» »

Благоразумие - энциклопедия интеллигентизации отношений. Афоризмы и цитаты про благоразумие Что такое благоразумие определение

16.01.2024

Смелость без благоразумия – только особый вид трусости.
Сенека

Благоразумие – это тиран бессильных.
Пьер Буаст

Предусмотрительное благоразумие – вот истинная доблесть.
Эврипид

…Благоразумие должно быть чем-то средним между распущенностью и бесчувствием.
Аристотель

Благоразумному подобает все испробовать, прежде чем прибегать к оружию.
Теренций Публий

Малую цену имеет оружие вне страны, если нет благоразумия дома.
Цицерон Марк Туллий

Начало всего… есть благоразумие… От благоразумия произошли все остальные добродетели; оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
Эпикур

Никто из смертных не бывает всякий час благоразумен.
Плиний Старший

Безрассудство свойственно цветущему возрасту, предусмотрительность - стареющему.
Неизвестный автор Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.

Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.
Ветхий Завет. Притчи Соломона

Благоразумие… заключается в том, чтобы уметь предвидеть выгодное для себя и избегать невыгодного.
Лоренцо Валла

Недаром ярость и благоразумие изображают в образе юнца и старика. Юнец готов руками выдернуть хвост у дикого коня и падает, поверженный, на землю. А старец не спеша, по волоску, лошадке хвост укоротит.
Лопе де Вега

Благоразумие - лучшая черта храбрости.
Уильям Шекспир

Всегда быть начеку - против невежд, упрямцев, спесивцев, против всякого рода невежд. На свете много их встречается, благоразумие в том, чтобы с ними не встречаться.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Действовать, когда сомневаешься в разумности деяния, - опасно, лучше воздержись. Благоразумие не допускает неуверенности, оно всегда шествует при полуденном свете разума.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Искусство начинать. Наобум действует глупость, все глупцы - храбрецы. В простоте своей они в начале дела не предвидят помех, зато в конце не горюют от неудач. Благоразумие приступает к делу с оглядкой, его лазутчики, Предвидение и Размышление, разведывают путь, дабы двигаться беспрепятственно.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Благоразумие и любовь не созданы друг для друга: по мере того, как растет любовь, уменьшается благоразумие.
Франсуа де Ларошфуко

Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.
Мольер

Молодой человек должен быть благоразумным, не стараясь им казаться; старик должен казаться благоразумным, хотя бы и не был таким.
Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Я не очень люблю видеть благоразумие, прикрепленное к зеленой почке молодости, это словно плющ, обвивающий куст и мешающий его развитию.
Ричард Бринсли Шеридан

Благоразумие предполагает, что собственная польза не рассматривается как цель морального поведения, хотя она и может быть его следствием.

Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради его самого.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему.
Фридрих Ницше

Благоразумие тоже идеал.
Вильгельм Мах

Практическое искусство благоразумия сводится к трём умениям: не выделяться; не доверять хорошему в других; не поддаваться хорошему в себе.
Александр Круглов

Благоразумие – отличное качество, но счастье оно не даёт.
Лион Фейхтвангер

Неверная и ненадёжная вещь – человеческое благоразумие; ибо наперекор всем нашим планам, решениям и предосторожностям судьба всегда удерживает в своих руках власть над событиями.
Мишель де Монтень

Мелочное настороженное благоразумие – смертельный враг великих деяний.
Мишель де Монтень


Природа сказала женщине:
будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

Пьер-Огюстен Бомарше


Благоразумие как качество личности – способность принимать в пространстве между возбудителем и реакцией рассудительные, обдуманные, целесообразные решения для собственного блага или блага людей.

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но тот, не обращая внимания на призывы, лишь ускорил шаги. - Разве тебе безразлична судьба детей? - спросили его спасатели. Тот ответил им: - Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я лучше добегу до поворота и узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить.

Благоразумие в компании с умеренностью, справедливостью и храбростью является одной из четырех главных человеческих добродетелей. На языке аллегории она изображена с тремя мужскими лицами – юноши, зрелого человека и старика, смотрящими в разные стороны и подразумевавшими время с его тремя аспектами – прошлым, настоящим и будущем. В древнем Египте три аспекта времени олицетворяла статуя бога-солнца Сераписа, у которого три головы - волка, льва и собаки: волк пожирает прошлое; лев - смелость, к которой взывает настоящее; собака - ластящаяся, она рассеивает человеческие мысли о будущем. В эпоху Возрождения этот образ соединился с трехглавым человеческим олицетворением Благоразумия, образовав единое целое. Тициан изображает три мужские головы, переходящие в три головы животных, с надписью «Исходя из прошлого опыта - настоящее действует благоразумно - дабы не навредить будущему».

