» »

Что такое кошерная еда у ортодоксальных евреев. Что такое кошерная еда? Еда приготовленная в соответствии с иудейскими заповедями

24.04.2021

Проблемы кашрута в современном мире. Фирменные знаки организаций, контролирующих кашрут

Перед тем, кто решил соблюдать законы кашрута, встает первый практический вопрос: как удостовериться в том, что покупаемые продукты питания кашерны?

Еще в недалеком прошлом такой вопрос не представлялся сложным: были известны запрещенные продукты, виды животных, рыб и птиц. Забой скота и птицы проводился городским шохетом (резником), за которым наблюдал раввин. Все было легко и просто.

Однако в последнее время — с развитием пищевой промышленности — покупаемые продукты содержат все больше и больше различных добавлений в виде эссенций, придающих пище вкус, цвет, стойкость и т.д. Некоторые из них производятся из некашерных продуктов. И поскольку многие израильские фирмы приобретают эти эссенции за границей, то для израильтян, соблюдающих , проблема усложняется. Приведем несколько примеров:

1. Вещество под названием э м улъсифайер используется для производства мороженого и маргарина в целях предотвращения образования в конечном продукте кусков льда и воздушных пузырей. Применяется оно и в кондитерской промышленности при выпекании булочных изделий — для того чтобы избежать быстрого очерствения и для достижения однородности массы. Большая часть ингредиентов этого составного вещества производится из нека-шерных продуктов.

2. В нашу эпоху глобализации многие продукты перевозятся из аграрных районов мира в богатые страны. При этом их нужно сохранять, продлевая срок годности и заботясь о том, чтобы они не потеряли вкус и товарный вид. Наилучший способ — замораживание. Но пользуются и высушиванием. Причем сухофрукты в некоторых местах мажут жиром, чтобы они блестели. Поэтому следует выяснить происхождение этого жира. Для увеличения срока годности консервов, таких как компоты, горошек и кукуруза, применяется пастеризация. И поскольку консервы, как правило, делают из сезонных овощей и фруктов, а завод должен работать круглый год, то не исключено, что на нем производят, например, свиную тушенку, которая пастеризуется в тех же емкостях, что и фрукты. И еще: даже в те виды пищи, которые засаливают как в старину, иногда добавляют разные добавки типа красителей, консервантов, подсластителей и пр. Понятно, что для установления кашерности всего продукта требуется выяснить происхождение этих ингредиентов.

3. Желатин, придающий стойкость мороженому, конфетам, пудингам и т.д., производится из костей и кожи животных, подчас некашерных или забитых некашерным способом. Вместо желатина хорошо бы употреблять (опять-таки с точки зрения законов кашрута) агар-агар, который вырабатывают из водорослей.

4. Иногда в растительные масла добавляют животные жиры, получаемые из свиньи и прочих «нечистых» животных. Заметим, что в Испании есть закон, запрещающий какие-либо добавки, но в других странах они разрешены. Например, по американским законам, в масло можно добавлять любой жир до 2% от общего веса, не объявляя о том потребителю. Сообщение, напечатанное на этикетке, о том, что масло не содержит животного жира, еще не означает, что в нем нет рыбьего жира, дешевого и широко распространенного; к тому же надо выяснить, из какой рыбы оно сделано.

Ряд проблем возникает не в связи с ингредиентами, а в связи с тем, что продукты, кашерные сами по себе, проходят обработку в тех же установках, что и некашерные. Т.е. возникает проблема варки в некашерной посуде, поскольку такой процесс превращает изначально разрешенный продукт в запрещенный. Несколько примеров:

1. Молочный порошок на некоторых заводах производится в тех же цехах и емкостях, что и продукты, содержащие мясо (о кашерной проблеме несовместимости мяса и молока см. ч.4 и дальше).

2. Замороженные овощи иногда варятся в чанах, где до этого варилось мясо. Даже если бы последнее было кашерным, сваренные таким образом овощи нельзя есть с молочными продуктами (см. ч.6). То же самое можно сказать о фруктах, законсервированных за границей. На многих фабриках они изготовляются на той же технологической линии, что и мясные консервы из некашерного мяса.

