» »

Штурм Сапун-Горы (диорама). Мемориальный комплекс «Сапун-гора Сапун гора является символом героизма советских

02.03.2024

Диорама под названием "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." является филиалом Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. Она находится в 12 км от центральной части города.

Как работает Диорама (Севастополь)? Как добраться до нее?

Объект находится на Сапун-горе. Добраться до памятника можно автобусом от График работы: ежедневно с 9:00 до 17:00, кроме понедельника. Касса открыта до 16:30. В период с июля по август, когда тысячи туристов едут в Севастополь, Диорама, фото которой представлено в статье, работает без выходных с 9:00 до 17:30. Приобрести билет в кассе можно до 17:00.

События исторической давности

1941-1942 гг. - время, когда проходила героическая Город был освобожден в мае 1944 г. На Сапун-горе развернулись ожесточенные бои. До сих пор это место хранит исторический ландшафт тех событий. Даже сегодня здесь отчетливо различаются следы вырытых солдатами окопов и траншей, долговременных оборонительных точек, глубокие воронки от бомб и снарядов, покрытые зеленью свежей травы. На Сапун-горе нашли свое пристанище многочисленные памятники и обелиски, входящие в состав Мемориального комплекса национального значения, посвященного событиям Великой Отечественной. Первые памятники в честь освободителей Севастополя были установлены здесь военными архитекторами и строителями еще весной 1944 г. По просьбе ветеранов к 15-летнему юбилею со дня освобождения города от гитлеровских захватчиков был создан живописный монумент - диорама. Оборона Севастополя - показатель мужества и отваги советских воинов. Память об этом останется в отечественной истории навсегда.

Создание композиции

Ответственное задание по написанию живописного полотна получила московская студия военных художников им. М.Б. Грекова. Исполнительные работы начались в 1958 г. творческой группой П.Т. Мальцева, в состав которой также входили Н.С. Присекин и Г.И. Марченко. Для создания реалистичного произведения мастера изобразительного искусства встречались с участниками сражений на Сапун-горе, внимательно изучали события тех времен, делали многочисленные наброски, эскизы и зарисовки местности. На создание образного холста размером 5,5 х 25,2 м и переднего предметного плана общей площадью 83 кв. м. художникам потребовалось 7 месяцев.

Диорама (Севастополь) была торжественно открыта 4-го ноября 1959-го г. Она стала первой композицией столь крупного размера, над которой когда-либо ранее работали советские мастера изобразительного искусства. Ее авторы стремились с максимальной полнотой передать реалистичность описываемых событий. Для этого фигуры людей были написаны в натуральный человеческий рост, а передний предметный план составлен из подлинного снаряжения, обмундирования, оружия, частей инженерных сооружений, собранных с поля боя. На полотне диорамы изображены подвиги реальных солдат, участвовавших в защите Севастополя. Чтобы передать их портретное сходство, художники использовали в работе документальные фотографии. Им также позировали натурщики со схожей внешностью или даже сами герои отгремевшей войны.

Мемориальный комплекс

Диорама (Севастополь) размещена в здании на самой вершине Сапун-горы, именно там, где происходили описываемые ею события. С балкона, расположенного на внешней стороне здания, посетителям открывается уже знакомый вид местности, запечатленный художниками на полотне. На первом этаже, до знакомства с живописной композицией, взору посетителей представлена уникальная музейная экспозиция под названием "Севастополь в годы ВОВ".

Рядом со зданием можно увидеть еще одну важную составляющую мемориального комплекса. Здесь посетители увидят открытую экспозицию военной техники, участвовавшей в реальных боях. Диорама (Севастополь) окружена танками, морской и полевой артиллерией, зенитными и самоходными установками, а также знаменитыми гвардейскими минометами "Катюша". Доминантой памятного комплекса "Сапун-гора" считается Обелиск Славы 28-метровой высоты, у подножия которого с 1970 г. непрестанно горит

Картина "Оборона Севастополя"

В военное и послевоенное время было создано множество произведений в честь победы над фашизмом, увековечивших память о погибших солдатах. Диорама (Севастополь) является одним из крупнейших мемориальных комплексов, посвященных событиям 1941-1945 годов. Многие художники также изображали на своих полотнах фрагменты той страшной войны.

