» »

Конспект занятия "Как живут растения зимой" план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему. Конспект НОД «Как деревья готовятся к зиме Как растения готовятся к зиме

25.02.2024

Зима – суровое время не только для человека и различных животных, но и для деревьев и растений, произрастающих на нашей планете.

Чтобы пережить холодное время года, все деревья и кустарники начинают готовиться к нему заранее – примерно со второй половины лета.

Это проявляется, в первую очередь, прекращением активного роста и закладкой верхней почки. До наступления холодов молодой древесный покров должен достаточно затвердеть, чтобы выдержать самые длительные заморозки. Остановка роста объясняется также необходимостью запаса большого количества питательных веществ, особенно крахмала. Деревья, с большим запасом питательных соков, как правило, легко переносят мороз. Также происходит переход в состояние покоя зачаточных побегов, т.е. почек. Последний этап подготовки – сбрасывание листьев, этот процесс также происходит для того, чтобы растения не погибли зимой, вследствие испарения влаги с поверхности листочков, обезвоживания и замерзания.

Травянистые растения сбрасывают на зиму всю наземную часть, оставляя под землей лишь ростовые почки, которые отлично переносят холода, а весной, с приходом тепла, они «просыпаются» и вновь начинают процесс активного роста.

Хвойные деревья не сбрасывают свои листики зимой, чтобы избежать гибели в мороз они «включают» механизм закрытия устьиц и увеличивают количество воска, защищающего зеленую часть растения.

Самыми теплолюбивыми являются цветочные культуры– пионы, розы, хризантемы и прочие, а также виноград, их приходится убирать на зиму в теплое место или укрывать специальными защитными приспособлениями.

Единственный регион России, где они могут перезимовать без укрытия – Краснодарский край, но и в этом регионе, в случае возникновения аномальных морозов, может встречаться массовая гибель этих растений, если они не были предварительно защищены.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Тема занятия: «Как деревья готовятся к зиме» (с использованием экологической сказки «Девочка-Осень»).

Образовательные задачи:

  1. Закрепление знаний детей о приметах осени.
  2. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев.

Развивающие задачи:

  1. Развитие аналитических способностей: умение сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
  2. Развитие воображения, творческих способностей детей, эмоциональной сферы по средствам игры-драматизации.
  3. Развитие образной и доказательной речи детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.

Материалы и оборудование к занятию:

1. Магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года».
2. Осенние листья с разных деревьев.
3. Листья из цветной бумаги (с одной стороны зеленый, с другой - красные, желтые, коричневые и т.п.)
4. Пелерина и султанчики для дождя.
5. Маска для «ветра» и шарф.
Карандаши, краски, пластилин и другие канцтовары для занятия вы можете приобрести на сайте www.kanc-magazin.ru

Предварительная работа

Познавательное развитие:

1) Тема: «Природа на территории детского сада». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой, развивать познавательные игры;-
2) Тема: «Природа в городе». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, формировать умения устанавливать причинно-следственные связи (растения и условия их обитания).
3) Тема: «Как помочь природе в городе». Задачи: Формировать первоначальные представления об экологически грамотном поведении, помочь в понимание связи между поведением людей и состоянием окружающей их среды.
4) Тема: «Кто что ест». Задачи: Формировать представления о разнообразии плодов и семян; их роли в жизни человека; о взаимосвязи растений и животных.
5) Тема: «Для чего нужны семена». Задачи: Формировать представления о плодах, об их разнообразии и назначении, вызвать интерес к исследовательской деятельности.
6) Тема: «Поэты и писатели об осени».
7) Тема: «осень на пороге» (по рассказу Н.Сладкова; «Осень на пороге»).

Продуктивные виды деятельности.

