» »

Могилы знаменитостей на новодевичьем кладбище. Как эрнст неизвестный делал памятник хрущеву Надгробие на могиле хрущева

24.02.2024

Могилы знаменитостей на Новодевичьем кладбище – самом известном и престижном некрополе Москвы – входят в список «must see» экскурсионных и туристических маршрутов по столице России. Погост был основан в конце XIX столетия у южной стены Новодевичьего монастыря. Впоследствии здесь разместились захоронения выдающихся соотечественников, крупных политиков, учёных, людей искусства.

Могила Ельцина и государственные деятели на Новодевичьем кладбище

Борис Ельцин, Первый Президент Российской Федерации, похоронен на участке 6 Новодевичьего кладбища (центральная аллея). На широком надгробии монументальными складками распластался российский триколор из красного порфира, небесно-голубой византийской мозаики и белого мрамора.



Могила Александры Коллонтай, русской революционерки дворянского происхождения, оформлена её скульптурным изображением. Коллонтай стала первой в мире женщиной-министром, затем полномочным представителем СССР в Мексике, Норвегии, Швеции, а в 1944-1945 г.г. - Чрезвычайным и полномочным послом СССР в Королевстве Швеция.

Надгробие Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в 1958-1964 г.г. Никиты Сергеевича Хрущева подтверждает негласное правило, по которому у Кремлёвской стены не хоронили опальных государственных деятелей. Сложная политическая судьба советского руководителя символически отображена в сделанном по заказу сына Хрущёва надгробном памятнике работы Эрнста Неизвестного. Простецкое, вылепленное с максимальным портретным сходством, лицо Первого секретаря окружено, словно угловатым скафандром, белой и чёрной вертикальной композицией - верой в светлое коммунистическое будущее и тёмным наследием массовых репрессий.

Андрей Громыко, министр иностранных дел, мистер «нет» советской внешней политики, был последним, кого планировали похоронить у Кремлёвской стены. Тем не менее могилу разместили на Новодевичьем кладбище по завещанию самого Громыко и просьбе его родных.

Монументальный памятник генералу Александру Лебедю, губернатору Красноярского края, погибшему в авиакатастрофе, изображает военачальника сидящим, в парадной форме с полным комплектом орденов.

Виктор Черномырдин, председатель Совета Министров – Правительства Российской Федерации в 1992-1998 г.г., покоится в парной семейной могиле, оформленной памятниками в традиционном русском стиле, с резьбой по чёрному мрамору.




Надгробием Евгения Примакова, разведчика и дипломата, министра иностранных дел, премьер-министра Российской Федерации, стал массивный монолит серого гранита и светлый каменный свиток с текстом стихотворения, которое написал этот выдающийся политик: «Я твёрдо всё решил: быть до конца в упряжке, пока не выдохнусь, пока не упаду. И если станет нестерпимо тяжко, то и тогда с дороги не сойду».

Знаменитые ученые на Новодевичьем кладбище

В Новодевичьем некрополе захоронены мощные мыслители, основатели научных направлений и школ, жившие на редкость плодотворно.

Белоснежный мраморный памятник, закрытый прозрачным защитным футляром, обозначает захоронение русского учёного-космиста, выдающегося минералога Владимира Вернадского, который впервые ввёл термины «биосфера» и «ноосфера». У основания памятника - цитата: «Мы живём в замечательное время, когда человек становится геологической силой, меняющей лик нашей планеты».

Надгробие гениального физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау выполнено Эрнстом Неизвестным. Глыба тёмного гранита с погрудным скульптурным портретом учёного опирается на металлическую колонну, образованную тремя вогнутыми секциями.

Могилу геолога и географа Владимира Обручева отмечает серый гранитный монолит со скульптурно проработанным портретом и символическим изображением геологического молотка, пересечённого писательским пером. Обручев в совершенстве владел искусством эффективного тайм-менеджмента, успешно совмещая интенсивную научную работу с созданием научно-фантастических произведений, в том числе таких объёмных, как «Плутония» и «Земля Санникова».

Знаменитые композиторы на Новодевичьем кладбище

Имена композиторов, похороненных на Новодевичьем кладбище, вошли в историю музыки знаковыми явлениями.

Черная мраморная стела с датами жизни Сергея Прокофьева обозначает место захоронения всемирно известного автора инструментальных концертов, симфоний, семи опер и одиннадцати балетов.

Не менее лаконичен надгробный памятник Дмитрия Шостаковича - одного из самых исполняемых композиторов мира. Его многочисленные произведения оказали заметное влияние на развитие музыкальной культуры человечества.

Неспокойная могила Гоголя. Захоронения литераторов на Новодевичьем

Великий классик Николай Гоголь был захоронен на Даниловском кладбище. В 1931 году, при ликвидации этого монастырского погоста в разгар борьбы с религией, прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. В 1952 году над новой могилой вместо прежнего креста с каменным подножием встал скульптурный памятник с надписью «Великому русскому художнику слова от правительства Советского Союза». В 2009 году надгробие вновь приобрело прежний вид: только камень и только крест.

