» »

Телевизионный журналист. В

24.12.2023

1.2 Функции телевизионной журналистики

Знание функций телевидения, его потенциальных возможностей необходимо любому журналисту для того, чтобы точнее определять цель своей работы, цель каждого выхода на экран. В перечне профессиональных качеств журналиста независимо от специализации или экранного амплуа важнейшее место занимает социальная ответственность, четкое понимание и прогнозирование результатов телевизионного воздействия на массы людей.

Информационная функция

Средства массовой информации потому и называются так, что первым и главным их качеством – тем, ради чего они создавались и создаются, - является способность удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Телевидение распространяет информацию быстрее, полнее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников. Из общетеоретичеких курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем его в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в регионе, стране и в мире, показ новостей. Лишь в этом смысле можно выделить информационную функцию телевидения, поскольку в широком плане информацию информацией можно считать и телевизионную трансляцию театрального спектакля, и сам факт работы телевизионного передатчика (парадокс Макклюэна). Попадая в контекст телевизионной программы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня. Так, например, до сих пор еще не забыта трансляция «Лебединого озера» 19-го августа 1991 года.

Регулярное получение информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные телепередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное.

Культурно-просветительская функция

Стоит признать, что для многих людей телевидение – это единственная возможность познакомиться с произведениями классиков и работами современных мастеров. К культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть и телепрограммы и каналы, которые специально создаются для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. В культурно-просветительских телепередачах так или иначе присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.

Интегративная функция

Все средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, по своей природе способны поддерживать нормальное функционирование того общества, на которое распространяется их влияние. Сам факт просмотра одной программы разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем. Доминанта вещания – выявление общих для аудитории ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.

Социально-педагогическая функция

Иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей. Зависимость этой вовлесенности и мера воздействия зависят от характера государства. Очевидно граничит с интегративной и информативной функциями.

Организаторская функция

Ее следует отличать от управленческой, где формирование мнений и побуждение к действию исходят от правительства и (или) иных административных структур и осуществляется регулярно. В отличии от такого воздействия телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя совместные действия масс людей. Нередко телевидение играет роль организатора, ставя какие-либо вопросы перед влстями, побуждая их к действию.

Образовательная функция

Непосредственно не относится к сфере журналистики, предполагая регулярные циклы дедактического материала в помощь лицам, получающим образование. Учебные передачи транслируются, как правило, по специальным телеканалам.

Рекреативная функция

Рекреация (от лат. Recreatio – восстановление) – отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большинство рекреативных телепрограмм, в сущности, лежат за пределами журналистики. Но все же отметим граничащие с документалистикой игровые телесериалы, позволяющие аудитории узнать о жизни различных слоев общества, о повседневных заботах обычных людей. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, шоу) создается, как правило специализированными телекомпаниями.

1.3 Жанры информационной телепублицистики

Любое содержание укладывается в некие формы, эти два понятия находятся в неразрывном диалектическом единстве. Форма есть выражение внутренней связи и способа организации элементов и процессов, как между собой, так и с внешними факторами. Именно исходя из этого, можно рассматривать наиболее формализованные признаки журналистского творчества. Обычно журналистскую деятельность подразделяют на три основных вида – это информация, аналитика, публицистика. Каждый их них подразделяется на подвиды, которые и принято считать жанрами журналистики.

Жанр – это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков. Понятие того или иного жанра формировалось многие годы, менялась жизнь, какие-то явления ее исчезали, становились достоянием истории, возникали новые, однако, каждое новое явление, будучи принципиально иным по содержанию, сохраняло прежнюю форму. Это же относится и к жанровым формам, основанным на общности функций каждой из них, независимо от конкретного наполнения. Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации – печати и радио. И точно так же, как печать и радио, телевидение во всем богатстве и разнообразии его продукции, можно классифицировать по ряду устоявшихся формальных признаков, разделить по принадлежности к тому или иному жанру. «Теория жанров постоянно находится в развитии, видоизменяясь, происходит становление, развитие новых и отмирание старых жанров, впрочем, это не означает, что жанровое деление творчества тележурналиста есть бессмысленное теоретизирование». В адекватном понимании природы того или иного жанра заложен потенциал реализации творческого развития. Понимание же неразрывно связано со знанием.

Жанр – категория общественно-историческая. Поэтому, например, в ситуации ограничения свободы слова и печати происходит всплеск в развитии жанров аналитических и даже дидактических, напротив, расширение информационных свобод влечет за собой развитие информационных жанров, потребитель информации уже не нуждается в назиданиях, а стремится сам оценивать и анализировать факты. При всей динамике и диалектичности понятия жанра, существует, тем не менее, ряд довольно-таки устоявшихся форм, в развитии которых на протяжении продолжительного времени сохраняются сущностные признаки.

Так, к жанрам информационной журналистики принято относить репортаж, заметку (сюжет), выступление, интервью; к жанрам аналитическим – беседу, комментарий, обозрение; к жанрам художественной публицистики – зарисовку, очерк, эссе.

Заметка (видеосюжет)

Жанр информационной журналистики, представляющий из себя краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют хроникальным сообщением. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка (Out Of Voice). Заметка – наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент новостных выпусков.

Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа. Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события.

Выступление

Любое обращение человека к массовой аудитории при помощи телеэкрана, когда сам этот человек является основным объектом показа, и есть выступление в кадре. Выступление может солпровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только информацию, но и свое отношение к ней.

Интервью

От английского interview – встреча, беседа. Жанр, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом, «бывалым человеком» и т.п. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет» беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.

Репортаж

Репортажность – имманентное (внутренне присущее), природное свойство телевиденя. Соответственно репортаж – наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики.

Слово «репортаж» происходит от фр. Reportage и англ. Report, что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский: reporto (передавать).

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. В репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не протеворечит объективности этого жанра. Телерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, максимально приближен к действительности. По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированый. Репортажи бывают событийные, тематические и постановочные.


