» »

План подготовки к стрессовым ситуациям. Как подготовиться к стрессу

16.11.2019

| Психологические основы подготовки к военной службе

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 32
Психологические основы подготовки к военной службе

Слово «солдат» в русском народе всегда ассоциировалось с отвагой, мужеством, мудростью, находчивостью, веселым юмором. Солдат воплощал в себе характер русского народа: глубокую любовь к Отчизне, которую он защищал, не щадя «живота своего» во время войн, веселое лукавство во время отдыха, размеренную готовность к любым непредвиденным обстоятельствам, способность минимальными средствами решать самые сложные жизненные головоломки и разгадывать хитрости врагов.

Наша современность помогает солдату в несении службы при помощи разных технических средств, но в то же время предъявляет к нему большие требования по развитию его умственных, физических и духовных качеств. Во все времена солдат должен был отличаться высоким уровнем выдержки и воли, что необходимо даже в мирное время. Перечень требований к солдату любого рода войск и вида военной службы объемен. Давайте разберемся, почему для любого молодого человека служба в Вооруженных Силах - психологически сложный этап жизни, особенно в наш бурный век технического прогресса и быстрого протекания политических, экономических и социальных процессов.

Призыв на военную службу как стрессовая ситуация

Как показывают многочисленные современные социологические и социально-психологические исследования, для многих молодых людей служба в армии представляется нежелательной, навязываемой. Поэтому в ожидании призыва в Вооруженные Силы они испытывают сегодня различающиеся по силе проявления стрессовые состояния. Эти состояния проявляются по-разному в зависимости от темперамента человека: от подавленности до агрессивности.

В психологии существует такое мнение: то, что хорошо понято и принято индивидом, помогает ему справиться с любой затруднительной ситуацией.

Поэтому давайте сначала разберемся, что такое стресс, хорошо это или плохо, почему в наше время служба в армии, даже само ожидание призыва, для некоторых оказывается стрессом, который они сами не всегда осознают.

Стресс - это не просто нервное напряжение. Многие склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением, а это прежде всего реакция организма на появление угрожающих или неприятных факторов жизненной ситуации. Стресс - не всегда результат повреждения. «Любая нормальная деятельность - игра в шахматы или страстное объяснение - может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда», - пишет Ганс Селье в своей книге «Стресс без дистресса». Дистрессом называют вредоносный или неприятный стресс. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен.

Стресса не нужно избегать. Независимо от того, чем мы заняты или что с нами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора воздействию постоянно меняющихся внешних факторов. Если молодой человек переживает призыв в армию как стрессовую ситуацию (далее мы будем использовать привычный термин «стресс», подразумевая «дистресс»), то, следовательно, в силу недостаточности, неопределенности или даже враждебности информации, а возможно, из-за особенностей своего характера или темперамента, он представляет себе эту ситуацию опасной. В этом случае можно предложить воспользоваться некоторыми практическими советами по подготовке к любому стрессогенному событию или жизненной ситуации.

1. Прежде всего необходима достаточная информация о происходящем.

2. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии до того, как ожидаемые события начались. Не пытайтесь, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения.

3. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций: это одно из условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике и не впадайте в беспомощность.

4. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, - неотъемлемая часть жизни.

5. Помните, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы расслабления (релаксации), с которыми вы уже познакомились в младших классах.

6. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоционально положительные тылы (в семье, среди друзей, старших товарищей), помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие моральную поддержку.

7. Важно научиться распознавать в себе признаки стрессового состояния, а именно:

Невозможность сосредоточиться на чем-то, частые ошибки в делах;
ухудшение памяти;
слишком часто возникающее чувство усталости;
очень быстрая речь;
мысли улетучиваются;
появляются боли в голове, спине, области желудка;
повышенная возбудимость;
любимые занятия не доставляют обычной радости;
потеря чувства юмора;
если вы курите, возрастает количество выкуриваемых сигарет;
появляется желание выпить алкогольные напитки; 
постоянно хочется есть или, наоборот, пропадает аппетит, вообще теряется вкус к еде.


Вопросы

1. Что такое стресс и дистресс, какая между ними разница?

2. Каким образом можно подготовиться к стрессогенному событию или ситуации?

3. Назовите наиболее характерные признаки стрессового состояния.

4. Что нужно делать, чтобы справиться со стрессом? 