Строго говоря, для соблюдения кашрута в современных условиях, прежде чем есть какой-либо пищевой продукт, надо бы выяснить все его ингредиенты и познакомиться со всеми технологиями их производства, включая технологию производства конечного продукта, что, согласитесь, для потребителя — задача практически невыполнимая. Поэтому в Израиле и заграничных еврейских общинах действуют организации, осуществляющие «наблюдение», «надзор», (по-еврейски ашгаха), т.е. проверку ингредиентов и всего технологического процесса, а также наблюдение над реальным производством, дабы избежать незапланированных нарушений законов кашрута в практических условиях. О проведенном «наблюдении» эти организации сообщают потребителю с помощью своих фирменных знаков и печатей (называемых эхшэр), фигурирующих на коробках, этикетках и т.д. Нам же, потребителям, не остается ничего другого как ограничиться покупкой только тех продуктов, на которых есть знаки а шгахи. Для того же чтобы покупать продукты без эхшэр, нужно обладать информацией и знаниями, которыми большинство из нас не обладает. Впрочем, случаются ситуации, когда нет другого выхода, например, при поездке за границу, — в таких случаях приходится подробно выяснять, где, кем и как изготовлен тот или другой продукт.

Итак, казалось бы, проблема решена: посмотри в магазине на коробку и, если написано слово кашер, покупай на здоровье. Однако из опыта известно, что там, где написано просто кашер без указания организации, удостоверяющей кашерность продукта, — можно быть уверенным, что это кашрут на уровне производителя, желающего получить, помимо прочих покупателей, еще и покупателя религиозного.

Только там, где указано название организации, осуществившей ашгаху, начинаются те степени кашрута, которые могут удовлетворить требованиям закона, — именно степени, потому что разные организации руководствуются разными принципами при осуществлении своего «надзора». О главных расхождениях сделаем два замечания:

а) Поскольку по многим вопросам алахи (еврейского закона) ведутся споры между авторитетами Торы, то, само собой разумеется, всегда находятся организации, которые, опираясь на мнение определенных авторитетов и законоучителей, разрешают употребление того или другого продукта, в то время как другие, следуя мнению других авторитетов, их запрещают. Например, одни идут за большинством авторитетов, разрешая тот или иной продукт, то или иное производство, другие следуют за меньшинством, запрещая тот же продукт. Основополагающий принцип Торы гласит, что практическое толкование закона — устанавливается по мнению большинства авторитетов. Так что, в согласии с буквой закона, в подобном споре можно придерживаться не самого строгого из существующих подходов, — что и делается рядом «надзирающих» организаций. Однако Тора призывает не только к б-гобоязненности, но и к любви к Б-гу, а любовь нельзя построить исключительно на формальном выполнении закона. Простой пример: каждая женщина ждет от любящего мужа, что он будет исполнять ее желания и без ее просьб. Если любит, значит, исполнит и невысказанные желания, будет искать, как еще угодить любимому человеку, а не ограничится формальным исполнением того, к чему его обязывает брачный контракт. То же самое в нашем случае: любовь к Б-гу означает готовность сделать больше, чем требуется по букве закона. Называется такая готовность идур мицва, «украшение заповеди». Мы стараемся украсить наше соблюдение заповедей Всевышнего тем, что принимаем во внимание даже мнение меньшинства, запрещающего то, что разрешило большинство. Вот почему ряд организаций, занимающихся кашрутом, старается обеспечить уровень кашерности, который выдерживает самые строгие требования, даже если эти требования опираются на мнение меньшинства авторитетов. Подобный уровень кашерности называется кашрут лемеадрин — кашрут для людей, стремящихся «украсить мицву» и избежать малейших сомнений.

б) В основе контроля над процессом производства тоже могут лежать разные принципы. Одни организации довольствуются периодическими проверками, другие требуют неотлучного присутствия контролера (который называется машгиах). При этом немаловажную роль играют и принципы подбора ответственных и б-гобоязненных контролеров.

