» »

Разбор анализ и профилактика сестринских ошибок. Ошибки в работе медицинской сестры

15.11.2019

На сегодняшний день в нормативно-правовых актах отсутствует понятие «медицинская ошибка», что дает основание некоторым авторам считать ее внеправовой категорией, и в свою очередь способствует распространению мнения среди медицинского персонала о ненаказуемости за профессиональные ошибки. Это не соответствует современной действительности, так как в ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» предусматривается право медицинских работников на «страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей».

Данное положение свидетельствует о законодательном признании возможности совершения профессиональных ошибок медицинскими работниками, поскольку законодатель выделил критерии медицинской ошибки.

В связи с этим встает актуальный вопрос о законодательном закреплении не только самого понятия «медицинская ошибка», но и разграничения ее от несчастного случая, халатности и причинения смерти по неосторожности, причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, а также гражданско-правовой ответственности медицинских работников за медицинскую ошибку с учетом, как юридических, так и медицинских особенностей .

Было бы совершенно несправедливо говорить, что проблема медицинских ошибок и ответственности за них существует только в нашей стране. Тема медицинских ошибок, выражающаяся в ошибочном диагностировании, лечении и смерти больного, одна из самых актуальных в мире.

Классификация медицинских ошибок

Среди многочисленных и разнообразных классификаций следует различать:

  • · диагностические ошибки,
  • · лечебно-тактические,
  • · лечебно-технические,
  • · организационные,
  • · ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Ошибка бывает:

  • · случайной,
  • · профессионально квалификационной,
  • · должностной (см. приложение 1).

Диагностические ошибки.

С сожалением приходится признать, что в силу различных объективных и особенно субъективных причин разнообразные диагностические ошибки в практической работе хирурга встречаются пока еще не редко. Точный учет этого вида ошибок отсутствует, так как часть их ускользает от регистрации.

Лечебно-тактические ошибки.

Речь идет об ошибках в хирургической тактике (несвоевременное направление больного к хирургу; неправильное определение показаний к операции или неправильный выбор времени для ее производства; неправильное определение способа и объема хирургического вмешательства; выбор метода операции.

Следует отметить, что тактические ошибки нередки в хирургической практике и составляют примерно 20--25% всех хирургических ошибок. Одна из довольно типичных и нередких тактических ошибок заключается в том, что при правильном диагнозе имеет место недооценка общего состояния больного.

Лечебно-технические ошибки.

Эти ошибки не редко наблюдаются среди других допускаемых в практической деятельности хирургов. Сюда относятся, например, ошибки при инструментальных методах исследования, при выполнении оперативного доступа (например, малые разрезы) и при дальнейших манипуляциях на органах и тканях, ошибки при использовании новой хирургической техники (например, сшивающих аппаратов и др.), а также оставление инородных тел в ранах и полостях.

Последние годы все чаще суды делят ответственность за забытые предметы (в брюшной полости) между хирургами и операционными сестрами.

Организационные ошибки.

К ним относится весьма большая группа ошибок, например: недостаточное оснащение и оборудование хирургических учреждений; отсутствие или неполноценность анестезиологической службы; недостаточная квалификация медицинских кадров и неправильная их расстановка; отсутствие круглосуточной готовности хирургического стационара к оказанию неотложной хирургической помощи, задержка с осмотром и операцией у больного, нуждающегося в экстренной помощи.

Ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Нередкой, к сожалению, ошибкой в работе стационарных хирургических учреждений является незнание или несоблюдение медицинским персоналом правил хирургической деонтологии.

Это -- правила поведения всего медицинского персонала, направленные, в частности, на максимальное оберегание психики больных от всяких вредных воздействий, что, по понятным причинам, имеет особенное значение в практике работы именно хирургических отделений (операционный блок). Именно нарушение этих правил является нередкой и грубой ошибкой в поведении персонала хирургических учреждений, ошибкой, чреватой иногда тяжелыми последствиями для течения и исхода заболевания. Посторонние разговоры вести во время операции нельзя; можно сказать лишь кратко то, что необходимо по ходу работы; какие-либо пререкания с оперирующим врачом совершенно недопустимы, так как это может помешать успешному выполнению операции. Все объяснения должны быть отложены до окончания операции.

