий для формирования умения определять род имен существительных ;

Задачи :

личностные : способствовать формированию интереса к урокам русского языка , готовности преодолевать школьные затруднения; регулятивные : обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль , самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные : создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные : помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, способствовать развитию монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат :

способность, опираясь на существенные признаки , определять род имени существительного ; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Ход урока

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель : Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо :

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу» )

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо» )

Установить тематические рамки учебной деятельности («могу» ).

Над какой большой темой мы начали работать?

Назовите часть речи, которую начали изучать.

Послушайте сказку про имя существительное .

Сначала все существительные были очень похожи . Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ : «Кто придумает для моих слов - существительных - различия , тот будет награжден».

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал : пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала : а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние - среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные , потому что знала «секрет» различия.

Сформулируйте тему урока .

Род – это грамматический класс слов , имеющий характерные особенности.

Какие три рода имен существительных есть в русском языке ?

Прочитайте слова.

Женщина, мужчина, озеро,

солнце, дочь, луг, мальчик, земля.

Что можете сказать про эти слова?

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия , аналогия и т. д.) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.)

Актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу» )

Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

III. Этап выявления места и причины затруднения

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали

Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)

Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

Вижу, вы удивлены. Почему?

И ваши мнения разошлись.

Значит, чего мы не знаем?

Чему будем учиться на уроке ?

Вспомните последние слова в сказке.

А вы хотите раскрыть этот «секрет» ?

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока

(как) ) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)

Выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д.

РАБОТА В ПАРАХ

- Дано два конверта : в одном слова – имена существительные ,

в другом – слова-помощники.

Соотнесите имена существительные со словами-помощниками.

Что получилось?

Назовите имена существительные , к которым можно подставить слова он, мой. О ком мы говорим ОН?

Значит, какого рода слова, к которым можно подставить слова он, мой?

Назовите имена существительные , к которым подставили слова она, моя. О ком мы говорим ОНА?

Какого рода слова, к которым можно подставить слова она, моя?

Назовите имена существительные , к которым подставили слова оно, мое.

Определите род имен существительных , к которым можно подставить слова оно, мое?

Какой «секрет» мы раскрыли?

Это наш секрет.

А теперь прочитаем «секрет» , который знала Королева. С. 21 в учебнике.

Проверим, для всех ли имен существительных работает этот секрет.

Предложили и согласовали тему урока , которую учитель может уточнить

выбрали способ построения нового знания (как) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных ) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Называю имя существительное , а вы рисуете глазами букву, которая соответствует роду данного слова.

Птица, волк, снегирь, животное, соловей, улитка, насекомое.

V. Этап реализации построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще .

Для реализации этой цели учащиеся должны :

На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

При построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т. д.

Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,

Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково,

Зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Теперь, зная «секрет» узнавания рода имен существительных , вернемся к заданию, которое выполняли дети и проверим его.

Кто из ребят выполнил работу правильно? Докажите.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся :

Решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия

При этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т. д.

А теперь подобное задание выполните вы. (в тетради)

На карточке № 1 даны слова : яблоко, дядя, ветер, тетя, имя, дедушка, тетрадь, корова, горе.

Разделите слова на 3 группы по родам.

Проверка.

Выделите окончания существительных . Что заметили?

Дополним таблицу.

Сделаем вывод по таблице.

Проверим свои выводы по учебнику. С. 21.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Для этого необходимо :

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Выполним упр. 235.

1 ряд – выписывают слова ж. р.

2 ряд – м. р.

3 ряд - с. р.

Проверка.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Для этого необходимо :

Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

Довести его до уровня автоматизированного навыка,

При необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса,

Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Задания по группам :

1. Творческое задание. Составить пиктограмму (рисуночное письмо) по правилу.

2. Используя все буквы данного слова, образуйте новое. Определите род. (Самопроверка)

весна– навес

валик– вилка

лето – тело

камыш – мышка

уклон – клоун

каприз – приказ

3. Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели :

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке ,

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Какое открытие вы сделали?

В русском языке 3 рода имен существительных .

Знаете ли вы, что…

Есть языки , в которых у существительных нет никакого рода . Это «безродовые» языки – английский , финский, японский, китайский, узбекский.

Есть языки , в которых существительные имеют 2 рода – французский, итальянский, испанский, молдавский,

Есть языки , в которых родов намного больше, чем в нашем языке . В языках Африки , Кавказа до 40 родов.

Кросс-опрос.

1. Назовите 3 рода имен существительных .

2. Какие слова-помощники можно использовать для определения рода имен существительных ?

3. Назовите окончания имен существительных м . р., ж. р., с. р.

Вы молодцы! За открытие должно быть награждение.

Я вам предлагаю две награды :

Первая награда – удовольствие от проделанной работы.

Вторая награда – радость открытия нового.

Какую награду выбираете вы?

Кто выбирает первую награду? Поаплодируем им.

Кто выбирает вторую награду? Поздравим им.

Д/З. Упр. 236 или подобрать по 5 имен существительных каждого рода и записать.

г. Петропавловск

КГУ «Средняя школа № 42»

Алымова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Род имен существительных.

Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

Задачи:

    формировать умение определять род имен существительных.

    развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление.

    воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

Ход урока:

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!

II. Словарная работа.

Мальчик, девочка, тетрадь, пенал, метро, яблоко, альбом, ученик.

III. Актуализация знаний

Какой частью речи являются данные слова?

Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»

Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие?
(Нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы
Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета?
(Нет!)
Имена существительные обозначают предмет?
(Да!)

Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? (Да!)

На какие две группы можно разделить слова, которые мы записали?

(одушевленные – неодушевленные, двухсложные – односложные)

На какие три группы можно разделить эти слова?

