» »

Токсичные элементы. Пиротехническая химия: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов - Бингам Ф.Т А могли бы вы сдать ЕГЭ

23.01.2024

Кадмий. Содержание кадмия в организме взрослого человека составлякет 0,05 г. Специфическое физиологическое значение кадмия не установлено, но известно его токсическое действие на организм человека: нарушается обмен фосфора, кальция, железа, меди; угнетается синтез гемоглобина; резко снижаются запасы меди в печени и других органах; ингибируется активность ряда ферментов. Медь и цинк задерживают токсическое действие кадмия (между этими элементами во многих случаях наблюдается антагонизм).

Ртуть. В организме человека содержится примерно 0,013 г ртути. Поступление с пищей колеблется от 2 до 30 мкг в сутки, накапливается преимущественно в почках, мозге. Нарушает ферментативную, гормональную и иммунологическую активность белков. Является ядом с резко выраженными токсическими свойствами как в металлическом виде, так и в виде неорганических и органических соединений: почти все они относятся к ядам I класса опасности.

Свинец. Содержание в организме оставляет 0,000001% (примерно 2 мг). В настоящее время концентрация свинца в растениях, костях животных и человека постоянно увеличивается вследствие повсеместного загрязнения окружающей среды. Элемент в основном (до 90%) депонируется в костях и выделяется преимущетвенно с мочой. Очень токсичен сам и его соединения: действуют в основном на нервную, сосудистую систему и непосредственно на кровь; нарушают белковый, углеводный, фосфорный обмен; вызывают гиповитаминозы С и В 1 .

В настоящее время при международной торговле продуктами питания первоочередному контролю подлежат прежде всего следующие восемь элементов: кадмий, ртуть, свинец, мышьяк, медь, стронций, цинк, железо. Спиок этих элементов в настоящее время дополняется.

Ниже описано воздействие микроэлементов на человека и растения.

Таблица 16

Воздействие микроэлементов на живые организмы (человек)

Элемент Биологическая роль Токсическое воздействие (большие дозы)
Фтор Обладает высокой биологической активностью. Концентрируется в волосах, костях, зубах (процессы костеобразования) Угнетает защитные функции организма: по­ражает зубы («флюорез»), кости; вызывает бронхоспазмы. Действует на слизистую оболочку глаз, печень, почки, миокард
Кремний Необходим для эпителиальных и соединительных тканей. Его присутствие в стенках сосудов препятствует отложению холестерина. Способствует биосинтезу коллагена Большие дозы нарушают фосфорно-кальциевый обмен, провоцируют образование камней в мочевых путях
Хром Выполняет внутрисекреторные функции. Входит в состав трипсина, активизирует инсулин, улучшает усвоение глюкозы Самые токсичные вещества у соединений с валентностью 6. Раздражаёт слизистые оболочки дыхательных путей. Действует на кожу (язвы)
Марганец Активирует многие ферментативные процессы: синтез гемоглобина, холестерина и жирных кислот. Улучшает усвоение глюкозы. Недостаток Мn приводит к анемии При отравлениях нарушается обмен биогенных аминов, гармонообразования. Нарушаются костные образования, (подобно рахиту). Наиболее токсичны соединения с валентностью 2
Железо Входит в состав гемоглобина: перенос О 2 Заболевания внутренних дыхательных путей, гастриты, воспаление десен - при работе с парами железа (в металлургии)
Кобальт Стимулирует процессы кроветворения, способствует усвоению Fe, Са и Р. Стимулирует родовую деятельность В больших дозах вызывает острые и хронические заболевания. Наблюдается изменение дыхательных путей, крови, снижение ее свертываемости. Иногда развивается анемия
Медь Регулирует окислительно-восстановительные процессы клеточного дыхания, фотосинтеза. Улучшает всасывание железа. Влияет на водно-солевой обмен Попадание меди и ее соединений в желудок вызывает рвоту, поражение печени, некротический нефроз
Цинк Влияет на функцию полового аппарата. Входит в состав инсулина и положительно влияет на его секрецию. Металлокомпонент около 100 ферментных систем Растворимые соединения цинка ядовиты: снижают Са в крови и костях; вызывают боли и отечность в суставах, заболевания верхних дыхательных путей, дерматиты, малокровие
Мышьяк Положительно влияет на процессы кроветворения, участвует в синтезе гемоглобина, окислительно-восстановительных процессах, нуклеиновом обмене Угнетает активность ферментов. Нервно-желудочные, респираторные расстройства. Поражение крови, печени, почек
Селен Se Антиоксидант: регулирует перекисное окисление липидов. Необходим для зрения (в сетчатке глаза). Нужен для нормального течения беременности Апатия, вялость, облысение, поражение ногтей, кариес. Поражение кожи, нервной системы
Бром Содержится в крови, спинномозговой жидкости, гипофизе Раздражает слизистые оболочки, нарушает углеводный обмен, снижает функцию почек. Длительное накопление («бромизм») приводит к кожным сыпям, угнетению нервной системы
Молибден Входит в состав ферментов, которые участвуют в обмене азота, влияет на обмен меди При длительном воздействии вызывает гастрит, хронический холецистит. Нарушается сократительная функция сердца, провоцируются гинекологические заболевания
Серебро Ag Инертно, функционально не важно При многолетней работе появляется сильная пигментация («аргирия») кожи. Увеличение печени, нарушение психики
Кадмий Содержится в печени и почках. Специфическое физиологическое воздействие не обнаружено Нарушается обмен Р, Са, Fe, Сu. Угнетается синтез гемоглобина. Ингибирует многие ферменты
Олово Sn Биологическая функция не установлена «Станноз» - отложение металлов в легких; пневмокониоз
Сурьма Биологическая функция не установлена" Пневмосклероз, нарушение половой функции (м), гинекологические заболевания (ж)
Йод Влияет на обмен веществ, связанный с функцией щитовидной железы ¾
Ртуть ¾ Расстройство желудочно-кишечного тракта, упадок сердечной деятельности. Нарушение функции почек, эндокринных желез
Свинец ¾ Действует на нервную, сосудистую систему, кровь, Нарушает белковый, углеводный, фосфорный обмен. Вызывает гиповитаминоз С и В 1