А) Аппликация: «Цветная клумба», «осенний натюрморт», «листочки на окошке», «дары осени».
Б) Лепка: Танцующие листья» (декоративная, рельефная), «Ветка рябины», «Яблоки»
В) Рисование: «Деревья в нашем городе», «Загадки с грядки», «Краски осени, осенние листья»
Г) Конструирование: «Друзья - притворяшки» (природный материал)

Дидактические игры:

1. «Природа и человек» (умение различать природу и не природу.)
2. «Узнай лист»
3. «Найди листок, как на дереве»(учить детей классифицировать растения по определенному признаку; найти часть по целому)
4. «Чудесный мешочек» (закрепить умение различать и называть фрукты, овощи; выделять их характерные признаки).
5. «Лесная школа» (закрепление знаний детей о лесных дарах).
6. Природа «Раз, два, три - к дереву беги» (закрепить знания детей о деревьях).
7. «Детки на ветки»

Работа вне занятия:

  • Рассматривание картин: И. Грабарь «Осенние листья»; К. Коровин «Осень» Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего пейзажа, насекомых, птиц, зверей.
  • Разгадывание загадок на тему: «Что нам осень принесла».
  • Чтение и рассматривание (иллюстраций) книг: А. Вахрушев «Мир и человек», А.Плешаков «Зеленые страницы». Разучивание стихотворений; К.Бальмонт «Осень», Л.Развода «Озорники»

Наблюдения:

  • Изменение освещенности в течение дня;
  • изменение температуры;
  • замедление роста растений;
  • различение деревьев, кустарников, трав, по стволам, веткам, остатков плодов, листьев;
  • исчезновение насекомых (нахождение мест скоплений);
  • отлет насекомых, птиц.

Ход занятия

1. Вводная часть. Беседа об осени.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с ними. (Дети здороваются, проходят к стульчикам, присаживаются).

  • Ребята, я предлагаю вам послушать музыку. (Звучит музыкальный отрывок «Осень» П.И. Чайковского из произведения «Времена года»).
  • Дети, какое время года напомнил этот музыкальный отрывок? Почему? (Осень, природа грустит, ушло лето и т.п.)
  • А сейчас какое время года? (Высказывания детей).
  • А может весна? (Дети доказывают, что на дворе осень. Приметы осени).

Воспитатель: Одна из самых ярких и заметных примет осени - желтые пряди в листве. Р ебята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. Кто хочет рассказать? Высказывания детей («Мигнула липа пестрым листом - осень позвала).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Г оворят, есть две осени? Как они называются? (Высказывания детей: (ранняя осень или золотая; другая - поздняя).

Воспитатель: Да, дети, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. (Дети подбирают определения - п рекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)

Воспитатель: Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Воспитатель: Ребята, а какие слова можно подобрать чтобы описать позднюю осень? (Ответы детей: холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам игру «Хорошо - плохо». Осень - это хорошо, потому что...(ответы детей). Это дивная, сказочная осень принесет и радость, и грусть. И это, наверное, хорошо.

2. Основная часть. Волшебные превращения

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие-нибудь сказки про осень? О природе? (Ответы детей). Помните сказку «Девочка-осень», которую я придумала вместе с ребятами? (Ответ детей). Хотите стать героями этой сказки? (Дети: Да!) Выбирайте, кем вы будете! (Распределение ролей).

Воспитатель: Раз, два, три - музыка звучи, в сказку нас веди...

Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья. И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.

Девочка- Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.

Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве. Но вот однажды загрустили деревья между собой.

- У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! - Говорила Березка.

А у меня - красное, прекрасное! - Перебивала ее Осинка.

И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она показать спорщиц и попросила своего друга:

Девочка- Осень : Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!

Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми. Только Ель была в своем зеленом платье, потому что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:

Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.

Девочка- Осень : Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.

Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.

Девочка- Осень : Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.

Воспитатель: И повторялось это каждый год...

3. Экологическая беседа

Воспитатель: Вот закончилась сказка. Раз, два, три - из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (Высказывание детей). Ребята, сказка похожа на правду? (Высказывания детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (Высказывание детей).

Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку) образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется?... (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).

Воспитатель: Ребята, мне хочется задать вам еще такой вопрос «Правильно ли поступила Девочка-Осень?» (Высказывание детей).

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы нарисовать героев этой сказки? (Воспитатель благодарит детей и все идут рисовать. Играет музыка).

Последующая работа

1. Тема: «Дерево-дом и столовая для животных». Задачи: Формировать первичные представления о разнообразии растений, их строении, о взаимосвязях деревьев с другими растениями и животными.

2. Тема: «Лесной дом». Задачи: Формировать первичные представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой, о разнообразии лесов и необходимости их охраны, о правилах поведения во время пребывания в лесу.

3. Тема: «Елочка - зеленая иголочка».