Выдающийся живописец Александр Александрович Дейнека писал: "Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радость, но и гнев". Именно такими чувствами - глубокой ненавистью и гневом к врагу - дышат его картины "Оборона Севастополя" и "На окраинах Москвы", написанные в период ВОВ. Это является полной противоположностью его раннему творчеству, проникнутому воодушевлением, торжественной радостью за успех советского прогресса техники, верой в здоровый дух в здоровом теле и полным ощущением мира. "Оборона Севастополя" - знаменитое произведение А.А. Дейнеки, написанное в Москве в 1942 г. В настоящее время полотно представлена в русском музее в г. Санкт-Петербурге.

Исторические сведения

Исходя из исторических данных, можно предположить, что на картине А.А. Дейнека изображает события Севастополя осени 1941 г., поскольку именно в этот год в период с 30 октября по 21 ноября гитлеровцами был осуществлен первый штурм города. Сначала бои велись на дальних путях подхода к Севастополю, а со 2 ноября началась атака оборонительной крепости. И поскольку в городе уже не осталось, защиту Севастополя взяли на себя морская пехота Черноморского флота, отдельные подразделения с использованием огневой поддержки кораблей. В бою принимали участие и береговые батареи.

Изображенные события

За время Великой Отечественной немецкой армией предпринималось 3 попытки взять Севастополь. Последняя битва за этот город завершилась 9 июля 1942 г. И несмотря на то что картина, изображенная А.А. Дейнекой, не является реально достоверной, на набережной г. Севастополя развертывались сотни подобных боев. Автор сумел передать солдатский героизм, изобразив на полотне великий подвиг морских пехотинцев, которые пожертвовали собственной жизнью ради защиты города.

Описание

Создавая полотно "Оборона Севастополя", художник будто повествует зрителям печальную, жестокую историю. В ней он описывает бой, развернувшийся на набережной, в котором советские моряки заслоняют подступ к городу вражескому отряду. Вдали виднеются руины некогда стоявших домов, кругом пылает огонь. На первом плане картины изображен раненый матрос, кидающий связку гранат. Его лицо решительно и бесстрашно, руки резко вытянуты в стороны, ноги широко расставлены. Поза матроса олицетворяет собой всю неприступность, самоотверженность и готовность любой ценой остановить врага.

Чтобы придать картине реалистичность, А.А. Дейнека изобразил центральную фигуру солдата со смещением в левый угол, оставив тем самым пространство для полета гранат. Исполненный величия матрос совершает последний отчаянный бросок, придавая всей композиции энергичность и драматизм. Для передачи грозности и напора надвигающихся вражеских войск автор использует специальный прием - торчащие клинковые штыки от винтовок.

Неслучайно художник изображает лежащего фашиста у ног солдата несоразмерно маленьким по сравнению с главным героем картины. Таким образом Дейнека говорит о слабости и беспомощности врага перед лицом Советской армии. Картина "Оборона Севастополя" - это не просто воспроизведение эпизода военных действий, а прежде всего символичный образ столкновения советских богатырей в белоснежных одеждах с темной, практически безликой массой захватчиков. Полотно Дейнеки, как и работы многих других художников, увековечили память о героях ВОВ, принимавших участие в ожесточенных боях и отдавших жизнь за свободу своей страны.

Сапун – гора (от тюркского «сабун» — мыло, мыльная гора) – 8-километровый отрог Внешней гряды Крымских гор, расположенный в 12 км от центра Севастополя. Возвышаясь над Балаклавской долиной, Сапун-гора является естественной преградой на пути к городу с юго-востока.

Трижды в 233-летней истории города она становилась ареной ожесточенных боев. В Балаклавской долине в период Крымской войны 1853 – 1856 гг. и обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. произошло сражение, в котором была разгромлена британская кавалерийская бригада.