Элементы, находящиеся в достаточном количестве в организме;

Таблица 17

Роль микроэлементов в жизнедеятельности растений

Элемент Биологическая роль Токсическое воздействие Чувствитель-ные культуры
F Конверсия цитрата Некроз краев и концов листьев Фруктовые деревья, виноград
Al Контролирует коллоидные свойства в клетках Общая задержка роста. Отмирание кончиков листьев, корневая система уродуется Злаки
Si Повышенное содержание в хвощах, осоке («ломкие растения») – входит в скелет растений ¾ ¾
Cr ¾ Хлороз молодых листьев. Затрудняет рост корней Все виды растений
Фотопродукция кислорода в хлоропластах Хлороз и некротические поражения листьев Злаки, бобовые, капуста, картофель
Fe Фотосинтез, фиксация азота, окислительно-восстановительные реакции Замедленный рост. Коричневые листья Рис, табак
Стимулирование ОВР при синтезе хлорофилла и протеинов. Симбиотическая фиксация азота Хлороз молодых листьев, уродливые кончики корней Все виды растений
Окисление, фотосинтез, метаболизм протеинов и углеводов Деформация корней, угнетение образования побегов Злаковые, бобовые, цитрусовые
Метаболизм белков и углеводов Хлороз и некроз листьев, задержка роста, деформация корней Злаки, шпинат
Метаболизм углеводов в водорослях Красно-бурые точки на листьях, пожелтение корней, угнетение побегов Все виды растений
Se ¾ Хлороз или черные пятна – до полного почернения. Розоватые пятна на корнях Все виды растений
Фиксация азота. Катализирует ОВР Желтые или коричневые листья, угнетение роста корней. Угнетение кущения Злаки
¾ Бурые края листьев, их скручивание. Недоразвитые корни Бобовые, рис, овёс
¾ Высокая токсичность для человека. Для растений до конца не выяснена ¾
¾ Хлороз листьев, бурые точки. Торможение ростков Сахарная свекла, маис, розы
¾ Темно-зеленые листья, скручивание старых листьев, чахлая листва, бурые короткие корни Все виды растений

Выделены наиболее важные биогенные микроэлементы;

Наиболее токсичные микроэлементы.

Из этих таблиц видно, что наиболее важные и необходимые микроэлементы

(Мn, Сu, Мо, Zn, Fe) при повышенной дозе вызывают патологические изменения как у человека, так и у растений. И в то же время заведомо токсичный мышьяк в небольших дозах необходим.

S-элементы, их применение в медицине и фармации .

Литий -

1) Препараты снимают возбуждение у психических больных.

2) Литий бензоат в составе уродана - при подагре, почечных и мочевых камнях, полиартритах.

3) Соли Li для электрофореза при артритах.

Натрий (внеклеточный ион) -

1) NaCl (0,9% - физиологический раствор) при отравлениях, рвоте, шоке, кровопотерях, холере (поддерживает КЩР и Р осм внеклеточных и внутриклеточных жидкостей).

2) NaCl (5-10% - гипертонический раствор) - при внутренних кровотечениях, для лечения гнойных ран.

3) NaHCO 3 - при повышенной кислотности, а наружно - для промывания слизистых оболочек, ингаляций (разжижает мокроту): по признаку аниона.

4) Na 2 SO 4 , Na 2 HAsO 4 , Na 2 B 4 O 7 , NaNO 2 , Na 2 S 2 O 3 и другие - по признаку аниона.

Калий (внутриклеточный ион) -

1) КCl, оротат калия - при сердечных заболеваниях, для поддержания нормального ритма мышечной работы.

2) КСН 3 СОО - мочегонное средство при отеках, связанных с нарушением кровообращения и как источник ионов К + .

3) КВr, КJ, KСlO 4 , KMnO 4 и другие - по признаку аниона.

Магний (внутриклеточный ион) -

1) Растворимые препараты - оказывают снотворный, наркотический, противосудорожный эффект, снижают артериальное давление:

MgSO 4 *7H 2 O (магнезия) - при судорогах, гипертонии, заболеваниях желчных путей, как слабительное; MgS 2 O 3 *6 H 2 O - при гипертонии, атеросклерозе, коронарной недостаточности, заболеваниях желчных путей.

2) Нерастворимые препараты - внутрь или наружно, оказывают в основном адсорбирующее и антацидное действие: Mg(OH) 2 * 4MgCO 3 * H 2 O – белая магнезия; MgO - жженая магнезия; MgO 2 * MgO (пероксид) - противомикробное и вяжущее средство; Mg 2 Si 3 O 8 * nH 2 O (трисиликат) - при гастритах, язвах (адсорбирующее и обволакивающее действие).

Кальций (внеклеточный ион) -

1) CaCl 2 * 6H 2 O - уменьшает проницаемость сосудов, оказывает противоаллергическое и противовоспалительное действие (назначают при аллергии, лучевой болезни, ревматизме, кровотечениях и при отравлениях рядом веществ).

2) CaCO 3 - внутрь при заболеваниях пищеварительного тракта (антацидное и адсорбирующее средство).

3) CaSO 4 * 0,5H 2 O(гипс) - для наложения повязок при переломах и для получения слепков рта в стоматологии.

4) СaO - для дезинфекции.

5) Ca(OH) 2 - в стоматологии (входит в состав паст)

Барий (ядовит!) -

1) BaSO 4 - в рентгенодиагностике заболеваний пищеварительного тракта.

2) Ba(OH) 2 - в стоматологии (как катализатор при изготовлении паст и цементов).

