» »

Тема: Графика. Слоговой принцип русской графики

04.01.2024

Буквы русского алфавита обозначают не звуки, а фонемы. Так, в формах слова Пётр, о Петре, Петру на месте буквы р произносятся звуки [р], [р’], [р°]. Но буква р обозначает не эти звуки, а фонему <р>, воплощенную в этих звуках. Один из самых частых звуков русского языка - [ъ], но у него нет «своей» буквы, так как [ъ] не представляет особой фонемы. Например, в слове травяной он вариант фонемы <а> а, в слове водяной - вариант фонемы <о>, которая обозначается буквой о.

Если алфавитные значения букв сопоставить со звуковой системой современного русского языка, то обнаружится следующее:

1) в алфавитных значениях букв отражены лишь основные варианты фонем; только одна буква й обозначает не основной, а слабый вариант фонемы йот - [и] неслоговое;

2) количество букв не совпадает с количеством фонем: 33 буквы при 42 или более фонемах - не хватает около 10 знаков. Но такое соотношение для алфавита в целом сложилось только за счет согласных; у гласных же, напротив, букв больше, чем фонем:

а) согласных букв 21, фонем 36; не хватает 16 знаков, так как нет специальных букв для мягких парных согласных;

б) гласных букв 10, а фонем 6; «лишних» букв 4. Если считать, что гласных фонем шесть (звук [ы] - самостоятельная фонемы), то каждая гласная фонема имеет двоякое буквенное обозначение: (1) буква обозначает только соответствующую фонему (ее основной вариант) - буквы а, о, у, э, и; (2) буква обозначает соответствующую фонему с предшествующим йотом - буквы я, ё, ю, е - или вариацию соответствующей фонемы - буква ы. При шестифонемной системе соотношения будут несколько иными.

Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных и звуков слабых позиций является «объективным пробелом» алфавита.

Данный пробел алфавита восполняется графикой, ее позиционным принципом.

Позиционный принцип графики (слоговой и буквосочетательный)

Позиционный принцип графики заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции - соседних букв и других графических знаков.

Так, ё может обозначать сочетание фонем (ёлка ); <’о>, т.е. гласную фонему и часть предшествующей согласной фонемы - ее мягкость (тётка <т"отка>); <о> (шёлка <шолка>). Значение буквы ё определяется занимаемой ею позицией - предшествующими буквами и пробелом.

Некоторые буквы обозначают фонему только вместе с другими буквами. Так, в обозначении фонемы <в"> в слове вёл принимают участие буквы в и ё , а в обозначении фонемы <в> в слове вол - буквы в и о . Поэтому, если видна только буква в , то мы не сможем определить, какая фонема - <в> или <в"> - выступает в слове. Это можно сделать, только увидев, что стоит после буквы в, т. е. определив ее позицию.

Позиционный принцип графики проявляется в тех случаях, когда буква многозначна или передает не все содержание фонемы. Таковы почти все буквы.

Таким образом, если фонематический принцип графики связан с тем, чтó обозначают буквы, то позиционный принцип связан с тем, как обозначаются фонемы на письме.

Орфография (< гр. orthos - правильный + grapho - пишу; буквально означает "правописание") – это наука о правильном, нормативном написании значимых единиц (морфем и слов). Но значения слов «орфография» и «правописание» не совпадают: второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.

Буквенное обозначение звукового состава слова - э то основной раздел орфографии. Он непосредственно связан с графикой, также устанавливающей зависимость между буквами и фонемами. Но графика определяет значения букв в их сочетаниях друг с другом вне зависимости от конкретных слов, а орфография дает правила написания букв в конкретных словах и морфемах. Кроме того, графика устанавливает соответствие букв и фонем в сильных позициях, а область орфографии - слабые позиции фонем.