В период обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. по отрогам Сапун-горы проходил один из оборонительных рубежей; она входила в состав 1-го и 2-го секторов Севастопольского оборонительного района. Особенно ожесточенные бои разыгрались здесь в ноябре 1941 г. и в июне 1942 г. За 22 месяца немецко-фашистской оккупации Сапун-гора была превращена в ключевую позицию севастопольского плацдарма 17-й немецкой армии. 7 мая 1944 г. силами пяти дивизий 51-й и Приморской армий 4-го Украинского фронта этот «каменный рубеж» был взят штурмом за 9 часов, что обеспечило освобождение Севастополя к 9 мая 1944 г.

Через год на гребне Сапун-горы воинами-освободителями был открыт военно-полевой музей, который положил начало современному Мемориальному комплексу, являющемуся частью Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя. В 1970 г. на Сапун-горе был зажжен Вечный огонь.

В ансамбль Мемориального комплекса входит и парк, деревья которого высажены в 1950-х – 1960-х гг. севастопольской молодежью.

С момента открытия диорамы Мемориальный комплекс посетило свыше 25 миллионов человек.

Ежегодно в начале мая на его территории силами военно-исторических клубов проводится театрализованная реконструкция эпизода штурма Сапун-горы и музейный праздник «Знамена Победы».

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»


Памятники и мемориальные обозначения

Обелиск Славы воинам – освободителям

В 1944 г. На Сапун-горе был установлен памятник воинам Приморской армии, погибшим при освобождении Севастополя. Архитектор — лейтенант А.Д. Киселёв. В 1960-е гг. реконструирован (архитекторы В.М. Артюхов и В.К. Цаккер): увеличена высота до 28 м, облицован гранитом, помещены плиты с наименованиями частей и соединений 4-го Украинского фронта и Черноморского флота, участвовавших в освобождении города. 9 мая 1970 г. у его подножья зажжён Вечный огонь. Каждые пять минут здесь звучит мелодия песни «Сапун-гора» севастопольского композитора Б.В. Боголепова.

Мемориальные стены

  1. Имена 240 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за освобождение Севастополя. Установлена в 1969 г.
  2. Наименования 118 соединений и частей, удостоенных почетного наименования «Севастопольские» за освобождение города. Установлена в 1974 г.
  3. Наименования 51 соединения и частей, награждённых за освобождение Севастополя орденами Суворова, Красного Знамени и Красной Звезды. Установлена в 1974 г.

Храм-часовня Св. Георгия Победоносца

Открыт в мае 1995 г. к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Архитектор Г.С. Григорянц. Высота храма – 10 метров. Купол венчает ангел с крестом (автор — скульптор протоиерей Н. Доценко). Над входной дверью набрано мозаичное изображение иконы Святого Георгия Победоносца по картону художника Г.Я. Брусенцова.

Памятник воинам 51-й Армии

Установлен в июне 1944 г. инженерным батальоном 51 армии. Реконструирован в 2004 году.

Открытые экспозиции

В открытой экспозиции – образцы боевой техники и вооружения периода Великой Отечественной войны и трофейная немецкая артиллерия.

Экспозиция советской боевой техники и вооружения. Артиллерия

  • 45-мм противотанковая пушка «М-42» образца 1942 г.
  • 57-мм противотанковая пушка «ЗИС-2» образца 1941 – 1943 гг.
  • 76-мм дивизионная пушка «ЗИС-3» образца 1942 г.
  • 122-мм пушка «А-19» образца 1931 – 1937 гг.
  • 152-мм пушка «Бр-2» образца 1935 г.
  • 122-мм гаубица «М-30» образца 1938 г.
  • 152-мм гаубица «Д-1» образца 1943 г.
  • 122-мм полковой миномет «ПМ-120″образца 1941 г.
  • 160-мм казнозарядный дивизионный миномет «МТ-13» образца 1943 г.
  • 37-мм автоматическая зенитная пушка «61-К» образца 1939 г.
  • 85-мм зенитная пушка «52-К» образца 1939 г.

