» »

Обучение после колледжа – куда поступить? Прикладной бакалавриат в колледже После колледжа - в магистры.

23.01.2024

Прикладной бакалавриат - перспективное решение или рискованный эксперимент? Насколько готовы петербургские ссузы к реализации этой программы? Своими соображениями с журналом ГлавСправ поделился профессор Виталий Иванович Хименко, первый проректор по науке Государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Бакалавриат под вопросом

В новом законе перечислены колледжи, институты и университеты как учебные учреждения, которые будут готовить специалистов с высшим образованием. Против институтов и университетов никаких возражений нет, но когда туда вписали колледжи и сказали, что они будут готовить бакалавров, возникли вопросы…

Формально бакалавриат - это высшее образование. Но у высшего образования есть свои критерии, связанные с аккредитацией образовательных программ. И первое, что бросается в глаза при взгляде на эти аккредитационные показатели, - половина показателей связана с научными исследованиями. К тому же, чтобы вуз стал вузом, в нем должно быть определенное соотношение между профессорами и доцентами, кандидатами и докторами наук, и учитывается квалификация профессорско-педагогического состава.

При нашем университете (ГУАП) есть два замечательных колледжа, но если посмотреть на них, то сразу можно сказать: там нет необходимого соотношения между преподавателями с учеными степенями, которые требуются для реализации высшего образования. Поэтому сразу возникает вопрос, как в колледже можно готовить людей с высшим образованием, когда там нет соответствующих преподавателей, когда колледжи не занимаются научными исследованиями?

К тому же, серьезно встает проблема отсрочки от призыва в армию. Мы в колледже ГУАП эту проблему решили. В университете есть аккредитованный бакалавриат по данному направлению, и мы принимаем административные меры, чтобы студентов групп прикладного бакалавриата не призвали, чтобы довести эксперимент до конца.

Это связано с тем, что пока программы прикладного бакалавриата в вузах не аккредитованы. А это нельзя сделать до первого выпуска. Нужно реализовать полный цикл учебного процесса, довести студентов до выпускных работ, и уже одновременно с выпуском проводить аккредитацию. Если она пройдет чуть позже, тогда выпускники не получат дипломы государственного образца. А таких студентов быстро забирают в военкоматы.

После колледжа - в магистры?

Официально, по окончании прикладного бакалавриата можно идти в магистратуру. Даже после колледжа. Обычно в государственных образовательных стандартах, в том числе и программы прикладного бакалавриата, прописывается траектория, по которой человек может дальше идти.

В этом году впервые колледжи набрали в группы, которые будут реализовывать прикладной бакалавриат. Это единовременный набор. Эксперимент проводится в течение трех лет. И к тому же это эксперимент не финансируется.

Колледж, также выигравший право на бакалавриат - Технический колледж управления и коммерции, с хорошим отделением микроэлектроники и технологическим центром. Третий участник конкурса в Петербурге - Колледж физкультуры и спорта, экономики и технологий.

Но прикладной бакалавриат - это рискованный эксперимент в рамках реформы образования в России и никогда не проводился ранее. Колледжи, выигравшие по конкурсу возможность участия, набирают по одной группе студентов для обучения на уровне прикладного бакалавриата. Такую возможность дали сначала 30 колледжам (весной 2010 года их количество увеличилось до 49 - прим. ред.).

На Факультете непрерывного образования:

  • Настоящее юридическое и экономическое образование.
  • Изучение юридического английского.
  • Параллельное обучение по заочной программе Лондонского университета.
  • Комфортная обстановка, интерьер, WiFi доступ в Интернет.
  • Комплексное питание по льготным ценам.
  • Насыщенная студенческая жизнь.

Оптимальная схема обучения после 9 и 11 классов

Факультет непрерывного образования РГУП (юридический колледж) осуществляет подготовку специалистов по праву (юридическое образование) и экономике (экономическое образование) на базе 9 и 11 классов.

На первой ступени обучения в колледже студенты получают среднее профессиональное образование. Студенты, обучающиеся на международном отделении, дополнительно проходят языковую стажировку в Великобритании.

После окончания первой ступени (юридического или экономического колледжа) студентам факультета выдается государственный диплом Российского государственного университета правосудия о среднем профессиональном юридическом или экономическом образовании.