Находившийся на первоначальной могиле Гоголя особый чёрный камень с бугристой поверхностью, формой напоминающий Голгофу – место распятия Христа, установлен в качестве надгробного знака над захоронением другого мастера слова - Михаила Булгакова.




Новодевичье кладбище в целом стало настоящим пантеоном писателей и поэтов. Здесь под белой стелой в новорусском стиле покоится Антон Чехов. Урна с прахом неистового футуриста, пролетарского поэта Владимира Маяковского погребена под массивной плитой тёмно-серого гранита. Над могилой творца новых слов, «Председателя земного шара» Велимира Хлебникова уложено древнее изваяние из киргизских степей. Надгробие интеллектуального символиста Валерия Брюсова, искавшего вдохновения на стыке науки и поэзии, украшает точный, стилистически выдержанный профильный портрет поэта. Медальон с барельефным профилем обласканного Советской властью Алексея Толстого сопровождают скульптурные изображения персонажей его самых монументальных произведений - романов «Пётр Первый» и «Хождение по мукам». Памятник Александру Фадееву дополняют герои-краснодонцы из «Молодой гвардии». На могиле замечательного поэта Андрея Вознесенского нет скульптур и портретов. Надгробие, изготовленное по его собственному проекту, представляет собой наклонную полированную плоскость из тёмного гранита. По ней словно бы вот-вот скатится крупный каменный шар, который удерживает от стремительного движения вниз по наклонной только небольшое бронзовое распятие.

Стальные руки-крылья, пламенный мотор сердца - творцы и герои

Барельефные и скульптурные портреты отмечают места захоронения выдающихся авиаконструкторов - Павла Сухого (истребители Су), Андрея Туполева (самолёты Ту), Семёна Лавочкина (истребители ЛаГГ и Ла), Александра Яковлева (истребители Як).

На Новодевичьем похоронен полярный лётчик Анатолий Ляпидевский, первым получивший звание Героя Советского Союза, и маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин - ас-истребитель, один из самых результативных пилотов Великой Отечественной войны.

Космос. Земля. Океан

Над могилой космонавта №2 Германа Титова установлен его скульптурный портрет с орлом. «Орёл» был позывным Титова в сеансах радиосвязи с Землёй. Захороненный на Новодевичьем лётчик-космонавт, лётчик-испытатель Георгий Береговой, пилотировавший корабль «Союз-3», первое звание Героя Советского Союза получил во время Великой Отечественной войны.

Космическая тема отображена на эксклюзивном надгробии Юрия Сенкевича, который в течение 30 лет был бессменным телеведущим «Клуб кинопутешествий». Сенкевич занимался медицинской подготовкой космических и высокоширотных экспедиций, принимал участие в океанских плаваниях на папирусных лодках «Ра» и «Тигрис» по приглашению Тура Хейердала. На надгробии эти путешествия представлены скульптурной волной с тростниковым судном под прямым парусом.

Акт четвёртый, последний и вечный

Жизнь, как пьеса в трёх действиях - изложение, перипетия и развязка - у людей сцены может иметь действие четвёртое, продолжающееся в памяти последователей и поклонников.

Автор актёрской техники подлинных эмоций, которой следуют уже сотню лет, - Константин Станиславский покоится на Новодевичьем кладбище под красной гранитной плитой. На ней расположена белая вертикальная стела-занавес с эмблемой МХАТ – чайкой, увенчанная большим православным крестом.

На могиле прямого последователя Станиславского, Евгения Вахтангова, установлена бронзовая фигура женщины, печально склонённое лицо которой скрывает накидка.

Место захоронения великой Марии Ермоловой обозначено вазой из тёмного полированного гранита с ниспадающей драпировкой. На тёмном постаменте размещён барельеф-профиль актрисы.

Барельефный профиль актёра уникального дарования, Иннокентия Смоктуновского, запечатлён в круглом медальоне на сером могильном валуне. Бронзовая скульптура Вячеслава Тихонова воспроизводит образ актёра в роли разведчика Штирлица. На могиле Олега Ефремова установлена беломраморная скруглённая стела с барельефным православным крестом. В памятнике Людмилы Гурченко сочетается черный полированный гранит и белоснежный мрамор со скульптурным изображением актрисы в полный рост. Могилу Юрия Яковлева осеняет белый мраморный восьмиконечный крест, оформленный в стиле чеховского надгробия. Великий комик Юрий Никулин навечно запечатлён в бронзе, сидящим на невысоком бордюре-постаменте.



На Новодевичьем кладбище есть множество памятных мест, которые позволяют вспомнить великие голоса России - Шаляпина, Зыкину, Юрия Левитана, целую плеяду художников, выдающихся шахматистов, кинорежиссёров, врачей, педагогов, архитекторов. Этот некрополь с двадцатью пятью тысячами захоронений - настоящая энциклопедия отечественных знаменитостей.

