» »

Возможно ли выучить во сне. Человек все-таки может усваивать новую информацию во время сна

07.04.2020

Прежде чем перейти к сути статьи, нелишним будет вспомнить старый добрый фильм «Большая перемена», снятый на заре семидесятых годов прошлого столетия (в 1971-72-м). Одним из прелюбопытнейших и совершенно нехарактерных для советского реалистического кино был кадр, когда герой Е.Леонова, пытаясь выучить за 5 минут во снематериал по истории, засыпает под начитывание параграфа из учебника и трансляцию новостей.

Что он выдал на следующий день на уроке, знала вся страна. Метод был представлен режиссером в виде нелепой комической ситуации, но, тем не менее, такая форма обучения практикуется, а ее эффективность исследуют до сих пор ученые самых престижных и знаменитых на весь мир университетов.

Подсознание умеет запоминать

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок - другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

В разные времена в разных странах появлялись сенсационные сообщения о феноменальном запоминании во время сна. Факт активизации памяти связывали с тем, что человек в стадии глубокого успокоения работает не разумом, не сознанием, а подсознанием - глубинным инструментом, предоставленным каждому из нас природой.

Первая фаза: эффект налицо

Однако есть и недостаток в такой форме обучения: «запоминалка» остается активной исключительно во время первой фазы сна (мы называем ее дремой, дремотным состоянием), но подсознанию становится абсолютно безразлично все, что мы хотим ему нашептать, после перехода в глубокую фазу - восприятие новой информации в этот момент заканчивается.

Вот поэтому и есть надобность вложиться в короткий период времени и все необходимое выучить за 5 минут. Обучение во снеаприори не может быть длительным процессом.

Поверхностная (первая) стадия сна - это еще и пресловутый альфа-ритм (до 13 Гц), при котором «все невозможное становится возможным». Его часто используют во время медитаций для привлечения в жизнь нужного объекта или события. В случае обучения во сне это еще и улучшение процесса запоминания.

Что можно изучать во сне

Ограничений в выборе предметов, которые вы хотели бы выучить во сне,нет. Каждому что-то дается лучше, что-то - хуже. Если у вас полный порядок с математикой, то нет смысла дублировать изучение этого предмета еще и во сне.

Обычно «сонную педагогику» (научное название - гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

Овладение иностранными языками, приобретение полезных навыков (в их число входят и плавание, и изучение IT-технологий, и постижение азов игры на музыкальных инструментах) стоят в первом ряду среди предметов, поддающихся изучению во сне.

Использовать гипнопедию вполне реально для экстренного запоминания. Например, за день у вас совершенно вылетело из головы, что завтра с утра вам нужно декламировать стихи на дне рождения шефа. А время уже позднее, учить некогда, да и голова «не варит»… Что делать? Во сне!

Прилягте, расслабьтесь, попросите кого-нибудь из домашних, чтобы читал вам стихотворение несколько раз. Но при этом старайтесь не заснуть совсем - иначе результат окажется противоположным. Нескольких минут будет достаточно для изучения. Утром останется только повторить.

Исследователи и скептики

Верят в феномен и без устали его исследуют нейрофизиологи из Северо-западного США). Отчет о результатах каждого своего эксперимента они публикуют в авторитетных научных изданиях.

То, чтовыучить за 5 минут во сне возможно любой предмет любому человеку, они доказывали на примере проигрывания двух простейших фортепианных мелодий, двенадцать нот которых участники исследования выучили во сне даже не за пять, а за четыре минуты.

Но существует в ученых кругах и группа скептиков, доказывающих обратное. Эта группа утверждает, что никакого запоминания во сне не существует, есть лишь возможность закрепить ранее выученный материал.

Гипнопедия и состояние нервной системы

Представители ученого мира именно из второй группы предостерегают, что подобная методика обучения небезопасна: она негативно влияет на нервную систему, держит весь организм в напряжении, не позволяя ему полноценно отдыхать, и особенно нежелательна для растущего организма.

Этот вывод заставил задуматься родителей и школьных педагогов, поэтому экспериментальные уроки для шестилеток, когда им преподавали математику и родной язык во время дневного сна, пришлось в срочном порядке отменить.

Но вот чтение сказок детям перед сном - хорошая традиция. И вполне безопасная.

Что касается гипнопедии, отзывов о ее эффективности 50/50. Некоторые опасаются ее широкого применения, поскольку эффект может иметь и обратную сторону: вместо того чтобы выучить за 5 минут во сненечто полезное, можно заработать хроническую бессонницу и раздражительность.