Данная проблема в области медицины все время оговаривается на страницах печатных изданий.

Особое значение здесь получил юридический аспект вопроса профессиональных ошибок медицинских работников.

Еще в 1837 году Н.И. Пирогов говорил о том, что всякий добросовестный врач должен обнародовать свои ошибки, чтобы дать пример другим, менее опытным врачам. «Записки врача » В.В. Вересаева говорят о тех же проблемах профессиональных ошибок в медицинской практике.

  1. Что ошибки медицинских работников неизбежны, особенно в период обучения.
  2. Что ошибки являются той самой дорогой ценой, которую приходится платить за прогресс в области медицины.

Современный взгляд медицинского работника на ошибки был заложен еще в 1941 году в работе И.В. Давыдовского под названием «Врачебные ошибки ».

  1. Возрастающей активностью развития медицины.
  2. Узкой специализацией медицинского работника, который более не в состоянии учесть все нюансы проблемы.

И.В. Давыдовский достаточно ясно выражался об ответственности за совершенные врачами профессиональные ошибки. Если ошибка была совершена по причине невежества, то работник должен быть отстранен от медицинской практики, в ином случае «незнание не есть преступление».

В дальнейшем судебно-медицинская экспертиза стала определять врачебную ошибку, как «добросовестное заблуждение, исключающее умысел, неосторожность, недобросовестность». Отсюда следует, что профессиональные врачебные ошибки не подлежат уголовной ответственности.

Один из обзоров судебно-медицинских экспертиз предоставляет следующую статистику:

  • 2,5% всех неблагоприятных исходов трактуется как «несчастный случай»
  • 30% (включая летальные исходы) можно расценивать как «врачебную ошибку»

Несчастные случаи – это ситуации, когда медицинские работники действовали безошибочно, но не могли предвидеть и предотвратить возникших осложнений.

Врачебные ошибки – случаи нетипичного хода заболевания, а также случаи ошибок по вине низкой квалификации врача.

Юридическая сторона вопроса вообще не знает терминов «несчастный случай» или «врачебная ошибка».

При рассмотрении медицинских происшествий в судебном порядке учитывается лишь «виновность» или «не виновность» медицинского работника вследствие неквалифицированных действий или бездействия.

«Положение о медицинской небрежности », принятое в 1992 году ВМА, утверждает, что проблема врачебной ошибки не существует, а есть лишь медицинская небрежность. Жалобы со стороны пациентов, почти всегда, вызваны:

  • подменой понятия «право на охрану здоровья», «правом на гарантию здоровья», чего в принципе не может быть;
  • чрезмерным освещением проблем медицины в СМИ, которые порождают потенциальное недоверие к здравоохранению у населения;
  • чрезмерной скоростью развития технологий, сопряженных с явными рисками медицинской практики.
  • медицинской небрежностью, неспособность обеспечить необходимые стандарты лечения, нехватка профессионального мастерства, небрежность, как причина нанесенного больному ущерба;
  • неудачные последствия оказания медицинской помощи, которые не связаны с неумелыми действиями врача.

ВМА считает, что компенсация пациенту за нанесенный ущерб должна гарантироваться в любом случае. Правда, во второй ситуации необходимо еще подобрать источник финансирования, который бы не наносил ущерба медицинским работникам.

Для разрешения претензий между пациентом и медицинским работником ВМА предлагает максимально увеличить народное информирование о возможных неблагоприятных последствиях лечения, не связанных с профессиональной небрежностью.

К примеру, пациент всегда должен быть проинформирован о рисках и шансах на неудачные последствия, которые могут возникнуть после медицинского вмешательства.