Затем в рамках факультета студенты переходят на вторую ступень обучения, на которой они учатся по сокращенной программе высшего профессионального юридического или экономического образования в течение 3 лет. Студенты, обучающиеся на международном отделении, параллельно с основным обучением получают международное образование по программе Бакалавра Лондонского университета.

После окончания второй ступени выпускники факультета получают государственный диплом Российского государственного университета правосудия о высшем профессиональном юридическом или экономическом образовании.
Студенты, параллельно обучавшиеся по программе Лондонского университета, дополнительно получают степень Бакалавра Лондонского университета.

Таким образом, по окончании обучения Вы можете получить:

  • Диплом о среднем профессиональном образовании Российского государственного университета правосудия
  • Диплом о высшем профессиональном образовании Российского государственного университета правосудия
  • Международный Диплом Бакалавра Лондонского университета

На сегодняшний день в колледже и по программе высшего образования на факультете непрерывного образования РГУП учатся порядка 1.500 студентов, из которых половина юношей и половина девушек. Занятия со студентами факультета по основным образовательным программам осуществляют преподаватели Университета.

Студенты факультета имеют возможность апробировать свои знания в ходе практики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, органах юстиции, нотариата, адвокатуры, прокуратуры. Они могут в стенах Университета принять участие в международных конференциях, посвященных актуальным вопросам правоприменения, пройти стажировку.

Студентам предоставляется отсрочка от призыва в армию.

Особое внимание уделяется углубленному изучению иностранного языка. Факультет является сертифицированным центром Лондонского университета в России.

Почему стоит пойти в колледж

Мы проанализировали типичные вопросы школьников, сомневающихся в рациональности поступления в колледж, и раскрыли их в

Получив диплом о среднем специальном образовании, большинство выпускников колледжей решают не останавливаться на достигнутом, и посему задаются вполне предсказуемым вопросом: куда поступить после колледжа? Действительно, учеба закончена, и теперь есть два пути продолжения профессиональной карьеры:

Сразу начать работать

Продолжить обучение

Второй путь для многих предпочтительнее, особенно учитывая то обстоятельство, что сегодня можно не просто получать знания в вузе, но и нарабатывать опыт, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Такие формы обучения как:

  • очно-заочная
  • заочная

позволяют начинать путь к карьерным вершинам параллельно с получением .

Итак, высшее образование – мечта и цель для многих вчерашних выпускников средних профессиональных заведений, которые справедливо полагают, что обучение после колледжа откроет для них более желанные перспективы при дальнейшем трудоустройстве, а также позволит повысить свой собственный статус в обществе, в котором быть человеком с законченным высшим образованием по-прежнему считается престижным и почетным.

Какое образование после колледжа?

Итак, ты окончил колледж, и теперь можно официально заявить: у тебя среднее профессиональное образование.

На сегодняшний день учеба после колледжа имеет один путь:

  • поступление на бакалавриат (следующая ступень на лестнице образования).

Для начала определитесь, готовы ли вы продолжать обучение по уже выбранной специальности или хотите попробовать новое направление. Ведь за те 1-2 года, что вы учились в колледже, ситуация на рынке труда могла измениться, как и ваши личные предпочтения при выборе будущей профессии.

Считается, что является идеальной базой для последующего поступления в вуз, и это действительно так, поскольку законченное средне-специальное образование дает будущему студенту вуза не только уверенность в своих силах и знаниях, но и зачастую поблажку при поступлении: в случае, если будет выбрана профильная специальность, обычно бывает достаточно сдать внутренний экзамен, в то время как результаты ЕГЭ – это участь абитуриентов, впервые поступающих в учебное заведение после школы. Тем не менее, стоит иметь в виду, что при выборе непрофильной специальности может потребоваться полноценное прохождение вступительных испытаний – наравне со вчерашними школьниками. Именно поэтому все вопросы о поступлении необходимо адресовать в выбранный вуз и получить консультацию непосредственно в приемной комиссии – как очно, так и по телефону.