В отдельных случаях орфография «вмешивается» и в область графики - область сильных позиций. Так, в соответствии с и с <о> под ударением после парных мягких согласных графика устанавливает написание ё: ёлка, мёд, а орфография разрешает написание е: елка, мед; в соответствии с <о> под ударением после шипящих графика требует написания о: шов, чопорный, а орфография «добавляет» написания с е: шел, печенка; с точки зрения графики <э> после парных твердых согласных должна передаваться на письме буквой э: мэр, Улан-Удэ, но орфография в большинстве подобных случаев устанавливает написание е: модель, тире; по законам графики <и> после согласных фонем, полностью отраженных соответствующими буквами, передается на письме буквой и : цинк, вакцина, как и шило, ножи, а орфография вводит правило написания с ы: цыкать, отцы.

Графика

Общее понятие о графике

Графика (от греч. graphe - начертание) - система графических средств письменности, служащих для фиксации речи. Графика, как раздел языкознания, устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые (фонемные) значения букв.

В эту систему входят прежде всего буквы (буква - графический знак, письменный или печатный, входящий в состав алфавита; различают строчные и прописные, или большие, заглавные буквы). Одна и та же буква может быть представлена разными вариантами, например: строчное печатное полужирное «ж », прописное печатное курсивное «Ж». В качестве общего наименования используется термин, предложенный Бодуэном де Куртене: какзвуку соответствует фонема («звукопредставление»), так букве - графема («буквопредставление».). Под графемой понимают минимальную графическую единицу, выполняющую функцию обозначения фонемы. Вариантами одной графемы будут Ж , Ж , ж , ж, ж и т.д. Сама графика во многих случаях не может ответить на вопрос, какую букву следует писать в слове. С точки зрения графики долгий мягкий звук [ш, :] в слове дощ атый можно передать различными способами (дощ атый, досч атый, дозч атый, дошч атый и т.д.), но выбор конкретного написания остается за орфографией, которая регламентирует его, опираясь на свои принципы: дощ атый, песч аный, извозч ик, писч ий, веснушч атый и т.д.

Буквы (точнее графемы) передают не звуки (например, в слове от ец [т] – смычный, взрывной, мягкий, а в слове от ца – имплозивный, т.е. имеющий лишь фазу смычки), а фонемы. Соотнося буквы с дифференциальными признаками фонем, мы выясняемзначение букв (графем):

· Графемы а, о, э, у обозначают фонемы <а>, <о>,<э>, <у> в начале слова (а рка, о кна), после гласных (поэ т, рау нд), после ч, ш, щ, ж, ц (целина, шуба) После согласных (парных по твердости-мягкости) они обозначают не только соответствующие фонемы, но и твердость предшествующих согласных (лот, мэр);

· Графемы е, ё, ю, я обозначают после согласных фонемы <э>, <о>, <у>, <а> и мягкость этих согласных (мё д, теля тина) , обозначают сочетание двух фонем в позиции начала слова (ю ла, я ркий), после гласных (поя с, поё т) и после ъ и ь (конъю нктура, колье );

· Графема и обозначает фонему <и> в начале слова (и кс), после гласного (пои ск), после ж, ш, ц и р, ци рк); фонему <и> и мягкость предшествующего согласного после согласной (пи р); послеь (семьи );

· Графема ы после согласных обозначает <и> и твердость предшествующего согласного (пы л); после ц только <и>(цы ган, борцы );

· Графемы й, ж, ш, ч, щ, ц обозначают фонемы <й>, <ж>, <ш>, <ч>, < щ>, <ц> (ж уй, ч ащ а);

· Графемы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х обозначают общую часть фонем (место образования, способ образования, наличие голоса и шума)<б> - < б"> и т.д. Твёрдость же или мягкость этих фонем обозначается следующей графемой, пробелом или никак не обозначается;

· Графемаь (мягкий знак) может обозначать: а) мягкость предшествующей согласной фонемы (паль то), б) выступать как разделительный знак (коль е), указывая (уточняя), что последующие я, ё, ю е,и обозначают , , , , (лью , судья ), в) в сочетании ьо обозначает в заимствованных словах (лосьо н);

· Графемаъ употребляется только как разде­лительный знак, уточняя значение стоящих за ъ глас­ных букв е, ё, ю, я , указывая, что они обо­значают , , , (объё м, адъю тант)

Совокупность (и перечень) букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом . Сам термин составлен из названия первых двух букв греческого алфавита (ά /альфа/ и β /бета, в позднегреческом произношении вита/). В качестве синонима может использоваться калька азбука , образованная по образцу греческого алфавит по первым буквам старославянской письменности (аз и букы). Отметим также употребление данного слова в терминологических сочетаниях: азбука Морзе и Брайля точечная азбука .