На основе полученной информации пациент принимает самостоятельное осознанное решение, за которое и несет всю дальнейшую ответственность.

Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи N 5, 2013 год
Мыльникова И.С.

Старший преподаватель кафедры биоэтики РГМУ


Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок.

Средства массовой информации регулярно сообщают о новых ошибках, допущенных медработниками, в том числе медсестрами, которые привели к тяжелым последствиям для здоровья и жизни пациентов. Чаще всего заключительные слова таких сообщений гласят: "По факту причинения вреда по неосторожности возбуждено уголовное дело", и большинство склонно думать, что медработник (медсестра), совершивший(ая) ошибку, и в самом деле был(а) недостаточно внимателен (внимательна) и проявил(а) халатность. Другими словами, в настоящее время широко распространенным является суждение: "Раз ошибся, значит, виноват и заслуживает наказания". Однако, так ли это?

В настоящей статье мы постараемся выявить объективные причины ошибок медсестер. Сначала речь пойдет о внешних причинах, связанных с условиями труда медсестер, затем - о внутренних причинах, которые связаны с объективными особенностями человеческой психики, которые следует учитывать при подготовке медсестер и при организации их работы.

Организационные недостатки как причины ошибок


Перегрузки и частые отвлечения

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок. Так, ряд европейских исследователей (Malchaire, 1992; Gadbois; 1992, Estrin-Behar, 1990), изучавших работу медсестер в палатных отделениях крупных европейских больниц, на основании своих исследований сделали вывод, что в ходе своей работы медсестры решают большое количество пространственно разбросанных и коротких по времени исполнения задач, испытывая при этом необходимость постоянно отвлекаться на внешние сигналы (телефонные звонки, обращения пациентов, неотложные распоряжения врачей и т.п.) и часто прерывая выполнение задачи.

Так, по данным Estrin-Behar, медсестры десяти хирургических и терапевтических отделений французских больниц, где проходили исследования, выполняли в среднем 320 коротких задания за утреннюю смену (8 часов) и 250 заданий - за ночную смену (12 часов). При этом их действия прерывались в ходе выполнения задания: в утреннюю смену - 78 раз, а в ночную - 28 раз. При этом суммарное время, когда медсестра была занята хождением по отделению, стояла в согнутом положении или с вытянутыми руками, сидела на корточках, составляло почти 70% от общего рабочего времени. За одну смену дневная медсестра проходила около 7 км, а ночная - 5. В этих условиях на непосредственную работу с больным оставалось не более 15-20% рабочего времени.

Открытый, честный, научный анализ причин профессиональных ошибок и упущений в работе - неизменное условие движения вперед, важнейшее средство совершенствования мастерства фельдшеров, медицинских сестёр, воспитания у них высокого профессионального долга перед человеком. Совесть не является сугубо индивидуальным нравственным качеством медработника.

Она тесно связана со всем многообразием моральных норм профессиональных коллективов и общества в целом. Неслучайно мы говорим о совести народа, класса, которая выражает их общественное, а не только личное мнение по тем или другим вопросам жизни общества. Совесть медработника предусматривает глубокое понимание своего общественного долга.

« Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию-задача нравственного воспитания»

Формирование совести начинается в детские годы, в семье, в процессе восприятия хороших поступков и действий родителей и близких, продолжается в школьном коллективе и окончательно завершается в производственной среде, в ходе трудовой деятельности, активного самоанализа собственных поступков и анализа поступков членов коллектива.

Профессиональная совесть среднего медицинского работника формируется в повседневном труде, в тех конкретных условиях, где он выполняет свой долг перед обществом.

Это могут быть:
постель тяжело больного, которому надо своевременно оказать медицинскую помощь, процедурный кабинет, где требуется строгое соблюдение правил асептики и антисептики, операционная с неизбежными физическими и психическими перенапряжениями, здравпункт на промышленном предприятии со своими особыми условиями труда, наконец, полевой стан, где в малоприспособленных условиях надо качественно оказать медицинскую помощь заболевшему труженику. Анализируя и обобщая свой опыт и опыт коллективного труда с его радостями и невзгодами, удачами и ошибками, медицинский работник воспитывает в себе те многочисленные положительные качества, которые выражаются одним емким словом - совесть.