Благоразумие означает жить под диктовку разума, в повседневном обыденном понимании предполагает мудрое, дальновидное, рациональное поведение, в котором человек наилучшим образом реализует свои знания и умения. Оно должно стать привычкой. Но далеко не всегда человек в пространстве между возбудителем и реакцией принимает оптимальное решение, за которое не придется потом краснеть перед людьми, и о котором не нужно будет в последствие сожалеть самому. Так хочется сделать единственно правильный выбор, но, тем не менее, действия человека определяются его мыслями, а они нынешним уровнем его сознания. Иными словами, благоразумие зависит от сегодняшнего уровня сознания. Глупый поступает глупо, рациональный рационально, рассудительный – рассудительно. Поэтому улучшить «качество» своего благоразумия можно посредством работы над своим характером, развитием достоинств, стремлением взращивать в себе самые лучшие положительные качества личности.

Благоразумие – употребление разума во благо. Можно в последствие сожалеть, что поступил неверно, не довел до конца, не доделал, не доработал, не доглядел, не справился, но это все чувства и эмоции – на тот момент каждый человек поступил настолько благоразумно, насколько благоразумным у него был уровень его сознания. Сегодня он, наверняка, поступил бы иначе, более благоразумно, ибо изменился уровень сознания. Через десять лет человек опять может сожалеть о своем неблагоразумии, не понимая, что в каждый момент своей жизни он поступает в полном соответствии со своим сегодняшним уровнем сознания.

Благоразумие – инструмент достижения счастья. Но все зависит от обладателя этого инструмента, от его вкуса счастья. Если бы мы жили в обществе, где бескорыстное служение людям было доминирующим качеством личности, благоразумие реализовалось бы при условиях: «Поступать благоразумно, значит, быть в полной гармонии с внешним миром и с самим собой», «Благоразумие – это полное соответствие законам мироздания («Что посеешь, то и пожнешь», «Подобное притягивает подобное» и др). Если следовать христианской традиции, проявлять благоразумие – значит исполнять две основных заповеди: любить Бога и любить людей.

Однако мы живем в материальном мире, где главенствует эгоизм и корысть. Поведение здесь мотивируется, как правило, только собственными интересами. Поэтому благоразумие, привязанное к эгоизму личности, приобретает свои специфические черты: меркантильность, сухость, бездушие, расчетливость, узость мотивации и невежество. Человек в невежестве, например, алкоголик, поступает, по его мнению, благоразумно, оставляя на утро «похмелку». Он знает: «Если утром хорошо, значит, выпил плохо, если выпил хорошо, значит, утром плохо». Для него счастье в бутылке, и он предусмотрительно прячет от собутыльников чуть-чуть себе на утро. Убийца убирает свидетелей, с его точки зрения он поступает благоразумно. Проворовавшийся чиновник, уходя на новое место службы, уничтожает все бухгалтерские документы под предлогом, что затопило архив, где они хранились. Когда приезжает ревизия, а проверять нечего, он радуется и гордится своим благоразумием. Человек, видящий счастье в материальных благах, финансовом благополучии имеет и соответствующее благоразумие. Например, в условиях кризиса начался повальный не возврат кредитов, считалось: «Отдает кредит только трус». На заемщика, возвращающего ссуду, смотрели как на неблагоразумного транжиру. Одним словом, в эгоистичном обществе «благоразумие, - по словам Л. Валлы, - заключается в том, чтобы уметь предвидеть в ыгодное для себя и избегать невыгодного».

Благоразумие одного и того же поступка не может быть «одним на всех, мы за ценой не постоим», оно относительно, ибо подвержено различным оценкам, а у каждого, как известно, своя правда. Благоразумие неразлучно с целесообразностью. Рассмотрим ситуацию. Пьяный водитель заснул за рулем и убил на остановке двух детей, ждавших автобуса. Взглянем с кресла судьи. Судья обязан быть справедливым и при этом принимать решении в соответствии с законом. Он, конечно, осуждает убийцу и, будь его воля, дал бы ему пожизненный срок, но закон не позволяет ему подчиниться голосу сердца. Приходится выносить приговор, унижающий и ошарашивающий своей несправедливостью убитых горем родителей. Семь лет за две жизни. Где у государства благоразумие? Судья виновато призывает родителей убитых детей к благоразумию, то есть к смирению и принятию справедливости меры наказания. Благоразумие превратилось в бездушие, ибо закон и государство бездушны к потерпевшим родителям, к судье, который становится невольным соучастником произвола и к окружающим, которые, наблюдая это, сами становятся бездушными.