Русский алфавит содержит 33 буквы:

Буква Название Буква Название
Аа а Рр эр
Бб бэ Сс эс
Вв вэ Тт тэ
Гг гэ Уу у|
Дд дэ Фф эф
Ее е Хх ха
Её ё Цц цэ
Жж жэ Чч че
Зз зэ Шш ша
Ии и Щщ ща
Йй и краткое (й) ъ твердый знак (ер)
Кк ка ы ы
Лл эль ь мягкий знак (ерь)
Мм эм Ээ э
Нн эн Юю ю
Оо о Яя я
Пп пэ

Приведённые в таблице индивидуальные названия букв образованы по-разному:

  • Для а, и, о, у, ы, э они состоят из одного звука: [а], [и], [о], [у], [ы], [э];
  • Для е, ё, ю, я состоят из [й] + соответствующий гласный звук: [йэ], [йо]…;
  • названия букв б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч состоят из соответствующего согласного звука + [э]: [бэ], [вэ]…;
  • названия букв л, м, н, р, с, ф состоят из [э] + соответствующий согласный: [эл, ], [эм] … Мягкость согласного в названии буквы л объясняется тем, что в латинице ей соответствует «полумягкий» [l], заменяющийся мягким [л, ] в русском языке (Золя, пляж). В отдельных аббревиатурах возможно неалфавитное чтение согласных букв (ФБР, ЦСУ). Существующая традиция произносить в аббревиатурах название буквы л по аналогии с остальными названиями этого типа твердо - [эл] (ВЛКСМ, ЛДПР, НЛО, ЭЛТ) - привела к тому, что такое название проникло и в учебную литературу;
  • названия букв к, х, ш, щ состоят из соответствующего согласного звука + [а]: [ка], [ха]…;
  • буква й официально попала в азбуку в 1735 году. Она называлась «и с краткой» по диакритическому значку над буквой (ср. і - «и с точкой»). Во второй половине XIX в. у неё появилось новое название «и краткое» (предложено акад. Я. К. Гротом);
  • Буквы ъ и ь в научной литературе, как и значки фонетической транскрипции, в соответствии с традицией называют «ер» и «ерь». В школьных учебниках их определяют как «твердый знак» и «мягкий знак».

К небуквенным средствам графики принадлежатзнаки препинания (точка, запятая, двоеточие, тире, скобки, кавычки и т.д.), графические сокращения, а также использование пробелов, отступов, знаков ударения, различного рода выделений, подчёркиваний и т.д.. В специальных видах письма, например, фонетической транскрипции, стенографии, могут применяться свои графические знаки. Так, например, прочно вошёл в английский язык стенографический значок & (так называемый амперсанд, сокращение союза and), появившийся в качестве сокращения ещё в Древнем Риме для передачи союза et (и).

Графические сокращения не имеют звуковой формы и применяются с целью экономии времени и места только в письменной речи. В устной же речи они реализуется в полной форме (ул. – улица). Обычно выделяют несколько типов графических сокращений:

  • Точечные (гл. обр. – главным образом, вв. – века, ок. – около, ч. – число);
  • Дефисные (нек-рый -- некоторый, ун-т – университет, о-в – остров);
  • Косолинейные (с/х – сельскохозяйственный, км/ч – километров в час, х/ч – холодного копчения, а/л – атомный ледокол);
  • Нулевые (зк – заключенный /первоначально: заключенный каналоармеец/, мм –миллиметр, кт – килотонна, г – грамм; у таких слов нет внешних признаков графического сокращения);
  • Комбинированные (адм.-терр., ф.-т. – физико-технический, ю.-з. – юго-западный, об./мин., ц/га – центнеров на гектар; данные сокращения представляют собой комбинацию вышеперечисленных типов сокращений).