(по родам)

IV . Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: « Род имен существительных».

Как определить род существительного?

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОН. Это – М.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНА. Это – Ж.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНО. Это – СР.Р.

Женский род - запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!

V . Упражнение в определении рода имен существительных.

1. Игра «Найди свое слово»

В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает существительные мужского рода, команда второго ряда – женского рода, команда третьего ряда – среднего рода.

2. Разноуровневые задания. (Самостоятельная работа)

1 уровень

Запишите название предметов, которые видите на картинке и определите род имён существительных.

2 уровень

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел.
(Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся.
(Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел.
(Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
(Дети садятся)

3. Коллективная работа.

Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмет или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов запишите. Определите род.

Вечер - осень –

корова - бабочка-

лошадь- мужчина-

(Утро, теленок, жеребенок, лето, личинка, мальчик)

4. Работа в группах.

Запишите как можно больше существительных и определите их род. (Каждой группе дается тема)

1 группа – одежда

2 группа – фрукты и овощи

3 группа – школа

4 группа – город

5. Работа в парах.

Выполнения задания по карточке

Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.

Карточка

Без труда не вытащишь и … из пруда. Волков бояться - в … не ходить. Труд человека кормит, а … портит. Скучен … до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись … .

(Рыбка, лес, дело, день, лень.)

6. Творческая работа.

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)
кулак - …(кукла)
каприз - …(приказ)
камыш - …(мышка)
коршун - …(шнурок)

VI . Итог урока. Рефлексия

Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).

О чём говорили? (о роде имени существительного).

Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников).

Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Все ли получилось?

Конспект урока в 6 классе.
Учитель: Юдакова Ю.Ю.
Тема: Род имени существительного
Цели: 1.Познакомиться со способами определения рода, с группой
существительных общего рода.
2.Научиться определять род существительных, употреблять в речи
существительные общего рода.
3.Обогатить свой словарный запас.
Планируемые результаты:
Л: Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи;
П: Проектировать траектории развития через включение в новые виды
деятельности и формы сотрудничества;
Р: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования категории имени существительного;
К: Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного
сотрудничества и проектные формы работы);
П: Научиться определять род имени существительного, конструировать текст
лингвистического рассуждения по теме урока.
Оборудование: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Русский язык. Теория»,
сборник заданий 6­7 класс, презентация по теме урока.
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания ­ Упр.247
III.Актуализация опорных знаний.
­На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном.
Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои
предложения:
­Существительное­это…
­Существительное бывает…
­Существительные изменяются по…
­Существительное в предложении может быть…
(ответы детей)
Словарный диктант
Поражать, бордовый, перила, терраса, солдат, ракета, атмосфера, реформа,
прийти, прекратить, присутствовать, приятель, квартира, баскетбол,
тренировка.

IV. Самоопределение к деятельности.
Грамматическая сказка
Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие 3 группы можно
разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи,
что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот
будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали
про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за
работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много,
а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до
конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда
попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у
жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А
те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (такими
стали: солнце, небо, …)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала
путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода
имен существительных.
На какие 3 группы делятся имена существительные?
­ Исходя из этого, какова будет тема нашего урока?
­ Запишем ее в тетради.
Сегодня мы должны вспомнить, как определять род имен существительных. А
чтобы вам легче было определять род имен существительных, я открою вам
секрет королевы.
Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
­ Как будет звучать тема нашего урока? (ответы детей)
­ Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
V. Работа по теме урока
1. ­ Как вы думаете, всегда ли легко определить род имен существительных?
Например, какого рода будут такие слова как мозоль, тюль, вуаль, лебедь,
шампунь, кофе, шимпанзе?
Определить род некоторых имен существительных очень сложно. Есть слова,
род которых нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В
этом и заключается богатство русского языка. Например, слова кофе и
шимпанзе – это слова м.р. и употребляться они будут только с именами
прилагательными м.р. (Крепкий кофе, Большой шимпанзе)
Мужской род он, мой ­

Женский род она, моя ­ а, ­ я,
Средний род оно, мое ­ о, ­ е
Помнить о суффиксах:
Существительные М.Р. имеют ­ ­тель, ­чик, ­щик, ­ец
Существительные Ж.Р. имеют ­ ­иц, ­от, ­ость, ­ниц, ­изн
- У некоторых существительных род определяется по значению:
М.Р. – существительные, обозначающие людей и животных мужского пола;
Ж.Р. – существительные, обозначающие лиц женского пола
Существительные общего рода

­ Образуют особую группу, потому что могут обозначать людей и мужского и
женского пола.
Какой ты неряха! Какая ты неряха!
(трудяга, стиляга, доходяга, задавака, доставала и др.)
Физкультминутка
Работа с учебником
1. Чтение учебника на стр.136
2. Упр.254
VI. Закрепление изученного материала
1. ­ Три человека работают у доски, остальные у себя в тетрадях. Затем
проверяем задание (определить род существительных)
Конь, постель, окно, папа, пурга, гнездо, дядя, простыня, полотенце, отец,
страна, сердце, облако, дядя Миша, земля, дочь.
2. Работа в парах
Изучить предложенный список существительных общего рода, выявить их
признаки.
Список на карточке:
Жадина, жадюга, забияка, задира, зазнайка, заика, замарашка, невежда,
невежа, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка,
придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, плакса, работяга,
тупица, умница, ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка.
3. Упр. 256 – устно
4. Словарная работа
Выяснить значение слова – вестибюль ­ в словаре, составить с ним
предложение
VII. Подведение итогов урока
Дополни предложение
Имена существительные делятся на _______, __________ и ______ род. Чтобы
определить мужской род имени существительного нужно подставить слова

Популярное