Новодевичье кладбище. Списки знаменитостей

  • Александр Вертинский
  • Людмила Зыкина
  • Елена Образцова
  • Галина Вишневская
  • Клавдия Шульженко
  • Федор Шаляпин
  • Леонид Утесов
  • Юрий Левитан

Чемпионы мира по шахматам

  • Василий Смыслов
  • Михаил Ботвинник

Плеяда художников и знаменитые меценаты

  • Валентин Серов
  • Витольд Бялыницкий-Бируля
  • Исаак Левитан
  • Михаил Нестеров
  • Братья Третьяковы

Актеры

  • Аркадий Райкин
  • Юрий Никулин

Кинорежиссеры

  • Сершгей Эйзенштейн
  • Сергей Бондарчук
  • Эльдар Рязанов

Возможно, вам будет интересно:

Никита Сергеевич Хрущев был самым спорным политиком Советского Союза. Его политическая деятельность при Сталине не отличалась своей жестокостью от деятельности обожаемого им лидера. Однако действия Хрущева после смерти вождя и развенчание его культа были приняты обществом двояко.

Всю свою жизнь Хрущев боролся со сталинизмом его же методами, снял "железный" занавес и сам же раскритиковал увиденное. Яркая политическая карьера обернулась семью годами заточения. Даже могила Хрущева - не в стене Кремля, как у всех знаковых политических лидеров, а на Новодевичьем кладбище.

Биография Хрущева

Никита Сергеевич Хрущев родился в бедной семье крестьянина. С детства он работал, сначала простым шахтером на Донбассе, потом слесарем, позже заместителем директора завода. Его трудоспособность, жизнелюбие и активная жизненная позиция не остались незамеченными.

Он достаточно поздно пришел к власти, в 35 лет поехал учиться в Промышленную академию в Москве. Амбициозный простой мужик понравился вождю народов, дружба с женой Сталина, Надеждой, стала неким политическим лифтом для него. Хрущев был верным коммунистом, с безоговорочной решимостью шел на все, что предлагала в те годы политика Сталина.

В роли простого советского трудяги он неожиданно для всех оказался совсем близко к безграничной власти. После смерти Сталина он также неожиданно для всех стал новым лидером Страны Советов. Глупый Хрущев оказался сильным политическим противником, смелым манипулятором и хитрым политиком.

Противоречивая личность

Политика нового председателя партии была противоречивой. Он пытался построить коммунизм, но не коммунистическими методами. Освободил репрессированных, но продолжал арестовывать невиновных. Он боролся за сельское хозяйство, сажая кукурузу в непригодных для выращивания местах. Пытался обеспечить все население квартирами, затеяв масштабную стройку, но не рассчитал финансовых затрат на качество этих квартир. Ввязался в борьбу с Америкой, признавая ее силу. Он построил "Берлинскую стену", а в политике рушил стены между Россией и Западом. Презирал капиталистов и стремился дать своему народу возможность жить, как они. Он был злым и милосердным, шутом и хитрым манипулятором. Никто не воспринимал его всерьез, а он взял и на 11 лет стал безграничным лидером огромной страны.

Надгробие над могилой Н.С. Хрущева очень точно выражает эту противоречивую натуру своего обладателя.

Похороны

Как и его жизнь после правления, была окутана тайной. Он умер 11 сентября 1971 года в Кунцевской больнице. Через два дня его тайно похоронят на Новодевичьем кладбище. Могила Хрущева будет окружена солдатами, не пропускающими никого "лишнего" проститься с бывшим лидером. Ни одного официального лица не будет на похоронах, только родственники и близкие друзья. Не будет также митинга в Москве, которым прежде были удостоены все советские и партийные лидеры. Небольшой некролог в газете, без фотографии и лишних слов, без подписей членов политбюро мало кто заметит.

Могила Хрущева

Похоронили бывшего лидера Советского Союза на Новодевичьем кладбище по указу Брежнева. Организацию похорон взяла на себя специальная комиссия в Кремле. Несмотря на то что смерть и похороны бывшего генсека старались не афишировать, а кладбище было оцеплено солдатами, было немало желающих попасть на мероприятие.

Могила Хрущева была не раз осквернена. Было много противников его политических решений. После кладбище сделали закрытым. Тогда на могилу Хрущева несли цветы бывшие жертвы сталинских репрессий, которых он освободил, как только получил высокий пост. Никогда не забудут о нем и его многочисленные родственники. У Никиты Сергеевича осталось четверо детей.

Памятник Э. Неизвестного

Памятник на могиле Хрущева был установлен только в 1975 году. Хотя эскиз мемориала по просьбе сына был сделан советским скульптором Эрнстом Неизвестным значительно раньше. Власти не разрешали его установить. И только после многочисленных просьб и звонков высокопоставленным лицам родственникам наконец удалось добиться разрешения на его возведение.

Сам памятник выполнен из двух мраморных плит нестандартной формы. Плиты из белого и черного мрамора на могиле Хрущева стоят напротив друг друга. Они олицетворяют черное сталинское время и светлое будущей хрущевской оттепели. Но композицию можно также рассмотреть как две стороны противоречивой личности Никиты Сергеевича. В центре на нас смотрит добродушная бронзовая голова Хрущева.

