» »

Таррагона — прогулка по древнему городу. Таррагона: Осколки Римской империи

17.12.2019

Испанский, а точнее, каталонский - интересное место с богатой историей, особенно привлекающее любителей древностей . Среди таррагонских памятников античности можно назвать, например, римский амфитеатр , местный римский форум . Всё это сооружения разной степени сохранности и, к тому же, подчас не лишенные наслоений последующих эпох.

То же можно сказать и о римском цирке - одной из самых популярных достопримечательностей Таррагоны. Но, в отличие от вышеперечисленных памятников архитектуры, этот комплекс будет интересен не только тем, кто получает удовольствие от созерцания древних руин и археологических находок. Мы советуем посетить римский цирк Таррагоны всем, кто приезжает в этот город, прежде всего потому, что на территории цирка находится , с которой открывается, пожалуй, самый захватывающий вид на центральную часть Таррагоны и с одной стороны - и на ослепительно-бирюзовое Средиземное море и с другой.

В этой заметке мы поговорим об устройстве и архитектуре римского цирка, кратко опишем историю римского цирка Таррако (Circ romà/Circo romano de Tarraco ), а также поделимся своими фотографиями и впечатлениями от посещения этого древнего развлекательного комплекса (точнее, того, что от него осталось, - а осталось, как утверждают специалисты, достаточно много, учитывая давность постройки).

Римский цирк в Таррагоне: что посмотреть

Римский цирк Таррако был одним из важнейших гражданских сооружений той эпохи. На сегодняшний день этот комплекс считается одним из наиболее хорошо сохранившихся древнеримских цирков во всем мире (цирк сохранился во многом благодаря тому, что часть его первоначальной конструкции скрыта под более современными постройками). См. местоположение римского цирка на (он обозначен под №15, а римский преторий - под №14).

Римский цирк является частью археологического комплекса Таррагоны , включенного в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .


Во время посещения римского цирка вы сможете увидеть остатки зрительских трибун, подземных коридоров, сводов, надгробных памятников римской эпохи . Также вы побываете в средневековой башне, именуемой , построенной на фундаменте древнеримского претория (Pretori ). Там вас ждет замечательный и зал с .


Обязательно стоит подняться на этой башни, чтобы насладиться, пожалуй, лучшими видами на и историческую часть Таррагоны . Не менее живописные виды открываются с другой стороны (на море и римский амфитеатр).

см. ниже, в разделе « ».

История и устройство римского цирка Таррако

Местоположение цирка

Проект строительства цирка Таррако относится к эпохе правления последнего римского императора из династии Флавиев - императора Домициана (81-96 гг. н.э.). Соответственно, он датируется концом I в. н.э. Цирк стал последним сооружением, возведенным в «императорской зоне» Таррако на заключительном этапе масштабного градостроительного проекта эпохи Флавиев. Этот проект был результатом роста политического значения Таррагоны и, в частности, учреждения в городе регулярного ежегодного собрания представителей всех колоний римской провинции Ближняя Испания (Hispania Citerior ) - Concilium provinciae Hispaniae citerioris . Подробнее об истории Таррагоны в римскую эпоху можно прочитать .

Итак, римский цирк был построен в Таррагоне (Таррако) в I в. н.э. Из-за специфики своего местоположения в самом центре города он обладал рядом характерных архитектурных особенностей. Цирк Таррагоны располагался внутри городских стен, близ , что было достаточно редким явлением, учитывая внушительные размеры подобных сооружений.

Римский цирк Таррако находился между главной артерией города - дорогой Vía Augusta - и . Восточной стороной цирк примыкал к крепостной стене, а с северной стороны - к форуму. Предполагают, что цирк проектировался практически одновременно с , что включало планировку сообщения между зданиями, расположенными позади цирка, и городом, расстилавшимся спереди. Таким образом, это был самый настоящий «архитектурный барьер», отделявший форум императорского Таррако от торговых и жилых кварталов.

Провинциальный форум Таррако представлял собой монументальный комплекс площадью 18 га. Форум состоял из ряда террас, расположенных на разных уровнях таррагонского холма. На верхней террасе располагалась зона императорского культа (recinto de culto Imperial ), состоящая из прямоугольной площади, окруженной портиками с колоннами. В центре площади (а не в ее задней части, как считалось ранее) в I в. н.э. был построен храм императора Августа. Храм находился на месте нынешнего (недавно археологами , и макет храма был добавлен к масштабному макету римского Таррако, находящемуся на ). С верхней террасы можно было по парадной лестнице спуститься на главную церемониальную площадь провинциального форума (Plaza del Foro Provincial ), крупнейшую во всем римском мире. Северная часть площади граничила с культовой зоной, а южная - с римским цирком, занимавшим, соответственно, третью террасу форума. Еще ниже располагались спускавшиеся к морю жилые кварталы, а также местный форум, термы, театр и другие сооружения.

Назначение цирка Таррако. Цирковые развлечения в Римской империи

Цирк Таррако служил ипподромом циркусом »), на котором проводились гонки на колесницах . В основном это были колесницы, запряженные парой («биги», bigae ), или же запряженные четверней («квадриги», quadrigae ). Также в цирке иногда устраивались театральные и акробатические представления и некоторые другие зрелища, происходившие в праздничные дни и называвшихся ludi circenses .

О популярности цирковых развлечений в Римской империи можно судить по знаменитой фразе panem et circenses («Хлеба и зрелищ!», буквально - «хлеба и цирковых зрелищ») из сатиры Ювенала (I в. н.э.). Цирк оставался популярным развлечением даже тогда, когда ушли в прошлое гладиаторские бои и начала приобретать влияние новая религия - христианство. Особенно популярен цирк - и в первую очередь гонки на колесницах - был как раз в провинции Tarraconense . Неслучайно здесь было развито разведение лошадей. Во многих городах региона (к примеру, в Барселоне и Жероне) найдены разнообразные мозаики и живописные произведения, посвященные этому виду массового спорта.