Позиционный принцип русской графики

Как уже отмечалось, основным предназначением графем (букв) является отражение фонем на письме, в чем и проявляется фонематический принцип русской графики. Но у графем есть и другие функции. Главная из этих функций состоит в том, что графема может выступать в качестве дифференцирующего, диакритического (греч. diakritikos – различительный) знака вместе с другой графемой, при этом приобретая фонемное значение в составе сочетания. Так, например, в словах лук и люк в обозначении фонем <л> и <л, > участвуют буквы у и ю . Только в сочетании с ними мы можем определить, какая перед нами фонема (<л> или <л, > ), видя же лишь графему л сделать этого не удаётся. Другими словами, можно сказать, что, кроме обозначения фонемы <у>, графемы у и ю несут в себе диакритическое значение, указывая на твёрдость или мягкость предшествующей фонемы (<л> или <л, > ), а фонемное значение ю к тому же зависит от позиции (ср. лью).

Таким образом, можно заключить, что рассматриваемый принцип действует в случаях, когда буква передает не все содержание фонемы (л) или многозначна (ю) . Если же буква однозначна (в любой позиции й передает ), то позиционный принцип не действует.

Это явление в русской графики относят к действию позиционного принципа, который могут называть также слоговым или буквосочетательным. Данный принцип связан с такими особенностями русской графики, как а) графическое обозначение фонемы и б) обозначение твердости – мягкости согласных фонем.

Графическое обозначение фонемы

Передача на письме фонемы в русских словах может осуществляться в зависимости от позиции следующими способами:

й (майка, каравай);

· В начале слова перед гласной или между гласными передаётся совместно со следующей гласной графемами я, ю, е, ё (я рмо, ю жный, мое го, поё т);

· После согласной перед гласной вместе со следующей гласной обозначается я, ю, е, ё, и , перед которыми стоит ъ или ь бъё м, съе зд, вью га, объя тия, чьи) ;

Передача фонемы в заимствованных словах осуществляется следующими способами:

· После гласной перед согласной или на конце слова обозначается буквой й (кай ман, жокей );

· Перед гласной в начале слова и после гласной передается графемой й (й еху, й огурт, й от «название латинской буквы и звука речи», вай я, фой е);

· Осуществляется при помощи сочетания ьо (шиньо н, гильо тина, бульо н), передавая .

Укажем, что для определения наличия фонемы после гласной на месте и требуется специальная проверка, так как графически она не передается и не обосновывается: бои (корень бой -- сочетание <оjи> ), заи скивать (префикс за- и корень иск -- сочетание<аи> ), пои ть (<оjи> ), Каи р (<аи> ), уи кенд <уи> ).


Похожая информация.


2.3 Слоговой принцип русской графики

Кроме привычного значения термина «графика», под ней также мыслится система соотношения между буквами алфавита и звуками речи, которые нельзя смешивать.

Идеальным представляется такое соотношение буквы и звука, при котором каждая буква алфавита обозначает один звук, каждая буква, где бы она ни была употреблена, обозначает один, и тот же звук, а не разные звуки (в алфавите вообще не должно быть букв, которые не имеют звукового значения). Однако отступления от этого принципа наблюдаются во всех языках, в том числе и в русском. На пример, в слове язык 4 буквы, но 5 звуков, т. е. количество звуков превышает количество букв, а в словах тронь и трон буква н передает два разных звука - [н] твердый и [н] мягкий. Буквы ъ и ь вообще никаких звуков не обозначают.

Важнейшим принципом русской графики является ее слоговой характер, или слоговой принцип: в русском языке в качестве графической единицы чтения и письма выступает слог (сочетание согласной и гласной букв), обе части которого взаимообусловлены, так как пишутся и читаются с учетом окружающих их букв.

При выборе буквы для передачи того или иного звука речи необходимо помнить следующее.

1. Одна из двух дублетных букв для обозначения гласных звуков избирается в зависимости от того:

а) твердый или мягкий согласный предшествует гласному в составе обозначаемого слога (ср.: вола - воля, вол - вел, сэр - сер.);

б) начинается ли слог с согласного звука, в том числе с йота (ср.: кяня - Аня, яда - Ада, лето - это).

2. Один из двух общих приемов для обозначения мягкости согласных избирается в зависимости от того, стоит ли мягкий согласный:

а) перед гласным;

б) перед согласным или в конце слова (ср.: земля - земель, земельный).

