» »

Три октавы. Октавная система

29.01.2024

Октавная система - способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства.

Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте. Это явление называется октавным сходством звуков. На основе этого весь диапазон частот используемых в музыке звуков делится на участки, называемые октавами , при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней .

Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени («До ») равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени («Ля ») одной из октав (называемой «первой») составляла бы 440 Гц.

Обозначения октав

Диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав, каждая из которых имеет своё название. Кроме того существуют разные способы обозначения принадлежности звука той или иной октаве, из которых наиболее распространены два - нотация Гельмгольца и научная нотация.

Наименования октав

Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется «Первая октава», следующая вверх - «Вторая», затем «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». Октавы ниже 1-й имеют собственные названия: «Малая октава» - это октава ниже 1-й, «Большая» - ниже малой, «Контроктава» - ниже большой и наконец «Субконтроктава» - ниже контроктавы - самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже субконтроктавы и выше 5-й октавы выходят за диапазон применяемых в музыке звуков и потому не имеют собственных названий и обозначений звуков.

Нотация Гельмгольца

Была предложена немецким математиком Германом Гельмгольцем в своей работе «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» (нем. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik , 1863) . Эта нотация основана на комбинации способа записи названия ступени - с большой либо маленькой буквы, числе штрихов рядом с названием ступени - от одного до пяти (вместо штрихов также используются арабские цифры) и места постановки штрихов - снизу либо сверху. Нотация Гельмгольца может быть применена как со слоговой системой наименования ступеней, так и с буквенной.

Научная нотация

Второй способ обозначения октав называется «научная система обозначения высоты звука». Впервые была предложена в 1939 году Американским акустическим обществом . В научной нотации номер октавы записывается сразу после обозначения ступени, при этом октавы нумеруются начиная с самой низкой слышимой (субконтроктавы), которой присваивается номер 0. Эта нотация применяется только с буквенной системой наименования ступеней.

Список октав

Включает звуки с частотами от 16,352 Гц (включительно) до 32,703 Гц. Самая низкая из слышимых октав, как правило нижние ступени этой октавы в музыке не используются. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо (Михаил Златопольский).

Номер ступени Частота , Гц Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 16,352 До 2 C 2 C0
2 18,354 Ре 2 D 2 D0
3 20,602 Ми 2 E 2 E0
4 21,827 Фа 2 F 2 F0
5 24,500 Соль 2 G 2 G0
6 27,500 Ля 2 A 2 A0
7 30,868 Си 2 H 2 * H0

* В англоязычных странах используется модифицированная система Гельмгольца, вместо символа H для ноты «си» используется символ B, который в немецкой системе означает «си-бемоль».

Включает звуки с частотами от 32,703 Гц (включительно) до 65,406 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо (Владимир Миллер).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация
1 32,703 До 1 C 1 C1
2 36,708 Ре 1 D 1 D1
3 41,203 Ми 1 E 1 E1
4 43,654 Фа 1 F 1 F1
5 48,999 Соль 1 G 1 G1
6 55,000 Ля 1 A 1 A1
7 61,735 Си 1 H 1 H1

Включает звуки с частотами от 65,406 Гц (включительно) до 130,81 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , тенор ; штробас . Среди женщин - например, Мэрайя Кэри , Джорджия Браун (сопрано).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 65,406 До C C2
2 73,416 Ре D D2
3 82,407 Ми E E2
4 87,307 Фа F F2
5 97,999 Соль G G2
6 110,00 Ля A A2
7 123,47 Си H H2

Включает звуки с частотами от 130,81 Гц (включительно) до 261,63 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , бас-баритон , тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 130,81 до c C3
2 146,83 ре d D3
3 164,81 ми e E3
4 174,61 фа f F3
5 196,00 соль g G3
6 220,00 ля a A3
7 246,94 си h H3