Информация о работе «Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести – Южный Урал" и "Вести – Южный Урал, События недели"»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Техника и технология спортивного телевидения в России: от экспериментального вещания до современных медиахолдингов. Роль и место спортивной журналистики в системе средств массовой информации Америки. Появление первых телетрансляций с Олимпийских игр.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2016

    Значение информации в современном обществе. Место телевидения в системе средств массовой информации. Правовые и экономические основы российского телевидения. Основные стратегии развития телевидения. Перспективы развития регионального телевидения.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2011

    Понятие деловой журналистики. Краткая история деловых СМИ в России. Особенности эфирных и сетевых экономических радиостанций. Приемы подготовки программ для массовой аудитории на экономической Интернет-радиостанции. Методика "эфирной" подачи материала.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2015

    Развитие современного Интернета. Определение журналистики. Понятие и специфика интернет-журналистики. Интернет как способ общения в журнализме. Проблема свободы средств массовой информации в современной России. Закон о средствах массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Требования системного подхода к средствам массовой информации. Классификация печатных СМИ (газет и журналов). Характеристика телевидения и радиовещания как электронных средств массовой информации. Типология и функции интернет-СМИ, их распространение.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2009

    Исследование теоретических аспектов типологизации телевизионных программ. Характеристика специфических особенностей телевидения. Изучение классификации телевизионного продукта по функциональной направленности, телевизионных жанров по звуковой специфике.

    реферат , добавлен 03.01.2015

    История детской телевизионной журналистики. Анализ каналов Карусель", "Дисней", "Никелодеон". Сравнительная характеристика телепередач и рекламы на детском российском и зарубежном телевидении. Результаты анкетных опросов аудитории детей и взрослых.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2016

Закончив Школу Телевидения Вы станете «Тележурналистом»
Длительность обучения: 9 месяцев.
Занятия обязательные для посещения 3 раза в неделю по 4 академических часа.
Факультативные занятия 2 раза в неделю по 4 академических часа. Посещая факультативные занятия вы приобретаете смежные специальности, Редактор и Продюсер программ.
Вечерние группы с 19.00 до 22.00 /// Дневные группы с 14 00 до 17 00 /// Группа выходного дня - суббота с 12 00 до 18 00.
В программу обучения "КУРС ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ" входит стажировка на телеканалах. Дополнительных затрат нет.
По окончании курса слушатели сдают государственный экзамен и защищают дипломную работу.
Диплом государственного образца о профессиональной подготовке по специальности «Тележурналистика» .
Стоимость обучения 18 000 руб в месяц. Оплата помесячно.

Гарантируем трудоустройство по специальности после получения диплома в нашей Школе телевидения.

Телевизионная журналистика

Школа Телевидения гордиться своими выпускниками – тележурналистами.

Тележурналист – одно из шести амплуа журналиста на телевидении: ведущий, репортер, интервьюер, комментатор, обозреватель. Очень часто эти роли объединяются в одном человеке. Но начинается все с журналистского труда. Словари профессию определяю так – журналист - это сотрудник, доставляющий информацию о происшествиях и событиях жизни. Что же скрывается за этими сухими строчками? Прежде всего это особые свойства характера: обязательность, настойчивость, аккуратность, любознательность. Уметь отыскать информацию, которая будет полезна и интересна телезрителям, увидеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, уловить связи между разрозненными на первый взгляд данными, являющимися на самом деле частями целого. Затем, хорошее гуманитарное образование: грамотность, знание родного языка, литературы, искусства, экономики, политики, психологии. Конечно, журналист не может одинаково глубоко разбираться во всех аспектах жизни, но он обязан уметь найти компетентные и качественные источники, которые помогут ему верно решить поставленную задачу. Теперь профессиональные навыки: структурирование интервью, архитектоника репортажа, критерии отбора новостей, выбор героев, умение монтировать, озвучивать и многое другое. Трудно скажете Вы. Да. Но как интересно и увлекательно! Быть всегда в центе событий, каждый день встречать новых людей и иметь возможность рассказать об этом миллионам телезрителей!

Мастерство журналиста телевидения и интернет-каналов с усиленным обучением основам съемки и монтажа

Вы хотите сделать карьеру журналиста на телевидении?
Вы начинающий производитель видео-контента в интернете?
Вы недавно создали свой канал или аккаунт на YouTube?
Вы хотите войти как профессиональный редактор или журналист в команду интернет-проекта?
Вам хотелось бы оказаться в образовательной среде, вместе с будущими журналистами, ведущими, режиссерами, операторами, редакторами, продюсерами?

То есть, вам нужны конкретные навыки, информация из первых рук от специалистов-практиков, повышение профессиональной грамотности, изучение успешных стратегий, творческое общение? Это мы и предлагаем на курсах дополнительного образования Школы телевидения

Вы сможете воспользоваться и нашей производственной базой: осваивать телесуфлер, сниматься на видеокамеру, снимать на хорошую аппаратуру, пользоваться фотостудиями и пр.

В наши дни многое в журналистике изменилось. Сектор независимой журналистики вырос в интернет-сфере, и это сфера стала важным медиа-пространством. Сейчас, например, YouTube работает как обычная социальная сеть и для получения собственного канала необходимо только зарегистрироваться. Возникли способы монетизировать деятельность журналиста в интернете (об этом мы рассказываем на занятиях).

Актуально для журналиста понимание основ работы и ТВ, и интернета, это расширяет круг его применения, трудоустройства, творческой презентации.

В связи с развитием техники, профессия журналиста становится многофункциональной – съемка на айфон или цифровую камеру, монтаж на своем ноутбуке, презентация в интернете на своем канале – стали обычным делом. И наряду с высокопрофессиональной съемкой специально подготовленных операторов и монтажом режиссеров - асов своего дела - существует и журналистская съемка и монтаж.

Наша образовательная программа направлена на подготовку специалистов-журналистов с мультипрофессиональными навыками.

Интенсивное обучение и наши инновационные экспресс-методики позволяют в короткий срок освоить объем навыков и компетенций, ориентированный на норму высшего профессионального образования.

Перспектива профессии: для редактора и журналиста - уровень руководителя проектов, креативного продюсера больших телепроектов и интернет-проектов, руководство собственным каналом в интернете.

Учебно-тематический план

Введение
Программа курса рассчитана на 564 часа для слушателей, обучающихся с отрывом от производства. Программа рассчитана на переподготовку творческих работников телевидения и информационных агентств, а также лиц с высшим образованиям по другим профессиям и получения ими дополнительного профессионального образования.

Общекультурные лекции и практические занятия предлагают современные эстетические ориентиры, прогрессивный научный взгляд на развитие культуры и искусства. Увлекательные занятия дают мотивацию к дальнейшему самообразованию.

Изучение новейших цифровых и компьютерных технологий в сфере работы с информационными потоками поможет нашим выпускникам работать успешно.

Учащиеся в Школе слушают и лекционные часы, и знакомятся с предметами глубже на теоретико-практических занятиях.

Методика обучения такова: большее или меньшее количество часов на тему зависит от специальной направленности профиля обучения и строится по принципу спирали – первые часы дают вводное обобщение в концентрированном виде, (например, минимум в 4 часа) последующие часы (например, 16)углубленно раскрывают эту тему, соответственно задачам профиля специальности.