3. Один из трех общих приемов для обозначения «йота» избирается в зависимости от того, стоит ли он в конце, в начале или в середине обозначаемого слога: бой, боя, бью.

В большинстве случаев, таким образом, обозначается не отдельный звук, а звук в составё слога. Причина такой спаянности и взаимодействия, наблюдающихся в буквенном обозначении согласных и гласных звуков слога, объясняется свойством гласных букв в русском письме: они обозначают гласные звуки и определяют характер предшествующего согласного звука: а, о, у, ы, э указывают на твердость предшествующих согласных, я, ё, ю, и, е - на мягкость этих согласных. В начале слова и после гласных йотированные буквы я, ё, ю, е обозначают соответствующие гласные звуки и предшествующий этим звукам й («йот»): язык, ёж. юг, ел; в других положениях они обозначают только соответствующие гласные звуки: сеять, краёв, мою, поел; й и гласный звук они обозначают после разделительных ъ и ь: съел, вьюга и т. п.

Слоговой принцип проявляется и при чтении написанного. Конкретное звуковое значение буква имеет только в соседстве с другими буквами, т. е. в условиях буквенного обозначения слога или даже двух соседних слогов.

Так, если буквой я обозначается отдельный слог (я-зык, мо-я), она читается как сочетание двух звуков - [йа]. Если буква я входит в слог вместе с предшествующей согласной буквой (мя-чик, вя-лость и т. д.), на ее месте произносится звук [а] (без предшествующего «йота»), а предыдущий согласный произносится мягко. Если в графическом составе слога букве я предшествует согласная буква с ъ и ь (рья-ный, объ-я-тый), я читается как сочетание [йа].

Алгоритмы в системе изучения орфографии в начальных классах

Природу русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: разные типы орфограмм подводятся под действие морфологического, традиционного и других принципов...

Графика и ее возможности в преподавании ИЗО

«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».Дидро (1713 - 1784) История графики как вида искусств насчитывает уже несколько тысяч лет...

Растровый графический редактор -- специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-иллюстраторов...

Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, то есть способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, называется фонетикой. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой...

Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие...

Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

В настоящее время в логопедической работе над произношением детей, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается...

Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

2.1 Методика обследования состояния слоговой структуры слов При отборе языкового материала необходимо соблюдать принцип его доступности для детей с точки зрения семантики и возрастных особенностей произношения...

Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

Речь ребенка, страдающего алалией, изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова...

Наглядные и практические методы на уроке географии

График - это графическое изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Чаще графики используют в экономической географии: с их помощью удобно показывать изменение явлений во времени...

Освоение ребенком звукового строя языка

Л.Б. Есечко показывает, что нарушения слогового состава слова проявляются прежде всего в неправильном воспроизведении слоговой структуры слова - в неумении передать нужное количество слогов . Наблюдаются и более сложные искажения...

Принципы русской орфографии и их реализация в школьных учебниках

В отечественной науке в учении о фонеме и ведущем принципе орфографии сложилось два направления, так называемое, ленинградское, или щербовское (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, А.Н. Гвоздев, Ю.С. Маслов, Л.Л. Буланин, В.Ф. Иванова)...

Формирование навыков письма у младших школьников на уроках английского языка

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л. С. Выготский)...


Русская графика опирается на два основных принципа - фонематический и позиционный.
Суть фонематического принципа русской графики сводится к тому, что буква обозначает не звук, а фонему. Но фонем в русском языке больше, чем букв. Сгладить такое несоответствие помогает другой принцип - пози-
I/ / и \ и
ционный (слоговой, буквосочетательный), который позволяет уточнить звуковое значение буквы посредством другой, следующей за ней.
Позиционный принцип русской графики является ее большим достоинством, так как благодаря ему вдвое сокращается на письме передача твердых и мягких согласных (например, в сербскохорватском языке имеются специальные буквы для обозначения мягких согласных: ж - мягкий л, ш - мягкий н). Позиционный принцип применяется для передачи твердости / мягкости согласных фонем и для обозначения lt;jgt;.
Позиционный принцип для передачи твердости / мягкости согласных фонем реализуется следующим способом:
  1. на конце слова мягкость согласного обозначается мягким согласным, а твердость - пробелом: уголь_- угол_;
  2. мягкость согласного перед твердым согласным передается мягким знаком: вольна - волна;
  3. мягкость и твердость согласного перед гласными различается с помощью этих гласных: однозначные буквы указывают на твердость согласной фонемы, а многозначные гласные - на мягкость: мэр, мор, лук, лак, лыко, но мел, мёл, мил, мял.
Однако позиционный принцип в русской графике выдерживается не всегда.