Включает звуки с частотами от 261,63 Гц (включительно) до 523,25 Гц. Средняя октава звукоряда музыкальной системы. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 261,63 до 1 c 1 C4
2 293,66 ре 1 d 1 D4
3 329,63 ми 1 e 1 E4
4 349,23 фа 1 f 1 F4
5 392,00 соль 1 g 1 G4
6 440,00 ля 1 a 1 A4
7 493,88 си 1 h 1 H4

Включает звуки с частотами от 523,25 Гц (включительно) до 1046,5 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 523,25 до 2 c 2 C5
2 587,33 ре 2 d 2 D5
3 659,26 ми 2 e 2 E5
4 698,46 фа 2 f 2 F5
5 783,99 соль 2 g 2 G5
6 880,00 ля 2 a 2 A5
7 987,77 си 2 h 2 H5

Включает звуки с частотами от 1046,5 Гц (включительно) до 2093,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - тенор-альтино /контратенор (Иван Козловский), сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 1046,5 до 3 c 3 C6
2 1174,7 ре 3 d 3 D6
3 1318,5 ми 3 e 3 E6
4 1396,9 фа 3 f 3 F6
5 1568,0 соль 3 g 3 G6
6 1760,0 ля 3 a 3 A6
7 1975,5 си 3 h 3 H6

Четвёртая октава

Включает звуки с частотами от 2093,0 Гц (включительно) до 4186,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7. Голос человека - свистковый регистр (Мэрайя Кэри).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 2093,0 до 4 c 4 C7
2 2349,3 ре 4 d 4 D7
3 2637,0 ми 4 e 4 E7
4 2793,8 фа 4 f 4 F7
5 3136,0 соль 4 g 4 G7
6 3520,0 ля 4 a 4 A7
7 3951,1 си 4 h 4 H7

Включает звуки с частотами от 4186,0 Гц (включительно) до 8372,0 Гц. Самая высокая из используемых в музыке октав, верхние ступени (выше «До») применяются очень редко. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - фальцет (Адам Лопес (англ. ) , Джорджия Браун (англ. ) ).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 4186,0 до 5 c 5 C8
2 4698,6 ре 5 d 5 D8
3 5274,0 ми 5 e 5 E8
4 5587,7 фа 5 f 5 F8
5 6271,9 соль 5 g 5 G8
6 7040,0 ля 5 a 5 A8
7 7902,1 си 5 h 5 H8

Рекордные вокальные диапазоны

Согласно книге рекордов Гиннесса, мировой рекорд на самую высокую ноту среди мужчин установлен: австралийский музыкант испанского происхождения Адам Лопес с 2005 года до-диез пятой октавы, с 2008 года тот же Адам Лопес ре-диез пятой октавы, с 2017 года китаец Ван Сяо Лун (Wang Xiaolong) ми пятой октавы. Мировой рекорд на самую высокую ноту среди женщин и абсолютный: бразильская певица итальянского происхождения Джорджия Браун с 2004 года соль седьмой октавы (G10). Также у Джорджии Браун с 2004 года мировой рекорд на самый широкий вокальный диапазон среди женщин: от соль большой октавы до соль седьмой октавы (8 октав). Мировой рекорд на самую низкую ноту среди женщин: Хелен Лихей из Германии (Helen Leahey) с 2018 года: ре большой октавы (72,5 Гц), её самая высокая нота ре второй октавы. Мировой рекорд на самую низкую ноту среди мужчин и абсолютный: у американского певца Тима Стормса - с годами голос становится ниже и он несколько раз обновлял рекорд: в 2002 и 2008 годах, с 2012 года G −7 или 0,189 Гц. Мировой рекорд среди мужчин и абсолютный на самый широкий диапазон - также у Тима Стормса, 10 октав с 2008 года, от G/G# −5 до G/G# 5 (неточные ноты, 0,7973 Hz - 807,3 Hz, его самая высокая нота соль второй октавы), но большая часть этого диапазона относится к инфразвуку, не слышимому человеческим ухом и регистрируемому только специальными приборами, тогда как у Джорджии Браун весь вокальный диапазон слышимый.