Насколько благоразумен человек, настолько благоразумна его цель. Благоразумен лишь тот, кто идет к своей, а не к чужой цели. Можно назвать благоразумным скупца или жадину всю жизнь копившего деньги на «черный день» и затем в одночасье оставив наследство едва знакомым наследникам? Благоразумен ли человек, работавший на трех работах, складывавший рублик к рублику, во всем себе отказывая, потерявший все здоровье, лишь бы построить дачу или купить «крутую машину»? Построил дачу, а счастья нет. Цель оказалась ложной, сформировавшись под воздействием стереотипов и влияния окружающих. На даче нужно вкалывать, оказывается, не только мы любим яблоки, гусеницы тоже их любят и картошку не только мы желаем отведать, колорадские жуки тоже не прочь ею полакомиться. Выходит неблагоразумно потрачено столько душевных и физических сил. Дача есть, а на душе опустошенность и горькое разочарование. Счастье – это путешествие к цели по излюбленному маршруту. Если путешествие делает каждый день праздником, значит, человек идет к своей цели и, следовательно, поступает благоразумно.

Человек, не умеющий контролировать свои чувства, не обладает благоразумием. Чувства, как таковые, не могут быть благоразумными. Ф. Ларошфуко заметил: «Благоразумие и любовь не созданы друг для друга: по мере того как растет любовь, уменьшается благоразумие». Чувства прерогатива ума, а не разума. Уму нравятся ощущать ласку, слышать похвалу и комплименты, получать всевозможные удовольствия и удовлетворять самые сокровенные желания. Ум зависит от чувств и в этом присутствует несвобода, что-то рабское. Именно на эту зависимость (жадность до наслаждений и материальных благ) и ловят манипуляторы всех мастей свои жертвы. К счастью, в человеческий организм встроен механизм благоразумия, способный вовремя вывести своего обладателя из под удара ловкачей. Он уберегает от необдуманных действий в ситуациях, когда размер угроз превышает возможные позитивные последствия действий, предохраняет от безрассудства во всех его проявлениях, позволяет избегать крайностей и соблюдать меру везде и во всем.

БЛАГОРАЗУМИЕ – качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).

По Аристотелю , главное дело благоразумного (рассудительного) состоит в принятии правильных решений относительно блага и пользы для себя в целом – для хорошей жизни. С помощью благоразумия человек способен выбрать правильные средства для этой цели в конкретной ситуации и осуществить его в поступке. Благоразумие отличается от научного знания и постижения с помощью разума наиболее ценных по своей природе вещей тем, что оно связано с человеческим благом, нацелено на принятие правильных для его осуществления решений. Аристотель подчеркивает, что быть благоразумным означает не просто знать, но быть способным совершать в соответствии со знанием поступки. Если научное и философское знание имеет дело с предельно общими, не допускающими обоснования определениями, то благоразумие предполагает знание не только общего, но и даже в большей степени частного, поскольку имеет дело с принятием решений и совершением поступков в конкретных (частных) обстоятельствах. И благоразумный как способный к принятию решений умеет добиться высшего из осуществимых в конкретном поступке благ. Если мудрость обретают посредством ума, то рассудительность – посредством опыта и особого чувства, сходного с убежденностью. Своеобразие благоразумия государственных мужей в трактовке Аристотеля заключается в направленности их решений и поступков на благо государства. Значимость благоразумия в государственных делах, по Аристотелю, состоит в том, что собственное благо граждан невозможно вне зависимости от хозяйства и устройства государства.

Фома Аквинский , опираясь на идеи Аристотеля и других предшественников в греко-римской и иудейско-христианской традициях, развивал концепцию благоразумия как одной из кардинальных добродетелей наряду с умеренностью, мужеством и справедливостью . Он определял благоразумие как правильное рассуждение в приложении к действию, или как мудрость в человеческих делах. Благоразумие проявляется в выборе конкретных поступков как средств для приближения к конечной цели блаженства, выражающего благость божественного миропорядка. Высшая трансцендентная цель в концепции Фомы определяет положительную нравственную ценность благоразумия. Он отличает подлинное благоразумие от ложного, которое состоит в выборе адекватных средств для имморальной цели, и от несовершенного – которому по той или иной причине не хватает полноты. Фома подчеркивает, что подлинное благоразумие состоит в устойчивой привычке поступать согласно добродетели и предполагает совершение правильных поступков, на правильных основаниях, в правильное время. Для этого необходимы разумность, способность разбираться в конкретной ситуации, память, умение принимать советы, опыт, способность предвидеть последствия своих поступков.