Личность и социальная роль военного человека

Готовясь к службе в Вооруженных Силах , желательно глубже разобраться в себе, в психологических механизмах своего поведения.

Известно, что чем сильнее личность (а понятие «личность» не тождественно понятиям «человек», «индивид»; ведь не случайно мы часто говорим, что тот или другой человек состоялся как личность или не состоялся, кого-то называем яркой личностью, а кого-то серой личностью), тем более стойко она переносит всякие житейские неприятности, необычные ситуации и обстоятельства, часто полностью изменяющие ее образ жизни, как, например, переход от гражданской вольной жизни к условиям армейской службы, жестко регламентированной воинскими уставами. Сильная личность - это прежде всего человек с высокоразвитым сознанием, способный на основе своих широких знаний о действительности самостоятельно формировать свое мировоззрение, оценивать значимость событий и самого себя, пересматривать свои потребности, регулировать их, осмысливать мотивы и последствия своих поступков, выискивать значимое «рациональное зерно» в каждом деле и самостоятельно принимать решения о своем общественно полезном поведении в тех «принудительных» обстоятельствах, в которые иногда ставит его жизнь.

С этих позиций служба в армии для каждого молодого человека - это не только предмет его обстоятельных размышлений о долге, чести и совести гражданина России, но и самовоспитание его чувств в этом отношении. Об этом нужно поговорить особо.

Под социальной позицией понимают функциональное место, которое может занимать человек по отношению к другим людям в обществе. Например, в семье вы - сын, брат; в школе - ученик; в техникуме или институте - студент; в больнице - больной; в транспорте - пассажир; в армии - солдат, защитник своей страны и ее граждан. В зависимости от того, в какой социальной позиции вы в этот момент находитесь, вы соответственно и ведете себя, потому что так принято, потому что сама эта позиция диктует вам правила поведения. Если вы с этим не считаетесь, то неизбежны конфликты, потому что люди, по отношению к которым вы занимаете разные позиции, ждут от вас веками выработанного в обществе соответствующего типа поведения, и в случае, когда вы обманываете их ожидания, выражают свое недовольство.

Для социальной позиции характерна прежде всего совокупность прав и обязанностей, которые зафиксированы в соответствующих документах. В армии это военная присяга, уставы, положения, наставления, приказы и т. д. Заняв эту позицию, человек должен выполнять социальную роль, т. е. осуществлять систему действий, которых от него ожидает окружение (в самом воинском коллективе - командиры всех рангов, товарищи по службе, а в обществе - гражданское население). Для того чтобы молодой человек, призванный на военную службу, не испытывал чрезмерных напряжений, связанных со своей новой социальной ролью, не похожей на все предыдущие (сын, ученик, студент, друг и др.), он должен быть заранее хорошо осведомлен о требованиях, предъявляемых социальной позицией и ролью военнослужащего и, образно говоря, врасти в нее, сделать ее частью своей личности.

Для иллюстрации перестройки личности под влиянием новой социальной роли воспользуемся примером, который приводит известный психолог Яков Коломенский в своей книге «Беседы о тайнах психики».

Генуя, 1944 год. Темное время гитлеровской оккупации. В руки гестапо попадает игрок и жулик Бертоне. До войны он восемь раз осуждался за мошенничество, обман, торговлю наркотиками и даже за двоеженство.

Эсэсовский офицер Мюллер обещает Бертоне жизнь и деньги за то, чтобы он сыграл в тюрьме роль крупного деятеля Сопротивления генерала Делла Ровере, убитого в момент высадки на итальянскую территорию.

Бертоне быстро усваивает внешний рисунок роли. По тюремным камерам разносится слух о появлении генерала. И политические заключенные, и надзиратели относятся к Бертоне как к генералу, мужественному борцу за свободу. Бертоне все глубже вживается в роль патриота, и постепенно происходит подлинное перерождение личности. Бывший мошенник и любитель легкой наживы уже не только ведет себя так, как, по мнению окружающих, должен вести себя итальянский генерал, который ненавидит фашистов, он умирает как герой, так и не выдав руководителя Сопротивления... Таким образом, то, что было маской, стало внутренним содержанием личности.