Схема

С помощью данной схемы или клавиатуры фортепиано возможно нахождение частоты звука.

Таблица соответствия нот частотам

Частоты в герцах (интервал от До первой октавы в полутонах)
Октава →
Нота ↓
Суб-контр Контр Большая Малая 1 2 3 4 5 6 7
C 16,352 (−48) 32,703 (−36) 65,406 (−24) 130,81 (−12) 261,63 (±0) 523,25 (+12) 1046,5 (+24) 2093,0 (+36) 4186,0 (+48) 8372,0 (+60) 16744.0 (+72)
C♯ / D♭ 17,324 (−47) 34,648 (−35) 69,296 (−23) 138,59 (−11) 277,18 (+1) 554,37 (+13) 1108,7 (+25) 2217,5 (+37) 4434,9 (+49) 8869,8 (+61) 17739.7 (+73)
D 18,354 (−46) 36,708 (−34) 73,416 (−22) 146,83 (−10) 293,66 (+2) 587,33 (+14) 1174,7 (+26) 2349,3 (+38) 4698,6 (+50) 9397,3 (+62) 18794.5 (+74)
D♯ / E♭ 19,445 (−45) 38,891 (−33) 77,782 (−21) 155,56 (−9) 311,13 (+3) 622,25 (+15) 1244,5 (+27) 2489,0 (+39) 4978,0 (+51) 9956,1 (+63) 19912.1 (+75)
E 20,602 (−44) 41,203 (−32) 82,407 (−20) 164,81 (−8) 329,63 (+4) 659,26 (+16) 1318,5 (+28) 2637,0 (+40) 5274,0 (+52) 10548 (+64) 21096.2 (+76)
F 21,827 (−43) 43,654 (−31) 87,307 (−19) 174,61 (−7) 349,23 (+5) 698,46 (+17) 1396,9 (+29) 2793,8 (+41) 5587,7 (+53) 11175 (+65) 22350.6 (+77)
F♯ / G♭ 23,125 (−42) 46,249 (−30) 92,499 (−18) 185,00 (−6) 369,99 (+6) 739,99 (+18) 1480,0 (+30) 2960,0 (+42) 5919,9 (+54) 11840 (+66) 23679.6 (+78)
G 24,500 (−41) 48,999 (−29) 97,999 (−17) 196,00 (−5) 392,00 (+7) 783,99 (+19) 1568,0 (+31) 3136,0 (+43) 6271,9 (+55) 12544 (+67) 25087.7 (+79)
G♯ / A♭ 25,957 (−40) 51,913 (−28) 103,83 (−16) 207,65 (−4) 415,30 (+8) 830,61 (+20) 1661,2 (+32) 3322,4 (+44) 6644,9 (+56) 13290 (+68) 26579.5 (+80)
A 27,500 (−39) 55,000 (−27) 110,00 (−15) 220,00 (−3)

Несравненная Сара Воэн давно и навсегда в числе любимых джазовых певиц спецкорра Асириса. Ее голос - потрясающий инструмент.
У обычного человека 1,5 октавы, а пользуется он только 3-4 нотами? ().
У Сары диапазон три октавы: от сопрано до мужского баритона!
Не хочу ничем обидеть милого и супер-популярного исполнителя этой же самой песни
"Somewhere over the Rainbow"
(),
но можешь сравнить сам.
Теперь ты и лучше выделишь голос Сары Воэн в трио,

Да, что там диапазон! Вслушиваюсь, любуюсь и подпеваю!