Начиная с Нового времени, в философии и в обыденном сознании понятие личного блага утрачивает необходимую для античной и средневековой культуры связь с высшим благом. Поэтому допускается, что благоразумие как умение и стремление осуществлять личный или групповой интерес и тем самым добиваться длительной выгоды, благополучия, может быть нейтральным с точки зрения морали, но также может оказаться в конфликте с ней. Так, А.Смит описывает два вида благоразумия. Благоразумие первого вида направлено на достижение «спокойного и обеспеченного положения». Для благоразумного в данном смысле человека не характерны предприимчивость, страстность, увлеченность. Он скорее осмотрителен, бережлив, неизменно воздержан, неутомимо трудолюбив, спокойно благожелателен и т.п. Такое благоразумие, считает Смит, похвально, но оно может вызвать лишь холодное уважение, но никогда не вызовет ни восхищения, ни любви. Благоразумие же второго вида принадлежит к более ценным, заслуживающим восхищения добродетелям. Его достоинство определяется более высокой, нежели здоровье, состояние, репутация, целью. Благоразумными в данном смысле являются великие полководцы, общественные деятели, законодатели. Такое благоразумие в прошлом было свойственно мудрецу-академику или перипатетику. Оно соединено с доблестью, с любовью к человечеству, «со священным уважением справедливости», с геройством, предполагает «талант и счастливое умение действовать во всех ситуациях наивозможно наилучшим образом», а также сочетание «превосходной головы с превосходным сердцем». Впоследствии И.Кант отделил благоразумие от морали. Он показал, что нравственный закон не определяется никакой внешней по отношению к нему целью. Благоразумие же направлено на естественную цель – счастье, и благоразумный поступок является лишь средством для нее.

Попытки реабилитировать благоразумие и вернуть его в сферу морали предпринимались в утилитаризме (см. также раздел УТИЛИТАРИЗМ в статье СПРАВЕДЛИВОСТЬ). Например, Генри Сиджвик считал благоразумие одним из ключевых (наряду со справедливостью и благожелательностью) принципов морали. Он сформулировал этот принцип в форме требования в равной мере заботиться обо всех частях своей жизни и не предпочитать сиюминутное благо большему благу, достижимому лишь в будущем. В современной философии попытки восстановить нравственный статус благоразумия предпринимаются в рамках этики добродетели. Основное усилие при этом направлено на критику расхожих в философии и обыденном сознании представлений о благоразумии как о корыстном следовании собственному интересу непременно в ущерб интересам других людей. Реабилитация благоразумия в современной моральной философии также предполагает восстановление его значения как практической мудрости, то есть как способности поступать в конкретных обстоятельствах наилучшим образом. Наилучшим образом – значит ориентируясь если не на морально возвышенную, то по крайней мере – на морально оправданную цель.

Ольга Артемьева

  • Мы подошли так близко, как позволяло наше благоразумие .
  • Да и благоразумия у него было не меньше, чем доблести.
  • Не такой это был человек, от которого можно научиться благоразумию и осторожности.
  • Пока мы шли бок о бок, его злобное настроение постепенно одерживало верх над благоразумием .
  • Споря о благоразумии и осторожности, оба имама направились обратно.
  • Даже благоразумие на время оставило меня.
  • Но страх лишил ее последнего благоразумия .
  • Во всем этом вы должны руководствоваться собственным благоразумием .
  • Он побледнел от бешенства, но благоразумие всё же взяло верх.
  • Но бывали минуты, когда, обезумев от счастья, он забывал всякие доводы благоразумия .
  • Читатель мог уже заметить, что я всегда действовал по моим желаниям, не сообразуясь с благоразумием .
  • Начало всего этого и величайшее благо есть благоразумие .
  • Сквозь мрак его слепого гнева пробился наконец луч благоразумия .
  • Но благоразумие победило, и в непроницаемой тьме мы продолжали ждать.
  • Из благоразумия они пошли кругом, через окраины, минуя рыночную площадь, где их могли узнать и убить.
  • Но и в час торжества благоразумие и хитрость не покинули тетона.
  • Сохранить демократию можно было только с помощью благоразумия и предусмотрительности.
  • Хорнблауэр, отбросив всякое благоразумие , вознамерился хорошо позавтракать.
  • Изумительна была в таком маленьком человеке эта смесь чрезвычайного благоразумия и осторожности с неутолимой жаждой приключений.
  • Поставленный на край пропасти, любой парламент обретает благоразумие .
  • Она проявила поистине удивительное благоразумие и рассуждала очень серьезно и толково.
  • Забыв всякое благоразумие , они побежали осмотреть место, на котором стоял зверь.
  • Подобное благоразумие и осторожность как нельзя лучше отвечали смелости принятого им решения.
  • Про себя она даже восхитилась его мужской удалью, но вслух решила проявить благоразумие .