Разделы: Внеклассная работа

Цели мероприятия:

– познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы:
– формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу;
– углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой;
– воспитывать любовь к природе;
– развивать наблюдательность, память;
– формировать правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: Иллюстрации зимней природы; иллюстрации зимующих птиц; запись “Голоса птиц”; кормушки, изготовленные детьми.

Ход мероприятия

Учитель: Послушайте стихотворение. О каком времени года в нем рассказывается?

С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром
Солнце полно светлой ласки,
Всё блестит, как в дивной сказке,
Пруд зеркальный недвижим
Под покровом ледяным.

Учащиеся: О зиме.

Учитель: Кто поляны белит белым, и на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? (Зима.)

Сегодня мы поговорим о том, как готовятся к зиме растения и животные, о том, как холодно и голодно животным зимой и как мы можем им помочь пережить трудное зимнее время.

– А как вы думаете, готовится ли к зиме живая природа? (Ответы детей.)

– Все живое готовится к зиме, к встрече холодов. Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира. А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество.

– Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме. А как они это делают мы узнаем из сообщений, которые подготовили ребята.

Сообщения учащихся:

3. Зачем деревья сбрасывают листья? Приложение 3 .

Учитель. Большое спасибо, ребята. Ваши сообщения понятно объяснили нам, что происходит с деревьями, когда приходит зима.

Лес, поля, деревья и кустарники оденут зимой новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою, принакрывшись белой шапкой. Русские поэты в своих стихах очень любили воспевать такие картины природы.

Заранее подготовленные ученики читают стихи:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой, –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Ф. Тютчев

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. <...>
Темный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...

И. Суриков

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

С. Есенин

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля...
Все в природе замирает –
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.

С. Державин

Серебро, огни и блестки –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-белые вчера.
Это – область чей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

В. Брюсов

Учитель. Голодно в лесу зимой и зверям, и птицам. Особенно когда наступают морозы и деревья, кустарники, сухие остатки травяной растительности покрываются толстым слоем снега. А если после оттепели ударит мороз и все покроется льдом? Лед плотно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых, и птицам – даже таким проворным и шустрым, как поползень, – приходится туго, не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Жесткий наст ограничивает передвижение и копытных – лосей, косуль, оленей.

Нелегко в такую пору прокормиться животным, многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут. В это суровое время им, как никогда, нужна забота человека. Сегодня мы узнаем, как человек помогает лесным друзьям.

Немалую услугу мы можем оказать таким обитателям леса, как лоси, олени и другие копытные. Ведь в особо снежные зимы и им нелегко приходится. Глубокий снег, жесткий наст затрудняют добывание корма, животные становятся малоподвижными, и стараются передвигаться только по тропам.

Но так жить можно только неделю-полторы. Если снегопад не кончается, наступает катастрофа: съев все корма, находящиеся на тропах, пробраться по глубокому снегу к новым кормовым угодьям у них уже не хватает сил…

Вот тогда и выручат зверей подкормочные площадки, которые устраивает человек. Для оленей и косуль их располагают на полянах, в старом крупноствольном лесу, где хороший обзор и нет зарослей. Эти копытные очень осторожные звери, во время кормления они должны далеко видеть пространство перед собой.

Развилка дерева послужит неплохой кормушкой. Набейте между стволов сено, солому, ветки ивы, осины – вот вам и столовая для оленей, косуль, лосей. А для последних недалеко от троп можно еще подрубить мелкий осинник.

В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Учитель.

Если сильные морозы
Будут в этом году, –
Очень жалко яблоньку,
Продрогшую в саду!
Если лютый холод
Будет во дворе, –
Очень жалко Жучку
В холодной конуре.
Но больше всего –
Беспокойно за птиц:
За наших воробышек,
Галок, синиц.
Ведь холодно очень
В воздухе им.
Поможем ли мы –
Беззащитным таким?

Дети хором: Поможем! Их надо кормить, и тогда им будет легко пережить холода!

Учитель.– Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? (голод) Почему?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Для начала давайте проверим как вы знаете зимующих птиц. Отгадайте загадки.

(Дети разгадывают загадки, учитель вывешивает на доске изображения птиц, делает небольшие сообщения)

1.Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

2. Кто в беретке ярко-красной?
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел– труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.

3. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её. .. (сорока).

Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.