3) BaS (15% BaS и 85% талька) - препарат онихолизин применяют при удалении ногтевых пластинок.


Предварительный просмотр:

Контрольная работа №1

Строение вещества

1 вариант

2 вариант

SiO 2 , K 3 N, O 2 , C 4 H 10 .

2) Дайте характеристику вещества, формула которого СН 2 =С(СН 3 )−С(СН 3 )=СН 2 по плану:

А) название, класс;

В) виды изомерии;

СаСО 3 →СаО→Са(ОН) 2 →Са(NO 3 ) 2 →CaSiO 3

Назовите продукты реакции.

4) В раствор хлороводородной кислоты объемом 120 мл с массовой долей 15%, плотностью 1,07 г/мл внесли цинк. Определите объем водорода (н.у.), который выделиться в результате реакции.

1) Определите тип химической связи в веществах, формулы которых: N 2 , PH 3 , Na 2 O, C 2 H 4 . Напишите их структурные формулы.

2) Дайте характеристику вещества, формула которого СН≡С−С(СН 3 ) 2 −СН 3 по плану:

А) название, класс;

Б) гибридизация всех атомов углерода;

В) виды изомерии;

Г) составьте 1 изомер и 1 гомолог и дайте им название.

3) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

СuO→Cu→CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuSO 4

Назовите продукты реакции.

4) Вычислите объем аммиака, измеренный при н.у., который потребуется для полной нейтрализации раствора серной кислоты объемом 20 мл с массовой долей 3%, плотностью 1.02 г/мл.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 2

Химические реакции

1 вариант

ЧАСТЬ А

ЧАСТЬ В И С

А 1. Укажите верные характеристики реакции С + О 2 = СО 2 + Q

а) соединение, ОВР, экзотермическая, обратимая;

б) обмен, ОВР не является, необратимая, эндотермическая;

в) соединение, ОВР, экзотермическая, необратимая;

г) соединение, ОВР не является, эндотермическая, необратимая.

А 2. Укажите реакцию гидрирования:

а) взаимодействие этена с водой; б) синтез пропана из пропена;

в) синтез этена из этанола; г) синтез полиэтилена.

А 3. Реакция, идущая на границе фазового раздела:

А 4. От увеличения площади поверхности соприкосновения веществ не зависит скорость реакции между:

а) S и Al; б) H 2 и Cl 2 ; в) Al и Cl 2 ; г) Mg и HCl.

А 5. Равновесие в реакции CaCO 3 ↔ CaO + CO 2 – Q смещается вправо при:

а) ↓t, p; б) t, ↓p; в) t, p; г) ↓t, ↓p.

А 6. Реакции, уравнение которой S + 6HNO 3 =H 2 SO 4 + 6NO 2 + 2H 2 O

соответствует схема изменения степени окисления азота

а) N +4 → N +5 ; б) N +5 → N +4 ; в) N 0 → N +4 ; г) N +3 → N -3 .

А 7. Только гидроксид-ионы в качестве анионов образуются при диссоциации:

А) MgOHCl; б) NaOH; в) HONO 2 ; г) HCOOH.

А 8. Диссоциация по трем ступеням возможна в растворе:

а) хлорида алюминия; б) ортофосфата калия;

в) нитрата алюминия; г) ортофосфорной кислоты.

А 9. Сокращенное ионное уравнение реакции Ва 2+ + SO 4 2- = BaSO 4

а) Ba + H 2 SO 4 ; б) BaO + HCl; в) BaO + H 2 SO 4 ; г) BaCl 2 + H 2 SO 4 ;

А 10. Кислую реакцию среды имеет раствор:

а) Na 2 SO 4 ; б) CaCO 3 ; в) AlCl 3 ; г) NaCl.

В 1. В приведенной схеме HNO 3 + P + H 2 O → NO + H 3 PO 4

В 2.

а) сульфат алюминия; 1) гидролизу не подвергается;

б) сульфит калия; 2) гидролиз по катиону;

в) фенолят натрия; 3) гидролиз по аниону;

г) нитрат бария. 4) гидролиз по катиону и аниону

С 1. В 300мл раствора соляной кислоты плотностью 1,05 г/мл с массовой долей 10% растворили железо массой 11,2 г. Вычислите массовую долю хлорида железа (2) в полученном растворе.

Контрольная работа № 2

Химические реакции

2 вариант

ЧАСТЬ А

ЧАСТЬ В И С

А 1. Укажите верные характеристики реакции 2H 2 O↔ 2H 2 + O 2 -Q

а) соединение, ОВР, эндотермическая, обратимая;

б) разложение, ОВР, эндотермическая, обратимая;

в) разложение, ОВР, экзотермическая, обратимая;

г) разложение, ОВР не является, эндотермическая, необратимая.

А 2. Укажите реакцию дегидратации:

а) взаимодействие этена с водой; б) получение бутена-2 из бутанола-2; в) синтез аммиака; г) гидролиз белка.

А 3. Реакция, идущая в однородной среде:

а) каталитическая; б) гомогенная; в) гетерогенная; г) ОВР.

А 4. Для увеличения скорости химической реакции

Zn + 2H + = Zn 2+ + H 2 + Q необходимо:

а) ↓ С (Н + ) ; б) С (Н + ) ; в) ↓ t; г) р.

А 5. На смещение химического равновесия в системе

Fe 3 O 4(т.) + СО (г.) ↔ 3FeO (т.) + СО 2 (г.) - Q не влияет:

а) ↓С (СО) ; б)↓С (СО2) ; в) t; г) р.

А 6. Хлор в реакции 2KBr + Cl 2 = Br 2 + 2KCl

а) является восстановителем; б) не изменяет степени окисления;

в) является окислителем; г) окисляется.

А 7. Хлорид-ионы образуются при диссоциации в водном растворе:

А) KClO 3 ; б) CCl 4 ; в) NaClO; г) CuOHCl.