Благоразумие – качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).
Яндекс.словари | Энциклопедия "Кругосвет"

Благоразумие – это ум светлый, здоровое суждение: благие, добрые мысли, помышления и планы - это творческие мысли, выявляющиеся на практике делами, приносящими счастье, радость, мир и добро всем людям. Благоразумие есть мудрость сердца, внутренняя духовная связь с источником жизни, то есть с Богом, а также истинное отношение к своим духовным запросам; оно есть сердце чистое, искреннее, имеющее добрые любвеобильные желания и чувствования...
Н.А.Л. | Два качества | www.blagovestnik.org

  • Благоразумие – это умение применять все свои знания наилучшим образом в каждой ситуации.
  • Благоразумие – это мудрость, выраженная в конкретных делах и поступках.
  • Благоразумие человека – это понимание блага для себя; благоразумие государственного мужа – понимание блага для государства.
  • Благоразумие – это умения отделять разумный риск от неоправданной опасности для жизни; главное от второстепенного; благое дело от неблаговидного поступка.

Преимущества благоразумия

  • Благоразумие даёт возможность - при выборе сиюминутной цели не упускать из виду цели долговременной.
  • Благоразумие даёт понимание - того, что заботиться о собственном благе следует, не ущемляя интересов других людей.
  • Благоразумие уберегает – от необдуманных действий в ситуациях, когда опасность превышает возможные положительные последствия поступка.
  • Благоразумие даёт свободу – от безрассудства во всех его жизненных проявлениях.
  • Благоразумие позволяет избегать – любых крайностей в эмоциях и делах.

Проявления благоразумия в повседневной жизни

  • Государственная деятельность. Стабильность и спокойствие в государстве – заслуга благоразумного управления государством.
  • Межличностные отношения. Благожелательно настроенный к окружающим человек – проявляет благоразумие.
  • Воинское дело. Успешные полководцы успешны за счёт благоразумия – умения верно оценить ситуацию, сделать правильные выводы и выбрать верный способ действия.
  • Законодательная деятельность. Большинство законов принимаются с целью добиться общественного блага – людьми, составляющими такие законы, движет благоразумие.
  • Семейные отношения. Воспитывая детей, приучая их учиться, вести себя в соответствии с нормами, принятыми в обществе, заботиться о близких и о себе – родители прививают детям благоразумие.

Как достичь благоразумия

  • Благоразумие – одно из тех качеств, которые приходят к человеку вместе с воспитанием и жизненным опытом.
  • Советы. Умение принимать советы от более опытных людей – признак благоразумного человека; верно и обратное – учась советоваться в сложных ситуациях, человек вырабатывает благоразумие.
  • Просчитывание ситуаций. Человек, тщательно обдумывающий каждое свое решение и «просчитывающий» все варианты возможных его последствий, имеет больше шансов поступать в каждой ситуации благоразумно.
  • Психологические упражнения. Для достижения благоразумия очень важно владеть своими эмоциями. Несложное упражнение – сосчитать мысленно до 10 прежде, чем начать спор или прежде, чем принять решение – помогает этому.

Золотая середина

Легкомыслие

Благоразумие

Эгоизм | излишняя забота о себе, благоразумие, направленное исключительно на самого человека и доведенное им до абсурда

Крылатые выражения о благоразумии

Если человек не внемлет благоразумию – оно ему обязательно отомстит. - Бенджамин Франклин - Благоразумие велит беречь себя сегодня для завтра, и не ставить всё на карту в один день. - Сервантес - Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради него самого. - Гегель - Благоразумие – лучшая черта храбрости. - Уильям Шекспир - Глупцов благоразумию научают несчастья. - Демокрит - Б. Гарсиан / Карманный оракул или наука благоразумия В книге собраны мудрые мысли философа на все случаи жизни. Они помогут оставаться благоразумным в этом мире страстей и пороков ни смотря ни на что. Александр Свияш / Разумный мир. Как жить без лишних переживаний Книга учит тому, как с помощью осознанного решения строить свое будущее. Приучая себя трезво оценивать последствия своих поступков, человек перемещается из мира проблем и переживаний в Разумный мир.
Популярное