Еще по теме Принципы русской графики:

  1. 92. Краткие сведения из истории русской графики и орфографии
  2. Вопросы к зачетам и экзаменам по разделам дисциплины «Современный русский язык» Демонстрационные варианты экзаменационных билетов Раздел «Фонетика»

В русском языке в качестве единицы чтения и письма выступает графический слог. Сочетание согласной и гласной букв представляет собой цельный графический элемент, буквосочетание, обе части которого взаимно обусловлены: как гласные, так и согласные буквы пишутся и читаются с учетом соседних букв. Как уже сказано, такой принцип графики называется слоговым. В русском письме представлено две его разновидности.

Первая разновидность написаний, отвечающих слоговому принципу.

Первая разновидность охватывает случаи обозначения дифференциального признака твердости-мягкости согласных фонем.

В русском языке твердые и мягкие согласные фонемы служат для различения слов (ср.: кон и конь, мол и моль ), поэтому необходимо их дифференцированное обозначение на письме. Между тем в русском алфавите нет особых букв для обозначения мягких согласных фонем: так, например, одна и та же буква н употребляется для обозначения твердого согласного /н/ и мягкого согласного /н"/. На дифференциальный признак твердого или мягкого согласного указывает на письме последующая гласная буква, ср., например:пена /п"эна/ и пеня /п"эн"а/ (пеня - особого рода штраф).

Л. В. Щерба отмечал, что возможность обозначения твердых и мягких согласных фонем одной буквой сильно облегчена строем русского языка, в котором они очень часто чередуются друг с другом в разных формах одного и того же слова: стул - на стуле (сту /л/ - на сту /л"/е ), труба - трубе (тру /б/а - тру /б"/е ), сяду - сядешь (ся /д/у - ся /д"/ешь ), сильный - сильнее (силь /н/ый - силь /н"/ее ) и т.д., а также при словопроизводстве: черный - чернить (чер /н/ый - чер /н"/ить ), лиса - лисий (ли /с/а - ли /с"/ий ) и т.п. Во всех этих случаях перемена твердого согласного на соответствующий мягкий создает звуковое видоизменение корней, семантически абсолютно тождественных: сту /л/- и сту /л"/- (в на стуле ), ся /д/- (в сяду ) и ся /д"/- (в сядешь ), чер /н/- (в черный ) и чер /н"/- (в чернить ) 1 .

Твердые и мягкие согласные, поскольку они часто чередуются в пределах одного корня, для большего единообразия письма даже целесообразно обозначить одной буквой.



В русском алфавите, как уже говорилось, имеется два разряда гласных букв, один из которых указывает на то, что предшествующая им согласная буква обозначает соответствующий твердый согласный ("несмягчающие" гласные буквы), а другой на то, что предшествующая им согласная буква обозначает соответствующий мягкий согласный ("смягчающие" гласные буквы). Функции этих двух разрядов гласных букв могут быть представлены в следующей таблице (см. с. 42).

Самым существенным в обозначении мягкости согласных на письме является то, что сочетание согласной и "смягчающей" гласной букв при чтении неразрывно. Для того, чтобы слог ня звучал как /н"а/, буквы н и я должны читаться только вместе, целым слогом (пеня ). Именно гласные буквы при этом обозначают на письме мягкость предшествующего согласного. Графически это можно передать так: я - /"а/ 1 .