Сара Воэн. Sarah Vaughan
23.03.1924, Ньюарк, шт. Нью-Джерси —
03.04.1990, Нью-Йорк
Вокалистка, пианистка. Наряду с Эллой Фицджеральд и Билли Холидэй одна из основоположниц современного инструментального пения. Неоднократно подчеркивала, что на нее сильнейшее влияние оказали импровизации Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Обладала диапазоном в три октавы, считалась самой лучшей вокалисткой периода бибопа.
Училась играть на фортепиано, работала органисткой в церкви, пела в хоре. В 1943 выиграла вокальный конкурс в гарлемском театре Apollo, и Билли Экстайн, входивший в жюри конкурса, порекомендовал ее Эрлу Хайнзу. В 1943-44 была в оркестре Хайнза второй пианисткой и участницей вокального трио. Через некоторое время Экстайн "забрал" ее в свой бэнд, организовал первые записи (с Тони Скоттом, Диком Уэллсом, Диззи Гиллеспи, Тэдди Уилсоном и другими). В 1945-46 пела в оркестре Джона Кирби, после чего решила выступать на сцене с трио. В 1947 вышла замуж за трубача Джорджа Тредуэлла, ставшим на многие годы ее менеджером. Лучшие ранние записи: Mean To Me (1945), Body And Soul (1946), Once In A While (1947), Ain’t Misbehavin’ (1950), East Of The Sun (1950). После 1955 в основном выступала в клубах, на сцене появлялась редко, в 1967-72 почти не пела (как язвительно замечено в одном из справочников, "долго подыскивала мужей и менеджеров"). Зато в последующие годы посетила более 60 стран, принимая участие в самых разных проектах — от концертов в небольших джаз-клубах до выступлений с симфоническими оркестрами в огромных залах. В 1972 записала альбом с музыкой Мишеля Леграна (Sarah Vaughan — Michel Legrand) с оркестром, которым дирижировал автор. Благодаря записям с различными составами — оркестрами и хорами — вокалистке удалось добиться успеха и вне джаза. Однако джазовые музыканты с удовольствием приглашали ее в свои программы. После триумфального выступления в Карнеги-холле (1979) совершила ряд гастрольных поездок с оркестром Каунта Бэйси, с Джо Пассом, Стэнли Террентайном. В 1978 стала почетным доктором школы Беркли в Бостоне. Когда-то критик Леонард Фэзер написал о ней: "Я слышал вокалистку со спонтанностью Эллы Фицджеральд, с душой Ариты Франклин, с теплотой Пегги Ли, с фразировкой Кармен МакРэй. И все это было у Сары Воэн".

В данной статье поговорим о том, что такое октавы на пианино и как с ними совладать. Знания нот октавы особенно важно на начальном этапе освоения клавишных, поскольку это базовые основые - без них далеко не уедешь. Музыкальные звуки могут по разному слышаться и их объединили по звучанию в определенные группы - октавы и они по разному называются...

бывают «Первая октава», «Вторая», «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». «Малая октава», «Большая», «Контроктава, «Субконтроктава».

Поняв и изучив как клавиатура делиться на октавы, вы легко сможете разобраться с любым клавишным инструментом, научитесь читать с листа и играть даже сложные музыкальные произведения.

Что такое октава на клавиатуре пианино?

Октава представляет собой тип музыкального интервала или расстояние между двумя нотами с одноименным названием. Например, найдите на клавиатуре ноту "до" и отсчитайте вверх или вниз восемь белых клавиш, то есть дойдите до следующей "до".

Термин "октава" заимствован от латинского слова "octavus", что означает восьмой.

Две соседние клавиши образовывают полутон и, соответственно, весь интервал составляет 12 полутонов. Каждая нота обладает своей собственной звуковой частотой, другими словами, скоростью колебания звука. Два звука, разделенных 8 ступенями, имеют частотное соотношение 2:1. Так, к примеру, нота "ля" содержит частоту 440 Гц, а на октаву выше она будет звучать на 880 Гц. Таким образом, это самый согласованный или приятно звучащий интервал.

Сколько октав у пианино

В предыдущем разделе мы познакомились с термином, а теперь узнаем, как называются октавы, где какая расположена и выясним, как они звучат. Вся клавиатура любого стандартного фортепиано делится на 7 октав плюс несколько дополнительных клавиш по краям.