Рядом с могилой Хрущева находится также могила его сына, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Заключение

Никита Сергеевич Хрущев прожил долгую и в целом счастливую жизнь. Он прошел сложный политический путь и видел жизнь с разных сторон. Выросший в нищете и вкусивший все плоды безграничной власти, он остался верен своим идеалам и всегда пытался помочь простому русскому мужику. Переживая черное сталинское время, он верил, что сможет создать светлое коммунистическое будущее, где все люди будут сыты, на столе всегда будет вдоволь еды, а у каждой семьи будет свой собственный дом.

Памятник на могиле Н.С. Хрущева в полной мере отражает эти две стороны неоднозначного лидера. Э. Неизвестный, как никто, сумел разглядеть в буйном противнике современного авангарда самого настоящего новатора смелых идей. Когда-то в пух и прах разгромивший выставку Э. Неизвестного, Хрущев даже не предполагал, что именно тот сумеет навсегда так точно запечатлеть в мраморе и бронзе своего неоднозначного обидчика.

Среди выдающихся скульпторов мира достойное место занимает Эрнст Неизвестный. Скульптуры, фото которых можно увидеть во всех учебниках по искусству 20 века, предают необычный взгляд на мир. Произведения Неизвестного всегда узнаваемы и производят яркое впечатление своей экспрессией и витальностью. Жизнь художника была непростой, но он смог сохранить свою индивидуальность, юмор и оптимизм до самого конца своих дней.

Вехи биографии

Родился Эрнст Неизвестный 9 апреля 1925 года в Свердловске. Родители, врач и поэтесса, были репрессированы в 30-х годах. Талант мальчика проявился очень рано, он в детстве посещал художественную школу, а в 17 лет поступил в школу при Академии художеств. В годы Второй мировой войны Эрнст пошел добровольцем на фронт и, пройдя обучение, отправился служить в воздушно-десантных войсках. В 1945 году был сильно ранен и отправлен на лечение. За тот бой, в котором он получил ранение, Неизвестного представили к званию Героя Советского Союза. Но из-за фамилии произошла путаница, и 28 лет наградная комиссия не могла найти Эрнста. Как раз в это время у Неизвестного случился прямой конфликт с Хрущевым на тему искусства, и звания Героя художнику так и не дали, заменив его После войны Неизвестный получает образование в Рижской Академии художеств, в Институте им. Сурикова, на философском факультете МГУ. К середине 1950 годов Эрнст Иосифович становится заметным художником, нонконформистом. В 1962 году он принимает участие в выставке современного искусства, разгромленной Н. С. Хрущевым. С этого времени работать в СССР Неизвестному становится трудно, и в 1976 году он эмигрирует, сначала в Швейцарию и затем в США, где и проживет большую часть своей жизни. После перестройки Эрнст Иосифович часто бывал в России. Его работы находятся в частных и музейных собраниях на родине и во многих странах мира. Неизвестный был несколько раз женат, у него осталась дочь. В возрасте 88 лет он перенес сложнейшую операцию и еще несколько лет продолжал творить и жить по полной. Умер художник 9 августа 2016 года в Нью-Йорке.

Творческий путь

С конца 50-х годов Неизвестный активно работает и экспериментирует. В первую очередь он реализуется как скульптор. Но с 70-х годов он много времени уделяет графике, иллюстрируя литературные произведения, в частности, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. В СССР у Неизвестного успело пройти всего две выставки, после этого он подвергался притеснениям за свое стремление к авангардизму. С 1965 года он активно участвует в выставках на Западе. До отъезда за границу Эрнст успел создать в СССР 850 различных произведений. А после эмиграции Неизвестный становится постоянным участником различных художественных событий в разных странах мира. Ему всегда была свойственна очень высокая продуктивность работы. Скульптуры Эрнста Неизвестного приобретают большую популярность, он быстро становится настоящей знаменитостью. После перестройки художник вновь активно начал работать на родине. С конца 20 века Неизвестный воспринимался во всем мире как живой классик, мэтр.

Авторский стиль Эрнста Неизвестного

Уже в ранних своих проявлял новаторство. Скульптуры Эрнста Неизвестного соединят в себе глубокий символизм и мощный экспрессионизм. Он является родоначальником новой скульптуры 20 века. Его творения - это универсальные метафоры с глубочайшим философским смыслом, не напрасно некоторые критики, пытаясь определить его стиль, называли работы Неизвестного «интеллектуальной скульптурой». В своем зрелом творчестве Эрнст Иосифович чаще всего обращается к человеческому телу, пытаясь соединить его с миром артефактов, художник называл это «второй природой». Основной темой его творчества является гуманизм, именно трагичность человеческой жизни, ее смысл более всего занимали Неизвестного на протяжении всей жизни. Он постоянно обращался к предельным человеческим проблемам, его интересовали наивысшие проявления человеческого духа. Чертами его авторского стиля исследователи называют крупномасштабность, выразительную деформацию изображения, высокую степень обобщенности образа.