Как поступить в вуз после колледжа

Решая для себя вопрос, куда можно поступить после колледжа, стоит определить не только со специальностью, но и с вузом, где выпускники ссузов иногда могут рассчитывать на обучение после колледжа по укороченной программе. К примеру, в случае выбора профильной специальности нередко предоставляются такие возможности как:

Поступление сразу на третий курс

Поступление на курс с меньшим сроком обучения по программе, рассчитанной специально для бывших выпускников колледжей

Кроме того, при некоторых вузах уже существуют колледжи, что значительно упрощает дальнейшее получение высшего образования для тех, кто после школы сделать свой выбор в пользу среднего специального образования.

Задумываясь после окончания колледжа, какое образование получать дальше и нужно ли оно в принципе, вы можете как незамедлительно начать зарабатывать трудовой стаж, так и продолжить обучение, выбрав для себя достойный вуз. Однако знайте, что дальнейшая учеба после колледжа – это зрелое решение, воплотив которое, вы откроете для себя многие перспективы!

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛЛЕДЖ БАКАЛАВР"

Категории

  • Основное общее и среднее общее образование
  • Основное, среднее, начальное и среднее профессиональное образование / Начальное и среднее профессиональное образование

Предполагаемые товары и услуги, согласно ОКПД:

  • Услуги в области среднего (полного) общего образования
  • Услуги в области основного общего образования, предоставляемые школами, лицеями, гимназиями и т.п.
  • Услуги в области основного общего образования
  • Услуги в области среднего (полного) общего образования, получаемого одновременно с начальным профессиональным образованием в средних музыкальных, хореографических, художественных школах, школах искусств и т.п.
  • Услуги в области среднего (полного) общего образования, предоставляемые школами, лицеями, гимназиями и т.п.
  • Услуги в области основного общего образования, получаемого одновременно с начальным профессиональным образованием в средних музыкальных, хореографических, художественных школах, школах искусств и т.п.
  • Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования

Архивная выписка

1027700520671
7719128250
42917008
45263585000
11 декабря 2002 года
Управление МИНИСТЕРСТВА Российской Федерации по налогам и сборам по г. МОСКВЕ
Частная собственность
Частные учреждения
7 800 руб.
Сергеева Татьяна Леонидовна

Мини-справка по УЧ "КОЛЛЕДЖ БАКАЛАВР"

УЧ "КОЛЛЕДЖ БАКАЛАВР" , дата регистрации — 11 декабря 2002 года, регистратор — Управление МИНИСТЕРСТВА Российской Федерации по налогам и сборам по г. МОСКВЕ. Полное официальное наименование — НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛЛЕДЖ БАКАЛАВР" . Юридический адрес : 105215, г. МОСКВА, ул. 13-я ПАРКОВАЯ, д. 27, корп. 4. Основным видом деятельности является: "Основное общее и среднее (полное) общее образование". Компания также зарегистрирована в таких категориях как: "Начальное и среднее профессиональное образование". Генеральный директор — Сергеева Татьяна Леонидовна. Организационно-правовая форма (ОПФ) — частные учреждения. Тип собственности — частная собственность.

Контакты

Другие компании данного региона

"БИЗНЕСТОРГ", ООО
Прочая оптовая торговля
125373, г. МОСКВА, бульвар ЯНА РАЙНИСА, д. 2, корп. 3


Прочая оптовая торговля
127081, г. МОСКВА, пр. ДЕЖНЕВА, д. 38А, стр. 1

"ТРЕЙД КОНСАЛТИНГ", ООО
Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
109316, г. МОСКВА, ул. ТАЛАЛИХИНА, д. 41, стр. 9, пом. I, комн. 12

"КОНСАЛТ ПЛЮС", ООО
Производство общестроительных работ
127254, г. МОСКВА, ОГОРОДНЫЙ пр-д, д. 5, стр. 7

"КРИСМАШ", ЗАО
Прочая оптовая торговля
109428, г. МОСКВА, ул. СТАХАНОВСКАЯ, д. 20, стр. 11А

"БЕСТ КО", ООО
Неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями
117218, г. МОСКВА, ул. КРЖИЖАНОВСКОГО, д. 24/35, корп. 4

"ТОНЖЕТ", ООО
Деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров
103001, г. МОСКВА, ул. САДОВАЯ-КУДРИНСКАЯ, д. 32, стр. 2