Кроме того, с этим спортом связаны одни из самых красивых надгробных камней, обнаруженных на территории Испании. Так, непосредственно в Таррагоне было найдено две великолепных стихотворных эпитафии II в. н.э. в память о двух выдающихся возницах того времени, Эвтихии (Euthyches, Eutiches ) и Фуске (Fuscus , Fusc ) (первое из этих надгробий на сегодняшний момент можно увидеть в ). В тексте на могильных камнях подробно описываются достижения этих прославленных гонщиков и те горестные чувства, которые испытывают по поводу смерти возниц их товарищи.

По степени известности этих спортсменов можно сравнить со знаменитым римским колесничим Скорпусом, погибшим в Большом цирке Рима (Circus Maximus ).

Конфигурация и техника строительства цирка

Цирк Таррагоны имел вытянутую прямоугольную форму (с полукруглыми боковинами по коротким сторонам), напоминающую по конфигурации современные гоночные трассы. Размеры цирка составляли 325 на 115 метров (не такие крупные, как у большинства других римских цирков, что объяснялось, вероятно, местонахождением цирка в центральной части города; собственно, этот цирк самый маленький из тех, что сохранились на Пиренейском полуострове). Внутри располагалась арена размером 290 на 75 метров, разделенная продольной каменной площадкой-«хребтом» (spina ) длиной 190 метров. Spina представляла собой длинную узкую платформу из алтарей, статуй, скульптурных групп и обелисков и символизировала сломанный хребет врагов Рима. В то же время этот барьер служил для разделения дорожек.

Предполагают, что цирк был рассчитан примерно на 25-30 тыс. зрителей, располагавшихся на местах для публики (cavea ), разделенных на 12 рядов сидений. Арена находилась на месте нынешней (plaça de la Font ).

Немного о технике строительства цирка. Цирк был построен римлянами из нескольких материалов. Для сводов использовался римский бетон (opus caementicium ) (бутовая кладка из щебня, залитого строительным раствором из извести и песка). Для постройки подиума (барьер, отделявший трибуны от арены), лестниц, арок южного фасада и стартовых ворот применяли кладку из крупных тёсаных камней четырехугольной формы (opus quadratum , квадровая, или блоковая, кладка). В зрительских секторах также частично использовалась смешанная «поясная» техника (opus vittatum ): построенные в этой технике сооружения состояли из небольших прямоугольных камней, периодически перемежавшихся рядами кирпичной кладки.

Своды выполняли функцию поддерживающей конструкции для зрительских трибун, лестниц и верхнего яруса (visorium ). В то же время они служили внутренними коридорами, позволявшими зрителям перемещаться из одной части комплекса в другую.

Схема юго-восточной части римского цирка Таррако в разрезе (источник ):

В западной стороне, вдоль короткой стороны комплекса, находился «старт», или стартовые ворота - стойла для лошадей и сараи для колесниц («карцеры », carceres ), - а также главные ворота, которые служили для въезда колесниц внутрь цирка (porta pompae ). Стартовых арок было двенадцать, по шесть с каждой стороны от главных ворот. В 2006 году в Таррагоне были обнаружены остатки этих «карцеров» , которые, как оказалось, находятся непосредственно под зданием нынешней таррагонской мэрии на (любопытно, что находка произошла в ходе работ по установке лифта).

Местоположение стартовых ворот на макете римского цирка Таррако (источник ):

С противоположной, восточной, стороны располагался выход для раненых и получивших увечья лошадей и возниц (porta livitensis ), триумфальные ворота для победителей и общий проход для зрителей на трибуны. В центре сооружения возвышалась трибуна для судей гонок (tribunal iudicum ). Вся эта зона покоилась на радиальных сводах, которые одновременно служили коридорами для прохода из одной части цирка в другую.

В южной и северной стороне цирка, по длинной стороне прямоугольника, располагались зрительские трибуны. Они опирались на параллельные цилиндрические своды, имевшие наклон в 40 градусов и образовывавшие полую конструкцию. В южной стороне цирка насчитывалось 46 таких сводов. Фасад, ограниченный с южной стороны этим возвышением, состоял из ряда арок, опиравшихся на ложные пилястры, встроенные в стену. С северной стороны использовалась аналогичная конструкция, однако, поскольку та часть цирка располагалась на склоне, сначала там были произведены земляные работы, а затем построены своды. Подобная черта уникальна для данного цирка. Обычно трибуны строились как раз за счет естественной разницы высот рельефа.

План римского цирка Таррако (источник ):

Приблизительно по центру длинной северной стороны цирка располагалась императорская ложа, или возвышенное седалище (pulvinar ) - трибуна для императора или другого устроителя гонок. Это был единственный облицованный мрамором сектор цирка. Посредством лестниц трибуна сообщалась с , что облегчало привилегированным зрителям проход на спектакль. К ложе можно было также пройти со стороны арены через ворота и лестницы, располагавшиеся во внутренней части сводов.

Реконструкция (макет) римского цирка Таррако, Музей истории Таррагоны (источник ):

Зрительские трибуны отделялись от арены, на которой разворачивался захватывающий гоночный спектакль, специальной стеной высотой более 2 метров, которая именовалась «подиумом» (podium ) и служила для защиты публики на случай аварии (naufragium ) (это латинское слово также переводится как «кораблекрушение»). Столкновения, увечья гонщиков, крушения колесниц и прочие несчастные случаи происходили в цирке довольно часто, поскольку во время состязания возницы (их называли aurigae , обычно это были рабы) обычно обгоняли и «подрезали» соперников.

Цирк Таррако просуществовал достаточно долго, около 300 лет. Ученые утверждают, что соревнования тут проходили до V в. н.э. Не исключено также, что цирк использовался еще и некоторое время после этого, до первой четверти VII в., при вестготах.

В современную эпоху значительная часть цирка была встроена в новые здания. В качестве одного из самых занимательных примеров можно назвать таррагонский ресторан «Своды» (Restaurant les Voltes ), расположенный на улице Trinquet Vell , 12. Здесь своды римского цирка, некогда служившие опорой для зрительских трибун, ныне являются частью интерьера, создавая особую атмосферу.