Гипнопедия - миф или реальность

В советском фильме «Большая перемена» есть эпизод, когда герой Евгения Леонова никак не может выучить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. Чтобы не зубрить, он ложится спать и просит дочь почитать ему учебник. Во сне, мол, всё записывается «на корочку». Девушка сначала читает учебный материал, а потом включает радио. В итоге на уроке герой несёт белиберду из отрывков радиопередачи и тезисов о немецком капитализме.

Эта шутка родилась не на пустом месте. Начиная с XX века, учёные пытаются выяснить, действительно ли можно учиться во сне. Это явление называется гипнопедия.

Первые исследователи полагали, что естественный сон идентичен гипнотическому, будто спящий так же восприимчив к внушениям, как человек под гипнозом. Но в 1956 году Чарльз Саймон и Уильям Эммонс с помощью электроэнцефалографии выяснили, что обучение во сне «непрактично и, вероятно, невозможно».

Интерес к гипнопедии вновь проснулся в XXI веке. Современные учёные считают сон важным физиологическим процессом, во время которого происходит специфичная мозговая деятельность.

Что происходит с нашим мозгом во сне

Сон состоит из фазы медленного (Non-REM) и быстрого (REM) сна. Они сменяют друг друга и образуют циклы.

Во время медленного сна тело расслаблено, а мозг малоактивен. Идёт восстановление физических сил.

В фазе быстрого сна, напротив, мозг усердно работает: он фильтрует информацию, перебрасывать файлы из «папки» кратковременной памяти в «папку» долговременной, а ненужное отправляет в «корзину». Человек в это время видит сны.

Если и можно чему-то научиться во сне, то именно в этой фазе, когда мозг работает. Например, согласно исследованию французских психологов, опубликованному в 2017 году в журнале Nature, спящий человек во время REM-стадии может запоминать и идентифицировать после пробуждения звуки, которых раньше никогда не слышал. Проблема в том, что эта стадия короткая: в первом цикле сна она длится всего пять минут, в последнем может достигать одного часа.

Чему можно научиться, пока спишь

Через звуковые сигналы у спящего человека можно сформировать рефлексы. В 2012 году израильские учёные провели эксперимент: пока испытуемые спали, они включали им различные звуки и подавали запахи. Если аромат был неприятный, дыхание спящего становилось менее глубоким. Опыт провели несколько раз. Вскоре, чтобы изменить дыхание испытуемого, было достаточного одного только звука, и эта реакция сохранялась во время бодрствования.

Психологи из Иллинойсского университета в 2013 году провели эксперимент со звуками и пространственной памятью. Испытуемые в бодрствующем состоянии получали задание: переместить предмет на экране компьютера, и во время этого раздавался характерный звуковой сигнал.

Затем участники эксперимента ложились спать. Одни спали в тишине, а сон других сопровождал тот самый сигнал. Проснувшись, все должны были снова перемещать предметы на экране. Те, кто слышали во сне заветный звук, справлялся с заданием лучше.

Вывод

Английский или историю с помощью гипнопедии не выучить. Во сне мозг не усваивает ничего нового, лишь перерабатывает информацию. Максимум, чему можно научиться во сне, - это выработать некоторые рефлексы. Только вот зачем?

Тем не менее, хороший сон очень важен для обучения. Помните, что происходит во время фазы быстрого сна? Правильно - мозг «перезагружается».

Но эта фаза трудноуловимая. Бессонная ночь перед экзаменом - верный способ его завалить. Чтобы мозг разложил всё по папочкам, необходимо не менее восьми часов качественного сна.

Как правильно спать, чтобы хорошо учиться

  • Соблюдай режим. Старайся засыпать и просыпаться в одно и то же время.
  • Следи, чтобы температура в спальне была не больше 21 ºС.
  • Старайся перед сном гулять или делать лёгкую зарядку.
  • Не наедайся на ночь!
  • Не пользуйся гаджетами перед сном и не смотри телевизор: свет экранов подавляет выработку гормона сна и мешает заснуть.

Добрых снов и успехов в учёбе!

Что представляет собой сон и каким образом он влияет на память? Согласно определению великого русского физиолога И. П. Павлова, сон - это особое состояние, при котором происходит торможение коры головного мозга. Процесс торможения не только происходит в коре, но и распространяется на нижележащие отделы. Всего лишь несколько десятков лет назад ученые были убеждены в том, что усвоение информации во время сна скоро заменит все существующие формы обучения, школы, институты и университеты останутся в прошлом. Что же такое гипнопедия? И действительно ли запоминание во сне имеет будущее?

Гипнопедия - обучение, основанное на фазах сна

Чтобы понять, можно ли выучить за 5 минут во сне какую-либо информацию, для начала рассмотрим основные особенности сна. Исследователями выделяется два его вида - медленный и быстрый. В фазе медленного сна происходит восстановление затраченных энергоресурсов организма. Быстрый сон также называется парадоксальным. По всем физиологическим показателям он напоминает состояние бодрствования. Эти две фазы чередуют друг друга, при этом полный цикл составляет порядка 2-х часов. На долю быстрого сна из всего этого времени приходится около 20 минут.