Первые этапы принятия социальной роли военного человека сопровождаются переживаниями, связанными с внешними атрибутами - признаками, символами этой ролевой позиции: значками, формой и экипировкой. Юноша беспокоится, как он будет выглядеть в глазах значимых для него людей. Если эти переживания имеют позитивную эмоциональную окраску (удовольствие, радость, гордость), то на последующих этапах они уступают место тому, что воинская служба становится частью личности солдата.

Но иногда многие проблемы в армии оборачиваются для молодых людей чуть ли не трагедией, поскольку военная служба - один из наиболее сложных и трудных видов человеческой деятельности .

В связи с этим необходимо обладать определенным уровнем знаний о стрессе и дистрессе , а также о своих психологических особенностях: темпераменте (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), направленности своей личности (важно осознать свои потребности, ценности в жизни, идеалы, интересы).

С познания себя начинаются самовоспитание и самоподготовка, которые помогают молодому человеку быстрее и эффективнее адаптироваться в новых для него условиях.

Вопросы

1. Как вы понимаете термин «сильная личность»?

2. Что такое социальная позиция?

3. Какие показатели характеризуют социальную позицию?

4. Каким образом под влиянием новой социальной роли может произойти перестройка личности?

Психологические свойства в структуре личности

Главное ведущее психологическое свойство в структуре личности любого человека - ее направленность, представляющая собой сочетание жизненных целей, мотивов деятельности, поведения и отношений к выбору определенного образа жизни и его активному осуществлению.

Если вы осознали требования общества, в котором вы живете, потребность окружающих вас людей в мирной жизни как свою собственную, а также то, что служба в армии поможет вам стать сильнее, выносливее и физически, и психологически, то тогда у вас появятся внутренняя уверенность и сила, помогающие вам достойно отнестись к службе в армии.

Важный элемент направленности личности - мировоззрение, т. е. система взглядов на окружающую действительность и место человека в ней, а также его отношение ко всему происходящему в природе и обществе, включая армейскую службу.

В военных коллективах, как и во всех остальных, бывают победы и конфликты, достижения и недостатки, сплоченность и межличностная напряженность. Это нормальные явления.

В армейской жизни к тому же неизбежны стрессовые и напряженные состояния, которые мешают не только нести службу, но и просто нормально жить в условиях военной действительности, вызывают озлобление, агрессивные реакции, нередко сохраняющиеся у молодых людей и после увольнения в запас. Молодые люди часто психологически не готовы подчиняться строгой воинской дисциплине и проявлять волевую активность, преодолевая различные трудности. Вот почему, помимо приобретения знаний, важно научиться проводить самоанализ, самонаблюдение и самооценку своих психологических особенностей - познавательных психических процессов (внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, воображения), эмоций и чувств, воли, темперамента, характера, способностей. Если молодой человек тверд в убеждениях относительно важности и необходимости службы в Вооруженных Силах своего Отечества, ему будет значительно легче и интереснее проходить ее.

В наше сложное время мировоззрение большинства молодых людей недостаточно сформировано и противоречиво, оно может включать отрицательные взгляды в отношении воинской службы. Причины этого коренятся не только в объективных трудностях, переживаемых Россией, а следовательно, и ее армией, но и в распространяемых нелепых слухах и искаженной информации об армейской действительности.

Вопросы

1. Что вы понимаете под направленностью личности?

2. Что такое мировоззрение?

3. Как можно охарактеризовать мировоззрение современных молодых людей?

Слухи и искаженная информация

В настоящее время, когда из-за экономических, политических и социальных причин произошло резкое сокращение выпуска многих военных журналов и газет, доступных широкому кругу читателей, люди удовлетворяют свою потребность в информации об армии путем знакомства с сомнительными фактами и различными слухами. Они психологически удовлетворяют информационный голод как самих рассказчиков, так и слушателей. Несколько десятков лет назад на экранах кинотеатров демонстрировалось достаточно много кинофильмов о повседневной жизни солдат и офицеров, на основании которых широкая аудитория могла почерпнуть интересующую их информацию, сегодня же тема армейской жизни довольно однобоко и мрачно представлена в кинофильмах, на экранах телевизоров и на страницах периодической печати.

Как показывают социально-психологические исследования, деятельность по распространению негативных слухов в России вообще и в отношении ее армии в частности была возведена в некоторых странах в ранг государственной политики, а научно-исследовательские работы в этом направлении щедро финансировали. Как пишет американский теоретик психологической войны Пол Лайнбарджер, пропаганда посредством распространения слухов состоит в планомерном их использовании для воздействия на умы и чувства людей с определенной, имеющей общественное значение целью - военной, экономической или политической.