Воспитание совести в каждом медицинском работнике
- одна из важных сторон формирования коммунистической нравственности.

« Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко

ТЕМА: Профилактика сестринских ошибок

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

    Сестринские ошибки: проблемы и виды.

    Культура организации как фактор профилактики сестринских ошибок.

    Способы уменьшения риска осуществления сестринских ошибок:

    Способы перемены отношения к сестринским ошибкам.

    Само- и взаимодиагностика сестринских ошибок.

    Сестринские ошибки: проблемы и виды.

Цель изучения сестринских ошибок – "прежде всего не навреди" – не подчеркивать вину медицинского работника, чтобы наказать, а показать, чтобы их не повторять.

Причины сестринских ошибок:

    Человеку свойственно ошибаться. Поскольку исполнителями всевозможных вмешательств в состояние здоровья пациента являются люди – то ошибки неизбежны.

    Деликатная профессия с большим многообразием подходов и взаимодействий и значительным элементом неопределенности.

Высокое моральное значение медицинской профессии в глазах общества, исключающее право на ошибку.

Классификация сестринских ошибок:

    Нарушения этики.

    Несоблюдение деонтологических принципов ("не навреди", "информированного согласия", "уважения к жизни и достоинству" и др.)

    При осуществлении технических, оперативных и инвазивных вмешательств.

    Фармакологические, фармакогнозические ошибки.

    Особенности морали и нравственности в характере и поведении медсестры.

    Вследствие нарушения внимания.

2. Культура организации как фактор профилактики сестринских ошибок.

В целях уменьшения этических сестринских ошибок целесообразным является развитие культуры управленческого труда.

Рациональное распределение времени не может быть без четкого рабочего графика. Культура содержания рабочего места. Следует считать идеальным такой порядок, при котором на рабочем столе находятся лишь нужные документы.

Культура проведения массовых мероприятий. Это культура проведения совещаний, переговоров и бесед. Культура приема посетителей. Культура работы с документами. Культура речи.

Разработка норматива нагрузки сестер, работающих самостоятельно, необходима для оптимизации работы и сокращения ошибок среднего медицинского персонала.

Создание культуры риска. Сестринская профессия является рискованной из-за положения между пациентом и врачом, а также работы в ночную смену, ее монотонности.

Управление риском – часть контроля качества медицинской помощи. Общество всегда требует качества, обеспечение которого возможно разными способами: обучением технике, контролем исполнения, нивелированием риска медицинского воздействия путем анализа всех "за" и "против".

Сделать само- и взаимоконтроль за своей работой необходимостью, закрепленной в должностной инструкции. Требования само- и взаимоконтроля, изложенные в функциональных (должностных) обязанностях будут выполняться в силу обязательности этого предписания.

Разработка стандартов качества исполнения медицинской услуги. Наличие эталона проведения каких-либо сестринских вмешательств приведет к тому, что любые отклонения от него могут рассматриваться как ошибка. Трудность создания стандартов, обусловленную во многом психологическим негативизмом исполнителей, поможет преодолеть разъяснение.

Ситуация благодарности и комплимента за успешную работу сестры должна чередоваться с умением руководителя указать на ошибки.

3. Способы уменьшения риска осуществления сестринских ошибок:

    Четкая организация работы в бригаде попарно «опытный работник – молодой".

    Комментировать свои действия ("Я иду к Иванову вводить инсулин").

    Развитие устойчивости против стрессов профессии.

    Избегать публичных устных заявлений об ошибках в неподготовленной аудитории.

    Использовать анонимное заявление для узкого круга избранных коллег.

    Конфиденциальность информации о сестринских ошибках обеспечивается системой анонимного контроля сестринской работы сестрой-менеджером с учетом письменных "листков информации об ошибках".