Для каждой специальности выбираются наиболее важные предметы для углубленного изучения. Так образуется количество часов в УТП по каждой специальности.

Методической особенностью программы является введение ролевых игр.

Процесс обучения сочетает теорию, ролевые и деловые игры, практические задания на занятиях, самостоятельные практические проекты.

Лекции дают общепрофессиональные теоретические и информационные основы. Необходимость подготовиться к ролевой игре повышает мотивацию к усвоению лекционного материала.

Ролевые и деловые игры – многофункциональный вид обучения, направленный на усвоение теоретического материала, а также на развитие импровизационности, общения, реакции, командности и пр.

Практические занятия по группам содержат теоретический материал и его апробирование на практике.

Домашнее задание дают возможность самостоятельно осваивать материла и получить от преподавателя объективную оценку

Раздаточные материалы в сжатой форме предоставляют информацию

Телевизионный журналист учебный план

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Лекции

Практика

Преподаватели

Общепрофессиональные дисциплины

Современное телепроизводство

  1. Лекция на потоке Структура вещательной телекомпании и работа с эфиром. (+ раздаточные материалы)
  2. Теор-практ Состав телевизионной съемочной группы и производственная база телекомпании (в монтажных и звуковых аппаратных и у реж. пульта)
  1. Юридические нормы в журналистике – читает журналист.
  2. Авторское право читает юрист

Компьютерная грамотность

Специальные дисциплины

Мастерство журналиста ТВ и интернет-каналов

  1. Лекция на потоке Успешные стратегии в журналистике ТВ и интернет-каналов
  2. Лекция Возможности деятельности журналиста в сфере интернета

Создание и редактирование текста
(стиль, лексика, речевые ошибки).

Мастерство телеведущего

  1. Работа в эфире, телесуфлер

Пакина Е.П.

Основы операторского мастерства

Харитонов

Мастерство режиссера (клипмейкера)

Практикум

Защита дипломной работы

Итого:

Юридические нормы в тележурналистике. Лектор расскажет в какой организации и по каким документам можно уточнять юридические нормы в каждом конкретном случае. Нормативные акты и законодательная база продюсирования ТВ-проектов. Закон о средствах массовой информации. Юридический порядок проведения интервью (с ребенком и др.)

(стиль, лексика, речевые ошибки).

Нормативно-языковые:

Орфографические, пунктуационные,

лексико-семантические, грамматические, фразеологические.

Опечатки как причина смысловой ошибки.

Нормативно-стилевые ошибки: внутристилевые и межстилевые.

Нормативно-эстетические ошибки. Дисфония. Переразложение.

Культура речи.

Мастерство эфирного выступления на радио и телевидении.

Чтение с листа и телесуфлер. Группирование слов. Быстрый анализ структуры фразы. Способы оживить чтение по телесуфлеру.

Орфоэпия – правильное произнесение слов. Работа со словарем.

Логика речи: актуальное членение предложений, логическое ударение и логический центр, основные законы, знаки препинания, паузы. Главное и второстепенное, композиция, перспектива, подтекст.речи (текста). Композиция. Вступление, основная часть, кульминация, заключение. Законы логики: тождества, противоречия, исключенного третьего.

Виды публичных выступлений. Эмоция, атмосфера, темп, ритм. Умение говорить под музыку. Правильное произнесение стихотворного текста.

Нормативное произношение, ударение, разрушение устойчивых словосочетаний, жаргон. Методы изложения материала.

Использование вспомогательных средств в работе тележурналиста (словари, справочники и т.д.).

Речевые ошибки в языке СМИ. Трудные случаи формообразования слов. Трудные случаи ударения. Трудные случаи употребления слов. Нормативные рекомендации.

Техника речи. Тренировка и укрепление речевого аппарата

Дикция. Работа по исправлению недостатков и отработка легкости речи. Постановка речевого голоса: дыхание, артикуляция, резонирование, развитие диапазона, гибкости голоса. Орфоэпия (правильная речь): литературная норма произношения, работа со словарем, «Голосовые фигуры» знаков препинания.

Выразительное чтение с элементами актерского мастерства:

Разные стили телевизионных текстов. Неслышное дыхание, мягкий тембр, чистая дикция. Субтон. Правильная артикуляция. Выправление говора. Закадровый текст и радиопрограммы – умение быть видимым.

Подготовка к передаче

Особенность работы в живом эфире, импровизация. Оптимальное творческое состояние.

Система Станиславского в практическом применении. Методики М. Чехова, биомеханика Мейерхольда. Театр переживания и условный театр.

Постановка задачи актеру – процесс и результат.

Действие в разных жанрах. Актерское мастерство в свете современной психологии. Элементы психотренинга. Игра и импровизация. Перформанс. Актер в телесериале. Рекламные ролики и мастерство яркого эпизода.

Педагог предлагает эффективные авторские методики. Систематизированные закономерности использования средств вербальной и невербальной коммуникации: в виде правил эффективного общения, алгоритмов человеческого поведения и выражения чувств и мыслей в жизни и на сцене. Особенности применения мимики, жеста в современном театре и на экране. Единство психических и физических процессов – жизнь духа и тела. Произвольное и непроизвольное внимание. Управление эмоциями через воображение.

Тема частично сформулирована в виде раздаточного материала - краткие выжимки широких тем: «7 видов пауз и их функции», «10 движений головы и их значения в речевом процессе», «13 видов реакций (актерских оценок)», и так далее.

Актерское мастерство – навыки, которые нужны во всех творческих профессиях – это знание о человеке.

  1. Работа в эфире, телесуфлер
  2. Работа ведущего в разных стандартах телеэфира. Мастер-класс Юлианны Шаховой

Соответствие имиджа ведущего стилю передачи или сюжета.

Тренинг пластической свободы, гибкости, равновесия, ориентации в пространстве. Фиксация мизансцены. Контактная импровизация.

Основы операторской профессии.

Свет и цвет

Физическая природа света. Спектральный состав. Цветовая температура. Белый цвет. Основные световые величины. Световой поток. Сила света. Освещенность. Яркость. Световая отдача. Элементы цветоделения. Цвет, цветовой тон. Насыщенность. Основные и дополнительные цвета. Световая характеристика материала. Отражение, поглощение. Пропускание света, коэффициенты.

Спектральные характеристики отражения белой кожи лица. Источники света. Искусственные источники света. Спектральный состав естественного света.

Современные объективы. Основные характеристики. Фокусное расстояние. Угол зрения. Масштаб изображения.

Операторская техника

Техника ТВ и творческий процесс. Работа на программах информационного жанра. Особенности работы на спортивных, массовых и музыкальных программах.