В настоящее время туристы могут осмотреть восточную часть римского цирка, включая декоративный фасад и зрительские трибуны. Этим, собственно, и ограничивается видимая над землей часть. Помимо этого, можно посетить подземные коридоры, именуемые «сводами Св. Эрменгильда и Кирпичной улицы» (voltes de Sant Hermenegild i de Carrer Enrajolat ). Подробнее о посещении римского цирка в Таррагоне см. ниже, в разделе « ».

Рекомендуем интересные видеоматериалы об истории римского Таррако и устройстве - административного и культурного центра города. Видео можно посмотреть и (рассказ ведется на испанском языке, но благодаря наглядным трехмерным моделям принцип устройства этого древнеримского города будет понятен любому зрителю).

Прогулка по римскому цирку: фотографии, описания, впечатления

Вход в римский цирк Таррагоны расположен на проспекте Старая Рамбла (Rambla Vella ), у пересечения с улицей Carrer de Sant Oleguer , недалеко от побережья Средиземного моря и (см. местоположение римского цирка на карте Таррагоны ; он обозначен под №15).

Сам древнеримский комплекс находится непосредственно за средневековой крепостной стеной XIV в. , именуемой «муральета» (muralleta ), или «малая стена».

В средние века в Таррагоне практически не возводили новых крепостных стен: находились еще в достаточно хорошем состоянии, так что в основном удавалось ограничиваться периодическим ремонтом. Единственной частью, которая потребовала полной реконструкции, оказался южный фрагмент стены. Эта стена XII века, известная под названием Mur Vell старая стена ») до сих пор частично сохранилась в районе улиц Carrer dels Ferrers и Carrer de l"Enrajolat . В XIV веке, а точнее в 1368 году, эта часть стены была расширена и включила территорию римского цирка. При этом и была возведена вышеупомянутая «муральета », тянущаяся параллельно Старой Рамбле. В строительстве был использован фасад римского цирка, и благодаря этому юго-восточный сектор цирка, собственно, и сохранился. К «муральете» справа примыкает 18-метровая башня Монахов (Torre de les Monges ) - единственная сохранившаяся из трех восьмиугольных башен, дополнивших оборонительную линию в XIV веке.

Слева от крепостной стены и башни Монахов, со стороны улицы Baixada de la Peixateria , можно, не заходя внутрь комплекса (и не покупая билет!) посмотреть восточную оконечность (cabecera oriental ) римского цирка. Помимо фасада (который спрятан за крепостной стеной «муральета», так что его можно увидеть, только имея билет), это единственная уцелевшая надземная часть сооружения. Здесь мы видим значительную часть полукруглого юго-восточного сектора зрительских трибун (cavea ).


Пройдем теперь внутрь комплекса, для чего обычно требуется приобрести билет. (Подробнее о порядке посещения комплекса и ценах см. в разделе « »). Первое, что мы видим при входе, - это фасад римского цирка . Сохранилось 14 метров этого фасада, выложенного из крупных тёсаных камней четырехугольной формы (opus quadratum ). Первоначально фасад состоял, как предполагают, из 56 полукруглых арок , каждая высотой примерно 6,4 м. Сегодня мы видим лишь три таких арки, из которых одна сохранилась полностью. Арки были декорированы лепниной и обрамлены пилястрами, которые также частично сохранились.

От арок центрального фасада начинается лестница , некоторые ступени которой оригинальные римские. Ранее это был один из входов для публики, который вел на зрительские трибуны (иногда такие проходы называют словом vomitorium ). Вероятно, по этой лестнице зрители попадали на верхнюю платформу сооружения, а оттуда - на верхний ярус сидений (summa cavea ).

Сегодня по лестнице также можно подняться на верхнюю часть зрительских трибун и прогуляться по доступной для осмотра площадке (фото с сайта flickr.com ).

Вернемся теперь к центральному фасаду. Крайняя правая арка фасада ведет нас в сводчатый коридор , предназначавшийся для прохода зрителей . Подобные коридоры, как мы уже знаем выполняли двойную функцию: одновременно они служили опорой для верхней конструкции цирка. До наших дней дошло около 50 м этого прохода, что составляет примерно половину его первоначальной длины.


Эту часть цирка принято называть «сводами Св. Эрменгильда » (Volta de Sant Hermenegild ). Высота сводов варьируется в пределах от 6 до 7 метров, и именной своей высотой в первую очередь впечатляют эти своды. С правой стороны своды граничат с крепостной стеной, а слева находятся проемы , которые ведут в шесть помещений с наклонными сводами, служившими для опоры закругленного сектора зрительских трибун. Интересно заглядывать в эти боковые дверцы и, идя по коридору, рассматривать римскую кладку.


Выйдя из сводчатого коридора, мы оказываемся на противоположной стороне уцелевшего восточного сектора зрительских трибун. Здесь мы выходим из темноты на свет и читаем, что ранее в этом месте находились так называемые триумфальные ворота (Porta Triunphalis/Porta Triumphalis ). Эти ворота, соответствовавшие продольной оси цирка, вели с арены непосредственно за пределы цирка. Через них арену покидал победитель гонок, отсюда и название ворот. Эта часть цирка серьезно пострадала в 1813 году, в результате бомбардировки, устроенной уходившей из города наполеоновской армией.


Заканчивающийся в этом месте свод (см. две предыдущие фотографии) ранее продолжался еще на полсотни метров вперед, вплоть до видимого чуть дальше блока из римского бетона (opus caementicium ), являвшегося частью лестницы, ведущей в верхнюю часть цирка и верхний ярус сидений (summa cavea ). Вообще в цирке имелось несколько лестниц для публики, расположенных в разных концах сооружения.


Здесь мы уже оказываемся перед башней римского претория (Pretori ), украшенной (по крайней мере по праздникам) каталонским флагом.

Проходим внутрь башни, нырнув под полуразрушенную арку (см. предыдущее фото). По левую руку сразу же будет красиво подсвеченный продольный свод (bóveda longitudinal , под улицами Enrajolat и Ferrers ) (см. ). Сейчас пройти по этому загадочному туннелю, к сожалению, нельзя из-за проведения реставрационных работ. Можно только любоваться издали.

Если же мы пойдем прямо, то перед нами будет узкий и низкий проход, а сразу за ним - небольшая лестница.