А 8. К электролитам относится каждое из двух веществ:

а) NaOH, CH 3 COONa; б) Fe 2 O 3 , CH 3 COOH;

в) BaCl 2 , C 2 H 5 OH; г) C 6 H 12 O 6 , CaCO 3 .

А 9. Сокращенное ионное уравнение Fe 2+ + 2OH - = Fe(OH) 2 ↓ соответствует взаимодействию:

а) Fe(NO 3 ) 3 + KOH; б) Na 2 S + Fe(NO 3 ) 2 ; в) FeSO 4 + LiOH; г) Ba(OH) 2 + FeCl 3 ;

А 10. Щелочную реакцию среды имеет раствор:

а) MgSO 4 ; б) KI; в) AlCl 3 ; г) Na 2 SO 3 .

В 1. В приведенной схеме H 2 S + Cl 2 + H 2 O → HCl + H 2 SO 4 определите степень окисления каждого элемента и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

В 2. Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу.

НАЗВАНИЕ СОЛИ СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

а) сульфид хрома (3); 1) гидролизуется по катиону;

б) хлорид алюминия; 2) гидролизуется по аниону;

в) сульфат калия; 3) гидролизуется по катиону и аниону;

г) фосфат натрия. 4) не гидролизуется.

С 1. Карбид алюминия растворили в 250 г 20%-ного раствора серной кислоты. Выделившийся при этом метан занял обьем 4,48 л (н.у.). Рассчитайте массовую долю серной кислоты в полученном растворе.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа №3

Вещества и их свойства

1 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Общая формула оксидов:

а) Э x О у ; б) М(ОН) n ; в) Н х Ко; г) М х (Ко) у .

А2. Общая формула предельных одноатомных спиртов:

а) NH 3 ; б) PH 3 ; в) AsH 3 ; г) SbH 3 .

а) CH 3 COOH; б) C 2 H 5 COOH; в) C 15 H 31 COOH; г) HCOOH.

А5. Ионное уравнение реакции Н + + ОН - = Н 2 О соответствует взаимодействию:

а) гидроксида калия и азотной кислоты;

б) гидроксида бария и серной кислоты;

в) гидроксида лития и хлорида бария;

г) аммиака и бромоводородной кислоты.

А6. Этиламин можно получить при взаимодействии:

а) этана с азотной кислотой; б) этана с р-ром перманганата калия; в) этина с водой; г) нитроэтана с водородом.

А7. Гидроксид бериллия взаимодействует с веществом:

а) NaCl; б) NO; в) H 2 O; г) KOH.

А8. Формулы продуктов взаимодействия конц. H 2 SO 4 с серебром:

а) H 2 и Ag 2 SO 4 ; б) SO 2 , H 2 O и Ag 2 SO 4 ;

в) H 2 S, H 2 O и Ag 2 SO 4 ; г) реакция не идёт.

А9. В цепочке превращений С 2 Н 4 →Х→СН 3 СОН веществом Х является: а) С 2 Н 6 ; б) С 2 Н 5 ОН; в) СН 3 СООН; г) СН 3 ОН.

А10. Укажите превращение, состоящее из 1 стадии:

а) С 2 Н 6 →С 2 Н 5 ОН; б) СН 4 →С 6 Н 6; в) FeCl 2 →Fe(OH) 3 ; г) СuO→Cu.

В1. Установите соответствие:

В2. С какими из предложенных веществ: магнием, азотной кислотой, кислородом, гидроксидом кальция – вступят в реакцию: а) соляная кислота; б) метиламин? Составьте соответствующие уравнения реакций.

С1. Сколько граммов соли получается при взаимодействии раствора гидроксида натрия массой 10 г с раствором азотной кислоты массой 18,9 г?

Контрольная работа №3

Вещества и их свойства

2 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Общая формула оснований: а) Э x О у ; б) М(ОН) n ; в) Н х Ко; г) М х (Ко) у

А2. Общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот: а) R – OH; б) R – NH 2 ; в) RCOOH; г) NH 2 – R – COOH.

А3. Основные свойства наиболее ярко выражены у вещества, формула которого:

а) CH 3 NH 2 ; б) C 2 H 5 NH 2 ; в) C 6 H 5 NH 2 ; г) (C 6 H 5 ) 2 NH 2 .

А4. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у вещества, формула которого: а) HNO 2 ; б) HPO 3 ; в) HAsO 3 ; г) HNO 3 .

А5. Ионное уравнение реакции CO 3 2- + 2Н + = Н 2 О + CO 2 соответствует взаимодействию:

а) карбоната натрия и уксусной кислоты;

б) карбоната кальция и азотной кислоты;

в) гидрокарбоната кальция и соляной кислоты;

г) карбоната бария и муравьиной кислоты.

А6. Гидроксид хрома(III) можно получить при взаимодействии:

а) хлорида хрома (3) с гидроксидом кальция;

б) нитрата хрома (3) с гидроксидом меди (2);

в) оксида хрома (3) с серной кислотой;

г) оксида хрома (2) с соляной кислотой.

А7. Аминоуксусная кислота взаимодействует с веществом:

а) CO 2 ; б) KNO 3 ; в) H 2 ; г) HCl.

А8. Формулы продуктов взаимодействия конц. HNO 3 с цинком:

а) H 2 и Zn(NO 3 ) 2 ; б) NO 2 , H 2 , Zn(NO 3 ) 2 ;

в) NO, H 2 O, Zn(NO 3 ) 2 ; г) реакция не идёт.

А9. В цепочке превращений CH 3 COH→Х→СН 3 СОOC 2 H 5

веществом Х является:

а) С 2 Н 6 (OH) 2 ; б) С 3 Н 7 COОН; в) СН 3 ОН; г) СН 3 COОН.