Сначала посмотрим на основные три, которые находятся в середине клавиатуры, поскольку они часто используемые. В самом центре расположена первая окатва со средней высотой нот (261,63 - 523,25 Гц) и нотационным обозначением (С4-В4). Ниже ее стоит малая октава, звучание которой можно охарактеризовать, как умеренно-низкое (130,81- 261,63 Гц). Вторая октава (С5-В5), наоборот, выше первой и звучит умеренно высоко (523,25 - 1046,5 Гц). Далее добавляем еще две по обе стороны: большая октава (С2-В2) с низким тоном (65,406 - 130,81 Гц) и с другой стороны третья октава(С6-В6) с высоким тоном (1046,5 - 2093,0 Гц). Из полных у нас осталась контроктава (С1-В1) с чрезвычайно низким звуком (32,703 - 65,406 Гц) и четвертая (С7-В7) с чрезвычайно высоким (2093,0 - 4186,0 Гц). В самом нижнем регистре есть еще две клавиши А0 и В0, которые называются субконтроктава (16,352 - 32,703 Гц).

нажмите на картинку для увеличения

Это простой, но достаточно эффективный способ представить себе октавы, где каждая имеет свою собственную территорию, а также понять, как они звучат, прежде чем есть возможность их услышать.

А вот как выглядят первая и малая октавы в нотной тетради:

Как играть октавы на пианино

Один из лучших способов освоить октавы и усовершенствовать технику игры через . Лучше всего начинать с до-мажор. Играть нужно очень медленно, отрабатывая по отдельности каждую руку.

Со временем и упорством ваш навык вырастит, и вы будете чувствовать себя более комфортно и уверенно. С этого момента можно переходить на более быстрый темп. Но не торопитесь. Во-первых, ваши запястья могут устать, так как не привыкли к растяжке. Во-вторых, нужно отработать технику сбрасывания веса руки на клавиши, сохраняя при этом плечи свободными. Благодаря этим занятиям выработается выносливость, и пальцы привыкнут к форме интервала. Кроме того, регулярная игра гамм, усиливает представление об октавах в уме и значительно улучшает общее понимание каждой, а также способность быстро передвигаться по клавишам.

12 сентября 2016, 19:55

Вокальный диапазон Эми составлял четыре октавы плюс одна нота.

Реальный диапазон Эми.

Реальный диапазон Адель долгое время составлял две с половиной октавы.

Сейчас она его увеличила (бросила курить), но все равно до трех не дотягивает (С3 - А5).

Певицам завышают диапазон так же нагло, как моделям - рост.

Доверяю только подтвержденным данным. То есть записям с соответствующими нотами. Хотя и они не на 100% правдивы: большинство звезд поет с бэк-вокалистами. На одном форуме Фарреллу Уильямсу приписали ноту, которую на самом деле взял кто-то из них.

У Бейонсе действительно очень хороший диапазон. Больше, чем у Адель. Но никакой F#2 я не слышу.

Не говоря уже о том, что в студии любую ноту можно изменить... И что еле слышный хрип или писк сложно назвать полноценным голосом.

Вот это больше похоже на правду (три с половиной).

Есть несколько сайтов (Diva Devotee, The Range Place и Critic Of Music), чьим данным можно хотя бы немного доверять. Они тоже склонны перехваливать и завышать. Но, по крайней мере, не берут данные с потолка, а опираются на источники.

Почему-то именно 4 октавы стали некоторым золотым стандартом, к которому все стремятся. Я, в общем, тоже формально могу вытянуть 4 октавы. Если считать свистки (которые не являются полноценными звуками, так как в них невозможна дикция согласных) и немного штробасса (он же fry) снизу - ровно 4 и выходит. Но едва ли это можно назвать настоящим пением.

Ни у одной из "четырехоктавных" певиц нет хитов во все 4 октавы. Даже у Мэрайи Кэри. Вот у нее, может, эти самые 4 и есть (по записям слышно, что диапазон явно больше, чем у других). Остальные либо врут, либо нагло пихают в "диапазон" все звуки, которые хотя бы иногда хоть как-то могут издать.