Монтажные съемки и их особенности. Темпо-ритм сюжета. Внутрикадровый монтаж.

Фотосъемка. Принципы работы современного фотоаппарата, наилучшие режимы съемки и параметры, рекомендуемые для достижения наилучшего результата. Простые алгоритмы получения качественных изображений. Создание в кадре эффектов

Мастерство режиссуры (клипмейкера).

Специфика предмета режиссуры монтажа.

Жанры телепередач.

Режиссерская экспликация. Раскадровка. Кадр (законы композиции).

Постановка режиссерской задачи. Условия реализации режиссерской задачи. Способы реализации режиссерской задачи

Монтаж как художественная форма

Основа построения монтажной концепции экранного произведения.

Фразеология монтажа. Клиповый монтаж (кадры короткие и крупные, действия энергичные, вырезаются подробности, переходы). Поэтический монтаж. Ритмический монтаж. Звукозрительный монтаж. Роль режиссера в создании телепередач. Приемы психологического воздействия на зрителя (эффект присутствия, обратная связь). Выездная съемка.

Процесс аудиовизуальной коммуникации со зрителем. Экранное произведение.

Базовые понятия монтажа, их взаимосвязь с технологическим процессом создания экранного произведения. Правила построения монтажных переходов и условия их выполнения. Режиссерская мотивация выбора монтажного решения. Аудиовизуальный образ. Особенности монтажа, привязанного к звуку изображения. Темпо-ритмическое построение экранного произведения. Жанровые особенности монтажной структуры экранного произведения.

Типы монтажа. Коммуникативная единица аудиовизуального языка. Виды монтажа.

Вопросы к теме:

1. Как глобализация влияет на телевидение?

2. Каковы основные характеристики советской системы телевидения?

3. В чем особенности функционирования государственных и негосударственных телекомпаний?

4. В чем состоят особенности деятельности сетевых телевещательных компаний?

5. Кабельное телевидение: мировой опыт и российская действительность?.

6. Каковы характерные черты спутникового ТВ?.

7. Какова функциональная структура современного телевидения (на примере телепрограмм основных эфирных телеканалов)?

8. В чем особенности информационных жанров на ТВ?

9. Каковы характерные черты телерепортажа? Какие требования предъявляются к телерепортерам?

10. В чем особенности аналитических жанров на телевидении?

11. Каковы особенности использования жанра обозрения на ТВ?

12. Художественные жанры на ТВ. В чем состоят жанровые особенности телеочерка?

Литература: 1, 2, 30

Вопросы к теме:

1. В чем состоит специфика организации и управления телепроизводством?

2. Каковы принципы построения приемно-передающей телевизионной системы?

3. Какова роль журналиста в телевизионном производстве?

4. Каким образом организуется внестудийная запись?

5. Каковы принципы выбора источников формирования телевизионных программ?

6. Каковы этапы разработки литературного и режиссерского сценариев?

7. Каким образом осуществляется программирование на ТВ?

8. Как организуется процесс верстки программы дня, недели?

Литература: 1, 2, 30

Основы деятельности газетных редакций

Вопросы к теме:

1. Каковы основные принципы работы редакции?

2. Какова структура редакции?

3. В чем особенности деятельности управленческого звена в редакции?

4. Как функционирует исполнительное звено в редакции?

5. Какова роль технического звена в редакции?

6. В чем заключается роль штатного расписания в редакции?

7. Каковы основы современного полиграфического производства?

8. Какие классификации шрифтов можно выделить?

9. Какую роль играют компьютерные технологии в полиграфическом производстве?

10. Что такое формат газеты?

11. Каковы требования к газетным и журнальным заголовкам и рубрикам?

Основы работы радиоредакции

Вопросы к теме:

1. Каковы основные подразделения в радиоредакции?

2. Какова роль программного директора на государственных радиостанциях?

3. Какова роль программного директора на коммерческих радиостанциях?

4. Как изменяется структура редакции в зависимости от месторасположения радиостанции?

5. Какова роль коммерческого директора?

6. Каковы принципы программирования на современном радио?

Основы работы телередакции

Вопросы к теме:

1. Каковы основные подразделения в телередакции?

2. Какова роль редактора на телевидении?

3. Каковы технические средства телередакций?

4. Роль планерки на телевидении?

5. Какова роль коммерческих подразделений на телевидении?

Литература: 1,6, 7, 9,10

Тема 16. Профессиональная этика журналиста.

Вопросы к теме:

1. Что такое профессиональная этика журналиста?

2. В чем сущность и основные функции профессиональной этики?

3. Что такое цензура?

4. Что такое самоцензура?

5. Можно ли говорить о социальной обусловленности позиции журналиста?

6. Какими нормативными документами регулируется деятельность журналиста?

7. Какие ограничения Закон о СМИ накладывает на журналиста?

8. Как Кодекс поведения регулирует права и обязанности журналистов?

9. В чем особенности поведения журналистов во время кризисных ситуаций (например, в «горячих точках)?

10. Какие примеры нарушения прав журналистов можно привести?

11. Что такое «социальная ответственность журналиста»?