Лестница приводит нас в вытянутое помещение (Criptopórtico Pretorio или Bóveda de la Tecleta ), которое является, пожалуй, одним из самых интересных в римском цирке Таррагоны. Это настоящий музейный археологический зал , в котором собран целый ряд римских древностей. Помимо всего прочего, зал очень удачно подсвечен, так что вокруг древних камней создается волшебная аура.

Основными экспонатами зала являются разнообразные резные надгробия и фрагменты римских памятников. Вот перед нами, например, пьедестал статуи Марка Вокония Вакулы (Marco Voconio Vaccula ) -римского эдила, квестора и фламина (жреца) божественного императора Августа (середина II в. н.э.). Автором посвящения на камне является его освобожденный раб (вольноотпущенник) по прозвищу Paganus (Деревенщина). Надпись гласит: M(arco) VOCONIO/ M(arci) F(ilio) GAL(eria)/ VACCULAE/ AEDILI FLAMINI/ DIVI AUG(usti) QUAEST(ori)/ PAGANUS LIB(ertus) .

Рядом видим пьедестал статуи Тита Влавия Титиана (Tito Flavio Titiano ), сенатора и достопочтенного мужа (clarissimo viro ), служившего проконсулом африканской провинции и губернатором провинции Ближняя Испания в начале III века. Посвящение написано от лица Марка Аврелия Модестина (Marco Aurelio Modestino ). Надпись на камне гласит: TI(to) FL(avio) TITIANO/ LEG(ato) AV(ggustorum)/ PR(o) PR(aetore)/ C(larissimo) V(iro)/ PROCONSVLI PROV(inciae) AF(ricae)/ PRAESIDI/ PRO(inciae) HISP(aniae)/ CITERIORIS/ M(arcus) A(urelius)/ MODESTINUS .

Далее можно увидеть интересный надгробный камень императорского казначея (arcarius ), вольноотпущенника Виктора (ок. II в. н.э.), отвечавшего за сбор налогов, взимавшихся в провинции Ближняя Испания за предоставление рабам вольной. Посвящение написано от лица его вдовы Квинтилии (Quintilia Procula ). Надпись гласит: D(is) M(anibus)/ VICTORI/ ARK(ario) XX LIB(ertatis)/ P(rovinciae)/ H(ispaniae) C(iterioris)/ QUINTILIA/ PROCULA/ CONIUGI . Любопытно, что каждая грань пьедестала покрытая какой-либо надписью и барельефом.


А вот алтарь , который был установлен в Таррако Ульпием Марсианом (Ulpio Marciano ), помощником главы администрации губернатора провинции Ближняя Испания (auditor principis ). Алтарь датируется III веком. Надпись лаконична: ULPIUS/ MARCIANUS/ ADIUTOR/ PRINCIPIS/ POSUIT .

В дальнем конце зала установлена выполненная из белого мрамора скульптура , изображающая женскую фигуру. Статуя известна под названием Tecleta и датируется примерно I-II в. н.э. Вероятно, ранее она являлась частью надгробного памятника, какие во множестве появлялись в ту эпоху вдоль дорог, ведущих в город Таррако. Скульптура была обнаружена в 1992 году в . В римские времена этот парк был пригородной зоной, где располагались виллы и места захоронений.


До недавнего времени статуя имела весьма благородный вид (источник фото: ), однако сейчас (видимо, для лучшей сохранности) обернута малопривлекательной пленкой.

Прямо из этого зала проходим в промежуточное помещение («нижний свод »), где имеются информационные стенды и информационная стойка для туристов, а также лифт и деревянная лестница, ведущие на верхние этажи башни. «Нижний свод» ранее располагался на подземном уровне и являлся составной частью главной церемониальной площади . Боковые аркбутаны построены в смешанной «поясной» технике (opus vittatum ) (параллельные стены из тёсаного камня, используемые как опалубка для залитого бетоном щебня), а сам свод выложен из римского цемента (opus caementicium ).


На одном из информационных щитов представлен общий план комплекса . На плане четко обозначены основные вехи маршрута. Во-первых, это четыре объекта, расположенные непосредственно на территории римского цирка: фасад цирка и крепостная стена XIV века (1); своды Св. Эрменгильда (2); триумфальные ворота (3); продольный свод (4). Во-вторых, это собственно башня претория. Башня разделена на четыре уровня: нижний свод (A); верхний свод с саркофагом Ипполита (B); Королевский замок, готический зал (C); верхняя терраса со смотровой площадкой (D). Эти уровни мы и осматриваем, последовательно поднимаясь всё выше (см. также еще одну схему ).

Поднимаемся по лестнице (или на лифте) и попадаем на этаж, именуемый верхним сводом . Здесь размещена экспозиция, посвященная истории римских форумов.


Также на этом уровне стоит осмотреть вытянутый сводчатый зал, несколько неприметно расположенный за лифтом. В этом зале можно увидеть замечательный саркофат Ипполита (Hippolytus Sarcophagus ), посвященный мифу о жизни и трагической кончине этого греческого героя. Саркофаг был поднят со дна моря в середине XX века, в 1948 году. Он датируется III в. н.э. и украшен скульптурными сценами по всем четырем сторонам. Сюжет мифа об Ипполите и Федре был весьма популярен в европейском искусстве в самые разные века. Известна, например, трагедия «Ипполит» великого драматурга Еврипида, послужившая образцом для трагедии Расина «Федра».

Правая боковая грань саркофага изображает группу охотников (охота были излюбленным занятием Ипполита; неслучайно он выше всех почитал богиню-охотницу Артемиду). Двое слуг снимают тушу убитого на охоте оленя со спины осла.


На передней грани саркофага мы видим сцену, изображающую один из ключевых моментов мифа о Ипполите (и один из самых популярных в классической иконографии): Ипполит отвергает любовь своей мачехи Федры. По центру изображен сам Ипполит в окружении своих товарищей по охоте, а также собак и лошади. Правой рукой он демонстрирует отрицательный ответ на предложение мачехи, о котором сообщает ему кормилица Федры, Энона. Последняя изображена справа на заднем плане.