Финансовое посредничество, не включенное в другие группировки
107139, г. МОСКВА, ул. САДОВАЯ-СПАССКАЯ, д. 13, стр. 2

"ФЕКСИМА", ЗАО
Деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом
125040, г. МОСКВА, пр-т ЛЕНИНГРАДСКИЙ, д. 8

"КОННЭКТ ЛАЙН", ООО
Деятельность в области электросвязи
109451, г. МОСКВА, ул. БРАТИСЛАВСКАЯ, д. 5


Оптовая торговля топливом
103062, г. МОСКВА, МАКАРЕНКО ул., д. 2/21, стр. 1


Подготовка строительного участка
109144, г. МОСКВА, ул. БРАТИСЛАВСКАЯ, д. 19, корп. 2

"ПРОМСТРОЙПОЛИМЕРЫ", ООО
Деятельность агентов по оптовой торговле строительными материалами
105062, г. МОСКВА, пер. ЛЯЛИН, д. 4, стр. 1


Оптовая торговля пивом
121165, г. МОСКВА, пр-т КУТУЗОВСКИЙ, д. 35, оф. 1

"ЦАРИЦЫНО-ДЕНТ", ООО
Стоматологическая практика
115516, г. МОСКВА, бульвар КАВКАЗСКИЙ, д. 58, стр. 1


Решение проблемы повышения качества обучения напрямую связано с уровнем подготовки педагогических кадров. В системе начального профессионального образования особое место среди педагогических работников занимает мастер профессионального (производственного) обучения - учитель профессии. Именно от него во многом зависит выполнение сложных и ответственных задач по подготовке высококвалифицированных рабочих, которые в настоящее время столь необходимы экономике страны.

Идея организации на базе средних учебных заведений практикоориентированного бакалавриата с выдачей выпускникам дипломов о высшем образовании не новая. Она была высказана еще в 2006 году, однако актуальной стала значительно позже, когда Правительство России поставило перед учреждениями профессионального образования задачу готовить высококвалифицированных рабочих для сферы нанотехнологий. А это само собой привело к вопросу: кто должен обучить профессии столь необходимых сегодняшней промышленности высококлассных рабочих и специалистов в соответствии с требованиями новых технологий?

Формально ответ знают все: преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин и мастера профессионального обучения. Но мало кто рискнет безоговорочно утверждать, что сегодня они уже готовы справиться со столь сложной задачей, ведь до недавнего времени некоторые педагогические работники техникумов и колледжей даже высшего образования не имели. В прошлом году ситуация изменилась: 1 июля было принято новое Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования, в котором сказано, что «к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации».

Конечно же, после этого возникла нехватка мастеров. Охарактеризовать масштаб данной проблемы с помощью цифровых данных невозможно да и не имеет смысла, потому что мастера из-за сравнительно низкой зарплаты работают на полторы, а иногда и две ставки. Ясно, что подобный факт в большей или меньшей степени отрицательно сказывается на качестве подготовки выпускников.

Восполнить недостаток кадров достаточно сложно. Обязанностей у мастера профессионального обучения много. Он должен знать основы педагогики и методики профессионального (производственного) обучения, технологию производства, оборудование, правила его эксплуатации, правила охраны труда и техники безопасности, уметь организовывать работу со студентами, владеть массой практических навыков и рабочими профессиями. В некоторых объявлениях о приеме на работу содержатся и требования к личности. В частности, руководители учебных заведений хотят, чтобы мастер обладал аналитичностью мышления, большим объемом оперативной и долговременной памяти, выдержкой, высокой стрессоустойчивостью и другими неординарными качествами. Класс профессии они определяют как эвристический, то есть творческий.

В соответствии с идеей практикоориентированного бакалавриата справиться с задачей подготовки мастеров, которые будут соответствовать высоким требованиям новых производств и современных работодателей, по силам лишь некоторым из средних учебных заведений, правда, при соблюдении определенных условий. Во-первых, претендовать на подготовку бакалавров смогут только колледжи как образовательные учреждения СПО повышенного типа, реализующие программы не только базового, но и повышенного уровней и обладающие качественным кадровым ресурсом. Во-вторых, претенденты должны иметь статус федерального государственного образовательного учреждения, имеющего лицензию и прошедшего процедуру государственной аккредитации. И, в-третьих, через некоторое время они должны быть преобразованы в автономные учреждения довузовского профессионального образования.