Литература: 1, 2, 6,

Задания для самостоятельной работы студентов

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема 1. Основные положения теории массовой информации Задание 1. Понятие массовой коммуникации. Задание 2. Типология каналов коммуникации. Задание 3. Перечислить основные виды и типы массовой информации? Задание 4. Перечислить основные формы информационного обмена от появления языка до появления печатных газет.
Тема 2. Развитие прессы в странах Европы Задание 1. Предпосылки появления печатной периодики в Европе 16-17 вв. Задание 2. Особенности европейской журналистики 17 века. Задание 3. Характерные черты развития европейской прессы в 18-19 вв. Задание 4. Типы современной западной периодики.
Тема 3. Появление прессы в России. Задание 1. Условия появления печатной периодики в России. Задание 2. Основные тенденции в развитии журналистики в России в конце 18 века. Задание 3. Влияние реформ 1860-70-х гг. на печать в России Задание 4. Изменения в положении прессы после Февральской революции 1917 года.
Тема 4. Журналистика после Октябрьской революции 1917 года Задание 1. Особенности системы СМИ после Октябрьской революции. Задание 2. Изменения в структуре советских СМИ в период Великой Отечественной Войны. Задание 3.Особенности послевоенной периодики в СССР: основные темы, их динамика в связи с переменами в общественно-политической жизни страны. Задание 4. Роль СМИ в «холодной войне»?
Тема 5. Возникновение телеграфных агентств и информационных служб. Задание 1. Крупнейшие телеграфные агентства в Европе в 19 веке. Задание 2.Причины попыток создания телеграфного агентства в России. Задание 3.Особенности деятельности информационных служб в СССР. Задание 4.Причины появления частных информационных агентств в период перестройки.
Тема 6. Система СМИ в России в 1990-х годах Задание 1. Влияние «гласности» и «перестройки» на систему СМИ в СССР. Задание 2. Структурные изменения в системе СМИ в период перестройки. Задание 3.Особенности партийной прессы. Задание 4. Основные тенденции формирования и функционирования рынка прессы, радио и ТВ после становления независимости России.
Тема 7. Процесс концентрации капитала на рынке СМИ. Задание 1. Причины появления крупных собственников на рынке СМИ. Задание 2.Роль государства в монополизации СМИ. Задание 3. Основные формы концентрации на рынке СМИ. Задание 4. Структура медиа-холдинга.
Тема 8. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Задание 1. Основные функции журналистики. Задание 2. Особенности рекреативной функции журналистики. Задание 3. Информационная политика средства массовой информации. Задание 4. Функциональные особенности прессы, радио, телевидения, Интернета.
Тема 9. Журналистика как сфера научной и творческой деятельности. Задание 1. Подходы к исследованию журналистики. Задание 2. Методы исследования, применяемые в журналистике. Задание 3. Виды творчества в современной журналистике. Задание 4. Жанр и его признаки.
Тема 10. Журналистика как область творческой деятельности Задание 1. Основные виды журналистской деятельности. Задание 2. Роль содержания и формы в журналистской деятельности. Задание 3. Информационные жанры в журналистике. Задание 4. Аналитические жанры в журналистике. Задание 5. Художественные жанры в журналистике.
Тема 11. Радиожурналистика. Задание 1. Проблема проблему чистоты жанров в журналистике и причины возникновения новых жанровых форм. Задание 2. Информационные, аналитические и художественные жанры на радио. Задание 3. Типологическая палитра современного радио. Задание 4. Тенденции в развитии коммерческого радиовещания.
Тема 12. Производство радиопрограмм. Задание 1. Основные стадии производства радиопрограмм. Задание 2. Программирование на радиостанции. Задание 3.Роль редактора на радио. Задание 4. Процесс верстки программы дня и недели.
Тема 13. Телевизионная журналистика Задание 1. Основные характеристики советской системы телевидения. Задание 2. Функциональная структура современного телевидения Задание 3.Эфирное, кабельное и спутниковое ТВ: общее и особенное. Задание 4.Информационные, аналитические и художественные жанры на ТВ.
Тема 14. Производство телевизионных программ Задание 1.Специфика организации и управления телепроизводством. Задание 2.Роль журналиста в телевизионном производстве. Задание 3.Принципы выбора источников формирования телевизионных программ. Задание 4.Организацияверстки программы дня, недели.
Тема 15. Основы деятельности редакции Задание 1. Структура редакции. Задание 2. Управленческое и исполнительное звенья в редакции. Задание 3. Отличительные черты деятельности радио- и телередакций. Задание 4. Роль редактора в газетной, радио- и телевизионной редакциях.
Тема 16. Профессиональная этика журналиста. Задание 1. Сущность и основные функции профессиональной этики. Задание 2. Соотношение понятий «цензура» и «самоцензура». Задание3. Особенности поведения журналистов во время кризисных ситуаций (например, в «горячих точках). Задание 4. Что такое «социальная ответственность журналиста».

Темы рефератов

1. Понимание «массы» и «нового варварства» в работе Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс».

2. Массовая информация как элемент социального развития общества.

3. Основные подходы в теории массовой коммуникации.

4. Памфлетная публицистика Англии 17-18 вв.

5. Проблемы цензуры и идеал политического устройства в «Ареопагитике» Джона Мильтона.

6. История возникновения печати в Северной Америке: периоды, тенденции, особенности.

7. История становления прессы в странах Северной Европы (Швеция, Норвегия, Дания и др.).

8. История создания газет в Италии и Испании.

9. Пресса в периоды революций (Английская революция, Великая Французская революция).

10. Феномен «penny press».

11. Становление газетных империй в США и Европе.

12. Газетное дело и журналы в России в XVIII в..

13. Два периода в российской публицистике: 1840-50-е и 1850-1870-е гг.

14. Первая печатная русская газета «Ведомости»: предпосылки создания, ее функции, характеристика ее информационной политики.

15. Жанр литературной критики в России как способ выступления против властей (по работам В.Г.Белинского, А.С.Пушкина и пр.).

16. Публицистика Фаддея Булгарина: манипулятивные возможности управления книгопечатанием в России.

17. Развитие социалистической прессы в России 19 –начала 20 века.

18. Динамика цензурных ограничений в Европе и России: сходства и различия.

19. Развитие публицистики в России (А.П.Чехов, В.Г.Короленко и др.).

20. Полемика В.И.Ленина и Г.В.Плеханова на страницах прессы.

21. Публицистика Великой Отечественной войны.

22. Тема «холодной войны» в советских СМИ.

23. Образ врага в советской прессе.

24. Образ СССР в западной прессе.

25. Публицистическая деятельность А.Н.Сахарова.

26. Роль и место «самиздата» в советской журналистике.

27. История развития телевидения в СССР.

28. История развития радио в СССР.

29. ТАСС как мировое информационное агентство.

30. Создание и развитие Агентства печати «Новости».

31. Принципы деятельности современного информационного агентства (на примере Агентства «Интерфакс»).

32. Особенности становления демократической прессы в конце 1980-х гг.

33. Деловая пресса как элемент становления рыночной экономики.

34. Процесс становления крупных собственников в России и их влияние на рынок СМИ.

35. «Газпром-медиа» как механизм государственного влияния на общество.

36. Медиа-холдинг «Профмедиа» как пример реализации коммерческого подхода к СМИ.

37. Медиа-активы крупнейших российских компаний: получение прибыли или влияние на власть и общество?

38. Информационные войны в России и роль СМИ.

39. История развития радио в СССР.

40. Функциональные особенности современного радио.

41. Становление частного телевидения в России: опыт НТВ.

42. Попытки развития общественного телевидения в России: ОРТ.

43. Роль телевидения в информационных войнах.

  1. Роль лида в современном издательском процессе.
  2. Структура редакции на советском радио.
  3. Процесс создания новой радиостанции.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятия «информация», «коммуникация», «масса».

2. Что такое массовая информация, ее свойства

3. Основные формы информационного обмена от появления языка до появления печатных газет

4. Сравнить развитие журналистики в Англии, Франции и Германии в 17 в.

5. Влияние цензуры на развитие прессы.