Диапазоны некоторых популярных исполнительниц, на чьих концертах я побывала

Никаких 4 октав вживую не заметно, даже 3 выглядят сомнительно. Chandelier не тянет, несмотря на высокий голос. Занижает всю песню на тон (как в видео ниже).

Флоренс Уэлч

DivaDevotee: 3 октавы 1 нота
Critic Of Music: 3 октавы и 1 нота
The Range Place: 4 октавы

Леди Гага

Diva Devotee: 2 октавы и 7 нот
Critic Of Music: 3 октавы и 3 ноты
The Range Place: 3 октавы

Поет очень прилично, на этот раз данные выглядят правдоподобными. Правда, не скажу, что она прямо уж лучшая. Сиа и Фло звучали эффектнее.

3 (а не 4) октавы и есть хороший диапазон хорошего певца. 2 - маловато. 4 - преувеличение и фантазии либо один случай на миллион. К слову, у, возможно, лучшей певицы всех времен Уитни Хьюстон был именно такой диапазон (3 и 1 нота).

На самом деле

Диапазон - далеко не самое главное. Самое важное - правильное и уместное использование голоса. Где нужно - спеть мягко, где нужно - жестко, где-то прокричать, где-то прошептать, где-то проговорить - в общем, сделать из песни маленький спектакль.

Есть и противоположная точка зрения - типа диапазон вообще не важен. Тоже неправда. Больше нот - больше возможностей. Хотя, конечно, даже у самых талантливых людей они ограничены: так, у высоких голосов обычно невыразительные низы, а у низких - некрасивые верхи. Но, как мне кажется, именно из-за небольшого диапазона творчество Адель было несколько однообразным. Стоило чуть поработать - появилась Send My Love.

Некоторые певицы страдают oversinging - то есть всячески показывают, как они круто поют, забывая, что это не всегда интересно слушателю. Он хочет послушать песню, а натыкается на презентацию "смотрите, как я умею".

Джесси Джей очень любит oversinging. Именно поэтому ее творчество мне не близко.

А почему речь только о певицах? А как же певцы?

К сожалению, мужской вокал в популярной музыке на порядок ниже женского по качеству. Просто хорошо поющий мужчина - уже редкость. А певцов уровня Адель, Бейонсе, Уитни или Мэрайи почти и нет. Ни один в голову не приходит, кроме рок-ветеранов (Мэтт Беллами тоже уже, в общем, ветеран). Даже хваленый Сэм Смит поет просто хорошо и красиво. Но не феноменально.

Так уж повелось, что пением увлекаются в основном женщины и конкуренция среди них намного выше. Это очень заметно по шоу "Голос". Вот свежий пример. Будь он девушкой, не дошел бы даже до первого этапа кастинга. Но пол и нестандартный выбор песни (не слишком сложной, кстати) сыграли свою роль.

Закончим на позитивной ноте - Флоренс много не бывает:) Люблю, когда, кроме голоса, у человека есть еще и индивидуальность. А с этим, к сожалению, у многих плохо:)

P.S. Увлекаюсь пением несколько лет. Петь мечтала всегда, но не получалось раньше по разным обстоятельствам. Может, как-нибудь напишу пост о вокальных педагогах:)

1 октава - ругательство.
1,5 октавы - стандартный диапазон среднего начинающего вокалиста.
2 - 2,5 октавы - стандартный диапазон профессионального вокалиста.
2,5-3 - выше среднего.
3-3,5 - хороший диапазон хорошего профессионального вокалиста.
3,5-4 - редкость даже для хорошего профессионального вокалиста.
4+ - феномен.

Знать диапазон собственного голоса полезно для каждого музыканта. Речь не только о вокалистах, а обо всех людях, занимающихся музыкой - композиторах, гитаристах, пианистах. Знание диапазона помогает писать музыку в комфортных тональностях (или выбирать минуса в нужных тональностях), а также перерабатывать вокальные партии таким образом, чтобы не надорвать связок.