Левая боковая грань саркофага сохранилась хуже всего. Предполагают, что на ней изображен момент, когда Ипполита обвиняют в изнасиловании мачехи. Видимо, слева изваяна богиня Афродита, далее Федра и ее муж, разгневанный Тесей (о его гневе свидетельствует сжатый кулак); фигура позади Тесея, от которой осталась лишь одна туника, возможно, изображает кормилицу Энону. Справа представлен удрученный Ипполит, направляющийся на охоту.

Задняя грань саркофага изображает трагическую смерть Ипполита - эпизод, к которому достаточно редко обращались древние художники и скульпторы, иллюстрировавшие миф об Ипполите и Федре. Слева мы видим женскую фигуру (вероятно, это Афродита, ревновавшая Ипполита из-за его преданности Артемиде). Далее представлен Посейдон и посланный им бык, напугавший коней Ипполита (бога Посейдона призвал на помощь разгневанный отец Ипполита, афинский царь Тесей, узнавший от Федры том, что его сын якобы ее изнасиловал, и поверивший клевете). Здесь же мы видим и самих этих вздыбленных лошадей, которые опрокинули повозку Ипполита и растоптали своего хозяина насмерть. Две мужские фигуры справа, возможно, изображают царя Тесея и посланца, сообщающего ему горестное известие (обратите внимание на колонну как вероятный намек на то, что действие этой сцены уже происходит во дворце). Федра, узнав о случившемся с ее пасынком, покончила жизнь самоубийством.

Выходим из зала с саркофагом и, поднявшись по лестнице (или на лифте), попадаем в красивый готический зал (см. схему). Здесь стоит обратить внимание на элегантные полукруглые арки, поддерживающие плоский деревянный потолок.


Перед изящными готическими окнами южного фасада устроены боковые каменные скамьи, а из самих окон открывается прекрасный вид на море, амфитеатр и восточную часть зрительских трибун цирка. (Впрочем, еще более впечатляющий вид ждет нас впереди, на самом верху башни, где находится , и вид не замутнен грязью оконного стекла).


Также в зале находится макет средневековой Таррагоны , на котором особенно выделяются здания и расположенного рядом с ним готического Замка Архиепископа (Castillo del Arzobispo o Patriarca ), который был построен в XII-XIII вв., а впоследствии превращен в руины во время войны с Наполеоном.

Готический зал размещается на верхнем этаже башни римского претория (Pretori ), о которой уже давно пора сказать несколько слов, раз уж мы здесь находимся. Башня римского претория (Torre del Pretori ), именуемая также Королевским замком или замком Пилата (Castell del Rei o de Pilat/Torre de Pilatos ), - это построенная ок. 70 г. н.э. башня римской эпохи (возможно, башня была построена по приказу императора Августа, отсюда еще одно ее название - дворец Августа). В башне находились лестницы, соединявшие нижнюю часть города с . Проход осуществлялся через цирк, с которым башня сообщалась подземными коридорами. Башня являлась одним из углов (если быть точнее, юго-восточным углом) обширной прямоугольной площади (Fòrum provincial ).

Местоположение претория на плане римского Таррако :

Башня претория построена из хорошо обтёсанных четырехугольных камней (opus quadratum ) и имеет четырехугольную в плане форму с размерами 25 на 30 метров. Ее высота составляет 22 метра. От римской эпохи сохранилось лишь 5 нижних метров конструкции, всё остальное - плод средневековой эпохи. На следующей фотографии достаточно хорошо просматриваются дорические пилястры фасада башни.

В средние века, в период заселения города христианами, римский преторий был перестроен и вплоть до 1171 года служил резиденцией норманнского дворянина - графа Таррагонского (princeps Tarraconensis ) Роберта Бордета (Robert Bordet/ Robert d"Aguiló ) (ок. 1100-ок. 1159) и его семьи. Затем башню превратили во дворец для каталоно-арагонских королей. В эпоху правления Хайме II и Пере III замок был существенно перестроен. На сегодняшний день сохранился относящийся к XIV веку южный фасад с многочисленными готическими окнами, а также некоторые стены, зубцы и арки. В 1813 году замок был частично разрушен наполеоновскими войсками, затем здесь располагалась тюрьма, а с середины XX века и по сей день - музей. Прежний вид замка можно представить по старинным рисункам (источник иллюстраций ):

Что касается готического зала , то он, разумеется, не имеет ничего общего с римской эпохой, хотя некогда на этом месте и располагался верхний этаж башни. Помещение, которое мы видим сегодня, появилось лишь в 1368 году, в период правления Пере III, когда постройка выполняла функции королевского дворца. Зал считается превосходным образцом гражданской архитектуры каталонского готического стиля . Его даже сравнивают со знаменитым залом Тинель в . Характерный облик готическому залу таррагонской башни придают пять полукруглых арок, опирающихся на украшенные гербами кронштейны (ранее эти гербы были цветными; скорее всего, это были гербы графов Барселоны и герб третьей жены Педро IV, Элеоноры Сицилийской). В готическом зале находятся лифт и лестница - два способа попасть на самый верх башни.

Впрочем, если даже и не подниматься на самый верх, а просто выйти из готического зала на небольшую открытую площадку, можно уже насладиться вполне достойным видом.


С площадки открывается живописный вид на море, соседнее здание Национального археологического музея Таррагоны (Museu Nacional Arquelògic de Tarragona (MNAT)), расположенного по адресу Plaça del Rei , 5 (ссылка на сайт музея), а также статую императора Августа (Estatua de César Augusto ). Вдали, у самого моря, виднеется построенный англичанами в XVIII веке форт Королевы (подробнее о нем можно прочитать ).

Также отсюда видна верхушка церкви Назарета (Església de Natzaret ), расположенной на Королевской площади (Plaça del Rei ), сама эта площадь и холм с в некотором отдалении.



Лифт - конечно, совсем другое дело, но лестница как-то аутентичнее. На самом верху башни находится терраса со смотровой площадкой , которая считается одной из лучших в Таррагоне.