Если говорить о конкретных организациях, действующих в Израиле, надо отметить, что Главный раввинат Израиля тоже имеет свои отделения, осуществляющие надзор за производством кашерных пищевых продуктов. В таких случаях на продуктах ставится знак раббанут ара шит (Главный раввинат) или «раббанут Тель-Авива», «раббанут Бат-Яма» и т.д. Но следует учитывать, что, во-первых, отвечая за большое количество предприятий, раввинат подчас ограничен в штате контролеров. А во-вторых, стремление государственного раввината обеспечить кашерной пищей максимальное число потребителей подчас приводит к тому, что во многих случаях контролеры ограничиваются соблюдением буквы закона или его минимально допустимым требованием, когда в спорных вопросах опираются на мнение большинства. Для тех же, кто хочет получить кашрут лемеадрин, организованы специальные отделы, как, например, при Иерусалимском или Реховотском раввина-тах. Эти отделы имеют специальные фирменные знаки, отличающиеся от знаков обычной ашгахи своего раввината.

Помимо учреждений государственного раввината, каш-рутом занимается ряд общественных и частных организаций, ставящих перед собой иную цель: пусть будет меньше ассортимент продуктов, но их кашерность удовлетворит более высоким требованиям, — так чтобы самые строгие и взыскательные покупатели смогут потреблять их со спокойной душой. Среди подобных организаций укажем:

Как быть там, где нет продуктов с внушительными печатями различных рабанутов или частных комитетов кашрута? Что можно сказать читателям, живущим в странах СНГ, в которых, несмотря на появление раввинов в крупных городах, по сей день мало реальная задача — найти пищу с заветной надписью: «Кашерно, под наблюдением Московского (или Киевского) раввината»?

Эти вопросы весьма непросты, но уходить от них мы не будем. В конце книги предложено небольшое руководство под названием «Кашрут в странах СНГ». В нем приведены важнейшие правила, зная которые, потребитель сможет лучше ориентироваться в продуктовом магазине и на рынке.

ДОПОЛНЕНИЯ:

Тора запрещает в пищу практически все виды насекомых. Проблема возникает, когда мы едим фрукты, овощи и зелень, поскольку в них могут находиться насекомые (в виде личинок и пр.). Следует проконсультироваться со знающими людьми, как проверяют продукты в таких случаях. Советуем покупать продукцию тех сельскохозяйственных фирм, которые выращивают и фасуют овощи по особым технологиям, гарантирующим отсутствие насекомых.

При покупке овощей и фруктов в Израиле (Эрец Исраэль) возникают проблемы, связанные с множеством специфических заповедей (орла, шмита, отделение трумот и маасрот и пр.). Ознакомиться с этими заповедями можно по популярной литературе.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

: что такое кашерная еда, что такое кашерный ресторан, а порой: почему нам на завтрак не дают в ресторане гостиницы мясо? Конечно же, я, как индивидуальный экскурсовод по Израилю, отвечаю на все вопросы, но полагаю, будет нелишним подготовить вас заранее.

Действительно, человеку, далекому от еврейской традиции сложно понять тонкости "еврейского питания". Для этого нужно разобраться, что такое кашрут вообще. Итак, Кашрут, по сути, свод законов, по которым евреи должны готовить себе пищу. Выполнение этих законов обеспечивает пригодность пищи к употреблению для еврея. Откуда евреи взяли эти законы? Конечно же, из Торы. А Тора очень лаконична и все, что мы называем Кашрутом, умещается в нескольких предложениях Великой Книги. Почему евреи должны употреблять именно кашерную пищу? Для еврея ответ прост: потому что так сказано в Торе. Так сказал Господь своему народу. Далеко не всегда человек способен понять смысл Божественного повеления, но выполнить требование он может и должен. Как говорил еврейский мудрец Ибн Эзра: "Смысл этого запрета скрыт даже от тех, кто обладает мудростью", поэтому не будем искать человеческой логики в заповедях кашрута а просто ознакомимся с ними.

Каковы основные правила кашрута?