Образцы периода Великой Отечественной войны. Доставлены на Сапун-гору в 1960 – 1980 гг. с военных складов.

  • Торпедный катер проекта 123 «К» («Комсомолец»)
  • Парогазовая торпеда «45-36 НУ» образца 1938-1939 гг.
  • Авиационная магнитная донная мина АМД-1000 образца 1942 г.

Экспозиция советской боевой техники и вооружения. Военно-морская техника

  • Торпедный аппарат «ТТКА-45-1» образца 1927 г.
  • Якорная гальваноударная мина образца 1908-1912 гг.
  • Бомбомет «БМБ-1» с глубинной бомбой «БВ-1»
  • Стереодальномер «ДМ-6»
  • Корпус командно-дальномерного пункта управления артиллерийским огнем
  • Морские пушки 130 мм, 100 мм, 85 мм, 45 мм (7 ед.)
  • 37-мм зенитная автоматическая пушка (2 ед.)
  • 406-мм практический снаряд (для учебный стрельб)
  • 305-мм практический снаряд (3 ед.)
  • 305-мм бронебойный снаряд
  • Гребной винт
  • Якорь кормовой («стоп-анкер»)

Системы ПВО и служебный автомобиль

  • Зенитная автомобильная прожекторная установка «З-15-14» на шасси грузового автомобиля «ЗИС-12»
  • Легковой автомобиль типа «М-1»

Экспозиция советской боевой техники и вооружения. Бронетанковая техника. Артиллерия

Образцы периода Великой Отечественной войны. Доставлены на Сапун-гору в 1960 – 1980 гг. с военных складов.

Танки и самоходные установки

  • Средний танк «Т-4-85» образца 1943 г.
  • Тяжелый танк «ИС-2» («Иосиф Сталин») образца 1943 г.
  • Легкая самоходная артустановка «СУ-76 М» образца 1943 г.
  • Средняя самоходная артустановка «САУ-100» образца 1944 г.
  • Тяжелая самоходная артустановка «ИСУ-122» образца 1944 г.
  • Тяжелая самоходная артустановка «ИСУ-152» образца 1943 г.

Боевые машины

  • Боевая машина реактивной артиллерии «БМ-13-16»
  • Боевая машина реактивной артиллерии «БМ-31-12»

Открытая экспозиция трофейной германской артиллерии

Образцы периода II мировой войны. Орудия данного типа применялись немецкими войсками в боях за Севастополь в 1941 – 1942 гг., 1944 г. Доставлены на Сапун-гору в 1960 г. с военных складов Симферополя и Перми.

  • 105-мм легкая полевая гаубица 18/40 образца 1918-1940 гг. Выпускалась в Германии с 1918 г.
  • 150-мм тяжелая полевая гаубица образца 1918 г. (2 единицы). Выпускалась в Германии в 1918 г. и в 1936 – 1945 гг.
  • 211-мм мортира образца 1918 г.

Величественно возвышается над бухтами белокаменный Севастополь - краснознаменный город-герой, боевой страж русского Черноморья.

Невиданное мужество, отвагу и стойкость проявили советские воины во время героической обороны Севастополя и его освобождения от фашистских захватчиков. Бессмертная боевая слава города увековечена в многочисленных памятниках. Здесь находится всемирно известная панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 годов" - уникальное произведение батальной живописи.

В шести километрах на восток от центра Севастополя, на вершине Сапун-горы, рядом с величественным памятником Славы, возвышается строгое полукруглое здание. Здесь размещена самая большая в мире диорама - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года ". Это крупнейшее произведение современной батальной живописи по праву можно назвать памятником ратному подвигу советских воинов, освободивших Севастополь от гитлеровских захватчиков.

Диорама - особая разновидность изобразительного искусства. Диорама дает возможность раскрыть сложные жанровые темы, широко показать место действия. Обычно диорама состоит из двух элементов: живописного полотна и предметного плана. Основной элемент диорамы, живописное полотно, расположено полукругом. Перед диорамой расположена смотровая площадка. Между живописным полотном и смотровой площадкой расположен предметный план, сюжет которого составляет с картиной одно целое. Такой приём создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.