Самые известные скульптуры Эрнста Неизвестного

Творческое наследие Эрнста Неизвестного огромно, до настоящего времени никто не взялся подсчитать, сколько же произведений создал мастер. Он всегда отличался большой работоспособностью, поэтому существует очень большое количество его творений. К наиболее известным его работам относят: памятник Н. Хрущеву, монументальные скульптуры «Древо жизни» и «Орфей», композиция «Прометей и дети мира», монумент «Цветок лотоса», скульптурные портреты А. Тарковского и Д. Шостаковича, религиозное произведение «Сердце Христа», скульптура «Золотое дитя» в Одессе, монумент «Возрождение». Этот перечень совсем неполный, так как творений у художника было немало. не только является предметом коллекционирования, но часто она становится частью человеческой среды. Многие современные монументалисты создавали специально работы для разных городов, также часто работал и Эрнст Неизвестный. Скульптуры в Москве устанавливались уже в период перестройки и в основном являются частью зрелого творчества мастера. Так, в столице России можно увидеть такие монументы художника, как «Древо жизни», «Возрождение», надгробие Н. Хрущева.

Орфей

Двухметровая скульптура «Орфей» Эрнста Неизвестного была создана в 1962 году. Оригинал хранится в мастерской художника в Нью-Йорке. Эскизы к этой работе были использованы для создания призовой статуэтки Фигурка имеет внушительный вес - 8,5 кг, и в точности повторяет образ своего «большого прародителя». Идея создания скульптуры пришла к художнику после того, как Хрущев разгромил его творения на художественной выставке. В образе поэта с разорванной грудью, играющего «на струнах своей души», безусловно, Эрнст Иосифович передавал собственные переживания того времени.

Древо жизни

Глобальные, общечеловеческие проблемы всегда интересуют больших художников, таких как Эрнст Неизвестный. Скульптуры «Древо жизни» и «Прометей и дети мира», созданные по сюжетам мифов, посвящены универсальным вопросам бытия, добра и зла. В «Древе жизни» автор обращается не только к библейским мотивам, но и символика других религий, а также элементы островных верований. В скульптуре можно увидеть лица людей всех времен, от Адама и Евы до Юрия Гагарина. Венцом всей композиции не напрасно является сердце человека как символ жизни и чувствования. Неизвестный работал над этим творением более 50 лет. Сегодня скульптура стоит в Москве, и ее может рассмотреть любой человек.

Памятник Хрущеву

Примером неожиданных жизненных поворотов может считаться скульптура Хрущева. Эрнст Неизвестный в 1960 годах, после того как Хрущев разнес в пух и прах его творения, назвав работы Неизвестного «дегенеративным искусством», не мог продать ни одной работы. За 15 лет он продал всего 4 работы, не мог получить государственных заказов, работал грузчиком. Поэтому к Хрущеву у Неизвестного было объяснимое негативное отношение. Однако, когда после смерти Никиты Сергеевича, его родственники обратились с просьбой сделать надгробный памятник, скульптор согласился. Он создал композицию, которая метафорически передавала идею борьбы и единства противоположностей, света и тьмы. Работа стоит на на Новодевичьем кладбище.

Маска скорби

Эрнст Неизвестный, скульптуры которого можно увидеть в лучших музеях мира, часто в своем творчестве обращался к теме несвободы тела и духа. В течение нескольких лет он работал над проектом монумента памяти жертв репрессий в СССР, получившего название «Маска смерти». В аллегорической форме художник передает идею о ханжестве советского политического режима. Он создает символ скорби жен и матерей, которые ждали невинно осужденных. Внутри монумента воссоздана копия тюремной камеры, в которую можно подняться по железной лестнице, как на тюремную вышку. 15-метровый монумент виден почти из любой точки г. Магадана - негласной столицы лагерей советских времен.

Цветок лотоса

Описывая скульптуры Эрнста Неизвестного, нельзя не вспомнить грандиозный монумент «Цветок лотоса» в Египте. Памятник символизировал советско-арабскую дружбу и был установлен возле Асуанской плотины. Это грандиозное 75-метровое сооружение Неизвестный создавал в соавторстве с двумя архитекторами, которые впоследствии пытались занизить роль скульптора в работе над проектом. Так или иначе, именно эскизы Эрнста Иосифовича позволили группе авторов выиграть конкурс на создание монумента. Он и сегодня входит в десятку самых высоких памятников мира. Вся внутренняя поверхность цветка украшена барельефами по рисункам Эрнста Неизвестного.

Сердце Христа

Эрнст Неизвестный, скульптуры которого находятся в лучших коллекциях мира, удостоился чести создать произведение, хранящееся в музее Ватикана. Скульптура «Сердце Христа» - это вариации на тему канонического распятия. Художник создает сложную композицию, в центре которой находится крест, но фигура Христа окружена некоей сущностью, символизирующей боль, страх, крик человека. Произведение хотел приобрести папа римский но скульптор подарил его священнику, и теперь оно украшает музей Ватикана.

Награды и память

Скульптуры Эрнста Неизвестного находятся в разных местах мира. В Нью-Йорке в мастерской художника собрана хорошая коллекция его работ. Интересное собрание есть на родине Эрнста Иосифовича, в Екатеринбурге. Здесь хранятся несколько скульптур и много графики. В шведском городе Уттерсберге есть музей с небольшой, но хорошей коллекцией работ мастера. Но главные произведения художника стоят на улицах городов мира, некоторые размещены на знаменитых кладбищах.