6. «Персональный журнализм» и «новый журнализм» (проиллюстрировать на примерах)

7. Феномен «penny press»

8. Роль информационных агентств в развитии печатной прессы и журналистики в 19-начале 20 в.

9. Особенности становления российской прессы в 18 веке

10. Феномен «толстого журнала» (характерные черты, структура, жанры, привести пример)

11. Особенности выпуска газет в первой половине 19 века

12. Влияние Крестьянской реформы 1861 года на структуру периодической печати в России

13. Формирование партийной печати в конце 19-начале 20 века (структура, примеры)

14. Журналистика Февральской и Октябрьской революций: сходства и различия

15. Развитие советской периодической печати до великой Отечественной войны

16. Периодика с «оттепели» до «перестройки»: основные вехи и черты.

17. Влияние «гласности» и «перестройки» на систему СМИ в СССР.

18. Структурные изменения в системе СМИ в период перестройки.

19. Особенности партийной прессы.

20. Основные тенденции формирования и функционирования рынка прессы, радио и ТВ после становления независимости России.

21. Причины появления крупных собственников на рынке СМИ.

22. Роль государства в монополизации СМИ.

23. Основные формы концентрации на рынке СМИ.

24. Структура медиа-холдинга.

25. Формы проникновения иностранного капитала на российский рынок СМИ.

26. Основные функции журналистики.

27. Информационная и управленческая функции журналистики.

28. Особенности рекреативной функции журналистики.

29. Информационная политика средства массовой информации.

30. Функциональные особенности современного телевидения.

31. Основные теоретические подходы к исследованию журналистики.

32. Методы исследования, применяемые в журналистике.

33. Виды творчества в современной журналистике.

34. Жанр и его признаки.

35. Основные виды журналистской деятельности.

37. Информационные жанры в журналистике.

38. Аналитические жанры в журналистике.

39. Художественные жанры в журналистике.

40. Становление телевидения в СССР

41. Основные изменения на радио и телевидении в постсоветский период

42. Типология телевидения

43. Типология радио

44. Особенности государственного радио

45. Становление коммерческого радиовещания

46. Спутниковое телевидение

47. Кабельное телевидение

48. Функциональные особенности современного российского телевидения

49. Функциональные особенности радио

50. Трансформация видов радиослушания и особенности контакта радиовещания с аудиторией

51. Типы слушания радио

52. Типология методов исследования аудитории электронных СМИ

53. Методы исследования радиоаудитории

54. Методы исследования телеаудитории

55. Информационные жанры на телевидении и радио

56. Аналитические жанры на телевидении и радио

57. Художественные жанры на телевидении и радио

58. Современные СМИ и региональные власти: механизмы сосуществования

59. Цензура и современные СМИ

60. Непосредственность телевидения

61. Акустичность как отличительная черта радио

62. Взаимодействие радио, телевидения и печатной прессы

63. Журналистские профессии на телевидении и радио. Критерии оценки журналистской работы

64. Этические принципы в журналистике.

65. Характерные особенности процесса концентрации капитала в СМИ

В конце ХХ века в традиционной системе массовой информации - печать, радио, телевидение - «окончательно сформировались новейшие средства коммуникации, связанные с телевизионными и компьютерными технологиями. Это, прежде всего кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегаканального» телевидения, основанные на современных способах распространения и хранения информации» Телевизионная журналистика. Под ред. Г.В. Кузнецова и др. - М., 1998. С. 89. С. 101..

Кабельное телевидение. Работников кабельного телевидения интересует не только творческая самостоятельность, но и возможность сделать свой бизнес. Однако, на демонстрации только фильмов с видеокассет создать полноценную программу невозможно. Поэтому в штаты “кабельщиков” набирают репортеров для подготовки выпусков региональных новостей, интервью с представителями местных органов власти и организации других тематических программ. Ввиду относительно слабой финансовой и технической базы перспективным направлением для российских кабельных сетей является международное сотрудничество в области спутникового вещания, а также взаимодействие с крупнейшими российскими эфирными станциями.

Сотовое телевидение. Работающее в микроволновом диапазоне сотовое телевидение позволяет применять малогабаритные технические средства. К ним можно подключать компьютер, телефон, пользоваться Интернетом. Это предоставляет журналистам дополнительные возможности: телефонное интервью, компьютерно-телевизионный опрос и другие.

Интерактивное телевидение. Технические возможности интерактивности позволяют не только многократно увеличить количество каналов вещания, но и обеспечивают журналистам “удобный спектр” формирования информационных выпусков, использования электронной энциклопедии (базы данных), применения различных жанров телевизионной публицистики.

Спутниковое телевидение. Содержательный стержень спутникового вещания - это прямые трансляции и передача новостей. Неограниченные возможности для журналистов предоставляют круглосуточные специализированные информационные, спортивные и музыкальные каналы, основанные создателями крупных спутниковых телекомпаний.

Судьба некоторых жанров телевизионной публицистики

В объеме одной курсовой работу невозможно в полном объеме дать характеристику современных тенденций развития всех жанров телевизионной публицистики. Поэтому мы ограничимся кратким изложением перспектив всех основных жанров и более подробно остановимся на телерепортаже.

Видиосюжет. Сегодня автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых творческих и организационных проблем. Это происходит потому, что у нас не утвердилась еще такая профессия, как продюсер. На него в будущем ляжет ответственность за выбор темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана и даже участие в съемке и монтаже написанного текста.

Отчет. Жанровые особенности отчета полностью совпадают с некомментированным репортажем. Тематическая основа отчета - событие определенного социального значения. И написание текста, которым сопровождается показ отснятого материала, в будущем не будет требовать, как сейчас, присутствие журналиста на съемках. Отчеты с текстом и без него, в полном или сокращенном виде записи будут составляться непосредственно в телестудии.

Интервью. Уже сейчас беседы журналиста с политическими, общественными или иными деятелями по актуальным вопросам зачастую происходят “на расстоянии”. В зависимости от задачи, поставленной журналистом, будут использоваться традиционные и сейчас виды интервью. Но доминирующими способами общения, на наш взгляд, станут диалоги, проводимые за пределами студии и через спутниковые средства связи.

Обозрение. Один из наиболее традиционных, устойчивых жанров современной аналитической публицистики, как представляется, будет трансформироваться от монологическо-диалогического характера к дискуссионному с большим количеством участников в сопровождении тематических клипов и рекламы. Изобразительные средства, с помощью которых на экране представляется обозрение, общественных событий, будут более разнообразны. Оперативный материал информации и архивный видеоматериал будут отбираться и компоноваться ЭВМ в соответствии с логикой авторской мысли.