1. Животное: "Животное можно есть, если оно - жвачное и парнокопытное ". Соответственно, корову, например, есть можно, а вот свинью или кролика - нет.

2. Птица: в Торе прописаны птицы, не пригодные к употреблению для еврея. Это - все хищные птицы (орел, коршун, сова, гриф и т.д.), а также аист, ворона, чайка, пеликан, удод и другие. Что же можно есть? Да всех домашних птиц: курицу, гуся, индейку, утку.

3. Фраза из Торы "Не вари ягненка в молоке матери его" послужила основанием для еще одного закона: нельзя употреблять в пищу одновременно молочное и мясное. Нельзя готовить вместе мясное и молочное и даже ставить на один стол вовремя трапезы. Вот вам и ответ на вопрос: почему в гостиницах Израиля на завтрак подают молочную пищу, а на ужин - мясную.

4. Выбрать "правильное животное" - это полдела. Его нужно еще и правильно умертвить, проверить на изъяны, удалить не кошерные части из тела и обескровить. Для этой работы есть специалисты: Шохет - резчик, который умеет убить животное одним ударом ножа, перерезающим сонную артерию. Так гарантируется, что животное умирает без мучений. Бодек - проверяет тушу на предмет изъянов. Если обнаружится изьян на животном - оно не кошерно. Если с тушей все в порядке, приходит менакер , который удалит седалищный нерв и сальный жир. И наконец, нужно удалить из животного кровь. Тора запрещает не только евреям, но и всему остальному человечеству есть части животного, которое еще живо (Законы Ноаха (Ноя)). Для евреев уточняется, что нельзя употреблять в пищу кровь и соответственно, нельзя есть животное, в котором осталась кровь. В иудаизме: кровь - это жизнь. Пока есть жизнь - нельзя есть животное.

5. C морскими животными все обстоит гораздо проще. в Торе сказано: "...из всех, обитающих в воде, можете есть тех, у кого имеются чешуя и плавники... " Таким образом, понятно, что все морепродукты: креветки, крабы, мидии и т.д. не являются кашерными. Также, рыбы без чешуи, такие как осетр, зеркальный карп, акула, не будут на столе у еврея.

6. Овощи и фрукты. Кошерность овощей и фруктов определяется двумя стадиями: стадия выращивания и стадия приготовления в пищу. Первая стадия важна только для растений, которые выращивают на земле Израиля. Овощи и фрукты, которые вырастили вне Израиля, по определению кашерны. Не вдаваясь в подробности заповедей выращивания растений на земле Израиля, перейдем к стадии потребления. Здесь все понятно и логично: Тора запрещает евреям употреблять в пищу насекомых, поэтому важно, чтобы на растениях или внутри плодов не было жучков, личинок и прочих некошерностей. Исключение составляет пчела, а вернее продукт ее жизнедеятельности - мед.

Безусловно, кашрут, несмотря на, казалось бы, немногословность Торы по этому вопросу, очень обширная тема и система правил кашрута на сегодняшний день ужасно сложная. Как это ощущается туристами, приехавшими на экскурсию в Израиль?

Скорее всего, утром в гостинице вам предложат молочную пищу и рыбу (рыбу можно есть и с молоком и с мясом). Лично я обожаю молочную кухню Израиля - вкусно и полезно. А вечером вам подадут мясную пищу.

В еврейском ресторане, после сочного антрекота, вы не сможете выпить каппучино и конечно же, не получите пиццу с беконом.

Пожалуй, на этом неудобства заканчиваются и смирившись с ними вы сможете получать удовольствие от качественной, вкусной, а главное, кашерной еврейской кухни в Израиле.

Всего существует 365 запретов, которые затрагивают все стороны жизни евреев, и большая половина этих запретов относится к пище. Кашрут, на идише кошер, – это свод законов, которые регулирует питание еврейского народа. Кошер переводится, как «подходящий», «пригодный».

Основные принципы кошерного питания

Кошерная еда изготовлена из кошерных продуктов, строго определенным способом и только иудеями. Определение «кошерности» пищи описаны в Торе. Все продукты, не соответствующие понятию «кошерная», являются запрещенными и наносящими вред телесному здоровью человека.