А10. Укажите превращение, состоящее из 2 стадий:

а) С 2 Н 6 →С 4 Н 10 ; б) СН 4 →СН 3 Сl; в) Cu→CuCl 2 ; г) C 3 H 8 →C 3 H 7 NO 2

В1. Установите соответствие:

В2. С какими из предложенных веществ: кальцием, серной кислотой, углекислым газом, карбонатом натрия – вступят в реакцию: а) гидроксид бария; б) уксусная кислота? Составьте соответствующие уравнения реакций.

С1. Сколько граммов соли получается при взаимодействии раствора гидроксида натрия массой 4 г с раствором соляной кислоты массой 18,25 г?

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по химии для 11 класса (профиль) по темам: «Строение атома», «Химическая связь»

Пояснительная записка

Контрольная работа составлена для учащихся 11-х классов (профиль) и рассчитана на 45 минут. Работа состоит из трех частей: части А – задания базового уровня сложности; части В – задания повышенного уровня сложности; части С – задания высокого уровня сложности. В части А – 10 заданий с выбором правильного ответа. Каждое задание оценивается в 1 балл. Часть В состоит из двух заданий, которые оцениваются в 2 балла. Часть С включает одно задание, за выполнение которого дается 4 балла.

Текст контрольной работы разработан на основе тематических тестов В.Н. Доронькина и учебного пособия Д.Ю. Добротина «Химия. 11 класс. Контрольные работы в новом формате».

Цели контрольной работы :

1) Осуществить контроль знаний учащихся 11 классов по темам: «Строение атома», «Химическая связь».

2) Продолжить подготовку учащихся к ЕГЭ по химии.

Требования (умения), проверяемые заданиями работы :

1) Определять число электронов на внешнем уровне и число энергетических уровней у атомов химических элементов.

2) Определять атом или ион по электронной формуле.

3) Применять знания о закономерностях изменения свойств атомов, простых веществ и соединений, образованных химическими элементами в пределах главных подгрупп и периодов Периодической системы Д.И. Менделеева.

4) Отличать типы химических связей друг от друга.

5) Определять тип кристаллической решетки.

6) Знать особенности веществ молекулярного и немолекулярного строения.

7) Записывать формулы высших оксидов и гидроксидов.

8) Составлять электронно-графические формулы атомов химических элементов.

1 вариант

Часть А

Части В и С

А1. Число энергетических слоев и число электронов во внешнем энергетическом слое атома селена равны соответственно:

а) 4, 6; б) 3, 6; в) 4, 7; г) 3, 7.

А2. Электронную формулу 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 имеет атом элемента:

а) Ва; б) Mg; в) Ca; г) Sr.

A3. Химические элементы расположены в порядке возрастания их атомных радиусов в ряду:

а) Zn, Cd, Ca; б) Br, Cl, F; в) In, Sn, Sb; г) Br, Se, As.

A4. Высший оксид состава Э 2 О 3 образуют все элементы:

а) ΙΙΙА группы; б) ΙVА группы; в) VΙА группы; г) VΙΙА группы.

А5. В молекуле НCl химическая связь:

А6. Соединениями с ковалентной неполярной и ионной связью являются соответственно:

а) N 2 и O 3 ; б) N 2 и NO; в) N 2 и NaCl; г) N 2 и СаSO 4 .

А7. Число σ-связей в молекуле этина равно:

а) 5; б) 4; в) 3; г) 6.

А8. Ионную кристаллическую решетку имеет каждое из двух веществ:

а) NaCl, H 2 S; б) KF, H 2 O; в) HNO 3 , Cs 2 S; г) Na 2 CO 3 , K 2 S.

A9. Йод имеет кристаллическую решетку:

а) ионную; б) атомную; в) молекулярную; г) металлическую.

А10. Немолекулярное строение имеет:

а) фуллерен; б) кристаллическая сера; в) углекислый газ; г) алмаз.

В1.

В2. Возрастание основных свойств высших гидроксидов происходит в рядах образующих их элементов:

1) Na → Mg → Al;

2) As → P → N;

3) P → S → Cl;

4) B → Be → Li;

5) Mg → Ca → Ba.

C1. Составьте электронно-графическую формулу атома серы в основном состоянии. Запишите формулы высшего оксида и гидроксида серы, какими свойствами обладают эти соединения? Определите тип химической связи в этих соединениях.

Контрольная работа по химии для 11 класса (профиль)

Строение атома. Химическая связь

2 вариант

Часть А

Части В и С

А1. Число энергетических слоев и число электронов во внешнем энергетическом слое атома железа равны соответственно:

а) 4, 2; б) 4, 8; в) 4, 6; г) 4, 1.

А2. Электронная формула 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 соответствует частице:

а) Li + ; б) K + ; в) Cs + ; г) Na + .

A3 . Химические элементы расположены в порядке уменьшения их атомных радиусов в ряду:

а) Ba, Cd, Ra; б) In, Pb, Sb; в) Cs, Na, H; г) Br, Se, As.

A4 . Высший оксид состава ЭО 2 образуют все элементы:

а) ΙVА группы; б) ΙΙА группы; в) 4 периода; г) 2 периода.

А5. В молекуле СО 2 химическая связь:

а) ионная; б) ковалентная полярная;

в) ковалентная неполярная; г) водородная.

А6. Соединениями с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью являются соответственно:

а) I 2 и H 2 Te; б) HBr и N 2 ; в) Fe и HF; г) CO и SO 2 .

A7. Число π-связей в молекуле этена равно:

а) 1; б) 4; в) 2; г) 3.

А8. Молекулярное строение имеет каждое из соединений:

а) H 2 O, K 2 SO 4 ; б) C 6 H 12 O 6 , NH 3 ; в) HCl, KNO 3 ; г) BaO, Na 2 CO 3 .

А9. Стеариновая кислота имеет кристаллическую решетку:

а) атомную; б) ионную; в) металлическую; г) молекулярную.