Психологи выделяют несколько типов слухов в соответствии с тем, что в них хотят выразить заинтересованные лица: слухи-желания, слухи-пугала, агрессивные слухи , которые наиболее опасны, потому что порождают подозрительность и сильную игру воображения, ведут к нарушению нормального психологического состояния. В качестве профилактики воздействия слухов на формирование отрицательного мировоззрения молодых людей в отношении военной службы можно рекомендовать им и тем, кто их окружает, вырабатывать у себя критическое отношение к разного рода рассказам, даже если рассказчик ссылается на «достоверные источники».

Нужно иметь в виду некоторые психологические закономерности распространения слухов. Так, сам процесс рассказывания служит для утверждения личности рассказчика. Поэтому, рассказывая, человек (иногда бессознательно) стремится создать у слушателей впечатление, что он имеет источники информации, недоступные для других. Он ассоциирует себя с важными персонами и растет в собственных глазах. Удивление, испуг, восхищение, которые рассказчик может прочесть на лицах слушателей, служат ему дополнительной наградой и стимулом.

Сообщение о том, что информация исходит из надежного источника, придает слуху видимость достоверности, а ссылка на то, что его содержание разделяется большинством, заставляет людей верить ему как факту.

Мотивами для распространения агрессивных слухов нередко служат личное озлобление, враждебные чувства по отношению к чему-либо или кому-либо, например, к тем же военным, от общения с которыми у человека могли сохраниться отрицательные эмоции. Желательно, чтобы молодые люди, получающие любую негативную информацию об армии и службе в Вооруженных Силах, учитывали все это и не спешили с выводами и своими эмоциональными реакциями.

Вопросы

1. Какие типы слухов вы знаете?

2. Какие из слухов наиболее опасны и почему?

3. В чем заключаются психологические закономерности распространения слухов?

4. Какие мотивы для распространения слухов выделяют специалисты?

Трудоголизм, нестабильный режим дня и необходимость существовать в состоянии перманентной неопределённости - неотъемлемая часть жизни деловых людей и причина, по которой они так сильно подвержены стрессу. Исследования Йельского университета показали, что постоянный стресс не только вредит здоровью, но и приводит к дегенерации областей головного мозга, отвечающих за самоконтроль и принятие решений. С одной стороны, лёгкое, кратковременное состояние стресса полезно, оно заставляет нас активнее двигаться и способствует концентрации, с другой - его избыток приводит к потере контроля над ситуацией. H&F разобрался, что можно сделать, чтобы сохранять необходимый баланс.

Представьте, как бы на эту ситуацию отреагировала ваша бабушка. Во-первых, это смешно, а весёлые мысли разряжают обстановку. Во-вторых, обычно с возрастом мы становимся спокойнее, так как мы и так уже через многое прошли, и мало что может заставить нас переживать. Попробуйте применить эту точку зрения к себе. Если ощущение страха не проходит, найдите поблизости ребёнка или кошку - игры с ними позволят расслабиться и посмотреть на мир их глазами.

Ещё один способ подготовиться к стрессовой ситуации - иметь собственные ритуалы. Это может быть ванна перед сном, прогулка с собакой, любимая музыка, которую вы слушаете в перерывах на работе. Оказывается , такие повседневные привычки улучшают способность организма бороться со стрессом, так как позволяют хотя бы небольшую часть своей жизни держать под контролем. Как только вы начинаете волноваться, вспомните, что, что бы ни случилось, вы всё равно сделаете сегодня то же, что и обычно. Это вернёт вас в зону комфорта.

Экстремальной ситуацией может быть экзамен, годовой отчет, переаттестация, медосмотр, собеседование при приеме на работу… Как справиться с запланированным стрессом без щерба для здоровья?

Слово - нашему эксперту, практикующему психологу Илоне Власовой .