4. Озорной мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей.)

Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

5. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат 20 пар
И кричат: карр, карр, карр. (ворона.)

6. Что за птица – мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (клест.)

Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.

7. Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (свиристели .)

8. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица.)

Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Учитель. Молодцы, ребята, вы были внимательны и отгадали всех птиц. Многие из вас приготовили к сегодняшнему дню птичьи кормушки. Давайте их рассмотрим.

(Дети показывают свои кормушки, рассказывают, из чего они сделаны)

Учитель. А где надо развешивать кормушки? (ответы детей)

Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.

Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

Учитель. Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

  1. В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (воробьи.)
  2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (синичка) .
  3. В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири).

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас, чтобы не обидеть птиц, а помочь им?

– Не разорять гнезда.

– Не ловить и не убивать.

– Не трогать яйца и птенцов.

– Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.

– Делать кормушки.

– Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)

– Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

Вы слышите, ребята,
Это птицы зовут нас помочь им!

Ученики читают стихотворения.

1. Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

2. Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать –
Улететь могли.
А остались зимовать
Заодно с людьми.

3. Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

4. Эй, вороны, снегири!
Сороки, синицы, воробьи!
Птички милые, привет!
Прилетайте на обед!

5. Крошек хлебных накрошим,
Вкусных зёрен вам дадим.
На кормушках ваших
Мы положим каши!

Мы кормушки смастерим,
Птиц накормим, напоим!

Исполняется любая песня о птицах.

Затем дети идут на улицу вешать кормушки и кормить птиц.

Литература

  1. Болотскакя С.А. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007.

«Как живут растения зимой?»

Игровое занятие для детей средней группы

Цель:

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.
Задачи:

Уточнить представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;

Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей;

Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки товарищей;

Развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.

Организационный момент:

Внести в группу паровоз. Предложить детям прогулку на поезде к опушке леса.

Загудел паровоз

И вагончики повёз.

Чох-чох, чу-чу

Я далёко укачу.

«Подъезжают» к картине с изображением зимнего пейзажа.

Воспитатель: ребята, какое время года изображено на картине?

Зима.

Воспитатель: - – Как мы узнаем зиму?

Зимой бывает холодно, земля покрыта снегом. Вода в речке, озере замёрзла, образовался лёд. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Лиственные деревья стоят без листьев, а на хвойных - остаются иголки. Небо часто бывает серым, на нём облака, тучи, из которых идет снег.

Воспитатель: Что можно еще рассказать о зиме? (составление рассказов по моделям времена года)

Воспитатель: Зимушка-Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она. Ребята, я вас приглашаю пойти в глубь леса.

Физкульминутка

Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать? (одеть лыжи).

Мы пришли в зимний лес, (ходьба по комнате).

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками).

Справа - берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).

Слева - ёлка на нас глядит (то же влево).

Снежинки в небе кружатся (движения "фонарики").

На землю красиво ложатся. (кружась приседают).

Воспитатель подходит к Березе. - Как пусто стало в зимнем лесу! Какая грустная стоит Береза? Я сейчас её украшу, пришью ей листочки. Береза зазеленеет, и все вокруг станет веселым и красивым!

Береза: (воспитатель говорит от имени березы). Ты, что тут делаешь, несмышленыш-ш-ш? (Потягивается со скрипом, зевает.)

Воспитатель: - Я не хотела вас будить. Я вам листочки подклеиваю, а то последние проспите!

Береза: - Эх, вы! Я к зиме свои дела – заботы закончила, пора и отдохнуть. А сейчас дни короткие, света мало. Значит, пора деревьям спать!

Воспитатель: - Что же вы всю зиму спите, не едите, не пьете? Как же вы живете? Как зиму зимуете?

Береза. - Я ни есть, ни пить не хочу! Меня в сон клонит! Зимой так спится – благодать! Зимой мы, деревья, не растем, не цветем! (засыпает )

Воспитатель. - Эй! Береза! Я хочу спросить: может все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее!

Берёза: - Нет! Зимой нам не до красоты! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести. А так упадут листья на землю и корни от мороза укроют. (засыпает)

Воспитатель: А я-то думала, что листья осенний злой ветер срывает – сбрасывает. А на каких еще деревья листья опадают? (осина, рябина, черемуха) А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на Ели иголки остаются? Может, Ель зимой не спит? Эй, Елка - зеленые иголки?! Нет, и она спит!