Гласные, указывающие на твердость согласного

са (сам )

со (сом )

су (суп )

сэ (сэр )

сы (сын )

Гласные, указывающие на мягкость согласного

ся (вся )

сё (всё )

сю (всю )

се (всё )

си (восвояси )

Обозначение твердости или мягкости согласного последующей гласной буквой и неразрывность сочетания согласной буквы с последующей гласной может быть представлена в такой геометрической схеме:

Согласная буква не обозначает ни твердости, ни мягкости: последние признаки обозначены гласной буквой. Их соединение подобно соединению в пазах.

В русском письме 15 согласных букв, которые могут обозначать соответственно либо твердый, либо мягкий согласный звук. Благодаря первой разновидности слогового принципа русской графики при помощи этих 15-ти букв обозначаются 30 согласных фонем (15 твердых и 15 мягких): /б/ и /б"/, /в/ и /в"/, /г/ и /г"/, /д/ и /д"/ /з/ и /з"/, /к/ и /к"/, /л/ и /л"/, /м/ и /м"/, /н/ и /н"/, /п/ и /п"/ /р/ и /р"/, /с/ и /с"/, /т/ и /т"/, /ф/ и /ф"/, /х/ и /х"/.

Дифференциальный признак мягкости согласного, парного по твердости-мягкости, если он в цепочке фонем находится не перед гласным, обозначается знаком ь : коньки .

Дифференциальный признак твердости в подобных случаях обозначается отсутствием знака ь на конце слов, что называют иногда позицией перед "буквой пробела" 1 (ср.: кон ) и отсутствием знака ь перед следующим твердым согласным (ср.: конка ).

Особое положение в русском письме занимают сочетания согласных букв, обозначающих шипящие и /ц/, с последующими гласными буквами.

После букв ж, ш, ч, ц, щ употребляются не все "несмягчающие" гласные буквы и не все "смягчающие" гласные буквы (это определяется особыми, условными правилами, см. ниже, с. 53). Но главным здесь является то, что независимо от последующей "смягчающей" или "несмягчающей" гласной буквы на месте букв ж, ш, ц, ч, щ произносятся соответственно либо твердые, либо мягкие согласные звуки. Это обусловлено тем, что буквы ж, ш, ц, ч, щ обозначают согласные звуки либо твердые, либо мягкие. Звук /ч/ в русском языке мягкий, звуки /ж/, /ш/ и /ц/ твердые. Парных им по твердости-мягкости звуков как самостоятельных фонем в русском литературном языке нет. Звука /щ/ в русском языке как такового нет. На месте орфографического щ обычно произносится долгий мягкий глухой согласный звук / "/, хотя возможно и произношение /ш"ч/ (см. выше, с. 36). Нам здесь важно то, что на месте буквы щ в литературном русском языке произносятся только мягкие согласные звуки. В этом отношении буква щ стоит в одном ряду с буквой ч . В школьном учебнике в таблице звуков русского языка у знаков /щ/ и /ч/ стоит поэтому справа знак мягкости: /щ"/, /ч"/ 2 .

Вторая разновидность написаний, отвечающих слоговому принципу

Вторая разновидность слогового принципа русской графики касается обозначения согласного звука йот. Наряду с обозначением его буквой й (май, зайка и т.д.), он может быть "запрятан" в гласные буквы, а именно в буквы я /йа/, ю /йу/, е /йэ/, ё /йо/, которые обозначают сочетание /й/ с соответствующими гласными звуками. Такое обозначение двух звуков (согласного и гласного) одной буквой представляет собой элемент слогового письма (когда буква обозначает целый слог), и не является обязательным в письме буквенно-звуковом. Н. Ф. Яковлев, выводя состав букв русского алфавита по своей формуле, отверг подобное употребление букв я, ю, е, ё, считая более последовательным для буквенно-звукового письма обозначать йот "своей" буквой: йад (вместо яд ), йуг (вместо юг ), йэль (вместо ель ), йож (вместо ёж ).

Сочетание согласного /й/ с гласным может обозначать также буква и : семьи /с"им"йи/.