Тактика выживания

Вообще-то, вам повезло. Подумайте, сколько людей, гонимых жаждой острых ощущений, которым не хватает адреналина в крови, готовы отправиться на край света, в дебри Амазонки, взобраться на Эльбрус или переправиться по горной бурной реке! На это тратятся большие деньги, отпуска, иной раз калечится здоровье. Вам же достался эдакий «бюджетный» вариант. А чтобы уменьшить негативное влияние стресса на ваш организм, старайтесь:

Побольше спать. Сон не только восстанавливает силы, но и сглаживает последствия стресса. Если из-за чрезмерного напряжения вы не можете заснуть, выпейте полстакана теплой воды с медом и только в крайнем случае примите легкое снотворное, желательно растительного происхождения (успокаивающие травяные чаи из ромашки, мяты и пустырника);

Четко определить, сколько времени вы отводите на работу (подготовку к экзамену), а сколько на отдых. Лучше всего зафиксировать это на бумаге и затем четко придерживаться намеченного распорядка дня;

Отдыхать с умом: сходите погулять в парк, посмотрите интересный фильм (комедию!), послушайте любимую музыку, почитайте любимую книгу, займитесь спортом или сходите в баню, поиграйте с кошкой, собакой;

Следить за питанием. Рекомендации традиционны: побольше овощей и фруктов, как минимум 2 раза в день горячее блюдо и никакого фаст-фуда и еды всухомятку. В период «стрессовой лихорадки» очень полезен магний, который защищает организм от негативных воздействий стресса. Магния много в какао, орехах, фасоли, рыбе. Не увлекайтесь кофе, в больших количествах он угнетающе влияет на нервную систему; заняться аутотренингом. Настройте себя на максимально удачный результат.

Психологи рекомендуют покинуть так называемую «зону стресса», переключиться на новые горизонты. Постарайтесь полностью отвлечься от своей проблемы на время отдыха, когда вы будете гулять или смотреть комедию. А вернувшись, вы поймете, что можете посмотреть на стоящие перед вами задачи уже с другой точки зрения.

Нельзя:

  • заниматься или работать, прихватывая время за счет сна;
  • снимать напряжение алкоголем;
  • принимать психотропные средства без рекомендации врача;
  • загонять внутрь переживания.

Тест

Подвержены ли вы негативному влиянию стресса?

За каждое «да» поставьте себе 1 балл, за каждое «нет» - 0 баллов.

  1. Часто ли у вас возникает чувство собственного бессилия перед судьбой?
  2. Если вы что-то не смогли или не успели сделать, нервничаете ли вы из-за этого?
  3. Часто ли вы делаете то, что хотят другие люди, а не то, что хочется вам лично?
  4. Вы начинаете выяснять отношения с близкими людьми в спокойной обстановке, обдумав то, что хотели сказать?
  5. Если на работе назревает конфликт, вы стараетесь избежать его?

Результаты:

  • 0-2 балла. Вас можно поздравить, редко найдется человек, который может противостоять влиянию стресса так, как вы!
  • 2-4 балла. Стресс может, но не должен влиять на вас. Ваша основная задача - вовремя уходить из «зоны стресса».
  • 4-5 баллов. Вы довольно восприимчивы к стрессу. Старайтесь всегда понять для себя, чем вам грозит стрессовая ситуация.

Оксана Герасименко

: рождение ребенка, свадьба, повышение по службе и другие. Такие позитивные стрессовые ситуации можно заранее предугадать и подготовиться к ожидаемому стрессу. Однако в жизни случаются ситуации, которых мы совершенно не ждем и которые могут возникнуть совершенно внезапно: несчастные случаи, смерть близких, потеря работы, природные явления и другие.

Кроме этого, есть еще стрессовые ситуации, которые провоцируем мы сами своим поведением, принятием или не принятием определенных решений, планированием желаемых ситуаций, вне зависимости от того, позитивны они или нет. Это может быть , переезд в другой город, развод и другие ситуации. Каждая из таких ситуаций, хоть мы ее и запланировали, может вызвать серьезный стресс.