А10. Ионное строение имеет оксид:

а) кремния; б) цезия; в) углерода (ΙV); г) азота(ΙV).

В1. Установите соответствие между формулой вещества и типом химической связи в нем.

B2. Возрастание кислотных свойств высших гидроксидов происходит в рядах образующих их элементов:

1) Al → Si → P;

2) S → Se → Te;

3) Cl → Br → I;

4) B → C → N;

5) Mg → Ca → Sr.

C1. Составьте электронно-графическую формулу атома кальция в основном состоянии. Запишите формулы высшего оксида и гидроксида кальция, какими свойствами обладают эти соединения? Определите тип химической связи в этих соединениях.

Предварительный просмотр:

1 вариант

Часть А.

А1. Одинаковое число электронов содержат частицы:

1) Al 3+ и N 3-

2) Ca 2+ и Cl 5+

3) S 0 и Cl -

4) N 3- и Р 3-

А2. Химическая связь в метане и хлориде кальция соответственно

1) ковалентная полярная и металлическая;

2) ионная и ковалентная полярная;

3) ковалентная неполярная и ионная;

4) ковалентная полярная и ионная.

А3. Молекулярное строение имеет

1) оксид кремния(IV);

2) нитрат бария;

3) хлорид натрия;

4) оксид углерода(II).

А4. Цинк взаимодействует с раствором

1) сульфата меди(II);

2) хлорида калия;

3) сульфата натрия;

4) нитрата кальция.

А5 . Гидроксид алюминия реагирует с каждым из двух веществ:

1) KOH и Na 2 SO 4 ;

2) HCl и NaOH;

3) CuO и KNO 3 ;

4) Fe 2 O 3 и HNO 3 .

А6. В схеме превращений: Fe → Х1 FeCl 3 Х2 Fe(OH) 3 веществами X 1 и X 2 являются соответственно

1) Cl 2 и Cu(OH) 2 ;

2) CuCl 2 (р-р) и NaOH(р-р);

3) Cl 2 и NaOH(р-р);

4) HCl и H 2 O.

А7. Цис- и транс- изомерия характерна для:

1) бутена-1; 2) бутена-2;

3) бутина-1; 4) бутина-2.

А8. И с азотной кислотой, и с гидроксидом меди (2) будет взаимодействовать

1) фенол;

2) глицерин;

3) этанол;

4) метилацетат.

Часть В.

В1. Установите соответствие между классом неорганических веществ и химической формулой вещества.

Класс неорганических веществ

Химическая формула

А) основный оксид;

Б) кислотный оксид;

В) амфотерный оксид;

Г) кислота.

1) B 2 O 3 ;

2) BaO;

3) H 3 PO 3 ;

4) ZnO;

5) Zn(OH) 2 ;

6) Na 2 ZnO 2 .

В2. Установите соответствие между формулой соли и продуктом, образующимся на катоде при электролизе ее водного раствора.

В4. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать.

Формула вещества

Реагенты

А) HCl;

Б) K 2 SiO 3 ;

В) Na 2 CO 3 ;

Г) СuCl 2 .

1) Аg, H 3 PO 4 , MgCl 2 ;

2) H 2 SO 4 , HCl, CaCl 2 ;

3) NaOH, Fe, Na 2 S;

4) H 2 SO 4 , NaOH, CuO;

5) AgCl, SiO 2 , H 2

Часть С.

Na 2 SO 3 + … + KOH → K 2 MnO 4 + … + H 2 O

С2.Определите массовые доли (в %) сульфата железа(II) и сульфида алюминия в смеси, если при обработке 25 г этой смеси водой выделился газ, который полностью прореагировал с 960 г 5%-ного раствора сульфата меди.

Итоговое тестирование за курс 11 класса профиль

2 вариант

Часть А.

А1. В ряду элементов Na→ Mg→ Al→ Si

1) уменьшаются радиусы атомов;

2) уменьшается число протонов в ядрах атомов;

3) увеличивается число электронных слоёв в атомах;

4) уменьшается высшая степень окисления атомов.

А2. Степень окисления +7 хлор имеет в соединении:

1) Ca(ClO 2 ) 2 ;

2) HClO 3 ;

3) NH 4 Cl;

4) HClO 4 .

А3. Какой из перечисленных оксидов реагирует с раствором соляной кислоты, но не реагирует с раствором гидроксида натрия?

1) CO;

2) SO 3 ;

3) ZnO;

4) MgO.

А4. Карбонат бария реагирует с раствором каждого из двух веществ:

1) H 2 SO 4 и NaOH;

2) NaCl и CuSO 4 ;

3) HCl и CH 3 COOH;

4) NaHCO 3 и HNO 3 .

А5. Наибольшее количество сульфат-ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль:

1) сульфата натрия;

2) сульфата меди(II);

3) сульфата алюминия;

4) сульфата магния.

А6. Сокращённому ионному уравнению Н + + ОН - = Н 2 О соответствует взаимодействие

1) H 2 SO 4 с NaOH;

2) Cu(OH) 2 с HCl;

3) NH 4 Cl с KOH;

4) HCl с HNO 3 .

А7. Для организма человека наиболее токсичными являются каждый из двух ионов:

1) K + и Pb 2+

2) Na + и Cu 2+

3) Cu 2+ и Hg 2+

4) Ca 2+ и Hg 2+ .

А8. Скорость реакции азота с водородом уменьшится при:

1) понижении температуры;

2) увеличении концентрации азота;

3) использовании катализатора;

4) повышении давления в системе.

Часть В.

В1. Установите соответствие между названием вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.

В2. Установите соответствие между формулой соли и продуктом, образующимся на инертном аноде при электролизе ее водного раствора.

Формула соли

Продукты на аноде

А) Rb 2 SO 4 ;

Б) CH 3 COOK;

В) BaBr 2 ;

Г) CuSO 4.