    Сбор, систематизация, группировка сестринских ошибок для выявления тенденций в лечебно-профилактическом учреждении по итогам работы за год.

    Совершенствование профессионального отбора на обучение медицинским специальностям (оперативность действий в экстремальных ситуациях, темперамент, характер и его акцентуации, способность к четкой организации работы).

    Введение штатной должности психолога для оптимизации работы медицинского персонала в целом.

    Наставничество и менторство необходимо использовать как новые формы адаптации специалиста на рабочем месте.

    Мотивация на непрерывное образование сестер.

    Система аттестации на рабочем месте.

Работа в ночные смены должна учитывать время на вхождение в работу и релаксацию после ее завершения. Способами преодоления подобных ошибок являются:

    необходимость ставить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»,

    устно комментировать свои действия по выполнению технической манипуляции;

    обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;

    тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;

    яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами и обязательная таблица-памятка в процедурном, манипуляционном, инъекционном кабинетах на видном месте;

    обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных больного, конкретность назначения;

    никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.

    Способы перемены отношения к сестринским ошибкам.

Принципы рассмотрения сестринских ошибок на коллоквиумах (медицинских обществах, собраниях):

    Помнить, что однообразный труд, а также работа в ночную смену способствуют совершению ошибок.

    Работа в команде медицинского персонала с обязательным само- и взаимоконтролем.

    Не культивировать страх совершения ошибок.

    Не стыдиться ошибок (никто от них не застрахован).

    Доброжелательная атмосфера сотрудничества в коллективе.

    Благородство и доверие. Знаю: могу помочь.

Способы обучения профилактике сестринских ошибок:

Обеспечение доброжелательной атмосферы.

Сестринский коллективизм по обсуждению ошибок за конкретный отрезок времени.

Проведение релаксационного обучения медсестер профилактике ошибок при манипуляциях, подготовке к раздаче и введению медикаментов.

Следовать принципу: повторение – мать учения.

5. Само- и взаимодиагностика сестринских ошибок.

Самодиагностика ошибок при сестринских манипуляциях в условиях страховой медицины обеспечивает:

    смену метода осуществления манипуляции;

    коллективную ответственность за работу в команде медицинского персонала;

    служебную подчиненность докладов руководителю;

    сохранение атмосферы доверия и сотрудничества всего коллектива;

    единый подход к нивелированию последствий сестринских ошибок.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вальчук Э.А., Михалевич П.Н. Организация работы среднего медицинского персонала по этапам оказания медицинской помощи // Совр. пробл. внутренней медицины Тез. докл. Пленума Бел. общества терапевтов, Гомель,-1999.-Ч.1.-С.34-35.

    Здоровье-21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе. ВОЗ: введение // Всемирная организация здравоохранения, Европейское региональное бюро, Копенгаген, -2001.-№5.-39с.

    Матвейчик Т.В., Волченок В.Ф. Формирование программы повышения творческого потенциала (школа творческого роста) //Учеб.-практ. пособ. по тренинг-семинару.Минск.-2002.-43с.

    Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Профилактика сестринских ошибок как резерв улучшения качества медицинских услуг //Медсестра на рубеже ХХI века: Сб. науч. работ. - Гродно, 2002.- С. 193-195.

    Матвейчик Т.В., Иванова В.И., Щавелева М.В. Гулицкая Н.И. Нормативная нагрузка сестринского персонала, работающего самостоятельно. «Вопр. организ. и информ. здравоохр.», 2003.- №3, - С.38-40.

    Положение о комиссиях по врачебной этике учреждения (предприятия) здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь// Медицина, 1999.-№2,-С.3

    Этика / Учебное пособие-Мн.-2002.

    Этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры // Производственный стандарт Утвержден БелООМС 17.05.2002. Протокол №9. Согласован с МЗ 02.09.2002. Вступил в действие с 2002г.

Популярное