Признаться, подобного вида на исторические кварталы Таррагоны (в том числе не самые презентабельные) не открывалось ни с одного места, где мы бывали. Уже ради одного этого стоило пройти весь путь по римскому цирку и башне претория. Особенно запомнился потрясающий вид на тарргонский холм и всю Верхнюю часть города с :

С другой стороны - вид не хуже. Тут видно море, римский амфитеатр и очаровательная беседка, нависающая на уступе над таррагонским пляжем. Конечно, - тоже отличная смотровая площадка, но всё же виды с этой террасы показались нам более живописными и разнообразными.

Кроме того, с террасы открывается хороший вид на восточную часть зрительских трибун римского цирка. Вдали виднеется таррагонский порт.

Побывав на террасе и вдоволь насладившись видом, спускаемся по лестнице (или на лифте) на промежуточный этаж («нижний свод») и сворачиваем оттуда по указателю «Выход». На самом деле здесь находится еще один вход в комплекс , только не со стороны римского цирка, а со стороны Королевской площади и башни претория. Это хороший вариант для тех, кого мало интересуют римские древности, но в то же время и посмотреть хочется.

Справа от этой двери, если стоять к ней спиной, можно увидеть скульптуру «Капитолийская волчица» (Lloba capitolina ), которая изображает волчицу, вскармливающую молоком легендарных братьев-основателей Рима: Ромула и Рема. Скульптура была подарена Таррагоне - городу-побратиму Рима - итальянскими властями в 1965 году. Два года спустя она была установлена на проспекте Avinguda de Roma , близ площади Plaça Imperial Tarraco , недалеко от автовокзала Таррагоны. В течение нескольких лет скульптура стояла на этой площади, однако в скором времени настолько сильно пострадала от копоти, пыли и птичьих экскрементов, что ей потребовалась основательная чистка. В 1970 очищенная скульптура была перенесена сюда, ко входу в римский преторий. Копия этой скульптуры с того же года находится на .


Далее от двери к выходу ведут деревянный мостки, по сторонам от которых можно увидеть различные древние постройки и декоративные элементы (например, остатки колонн с , которая, как предполагают археологи, являлась частью храма императора Августа).

Также здесь находится мраморная плита с изображением плана римского Таррако, на котором четко вырисовываются три основных части города: верхняя терраса с храмом, промежуточная терраса, служившая главной площадью , и, наконец, нижняя терраса, на которой находился римский цирк. Плиту украшает декоративная деталь в виде головы фавна и латинская надпись COLONIA IVLIA VRBS TRIVMPHALIS TARRACONENSIS (полное официальное название города в римские времена).

Теперь уже можно направляться на выход:


Здесь мы покидаем пределы музейного комплекса римский цирк/преторий и оказываемся на Королевской площади (Plaça del Rei ), у входа в Археологический музей (№13 на ) и рядом с уже упоминавшейся церковью Назарета . Сама церковь относится к XVI-XVII вв., она очень светлая и украшена узорами в технике сграффито .


От Королевской площади прогуляемся по улице Св. Анны (Carrer Santa Anna ), на которой расположен таррагонский Музей современного искусства .

Если отклониться немного в сторону, то на улице Carrer de Sant Pere i Estubes (угол с Carrer Merceria ) можно увидеть дом, где непосредствеено в стену здания вмурованы древнеримские камни с надписями (в основном это пьедесталы памятников).

Отсюда уже рукой подать до площади Провинциального Форума , Plaça del Forum /Plaza del Fórum (№10 на карте Таррагоны). Это оживленная площадь с массой кафе и ресторанчиков со столиками на открытом воздухе. На площади можно увидеть симпатичные фонтаны с маскаронами. Также здесь сохранилась часть угловой древнеримской стены , некогда относившейся к . В свое время это был северо-восточный угол главной церемониальной площади этого форума.


На этом наша очередная прогулка по Таррагоне окончена. Основные античные и средневековые объекты прогулки обозначены на следующем снимке с высоты птичьего полёта:

Практическая информация для туристов

Посещение римского цирка и башни претория (замка Пилата) стоит 3€ (для льготных категорий посетителей - 1,50€, детям до 16 лет бесплатно), однако при желании можно приобрести комбинированный билет за 10€, дающий право на осмотр десятка различных объектов, находящихся в ведомстве Музея истории Таррагоны , включая римский амфитеатр , местный римский форум , дворец Каса Кастелярнау , дворец Каса Канальс и др.

Часы работы . В летний период, с 19 апреля по 30 сентября, цирк и преторий открыты по будним дням с 9:00 до 21:00, по праздникам с 9:00 до 15:00; в зимний период, с 1 января по 29 марта и с 1 октября по 31 декабря, променад открыт по будним дням с 9:00 до 19:00, по праздникам с 10:00 до 15:00. По понедельникам комплекс закрыт . Иногда по праздникам в комплекс пускают бесплатно. Периодически действуют специальные программы для жителей из северных стран, также дающие право на бесплатное посещение.

Вход в комплекс осуществляется либо со стороны римского цирка (улица Rambla Vella ) либо со стороны претория (площадь Plaça del Rei ).

Общий план-схема музейного комплекса «римский цирк - преторий» в Таррагоне :

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Таррагоне? Предлагаем вам другие материалы из нашего путеводителя по Таррагоне :

Первая прогулка по Таррагоне :

Дворцы и музеи Таррагоны :

♦♦♦♦♦♦♦

Вас также могут заинтересовать обсуждения и комментарии о Таррагоне на нашем форуме .

Чертов мост, мост дьявола, римский акведук, у него много названий. Это красивейший мост, расположенный в 5 км от Таррагоны в живописном парке (Parc del Pont del Diable). Точнее как мост. Сейчас это можно трактовать как мост, но когда-то давно у него было совсем другое назначение…

«Дьявольский мост» - это часть акведука, который назывался «De Les Ferreres». Он был необходим для доставки воды. После знаменитого акведука Сеговии, это самый выдающийся образец римской инженерии в Испании. Он был построен в I в. до н. э. в эпоху цезаря Августа, затем отреставрирован во времена правления халифа Abd-el Rahman III и использовался по прямому назначению вплоть до конца XVIII века. Сохранился не весь, что вполне понятно. Его высота 27 м и длина - 217 м. Двухуровневый водопровод состоит из арок, которые построены из каменных блоков. Раньше там было водонепроницаемое покрытие, чтобы вода не вытекала по дороге к месту назначения. Даже если не учитывать, что это все небольшая часть грандиозного строения и много уже не увидеть глазами, а можно только представить, то все равно захватывает дух. В 2000 г. ЮНЕСКО объявил «Мост дьявола» культурным наследием человечества.