1) метан;

2) сернистый газ;

3) кислород;

4) водород;

5) бром;

6) этан и углекислый газ.

B3. Установите соответствие между названием соли и её отношением к гидролизу.

В4. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами реакции.

Реагирующие вещества

Продукты реакции

А) Al и KOH (р-р);

Б) Al и H 2 SO 4 (разб.);

В) Al 2 S 3 и H 2 O;

Г) Al и H 2 O

1) гидроксид алюминия и сера;

2) гидроксид алюминия и сероводород;

3) тетрагидроксоалюминат калия и водород;

4) сульфат алюминия и водород;

5) алюминат калия и оксид алюминия;

6) гидроксид алюминия и водород.

Часть С.

С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

FeSO 4 + KClO 3 + … → K 2 FeO 4 + … + K 2 SO 4 + …

Определите окислитель и восстановитель.

C2. В 15-% растворе серной кислоты массой 300 г растворили карбид алюминия. Выделившийся при этом метан занял объем 2,24 л (н.у.). Рассчитайте массовую долю серной кислоты в полученном растворе.

2013 год, начинается ЕГЭ по английскому языку. Я читаю первое задание и не понимаю, чего мне хочется больше — смеяться или возмущаться. Фразу «Kate is thinking about a present for her former school friend» я видела два дня назад в материале «Сноба» о массовом сливе заданий экзамена. В интернете идентичные реальным задания висели минимум трое суток. По русскому языку — несколько часов, по литературе — около недели. В результате в стране насчитали 10 тысяч стобалльников (по данным с официального портала ЕГЭ), в 2012 году их было 3571 человек.

Счастливые школьники понесли высокие результаты в топовыевузы. В среднем заранее увиденные тесты поднимали абитуриенту результат на двадцать баллов. Учебные заведения вроде МГУ попытались отбиться с помощью дополнительных экзаменов.Но и это не слишком помогало, ведь зачисление происходит по сумме всех испытаний.

Нельзя сказать, что прошлогодние утечки привели к тому, что в университеты поступили исключительно неграмотные люди. Чтобы правильно списать, тоже требуется интеллект, да и вузы имели возможность восстановить справедливость на первой же сессии. Но вера в способность государства бороться с коррупцией была подорвана.

ЕГЭ по чесноку

А что в этом году? Рособрнадзор божится, что сливы удалось победить. Действительно, ни одного сообщения на тему «В интернет снова выложили ответы», зато сколько угодно «В регионе N выгнали за списывание». Первая реакция в лучших традициях Станиславского: «Не верю».Пишу знакомым абитуриентам: «А был ли слив?» Одиннадцатиклассники с разных концов страны хором клянутся, что ничего не было:

— Насколько я знаю, верныхКИМов или ответов так никто и не нашел, из моих знакомых точно. Хотя шпоры были, — признается выпускница Алена.

Все равно не верю. Ищу задания сама. Через пять минут поиска «ВКонтакте» начинается такой диалог:

— Тимур, привет! Интересуютответы на ЕГЭ (резервные даты) по русскому и математике. Какова цена вопроса и как передать деньги? Очень-очень надо!

— Триста рублей ответы + КИМы. Один предмет. В сумме выйдет 600 рублей за два предмета…

Таких объявлений множество, их никто не удаляет. Смущает только цена. В прошлом году в некоторых случаях просилидесятки тысяч. Начинаю верить чиновникам.

— Такого, как в 2013 году, точно не было. Я работаю со школьниками, информация от них. За два месяца до ЕГЭ вокруг школ стали появляться люди, говорившие детям: «Ты нам сейчас даешь 1500 рублей, мы за сутки до экзамена — ответы». Классами скидывались. Но правильных ответов вроде бы никто так и не получил. Как могли отслеживали интернет, не давали задания детям своих знакомых. Это нельзя доказать, но существует небольшая группа школьников, которые должны написать на бланке только имя — и им проставят нужные баллы. Думаю, все махинации свелись к этому, — Ирина Маслякова, старший преподаватель кафедры высшей математики РЭУ им. Плеханова, подтверждает мое мнение.

— В этом году контроль был намного серьезнее. Стало меньше лиц, заинтересованных в высоких баллах: результаты ЕГЭ исключили из показателей работы губернаторов. Всех не поймали, но показали на примерах, что безнаказанно этим заниматься не получится, — добавляет Юрий Романов, старший преподаватель исторического факультета МПГУ.

Когда захочет, наше государство умеет работать и пресекать нарушения. Все предусмотрели, все сработало как надо, поступление в вузы этим летом будет честным. Но тут в глубине сознания снова возникло противное «не верю».

Отзвук прошлого года

«Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам бакалавриата и специалитета, допускается по результатам ЕГЭ, выданным в 2012 и в 2013 годах и действующим до окончания 2016 и 2017 годов соответственно» — документ с этим текстом появился на сайте Рособрнадзора.

Теперь результаты экзаменов действительны четыре года. То есть получается, что смухлевавший в прошлом году школьник в этом году таки сможет поступить в более престижный вуз. У нынешних одиннадцатиклассников баллы будут ниже.

— Это озвучил сам министробразования. Что с этим делать, они не знают. Пока что просто снизили требования. Двоек по русскому было столько, что пришлось сильно уменьшить проходной балл, — комментирует Ирина Маслякова.

То есть ЕГЭ провели относительно честно, но эффект прошлого года будет сказываться еще несколько лет. Очень хочется верить, что со временем меры безопасности дадут результат. Школьников, правда, жалко. Им придется окончательно свыкнуться с психологическим давлением, обысками при входе в кабинет и видеокамерами вокруг.

А могли бы вы сдать ЕГЭ?

Приведены варианты из демоверсии ФИПИ за 2014 год (выбраны наиболее простые задания)

Русский язык

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. По…кладка, о…бойный, на…строчный.
  2. Пр…встать, пр…клеить, пр…школьный.
  3. На…граться, сверх…нвестиции, из…скать.
  4. Бар…ерный, с…язвить, обез…яна.

