» »

Карлхайнц штокхаузен музыкальные произведения. Странный гений: Карлхайнц Штокхаузен

24.11.2019

Букстехуде Дитрих появился на свет в Дании приблизительно в 1637 году, куда его предки переехали жить из Германии. Точное место рождения никто не знает. Большинство биографов музыканта говорят, что это был город Хельсингер, что у Шекспира в «Гамлете» называется Эльсинор, поскольку там долго работал органистом в церкви св. Олафа его отец Ганс Йенсен Букстехуд. Но есть версия того, что Дитрих родился в Хельсингборе, где отец до 1642 года тоже занимал место органиста в церкви святой Марии.

Первым учителем музыки для мальчика становится отец, который зарождает в юном даровании немецкие черты искусства. В развитии музыкального таланта Дитриха так же огромную роль сыграло влияние органной школы, очень популярной на то время, и нидерландский стиль композиции, который присутствовал у Яна Свелинка (он объединил фламандские традиции с итальянскими). Так у Букстехуде появились сочинения, написанные в итальянском стиле.

Дитрих занял пост церковного органиста в св. Марии в городе Любек в апреле 1668 года. Его предшественником был Тундер, который в 1647 году был в церкви и органистом, и смотрителем. Букстехуде женится на его старшей дочери Анне Маргарите и у них рождается 7 детей. В местных обычаях была традиция играть свадьбу со старшей незамужней дочерью предыдущего органиста, пост которого был занят. Дитрих впоследствии столкнется с проблемой подбора преемника, так как мало кого привлекала перспектива жениться на его старшей дочери (среди них были И. Маттесон, И. С. Бах, даже Г. Ф. Гендель).

Когда композитор написал перед рождеством свою «Abendmusik» («Вечерние концерты»), его ожидал великий успех. Чтобы послушать его концерт, публика собиралась со всей Европы. Сам Бах в 1705 году с большими трудностями прибыл в Любек, проделав большой путь из самого Арнштадта.

В творчестве Дитриха Букстехуде центральное место всегда занимало органное искусство, но оно не мешало ему создавать прекрасные духовные кантаты, сонаты для скрипки, клавесинные композиции и произведения светского характера. Творя свои музыкальные работы, он много и достаточно смело импровизировал, оставлял в них частичку своей неповторимой индивидуальности.

Умер известный композитор 9-го мая в 1707 году в Любеке - городе, который он так любил и который отвечал ему взаимностью.

Букстехуд Дитрих оставил по себе богатое и разнообразное наследие:

1925-1937: за редакцией Келькена вышло собрание вокально-хоровых произведений Букстехуда в 7-ми томах.

1942: в Копенгагене были напечатаны его клавирные пьесы.

1952: в том же Копенгагене появился на свет четырехтомный сборник органных композиций.

Самый крупный представитель северогерманской органной школы добаховской эпохи. Предполагается, что он родился ок. 1637 в Дании. Один из биографов композитора, А.Пирро, местом рождения Букстехуде называет Хельсингборг – на том основании, что отец его, Ханс Йенсен Букстехуде (1602–1674), был органистом церкви св. Марии в Хельсингборге до 1642. Однако большинство других исследователей полагают, что Букстехуде родился в Хельсингёре (в шекспировском Гамлете это место называется Эльсинором), где его отец в течение многих лет занимал пост органиста в церкви св. Олафа. В любом случае Букстехуде был датчанином по рождению, хотя позднее Хельсингборг стал шведским городом. Возможно также, что предки Букстехуде переселились в Данию из Германии. Как все немецкие музыканты его поколения Букстехуде испытал сильное влияние нидерландской композиторской и органной школы, в особенности Яна Свелинка, стиль которого, в свою очередь, являлся синтезом фламандских и итальянских традиций (последние были наиболее отчетливо представлены в творчестве Дж.Фрескобальди и Дж.Царлино). В наследии Букстехуде имеется несколько композиций на итальянские тексты, вообще черты итальянского стиля явственно проступают во многих его произведениях.

Однако преобладающим оставалось немецкое влияние. Оно шло непосредственно через отца Дитриха, который стал его первым учителем; через И.Тайле – ученика великого композитора Генриха Шютца; через Ф.Тундера – предшественника Букстехуде в Любеке.

1 апреля 1668 церковный совет Любека предложил Букстехуде место органиста в церкви св. Марии. Музыкант принял предложение, связав свою судьбу с этим городом (там он и умер 9 мая 1707). Пост органиста Мариенкирхе считался одним из лучших в Европе. Однако предшественник Букстехуде Тундер, полагавший, что жалованья органиста недостаточно для достойного содержания семьи, в 1647 взял на себя и обязанности смотрителя. Букстехуде унаследовал обе должности. Другая особенность полученного им места состояла в том, что по традиции новый органист должен был жениться на старшей из незамужних дочерей своего предшественника, и Букстехуде женился на дочери Тундера Анне Маргарете (в этом браке родилось семеро детей). В старости Букстехуде испытывал некоторые затруднения при выборе преемника: многие органисты, в том числе И.С.Бах, Г.Ф.Гендель и И.Маттесон отказались работать в Любеке, их смутила необходимость жениться на старшей дочери Букстехуде.

Наибольшую славу принесли музыканту его воскресные «Вечерние концерты» (Abendmusik) в предрождественский период: на них собирались музыканты со всей Европы. Большая часть органных и вокально-хоровых произведений композитора была написана для таких концертов. Среди слушателей был и молодой И.С.Бах, который в 1705 проделал немалый путь, добираясь до Любека из Арнштадта.

Хотя Букстехуде является автором сочинений в разных жанрах – например, скрипичных сонат, пьес для клавесина, светской вокальной музыки, духовных кантат и других видов церковной музыки, – все же главным в его наследии является органное творчество: именно оно отличается наибольшей самобытностью и оказало мощное влияние на следующее поколение немецких музыкантов. Стиль Букстехуде отмечен большой смелостью, богатством фантазии, он весьма индивидуален и часто ярко виртуозен. Свободно модулирующие импровизационные разделы (некоторые ученые считают их даже чересчур свободными) чередуются в органных пьесах Букстехуде с превосходными фугами и другими полифоническими формами.

Вокально-хоровое наследие композитора опубликовано в семитомном собрании его сочинений под редакцией Келькена (Dietrich Buxtehude Werke, 1925–1937); его клавирные пьесы (Klavervaerker D.Buxtehude) вышли в Копенгагене в 1942; собрание органных произведений в 4-х томах (Dietrich Buxtehude Saemtliche Orgelwerke) – там же в 1952.

Биография: Дитрих Букстехуде (Dieterich Buxtehude ок. 1637 - 9 мая 1707) - немецко-датский органист и один из наиболее известных композиторов эпохи барокко. Его произведения для органа составляют существенную часть стандартного органного репертуара и часто исполняются на концертах и церковных службах. Его творчество оказало огромное влияние на европейскую музыку, в том числе, на творчество И. С. Баха. Современные исследователи считают Букстехуде величайшим немецким композитором периода между Генрихом Шютцем и И. С. Бахом.Букстехуде работал органистом, сначала в Хельсингборге (1657-1658), затем в Эльсиноре (1660-1668), а затем, начиная с 1668 года, в церкви св. Марии в Любеке. Его положение в вольном имперском городе Любеке предоставляло большую свободу действий и способствовало развитию его музыкальной карьеры. В 1673 г. Букстехуде начал организовывать вечерние музыкальные представления («Abendmusik»), которые...

Популярное