Другие диорамы, созданные русскими художниками (например, "Альпийский поход Суворова", "Полтавская битва", "Бой на Одерском плацдарме", "Форсирование Днепра войсками Советской Армии", "Волочаевский бой"), - имеют небольшие размеры. В них фигуры людей и предметы меньше их натуральной величины, что приводит к некоторому искажению реальности.

В диораме "Штурм Сапун-горы" впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурального плана - это остатки подлинных немецких оборонительных сооружений, оружие и снаряжение. Впервые стройная композиция одной диорамы охватывает громадный оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота.

Надо сказать, что в диораме воcпроизведены абсолютно достоверные события. Для её создания использовались подлинные документы, отчёты и рапорты командиров частей, наградные документы героев штурма. Много интересных и ценных подробностей рассказали создателям диорамы непосредственные участники освобождения Севастополя.

Штурм Сапун-горы

Развернув одновременное наступление с севера от Перекопа и с востока от Керчи, советские войска гнали гитлеровцев с крымской земли. Противник во что бы то ни стало старался удержать Крым в своих руках. Находившиеся в Крыму 17-я немецкая армия и румынские дивизии, отступая, закрепились в районе Севастополя. Фашистским войскам необходимо было время для обеспечения эвакуации морем. Кроме того, крымская группировка Вермахта, оттягивала на себя часть сил Красной армии, мешая развивать наступление в южном Причерноморье.

На подступах к Севастополю наши войска, подойдя к основному оборонительному рубежу противника, подготовились к решающему штурму.

В полосе наступления, на направлении главного удара, возвышалась Сапун-гора. Крутой восточный склон, отвесные скалы до трех и более метров служили не только естественным препятствием. Они давали возможность противнику создать несколько ярусов оборонительных сооружений, мощных долговременных укреплений и опорных пунктов. К началу мая 1944 года здесь было построено четыре линии траншей, расположенных от основания до гребня горы.

Кроме густой сети траншей и проволочных заграждений, на склоне Сапун-горы было оборудовано значительное количество ДОТов, ДЗОТов и блиндажей. Долина у подножия горы была заминирована.

Утром 7 мая 1944 года войска 51-й и Приморской армий начали совместный штурм укрепленных позиций противника. Части Красной армии перешли в наступление сразу на всём 15-километровом участке фронта - от побережья Чёрного моря под Балаклавой до восточного склона горы Сахарная Головка, недалеко от Инкермана.

Самые напряженные бои развернулись на склоне Сапун-горы, а также на склонах высот Безымянной и Горной, севернее Балаклавы. Враг яростно сопротивлялся.

Но наступательный порыв наших пехотинцев и артиллеристов, моряков и летчиков, танкистов и саперов был неудержимым. Сквозь огненный шквал пробивались наши части к вершине горы. Ценой своей жизни бойцы и матросы отвоевывали траншею за траншеей. Каждый шаг солдата, идущего на штурм, был подвигом.

После взятия Сапун-горы и высот, расположенных вдоль побережья к северу от Балаклавы, путь на Севастополь с восточного и юго-восточного направлений был открыт. 9 мая Севастополь был полностью освобождён от фашистских захватчиков. 12 мая были уничтожены последние немецкие войска, отступившие на мыс Херсонес. Завершился полный разгром вражеских войск в Крыму. Москва салютовала в честь доблестных освободителей Севастополя залпами из 324 орудий.

Диорама

В 1958 году заслуженный деятель искусств РСФСР, член Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Пётр Тарасович Мальцев написал батальное полотно "Штурм Сапун-горы". Картина получила высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советских Вооруженных Сил.

В 1959 году, на основе этой картины, художник создал крупнейшую современную диораму - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года", в которой мастерски решил тему победного наступления под Севастополем. Вместе с П.Т. Мальцевым работали также художники Г. Марченко и Н. Присекин. По проекту архитектора В. Петропавловского было сооружено здание диорамы и выполнено его техническое оборудование.