Буквы я, е, ё, ю, и читаются как сочетание йота с соответствующим гласным в трех случаях:

1) в начале слова: яма /йама/, ёжик /йожык/, еда /йэда/, юла /йула/;

2) после гласных: своя /свайа/, своё /свайо/, своей /свайэй/, свою /свайу/, свои /свайи/;

3) после букв ъ и ь в значении разделительных знаков:

объятие

семья

объём

семьёй

объезд

в семье

предъюбилейный

семью

семьи

Буквы ъ и ь в современном русском письме звуков не обозначают. Находясь перед буквами я, ю, е, ё, и , они лишь сигнализируют, что перечисленные буквы следует читать как /йа/, /йу/, /йэ/, /йо/, /йи/.

Особого пояснения требует соотношение между звуком йот, обозначенным гласными буквами я, ю, е, ё, и , и звуком, обозначаемым буквой й .

Буквой й обозначается неосновной оттенок фонемы йот, а именно неслоговой гласный /и/ (май, майка, пойдет ), звучащий в конце закрытого слога. Основной оттенок произносится перед ударным гласным: я́ма /jа́ма/, ёж /joш/, края́ /краjа́/, моя́ /маjа́/ и т.п. Это сонорный согласный. Обычно буквы алфавита обозначают фонемы, представленные в их основных оттенках, в отношении же фонемы йот в русском алфавите допущено исключение: неосновной оттенок имеет "свою" букву, а основной - "запрятан" в гласную букву вместе с соответствующим гласным (я, ю, е, ё ).

Подведем итоги.

Первую и вторую разновидности написаний, отвечающих слоговому принципу графики, объединяет то, что и в том и в другом случае буквы читаются только с учетом соседних букв. В зависимости от "соседа" слева по-разному читаются гласные буквы типа я (ср.: объ я вление и б я зь ), в зависимости от "соседа" справа по-разному читаются согласные буквы типа б (ср.: бал и бязь ). Соответственно и при письме нужно выбирать "соседа" справа, чтобы адекватно обозначить дифференциальный признак твердости или мягкости парного по этому признаку согласного, и "соседа" слева, чтобы гласной буквой типа я обозначить сочетание йота с гласным. Такое системно "спаянное" обозначение звуков - национальная особенность русского письма.

Первая и вторая разновидности слогового принципа имеют "точку пересечения". Это бывает в случаях обозначения йота и последующего гласного буквами я, ю, е, ё, и после согласных: объ я вление, адъ ю тант, съ е л, съ ё мка, воробь и и обозначения теми же буквами мягкости предшествующего согласного: б я зь, д ю ны, с е л, с ё мга, голуб и .

Если не написать разделительный знак, вторая разновидность слогового принципа перейдет в первую. Возникнет грубая ошибка письма и соответственно - чтения: "обявление ", "адютант ", "сел ", "сёмка ", "вороби ".

При обозначении йота и последующего гласного буквами я, ю, е, ё, и в позиции начала слова (или, иначе, как теперь пишут, после буквы пробела) и после гласных "пересечения" не возникает: яма, моя, юг, мою; ель, все, ёж, моё; мои . Перед буквой и в этой позиции йот факультативен, или, что нормативнее, "исчезает".

В рамках действия слогового принципа у согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные звуки, и у гласных букв я, ю, е, ё, и сформировалось по два звуковых значения. Буквы, имеющие два звуковых значения, называются двузначными, буквы, имеющие одно звуковое значение - однозначными.

1 См.: Щерба Л. В. Теория русского письма. Л., 1983. С. 40.

1 Знак "запятая слева выше буквы" (/"а/ и т.д.) показывает, что буква (я и т.д.) обозначает соответствующий гласный звук (/а/ и т.д.) и дифференциальный признак мягкости предшествующего согласного.

1 Моисеев А. И. Звуки и буквы, буквы и цифры... С. 105.

2 В тексте данного пособия знак мягкости при /ч/ не используется как избыточный.

1 Буквосочетания ъи в современном русском письме нет. После приставок на твердый согласный вместо корневого /и/ произносится и пишется ы : обыграть, обызвествление и т.п. В XIX в. буквосочетание ъи еще было (отьискать и т.п.), но ему, в отличие от буквосочетанийъя, ъю, ъе , не было свойственно "йотовое" значение: знак ъ лишь подчеркивал твердость предшествующего согласного звука. После твердых согласных произносится не /и/, а /ы/, буквосочетание ъи имело, таким образом, значение /ы/.

Популярное