Еще важным аспектом, указанным в Кашруте, является гигиена. Продукты не должны содержать вредные вещества , животные должны быть здоровы, молочные и мясные продукты должны не только храниться отдельно, но также и отдельно употребляться в пищу.

, соответствующие описанию Торы:

  • Мясо – говядина, баранина, козлятина, оленина, мясо лосей и др. Можно употреблять в пищу мясо тех животных, которые являются парнокопытными и жвачными. Грызун (зайцы, кролики и т.д.) не являются кошерными.Забой животных должен происходить особым способом. Проводит его только шойхет (резник) – специально обученный человек. Для удаления всей крови из мяса, его вымачивают в воде и посыпают солью, которая впитывает последние капли крови.
  • Птица – куры, утки, гуси, перепела, голуби и мясо индейки.
    Запрещено есть мясо хищных птиц и падальщиков.
  • Яйца только кошерных птиц считаются кошерными. Если оба конца яйца имеют одинаковую форму (оба заостренные или круглые) они не являются кошерными.
  • Рыба — только та, что содержит чешую и плавники. Красная икра считается кошерной, а вот черная не входит в этот список. Угорь, сом, акула, осетр не считаются кошерными — так же, как моллюски и ракообразные.
  • Молоко – только от кошерных животных.Еще один немаловажный аспект: по предписанию Торы, для приготовления мяса и приготовления молочных продуктов используется разная посуда (даже разная плита), хранятся мясные и молочные продукты отдельно (в разных холодильниках) и употреблять молоко после мяса можно только через 6 часов.
  • Насекомые. Разрешается есть только четыре вида пустынной саранчи. Остальные насекомые находятся под запретом.Только мед, продукт жизнедеятельности пчел, является исключением и считается кошерным. Именно из-за запрета на все виды насекомых хозяйки очень внимательно проверяют крупы, зелень и овощи.
  • В отношении алкоголя предписания Торы очень строги: вино изготавливается только евреями, виноград собирается в определенное время на виноградниках в возрасте не меньше 4-х лет, посторонние не должны видеть процесс изготовления – только такое вино считается кошерным.

Помните, кошерное питание – это не новомодная диета или направление в приготовлении пищи. Истинное кошерное питание – это полное соблюдение религиозных канонов не только в еде, но и в духовном мире.

Кашрут - система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи , еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы , а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре , вместе образующими Талмуд (Устная Тора).

Обычно термин «кашрут » используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни - от юридических (например, правомочность свидетелей в судебных разбирательствах, которые могут окончиться наказанием ) до бытовых (выбор ткани ) и ритуальных (тфилин , цицит).

Устрожение в кашруте

Кашрут пищи

В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר - «просто/строго кошерное»).

Кошерность мяса

См. также: Нечистые животные.

Животные, обитающие на суше

Поскольку ритуально нечисто все, получаемое от «нечистого», запрещено употреблять в пищу и их молоко.

Птицы

На основании тех же перечней в книге Ваикра и Дварим Талмуд запрещает 24 вида «нечистых» птиц (орёл, сова, пеликан и др.) . Основная их черта - это то, что они хищные, болотные и водоплавающие (кроме гуся и утки). Однако основная черта запрещенных видов в том, что это хищные птицы. На этом основании автор книги «Шнэй Лухот аБрит» (ШЛА), Йешаяу hа-Леви Горовиц, запретил употреблять в пищу мясо индюка, увидев однажды, как индюк растерзал мелкую птицу. Потомки ШЛА по сей день не едят индюшатину.

Библейские животные, современные названия которых не установлены

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » , «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

Не все части «чистого» животного могут быть употреблены в пищу. Так, запретно нутряное сало вокруг желудка и кишечника; нельзя также есть бедро млекопитающего, если из него не удален седалищный нерв, в память о том, что праотец Иаков был ранен ангелом в бедро .

Поскольку, согласно Торе, «душа всякой плоти - это кровь ее» , употребление крови является грехом, который наказывается каретом , и удаление ее (hахшара) проводится в несколько этапов.