Ель: - Да и мы, Ели, спим зимой. А иголки – хвоинки для нас то - же самое, что для других деревьев листья. А иголок на елках гораздо больше, чем на самом раскидистом дереве листьев. Сбрось я сейчас свой колючий наряд, то чтобы мне вновь одеться густой хвоей всей весны не хватит!

Воспитатель :- А кто еще не сбрасывает листья (сосна, кедр). - Ребята, какие растения можно встретить зимой в лесу? У меня на столе лежат картинки разных растений. Отберите те, которые можно встретить зимой.

Д/игра «Что растёт зимой в лесу»

(пока играет музыка, дети изображают ходьбу по сугробам. Затем берут карточки и выкладывают на наборное полотно. Растения, которые встречаются зимой (деревья) – возле картины с изображением зимы, остальные к картине - лето).

Воспитатель: - Почему же растения не цветут зимой?

Дети: - Зимой холодно, мало света. Почва замёрзла, нет влаги.

Воспитатель: – Что же нужно всем растениям? (Свет, тепло, влага, почва)

Воспитатель выставляет модели с изображением потребностей растений.

Воспитатель: - Жалко деревья, которые мёрзнут в лесу. Ребята, давайте нарисуем большое солнышко, чтобы стало теплее, и поскорее наступила весна.

Коллективное рисование.

На листе ватмана нарисован большой желтый круг. Дети кистями рук рисуют лучики солнца.

Игра (эмпатия)

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Наши ноги – это корни

Наше туловище –ствол

Наши руки – это ветви

Звучит музыка.

Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листья на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.

Воспитатель: - На этом наше путешествие в зимний лес подошло к концу.

Итог: - Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда осенью облетели листья, с наступлением холодов, на растениях остались почки. Жизнь растений спрятана в них.

Я приготовила для вас веточки с деревьев, но с каких, я не знаю. Мы поставим их в воду и, когда распустятся листочки, мы с вами узнаем, что это за дерево.


Как древесные растения готовятся к зиме (по А. Савиной)

Бывают зимы, когда лесные деревья сильно страдают от мороза, вплоть до вымерзания. Причиной гибели нередко являются предшествующие неблагоприятные летние условия (засуха, обилие дождей), в течение которых растения не проходят полного цикла развития до наступления холодов. В результате морозы (ниже 30°С) повреждают такие растения. Пережить зиму растениям помогают различные приспособления.

В теплый период второй половины лета, когда заканчивается рост растений в высоту и толщину, закладывается верхушечная почка. Молодые однолетние побеги должны до холодов одревеснеть. Покровная кожица молодых побегов из зеленой становится побуревшей или серой. В это же время начинается процесс закаливания растений. Продукты фотосинтеза не расходуются на рост побегов, а накапливаются в тканях дерева как запасные защитные вещества и используются следующей весной на образование новых побегов и листьев. Чем больше будет запасных веществ, в первую очередь крахмала, тем выносливее, морозоустойчивее будет растение, так как температура замерзания клеточного сока в деревьях с большим количеством запасных веществ значительно ниже, чем у деревьев с малым запасом. Это относится не только к деревьям, но и к кустарникам.

Сбрасывание листьев на зиму, прекращение роста и вступление в состояние покоя одревесневших побегов - все это также приспособление растений к перезимовке. На побегах остаются только те почки, которые выдерживают зимнюю стужу до - 35 - 40°С. В холодное время крахмал (как запасное вещество) у клена и дуба превращается в сахар, а у хвойных, березы и липы - в масла.

Наличие толстой (опробковевшей) коры на побегах смягчает резкие колебания зимней температуры, а весной предохраняет растение от солнечных ожогов.

Деревья или сеянцы в питомниках, не прекращающие роста до наступления холодов, в зиму входят ослабленными, неодревесневшими, с маленькой заложившейся почкой, небольшим запасом питательных и защитных веществ. Такие растения плохо перезимовывают. У них, в частности у сеянцев дуба, надземная часть вымерзает при морозах 13 - 14°С, а корневая система - при морозах 5 - 7°С. Сеянцы с большим запасом питательных веществ, хорошо одревесневшие, образующие большую верхушечную почку, переносят более низкую температуру.

Популярное