Диорама на Сапун-горе была открыта 4 ноября 1959 года. Кстати, за прошедшие годы диораму увидели почти 30 миллионов посетителей.

На живописном полотне длиной в 25 метров и высотой в 5,5 метра воспроизведен момент наибольшего боевого напряжения во время прорыва войсками 51-й и Приморской армий основного оборонительного рубежа фашистских укреплений. Это было вечером 7 мая 1944 года.

По всей равнине до берега моря, под прикрытием сильного артиллерийского огня и бомбоштурмовых ударов авиации, на передний рубеж вражеской обороны устремился сквозь лес разрывов танковый поток.

За танками атакует пехота. В воздухе разгорелись бои истребителей. Эскадрильи наших бомбардировщиков летят бомбить укрепления в глубине вражеской обороны. На море наши катера и морская авиация наносят уничтожающие удары по кораблям противника.

Зритель видит легендарных героев освобождения Севастополя, в образах которых художник стремился не только сохранить портретное сходство, но и передать состояние исключительного психологического напряжения в этот решающий период битвы.

Слева виден комсорг батальона Федор Комиссаров, который ведет бойцов на штурм вражеской батареи. Он возглавил роту после гибели командира.

Ближе к зрителю расположена 45-миллиметровая противотанковая пушка, которая прямой наводкой бьет по амбразуре вражеского дота, замаскированного у гребня Сапун-горы. Эта пушка, втянутая на руках воинов к самой вершине Сапун-горы, прошла с победными боями от Сталинграда до Севастополя. Командир орудия комсомолец Н. Галицын, несмотря на тяжелое ранение, остался на своем посту. Орудие наводит бывалый воин, таджик А. Санонов.

Метким огнем из станкового пулемета разит гитлеровцев отважный солдат Кузьма Москаленко. Молодой боец - комсомолец Петухов подносит ему коробки с пулеметными лентами. Тут же храбрый снайпер Н. Морятов берет на прицел гитлеровского офицера, пытавшегося поднять гитлеровцев в контратаку.

В перывых рядах штурмовых групп поднималась на Сапун-гору медицинская сестра комсомолка Евгения Дерюгина. Под ураганным огнем она оказывала первую помощь раненым. Художник сохранил портретное сходство медсестры Дерюгиной и в то же время сумел обобщить в её образе черты бесстрашных санинструкторов Красной армии.

На крышу разрушенного артиллерией вражеского дота прорвались наши разведчики. Впереди с автоматом - командир разведроты лейтенант Михаил Головня. Рядом с пулеметом - бесстрашный разведчик Николай Гунько.

Фрагмент Диорамы. Пулемётчик Москаленко, медсестра Дерюгина, лейтенант Головня.

Отважный советский воин, гвардии рядовой Ашот Маркарян телом прикрыл от вражеской пули своего боевого командира.

На картине запечатлен и бессмертный подвиг сапера старшего сержанта Федора Скорятина. Он подорвал проволочное заграждение и ценой своей жизни дал возможность нашим бойцам продвигаться вперед.

С гранатой в руках атакует вражеский блиндаж гвардии рядовой Илья Поликахин. Тяжело раненный солдат не покинул поля боя и одним из первых прорвался на вершину Сапун-горы. Он был вместе с теми, кто поднял советский флаг над освобожденным Севастополем. За мужество, проявленное в боях, Илья Поликахин удостоин звания Героя Советского Союза.

Правее, рядовой Иван Яцуненко подхватил знамя полка из рук смертельно раненного парторга роты старшего сержанта Евгения Смелковича. Под вражеским огнем пронес Яцуненко победный штурмовой стяг и одним из первых водрузил его на гребне Сапун-горы, за что так же был удостоен звания Героя Советского Союза.

Фрагмент Диорамы. Илья Поликахин с гранатой, знаменосец Иван Яцуненко.

В первых рядах вместе с пехотинцами штурмуют врага моряки - отважные защитники Севастополя в 1941-1942 годах. Перед входом в блиндаж они смело вступают в рукопашную схватку, расчищая путь нашим армейским частям.