Желающие реализовать идею имеются. Так, например, в Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже в настоящее время уже готовятся к эксперименту по теме «Формирование модели практикоориентированного бакалавриата в федеральных образовательных учреждениях среднего профессионального образования». О том, как видится изнутри проблема, на решение которой направлена экспериментальная деятельность, рассказывает директор колледжа, заслуженный учитель РФ Г.Н. ЖУКОВ. А понятийный аппарат эксперимента и перспективы практикоориентированного бакалавриата разъясняет М.В. НИКИТИН, руководитель Центра развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров Федерального института развития образования, доктор педагогических наук, профессор.

То же самое имеет отношение и к системе среднего профессионального образования, так как подготовка специалистов по техническому профилю требует сегодня наличия квалифицированного рабочего разряда (а то и двух). Но в действительности в колледжах и техникумах мастера производственного обучения ведут только не оцениваемую рабочими разрядами учебную практику в слесарных, токарных и других мастерских, а обучение студентов в период производственной практики осуществляют, как правило, преподаватели специальных дисциплин.

И это только часть проблемы. Сейчас в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования мастер должен иметь высшее образование. Однако современные социально-экономические условия требуют большего: нужно, чтобы профессиональные навыки и умения обучающихся формировались под руководством специалиста, имеющего педагогическое образование, которое включает, наряду с профессиональной (отраслевой), психолого-педагогическую подготовку.

Постараюсь обосновать свое мнение. Формирование профессионализма, личности и гражданственности будущих рабочих должно осуществляться мастером, прошедшим подготовку в системе высшего профессионально-педагогического образования. Подчеркиваю: педагогического! Существующая на сегодняшний день практика этому требованию не соответствует.

Как показывают социальные исследования последних лет, в профессиональных училищах и средних учебных заведениях произошли серьезные изменения контингента обучающихся. Так, возросло количество учащихся, относящихся к группе риска (социально неадаптированные): дети-сироты, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из неблагополучных семей, семей с одним из родителей и т.д. Например, в профессиональных училищах оно по разным оценкам достигает 70-80 процентов и более от общего числа обучающихся. Многие из этого огромного количества социально неадаптированных детей нуждаются не только в подготовке к профессии, но и в коррекционной работе, связанной с адаптацией в социуме, личностно-индивидуальным развитием. На них необходимо оказывать специальное педагогически обоснованное воздействие, направленное на предотвращение различных негативных явлений: наркомании, алкоголизма, курения, противоправного поведения.

Разработка государственных образовательных стандартов СПО 3-го поколения на компетентностной основе, осуществляемая в настоящее время, вряд ли может служить выходом из создавшейся ситуации, так как совместить требования работодателя, социума и возможности обучающегося очень сложно.

Выход из положения в другом. Мастера производственного обучения должны иметь современное образование более высокого уровня. Чтобы они могли его получить, необходимо перейти к бакалавриату. Но не к тому, который сегодня внедряется в профессионально-педагогических университетах и о котором все еще идут дискуссии, а к практикоориентированному, или, как его в большинстве случаев классифицируют, - прикладному бакалавриату.

Бакалавр университетского уровня с педагогическим образованием ориентирован на работу в учебном заведении в качестве преподавателя предметов общепрофессионального и специального цикла. По этой причине основная масса выпускников профессионально-педагогических университетов не работает мастерами. Общероссийские данные показывают, что среди мастеров имеют высшее педагогическое образование около 10 процентов, а среди преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин - более 30 процентов.