сайт объясняет, как определить диапазон голоса, чтобы правильно рассказать о собственном вокале.

Как описать собственный голос?

Представим, что музыкант откликнулся на объявление местной группы о поиске гитариста с хорошим голосом. Участники коллектива спрашивают музыканта, какой у него голос. Как ответить на этот вопрос?

Описать свой вокал можно тремя способами:

  1. Сравнить свой голос с другим вокалистом. Способ заведомо провальный, так как никто не поверит, что вы поете так же, как Роберт Плант;
  2. Дать общую характеристику своему вокалу. Например, сказать, что вы - лиричный баритон, рок-тенор или роковый альт. Такое описание проще для восприятия, но не несет полезной информации;
  3. Рассказать о диапазоне своего голоса, отметив самую низкую и самую высокую ноту, которую вы можете спеть. Это самый информативный и нормальный способ описания вокала.

Несмотря на понятность третьего способа, часто музыканты дают неполную информацию о диапазоне вокала. Многие приходящие ко мне ученики говорят, что могут спеть все ноты от нижней До до Си бемоль, но не уточняют о каких октавах идет речь.

Как определить диапазон голоса?

Чтобы точно определить диапазон своего голоса, достаточно обратиться к музыкальной теории и октавной системе группировки нот. Все звуки, которые мы можем использовать в музыке и которые различимы человеческим ухом, разбиты на 9 октав. К каждой ноте До привязана цифра, обозначающая октаву, к которой она относится.

Цифра Название октавы
0 Субконтроктава
1 Контроктава
2 Большая октава
3 Малая октава
4 Первая октава
5 Вторая октава
6 Третья октава
7 Четвертая октава
8 Пятая октава

Таким образом, До субконтроктавы будет обозначаться как C0, До контроктавы - C1 и так далее. Все остальные ноты внутри октавы также обозначаются соответствующей цифрой: Фа контроктавы - F1, Соль первой октавы - G4, Ми пятой октавы - E8. Нота До первой октавы находится посередине 88-клавишной клавиатуры и часто берется за отправную точку (в западной музыкальной традиции ее также называют Middle C - серединное До).

Определить диапазон голоса можно с помощью фортепиано или Piano Roll в . Начните поиск звуков, которые вы можете спеть, с До первой октавы (C4). Если вы можете спеть этот звук чисто, двигайтесь вниз, а затем вверх, проверяя доступные вашему голосу ноты. Последние звуки сверху и снизу, которые вы смогли спеть чисто и без дискомфорта для себя и связок - это границы вокального диапазона.

Ноты Ля и Си малой октавы (A3, B3) и До и Ре первой октавы (C4-D4) доступны всем людям. Мужчины и женщины с любым голосом поют эти ноты чисто.

Несмотря на жесткие звуковое разграничение, вы можете без труда брать ноты выше или ниже определенного диапазона. Тем не менее, к диапазону голоса относятся только те ноты, которые вы можете с легкостью и без дискомфорта петь в любой ситуации.

Название Принадлежность Нотация Расшифровка нотации
Бас Мужской E2-D4 От Ми большой октавы до Ре первой октавы
Баритон Мужской F2-G4 От Фа большой октавы до Соль первой октавы
Тенор Мужской A2-C5 От Ля большой октавы до До второй октавы
Альт Женский E3-G5 От Ми малой октавы до Соль второй октавы
Меццо-сопрано Женский E3-B♭5 От Ми малой октавы до Си бемоль второй октавы
Сопрано Женский G3-C6 От Соль малой октавы до До третьей октавы

В каждом виде голоса есть множество подвидов, уточняющих диапазон доступных нот (например, баритон подразделяется на лирический, драматический и тенор-баритон), но такие уточнения не несут практической пользы для обычных музыкантов.

Популярное