Поэтому человек должен учиться адаптации чтобы хватило сил переживать самые сложные ситуации в жизни и выдерживать любые испытания. Адаптации мы можем научиться самостоятельно, реализуя на практике специальные упражнения. Например, подготовиться к ожидаемому стрессу и предотвратить его негативное воздействие на организм можно соблюдая следующие рекомендации:

  • Собирайте объективную и достоверную информацию о возможных событиях.
  • Продумайте несколько вариантов предотвращения предполагаемых опасностей, а также несколько вариантов их смягчения в случае наступления негативных событий.
  • Не спешите принимать решения когда находитесь в возбужденном состоянии. Сначала — успокойтесь, а уже потом начните собирать факты. Решение будете принимать после того, как окончательно успокоитесь.
  • Старайтесь поддерживать в организме достаточный запас жизненной силы и энергии, чтобы в сложной ситуации воспользоваться ими. Если внутренней силы будет достаточно, организм будет активно сопротивляться стрессу. Если вы пустите ситуацию на самотек, опустите руки, события возьмут над вами верх. Поэтому лучше активно действовать в ситуации стресса, чем позволить стрессу овладеть вами.
  • Серьезные негативные изменения в жизни необходимо философски принимать, зная, что они также неизбежны, как и позитивные перемены. Поэтому, если вы не можете ничего изменить, лучше как можно быстрее принять обстоятельства и приспособиться к ним.
  • Ведите активный образ жизни, работайте, увлекайтесь, общайтесь, занимайтесь спортом. Если у вас есть дело, которое вы любите, вам легче будет пережить любые стрессы.

Каким образом можно предотвратить стресс?

Ваша стрессоустойчивость напрямую зависит от образа жизни, который вы ведете, от ваших отношений с окружающими людьми, от трудового распорядка, питания, физической активности, возможностей высыпаться и отдыхать. Если вы сможете усовершенствовать хотя бы часть этих факторов, вы сможете стать более спокойным и уравновешенным и без лишних эмоций реагировать на проявление стрессовых ситуаций.

Все мы можем влиять на процессы, происходящие в нашем организме, тем самым предотвращая стрессовую реакцию. Для этого можно пользоваться методами релаксации, научиться правильно планировать режим дня, анализировать причины стрессовых ситуаций, которые выбивают вас из колеи.

Как понять и обнаружить нашу реакцию на стресс? На самом деле очень важно для предотвращения стресса научиться выявлять собственную реакцию на стресс. Причем эта реакция у разных людей может значительно отличаться.

Но есть общие предпосылки, которые помогают предотвратить стресс и снизить его развития:

  • Вы должны спокойно относиться к тому, что стрессовые ситуации постепенно могут переходить в периоды активной напряженной деятельности и принимать это состояние;
  • Вы должны нарабатывать методы и способы отстранения от стрессовой ситуации и расслабления тела при сильном напряжении.
  • Старайтесь поддерживать хорошие отношения дома и на работе. Проявляйте взаимное уважение, спокойствие и уравновешенность.
  • Помните, что ваша деятельность и работа должна давать вам не только средства к существованию, но и моральное удовлетворение.
  • Рабочий график необходимо планировать таким образом, чтобы периоды напряженного труда сменялись равновесными периодами спокойствия.
  • Старайтесь заменять положительными эмоциями все негативные переживания.
  • Занимайтесь спортом, посещайте спортивный зал, следите за своим питанием, бросьте курить и выпивать алкогольные напитки.
  • Старайтесь получать удовольствие от ежедневных дел.
  • Нормализуйте свои сексуальные отношения.
  • Не воспринимайте себя слишком серьезно — смотрите на все с юмором.

Стресс - это реакция организма на нервно-психическое напряжение, вызванное чрезвычайной (или стрессовой) ситуацией, позволяющая мобилизовать защитные механизмы. В бытовом понимании под стрессом подразумевают сами психологические, умственные, физические нагрузки, приводящие с сильному внутреннему напряжению. Стрессоустойчивость - это способность организма справляться с этими перегрузками, стрессоустойчивость в себе можно развивать. Последствия стрессовой ситуации бывают двух видов: эустресс (приятный стресс, например, переживания невесты во время свадебной церемонии или ожидание ребенком своего Дня рождения) и дистресс (негативные последствия неприятных переживаний). Даже приятный стресс способен привести к негативным последствиям, вспомните царицу из сказки Пушкина: «восхищенья не снесла и к обедне умерла». Повышение по службе, примирение после ссоры с супругом, и даже летний отдых, во время которого человек лишается привычной необходимости постоянно что-то делать, может стать стрессовой ситуацией. Но больше всего неприятностей доставляет именно дистресс. Список негативных следствий предельной концентрации гормонов стресса огромен: от дегенерации клеток мозга до онкологических заболеваний. Исключить стрессовые ситуации из своей жизни невозможно, но можно научиться эффективно управлять такими ситуациями и правильно строить линию своего поведения.