Пресс-конференция будет, как нам кажется, больше походить на ток-шоу. В самих же ток-шоу будут расширены возможности подключения к разговору телезрителей по телефону, в сети Интернет и «громкой связи» в студии. Непременно расширится обсуждение видеосюжетов и видеорепортажей. Не будет забыт и «телемост», его применение от политических тем расширится до познавательных и развлекательных передач.

Очерк. Наиболее богатый изобразительными средствами и выразительными возможностями важнейший жанр художественной публицистики - очерк - будет распространяться и на другие жанры. Органичное сочетание исследований документального материала и рассказа приведет к созданию более образных характеристик и значительной степени типизации во всех жанрах публицистики. Очерк аккумулирует и очевидную фактичность, и проблемность, и аналитичность как проявление авторской позиции.

Вернутся на экраны телевизоров и относительно забытые сегодня сатирические жанры: фельетон и памфлет. Возможно, свое рождение найдут и другие. Шире будут использоваться жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики - эссе , и жанр, в котором образность преобладает над информационностью - зарисовка.

Репортаж. Наиболее распространенный, действенный и ведущий жанр тележурналистики - репортаж.

Репортаж телевизионный -- это, используя известное выражение уже не в переносном, а в прямом смысле слова -- «жизнь в формах самой жизни». Наблюдая процессы реальной действительности в их возникновении, становлении и развитии, репортер создает особое состояние сопричастности, психологического и эмоционального соучастия аудитории. Это состояние называют «эффектом присутствия», и его также следует считать одним из основных признаков жанра.

Обладая рядом общих признаков с жанром в газете, на радио, в кинематографе и вместе с тем отчетливо обнаруживая свои, специфические качества, репортаж телевизионный как жанр далеко не однозначен. Следовательно, возникает вопрос: какие существуют разновидности телерепортажа? Ведь в их познании -- ключ к творческому овладению жанром, к решению различных пропагандистских задач. Таким образом, перед нами опять встает вопрос о классификации репортажа.

Любая классификация определяется тем основным, генеральным признаком, который заложен в ее основу или, пользуясь терминологией, принятой в логике, зависит от основания деления.

Среди множества оснований деления можно принять признак, наиболее близкий журналистской деятельности: классифицировать телерепортаж в зависимости от объекта и по принципу участия репортера в структуре репортажа.

События, которые показывает телевидение, подчинены лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, они происходят перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но «за кадром», по ту сторону экрана, идет напряженная работа, не зависящая от того, идут ли кадры в прямой эфир непосредственно, или фиксируются на магнитную пленку: операторы, стоящие у камер, меняют объективы и точки съемки, убирая лишнее, выделяя детали и т.п. И все нити от «глаз» и «ушей» техники сходятся к режиссерскому пульту, где осуществляется монтаж. А зритель, в конечном счете, видит своеобразную зрелищно-звуковую интерпретацию события.

Журналистская работа -- это отбор социально значимого объекта, т.е. реального факта, события, явления. С этого, по существу, и начинается оценка, выражающая идейно-политическую позицию автора. Ведь и оператор, и режиссер не могут не выражать своего отношения к событию.

Человек, оперирующий камерами, всегда имеет свою точку зрения (и как художник, и как политик), и с этой точки зрения он вглядывается в происходящее. В первоначальном отборе материала и заложены начала журналистского видения жизни тех, кто «творит реальность» зрительными образами.

Однако в подобной форме передач митинга, сессии, торжественного церемониала и т.п.) всегда следует помнить о двух определяющих факторах: во-первых, о неприкосновенности самого жизненного явления, невозможности его обработки, перестройки; и, во-вторых, о том, что на экране предстает не описание события, а само событие -- в реальных, физически зримых образах.

Первая, начальная форма использования прямого телевидения может быть названа не комментированным показом или трансляцией события, это и есть простейший вид телерепортажа. Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987, с. 164.

Характер репортажной передачи определяется содержанием материала, диктуется самой жизнью. Только соответствие формы содержанию, конечно, при главенстве последнего, при подчинении ему, обусловливает в результате достоинства передачи, ее пропагандистский и познавательный смысл. Истина эта в журналистской практике и теории общеизвестна.

Иные события, явления действительности хотя и не допускают прямого вмешательства творческой мысли режиссера и сценариста, но решаемые лишь визуальными средствами (без словесного комментария), они утрачивают на экране значительную часть своего содержания: для телезрителя многое может остаться непонятным, или неверно понятым, или просто незамеченным.

Именно объективный характер материала определяет другой вид телевизионного репортажа: комментированный репортаж. Здесь уже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, хотя само событие предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер, как очевидец события, наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана.

Репортер -- это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к явлениям и фактам действительности он помогает понять суть, смысл происходящего на экране.

Какой же материал должен служить объектом комментированного телевизионного репортажа? Очертить его строгими рамками, сгруппировать по каким-либо признакам невозможно. Все зависит от того, в каких условиях, с какой целью, по какой причине происходит то или иное событие, насколько велик его политический смысл или познавательное значение, общественный к нему интерес, будь то официальные события: церемонии торжественных встреч государственных деятелей, или открытие выставок, пуск промышленных объектов, наконец -- спортивные соревнования.

Всем этим жизненным явлениям присуща общая, особенно важная для телевидения закономерность: в их основе лежит действие, развивающееся во времени и в пространстве, т.е. непременно наличествует «репортажный стержень» как основа передачи.

И главная творческая проблема в подготовке и проведении таких репортажей -- проблема сочетания изображения и слова.

В передаче события по телевидению определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера находящегося по другую сторону экрана не организует, не ведет действие, а наоборот следует за ним. См. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М., 1985.

Каким же должно быть это слово -- живое слово журналиста ведущего репортаж?

Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не может подобно газетчику размышлять над каждым словом каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, выправить его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель, так же изумляясь, так же волнуясь, так же «болея», как и сидящие у телевизоров. Вся подготовка к репортажу в подобных случаях сводится к сбору предварительных, но по возможности самых полных сведений о предстоящем событии. А задача -- та же, что и у радиожурналиста или газетчика искать и находить одно-единственное словосочетание слов, находить яркий запоминающийся образ, емкую, порой и остроумную фразу. См. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - М., 1984.

Как некомментированный репортаж (трансляция), так и репортаж с закадровым комментарием хотя и в разной степени, но обладают следующими общими и обязательными чертами: во-первых, композиционным строем передач как бы «владеет» само жизненное явление -- событие; изменить его развитие невозможно, допустима лишь интерпретация происходящего либо в характере показа, либо в словесном закадровом комментарии; во-вторых налицо стабильный «эффект присутствия» -- совпадение во времени действия и его восприятия зрителем. В-третьих, динамика отражения объекта, развитие в пространстве и времени, зримо раскрывающее логика события. В-четвертых, экранная природа обусловливает то, что перед зрителем предстают сами факты, а не описание их (при этом комментирующее слово в данном случае играет роль, подчиненную зрительному образу) Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987, с. 166..