За свою жизнь Эрнст Неизвестный получил немало наград и премий за рубежом. Родина также отдала художнику должное. Он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», орденом Почета, Государственной премией Российской Федерации.

Почему Никиту Хрущева похоронили на Новодевичьем? Разбирался историк Леонид Максименков

45 лет назад советское "коллективное руководство" решало неординарную задачу: как следует хоронить свергнутого первого секретаря ЦК и главу правительства СССР


Леонид Максименков


До него умирали два высших руководителя партии и Советского правительства — Ленин и Сталин. Оба они были забальзамированы и помещены в Мавзолей на Красной площади. Хрущев потом вынул оттуда "отца народов" и перезахоронил Сталина отдельно — за Мавзолеем. Высшее кремлевское руководство столкнулось с неожиданной проблемой: где хоронить скончавшегося?

"Диктатору на пенсии" (по определению Роя Медведева) были положены государственные похороны с соблюдением ритуального протокола. Этот протокол включал: официальное объявление по радио, телевидению и в печати, некролог, образование комиссии по организации похорон, прощание (по прежним прецедентам — в Колонном зале), выбор погоста, выступления на траурной церемонии, взвод почетного караула, залпы, затем увековечение памяти, материальное обеспечение родных...

Соблюдение всех этих этапов печального ритуала — свидетельство политической культуры руководства страны. Международное значение подобных событий также трудно переоценить — лидеры других стран в таких случаях шлют траурные телеграммы. А что делать со смертью опального лидера? Проигнорировать? Но это означало бы усомниться в величии советской власти, которую Хрущев олицетворял 11 лет. Поскольку заготовок не было, ответственные товарищи решали проблему с чистого листа.

Решали новаторски. Начать с того, что причину смерти бывшего советского лидера скрыли не только от граждан, но и от высшей номенклатуры. Лишь сегодня, 45 лет спустя, впервые публикуется официальное заключение о смерти Н.С. Хрущева (см. иллюстрацию). Оно подписано консилиумом во главе с академиком Евгением Чазовым, который долгие годы возглавлял Кремлевку, то есть 4-е Главное управление при Минздраве СССР, и был личным врачом руководителей страны. В документе нет ни слова о "тяжелой и продолжительной болезни", которой якобы страдал покойный. Между тем ссылки на недомогание фигурировали в памятном 64-м, когда Хрущев "попросил" товарищей освободить его от руководства страной "в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья". Как явствует из записки Чазова, Хрущеву требовалась медицинская помощь, но значительно позже — в 1970 и 1971 годах, когда он заканчивал свои мемуары и его вызывали на "допросы". Получалось, что кончину пенсионера ускорили коллеги.

Записку Чазова Брежнев прочитал. И решил не отправлять ее товарищам — документ лег в архив.

Раскол в группе товарищей


Похоронные предложения поручили подготовить секретарю ЦК Петру Демичеву. Коллеги помнили: Хрущев сделал его своим помощником в памятные дни сталинских похорон, а в октябре 1961 года поручил ему выступить на съезде партии с предложением вынести тело Сталина из Мавзолея. Поручение читалось однозначно: теперь Петр Нилович должен доказать лояльность "ленинскому руководству" грамотно организованным прощанием со своим "благодетелем".

Вот предложения Демичева:

"В связи с кончиной Хрущева Н.С. вносим предложение поручить провести похороны партийному комитету при Секретариате ЦК КПСС и Управлению делами ЦК КПСС.

Для прощания родных с покойным в тот же день в 10 часов утра установить гроб с телом Хрущева в траурном зале Центральной клинической больницы IV Главного управления Минздрава СССР.

"Партийный комитет партийной организации при Секретариате ЦК КПСС с глубоким прискорбием извещает, что 11 сентября 1971 года после тяжелой продолжительной болезни скончался член КПСС с 1918 года, персональный пенсионер Никита Сергеевич Хрущев и выражает глубокое соболезнование семье покойного".

Расходы по похоронам принять на счет партийного бюджета.

11 сентября 1971 года".

Расшифруем: прощание предлагалось организовывать в ритуальном зале при больнице; некролога не только с фотографией, но даже без оной не предполагалось. Непосвященные вообще не поняли бы, кого хоронят. Пособие семье в размере двухмесячной пенсии на организацию поминок не предусмотрено.

Дальше началась аппаратная работа с запиской Демичева. По законам жанра демократического централизма ее нужно было одобрить. Заместитель заведующего Общим отделом (канцелярии) ЦК Клавдий Боголюбов начинает обзванивать товарищей по политбюро. Андрей Кириленко, Арвид Пельше и Петр Шелест — безоговорочно "за". Но потом начинают происходить странные и необычные для плавного движения кремлевского документооборота события.

Председатель Комитета народного контроля Геннадий Воронов предлагает "извещение дать от имени ЦК и Совета министров" (а не от имени парткома при Секретариате ЦК КПСС). Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин идет дальше — зачеркивает Новодевичье кладбище и пишет взамен: "в Кремлевской стене без установленного ритуала". То есть без комиссии по организации похорон, без развернутого некролога с фотографией и подписями членов политбюро, без выступлений на трибуне Мавзолея. Но — в Кремлевской стене. Кроме того, Косыгин предложил добавить в извещении о кончине "бывший первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР".