Копинг-стратегии, как способ борьбы со стрессом

В последнее время все больше распространяется копинг - это специальные поведенческие стратегии, которых следует придерживаться в тех или иных жизненных ситуациях, чтобы противостоять стрессу. Методам психологической защиты или копинг-стратегиям и их применению обучают на специальных тренингах, в последнее время крупными компаниями практикуется обучение своих сотрудников методам противостояния стрессу. Что же представляют собой эти стратегии? В чем их минусы и плюсы?

Копинг-стратегии

Первая стратегия . Она заключается в формировании агрессивной установки по отношению к сложным жизненным ситуациям. Стрессовые ситуации следует воспринимать как вторжение вражеской армии в свою жизнь, и эту армию надо победить или уничтожить. Такая стратегия хорошо работает, когда стрессовую ситуацию создает человек или группа лиц. Например, в случаях мобинга — офисной травли. В таком случае энергия будет иметь четкое направление и стратегия сработает наиболее эффективно.

Минусы: человек, поведение которого выстроено по стратегии агрессии рискует сам «перегнуть палку» и из жертвы превратится в тирана. К тому же, когда ситуация не имеет четкой персонификации противостояние превращается в бой с ветряными мельницами, который изматывает и усиливает стресс.

Вторая стратегия — удаление от проблемы или дистакнционирование. На ситуацию следует смотреть как бы через стекло, как будто просматриваете киноленту. Такой подход очень эффективен, когда имеешь дело с психологическим вампиризмом. Отстраняясь, мы перестаем реагировать на вампира, как на реальный объект, и тем самым лишаем его энергетической подпитки в виде наших реакций и откликов.

Минус: эту стратегию невозможно применять в качестве реакции например на болезни собственные или близких людей, материальные затруднения и т.п.

Третья стратегия - самоконтроль, жесткий и всесторонний. Любые спонтанные проявления характера или необдуманные действия исключены. Навык тотального самоконтроля бывает неоценимым в форс-мажорах ситуациях: от финансового краха компании до природных катаклизмов. Очень эффективно работает во время ссор и эмоциональных спорах, тот у кого ясная голова и взвешенные суждения имеет неоспоримое преимущество.

Минусы: с помощью самоконтроля трудно противостоять агрессивному натиску оппонента; постоянное подавление своих эмоций также провоцирует проблемы в психоэмоциональной сфере.

Четвертая стратегия. Социальная стратегия, поиск союзников, обращение за помощью к другим людям. Помните фильм «Одиннадцать друзей Оушена»? Вот пример блестящей реализации социальной стратегии для решения сложной жизненной проблемы (ведь перед героем стояла задача не только ограбить казино, но и вернуть любимую женщину!). Терапия социумом помогает справиться с сильным потрясением или горем, например, развод или смерть близкого человека.

Минус: не может использоваться постоянно, потому что в обыденной жизни имеет вид простого перекладывания своих проблем на чужие плечи..

Пятая стратегия. Стратегия принятия ответственности. При современной инфантильности общества навыки этой стратегии поведения будут полезны практически каждому второму. Этот путь учит принимать зрелые, взвешенные решения, признавать свои ошибки и анализировать их с целью извлечения из них опыта.

Минус только один постоянное чувство ответственности за всех и вся - неимоверный прессинг, выдержать который не каждому под силу. Это прямой путь к развитию неврозов и депрессий.

Шестая стратегия. Плановое решение проблемы. В любой ситуации вырабатывается четкий план действий, это создает ощущение контроля над проблемой.

Минус состоит в том, что довольно часто проблема находится вне пределов возможностей контроля.

Седьмая стратегия — это стратеги позитивного мышления. Все что не делается, все к лучшему. Любую неприятность можно осмыслить в позитивном ключе, найти в ней высший смысл и потенциал для новых возможностей.

Минусы в преддверии катастрофы надо не смиряться и искать позитивные тенденции, а хотя бы попытаться ее предотвратить.

В крайнем случае, всегда можно применить против стрессовой ситуации метод страуса - голову в песок и во всех смыслах отстраниться от проблемы. Но это вариант во всех отношениях крайний, когда сил ни на что иное больше нет. Таким образом, копинг представляет массу вариантов противостояния стрессовой ситуации, но наиболее эффективно освоить их позволяет психологический тренинг в группе.

Популярное