Как он работал

Для начала необходимо понять что означает само название «акведук». Акведук - это канал для подачи воды к населенным пунктам из расположенных выше источников. Акведуки были изобретены на Ближнем Востоке, хотя наибольшее их упоминание в истории связано с Древним Римом. Сооружения действительно поражают воображения. В современном мире они остаются как часть истории, охраняясь государством, но уже не неся своей первоначальное назначение.

Здесь же, вблизи нынешней Таррагоны, забор воды в водопровод осуществлялся у плотины на реке Francolí в месте под названием Торре-дель-Конде, расположенном между деревнями Rourell и Puigdelfí около 15 км от Таррагоны. От водозабора был проведен канал Tarraco по которому вода самотеком до оврага Комелла текла по этому мосту. На южной стороне оврага, канал следуя старой дороге Ангел, входил в город, где вода собиралась в большом резервуаре, называемый Castellum Aquae (лат. водонапорная башня), а затем распространялась через сеть свинцовых труб в жилые районы Tarraco.

Легенда

Существует легенда, по который мост над ущельем построит Дьявол в обмен на душу первого жителя Таррако, который выпьет здесь воды. Но люди были тоже не глупцы и первым отпил воды осел. Так что пришлось дьяволу забрать его душу и отдать акведук людям. Отсюда и пошло название - мост Дьявола.

Вы можете погулять не только по территории парка и сделать интересные фотографии, но также взойти на мост и пройтись по нему. Доступ везде открыт.

Ближайшие города: Таррагона, Салоу, Камбрильс
Координаты: 41°8′45″N 1°14′37″E

Как добраться до моста Дьявола

  • На машине проще простого. Акведук есть на всех картах, маршрут строится верно. Всего 10 минут от Таррагона и вы на месте.
  • Можно добраться пешком, это тоже не сильно долго. Закладывайте в одну сторону около 1.5 часов. Так как лучше всего фотографии получаются во время заходящего солнца, так что рекомендуем вам отправляться около 16:00, не позже (речь идет о лете, в другое врем года выходить лучше не позже 14:00).
  • Общественный транспорт. В Таррагона отлично развита сеть автобусов и в сторону римского акведука также ходит маршрут, да не один, а целых два. Вы сможете доехать до парка на 5 и 85 маршруте, который ищет от площади Империал Таррако, что находится в центре города, рядом с автовокзалом. Более подробная информация есть в статье . Важно! Имейте в виду, что остановка в обратную сторону, то есть до города, та же самая, на которой вы сходили, просто прийдется сделать небольшой круг до конечной станции через соседний городок. Других остановок нет, не ищите на другой стороне, потеряете время.


























Официальная наука полагает, что Таррагону основали ионические греки, активно колонизировавшие Средиземноморье во времена расцвета Древней Эллады. Затем городом завладели иберийцы, переименовавшие его в Кессе. Во время Пунических войн, в которых молодая Римская империя боролась за региональную гегемонию с Карфагеном, Кессе перешел римлянам и был переименован в Тарракон.

Тарракон (Таррагона) остается древнейшим римским поселением на территории Испании, сохранившим элементы присутствия римлян. В 218 году до нашей эры Тарракон стал центром римской провинции Ближняя Испания, которая спустя сотню лет расширила свои границы и получила название Тарраконовская Испания.


Римляне активно развивали город. Октавиан Август, руководивший армией во время Кантабрской войны, зимовал в Террако и построил здесь многочисленные здания в честь победы римского оружия. На сегодняшний день туристам, посещающим Испанию, рекомендуют посетить Таррагону – кусочек Римской империи на территории Пиренейского полуострова, однако не следует ожидать увидеть здесь нечто неординарное. Многократные войны и время оставили от латинских сооружений лишь развалины, которые попытались привести в порядок. Римский амфитеатр – наиболее сохранившееся римское сооружение Таррагоны во многом потерял свою самобытность. При реставрации, похоже, использовались современные материалы, а некоторые сохранившиеся древние каменные плиты с античными надписями почему-то установили вверх тормашками.


Когда-то в Таррагоне был крупный римский цирк, где устраивались конные скачки и представления с животными, однако наполеоновское нашествие и рост города, стали основными причинами его деградации – к настоящему времени сохранилась лишь одна из его стен. Среди других достопримечательностей, в какой-то мере сохранившихся здесь со времен Рима, рекомендуем посмотреть дом наместника (Pretori Roma), форум и останки крепостных сооружений. Следует отметить, что большинство музеев Таррагоны (в том числе, дворец наместника, археологический музей, цирк и амфитеатр) можно посетить по единому билету, который стоит чуть дороже 10 евро, если же покупать билет на каждый объект отдельно, то существует вероятность потерять лишние деньги.


Кроме чисто римских сооружений в Таррагоне есть уникальный кафедральный собор (стоимость посещения 10 евро), сочетающий в себе элементы ранней готики и романтизма. Первоначально, собор, построенный в далеком 1331 году, должен был стать крепостным сооружением, но в итоге стал объектом культа. Кафедральный собор, посвященный Деве Марии и Святой Фекле и являющийся резиденцией епископа Таррагонского, был построен на фундаменте древнеримского храма посвященного Юпитеру.


Одним из самых замечательных сооружений в соборе является алтарь с изображением Святой Феклы, Святой Девы Марии с Иисусом Христом и апостолом Павлом. Здесь же по правой стене находится мавзолей Хуана Арагона – патриарха Александрии, освятившего собор в 1331 году. В соборе присутствует клуатр – типичная для романской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор.