Мясо павшего животного или убитого не по правилам шхиты, определяемое как невела (`падаль`), растерзанного диким зверем, а также имевшего дефекты или повреждения , которые могли бы стать со временем причиной его смерти, запрещено употреблять в пищу.

Разрешается также употреблять копченую и соленую пищу, изготовленную неевреем из кашерных продуктов.

Разделение между мясным и молочным

Из троекратно повторенного в Пятикнижии предписания «Не вари козленка в молоке матери его» законоучители Талмуда вывели три запрета: варить мясо с молоком, употреблять эту смесь в пищу, использовать ее в других целях . В этих запретах подразумеваются все виды мяса и все молочные продукты.

Согласно Галахе, разделение мясного и молочного должно быть максимально полным, так как их соприкосновение делает оба вида продуктов запретными. Это предписание распространяется и на кухонную утварь, полотенца, посуду, столовые приборы и т. п., которые следует хранить и мыть раздельно.

После приёма мясной пищи должно пройти несколько часов, прежде чем можно употреблять молочную. Талмуд не оговоривает, сколько времени должно пройти между их употреблением, поэтому сроки в некоторых общинах могут отличаться: 1, 3 или 6 часов). После приёма молочной пищи мясо можно есть спустя период от 30 минут до 2 часов; точная длительность тоже зависит от общины. Исключение составляют твёрдые сыры, после употребления которых должно пройти столько же времени перед употреблением мясной пищи, сколько принято в данной общине между приёмом мясной и молочной пищи.

Парве

Продукты, не относящиеся ни к молочной, ни к мясной пище рыба, овощи, фрукты), называются па́рве (от идиш פּאַרעװע - «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), и их разрешено употреблять как с мясной, так и с молочной пищей. Однако если такие продукты контактировали с мясной или молочной пищей (даже если весь контакт заключался в том, что, к примеру, человек, евший молочное, не вымыл как следует руки перед тем, как брать овощи), они теряют статус «парве» и считаются мясной или молочной пищей соответственно.

Кошерность рыбы и других водоплавающих

Рыба согласно законам кашрута относится к парве , а потому во-первых, на неё не распространяются правила мясных продуктов, а, во-вторых, она может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом, так как это считается вредным для здоровья. Её принято есть перед мясным блюдом.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть легко отделяемая чешуя и плавники . В случае, если есть сомнение о наличии у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры, позвоночник и должна метать икру.

Некоторые виды рыб (сом, осётр, угорь, акулы, европейский удильщик), а также млекопитающие киты и дельфины обладают плавниками, но не имеют кошерной чешуи, и поэтому некошерны.

Запрет «нечистых» рыб распространяется и на их икру, соответственно осетровая (чёрная) икра - не кошерна, а лососёвая (красная) - кошерна. Моллюски и ракообразные не имеют ни чешуи, ни плавников, и также некошерны.

Запрет на насекомых

Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых, земноводных и пресмыкающихся (кроме разрешенных в пищу четырех видов саранчи , распознаваемых по традиции ) - т.н. шерец (ивр. שרץ ‎, - "нечисть"). Это ограничение обязывает религиозную хозяйку хорошо представлять внешний вид, процесс развития и места обитания насекомых, чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожной надо быть при употреблении в пищу муки и крупы.

Муку требуется просеивать через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в ней насекомых или червей. Овощи - капусту, салат, укроп и т. п. - также, с точки зрения кашрута, необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них могут находиться червячки и взрослые насекомые. Многие фрукты (инжир, абрикосы) являются излюбленным местом обитания червей и поэтому перед едой их следует проверять с особой тщательностью.

Впрочем, мёд разрешён к употреблению в пищу, поскольку он фактически не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы.

Растительная пища

Ограничения и запреты, касающиеся растительной пищи (Десятина ; Килаим ; Халла ; Субботний Год ; Трумот У-Маасрот), относятся только к способу выращивания полевых и садовых культур, ограничению прав пользования ими, месту и времени их употребления, но не к каким-либо их видам. На основании стиха 1:29 в книге Берешит все овощи и фрукты разрешены в пищу, причем как с мясными, так и с молочными блюдами, но лишь после проверки на отсутствие червей или личинок насекомых.