Биология

Пол будущего ребенка формируется при:

  1. слиянии гамет;
  2. созревании гамет;
  3. дроблении бластомеров;
  4. образовании органов.

География

В какой из перечисленных стран доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения наибольшая?

  1. Бразилия.
  2. Алжир.
  3. Бангладеш.
  4. Норвегия.

Математика

В сборнике билетов по биологии всего 25 билетов, в двух из них встречается вопрос о грибах. На экзамене школьнику достается один случайно выбранный билет из этого сборника. Найдите
вероятность того, что в этом билете не будет вопроса о грибах.

История

Что из перечисленного можно отнести к итогам индустриализации СССР в довоенный период?

  1. Создание комплекса предприятий тяжелой промышленности.
  2. Сокращение военных расходов.
  3. Интенсивное развитие легкой промышленности.
  4. Формирование многоукладной экономики.

Физика

Частицы газа находятся в среднем на таких расстояниях друг от друга, при которых силы притяжения между ними незначительны. Это объясняет:

  1. большую скорость частиц газа;
  2. значение скорости звука в газе;
  3. распространение в газе звуковых волн;
  4. способность газов к неограниченному расширению.

Химия

Для организма человека наиболее токсичными являются каждый из двух ионов:

  1. K+ и Pb2+
  2. Na+ и Cu2+
  3. Cu2+ и Hg2+
  4. Ca2+ и Hg2+

Правильные ответы

Русский язык — 2, биология — 1, география — 4, математика — 0,92, история — 1, физика — 4, химия — 3.

А1. Электронную конфигурацию атома аргона имеет частица:

А2. В ряду химических элементов Na→Mg→Al→Si

1) увеличивается число валентных электронов в атомах

2) уменьшается число электронных слоев в атомах

3) уменьшается число протонов в ядрах атомов

4) увеличиваются радиусы атомов

А3. Верны ли следующие суждения о металлах?

А. Металлы IIAгруппы образуют высшие оксиды составаR 2 O.

Б. Металлические свойства в ряду Na→K→Rbвозрастают.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. За счет общей электронной пары химическая связь образована в соединении

А5. Степень окисления кислорода в соединении ВаО 2 равна

А6. Молекулярную кристаллическую решетку имеет

1) негашеная известь

2) диметиловый эфир

4) пиролюзит

А7. Среди перечисленных веществ:

к оксидам относятся:

1) ВГЕ 2) АБВ 3) АВЕ 4) ГДЕ

А8. Верны ли следующие суждения о химических свойствах хлора?

А. В хлорной воде обесцвечиваются многие красители.

Б. Хлор может взаимодействовать с бромидом калия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. Щелочь образуется при растворении в воде

1) оксида хлора (I)

2) оксида хрома (VI)

3) оксида бария

4) оксида магния

А10. Водород не выделяется в реакции цинка с

1) азотной кислотой

2) гидроксидом натрия

3) соляной кислотой

4) серной кислотой

А11. Гидрокарбонат кальция образуется из карбоната кальция при действии

1) избытка соляной кислоты

2) водного раствора KHCO 3

3) водного раствора СО 2

4) водорода

А12. В схеме превращений NaNaH
NaOH

Веществами Х 1 и Х 2 являются соответственно

А13. Только ϭ-связи присутствуют в молекуле

1) пропионовой кислоты

2) этилена

4) циклобутана

А14. Как гексан, так и толуол взаимодействуют с

1) бромной водой

2) раствором перманганата калия

4) водородом

А15. Этиленгликоль взаимодействует с

2) азотной кислотой

3) оксидом железа (II)

А16. Как альдегид и как спирт глюкоза взаимодействует с веществом, формула которого

А17. Альдегиды можно получить в результате

1) гидратации алкенов

2) дегидратации спиртов

3) гидрогалогенирования алкинов

4) окисления первичных спиртов

А18. В схеме превращений

СН 3 СНО → Х → С 2 Н 4

веществом Х является

4) СН 3 СН 2 Сl

А19. В ходе реакции дегидратации происходит

1) отщепление воды

2) присоединение воды

3) присоединение водорода

4) отщепление водорода

А20. На скорость реакции

CaCO 3 + 2HCl (p-p) = CaCl 2 + H 2 O + CO 2

не влияет изменение

1) давления

2) температуры

3) концентрации соляной кислоты

4) площади поверхности соприкосновения веществ

А21. На смещение химического равновесия в системе 2HBr (г) ⇄ H 2(г) +Br 2(г) –Q

не влияет изменение

1) давления

2) температуры

3) концентрации водорода

4) концентрации бромоводорода

А22. Слабым электролитом является вещество, формула которого

А23. Осадок выпадает при взаимодействии растворов

1) гидроксида калия и сернистой кислоты

2) сульфита натрия и азотной кислоты

3) бромида натрия и нитрата железа (II)

4) хлорида хрома (III) и гидроксида лития

А24. Для организма человека наиболее токсичными являются каждый из двух ионов

3) Pb 2+ иHg 2+

4) Ca 2+ иHg 2+

A25. Верны ли следующие суждения о природном газе?

А. Основными составляющими природного газа являются этан и его гомологи.

Б. Природный газ служит сырьем для получения ацетилена.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

A26. Масса воды, которую нужно добавить к 200 г раствора нитрата калия с массовой долей 30%, чтобы массовая доля соли в растворе стала 10%

A27. В результате реакции, термохимическое уравнение которой

2SO 2(г) +O 2(г) = 2SO 3(г) + 198 кДж,

Выделилось 297 кДж теплоты. Объем израсходованного оксида серы (IV) равен

28. Объем углекислого газа (н.у.), получающийся при взаимодействии 5,3 г карбоната натрия с избытком раствора соляной кислоты равен

Популярное