Внутри дворика, окруженного высокими стенами, под записи органной музыки, звучащей из колонок, можно ощутить себя в самом раннем Средневековье, из которого возвращают обратно звуки полицейской сирены, доносящейся снаружи монастырских стен…


Таррагона оставляет незабываемое впечатление, вот только для посещения города необходимо запланировать, как минимум, два дня, чтобы по достоинству оценить все его сокровища.


Добраться до Таррагоны можно из Барселоны на региональном экспрессе с вокзала Barcelona Sants. Стоимость проезда в две стороны составит 15 евро. Квакша желает Вам удачного путешествия в античный мир Испании!

Амфитеатр в Таррагоне (ранее амфитеатр города Таррако) - римский амфитеатр, возведенный, приблизительно, во 2 веке нашей эры. В то время Тарракон являлся столицей римской провинции.

Амфитеатр был расположен за пределами города, рядом с форумом. Место строительство амфитеатра было выбрано не случайно, оно располагалось вблизи улицы Via Augusta, близко к входу в город и рядом с пляжем, что давало весьма удобную «доставку» животных, которые должны были участвовать в шоу.

Изначально амфитеатр использовался для двух видов деятельности: сражение гладиаторов и борьба или охота на животных. Чуть позже амфитеатр стал местом, где казнили приговоренных к смертной казни.

Амфитеатр мог одновременно вмещать до 15 000 зрителей и имел размеры 130 на 102 метра.

Амфитеатр был реконструирован в 221 году во время правления Гелиогабало. Годы спустя, 21 января 259 года, христианский епископ Фруктуоз и его два дьякона Аугуриос и Евлогиус были сожжены заживо на арене амфитеатра. Этот факт привел к построению культовой базилики, посвященной этим мученикам в шестом веке.

После того, как христианство стало официальной религией империи, амфитеатр потерял свои первоначальные функции. В последующие годы некоторые из камней римского театра использовались для строительства базилики в память о трех мучениках.

В 1780 году амфитеатр использовался как тюрьма для заключенных, строивших порт Таррагоны. После закрытия тюрьмы амфитеатр был заброшен до середины 20-го века, когда начались работы по восстановлению театра.

До настоящего времени неплохо сохранились некоторые части амфитеатра, среди которых хорошо просматриваются: часть арены, где проводились бои, зрительские места и ступени.

Сейчас амфитеатр включен в список всемирного наследия Юнеско и является одной из самых посещаемый достопримечательностей «старой» Таррагоны.

Расположен амфитеатр под холмом, вблизи . Такое удобное расположение дает неплохой просмотр амфитеатра с высоты.

В наши дни при амфитеатре открыта небольшая музейная экспозиция. Часть её можно осмотреть бесплатно, тогда как желающие пройти вглубь амфитеатра, должны приобрести билеты.

Стоимость входных билетов составляет : 3,30 Евро - взрослый билет, бесплатный вход детям и подросткам до 16 лет. Также есть скидки на групповые посещения.

Часы работы музея амфитеатра :

С 1 октября по 26 марта - со вторника по пятницу: с 09:00 до 19:30 часов; суббота: с 09:00 до 19:00 часов; воскресенье: с 09:00 до 15:00 часов; понедельник - закрыто;

С 27 марта по 30 сентября - со вторника по субботу: с 09:00 до 21:00; воскресенье и праздничные дни: с 09:00 до 15:00.

Специальное расписание :

В период с октября по июнь - в последний вторник каждого месяца вход бесплатный, в обычные часы работы;

Дни открытых дверей - международный день музеев, ночи музеев, дни европейского наследия и некоторые другие дни проведения временных выставок.

Внимание! Стоимость билетов, часы работы и дни бесплатного посещения амфитеатра могут меняться, уточняйте перед посещением.

Рядом с таррагонским Амфитеатром

Выше амфитеатра раскинулся небольшой парк де ла Амфитеатре (Parc de l"Amfiteatre). В парке: дорожки для прогулок, клумбы, небольшая детская площадка и места для отдыха.

Из парка также открывается прекрасный вид на амфитеатр, Средиземное море и окрестности.

Таррако (Amfiteatreroma) относится к тем достопримечательностям, которые нужно обязательно посетить.

(фото)

Это визитная карточка города Таррагоны.
Амфитеатр был построен примерно в I - II веке н.э. на берегу моря. Он мог вместить около 14 тысяч зрителей.

Размеры Таррако составляют примерно 110 на 87 метров.

Амфитеатр прекрасно сохранился. Сейчас он имеет практически тот же вид, который открылся археологам после раскопок.
Римский амфитеатр называют еще музеем истории.

Римский амфитеатр в Таррагоне (Amfiteatreroma) (фото)

Во времена римской империи здесь устраивались гладиаторские бои, а также различные зрелища: гонки на колесницах и театральные представления.

Нелицеприятная страница истории амфитеатра: здесь происходили и публичные казни. В III веке н.э, когда было гонение христиан, на арене амфитеатра сожгли эпископа Фруктуаса.

21 января в церквях Таррагоны чтут память епископа.
С 2000 года Римский амфитеатр Таррагоны находится под защитой ЮНЕСКО.

Римский амфитеатр в Таррагоне (Amfiteatreroma) (фото)

Телефон: (+34) 977 24 25 79

Часы работы: со вторника по субботу с 9:00 до 21:00,
в воскресенье с 9:00 до 15:00.
В понедельник - выходной.

Стоимость билетов: 3 евро (€), детям до 16 лет бесплатно.

Адрес: Парк де ла Амфитеатре (Parc de l"anfiteatre),s/n
43003 Таррагона (Tarragona),
Провинция Таррагона (Tarragona), Коста Дорада (Costa Daurada), Каталония (Сatalunya), Испания (Espanya)

Координаты: 41°06"52.3"N 1°15"31.8"E
41.114536, 1.258821

Как добраться: Амфитеатр находится в самом конце прогулочного бульвара Рамбла Велла (Rambla Vella) и Пасседж де лес Палмерез (Passeig de les Palmeres).
От автовокзала, который находится на площади Пласа Империал де Таррако (Placa Imperial de Tarraco) можно пройти пешком минут 15-20 по Рамбла Велла или Рамбла Нова.

Можно посмотреть пешеходный маршрут на карте.

Популярное