В специальной литературе имеются сравнительные характеристики Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО и российской образовательной системы. Из них следует, что практикоориентированные программы вузов неуниверситетского типа (уровень 5 В) в определенной степени соответствуют нашему среднему профессиональному образованию. Они направлены на подготовку к конкретной деятельности и предполагают присвоение младшим специалистам различных квалификаций: «техник», «менеджер», «инженер-техник». Зарубежный опыт показывает, что колледжи как образовательные учреждения СПО повышенного уровня вполне могут готовить по таким программам практикоориентированных бакалавров. Но квалификация специалиста при этом должна измениться с «мастера профессионального обучения» на «прикладного бакалавра профессионального обучения», который будет выполнять обязанности мастера и сможет претендовать на более высокие должности: старший мастер, заведующий учебно-производственными мастерскими, заместитель директора по учебно-производственной работе. Таким образом, будет обеспечена его социально-профессиональная мобильность, а, следовательно, и конкурентоспособность.

В утвержденном Правительством РФ «Комплексе мер развития НПО и СПО» (2006) есть пункт, согласно которому предполагается проведение эксперимента по реализации прикладного бакалавриата как первого уровня высшего профессионального образования на базе учреждений СПО (колледжей) неуниверситетского типа. Кроме того, в 2009 году Правительство России предполагает принять постановление о введении прикладного бакалавриата, направленного на высокотехнологическую подготовку рабочих и техников в профессиональных учебных заведениях среднего звена. Это делается также и в соответствии с реализацией модели «Российское образование - 2020».

Образовательный уровень специалиста нового типа будет приравнен к степени бакалавра в вузах, но квалифицируется как прикладной бакалавриат.

Теоретическое обучение в средних специальных учебных заведениях нового типа должны будут обеспечить преподаватели с учеными степенями и званиями, так что вопросы, связанные с комплектованием штата, снабжением учебной литературой, методическим обеспечением, конечно же, возникнут. Но они решаемые. Кроме того, поскольку прикладной бакалавриат, в отличие от академического (университетского) является, прежде всего, практикоориентированным, педагогам нужно будет изучить все, что требуется от высококвалифицированных рабочих и техников в конкретной отрасли. Уровень педагогических работников (мастеров), практическое обучение, материальная база - все это должно соответствовать друг другу. Вот почему, рассматривая затронутую проблему, мы можем сегодня говорить только о предпосылках диверсификации существующих квалификаций, позволяющих регулировать диапазон специалистов, подготавливаемых для системы НПО. Что к ним относится?

  1. Необходимость повышения качества подготовки специалистов, среди которых мастер производственного обучения имеет особое значение как учитель профессии.
  2. Реализация моделей подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда как в России, так и за рубежом.
  3. Введение с 1 сентября двух уровней высшего профессионального образования: бакалавриата и магистратуры (или подготовки специалиста).
  4. Опыт практикоориентированного бакалавриата в зарубежных колледжах.
  5. Опыт размещения филиалов вузов на базе ряда образовательных учреждений СПО повышенного типа (колледжей) и совместная работа педагогических коллективов.
  6. Наконец, для образовательных учреждений СПО - наличие опыта подготовки младших инженеров в 90-е годы прошлого века.

На базе Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа утверждена экспериментальная площадка Федерального института развития образования. Но на сегодняшний день мы имеем лишь отдельные наработки для проведения эксперимента. В частности, в колледже существует общая программа, которая включает проект инновационной образовательной программы, перечень программно-методических материалов и основные требования к учебно-материальной базе и учебно-материальному обеспечению, требования к педагогическим кадрам.

Реализация программы будет осуществляться в три этапа. Первый предполагает обобщение и систематизацию имеющегося опыта, выявление организационно-педагогических условий реализации практикоориентированного бакалавриата в колледже, построение его модели и разработку основных положений эксперимента. На втором этапе должна осуществляться апробация организационно-педагогических условий и модели практикоориентированного бакалавриата. Третий этап посвящается обобщению полученных экспериментальных результатов и подготовке нормативно-правовых документов по практикоориентированному бакалавриату в средних профессионально-педагогических учреждениях.

Рассмотренные предпосылки и программа реализации практикоориентированного бакалавриата не являются однозначными для всех профессионально-педагогических колледжей и субъектов федерации, что вполне объективно. Но для отдельных учебных заведений среднего профессионально-педагогического образования, где имеется опыт сотрудничества с образовательными учреждениями ВПО, сегодня вполне приемлемо проведение эксперимента по реализации практикоориентированного бакалавриата с последующей его отработкой в других образовательных учреждениях СПО данного профиля.

Популярное