Основным предметом рассмотренных видов репортажа остается факт, событие, однако в комментарии репортер может уйти от констатации фактов к их объяснению и толкованию происходящего, т.е. к анализу. Здесь-то и намечается переход к иным жанрам -- аналитическим.

Основным для экрана является зримое движение, действие. Но за событием, за фактом журналист должен разглядеть нечто большее -- увидеть связь с другими фактами, выяснить их причинную зависимость. В таком случае конкретное явление действительности становится как бы отправным пунктом в работе журналиста, а факт - поводом к обобщениям. Но при этом факт может вырасти в проблему. Нужно лишь несколько изменить точку зрения аудитории -- приучить зрителя видеть значительное и волнующее в казалось бы обыденном и каждодневном, в том, что остается порой незамеченным, А это уже проблема журналистского мастерства.

И, наконец, еще один вид репортажа -- с журналистом в кадре. Меняется строй жанра -- событие становится лишь поводом, перестает быть «неприкасаемыми объектом. Репортер, работающий в этом виде жанра, должен быть вездесущим, подходить к явлениям и фактам действительности с определенным критерием, вдумываясь в смысл событий, заглядывая в их будущее, показывая их логические связи. Объектом жанра становится вся жизнь, в ее разнообразных и типических проявлениях.

Тематический (проблемный) репортаж чаще всего связан с показом интересного для зрителя происходящего события. Перспективы репортажей с городских улиц, предприятий, стадионов и концертных залов - различны. Такие репортажи требуют основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Технические и информационно-справочные возможности студии позволят придавать информации популярную и увлекательную форму, не выходя за пределы “рабочего кабинета”. Электроника будет помогать хорошему репортеру представить нестандартный взгляд на происходящее, подметить в нем интересные для всех подробности.

Проблемный репортаж возможен лишь при тщательной, всесторонней подготовке. С технической стороны это проведение осмотра объекта с целью выяснить возможность ведения передачи; затем -- проверка всех узлов техники. Процесс подготовки изобразительного решения репортажа складывается из ряда задач, решаемых в творческом взаимодействии режиссера, оператора, звуковиков, осветителей. Важнейшим в построении изобразительного материала, объединяющим все творческо-технические приемы и средства, является монтажная логика репортажа в целом.

Всему перечисленному предшествует авторский замысел, так как мысль журналиста -- первооснова процесса подготовки и проведения репортажа. После выбора темы и обстоятельного, всестороннего ознакомления с объектом журналист приступает к разработке подробной композиции репортажа -- к написанию сценарного плана.

Сценарный план выполняет ряд функций, отвечая как творческим, так и техническим требованиям телевизионного производства. Основная задача, которую должен решить репортер, -- это раскрыть идею, содержание во взаимосвязи зрительных образов и звучащего слова. Тщательно отбирая и организуя актуальный материал, репортер строит предполагаемое действие, параллельно обдумывая словесную сторону репортажа -- текст-комментарий.

Такое построение несомненно фабульно, близко к сюжетному: в проблемном репортаже находят место элементы драматургии: завязка -- отыскание первого кадра, первого эпизода, который сразу же привлек бы внимание зрителя; может иметь место кульминация действия, например, неожиданный для зрителя эпизод, повернувший развитие репортажа; наконец, развязка -- обобщение конкретного, частного материала, итог репортажа, ради которого он и создавался.

Сценарный план, а значит, и экранное действие, строится поэпизодно с указанием содержания эпизода, его участников, с обозначением объекта и учетом использования технических средств, а также примерным хронометражем каждого эпизода. Таким образом, помимо основной (смысловой) задачи план решает еще и ряд вспомогательных, производственно-творческих задач.

Природа репортажа обусловливает «эскизность» сценарного плана: при более или менее точном, последовательном описании изображения -- весьма приблизительный, тезисный характер текстовой его части.

Написание подробного текста и следование ему в процессе показа неизбежно «снимет» простоту, естественность, непринужденность общения репортера с участниками передачи; чаще всего предварительное написание полного текста попросту невозможно, так как нельзя предвидеть все повороты, сюжетные детали при отражении «живой жизни».

Нужно стремиться, чтобы основой репортажа (в том числе проблемного, где событие -- не основа, а лишь повод) стало зримое действие. Требование это -- правило построения репортажа как жанра.

Проблемный репортаж -- явление отнюдь не однозначное, не одноплановое, которое можно было бы заключить в четко очерченные рамки формулы-определения. Да в этом и нет необходимости. Ведь стоит теоретическому анализу сойти с пути обогащения практики, как он неизбежно влечет к установлению канонов, которые есть не что иное, как кодификация ограничений.

Заключая разговор о репортаже как жанре, можно отметить, что развитие техники телевидения позволило, веди наблюдение и одновременно -- фиксацию «живой жизни», создавать условное (экранное) время, а при необходимости -- и пространство.

Благодаря этому репортаж на телевидении, развиваясь от прямой передачи в реальном времени и пространстве к репортажу, предварительно зафиксированному, как бы совершает восхождение по спирали к прямому телевидению, но организуемому по принципам кино.

Сегодня телевидение и его журналистика - это живой, постоянно меняющийся организм. Несмотря на трудности развития, интерес зрительской аудитории достаточно высок. Это говорит о постоянном росте качества телепередач и о возрастающей возможности их выбора.

В конце ХХ века в традиционной системе массовой информации - печать, радио, телевидение - «окончательно сформировались новейшие средства коммуникации, связанные с телевизионными и компьютерными технологиями. Это, прежде всего кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегаканального» телевидения, основанные на современных способах распространения и хранения информации» Телевизионная журналистика. Под ред. Г.В.Кузнецова и др. - М., 1998, с. 101..

И, тем не менее, репортаж остается основным «способом» передачи информации во всех средствах коммуникации. Он является наиболее распространенным, действенным и ведущим жанром тележурналистики. Перспективы репортажей с городских улиц, предприятий, стадионов и концертных залов - различны. Такие репортажи требуют основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. В будущем технические и информационно-справочные возможности студии позволят придавать информации популярную и увлекательную форму, не выходя за пределы “рабочего кабинета”. Электроника будет помогать хорошему репортеру представить нестандартный взгляд на происходящее, подметить в нем интересные для всех подробности.