Каждый студент или школьник был бы рад выучить за 5 минут во сне материал, сложно запоминающийся во время бодрствования. Поэтому столько учащихся и студентов хотели бы опробовать на себе этот способ. Что же означает загадочное слово «гипнопедия»? Этот термин обозначает любой вид обучения во сне. Это лечебный гипноз, различные внушения для коррекции психических процессов, а также усвоение новых навыков в бессознательном состоянии. Для успеха при обучении во сне необходимо, чтобы внушаемая информация после пробуждения не была забыта.

Запоминать при помощи аромата

Однако если сложную формулу или список иностранных слов и не удастся выучить за 5 минут во сне, то в разы повысить усвоение материала все-таки можно. Сейчас существует несколько методов, которые позволяют лучше запоминать информацию посредством мягкого воздействия на человека во время сна. Один из них носит название аромаметода. Ученые из Германии выяснили, что лучшему запоминанию способствует ощущаемый во сне запах. Если во время сна человек услышит тот же аромат, который он вдыхал при работе над информацией в состоянии бодрствования, то выученные днем факты усвоятся памятью прочнее. Это явление объясняется особенностями работы нейронов гиппокампа во время сна (напомним, что гиппокампом называется отдел мозга, который отвечает за усвоение и консолидацию информации, перенос ее в долгосрочную память).

А что говорят ученые?

Обучение во сне давно интересует представителей самых разных направлений, начиная с писателей-фантастов. Сейчас считается, что этот вид запоминания информации особенно эффективен для усвоения различных формул, слов иностранного языка, а также строго специализированной информации. Однако любители легких путей будут разочарованы, ведь выучить за 5 минут во сне поэму Пушкина или Налоговый кодекс не удастся. Ученые пришли к неутешительному выводу: этот метод годится только для закрепления уже усвоенного в процессе бодрствования.

В результате некоторых исследований выяснили, что во сне человек действительно может запомнить ту или иную информацию. Однако в действительности доказать, что он не слышал о ней ранее, не представляется возможным. Другие исследования, в процессе которых испытуемым проигрывали кассеты с информацией только во время сна, также показали несостоятельность этого метода. Проснувшись, подопытные ничего не помнили.

При этом даже для лучшей консолидации запоминаемых во время бодрствования фактов необходимо, чтобы они повторно демонстрировались во время быстрого сна. Потому этот метод запоминания невозможно осуществить с достоверной точностью в домашних условиях.

Наука или нажива?

Именно поэтому гипнопедия для изучения английского языка является еще одним способом заработать деньги на заведомо ложных представлениях. Изучить иностранный язык «с нуля», как и освоить любой другой навык, только лишь во время сна невозможно. Гипнопедию можно использовать только для того, чтобы полученные знания были закреплены. Нельзя и выучить за 5 минут во сне стих. Чтобы облегчить запоминание, лучше использовать метод, который советовали еще наши бабушки: днем стараться запомнить стихотворение, а перед отходом ко сну прочитать его, не прилагая усилий к запоминанию. Обычно наутро учащийся, применивший такой способ, обнаруживает, что информация усвоилась хорошо и прочно.

Еще одна методика запоминания

Некоторые ученые считают, что в целях консолидации выученных во время бодрствования фактов необходимо предъявлять информацию повторно не во время быстрого сна, а в периоды наибольшей восприимчивости памяти. Это пятнадцать минут до отхода ко сну, первый час после засыпания, а также тридцать минут перед пробуждением. Нужно отметить, что предъявление информации по этой методике ни в коей мере не исключает работу над запоминанием в дневные часы.

Экология жизни. Многие из нас слышали, что во время сна человека можно обучать. Мы проводим треть своей жизни во сне и было бы здорово научиться использовать это время для обучения, но не все так просто. Давайте покопаемся в последних находках из этой области.

Многие из нас слышали, что во время сна человека можно обучать. Мы проводим треть своей жизни во сне и было бы здорово научиться использовать это время для обучения, но не все так просто. Давайте покопаемся в последних находках из этой области.

Пожалуй самым часто встречающимся курсом для сна, является изучение иностранных языков. Поди как здорово, за неделю освоить новый язык практически без усилий, но почему-то тотального перехода на новый формат обучения не происходит.

Возникает вопрос - а можно ли на самом деле обучаться во время сна?