К "особым мнениям" присоединяется и председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Он фиксирует на бумаге: "Считаю целесообразным похоронить в Кремлевской стене без установленного ритуала с добавкой в извещении и гроб с телом может быть выставлен в клубе ЦК 10/IX-71". То есть не в режимном морге при закрытой больнице, а в святая святых — на Старой площади. Значит, транспортное движение нужно будет перекрывать и кортеж с мигалками предоставлять.

Что же получалось? А получалось, что в триумвирате созданного после свержения Хрущева коллективного руководства (Брежнев, Косыгин, Подгорный) именно по вопросу о Хрущеве никакого единства не было. Тишь да гладь единодушных мнений и кулуарных единогласных решений рушилась на глазах. Оказывалось, что по основополагающему вопросу советской политической культуры — о том, как и где хоронить свергнутого лидера, в Кремле намечался раскол.

Эту, по сути дела, сформировавшуюся "оппозиционную группу" поддерживает и первый заместитель премьера Дмитрий Полянский. Свое предложение он излагает в виде формального проекта для голосования:

"1. Было бы целесообразно сделать кремацию и урну с прахом Н.С. Хрущева захоронить в Кремлевской стене.

2. В сообщении о смерти надо указать, что он был первым секретарем ЦК КПСС и председателем Совета Министров СССР".

Бунт принимает форму законотворчества.

Ведь как происходило в цековской практике? Если один товарищ предлагал добавить запятую, это скрупулезно фиксировали. Если другой товарищ советовал убрать восклицательный знак, то прислушивались и к этому мнению. Третий считал нужным переписать лозунг-призыв к 1 Мая и вместо "братский народ Болгарии" сказать "народ братской Болгарии", товарищи и с этим соглашались. А теперь чуть ли не половина политбюро устроила демарш по основному вопросу византийской природы власти, который даже обсуждению не подлежал: свергнутый властитель вычеркивается из истории. Навсегда. Это — закон. Точка.

С усопшим Хрущевым, однако, точка никак не выходила: товарищи Брежнев, Кириленко, Пельше и Шелест сочли возможным проголосовать по телефону, а их верные соратники, зная об этом, не согласились. И зафиксировали это на бумаге, внесли формальное контрпредложение.

Что можно было предпринять в подобной ситуации? Богатый аппаратный опыт подсказывал ответ: голосования не допускать, немедленно объявлять первую бумагу недействительной и начинать по новой. Нет бумаги — нет проблемы.

Так и поступили. Товарища Демичева от составления новой дорожной карты похорон отстраняют (через три года он будет отправлен руководить культурой в должности министра). Ждут один день. А 12 сентября появляется новая бумага — фактический меморандум секретарей ЦК и московского городского партийного главы Виктора Гришина. Решено: текст извещения дать от имени ЦК и Совмина, указать высшие партийно-правительственные должности усопшего персонального пенсионера, но — никакой Стены.

В личном деле Хрущева сохранился экземпляр Михаила Суслова со следами его вдумчивой работы. Именно он решает эту головоломку. Для солидности привлекает к голосованию кандидатов в члены политбюро и секретарей ЦК. Суслов в итоге и загасил фронду.

Николай Подгорный признает свое поражение:

"Я согласен со второй частью, что извещение будет опубликовано от ЦК и Совмина. По первой части — относительно места захоронения — я давал вчера замечания. Но раз все проголосовали за, то, как говорят, один в поле не воин".

Сказалась ли эта история потом на политической биографии "диссидентов" из политбюро? Судите сами: Воронов будет смещен через два года, Полянский через пять отправлен послом в Японию, Подгорного годом позже уберут с поста председателя Президиума Верховного Совета СССР. А отправленному на пенсию Алексею Николаевичу Косыгину фронду помянут на его же похоронах — ему откажут в прощании в Колонном зале Дома союзов...

Неудобный покойник


На этом, впрочем, "неудобства", связанные с кончиной Никиты Сергеевича, для номенклатурной верхушки не закончились — в Кремль потекли соболезнования. Разумеется, из-за рубежа. И не по партийной линии. У коммунистов всех стран с дисциплиной и инстинктом политической целесообразности всегда было все в порядке. К тому же до сведения "руководства друзей" по дипломатическим каналам в доверительном порядке было доведено, что скорбеть по Хрущеву не нужно. Но Хрущев ведь был премьером, и для глав иностранных правительств это было существенным. В обращениях в Кремль его именовали "Его Превосходительством".

Клерки в Общем отделе согласно инструкции предложили разослать иностранные телеграммы вкруговую для ознакомления членов политбюро и министра Громыко. Но опять вмешивается Суслов и дает указание "не рассылать". С учетом известного раскола в высшем руководстве по хрущевскому вопросу телеграммы иностранных лидеров могли дать дополнительные аргументы в пользу цивилизованного отношения к лидеру сверхдержавы, который во всем мире ассоциировался с десталинизацией и полетом первого человека в космос.