Кошерность напитков

Молоко

Талмуд предписывает употреблять только молоко, надоенное и разлитое под наблюдением еврея , но поскольку в современных условиях это крайне трудно соблюдать и смешение молока «чистых» и «нечистых» животных вряд ли практикуется, многие галахические авторитеты разрешают употреблять молоко, купленное у нееврея.

Вино

Водка

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница, ячмень, рожь, овёс, или полба, которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение.
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель, овсянка, хлеб, торт, печенье, пирожные, маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые, рис, а также похожие на них продукты, например, арахис, и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам, например, к соевому и кукурузному маслам.

Нарушения кашрута

Суровое порицание несоблюдения библейских предписаний о запретной пище встречается уже в пророческой литературе, в агиографах и апокрифах ; Иехезкель , Даниэль и автор книги Товита говорят о своих стараниях «не оскверняться» запретной едой . В исторических источниках эпохи Второго Храма приводятся многие примеры принятия мученической смерти отдельными лицами или целыми общинами во избежание нарушения законов кашрута .

Случаи сознательного принятия лишений, диктовавшиеся непреклонным стремлением соблюдать законы кашрута, известны из литературы о марранах , кантонистах и о периоде Катастрофы . Вопросам кашрута посвящена большая часть талмудического трактата Хулин, а также раздела Иоре деа в кодексах Арбаа турим Йакова бен Ашера и Шулхан Аруха .

Мнения о значении кашрута

Воля Творца

Несмотря на то, что есть множество доводов в пользу законов о кашруте, сам еврейский закон рассматривает эти заповеди как «хок» - заповедь, не имеющая логического объяснения, а исполняемая исключительно в знак подчинения царской воле Бога. Объяснения же, которые даны в иудейской литературе, призваны лишь показать, что для человека хорошо следовать воле Творца, даже тогда, когда он не видит в этом явного смысла.

Подход хасидизма

С точки зрения хасидизма, физический мир создан Творцом, для того, чтобы достичь «обители в нижних мирах» - состояния единства с миром, который несмотря на то, что он по своему устройству отрицает Творца, все же в конце концов проявит Его. Эта «обитель» достигается тем, что евреи и не-евреи исполняют заповеди Творца (613 заповедей для евреев и 7 заповедей для не-евреев), используя непосредственно материю физического мира (поэтому большинство заповедей Торы связаны с материальными предметами, а не только духовными принципами и идеями). Таким образом, они соединяют Волю Творца (отраженную в заповедях Торы) - а тем самым и Его Сущность - с физической материей.

Сохранение национальной самоидентификации

Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.

Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ КОЗЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога

Р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»

Моральные ценности

Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы

  1. сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
  2. производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
  3. воспитать отвращение к пролитию крови.

Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения - запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Согласно научным исследованиям, Шхита - является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного .

Запрещая применение крови, Тора учит не быть жестокими.

Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь - это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь - жизнь - должна быть символически «возвращена Богу» - мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.

Яков Милгром, профессор университета в Беркли.

На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка.

В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. Соблюдение кашрута обязательно в кухнях и столовых Цахала , а также в государственных учреждениях. Преднамеренный обман в области кашрута карается израильским законом.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов. По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы, адвентисты седьмого дня, мусульмане, люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Журнал Kosher Today сообщал в начале 2002 года о том, что оборот американского рынка кошерных продуктов увеличивается ежегодно на 5,9 %, а оборот кошерных ресторанов более, чем на 10 %. По другим сообщениям рост рынка составляет около 15 % в год.

Ежегодно в ноябре в Нью-Йорке проходит международная ярмарка Кошерфест , собирающая тысячи производителей и распространителей кошерных продуктов (8 500 в 2006 г.).

Около 150 000 видов кошерных продуктов представлено на мировом рынке, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 2 500 новых продуктов. Другие лидеры этого рынка - США ,

Популярное