В США шт. Коннектикут есть Центр изучения нарушений сна. Ученые утверждают, что подобного рода рекламные заявления являются ничем иным, как обманом. Во время сна, наш мозг работает в несколько ином режиме. В это время он отделяет и классифицирует полученную информацию. И он же определяет что положить в долговременную память, а что можно позабыть. Поэтому, ученые советуют учиться чему-то в тот момент пока вы бодрствуете и мозг настроен на восприятие информации.

Интересное открытие сделали и израильские ученые. Они показали, что некоторые области мозга работают во время сна точно так же как и во время бодрствования. Именно поэтому мы помним наши сны и можем воспроизвести их порой до мельчайших подробностей. Однако, что касается новой информации, то, пребывая в состоянии сна, мозг человека перекрывает все пути её получения и усвоения.

Разделяют три основные стадии активности мозга во время сна. Стадия засыпания - в этот момент активность мозга начинает угасать. Стадия быстрого сна - глаза начинают быстро двигаться, в этот момент человек видит сновидения.

Затем наступает стадия глубокого сна - клетки мозга в этой стадии работают очень интересно и напоминают волну футбольных фанатов на стадионе. На долю секунды клетки возвращаются к активности, а потом снова погружаются в состояние покоя. Именно на этой стадии мозг переваривает и классифицирует новую информацию. Если на этой стадии прервать сон, скажем аудиозаписью, то человек проснется, т.к. мозг перейдет в режим активности и разбудит человека.

Но не все так плохо. Новорожденные же спят по 18 часов в сутки и при этом умудряются развиваться. Причем темпы этого развития превышают темпы развития взрослого человека! Уже другие ученые из США постановили, что именно во сне проходит адаптация к современному миру.

Американские ученые, провели занятный опыт. Они проигрывали не громкий звук, а затем осторожно дули на спящего младенца. Из 26 детей 24 связали звук с ветерком и уже через 20 минут стали плотнее смыкать веки, ожидая его. Несмотря на то, что детишки спали, обучение произошло прямо во сне.

Получается интересная вещь. С одной стороны мы не можем обучаться во сне, с другой стороны - да. Жаль что последний опыт был поставлен на младенцах. Быть может взрослый человек повел бы себя как-то иначе. Есть первооткрыватели желающие повторить опыт с ветерком на своих родственниках? опубликовано

Сну издревле приписывали самые разные свойства: от вполне обычной функции отдыха до магических и даже описания того, что во время сна душа покидает тело. Но одним из самых распространённых современных убеждений является, пожалуй, то, что во сне можно выучить огромные объемы информации. И вот, как пишет журнал Nature Communications, группе французских ученых удалось получить доказательство правдивости этой теории.

Физиологи выделяют две фазы сна: быстрый сон и медленный. Практически сразу после засыпания наступает фаза медленного сна, в ходе которой организм постепенно «отключается» и восстанавливает силы. Затем наступает фаза быстрого сна, когда мозг активизируется, а мышечная система, напротив, становится не активной. В этот момент происходит хаотичное движение глаз и активная работа мозга.

Многие нейрофизиологи считают, что восприятие сигналов из внешнего мира будет мешать консолидации памяти, поэтому мозг будет активно подавлять их, делая «внутренние» воспоминания (то есть сны) более яркими и игнорировать информацию из внешних источников.

Группа ученых из Франции решила проверить, воспринимает ли мозг информацию во время сна. В рамках эксперимента несколько добровольцев провели ночь в лаборатории. Участникам опыта во время сна включали особую аудиозапись, представляющую собой белый шум со «спрятанной» последовательностью звуков. должны были запомнить эти звуки и назвать их после пробуждения. В состоянии бодрствования с этой задачей справляется практически любой человек, однако большинству для успешного решения требуется несколько прослушиваний звуков.

Исследователи решили проверить, сможет ли человек распознать эту комбинацию звуков быстрее, если она проигрывается во сне. Добровольцы были разделены на несколько групп, и их подключили к электроэнцефалографам.

В итоге люди, слушавшие эти звуки во время медленного сна, в несколько раз быстрее определяли последовательность звуков, чем им это удавалось сделать тем, кто ничего не слушал во сне. А вот проигрывание аудиозаписей во время фазы быстрого сна ухудшало процесс запоминания. Такие результаты говорят о том, что человек не полностью «отключается» от внешнего мира во время сна и продолжает воспринимать и запоминать информацию. Как говорит один из авторов исследования, Томас Андриллон из университета Пьера и Марии Кюри,

«Вопрос того, может ли спящий человек запоминать новую информацию, будоражит умы ученых уже несколько десятилетий. Нам удалось показать, что неосознанные, скрытые воспоминания все же могут формироваться во время сна, но только во время быстрого сна и переходного периода между быстрым и медленным сном. Аналогичная стимуляция в фазе медленного сна, наоборот, приводит к противоположным эффектам».

Основано на материалах РИА «Новости»

Популярное