Прощание предлагалось организовывать в ритуальном зале при больнице; некролога не только с фотографией, но даже без оной не предполагалось. Непосвященные вообще не поняли бы, кого хоронят

Через полтора месяца после кончины Никиты Сергеевича Совет министров делает очередной формальный шаг в реализации похоронного ритуала: постановлением N 773 от 22 октября 1971 года предписано "установить Кухарчук Нине Петровне персональную пенсию в размере 200 рублей в месяц пожизненно".

Молодым выдвиженцам эта фамилия была незнакома. Бюрократы старшего поколения помнили, что Кухарчук — это Нина Петровна Хрущева. Ее прикрепляют к Первой поликлинике Четвертого главного управления при Минздраве СССР. То есть к Кремлевской больнице. "Предоставить ей право пользования столовой лечебного питания". Это — распределитель дефицитных продуктов. Еще решено дать "небольшую дачу и право пользования легковой автомашиной по вызову (в пределах определенного количества часов)". Важным был и пункт четвертый постановления: "4. Разрешить Управлению делами Совета министров СССР израсходовать до 2 тысяч рублей на сооружение надгробия на могиле Хрущева Н.С.".

И тут случился новый сюрприз: семья решила, что Никита Сергеевич достоин не типовой мраморной плиты ценою в 2 тысячи рублей, а настоящего памятника. И скульптора нашла сама — так в саге об увековечении появляется Эрнст Неизвестный.

Поскольку Хозяйственное управление Совмина курирует "диссидент" Косыгин, его ведомство идет семье Хрущева навстречу: художественный фонд СССР утверждает проект памятника, затем вопрос передается в управление бытового и коммунального обслуживания Мосгорисполкома, 2 тысячи рублей превращаются в пять. Впрочем, все это не отменяло высший контроль (в политбюро рассматривали чертежи и вносили поправки) и неусыпное око инстанций, прежде всего искусствоведов с Лубянки.

СПРАВКА

По имеющимся в КГБ оперативным данным, несколько месяцев назад к скульптору Эрнсту НЕИЗВЕСТНОМУ обратился С.Н. ХРУЩЕВ с просьбой от имени семьи о создании памятника Н.С. ХРУЩЕВУ... Э. НЕИЗВЕСТНЫЙ предполагает сделать на памятнике надпись: "ХРУЩЕВ" без инициалов. Такого рода надпись как бы превращает надгробие из памятника конкретному лицу в памятник, символизирующий определенную эпоху, и перекликается с имеющейся надписью на Мавзолее".

Ознакомившись с донесением КГБ, заведующий Общим отделом ЦК Константин Черненко пишет своему начальнику:

"Леонид Ильич! Может быть, следует поручить т. Павлову Г.С. посмотреть поближе, что за проект памятника готовится, тем более, что в свое время поручалось Управлению делами принять участие в решении этих вопросов" (Павлов — управделами ЦК. В дни ГКЧП он выбросится из окна своей квартиры.— "О" ).

Справка выносится на обсуждение политбюро и становится основой для решения, которое было оформлено как сверхсекретное,— принято без занесения в протокол. Оформленная таким же образом судьбоносная директива о вводе войск в Афганистан принималась так же и была обозначена "К положению в А.". Так же без занесения в протокол возник "Памятник Х.": "Поручить проявить интерес к подготовке памятника Х.".

Интерес к "подготовке памятника Х." был проявлен действительно нешуточный. В "соответствии с обменом мнениями, состоявшимся на заседании политбюро ЦК КПСС", надпись "Хрущев" была отвергнута — чтоб никаких ассоциаций с Лениным. Инстанция постановила писать на камне: "Никита Сергеевич Хрущев", а еще даты рождения и смерти.

Открытие памятника задержится на полтора года после утвержденного политбюро срока и также пройдет под чутким руководством и контролем органов. По поручению Суслова краткий отчет Юрия Андропова о мероприятии будет разослан в качестве обязательного материала для чтения высшему руководству. В том числе из-за высказываний Евгения Евтушенко:

"Через некоторое время направилась к выходу и остальная группа вместе с Е. Евтушенко, который, обращаясь к иностранцам на английском языке, сказал примерно следующее: "Самое существенное и главное в памятнике это две плиты, черная и белая, которые олицетворяют борьбу "светлых" и "темных" сил в человеке. Борьбу "добра и зла" в каждом из нас, и особенно в Н.С. Хрущеве, так как он был выше всех нас и поэтому особенно видимым для остальных. Памятник этот создал русский скульптор Э. Неизвестный, которого Н.С. Хрущев неоднократно критиковал за "абстракционизм". И вот теперь после смерти наступило искупление, примирение между ними..."". К донесению прикреплено немало черно-белых фотографий, зафиксированных оперативной техникой.

Вскоре в Кремле осознают свою ошибку, отказавшись хоронить Хрущева в особом порядке в Кремлевской стене: Новодевичье кладбище стало местом массового паломничества — люди приходили посмотреть на ставший знаменитым памятник, многие несли цветы. В итоге власти (формально решением МГК и Моссовета) закрыли сюда доступ для "посторонних лиц" на много лет вперед...
Популярное