В глубине полотна видно, как к амбразуре вражеского дота, расположенного на гребне высоты, на которой действуют наши огнеметчики, бросается лейтенант М. Дзигунский. Он закрыл телом амбразуру и помог своему взводу взять последний опорный пункт.

Ближе к зрителю, старший лейтенант В. Жуков с пистолетом в руке ведет свою роту на штурм последних фашистских укреплений перед гребнем Сапун-горы. За мужество и отвагу, проявленные в этом бою В. Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза. Здесь же видно, как автоматчики из полка К. Яковлева дружным огнем и гранатами ликвидируют попытку вражеской контратаки.

Восьмиметровое расстояние от полотна до смотровой площадки заполняет предметный план. Он усиливает впечатление реальности изображенных событий. Здесь воспроизведена каменистая поверхность склона Сапун-горы, изрытая снарядами и бомбовыми воронками, сооружены натуральной величины вражеские траншеи и ходы сообщения, проволочное заграждение.

На натуральном плане запечатлены подлинные эпизоды рукопашной схватки во вражеском блиндаже, показано, как сдаются в плен фашистские солдаты, захваченные в укрытии. В предметный план вмонтированы и сохраняются как священная реликвия камни Сапун-горы, политые кровью советских воинов.

В монументальной диораме "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года" увековечены подвиги наших славных воинов, а на белокаменном памятнике Славы, что высится на горе, написаны их имена. И каждый, кто приходит сюда, в почтении склоняет голову перед памятью героев, в суровом бою отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

Диорама на Сапун-горе не только одно из самых крупных произведений искусства панорамной живописи. Это мощный источник высоких патриотических чувств - великолепный художественный памятник героическим событиям, которые навсегда останутся в памяти народа.

Сапун-гора. Что посмотреть

После осмотра диорамы и экспозиции музея героической обороны и освобождения Севастополя (здесь собраны документы, карты, оружие, личные вещи защитников и освободителей Севастополя) зрители могут с наружной смотровой площадки видеть сегодняшнюю мирную панораму - цветущую долину с садами и виноградниками на местах былых горячих боев. На площадках вокруг здания диорамы представлена различная боевая техника времён Великой Отечественной войны.

Здание Диорамы и экспозиция бронетанковой техники.

Итак, что же еще можно (и нужно) осмотреть на Сапун-горе.

  • Мемориал Славы и Вечный огонь;
  • Памятник воинам 51-й армии;
  • Экспозиция, посвящённая ВМФ СССР: корабельные орудия, орудия береговой обороны, различное морское оборудование;
  • Торпедный катер типа «Комсомолец» Черноморского флота;
  • Экспозиция артиллерии Красной армии;
  • Экспозиция бронетанковой техники - танки и самоходные орудия;
  • Фрагмент немецкой линии обороны (ниже смотровой площадки): трофейные пушки, остатки окопов, дотов и блиндажей, часть из них реконструирована;
  • Храм-часовня в память воинов, погибших во время Второй обороны Севастополя 1941–1942 годов и при освобождении города в 1944 году.

Диорама "Штурм Сапун-Горы" на карте.

В статье использована информация из очерка Г. В. Терновского

Георгий Владимирович Терновский – видный военачальник, участник Великой Отечественной войны, ветеран советского военно-морского флота.

На флоте с 1934 года. В 1938 году окончил Севастопольское военно-морское училище. С первых войны на фронте. Был одним из руководителей морской обороны Одессы.

Участник советско-японской войны 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом мужество и героизм капитану 3-го ранга Терновскому Георгию Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Как известный военный историк, Георгий Владимирович Терновский участвовал в восстановлении панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя». При создании диорамы «Штурм Сапун-горы» Георгий Владимирович был одним из главных военных консультантов.

Г. В. Терновский награждён орденом Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, 2-мя орденами Красной Звезды, различными медалями. Похоронен на Преображенском воинском кладбище в Москве.

Фотографии Диорамы - Севастопольский информационный портал.

Заглавная фотография - Ф. М. Коган.

Популярное